К другому полюсу пластического стиля относятся образы подчёркнуто миловидные, внешне привлекательные, грациозные и изящные. В основе такого рода образов лежала идея демонстрации по земному понятой красоты горнего мира, стремление нравиться. Явный эстетический вкусовой оттенок далеко не всегда противоречит серьёзным содержательным основам искусства такого типа. Нечто подобное происходило в памятниках поздней готики «мягкого» стиля, с его золотыми Мадоннами и прекрасными ангелами. Оттенок светского изящества, благородной куртуазности сказывается и в образах византийского искусства, вроде бы весьма далёких от готики. Художественные средства этого варианта стиля XIII в. тоже апеллируют к пластике, но пластике не резкой, не перенасыщенной светотеневыми контрастами, а более естественной, и лишь слегка «структурированной». Этот вариант стиля отличается большей внешней подвижностью, хрупкой и беглой игрой тонких складок. Он не чужд прихотливой линейной орнаментики в драпировках. Цвет отличается нарядностью (преобладают нежно-зелёные и тёплые розовые оттенки) и светлостью, активно применяются золотые атеисты или тонкие белильные разделки. Фактура письма выглядит рыхлой, текучей. Свет и тень не противопоставлены, а мягко проникают друг в друга. Тени на ликах иногда кажутся прямо-таки размытыми. Всё то, что призвано подчеркнуть небесное происхождение образов – крылья ангелов, драгоценность одеяний Спасителя и Богоматери, прорабатывается со вкусом и подробностями. К ангельской теме в XIII в. вообще заметен повышенный интерес. Именно в ангелах внешняя Схожесть с человеком была соединена с природой нематериальной, поэтому в XIII в. не только любили изображать небесных вестников, но и задавались вопросами бытового характера: как они, например, поглощают пищу. Круг таких образов начинается с росписи Храма Св. Иерофея в Мегаре, где в куполе представлены грациозные ангелы, склонённые Перед Спасителем. Фрески Мегары принято котировать концом XII в., между тем и типы ликов, и характер пластики, и звучный цветистый колорит заставляют усомниться в ранней датировке. К этому же кругу относятся синайские «Богоматерь на престоле с предстоящими ангелами», «Богоматерь Аристократусса» из триптиха (середина XIII в.), «Архангел Михаил» и «Апостол Пётр», входившие в состав деисусного чина и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ангелы стоят ближе к Богу, чем человек и всякое творение, кроме Богоматери, ближе Коей никто быть не может. Они суть «вторые светы», окружающие Бога, изливающиеся из первого Света Божия. Ангелы суть силы Божии, лучи Славы Его, которым дано ипостасное бытие. Хотя и существует ангельский лик в смысле воинства небесного с его «небесной иерархией», но ангелы не имеют своего собственного, тварного мира, который имеет человек, не имеют в нем своей особой, хотя и тварной, жизни. Тварность ангелов состоит в том, что их ипостасные лики вызваны Богом к бытию из небытия, сотворены. Однако эти ипостаси сотворены, имея для себя природой силы Божии, они живут, так сказать, в самом Боге, составляя Его окружение: «бесплотнии ангели, Божию престолу предстоящий, отонудными светлостьми облиставаеми, и светолитии вечно сияющие, и свети бывающе втории» 77 . «Вторые светы» образуют как бы тварно-ипостасное зерцало Первого Света, «тварем начаток», образ Божий в светообразном отражении и окружении. Конечно, это соединение тварного и божественного, приобщение тварных ипостасей к жизни божественной есть тайна, ныне человеку неведомая и недомыслимая. Она намекается иконографически тем, что ангелы изображаются на иконах или человекообразно, либо как воины, хотя и в окрылении (ибо они посылаются Богом к человеку), либо по чину священнослужительскому, – или же (что для нас сейчас наиболее существенно) только как лики, даже очи, или крыла, круги и под. Одним словом, изображается символически ипостасное бытие, не имеющее своего собственного тела, своей природы. Это-то и означает таинственную и страшную близость ангелов к престолу Божию: «пречистый Твой престол окружающе» 78 . Эта мысль, что ангелы суть тварно-ипостасные силы Божия, но не имеющие своей собственной природы, получает библейское подтверждение в Ветхом Завете. Всем известно, что многократно в богоявлениях человеку (Аврааму, Моисею и др.) Бог или прямо именуется Ангелом («великого совета Ангел, чуден советник, Бог крепок, властитель, отец будущего века» Ис. 9.6 ), или же иногда выражения Бог и ангел с непонятным безразличием чередуются в одном и том же рассказе (напр., Исх. 