На чертежах изображены южный фасад и план Рождественской церкви, а также план и фасад Казанской церкви. Запроектированная Рождественская церковь имеет прямоугольный план, незначительно вытянутый с запада на восток. Здание односветное, перекрыто двускатной крышей без каких-либо высотных акцентов. Членения фасадной плоскости подчинены ритму фасадов Казанской трапезной. Так, на одной высоте находятся цоколь, фриз и карниз, имеющий к тому же схожий набор профилей с карнизом на трапезной Казанской церкви, но украшенный дентикулами. Сдвоенные пилястры расчленяют стену на три неравных участка, на крайних размещены прямоугольные окна с замковыми камнями, а по центру – тройное «венецианское» окно с веерными замковыми камнями, подчеркнутыми полуциркульным пояском. Аналогичным образом, наподобие тройного окна, оформлен южный вход под колокольней в Казанскую церковь, но вместо среднего оконного проема здесь разместилась дверь. Судя по плану, такой же вход предполагалось для симметрии устроить и с северной стороны, а также на западном фасаде Рождественской церкви. Перед каждой дверью планировалось открытое, огражденное балюстрадными перилами крыльцо. В церкви Рождества Христова службы совершались в теплое время года, она считалась летней и не отапливалась. Особая заповедь была дана святым старцем для Рождественской церкви, чтобы в ней постоянно, денно и нощно гореть неугасимой свече у местной иконы Спасителя. До 1930-х годов Казанская церковь вместе с Рождественскими храмами сохраняла свой первоначальный вид. «Под 7/20 сентября 1927 года нам предложили уйти из монастыря. В самый праздник Рождества Богородицы владыка Зиновий служил обедню в храме Рождества Богородицы. Певчие запели стихиру, и не смогли дальше петь. Все заплакали, и вся церковь плакала», – вспоминала монахиня Серафима (Булгакова). После этого началось разорение обители. В Рождественском храме в советское время находились почта, телеграф и госбанк. Повторное освящение храма состоялось 1 июня 1993 года. В 2008 году к Рождественскому храму были сделаны пристрои с южной и северной сторон.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

Росписи Рождественского собора Антониева мон-ря стали импульсом для развития монастырской темы в искусстве Новгорода - впервые в древнерус. храмовых стенописях появляется развернутый монашеский чин. Уникальной особенностью является месторасположение монашеских образов не в зап. части храма, как было принято в Византии, а в алтарной части. Монашеская тематика определяет и декорацию сев.-зап. башни Рождественского собора, росписи к-рой выполнены в основном красной охрой и имеют сходство с рисунками на полях рукописи новгородского по происхождению Типографского устава рубежа XI и XII вв. Помимо неск. сохранившихся фигур святых стены и своды лестничной башни покрыты различными сюжетами символико-аллегорического характера, источниками к-рых являются апокрифические сочинения. Фрески соборов Св. Софии, Николо-Дворищенского и Рождественского Антониева мон-ря относятся к т. н. аскетическому направлению визант. искусства, для к-рого характерны лики святых с крупными чертами лица, с большими глазами, со взглядами, устремленными на зрителя или вглубь себя, что создает впечатление внутренней сосредоточенности персонажей, их отрешенности. По стилю фрески Антониева мон-ря с их жестким и контрастным рисунком, графичностью и экспрессивностью в значительной мере знаменуют начало нового этапа в изобразительном искусстве Новгорода. Черты аскетического направления проявлялись в княжеских заказах, и наоборот,- особенности аристократического стиля могли быть свойственны живописи, заказанной монастырскими властями. Мученики Флор и Лавр. Фреска собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1125 г. Мученики Флор и Лавр. Фреска собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1125 г. Монументальная живопись 2-й трети XII в. представлена стенописями Георгиевского собора Юрьева мон-ря (ок. 1130); фрески практически не сохранилась, но обнаруженные в ходе археологических работ (наиболее богатых находками в 2017) фрагменты свидетельствуют об усилении линейного начала и дают представление о насыщенной цветовой палитре.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Архив Пн Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил престольный праздник Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря 22 сентября 2023 г. 10:25 21 сентября 2023 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност совершил Божественную литургию в  Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители. За Литургией молились настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова) , заведующая канцелярией Синодального отдела по монастырям и монашеству Г.В. Филиппова, многочисленные прихожане и паломники. На богослужении присутствовали начальник Департамента по работе с органами власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе М.Н. Белогубова, председатель правления Благотворительного общественного фонда имени великой княгини Евдокии Московской Л.С. Акелина. За Литургией владыка Феогност рукоположил чтеца Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил Российской Федерации Игоря Данилова в сан диакона. В завершение богослужения состоялся крестный ход. Затем митрополит Феогност обратился к верующим с архипастырским словом: « " Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный " . В этих немногих строках заключается все наше знание о жизни временной и о жизни вечной. Древние говорили: " Нужно знать все о немногом, и только немногое обо всем " . Увы, сегодня стараются знать все о многом и ничего не знают о том немногом, которое нам дано. Праздник Рождества Богородицы дает особую радость нашим сердцам и чувство благодарности Богу за то, что Он призвал нас в Церковь Свою Святую, что мы являемся уже здесь, на земле, участниками Божественного таинства и за то, что Господь нам благословил по окончании земной жизни, по тем трудам, которые мы здесь понесем, наследовать жизнь вечную. И наша земная жизнь, скоротечная и краткая, наполняется смыслом, когда мы понимаем, что есть жизнь вечная, бесконечная, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. А Бог всегда — и вчера, и сегодня Тот же. И когда мы с Богом, то и Бог за нас.

