Свидетельство 1-й Пахомиевской редакции о том, что монастырский храм первоначально имел посвящение Рождеству Пресв. Богородицы, возможно, связано с тем, что с сер. XV в. по актам прослеживается существование Богородичного Старого Симонова мон-ря (АСЭИ. Т. 2. С. 347. 352; С. 349-350. 355; С. 433-441. 411), на месте которого с 1510 г. сохраняется ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове (ул. Восточная, д. 6). Видимо, храм, освященный в честь того же праздника, существовал на том же месте и в кон. XIV в. «Древний монастырь Рожества Пречистыя» отмечен в Житии прп. Кирилла Белозерского, составленном во 2-й пол. XV в. (Преподобные Кирилл, Ферапонт. 1994. С. 9). Но говорить об административной зависимости Успенского Симонова от Богородице-Рождественского в Ст. Симонове мон-ря возможно только применительно ко 2-й пол. XV в. До этого времени она не прослеживается. Напротив, согласно актовому материалу, Старый Симонов мон-рь был независим от Успенской обители. Т. о., можно допустить существование Богородице-Рождественского мон-ря в Ст. Симонове с XIV в. Но частично подтвержденные летописью сведения 2-й Пахомиевской редакции не дают оснований считать игум. Феодора создателем Рождественского мон-ря в Ст. Симонове и полагать, что эта обитель была позднее перенесена со сменой посвящения основного храма с Богородице-Рождественского на Успенский. Топоним Симоново не связан с посвящением монастырских престолов. Место, на к-ром возникла обитель Рождества Пресв. Богородицы, могло быть освоено и поименовано раньше, чем территория Успенского мон-ря, что и явилось причиной его восприятия как Старого Симонова. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (1509–1510) с колокольней (1785–1787) в Старом Симонове. Фотография. 1882 г. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (1509–1510) с колокольней (1785–1787) в Старом Симонове. Фотография. 1882 г. В Житии прп. Сергия указывается, что игум. Феодор привел во вновь учреждаемую обитель нек-рых насельников Свято-Троицкого мон-ря. Согласно тому же источнику, М. С. м. сразу же стал общежительным, что обусловило появление в нем помимо храма и келий еще и трапезы (Первая Пахомиевская редакция. 1998. С. 367; Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 125-126). Согласно летописи, игум. Феодор не позднее весны 1381 г. стал духовником вел. князя Димитрия Иоанновича (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 141-142).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском монастыре Москвы 7 ноября 2010 г. 13:26 7 ноября 2010 года, в неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре Москвы , а затем возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодальной комиссии по делам монастырей ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре ; протоиерей Олег Клемышев, благочинный Сретенского округа; игумен Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодальной комиссии по делам монастырей; иеромонах Антоний (Севрюк) , руководитель Личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси ; клирики храмов Богородице-Рождественского монастыря и г. Москвы. За богослужением молились настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова) , настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря г. Москвы   игумения Иулиания (Каледа) , насельницы Богородице-Рождественского монастыря, прихожане монастырских храмов. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Ипатия (Журова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры , во иеромонаха. По окончании богослужения игумения Викторина обратилась к Предстоятелю Русской Православной Церкви со словами благодарности за посещение монастыря и освящение возрожденного Казанского храма. «Этот храм строился в трудный для России период Русско-японской войны и революции 1905 года — в противовес хаосу, который сеяли в то время так называемые " освободители народа " ,  — напомнила настоятельница Богородице-Рождественской обители. — В 1906 году его освятил новомученик митрополит Владимир (Богоявленский) в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм стал своего рода символом созидательной силы православной веры, любви и единства в Боге духовно сплотившихся вокруг него людей. В Казанском храме служил святой праведный Иоанн Кронштадтский».

http://patriarchia.ru/db/text/1313755.ht...

