Рисунок. См. изображение в оригинале Рисунок. См. изображение в оригинале Образ, открывающий эпоху искусства после победы иконопочитания, – Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящий ангел в конхе Св. Софии Константинопольской – существовал уже к 867 г., поскольку в проповеди Фогия, по-видимому, это изображение Богоматери упомянуто как «воздвигнутое неподвижно». По преданию, мозаика исполнена знаменитым греческим художником Лазарем, пострадавшим от иконоборцев (ум. 854 г.). Тип Богоматери на троне (Панахрантос – Пречистой) подчеркивал космическую роль Девы в спасении мира, вдобавок акцентировал мотив Богоматери как престола Божественной Премудрости, которой и был посвящен главный храм Константинополя. Живое и полнокровное переживание античности, отличающее эту мозаику, со всей очевидностью демонстрирует, что для византийского искусства «классическое», являясь образом идеальной антропоморфной красоты, было и способом поисков высочайшего одухотворения. Изображения отличает утонченная красота и высочайшая маэстрия техники. Образы наделены подлинной монументальностью, возникающей не из-за больших размеров, а благодаря широкому и масштабному ритму соотношения фигур, в первую очередь фигуры Богоматери, с пространством. Великолепная статуарность доминирует: фигуры широкие, значительные, с крупными, телесно обозначенными формами, восседают или стоят в предметно обозначенном пространстве. Они поняты как монументальная круглая скульптура, если угодно – как священная статуя святилища, заставляя вспомнить грандиозные создания античности (громадные статуи сидящего Зевса, стоящей Афины Промахос, находящиеся в целле греческого храма), что, безусловно, подчеркивает героический триумфальный дух искусства времени Торжества православия. Богоматерь «незыблемо утверждена» в конхе Софии, как утверждена икона вообще и ее почитание. Не случайно изображение сопровождает победная надпись: «Образы (иконы), которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Пафос утверждения православного видения – иконофильства – это тот пласт, который отразился лишь в монументальном искусстве и был мало свойствен миниатюре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1256 г. М. П., управлявший тогда областями Месофиния и Оптиматы, получил известие о приказе Феодора II Ласкаря арестовать его и бежал в Иконийский (Румский) султанат. Возможно, М. П. действительно готовил мятеж против императора ( Prinzig. 1998), хотя нельзя полностью исключать вероятность ложного доноса (Автобиография. 1885. С. 25). Султан Кей-Кавус II пытался сдержать монг. наступление и передал под командование М. П. отряд, к-рый состоял из пленных византийцев. Этот отряд, сражавшийся под никейскими знаменами, участвовал на стороне турок-сельджуков в сражении с монголами Байджу-нойона при Аксарае (14 окт. 1256), к-рое закончилось поражением сельджуков. М. П. был вынужден бежать в Кастамон. Заручившись от имп. Феодора II гарантиями безопасности, он вернулся в Никею и вновь получил должность вел. коноставла (1257). Однако в 1258 г. император, подозревавший М. П. в измене, отдал приказ о его аресте. М. П. во 2-й раз принес клятву верности императору и обещал в будущем не претендовать на верховную власть. Богоматерь Оранта (?). Имп. Михаил VIII Палеолог, предстоящий Иисусу Христу. Золотой солид. Аверс, реверс (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Богоматерь Оранта (?). Имп. Михаил VIII Палеолог, предстоящий Иисусу Христу. Золотой солид. Аверс, реверс (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Восхождение М. П. к трону началось после смерти имп. Феодора II (16 авг. 1258). Последний успел назначить опекунами своего 8-летнего сына Иоанна IV Дуки Ласкаря патриарха К-польского свт. Арсения Авториана (1255-1260, 1261-1265) и протовестария Георгия Музалона, который первоначально намеревался отказаться от этого назначения, однако был поддержан М. П. и согласился стать опекуном. 