http://patriarchia.ru/db/text/6061589.ht...

Московское разорение, наставшее после царя Шуйского и коснувшееся дворца царского, надо полагать, не пощадило отчасти и Рождественской церкви. Так известно, что в самый год воцарения Михаила Феодоровича потребовалась покупка в Рождественскую церковь половинки сукна рословского червчатого 9 на обивку дверей и окон, 10 а в апреле 1614 г. – 10 аршин холста на срачицы в предел Лазарева Воскрешения. 11 Устройство же в южной части главного храма нового предела в 1613 г. во имя преп. Никиты несомненно потребовало некоторого возобновления в Рождественской церкви. Пожар 1626 года, истребивший большую часть кремлевских зданий, имел своим последствием возобновление описываемого храма. На это указывает свидетельство летописи, гласящее, что, по указу Государеву, были приставлены «у каменного дела у Рождества Пречистые Богородицы и у праведного Лазаря, что у Государя на сенех – жильцы Василий Симонов, князь Иван Волховский и Лука Лихачев». 12 Как нужно предполагать, обветшание церкви вызвало необходимость капитальной перестройки её в 1681–83 годах. Указом от 29 апреля 1681 г. царем Феодором Алексеевичем велено было «собрать с церкви главы и по сводам площадь выверстать наравне с тою площадью, что у каменных хором, длиннику на 11 саженях... Угол, что от Лазарева воскрешения выдался во дворец, разобрать и подделать стеною или столпом сколько доведетца. Внизу на сытном и кормовом дворцах от углов Рождественской церкви до переход, что подле серебреной и аптеки, сделать столпов, сколько доведетца и с тех столпов перемкнуть перететивья и с тех перететивей свесть своды над проезжими вороты, что с кормового на сытной дворец, и на той площади приделать трапезу к старой церкви Рождества Богородицы 13 длиною 5 саженей и шириною против церкви. У старой церкви стены, где запали и не прямо, подделать, чтобы были прямы, и в церкви и трапезе полы намостить дубовым кирпичом на извести, а на паперти и под папертью, где будет проход, выстлать лещадьми в шахмат и залить смолою, предел Лазарева воскрешения вынесть вон, а окон и дверей в церкви и трапезе поделать, сколько где понадобитца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Богородицы , глас 8-й: «Странно таинство, Чистая...» и др. – 3 (см. в Минее 22 июня), и мученика, глас тот же – 3. «Слава» мученика, глас 1-й: «Страстотерпче Леонтие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небесных чинов радование...». Входа нет. Читается «Свете Тихий». В воскресенье вечером всегда поется дневной прокимен, глас 8-й: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни», со стихом [в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба, вместо дневного прокимна поется «Аллилуия», во глас 6-й, со стихами из Часослова; накануне первого дня Рождественского поста – прокимен дня]. Читается «Сподоби, Господи...». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» мученика, глас 4-й: «Да веселится Небо...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Света облаче...». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон). «Под Твое благоутробие прибегаем...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй...» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» с 3 великими поклонами . Конечное Трисвятое не читается . Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Произносится великий отпуст, поются многолетны. В Неделю вечера [и накануне 1-го дня Рождественского поста] служится малое повечерие. Порядок тропарей и кондаков малого повечерия следующий [тропари и кондаки малого повечерия накануне 1-го дня Рождественского поста – при совершении в этот день аллилуйной постовой службы – см. 15 ноября]: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-01/