Ред. 2011 г.: Храм освящен 12 ноября 2011 года Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в сослужении наместника Богородице-Рождественского монастыря города Владимира архимандрита Нила (Сычева), духовенства Камешковского и Муромского благочиний. Старшая сестра Богородице-Рождественского подворья монахиня Александра Романова. Строительство храма началось в 1907 году. 3 сентября 1912 года Его Высокопреосвященство архиепископ Николай (Налимов) совершил освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. В советские годы церковь подверглась разорению... Восстановление храма началось в 2008 году. К весне 2009 года церковь покрыта оцинкованными кровлями, установлена медная глава с позолоченным крестом. Восстановлены утраченные архитектурные части сооружения. Храм освящен 12 ноября 2011 года Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в сослужении наместника Богородице-Рождественского монастыря города Владимира архимандрита Нила (Сычева), духовенства Камешковского и Муромского благочиний. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Владимирской женской общины выстроена в русском стиле из красного кирпича, не штукатурилась и не окрашивалась. Интересная особенность постройки в очень большом едином кубоватом объеме, перекрытым уникальным по размерам и конструкции крестово-купольным вспарушенным сводом. Архитектору удалось совместить несовместимое: перекрыть колоссальную площадь без единой промежуточной опоры, максимально уменьшить отапливаемый объем при вынужденно большой высоте свода, добиться замечательной акустики, при очень низком положении пят арок, тем не менее создать естественное освещение с нормальным уровнем освещенности, создать комфортно-уютное, соразмерное человеческому масштабу строение. http://www.pridorojniy-mon.com/istoriya-hrama Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По состоянию на весну 2008г. выставлены леса с южного фасада, т.е. начаты реставрационно-восстановительные работы. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=02534

Неделя 23-я по Пятидесятнице. 15. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Начало Рождественского поста. Прп. Паисия Величковского. Прп. Гурия Шалочского. Служба мчч. Гурия, Самона и Авива не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. Примечание. В первый день Рождественского поста, как, впрочем, и в некоторые другие его дни, Устав предполагает совершение аллилуйного постового богослужения, точно так же, как в Петров пост (см. примечание 15 июня). Однако в текущем году в первый день Рождественского поста постовое богослужение с «Аллилуия» не совершается (из-за совпадения этого дня с воскресеньем). Служба с «Аллилуиа» в 2021 году в период Рождественского поста полагается 19 и 26 ноября, 1, 2, 3, 7, 8, 11, 14, 15 , 16 и 18 декабря. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 7, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Едес веселится...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 3-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 6-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Множество согрешений...». На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Приидите, мучениколюбцы вси...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-28/

О дореволюционном прошлом Рождественского храма можно узнать из короткого обзора тотемского историка Д. М. Григорова: " Первоначально у новопостроенной церкви крыша была деревянная, а стены внутри только отбелены; позднее же были сделаны железное покрытие и настенная живопись. Вот и все сведения за первое столетие существования каменной церкви. По летописи Предтеченская церковь, к которой Рождественская в XIX веке была приписана, в 1843 году 7 июня она сильно пострадала от пожара: верхний храм внутри весь выгорел, колокольня тоже обгорела, вследствие чего здания церкви подверглись значительным переделкам. Кроме этого, поправки и переделки производились и в другое время. Так, например: крыльцо в верхний этаж перестроено, и, вследствие этого, красивый наличник входной арки верхнего храма испорчен, в начале ХХ века в нижнем этаже были увеличены окна, и вместо прямых перемычек в них сделаны полукруглые; вход в нижний этаж с южной стороны тоже сделан позднее. Следы этих переделок и остатки прежней входной двери и окна в нижней церкви можно заметить, если вы войдёте в сени сторожки. В верхнем Никольском храме иконостас, иконы и живопись, кроме иконы святителя Николая в трапезе, новые, XIX века. Первоначальный иконостас, в стиле барокко, сохранился в нижнем храме. Кроме крупной резьбы, гладкие плоскости иконостаса покрыты ещё мелкою прорезью красивого рисунка. В этом иконостасе сохранились и более древние иконы: Знамения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Седмичная, влмч. Параскевы и другие " . Церковь в честь Рождества Христова была закрыта в 1930-е годы. Стоявшую рядом с ней колокольню с храмом во имя святой Параскевы Пятницы в нижнем ярусе вовсе разрушили. Практически всё внутреннее убранство оказалось утрачено. Церковное здание использовалось в хозяйственных целях. В 1990-х годах эпоха безвременья закончилась. В 1995 году Рождественская церковь была передана Вологодской епархии, началось восстановление храма. Его освящение иерейским чином состоялось в 1999 году. Пожалуй, самое значительное церковное событие в современной жизни Рождественской церкви связано с перенесением в неё мощей покровителя Тотьмы преподобного Феодосия (Суморина). В 1988 году, в ознаименование празднования 1000-летия Крещения руси, Вологодский музей передал Вологодской епархии мощи святого. Первоначально их поместили в Лазаревский храм Вологды, а в 1994 году, по просьбе верующих тотьмичей, состоялось торжественное перенесение святых останков в Тотьму. До возобновления полноценной церковной жизни Рождественского храма они находились в Троицкой церкви Зеленской слободы. До сентября 2016 года мощи святого почивали в нижнем ярусе Рождественского храма, после чего 15 сентября 2016 года были перенесены с крестным ходом в основанную прп. Феодосием Спасо-Суморину обитель.