24 авг. 1258 г., во время панихиды по имп. Феодору II, совершавшейся на его могиле в Сосандрском мон-ре, заговорщики, к к-рым примкнул М. П., убили Музалона и 2 его братьев. Регентство перешло к М. П. как к лицу, исполнявшему обязанности вел. коноставла. В сент. 1258 г. он удостоился титула вел. дуки, а 13 нояб. был провозглашен деспотом и василеопатром. Получив доступ к гос. казне, М. П. щедро раздавал деньги чиновникам, военным, духовенству, пытаясь заручиться их поддержкой. На важные должности он назначил своих сторонников и родственников (так, его брат стал вел. доместиком), противники же М. П. были удалены из столицы. Вскоре М. П. был провозглашен императором Никейской империи. Свт. Арсений, первоначально не желавший признавать его правителем из-за опасений за жизнь Иоанна IV, все же согласился совершить коронацию М. П. (1 янв. 1259) при условии, что тот будет лишь соправителем Иоанна IV вплоть до совершеннолетия последнего. Однако, видя стремление М. П. отстранить Иоанна IV от власти, свт. Арсений временно удалился с Патриаршего престола. Новым патриархом стал Никифор II , к-рый вскоре скончался, после чего М. П. примирился со свт. Арсением и вернул его на престол.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Над каждым киотом поставлена икона Господа Вседержителя, и по сторонам четыре иконы, по две рядом, все в ризах. Довольно икон и в алтаре, но мы начнем обозрение его с престола. По драгоценности и искусству работы, кроме священнослужебных сосудов, замечательно особенно напрестольный сребропозлащенный (вес. 6 ф. 17 зол.) ковчег или дарохранительница в виде седмиглавой церкви 5 . В знаменование седми таинств, седми даров Св.Духа, седми вселенских соборов. Одно из напрестольных евангелий печатано при патриархе Филарете 7135–1627 г., а другое при патриархе Иосифе 7152–1644 г. На лицевой их стороне – чеканное из серебра распятие Христово (на одном с предстоящими) и по углам четыре евангелиста; на обратной стороне – на одном Рождество Христово и на серебряных застежках апостолы Петр и Павел, на другом осмиконечный крест с наугольниками. Из напрестольных крестов по древности замечателен писанный на древе, в сребропозолоченной оправе; а крест новый запрестольный истинно красота церкви 6 , писан со всеми страстями превосходно. По сторонам его две запрестольные древнего письма иконы Божией Матери: а) Владимирская, на обороте ее: Не рыдай Мене Мати. Пречистая Богоматерь представлена здесь рыдающею, с рассыпанными по персям власами, и без покрывала на главе. б) Смоленская, на обороте Покров. На них с лицевой стороны жемчужная по сребренной фольге вынизанная риза с яхонтами (на первой), стразами и другими камнями; оклад оплечья и венец с короной сребропозолоченные, древней чеканной работы. Перед жертвенником крест Господень с предстоящими. На горнем месте в киоте красного с позолотой дерева-икона Спасителя, давно писанная, и по сторонам ее шесть малых икон, все в ризах. Над ними три иконы древнего письма, каждая в 12 вершков: Господа, Матери Божией и Иоанна Предтечи (деисус), венцы серебряные; а поверх деисуса в средине изображение многоглавой церкви, знаменует церковь первородных на небесах написанных ( Евр.12:23 ); по сторонам икона Богоматери: Нечаянная радость и другая в жемчужной ризе икона св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Но в этих страданиях матери не одиноки, у них есть величайшая помощница и заступница — Пресвятая Дева. Она испытала скорбей и страданий больше всех матерей, когда стояла у подножия креста Сына Своего и Бога. Вот поэтому Господь и поставил Ее пред престолом Своим небесным. Так высока и многоценна пред Господом любовь матери. Дорогие матери, вы пришли сегодня в храм Божий прославить Пресвятую Деву и святых Ее родителей, просите же Господа о том, чтобы Он, высоко поставивший пред престолом Своим любовь материнскую, был близок сердцу вашему, когда заботы и печали о