Свт. Николай Чудотворец. Мозаичная икона. XI в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Среди поствизант. икон преобладают произведения критской школы. Кисти критского иконописца Ангелоса Акотантоса принадлежат круглая икона «Целование апостолов Петра и Павла» и образ «Богоматерь с Младенцем и вмц. Екатериной». Иконы «Христос Вседержитель» и Божия Матерь «Пантанасса» Андреаса Рицоса (2-я пол. XV в.) предназначались для иконостаса кафоликона. Его сыну Николаю Рицосу приписывают роспись 2-створчатых панагиариев, на одном из к-рых изображены «Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими ангелами» и «Гостеприимство Авраама», а на другом - «Божия Матерь Влахернитисса» и «Христос Великий Архиерей» (кон. XV в.). Художнику круга Андреаса Рицоса принадлежит образ ап. Иоанна Богослова (ок. 1500). К кон. XV в. относится икона «Воскрешение прав. Лазаря и Вход Господень в Иерусалим», ко времени ок. 1500 г.- «Чудо арх. Михаила в Хонех». Икона «Спас Страстной» (1560-1570), согласно исследованиям С. Балтоянниса, является ранней работой критского худож. Доменикоса Теотокопулоса, известного как Эль Греко . Икона Божией Матери «Пантанасса». Мастер Андреас Рицос. 2-я пол. XV в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Икона Божией Матери «Пантанасса». Мастер Андреас Рицос. 2-я пол. XV в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Из работ известных художников XVI-XVII вв. в музее-ризнице И. Б. м. находится триптих с изображением Спаса на престоле и со сценами двунадесятых праздников (ок. 1596) Георгия Клодзаса, «Деисус, с предстоящими св. Параскевой и ап. Андреем Первозванным» (ок. 1600) иерея Иоанна Апакаса, «Мученики Евстратий, Мардарий, Орест, Евгений и Авксентий» и «Прп. Онуфрий, со сценами жития» (1650-1670) иерея Еммануила Скордилиса, «О Тебе радуется» (1670-1690) Теодороса Пулакиса. Из др. произведений XVI в. следует отметить иконы «Прп. Иоанн Отшельник, со сценами жития» (1-е десятилетие XVI в.), «Апокалипсис» из двери старой, или «внутренней», ризницы кафоликона (дар Никифора Хартофилакса, копия 1626 г. иконы Фомы Вафаса, ок. 1596, из пещеры Апокалипсиса), «40 Севастийских мучеников» (XVI в.), «Рождество Христово» (сер. XVI в.), «Св. Параскева» (XVI в.), «Арх. Михаил» (сер. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/471591.html

C XI в. Д.-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и св. Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судией (миниатюра из Евангелия XI в.- Paris. gr. 74; икона XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028; мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130). Многофигурный Д. Предстоящие Христу святые изображены в иерархическом порядке. Один из ранних примеров - 5-фигурный Д. Лимбургской ставротеки (X в.). Помимо Богоматери и св. Иоанна Предтечи, к-рые здесь представлены на противоположных, а не на своих традиционных местах (Богоматерь по левую, а Иоанн по правую руку Христа), здесь помещены архангелы в лоратных облачениях. За Богородицей - арх. Михаил, за св. Иоанном Предтечей - арх. Гавриил. Все святые изображены в рост по сторонам от тронного образа Христа. Объемно-пространственным вариантом 5-фигурного Д. (поясного) является мозаика свода нартекса и люнета над центральным входом в кафоликон мон-ря Осиос Лукас: над порталом помещен центральный образ Христа Пантократора с раскрытым Евангелием, в медальонах на сводах - Богоматерь с воздетыми руками, св. Иоанн Предтеча и 2 архангела. Деисус. Пелена. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ) Деисус. Пелена. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ) В 5-фигурном Д. на шитой пелене 2-й пол. XIV в. (НГОМЗ) по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, св. Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и 4 рус. святителями представлена на шитом воздухе кнг. Марии Тверской (1389, ГИМ). На псковской иконе кон. XV в. (центральная часть триптиха с Д. и избранными святыми) архангелы находятся на 2-м плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и св. Иоанну Предтече. В 7-фигурном Д. (др. название - «седмица») за архангелами помещаются изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (фреска в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, ок.