http://sobory.ru/article/?object=03691

В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её продолжалось десять лет (1825-1835 гг). В начале XX века на колокольне Христо-Рождественского собора насчитывалось восемь колоколов, крупнейший из которых имел массу более полутысячи пудов. Работы по строительству возобновилось через пять лет, в 1840 году, когда началась пристройка каменной трапезной. Руководили работами протоиерей Андрей Иванович Калугин и церковный староста Стефан Ларин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма города Липецка. К 1848 году в приходе Христо-Рождественского собора насчитывалось 344 двора, в которых проживало 1 556 душ мужского и 1 563 женского пола, в том числе 13 дворов дворян с 24 мужчинами и 30 женщинами. В смутные времена лихолетья, после революции 1917 года, Христо-Рождественский собор также пострадал от рук безбожной власти, как и многие храмы того времени. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности. А в 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое состояние. И, в один из дней, встал вопрос о его сносе. Однако, по воле Божией, нашлись защитники храма. Активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей. В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцовом часовом заводе. Однако, время шло вперед. Как известно, времена меняются. Господь Бог услышал молитвы верующих и в 1991 году безбожная власть пала. В тот же год Христо-Рождественский собор вернули верующим города Липецка. Тогда же он стал кафедральным. 2 ноября 1991 года состоялось освящение Христо-Рождественского собора, и в нём возобновилась служба. Молебен по случаю открытия собора совершил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий в сослужении наместника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрита Никона (Васина) и липецкого духовенства.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/08/...

Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора приступили в 1715 г. В храме Рождества Пресвятой Богородицы алтарь отделен от помещения церкви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса, устроенного в 1825 г., позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была поставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для нового иконостаса написал в 1825 г. масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позолота иконостаса выполнена московским золотарем Павлом Савельевичем Волковым. В конце XIX в. в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 г. В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ведущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX в. хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу. На первом этаже Рождественского собора в XIX в. было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором. Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 г. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский придел, который запустел после обустройства Алексиевского придела. Первоначально Алексиевский храм был небольшим. В 1743 г. по просьбе и на средства девицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественского храма на втором этаже здания. Освящение перестроенного храма состоялось в 1744 г. Алексиевский храм имел резной, деревянный, покрытый позолотой иконостас, выполненный в 1809 г. Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алексиевского храма. Придел был устроен в 1794 г., в 1849 г. в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили. Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре - четырехугольный столб. На первом этаже перед трапезой находилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители. В 1810 г. было построено крыльцо, ведущее в собор.

http://sobory.ru/article/?object=05697

Патриаршее служение в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском монастыре 21 сентября 2018 года 21 сентября 2018 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  в Москве. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Феофилакт (Безукладников) , наместник  Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника  Сретенского ставропигиального монастыря ; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; столичное духовенство. На богослужении присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов; заместитель председателя Совета директоров ОАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев; генеральный директор ОАО «Фосагро» А.А. Гурьев; председатель Наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества А.В. Громова. Среди молившихся были настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами обители, а также игумении ряда женских монастырей. За богослужением пел хор Богородице-Рождественского монастыря, регент монахиня Сергия (Инютина). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Трофима (Судакевича), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, директора Патриаршего Издательско-полиграфического центра при Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в сан иеромонаха.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