детях будут угнетать вас, когда материнские скорби будут терзать ваше сердце. Просите и молитесь об этом Богу всегда, но особенно сегодня, когда так высоко чтится и свято прославляется родительское звание в лице святых родителей Богоматери. И в этот радостный и спасительный день хочется собрать в один гимн все песнопения в честь Богоматери и от всего сердца воскликнуть: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое!» Аминь. На Рождество Пресвятой Богородицы О смирении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Так пророчески отвечала Пресвятая Дева Мария на приветствие праведной Елизаветы, которая, провидя Духом Святым будущую славу преблагословенной Богоматери, воскликнула: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего». И вот уже почти двадцать веков мы видим постоянное исполнение этого пророчества. И сегодня, дорогие братия и сестры, мы с вами особенно чтим и прославляем Пресвятую Деву в этот великий праздник и за этим чудным богослужением и сами наглядным образом исполняем это пророчество, и испрашиваем у Нее благодатной помощи в благословении на предстоящие труды. Матерь Божия всегда ублажалась и ублажается верными чадами Церкви Христовой. Что же сделало Богородицу достойной этой славы? Вместе с пророчеством о своей славе, Пречистая Дева Мария говорит и о причине ее. «Яко призре на смирение рабы Своея», — говорит Она. Итак, причиною своего высочайшего избрания быть Матерью Божией — орудием спасения рода человеческого — Она считает только Божию милость, Божие изволение. И действительно, если мы посмотрим на жизнь Девы Марии, то увидим, что вся она была украшена истинным смирением, которое вознесло Ее превыше херувимов и серафимов. С детских лет Она смиренно предала Себя в руки Божий и пребывала в полном послушании у родителей, а после — у пастырей и руководителей Иерусалимского храма. Постоянно исполняя волю Божию и волю своих наставниц и духовных руководителей, Святая Дева пребывала в молитве, богомыслии, чтении слова Божия и в труде — рукоделии. Ни малейшего ропота, обиды, жалобы, осуждения или уныния никто никогда не слышал от Нее. Она полностью отсекла Свою волю и покорила ее воле Божией.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Николай Чудотворец и св. мученица царица Александра. На той же стене золотыми словами написано: «Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца, что творит десница Твоя, яко да будет милостыня Твоя в тайне и Отец Твой, видяй в тайне, той воздаст Тебе яве», и вблизи хор: «Внидите узкими враты, яко пространная врата и широкий путь, вводяй в пагубу» (Мф.6:3–4 и Мф.7:13 ). На северной стене вверху, ближе к иконостасу, написано исцеление слепорожденного. В алтаре над престолом изображен Св. Дух, над жертвенником – чаша, и по сторонам ее – по ангелу с рипидами; над обширным горним местом, обитым красным сукном, – Господь Вседержитель с предстоящими Богоматерью и Иоанном Крестителем, а на простенке с южной стороны – Нерукотворенный образ Спасителя. Иконостас храма отличается вычурностью резьбы и представляет собою блестящее смешение позолоты, серебрение и красок под фарфор и перламутр. Он устроен в пять ярусов. На северной двери написан архидиакон Стефан, и на южной – архидиакон Никанор. Местные иконы без окладов – по правую сторону царских дверей 105 – Воскресения Христова, Полоцкой Б. Матери, и в углу, за южною дверью – великомуч. Феодора Стратилата; по левую сторону царских дверей – Похвалы Божьей Матери, св. апостола Иоанна Богослова и в углу, за северною дверью – св. Николая Чудотворца; во втором ярусе – двунадесятые праздники, в третьем посредине – деисус с апостолами по сторонам, в четвертом посредине – образ Богоматери, а по сторонам пророки, в пятом ярусе – праотцы. Верх иконостаса увенчан резным образом распятия Господня с предстоящими у креста Богоматерью и Иоанном Богословом. За престолом поставлено распятие, вырезанное на дереве рельефом в