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Полагают, что эти образа назывались шестилистовыми потому, что на них накладывалось по шести листов золота, если золотили их фон, а пядничными потому, что они измерялись в длину и ширину ручной пядью 76 . В некоторых больших и богатых иконостасах устраивалось и по два пядничных яруса 77 . В маленьких иконостасах число их икон бывало меньше десяти, а в больших – оно доходило от 50 до 100. Так, в Троицкой церкви Юрьегорского (ныне упраздненного) монастыря в олонецкой губ. пядничный ярус в иконостасе состоял всего только из четырех икон: Казанской Богоматери, Тихвинской Богоматери, Сошествия Св. Духа и Богоявления Господня 78 ; а в соборном храме Кирилло-Белозерского монастыря, по описи за 1718 год, в состав этого яруса входило около 50 икон, которые были размещены в следующем порядке: по правую сторону царских врат – образ Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы Одигитрии, Спаса Нерукотворенного, Владимирской Богоматери, Смоленской Богоматери, Спаса Вседержителя, Пр. Богородицы Одигитрии, еще Пр. Богородицы Одигитрии, Владимирской Богоматери, Пр. Богородицы Одигитрии с Кириллом чудотворцем на поле, Пр. Богородицы с Превечным Младенцем, окруженной святыми, Феодоровской Богоматери, Пр. Богородицы Одигитрии, Спасителя, к ногам Которого припадают Марфа и Мария, Богоматери на престоле с Превечным Младенцем на руках, а пред Ними в молении св. Никита Новгородский, Богоматери на престоле с изображением св. Троицы наверху и разных святых по сторонам, Успения Пр. Богородицы, Николая Чудотворца, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преп. Онуфрия и Петра Афонских; по левую сторону – Владимирской Богоматери, Спаса Нерукотворенного, Пр. Богородицы Одигитрии, Владимирской Богоматери, Спаса Нерукотворенного, Пр. Богородицы Одигитрии, Владимирской Богоматери, Спаса Вседержителя, явления иконы Феодоровской Богоматери, Спасителя на престоле с предстоящими Ему Богоматерию и Предтечею (деисус), Смоленской Богоматери, Кирилла Белозерского, Василия Блаженного, Владимирской Богоматери, Явления Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Иконостас деревянный, гладкий, позлащенный, старый. На нем вверху Распятие Господне с предстоящими, в верхнем ярусе – образ Знамения Пресвятой Богородицы, по обе стороны которого – пророки, в среднем ярусе – образ Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле с предстоящими, по сторонам с апостолами; в третьем над царскими дверьми – Вечеря Господня, по обе стороны – Господские праздники. Царские врата резные, вызолочены. Местные образа в нижнем ярусе по правую сторону: образ Всемилостивого Спаса, образ преподобной Марии Египетской, образ поясной святого евангелиста Иоанна Богослова; по левую сторону у царских врат: Владимирский образ Пресвятой Богородицы, украшен разноцветными камнями и жемчугом; образ Воскресения Господня, образ поясной Николая Чудотворца с житием, украшенный тремя камнями. За левым крылосом – образ Распятия Господня с предстоящими и образ “Всех скорбящих Радость”. Паникадило в церкви медное, литое» . Придел Сретения Господня В приделе Сретения Господня иконостас гладкий, с небольшой резьбой, местами вызолочен. Царские врата резные вызолочены. Вверху иконостаса – «Распятие Господне с предстоящими, позади – образ Спасителев, Богоматери, Иоанна Предтечи, по левую сторону – апостолы, по правой стороне – образ Сретения Господня. (По описи 1776 года по правую сторону царских врат – образ Спасителя и образ архистратига Михаила, по левую сторону – образ Сретения Господня .) В приделе было четыре медных малых лампады и маленькое гладкое медное литое паникадило» . Церковь Николая Чудотворца В ней к жертвеннику стена возобновлена, входное с монастыря крыльцо покрыто тесом. «В алтаре находились за престолом – образ Богоматери, по левой стороне – образ Николая Чудотворца, против жертвенника – образ Богоматери Смоленской. В царских вратах катапетасма атласная, красная. Иконостас деревянный, гладкий, крашен разными красками наподобие мрамора; вверху – Распятие Господне с предстоящими, в верхнем ярусе – образ Всемилостивого Спаса с предстоящими, в среднем ярусе – Тайная вечеря, по сторонам – Господские праздники.