«Вид церкви Рождества Богородицы. По возобновлении». Литография. 1869 г. (РГБ) «Вид церкви Рождества Богородицы. По возобновлении». Литография. 1869 г. (РГБ) В 1879 г. при соборе начало работу просветительско-миссионерское братство во имя блгв. кн. Александра Невского. В сев. линии ограды В. Р. м. находилась каменная трапезная церковь, впервые упомянутая в писцовой книге 1624-1625 гг., в нек-рых документах она именуется крестовой. В переписной книге 1701 г. впервые назван престол церкви - во имя Св. Троицы, а также уточняется, что «на церкве шатер каменный». В 1763 г. трапезная церковь уже именовалась Христорождественской, в 1791 г. была перестроена, вместо шатра поставлена «глава чешуйчатая деревянная». Согласно описанию Рождественской ц. 1800 г., в ней находились «архиерейское место с балдахином... Два амвона, один архиерейский с кафедрой, а другой диаконский» (ГА Владимирской обл. Ф. 565. Оп. 1. Д. 421. Л. 6-7). В описи 1805 г. Рождественской ц. упомянут находившийся за левым клиросом «образ в киоте резной Александра Невского с мощами... в оном образе означенные мощи вставлены в серебряный футляр без подписи» (Там же. Д. 427. Л. 9). В 1814 г. эта икона находилась в приделе Александра Невского в Рождество-Богородицком соборе (Там же. Д. 426. Л. 55). Церковь в честь Рождества Христова. 1864–1866 гг. Архит. Н. А. Артлебен. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Рождества Христова. 1864–1866 гг. Архит. Н. А. Артлебен. Фотография. 2004 г. В 1825 г. в Христорождественском храме был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери в память принесения ее и Владимирского образа во Владимир и в Муром в 1812 г. После значительной перестройки храма по проекту архит. Артлебена Владимирский архиеп. св. Феофан Затворник освятил церковь 2 февр. 1866 г. Новый золоченый резной иконостас был выполнен по рисункам Артлебена, иконы написаны московским худож. Степановым. После пожара 1896 г. иконостас был отремонтирован, живопись поновлена, деревянный пол заменен каменным, 17 дек. 1896 г. состоялось освящение храма. В нач. XX в. в Рождественской ц. находилась еще одна памятная рака св. Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке. В сент. 1920 г. имущество мон-ря, в т. ч. «рака с частицей мощей», было передано в приходскую Троицкую ц., куда перешел служить последний настоятель В. Р. м. архим. священноисп. Афанасий (Сахаров) . Эта рака 2 окт. 1923 г. попала в Успенский собор. В наст. время частица мощей св. Александра Невского из нее пребывает в соборе, в др. золоченой раке, на сев. стороне центрального нефа.

http://pravenc.ru/text/154981.html

Так завершились реставрация и приспособление архитектурного памятника. Сохраненная часть старой церкви Козьмы и Дамиана стала, наряду с Дмитровской башней кремля и Рождественской Строгановской церковью, одним из объектов, отреставрированных к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Проведенные нами исследования позволили проследить ход подготовки и осуществления данной реставрации, определить ее результаты, установить участие в ней Р. Ф. Мельцера - ранее неизвестный факт из биографии этого петербургского архитектора. Что же касается дальнейшей судьбы архитектурного комплекса церкви Козьмы и Дамиана, то в советское время он был уничтожен. Сейчас всю восточную сторону площади Маркина занимает административное здание «Нижновэнерго». А.И. Давыдов. К истории реставрации старой церкви Козьмы и Дамиана на Рождественской улице в Нижнем Новгороде. А.И. Давыдов (НИП «Этнос») Козьмо-Дамианская церковь Храм редкой красоты и величественности находился на Софроновской площади (ныне площадь Маркина), что при Рождественской улице. «О Козьмодамианской церкви упоминается еще в Сотной грамоте 1621 г., и она в то время была деревянною. Вместо неё в том же XVII в. построена была каменная церковь с колокольнею». Ко времени XVI Всероссийской художественной и промышленной выставки в Н. Новгороде в 1896 г. прежняя церковь была разобрана, сохранены только колокольня и трапезная. В трапезной была устроена библиотека-читальня епархиального ведомства. 24 августа 1872 г. при епископе Филарете (Малышевском) было заложено, а 26 августа 1890 г. при епископе Владимире (Петрове) освящено новое здание церкви – пятиглавый храм в русском стиле. Построена церковь была по проекту архитектора Л.В. Даля на средства прихожанина Козьмодамианской церкви Дмитрия Алексеевича Обрядчикова. Главный престол был во имя св. бессребреников Козьмы и Дамиана и св. Великомученика Дмитрия Солунского (в память строителя храма Д.А. Обрядчикова), правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя прп. Мирона Пустынника, а левый – во имя свмч. Антипы и мч. Трифона. Все эти престолы были расположены в ряд. Другой именитый прихожанин церкви, А.И. Зайцев, устроил дорогой резной иконостас, с иконами академического письма. Полы и колонны были сделаны из мрамора, стены отделаны под мрамор. В левом приделе храма хранилась древняя икона смч. Антипы, которая почиталась чудотворной. Вместо часовни, существовавшей при старой Козьмодамианской церкви, была выстроена новая. В ней находился древний и, по преданию, чудотворный образ Спаса Нерукотворного, перенесенный сюда из сгоревшей в 1715 г. церкви Спаса Всемилостивого.

http://sobory.ru/article/?object=33400

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010