рост человеческий, с надписями вверху на трех языках, несомненно, работы искусного резчика времени царя Феодора Алексеевича – старца Ипполита. Пред иконостасом повешено старинное, прекрасной работы, паникадило о десяти перьях и шандалах, между которыми помещены литые фигуры ангелов с лилиями и приточных дев с лампадами в руках, на нижнем его яблоке – циферблат и яблоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Образ слева от царских врат – второе почетное место в иконостасе, где традиционно ставится образ Богоматери. Именно здесь с 1395 года и до Октябрьской революции стояла чудотворная Владимирская икона Богоматери, которая всегда сама избирала себе место пребывания. В страшном московском пожаре 1547 года лишь Успенский собор, в котором пребывала святыня, остался невредимым. Митрополит Макарий, отслужив, задыхаясь в дыму, молебен, хотел было вынести икону из огня, но ее не смогли сдвинуть с места. Ныне она находится в замосквореченском храме Николая Чудотворца в Толмачах – домовом храме Третьяковской галереи, а в Успенском соборе ее место занял список (копия), исполненный учеником Дионисия в 1514 году. Над северными дверями иконостаса – еще один образ Успения Богоматери, написанный, по одному преданию, на доске от купели, где крестили Пресвятую Богородицу, а по другому – на доске от гроба святителя Алексия Московского. От времени доска рассохлась и выгнулась, оттого икона называется «Согбенная». Ведущий в иконостасе ряд – деисусный чин. Здесь предстоящими Господу, согласно традиции, введенной патриархом Никоном, изображены все 12 апостолов – так называемый «апостольский деисус». Раньше же в деисусном чине изображали только двух первоверховных апостолов, Петра и Павла, а за ними следовали образы отцов Церкви. Необычна и центральная икона – «Спас в силах». На ней серебряными нимбами обозначены символические образы четырех апостолов-евангелистов: человек (Матфей), орел (Иоанн Богослов), лев (Марк) и телец (Лука). Символы были заимствованы из Откровения Иоанна Богослова: «И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6–7). Согласно церковному толкованию, эти апокалиптические животные олицетворяют собой «тварный мир» – вселенную с четырьмя сторонами света. В христианской иконографии их символически отождествляли с четырьмя апостолами-евангелистами, проповедовавшими Благую весть на четыре стороны света, то есть по всему миру.

http://pravoslavie.ru/3571.html

К конце XV в. появляется в новгородской иконописи и самый образ Софии Премудрости Божией в типе огненного ангела на престоле, произведение позднейшей (XV в.) греческой иконописи, и важно поэтому утвердить, что до этой эпохи русская иконопись совершенно не знала образа Софии, несмотря на общенародное почитание этого имени. Новгород, как известно, особо чтил в своем соборе местный образ Спаса на престоле, указующего на раскрытое Евангелие. Видение пророка Иезекииля на реке Ховар. Икона. 1-я пол. XVI в. Русский Север.ГМЗМК. Происходит из ризницы Соловецкого монастыря Новгородская редакция иконы Софии представляет крылатого, огневидного лицом, крыльями и одеждой ангела на престоле, утвержденном семью столпами; в правой руке ангела крест, в левой свиток. Кругом звездное небо, ниже облако. Выше Спас с радугой, на ней подписано – Премудрость Божия. Над Спасом книга Евангелия, по сторонам по 3 ангела. По сторонам огненного ангела стоят на книгах Божия Матерь с иконой Спаса на груди и Иоанн Предтеча со свитком. В наружном фресковом изображении на стене московского Успенского собора Божия Матерь и Предтеча изображены крылатыми. В Киевской Софии образ «Софии», относящийся ко времени Петра Могилы , представляет Софию – ангела в образе Богоматери. Но множество икон XVI в. повторяет список иконы XV в., появившийся в Новгороде. Икона «Красен добротою паче всех сынов человеческих» («излияся благодать в устнах Твоих, сего ради благослови Тя Бог во век» – стих 3, Пс. 44 ) представляет