Описывая Рождественскую церковь в Нучарове в справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области» в 1980 году, авторы раздела «Памятники архитектуры» С.Л.Агафонов и Ю.Г.Самойлов подчеркнули схожесть её структуры с некоторыми другими храмами Ардатовского района, построенными в те же годы. Среди них – Троицкая церковь (1822 год) в Автодееве, проект которой современные исследователи приписывают талантливому архитектору, уроженцу Арзамаса, ученику А.Н.Воронихина – Михаилу Петровичу Коринфскому. Учитывая эти сведения, а также тот факт, что каменный храм в Нучарове был построен на два года раньше автодеевского, можно предположить, что к проекту этого храма также имеет отношение Коринфский. что в приходе Рождественской церкви кроме села Нучарово была и деревня Миякуши – имение дяди известного писателя Павла Ивановича Мельникова-Печерского – Василия Ивановича Мельникова. В Миякушах жила и бабушка писателя Елизавета Ивановна Мельникова. Из автобиографии Мельникова-Печерского известно, что она была похоронена при церкви села Нучарова. Никаких захоронений у Рождественской церкви в Нучарове экспедиция не обнаружила, а, согласно «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год, в селе с 1737 года была ещё и деревянная кладбищенская церковь (престолы: главный – в честь святого Николая Чудотворца и святого Дмитрия, митрополита Ростовского, левый придел – в честь мучеников Андриана и Наталии). Весной 2014 года на связь с проектом «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» вышел родственник регента Рождественской церкви В.В.Михалёва. Он поделился ещё одной версией происхождения названия села (по большому рву проходила река Чара, а рядом – село Нуча), рассказал семейные предания о владелице села, её усадьбе и храме, а также сообщил, что в Нучарове было развито гончарное искусство. Глина добывалась из соседнего карьера, поэтому в постройках использовалось много кирпича. Село было знаменито производством паровых котлов, которые шли на экспорт в Европу, и деталей из латуни и меди, включая декоративное оформление различной утвари.