http://pravoslavie.ru/33766.html

На застежках оного писано золотом на верхней – Архиепископе: на нижней – Макарие. – На загибе застежек на серебре резными вязаными буквами писано: Святое Евангелие свершено лета 1533. – По обрезу в клеймах краской написано: внизу – книга, по середине – глаголемая, в верху – Евангелие. 2. Евангелие в десть писано уставом в 7110-м году (1609); в нем начальные слова и Евангелисты писаны золотом творенным; верхняя дека серебряная, чеканная, позлащенная, на оной Распятие Господа с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом резные с чернью; около Распятия и между Евангелистами и по краям по доске обнизано жемчугом средним в оду нить; на доске же четыре камня в гнездах серебряных, золоченных, их коих два виниса облыя и две корки изумрудные, а вокруг гнезд обнизано жемчугом средним. В оном на первом листе в пяти кругах золотыми вязанными буквами написано: «Лета 1602 сентября в 25 день на память преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского чудотворца. Сия книга глаголемая Евангелие положила в дом Пречистыя Богородицы Честнаго и Славного Ея Рождества и Преподобного отца нашего Пафнотоия Боровского на престоле в монастыре Ирина Андреевская – жена Петровича Клешнина, на напоминание души мужа своего Луппа по иноке схимнике Левкее и по его родителям и по своей душе. 3. Евангелие, печатанное при патриархе Иоакиме в 1681 году, обложено бархатом синим, на нем распятие Господне с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом. Евангелисты и четыре херувима серебряные, чеканные, позолоченные на верхней доске серебряной около распятия Господня в полях четыре камня из коих два сапфира облыя, один яхонт красный и один червчатый. 4. Евангелие, печатанное в 1697 году индикты 6, обложено полубархатом красным, – на верхней доске по середине Иисус Христос , сидящий на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею и евангелисты – серебряные, резные на исподней доске середина, наугольники и застежки медные. Весу в серебре на верхней доске тридцать золотников. 5. Евангелие, напечатанное 1694 года индикта 2-го, обложено полубархатом красным. На нем на верхней доске серебренный образ Христа Спасителя, садящего на Престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. Евангелисты серебряные, чеканные, вызлащенные. На исподней доске середина и наугольники серебряные, чеканные, без позолоты, прорезные, а застежки серебряные позолоченные. Из вкладной книги видно, что оное Евангелие в 1696 году строил обители Пафнутиевой казначей старец Иосиф Бурцов на поминовение архимандрита Феофана, на его келейные деньги. Весу в серебре один фунт сорок пять золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На застежках оного писано золотом: на верхней Архиепископе, на нижней – Макарие. На загибе застежек на серебре резными вязными буквами писано: Святое Евангелие свершено лета 1533. По обрезу в клеймах краской написано: внизу – книга, посредине – глаголемая, вверху – Евангелие. 2 . Евангелие в десть писано уставом в 7110-м году (1602); в нем начальные слова и Евангелисты писаны золотом творенным; верхняя дска серебряная, чеканная, позлащенная, на оной Распятие Господа с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, резные с чернью; около Распятия и между Евангелистами и по краям по дске обнизано жемчугом средним в одну нить; на дске же четыре камня в гнездах серебряных, золоченых, из коих два виниса облые и две корки изумрудные, а вокруг гнезд обнизано жемчугом средним. В оном на первом листе в пяти кругах золотыми вязными буквами написано: «Лета 1602 Сентября в 25 день на память Преподобнаго Отца нашего Сергия, Игумена Радонежскаго Чудотворца. Сия книга, глаголемая Евангелие, положила в дом Пречистыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Рождества и Преподобнаго Отца нашего Пафнотия Боровского на престол в Монастырь, Ирина Андреевская жена Петровича – Клешнина, на напоминание души мужа своего Луппа по Иноке Схимнике Левкее и по Его родителех и по своей души». 