http://pravenc.ru/text/171595.html

Предалтарный иконостас - недавний; первоначального стенного писания не осталось и следов; но святые иконы в иконостасе сохранились все древние, восходящие к XIV столетию. Нынешний иконостас состоит из четырех поясов. На царских дверях поставлены древние иконы четырех Евангелистов с изображениями символов: у Матфея - человека, у Марка - орла, у Луки - тельца, у Иоанна - льва, все символы красного цвета, с крыльями и с Евангелиями; над Евангелистами - Благовещение Пресвятой Богородицы. Местные иконы следующие: Господа Вседержителя, с предстоящими, мерою 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш. 8 верш.; храмовая икона Введения Богоматери; Живоначальной Троицы, в виде трех Ангелов, записанная в описи 1649 г., мерою 1 арш. 131/2 верш., шир. 1 арш. 8 верш.; Смоленская икона Богоматери, мерою 1 арш. 111/2 верш., шир. 1 арш. 31/2 верш. Все местные иконы в серебряном вызолоченном окладе, с такими же венцами, украшенными разноцветными камнями; оклад и украшения на трех из них (кроме храмовой) устроены в одинаковом виде в недавнее время благотворителями, Серпуховскими купцами Андроником и Феодором Андреевыми Солодовниковыми. Во втором поясе: над царскими дверьми - складень; по сторонам иконы двунадесятых праздников, именно: к северной стороне - Пресвятой Троицы, в виде трех Ангелов, Воскресения Христова, Входа в Иерусалим и Воскресения Лазаря; к южной: Вознесения Господня, Преображения, Благовещения и Успения Богоматери, - все мерою в 1 арш., шир. 12 верш. В третьем поясе, в середине - Господа Вседержителя, седящего на престоле с Евангелием, раскрытым на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, - мерою 21/4 арш., шириною 2 арш.; по сторонам, в особых рамках, предстоящие - Богоматерь и Иоанн Предтеча; за иконою Богоматери иконы: Архангела Михаила, Ап. Петра и Василия Великого; за иконою Предтечи: Архангела Гавриила, Ап. Павла и Николая Чудотворца, - все мерою 21/4 арш., шириною 12 верш. В четвертом поясе, в середине - Печерская икона Богоматери, мерою 2 арш. шир. 11/4 арш., к северной стороне: прор. Давида, со свитком: Рече не отверзаите пророчество мое збудется; прор. Илии - Ревнуя поревнова по Господе Бозе Вседержителе; прор. Моисея - Купину тя видех в Синии приближшуся; прор. Иакова - Виде лествицу утвержену на земли ежи; к южной стороне: царя Соломона - Премудрость ……. храм и утверди; прор. Иеремии - Се Бог наш не вменится инии; прор. Даниила - Виде гору от неяже отсечеся камень; прор. Ионы - Возопих в печали моей ко Господу Богу моему - все мерою 2 арш. в шир. 14 вершков.