http://sobory.ru/article/?object=14883

Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в Казанском храме Богородице-Рождественского монастыря 22 марта 2008 г. 16:50 22 марта, в день памяти 40 мучеников Севастийских , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в трапезном храме в честь Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к присутствиющим с Первосвятительским словом. Всечестные отцы, досточтимая матушка игумения, сестры обители, дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает память 40 мучеников Севастийских, принявших смерть за веру и Христа Спасителя. Их подвиг мы прославляем и почитаем так высоко, что даже в этот субботний день Великого поста, совпавший с Днем памяти 40 мучеников, отменяется поминовение усопших. Завтра, во вторую Неделю Великого поста, настоятельница этой святой обители игумения Викторина отмечает День своего Небесного покровителя. Сегодня у нас есть возможность поздравить Вас, матушка Викторина, с праздником и поблагодарить за труды на благо обители. История этого монастыря связана с Куликовской битвой. В стенах обители наши приют и духовное утешение вдовы воинов, павших на поле Куликовом. Более пяти веков здесь возносились молитвы за Отечество наше и поминались те, кто погиб, защищая его. Потом наступила суровая година испытаний и гонений, монастырь был закрыт и разграблен. В тяжелом состоянии приняли мы обитель в 1993 году. Сослужащие мне сегодня владыка Амвросий и отец протодиакон Владимир помнят разруху, которая царила здесь в начале 1990-х годов, и поражены нынешним благолепием этого храма. Совершая здесь Божественную литургию в День памяти 40 мучеников Севастийских, мы невольно вспоминаем подвиги новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру и Христа Спасителя в XX веке. Спасибо Вам, матушка игумения, за Ваши труды! Вы скромно, не трубя перед собой, как говорится в Евангелии (Мф. 6, 2), совершаете добрые дела и восстанавливаете то, что было в прошлом порушено. Багодаря Вам мы сегодня имеем возможность молиться в этом благолепном в полном смысле этого слова храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери. Да благословит Вас Господь на Ваши труды по возрождению этой порушенной святыни Первопрестольного града, да дарует Он Вам силы и здоровье нести Ваше настоятельское служение в сей древней обители!

http://patriarchia.ru/db/text/384290.htm...

«Церковный староста Богородице-Рождественской церкви Иоанн Добровольский, взят в заложники в 1921 году во время введения военного положения. Расстрелян, как и многие его товарищи по несчастью, за неисполнение наказания по законам военного времени”. Георгий Рочев, впоследствии староста Воскресенского собора, за свои православные” убеждения отсидел в тюрьме, отказавшись снимать купола собора». Что стало с сотнями других православных, не отказавшихся от своих убеждений даже перед лицом смерти? У той же Фарносовой в книге «Березово: история и современность» можно найти сведения о том, как работали в 1920-х годах сотрудники Березовского ГПУ. Через спецсвязь посылались шифровки, сведения о политическом состоянии общества. «В районе Сартыньи обнаружены бандиты, 20 уничтожено, одному удалось бежать». В Книге приказов Березовского районного управления рабоче-крестьянской милиции 1932 года читаем: «Приказ. Исключить по книге оружия семь штук патронов, израсходованных инспектором третьего участка при исполнении служебных обязанностей». После таких приказов, как правило, следовал другой – о направлении инспектора в отпуск на неделю. Можно только догадываться, на что были израсходованы патроны и почему инспекторы после отправлялись в отпуск. Интересна публикация по данной теме – статья «Как умирали церкви» главного специалиста архивного отдела администрации округа Людмилы Набоковой – в одной из газет округа в 1995-м году. В ней, в частности, говорится, что 5 февраля 1930 года президиум Березовского РИКа постановил предложить административному отделению РИКа произвести ликвидацию Богородице-Рождественской церкви ввиду невыполнения религиозным обществом взятого на себя обязательства по ремонту здания церкви. История закрытия храма в честь Рождества Богородицы похожа на сотни подобных историй, происходивших в те годы в стране Советов. Сверху шли решительные директивы: закрыть, прекратить, усилить борьбу. Методы борьбы – запугать, создать невыносимые условия существования. Так, представительная комиссия из восьми человек с участием инженера Финкельберга, осмотревшая здание Богородице-Рождественской церкви 14 февраля 1929 года, пришла к заключению: «воспретить производство богослужения в летнем приделе как представляющем некоторую опасность обвала вследствие неравномерной осадки приделов и появления трещины в месте их стыка».