3 . Евангелие, печатанное при Патриархе Иоакиме в 1681 году; обложено бархатом синим; на нем Распятие Господне с предстоящими: Богоматерью, Иоанном Богословом; Евангелисты и четыре Херувима серебряные, чеканные, позлащенные; на верхней дске серебряной около Распятия Господня в полях четыре камня, из коих, два сапфира облые, один яхонт красный и один червчатый. 4 . Евангелие, печатанное в 1697 году Индикта 6; обложено полубархатом красным, на верхней деке посредине Иисус Христос , седящий на престоле с предстоящими: Богоматерью и Иоанном Предтечей, и Евангелисты серебряные, резные; на исподней деке средина, наугольники и застежки медные. Весу в серебре на верхней деке тридцать золотников. 5 . Евангелие печатанное 1694 года Индикта 2-го; обложено полубархатом красным, на нем на верхней дске серебряный Образ Христа Спасителя, седящего на престоле, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей; Евангелисты серебряные, чеканные, вызлащенные; на исподней дске средина и наугольники серебряные, чеканные без позолоты прорезные, а застежки серебряные позлащенные. Из вкладной книги видно, что оное Евангелие в 1696 году строил Обители Пафнутиевой Казначей Старец Иосиф Бурцов на поминовение Архимандрита Феофана, на его келейные деньги. Веса в серебре один фунт сорок пять золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Богородице - «О, Всепетая Мати…». В навершии рамы на облачном фоне изображено «Коронование Богородицы» с предстоящими ангелами, по сторонам - святые. В клеймах (слева направо) иллюстрируются кондаки и икосы Акафиста Пресв. Богородице: 1) Кондак 1. «Взбранной Воеводе победительная…» - изображена композиция «Чудо от Ризы Богородицы в Константинополе»; 2) Икос 1. «Ангел предстатель…», кондак 2. «Видящи Святая Себе в чистоте…» - «Благовещение»; 3) Кондак 13. «О, Всепетая Мати…» - Богоматерь на престоле с предстоящими; 4) Икос 2. «Разум недоразумеваемый…», кондак 3. «Сила Вышняго осени тогда…» - «Благовещение у кладезя»; 5) Икос 3. «Имущи Богоприятную Дева утробу…» - «Встреча Марии и Елисаветы»; 6) Кондак 4. «Бурю внутрь имея…» - Дева Мария и Иосиф; 7) Икос 4. «Слышаша пастырие…» - «Рождество Христово»; 8) Кондак 5. «Боготечную звезду…» - «Путешествие волхвов со звездой»; 9) Икос 5. «Видеша отроцы халдейстии…» - «Волхвы приносят дары Богомладенцу»; 10) Кондак 6. «Проповедницы богоноснии бывше волсви…» - «Обратный путь волхвов»; 11) Икос 6. «Возсиявый во Египте…» - «Бегство в Египет»; 12) Кондак 7. «Хотящу Симеону…» - «Сретение Господне»; 13) Икос 7. «Новую показа тварь…» - «Иисус Христос благословляет апостолов на проповедь»; 14) Кондак 8. «Странное рождество видевше…» - Христос на престоле с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Предтечей (Деисус); 15) Икос 8. «Весь бе в нижних, и вышних…» - Иисус Христос с предстоящими, в небесном сегменте - Божия Матерь «Знамение»; 16) Кондак 9. «Всякое естество ангельское…» - Иисус Христос на престоле в окружении небесных чинов; 17) Икос 9. «Ветия многовещанныя…» - Божия Матерь с Младенцем на престоле с предстоящими святителями, внизу - проповедники (витии) со свитками; 18) Кондак 10. «Спасти хотя мир…» - «Шествие Иисуса Христа на Голгофу»; 19) Икос 10. «Стена еси девам, Богородице Дево…» - Божия Матерь с омофором в облаках с предстоящими девами; 20) Кондак 11. «Пение всякое побеждается…» - благословляющий Христос в сиянии славы с предстоящими; 21) Икос 11.