http://sobory.ru/article/?object=14048

Когда было совершено славословие в храме Всесвятой Владычицы, наступила великая тишина. Тогда Матерь Умного Света призвала одного из предстоящих архистратигов и велела ему принять из алтаря кадильного кадило с горящим углем. И предстал архистратиг пред Владычицей у Ее Святого Престола. И повелела Пречистая одному из предстоящих святых возложить в кадило фимиам молитв праведников и вознести дар молитвы славословия, хвалы, величания, благодарения и поклонения Вседержителю Господу Богу, Искупившему нас кровию Своею, неизглаголанною силою Своего Божества. И пели песнь великую, дивную, сладкую, исполненную крепости, жизни и бессмертия. И, совершив хвалу, все пали на землю и поклонились Его Божеству. И снова настала тишина. И тогда раздалось новое пение — то была хвала Матери Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Все воспели в песни Царицу и Владычицу, песнь дивную, предивную. И радостью, и славою, и великолепием звучала эта песнь, которою лики святых едиными устами и единым языком похваляли Пренепорочную Деву. Изумлялся Иоанн силе и величию той хвалы. А старец, державший его за руку, сказал ему: — Приди в себя, юноша, и дерзай, и будь сопричастник пения, и воспой с поющими и воспевающими хвалу Всесвятой Владычице, Матери Истинного Бога нашего, чрез Которую Он нас спас и Которая нас привела сюда. И юноша стал причастником той великой хвалы, которую воспевали святые Богоматери пред Пречистым Лицом Ее. И трепетал смертный состав его тела, а душа расширялась от той чудной хвалы, готовая расторгнуть союзы с телом, не могущим вместить хвалы той. И зарыдал Иоанн, и струи слез текли из очей его, а сердце взывало: «Боже мой, Боже мой! Неизреченна Твоя благость и Твоя любовь к нам, тленным смертным людям!» — Не бойся! — сказал ему старец, — место, на котором мы ныне стоим, не место мертвых, но во век живых: нет здесь смерти — здесь одна жизнь. И когда Иоанн несколько пришел в себя от душевного потрясения, восторга и радости, великое славословие Богоматери было совершено, и все славящие Ее поклонились Ей до земли.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

архив. В третьем этаже колокольни устроены боевые башенные часы с колоколами 204 . Четвёртый этаж весь занят складом старинных икон и других вещей, оставшихся от упразднённых храмов. В пятом этаже помещаются пять церк. колоколов, из коих в большем весу 32 п. 20 ф., a в самом меньшем и древнем, отлитом в 1788 г. для Сретенской церкви, заключается весу 1 п. 6 ф. Внутри церковь разделяется на три части: среднюю, где помещается главный престол, и две боковых где помещаются приделы Крестовоздвиженский и Георгиевский. Первый из них – Крестовоздвиженский – есть тёплый придел, для чего в нём пол, потолок, двери и окна двойные, все стены положены на мох и имеется одна большая каменная, обтянутая железом печка для отопления; на зиму этот придел отделяется от средней части храма большою складною (раздвижною), дощатою вверху и стеклянною внизу стеною, которая вся закитовывается и не пропускает сквозь себя холода. В главной части храма иконостас перенесён из бывшей Георгиевской церкви, но он значительно реставрирован стараниями о. Стефана Хойнацкого. В нижнем ярусе иконостаса одна местная – храмовая икона Почаевской Богоматери представляет точную копию подлинной чудотворной иконы Почаевской, только в больших размерах и с предстоящими по правую сторону – пр. Илиею и мучн. Миною, a по левую – первом. Стефаном и препод. Авраамием, и внизу, – под ликом Богоматери – великомуч. Катериною, преп. Параскевою и св. Ириною; в самом низу иконы находится изображение Почаевской Лавры. Другая местная икона Богоматери изображает явление Богоматери на скале Почаевской в столпе огненном, положившее начало цельбоносной стопы Почаевской. Третья местная икона Спасителя есть точный список такой же местной иконы в царском иконостасе Почаевского Успенского собора. Последняя местная икона изображает преп. Иова Почаевского в том виде, в каком он изображён на иконе в царском иконостасе Успенского Почаевского собора. Иконостас в Крестовоздвиженском приделе составлен из бывшего горнего места Сретенской церкви, причём местные в нём иконы Спасителя и Богоматери взяты из иконостаса Георгиевской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1891 г. был произведен ремонт интерьеров церкви: выравнивание полов и замена их покрытия с лещадного на деревянное, замена потерявших устойчивость престолов на дубовые с кипарисными верхними досками на мраморных цельных плитах, переделка жертвенников, в связи с чем было произведено переосвящение храмов: главного – митрополитом Иоанникием, а придельного – благочинным Китайского «сорока», протоиереем Покровского собора Константином Богоявленским. Тогда же были капитально отремонтированы трехъярусные иконостасы храма и придела простой столярной работы XVIII в., разные по исполнению, крашенные по левкасу масляной краской с включением резных позолоченных элементов и с заменой каркасной основы на резную, вызолоченную на полимент, при сохранении общей композиции иконостасов в целом. Были выровнены с плоскостью иконостаса Царские врата, ранее находившиеся в углублении, гладкие, непрорезные, с заменой прорезными насквозь, вызолоченными на полимент и украшенными местами золоченой резьбой. Прежние иконы работы не ранее XVII в. были заменены новыми, фряжского письма, писанными на старых липовых досках с возможным сохранением сюжетов старых икон, мастером Егоровым. Так, в главном храме прежние иконы местного ряда – Спасителя, исцеляющего расслабленного при Овчей купели, и Богородицы «Всех скорбящих Радость» в 1891 г. были заменены новыми, фряжского письма, иконами Спасителя с предстоящими препп. Варлаамом и Сергием и Печерской Богоматери с предстоящими в молении московскими святителями Петром и Алексием. С правой стороны от царских врат помещалась местная икона преп. Михаила Малеина; южная дверь примыкала к капитальной стене. С левой стороны от местной иконы Богоматери находилась икона Покрова Божией Матери с изображением под ней ликов святых, тезоименитых членам семьи Александра III, в память спасения во время крушения поезда 17 октября 1888 г. Северная дверь примыкала к северной стене храма. Тем же мастером Егоровым были переписаны вновь иконы придельной церкви с сохранением прежних сюжетов.