только подобие образу «Софии Премудрости Божией», но собственно сочинена вновь в позднейшее время (конец XVI в. ?), с херувимами по углам арки, внутри которой, на высоком престоле Спас – София восседает среди предстоящих Ему Богоматери и Предтечи, а по сторонам группа Святителей, и внизу ряды припавших к земле и молящихся святых и праведных. На многосоставной иконе (Русский музей) третья икона в ряду: Глас от Сиона, Единородный Сыне – Красен добротою. Иконы «Софии Премудрости Божией» нередки, но в то же время часто представляют мало художественного значения, и в большинстве позднейшего происхождения: таковы, например, иконы (Русский музей, Исторический музей); в собрании Е.Е. Егорова икона по письму 1-й полвины XVII в. или позже (с палатами сложными), окружена 12-ю клеймами; в них изображено: Принесение Нерукотворного Образа, Воздвижение, Происхождение древа Креста, Зачатие Божией Матери, Рождество Божией Матери, Введение, Собор Божией Матери, Покров Божией Матери, Положение пояса, Сретение Владимирской иконы Божией Матери, Рождество Иоанна Предтечи. Стало быть, все темы по иконографии Божией Матери, и они отнесены к образу Софии, который сближается с Богородицей. Письмо иконы прекрасное.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

В средине – царские двери. Вверху их – крест в сиянии. В средине, в двух овальных кругах с резьбою, образа Богоматери и благовествующего Ей ангела. Над царскими дверьми – деисус с предстоящими Богоматерию и Предтечею, а по сторонам, в двух кругах, по два евангелиста? Местные иконы: по правую сторону царских врат: Спаситель, сидящий на престоле, и св. великомученица Екатерина, а по левую сторону: Богоматерь с Предвечным Младенцем и св. Николай Чудотворец; на северной двери изображен св. архидиакон Лаврентий, а на южной – архидиакон Стефан. Под местными иконами подзоры с резными украшениями. Верх иконостаса увенчан образом Господа Саваофа. За клиросом, на южной стене, помещены в двух иконостасах – в одном – 17, а в другом – 16 различных по величине и изображениям икон в окладах, поднесенных Государю Императору во время коронации в 1896 г. На той же стене, по средине, в двух киотах – в одном – 29, а в другом – 24 иконы в окладах, также поднесенные во время коронации. На северной стене, за клиросом,, в ореховой раме и без оклада – образа Св. Николая Чудотворца и Св. мученицы царицы Александры и еще трех святых с подписью вверху: «яко ангелом своим заповесть о тебе», а под образом: «крепость даяй царем нашим Господь » и еще две иконы: Св. Николая и Феодоровской Б. Матери, также поднесенные по случаю коронации. Живописные изображения на стенах и сводах храма следующие: над входом в храм из коридора написаны: Господь Вседержитель, Богоматерь, Иоанн Предтеча и архангелы Михаил и Гавриил, в трапезе на южной стене: обручение св. великомуч. Екатерины в невесты Христу, а на северной – явление ей Богоматери с Богомладенцем; над срединою трапезы – Спаситель. Над срединою самой церкви: Воскресение Христово и Богоматерь в облаках, окруженная сонмом ангелов, над аркою – посредине изображение Нерукотворенного образа Спасителя, на правой стороне арки – Спаситель в терновом венце и с тростью в ручке, а на левой – образ Богоматери «Умиление сердец». В алтаре, над престолом, Дух Святый в сиянии и окруженный ангелами, на горнем месте – вверху – Господь Саваоф, а на простенках – справа: Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