http://pravicon.com/info-4044

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Печерская (Киево-Печерская, Свенская-Печерская; с предстоящими Антонием и Феодосием со свитками) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Пресвятая Богородица Печерская с избранными святыми. Поморье. XVIII в. Дерево, левкас, темпера 38,2х32,1 см. Изображение сидящей на престоле Богоматери с Младенцем и предстоящими киево-печерскими преподобными Антонием и Феодосием принадлежит к иконографическому типу, получившему наименование «Печерского». В отличие от древнейшего Печерского Свенского образа, на котором престол с восседающей на нем Богоматерью вознесен над землей и словно парит в воздухе над святыми угодниками, позднейшие иконы п[...] Файл 13441.jpg:   Размер: 850x1024, 0.87 MPix, 196 Kb. Дата: 2011-09-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (303) , (10) . Описание: Икона Божией Матери ПЕЧЕРСКАЯ Артель Федора Рожнова. Около 1706 года. Москва. Школа патриарших иконописцев. Находится в пророческом ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора (1700-1706 гг.) Угличского кремля. 153х181см. Дерево, темпера. Файл 16773.jpg:   Размер: 1016x967, 0.98 MPix, 556 Kb. Дата: 2012-03-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (278) , (13) . Описание: Икона Богоматери Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Дерево, масло. Размер: 22х26,5 см. Россия, середина XIX века. Файл 18535.jpg:   Размер: 1000x1127, 1.13 MPix, 581 Kb. Дата: 2012-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (268) , (8) . Описание: Роспись в трапезной пещерной церкви Антония и Феодосия Печерских в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры. Сюжет: " Богоматерь с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими " . Файл 19486.jpg:   Размер: 800x466, 0.37 MPix, 173 Kb. Дата: 2012-09-08, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (125) , (4) . Описание: Изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Свенская Печерская, Орловской епархии в Брянском Свенском Успенском [монастыре] : [лубок]. - Москва : литогр. Д. Гаврилова, 1882. - л. : литогр.; 27,9 х 21,3 (изобр.); 44 х 33,4 (л.) Файл 34949.jpg:   Размер: 2012x2601, 5.23 MPix, 868 Kb. Дата: 2020-08-03, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (52) , (0) .

http://pravicon.com/icon-290-photo

Иллюстрация строфы ψ на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом», подобно всем прочим сценам этого икоса, тоже передает некую реальность, только неизвестно какую – провинциальную или константинопольскую? Две фигуры предстоящих – мужская и женская – не могут быть представителями толпы – лика; так изображаются только донаторы, например, в Дечанах или в Мюнхенской Псалтири; в целом же среди 9 сохранившихся иллюстраций икоса ψ в циклах Акафиста можно отметить четыре донаторских композиции (Охрид, Марков монастырь, Козия, Мюнхенская Псалтирь). Чаще всего поклонение образу Богоматери представляется в виде литии с иконой Богоматери Одигитрии, исключение составляет лишь фреска в Марковом монастыре, где краль Урош V изображен рядом с неизвестной иконой Богоматери Элеусы, которую по общему контексту сцены можно считать местной реликвией. Композиция московского памятника отличается от таких сюжетов: здесь нет конкретного иконного образа, а имеется символическое изображение Богоматери с Младенцем на храме, подобное многим более поздним изображениям, встречающимся, например, в древнерусских иконах и миниатюрах и являющимся обозначением наименования престола данного храма или его святыни – особо почитаемого образа. 73 С точки зрения соответствия тексту Акафиста: «...