http://sobory.ru/article/?object=45280

Большое внимание в посланиях уделяется вопросу о том, как отличить подлинных аскетов от ложных (эта тема рассматривается и в «Дидахе»). Главным критерием выступает поведение странников. Даются разного рода практические советы для сохранения девства: не оставаться наедине с девами и женщинами, ночевать только вместе с братьями, не путешествовать с девой, девы не должны умывать ноги приходящим аскетам и т. п. Во время собрания для молитвы вместо целования мира, согласно автору посланий, аскетам и девам необходимо окутать правые руки одеждой, только после этого допускается их взаимное приветствие через касание рук (Ibid. II 2). В целом автор осуждает т. н. virgines subintroductae, хранивших девство, но проживавших вместе с мужчинами. Исследователи отмечают тесную связь между посланиями о девстве и апокрифическими «Деяниями апостола Фомы» ( Kretschmar. 1964), а также близость описанных практик к манихейству ( Caner. 2002). Среда, в к-рой появились и проповедовали странствующие аскеты, впосл. послужила основой для появления сир. общин «сынов и дочерей завета» (см., напр.: Aphr. Demonstr. 6) и мессалиан . Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими свт. Николаем Чудотворцем и сщмч. Климентом, еп. Римским. Икона. XIV в. (ВОКМ) Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими свт. Николаем Чудотворцем и сщмч. Климентом, еп. Римским. Икона. XIV в. (ВОКМ) Именем К. надписаны также некоторые памятники литургико-канонического содержания. В частности, от имени К. ведется повествование в греч. «Апостольских постановлениях», составление которых относится ко времени ок. 380 г. (в их основе лежат «Дидаскалия апостолов», «Дидахе» и «Апостольское предание»). Подобные компиляции под именем К. известны в сир., копт., эфиоп. и араб. традициях (сир. «Восьмикнижие Климента» состоит из «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (в 2 книгах), «Апостольского церковного чина» (см. «Каноны святых апостолов» ) и 8-й кн. «Апостольских постановлений»; арабское «Восьмикнижие Климента» включает «Завещание Господа нашего Иисуса Христа», «Апостольский церковный чин», «Апостольское предание» и 8-ю кн. «Апостольских постановлений»; «Семикнижие Климента», или «Александрийский Синодос», сохранившийся на саидском и бохаирском диалектах копт. языка, а также на геезе, составляют «Апостольский церковный чин», «Апостольское предание» и 8-я кн. «Апостольских постановлений». Подробнее см. ст. Литургико-канонические памятники .