§ 145. Алтарь отделяется от прочих частей и закрывается от взора предстоящих завесою и иконостасом– (иконовместилищем). В иконостасе бывают трои врата: средния или царския, в кои благодатно и невидимо проходит Царь царствующих, под разными образами. Чрез царския врата к престолу и между царскими вратами и престолом никто, кроме священнодействующих, и Царя в день венчания на царство, не проходит. Боковые двери называются одне южными, а другия северными. На царских вратах изображается благовещение Богородицы– тайна воплощения Сына Божия, указующая на всемирную жертву спасения, а по сторонам Евангелисты,– благовестники воплощения. С правой стороны царских врат всегда помещается икона Спасители, а с левой – Богоматери; и посему называются местными. На правой стороне подле местной иконы в иконостасе или против иконостаса на аналое или в киоте всегда поставляетси образ храмовой, как знамение небесного покровителя храма. Сверху царских врат бывает изображение тайной вечери, – указующее на таинственную вечерю алтаря, а сверху иконостаса крест, как главнейшее знамение искупительной жертвы и веры нашей. Духовно иконостас служит выражением единения Церкви небесной с воинствующею 6 , которая под покровом первой подвизается на земле. § 146. Вторая часть храма собственно называется церковию, местом собрания молящихся, в котором возвышение пред иконостасом обыкновенно называется солея (возвышение), для предохранения иконостаса от предстоящих, а круглое возвышение на солее против царских врат и среди кафедрального храма – архиерейская кафедра – амвоном (восхождением); ибо на амвон восходят священноцерковнослужащие для чтения, пения, молитв, поучений и иных священнодействий. По сторонам амвона устрояются клиросы (жребий) для причетников, коих жребий служить в церкви. У клиросов поставляются хоругви – знамения единения членов или прихожан церкви местной ( 1Цар. 10:19 ). § 147. Третий – западная часть храма называется притвор, в котором древле устроились трапезы (столы) для вечерей любви, совершались и доселе совершаются литии (особенныя моления) и крещения оглашенных. Вне притвора паперть или притвор внешний, – приходный. Кругом храма бывает ограда для неприкосновенности и украшения храма Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Под римской церковью св. Мартина на горах (S. Martino ai monti), построенной около терм Траяна и до сих пор сохраняющей великолепные мраморные античные колонны, еще в древности была устроена в подземных субструкциях церковь (придел во имя св. Сильвестра), своды и стены которой доселе сохраняют некоторые остатки живописи. Там в одной люнете можно видеть полуразрушенное фресковое изображение Богоматери с Младенцем на престоле, среди двух предстоящих ей святых жен или дев, с мученическими венцами в руках. Пышный трон, весь усыпанный жемчугом, жемчужные венцы, с жемчужными же крестами над челом, жемчужные оплечья и наручи, а также жемчужные венцы в руках и, затем, весь еще древнехристианский тип юных фигур и их драпировки требуют отнести означенную фреску приблизительно к 844 году, временам папы Сергия и Льва IV, когда церковь св. Мартина и эта церковь св. Сильвестра были восстановлены. Для нас в настоящем случае важно замечательное распространение данной композиции Богоматери с двумя предстоящими святыми женами и именно в период со второй половины VIII по вторую половину IX века. 235. Фреска церкви св. Сильвестра, под церковью св. Мартина в Риме В другом месте той же церкви, на стене вверху, сохранившаяся часть фресковой росписи представляет (рис. 235) ряд стоящих святых жен, изображенных лицом к зрителю и также держащих мученические венцы. Около нимба одной еще читается имя святой Агнии. Совершенно то же обилие жемчужных украшений и тот же характер письма, близкий к росписи церкви Марии Антиквы, указывают, что эта фреска современна описанной выше люнете. Среди святых жен выделяется одна фигура, держащая младенца на левой руке, но, судя по тому, что она стоит, возможно здесь изображение и не Богоматери 228 , но Анны, держащей младенца Марию, как это представлено в подобной же, разобранной выше, фресковой фигуре в церкви Марии Антиквы. Ряд римских мозаик в период IV–IX столетий, ныне исчезнувших, упоминается в Liber Pontificalis – известной «Папской Книге». По «Папской Книге», папа Григорий III (731–741) построил в базилике св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010