хвалим тя вси яко одушевлен храм, Богородице» – изображение храма с таким символом, конкретно представляющим «одушевляющий» храм образ, восходит к столичной традиции интерпретации эпитетов-уподоблений, которая наиболее отчетливо видна в иллюстрации строфы «Светоприемную свечу...» рукописи Син. греч. 429 или в Козии. Здесь сохраняется творческая свобода в создании художественного образа, равного тексту, присущая столичным мастерам, но в значительной мере утраченная балканскими художниками, как свидетельствует об этом, например, фреска Маркова монастыря с изображением Богоматери Элеусы. В Марковом монастыре местная процессия уподоблена церемонии с иконой Богоматери Одигитрии почти буквально, даже несут Элеусу на спине, как носили, по описаниям паломников, константинопольскую святыню. На московской иконе, подобно фреске Маркова монастыря, изображена не лития в храме Одигон, о чем можно судить по отсутствию образа Богоматери Одигитрии, а нечто иное; здесь мастер ни в одной детали не стремится следовать какому-либо образцу, он не повторяет ни одного из известных нам изображений циклов Акафиста ни во фрагментах, ни в общей схеме композиции. Источниками сюжета строфы ψ на иконе Успенского собора служат три фактора: текст гимна, понимание автором общей идеи изображения, то есть необходимости в данном месте литургической сцены, и местная реальность, – лишь ими ограничивает себя мастер, создавший новый для палеологовской иконографии Акафиста, но в духе константинопольской традиции, вполне точно соответствующий тексту образ поэтической строфы. § 2. Символические мотивы изображения Богоматери в клейме ψ и их зависимость от смысловой интерпретации сюжета. Повторение константинопольской традиции

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Не так отчетливо проявляется эта тенденция в пещерных храмах Каппадокии, поскольку у них совсем иное внутреннее пространство, иная «архитектура», отсутствует купол, где можно было бы разместить изображение Христа, а программа росписи отличается архаическими особенностями. Но и там изображение Богоматери играет видную роль 375 . В соборе, посвященном Св. Софии, образ Богородицы, вместилища и престола Премудрости, должен был иметь особое значение 376 . Не случайно в интерьере Софии Киевской столь большое значение имеет фигура Богоматерин в конце апсиды, которая дана в особо крупном масштабе, с подчеркнуто монументальными, массивными пропорциями. В Софийском соборе в Охриде, середины XI в., на предалтарных столбах представлены не Спаситель с Богоматерью, но два изображения Богоматери с младенцем на престоле, причем в разной иконографии. На северном столбе младенец Христос изображен с обнаженными скрещенными ножками, в живом повороте к Богородице, а на южном – и Богоматерь и Спаситель восседают в торжественной фронтальной позе 377 . П. Милькович-Пепек полагает, что эти парные композиции должны были выразить определенную богословскую концепцию. В одном случае Богоматерь представлена как мать со своим ребенком, в другом же подчеркивается божественная природа Спасителя 378 . Г. Бабич отмечает, что образы Богородицы с Христом в Софии Охридской «символически указывают на присутствие Логоса, то есть Божественной Премудрости, которой посвящен охридский собор 379 ». Но если в Софийском соборе в Новгороде не было росписи, и, следовательно, не было и изображения Богоматери в конце апсиды, то каким же образом была представлена Богородица? Хотелось бы думать, что икона, располагавшаяся у северного предалтарного столба, симметрично иконе Спаса на престоле, изображала Богоматерь также на престоле, в композиции, близкой к фреске в конце Софии Охридской 380 . Другой иконографический вариант встречается среди произведений, созданных в XVII в. мастерами московской Оружейной палаты, которые, как известно, повторяли многие древние и особо чтимые образы. Это икона с фигурой Богоматери с младенцем на престоле, в изводе, восходящем к мозаике в конхе Софии Константинопольской, и с широкими полями, несущим на себе изображения пророков и живо напоминающими серебряные оклады древнейших новгородских икон 381 . Третий вариант иконографии «Богоматери на престоле» известен в Новгороде: краснофонная икона второй половины XIII в. в ГРМ, с предстоящими св. Николаем и апостолом Климентом 382 , который восходит, вероятно, к «Богоматери Печерской», утраченной чтимой июне Успенской церкви Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010