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Вот мы стоим перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы — большим образом, тем, который “больше рук”, и в сравнительно просторном нашем стоянии я могу остановить свое внимание на том, что мне представляется сейчас, в данную минуту очень важным, — на стопах Богоматери. Они выполнены отчасти наивно, с детскою верою. Они смиренно разведены в стороны, хотя Пресвятая Дева изображена сидящею, и от этих стоп в сердце прокрадывается умиление. Это стопы уже невещественные, это стопы ставшей Матерью Бога, но — о, счастье! — это и вещественные стопы смиренной рабы Божией, потому что святая Дева Мария — от нашего естества! Поэтому хорошо сердцу стоять и молиться перед этим образом, вникать в слова Акафиста, такие простые и вечные, приносящие твердое удовлетворение в высоте совершившегося чуда Благовещения. Как хорошо и верно сердцу в Церкви! Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы часто возбуждал мысль живописцев, и они, погружаясь в события жизни Пречистой, изображали Символ, Тайну этой Ее неповторимой жизни, значение Ее в деле спасения людей, средоточие Ее в сонме святых, ищущих Бога сердец. В соборе столицы праздник этот обычно справлялся перед иконой, где Божия Матерь изображена на престоле, посреди святых Ветхого и Нового Завета. В Новгородской школе живописи для этой иконы, которая так и именуется “Похвала Богоматери”, при всей суровости этой школы были найдены отрадные тона, в которые окрашены и фон иконы, и лики, и одежды изображаемых лиц. Богоматерь помещена на престоле, окруженная сонмом святых пророков. Младенец изображен отдельно, поверх престола Богоматери, в сиянии венка из лилий, который знаменует и престол Его Матери. Пресвятая Дева сидит в позе смиренной, изумленной отроковицы. Та же тема у иконописцев псковской школы в иконе “Собор Богоматери” имеет более торжественное и мистическое звучание. Богоматерь уже сидит на престоле с Младенцем на фоне темных, поднимающихся кверху гор. Все поле иконы темно-зеленого цвета, на котором особенно отрадно мягкое темно-красное сияние престола Богоматери. На темном же поле иконы повсюду возникают группы лиц, знаменующих удивление таинством Боговоплощения. Та же тема в школе Дионисия — светла, прозрачна, насыщена большим числом святых, предстоящих престолу Божией Матери, Которая восседает с Младенцем на троне, окруженном ликом архангелов и ангелов. Икона именуется “О Тебе радуется”. Над престолом Богоматери помещен светлый, обширный пятиглавый собор и всюду произрастают пальмы и цветы. Так, повсюду в перечисленных изображениях Божия Матерь является центром, средоточием, фокусом, собирающим в себе стремления людей, их пророчество, молитву, славословие.

http://pravmir.ru/krug-bogorodichnyiy/

В центре алтаря стоит престол, над которым возвышается сень, или киворий, с главою на четырех тонких столбах. Под ним висит дароносица артофорий в виде голубя или небольшой церковки. За престолом стоит большой крест; как правило — это один из ктиторских вкладов в монастырь. Семисвечники есть далеко не во всех храмах. На горнем месте стоит кафедра епископа или (как в Протатском храме и Ватопеде) чтимая икона Богоматери Боковые апсиды отделены от алтаря завесами. Когда начинается освящение Святы: Даров на литургии, их задергивают, как и завесу Царских врат. В тех храмах, где боковых апсид нет, завесы висят на прутьях, протянутых вокруг престола. Иконостас святогорских храмов невысокий, часто двухъярусный. По традиции, его венчает крест с Распятием, с предстоящими по бокам образами Богоматери и святого Иоанна Богослова. Эта композиция устанавливается на двух фантастических китах, искусно вырезанных из дерева. Головы китов соединены, и их раскрытые пасти поддерживают Распятие, а на высоко поднятых хвостах стоят в резных овалах образы Богоматери и святого Иоанна Богослова. По объяснениям самих святогорцев, эти киты являются символическим напоминанием о трехдневной смерти Спасителя и Его славном Воскресении из мертвых, прообразом которого является трехдневное пребывание пророка Ионы в китовом чреве ( Ион.2:1 ; Мф.12:40 ). Под каждой из икон в местном чине, а также перед всем» отдельно стоящими иконами (в том числе и настенными изображениями Христа и Богоматери на перегородке между главной частью храма и литийным притвором повешена небольшая иконка, к которой прикладываются после службы. Возле правой колонны, ближе к Царским вратам стоит аналой, именуемый проскинитарием. Этот аналой сделан из мрамора или ценного дерева с инкрустацией из перламутра, слоновой кости и черепахи. На нем во время праздничных бдений полагается икона праздника, а в остальные дни —икона ктитора монастыря или праздника, которому посвящена обитель. За левой колонной установлена икона Божией Матери, почитаемая в монастыре, или большая икона с изображением святого ктитора монастыря, а за правой, возле проскинитария, — большая икона святого или праздника, которому посвящен монастырь. В боковых закруглениях установлены деревянные формы, или стасидии, для левого и правого хора певчих и почетных старцев. Во время праздничных бдений в стасидиях с правой стороны стоят губернатор и прочие представители светских властей, а с левой стороны — делегаты от монастырей и прочие духовные лица, приглашенные на праздник.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