http://pravoslavie.ru/109303.html

Москва) под руководством Дмитрия Трофимова при участии дивеевских сестер и специалистов московской мастерской «MarmorTec». Стены покрыты сусальным золотом. Золото – символ Божества, Божественной славы, Божественного света. Это нетварное небо – Царствие Небесное. Все говорит о том, что здесь наша жизнь не заканчивается. Благодаря этой символике нам передается радость о том, что существует Царствие Божие. Росписи посвящены земной жизни Пресвятой Богородицы и дивеевской истории. Землю с обеих сторон Рождественской церкви батюшка Серафим велел отгородить заборчиком, потому что тут стопочки Царицы Небесной прошли, это земля святая. В 2008 году с южной и северной сторон храма Рождества Богородицы сделаны пристрои и в них освящены храмы в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников. Преподобный Серафим задолго до этого уже знал, что с левой стороны Рождественской церкви будет непременно придел во имя Михаила Архангела. В алтарях под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, находятся могилы любимого батюшкиного ученика Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского. В начале XIX века саровский старец говорил отцу Василию: «Как умирать-то будешь, то чтобы тебе лечь с правой стороны алтаря Рождественской церкви, а Мишенька-то (Мантуров) ляжет с левой». Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Святыни [ править править код ] На южной стене храма Рождества Богородицы помещены старинные иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Этот деисусный чин был подарен преподобным Серафимом для украшения Рождественских храмов. Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Телефоны: +7 (83134) 4-34-45 (по общим вопросам) +7 (83134) 4-40-49 , +7 (83134) 4-39-63 (по вопросам бронирования), +7 (83134) 4-34-45 (экскурсии), +7 (831-34) 4-20-10 (информация о требах). Электронная почта: palomnik.dm@yandex.ru (по общим вопросам), diveevo-bron2@yandex.ru , diveevo-bron2@yandex.ru (по вопросам бронирования), gid@diveevo-palomnik.ru (экскурсии), diveevo.pochtovik@yandex.ru (информация о требах).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

Патриарх Кирилл освятил Богородице-Рождественский собор Зачатьевского монастыря 25 ноября, 2010. Редакция " Правмира " Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил сегодня торжественное освящение Богородице-Рождественского собора Зачатьевского монастыря столицы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил сегодня торжественное освящение Богородице-Рождественского собора Зачатьевского монастыря столицы. Об этом сообщает Интерфакс-Религия . «Сегодня исторический день для города Москвы и для всей России, потому что с освящением этого собора в Зачатьевском, самом древнем, московском монастыре как бы завершается основная часть всех восстановительных работ», — сказал Патриарх после освящения храма. По словам предстоятеля, когда взираешь на этот «великолепный вознесенный к небу в центре первопрестольного града храм и когда вспоминаешь историю этого места, начинаешь понимать, что только духовно слепой человек может не видеть руку Божью в своей жизни и в человеческой истории». Зачатьевский монастырь был основан в 1360 году, ровно 650 лет назад. Тогда святитель Алексий Московский заложил в этом месте соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который был деревянным и сгорел, но в начале XVI века на его месте был построен каменный собор, однако и он сгорел во время большого московского пожара. Третий собор на этом месте был заложен при царе Иоанне Федоровиче, но и он со временем пришел в такую ветхость, что требовал восстановления. В XIX веке был построен четвертый собор, который по приказу властей был разрушен в 1929 году. «Собор, который мы освящаем, — пятый собор на этом месте», — сказал патриарх Кирилл. «Нам предстоит большая работа, чтобы эти воссозданные стены всегда вмещали в себя людей, чтобы здесь совершалась Божественная литургия, чтобы вера народа укреплялась, а вместе с этой верой возрождалась Россия, несмотря на многие тяжкие обстоятельства современной жизни», — сказал Святейший Патриарх. За труды по возрождению Зачатьевского монастыря и Богородице-Рождественского храма настоятельница обители игуменья Иулиания (Каледа) была удостоена права ношения креста с украшениями.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-osvyat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010