Мон-рь Пресв. Богородицы Елеусы близ Ризокарпасо. XV в. Мон-рь Пресв. Богородицы Елеусы близ Ризокарпасо. XV в. С зап. стороны перпендикулярно к ц. Пресв. Богородицы Елеусы пристроена поствизант. однонефная церковь с каменной 2-скатной крышей. В мон-ре хранились иконы арх. Михаила (XV в.?, ныне в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии) и ап. Фомы (XVI в.?) ( Π[απαγεωργου] Α. Ελεοσας Παναγας εκκλησα, Ριζοκρπασο//ΜΚΕ. 1986. Τ. 5. Σ. 45-46). Однонефную купольную церковь ап. Иакова, брата Господня, в Трикомо типа компактно вписанного креста Н. Гиолес датирует XIII в. ( Γκιολς. 2003. Σ. 145, 156), Стилиану предположительно относят к XV в. ( Stylianou. 1997. Р. 486), а Папагеоргиу - к XV-XVI вв. ( Idem. Ιακβου Αγου εκκλησα, Τρκωμο//ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 58-59). Верхние части фасадов и торцов храма завершаются необычно острыми щипцами, двери и окна имеют слегка остроконечные завершения. Росписи утрачены. В османский период стены были украшены фарфоровыми тарелками. Иконы «Христос Великий Архиерей с предстоящим св. Иоанном Предтечей» и «Богоматерь с Младенцем на престоле с предстоящим ап. Иоанном Богословом» из местного ряда иконостаса кисти критского (!) худож. Мелетия (1620) были похищены после тур. оккупации, но обнаружены в Швейцарии и в 2009 г. переданы Кипрской Православной Церкви. В наст. время в здании церкви размещено туристическое бюро. Однонефную сводчатую церковь свт. Николая Чудотворца близ Кома-ту-Ялу P. Ганнис датировал XVI в. ( Gunnis R. Historic Cyprus: A Guide to its Towns and Villages, Monasteries and Castles. L., 1936. Not. 43), а Ходзакоглу относит к визант. периоду ( Χοτζκογλου. 2010. Σ. 439-442). Впосл. здание было расширено к западу. Свод поддерживают 4 поперечные арки. В конхе изображены Богоматерь «Оранта» с архангелами, ниже - «Служба святых отцов» (до 1974 сохранились голова свт. Спиридона Тримифунтского и нимб еще одного иерарха), в сев. части фронтона апсидной арки - фигура арх. Гавриила из композиции «Благовещение», на сев. опоре апсидной арки - диакон (первомч. Стефан?), на юж. склоне свода вимы - «Крещение Господне», на сев. склоне - «Рождество Христово», под «Крещением» - фигуры 2 святых, под «Рождеством Христовым» - «Жертвоприношение Авраама», ниже - 2 погрудных образа святых. На внутренней поверхности 1-й поперечной арки помещены фигуры святых, читается только имя мч. Вакха. Под сев. консолью был изображен патрональный святой храма - свт. Николай Чудотворец, на северной стене - арх. Михаил. Мн. фрески повреждены или сняты турками (Ibid. Σ. 439-442).

http://pravenc.ru/text/1681133.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010