C XI в. Д.-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и св. Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судией (миниатюра из Евангелия XI в.- Paris. gr. 74; икона XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028; мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130). Многофигурный Д. Предстоящие Христу святые изображены в иерархическом порядке. Один из ранних примеров - 5-фигурный Д. Лимбургской ставротеки (X в.). Помимо Богоматери и св. Иоанна Предтечи, к-рые здесь представлены на противоположных, а не на своих традиционных местах (Богоматерь по левую, а Иоанн по правую руку Христа), здесь помещены архангелы в лоратных облачениях. За Богородицей - арх. Михаил, за св. Иоанном Предтечей - арх. Гавриил. Все святые изображены в рост по сторонам от тронного образа Христа. Объемно-пространственным вариантом 5-фигурного Д. (поясного) является мозаика свода нартекса и люнета над центральным входом в кафоликон мон-ря Осиос Лукас: над порталом помещен центральный образ Христа Пантократора с раскрытым Евангелием, в медальонах на сводах - Богоматерь с воздетыми руками, св. Иоанн Предтеча и 2 архангела. Деисус. Пелена. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ) Деисус. Пелена. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ) В 5-фигурном Д. на шитой пелене 2-й пол. XIV в. (НГОМЗ) по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, св. Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и 4 рус. святителями представлена на шитом воздухе кнг. Марии Тверской (1389, ГИМ). На псковской иконе кон. XV в. (центральная часть триптиха с Д. и избранными святыми) архангелы находятся на 2-м плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и св. Иоанну Предтече. В 7-фигурном Д. (др. название - «седмица») за архангелами помещаются изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (фреска в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, ок.

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

В центре алтаря стоит престол, над которым возвышается сень, или киворий, с главою на четырех тонких столбах. Под ним висит дароносица артофорий в виде голубя или небольшой церковки. За престолом стоит большой крест; как правило — это один из ктиторских вкладов в монастырь. Семисвечники есть далеко не во всех храмах. На горнем месте стоит кафедра епископа или (как в Протатском храме и Ватопеде) чтимая икона Богоматери Боковые апсиды отделены от алтаря завесами. Когда начинается освящение Святы: Даров на литургии, их задергивают, как и завесу Царских врат. В тех храмах, где боковых апсид нет, завесы висят на прутьях, протянутых вокруг престола. Иконостас святогорских храмов невысокий, часто двухъярусный. По традиции, его венчает крест с Распятием, с предстоящими по бокам образами Богоматери и святого Иоанна Богослова. Эта композиция устанавливается на двух фантастических китах, искусно вырезанных из дерева. Головы китов соединены, и их раскрытые пасти поддерживают Распятие, а на высоко поднятых хвостах стоят в резных овалах образы Богоматери и святого Иоанна Богослова. По объяснениям самих святогорцев, эти киты являются символическим напоминанием о трехдневной смерти Спасителя и Его славном Воскресении из мертвых, прообразом которого является трехдневное пребывание пророка Ионы в китовом чреве ( Ион.2:1 ; Мф.12:40 ). Под каждой из икон в местном чине, а также перед всем» отдельно стоящими иконами (в том числе и настенными изображениями Христа и Богоматери на перегородке между главной частью храма и литийным притвором повешена небольшая иконка, к которой прикладываются после службы. Возле правой колонны, ближе к Царским вратам стоит аналой, именуемый проскинитарием. Этот аналой сделан из мрамора или ценного дерева с инкрустацией из перламутра, слоновой кости и черепахи. На нем во время праздничных бдений полагается икона праздника, а в остальные дни —икона ктитора монастыря или праздника, которому посвящена обитель. За левой колонной установлена икона Божией Матери, почитаемая в монастыре, или большая икона с изображением святого ктитора монастыря, а за правой, возле проскинитария, — большая икона святого или праздника, которому посвящен монастырь. В боковых закруглениях установлены деревянные формы, или стасидии, для левого и правого хора певчих и почетных старцев. Во время праздничных бдений в стасидиях с правой стороны стоят губернатор и прочие представители светских властей, а с левой стороны — делегаты от монастырей и прочие духовные лица, приглашенные на праздник.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

В конхе алтарной апсиды размещено изображение в рост Богоматери «Оранта» с надписью «Богоматерь Ахиропиитос» (Богоматерь Нерукотворная), что, возможно, имеет отношение к чтимому образу, находившемуся, согласно традиции, в фессалоникийской ц. Богоматери Ахиропиитос. По сторонам от Пресв. Богородицы - предстоящие архангелы Михаил и Гавриил в лоратных одеждах, каждый со скипетром в одной руке, другая молитвенно протянута к Божией Матери. Под фигурой Богоматери - 4 святителя в рост (Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов) совершают Божественную литургию, они стоят со свитками в руках, развернувшись к престолу, на к-ром лежит Младенец Христос на дискосе (Мелизмос Амнос). Рядом с центральной группой святителей - образы, к-рые соотносятся с литургическим и евхаристическим циклами (2 архангела в одеждах диаконов с рипидами, святые Николай Чудотворец, Кирилл Александрийский, Иоанн Милостивый). Замыкают эту группу святых Богоматерь «Параклесис» (слева, со свитком) и св. Иоанн Креститель (справа, в иконографическом типе Ангел пустыни); напротив Богоматери «Параклесис» - Иисус Христос с Евангелием в левой руке. По сторонам от алтаря, на вост. стене,- композиция «Причащение апостолов», в которой Иисус Христос Великий Архиерей представлен дважды: в крещатом саккосе он стоит перед престолом, под киворием; слева Он подает апостолам Свое тело под видом хлеба (эта часть композиции сильно разрушена), справа - Свою кровь в чаше. На щеке арки над апсидой расположен Нерукотворный образ Спасителя. Богоматерь «Параклесис». Христос Вседержитель. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Богоматерь «Параклесис». Христос Вседержитель. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В наосе в верхнем ярусе помещены изображения 12 праздников. Повествование начинается на вост. стене и опоясывает весь храм. В цикл входят композиции: «Благовещение» (сильно повреждена), «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» (одно из изображений, по мнению Ксингопулоса, является автопортретом художника), «Сретение» (2-частная, разделена окном), «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» (большие утраты авторской живописи), «Вход Господень в Иерусалим» (представлена на юж.

http://pravenc.ru/text/2566144.html

В этот же день была освящена надвратная Казанская икона Божией Матери с ангелами, воссозданная на внутренней стороне Никольской башни Московского Кремля. Чин освящения совершил управляющий делами  Московской Патриархии , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий .  Двухчастный образ Спаса Нерукотворного с ангелами и Пресвятой Богородицы на престоле со святителями Петром и Алексием Спасской башни Московского Кремля воссоздан в 2023 году. Согласно церковному преданию, появление икон над проездными воротами Спасской башни связано с избавлением Москвы от осады войском Мехмеда I Гирея в 1521 году, когда были написаны иконы Спасителя (на восточной стене) и Богоматери со святителями московскими Петром и Алексием (на западной стене). Появление живописного образа Спаса Нерукотворного над образом Богоматери Печерской связано со встречей царем Алексеем Михайловичем чудотворного Нерукотворного образа из Вятки в 1658 году. В 1866 году иконы были счищены и написаны заново, а в 1923 году было принято решение об удалении икон с фасада. Исследования, проведенные в 2015 году, подтвердили полную утрату живописи в киоте. Для соблюдения исторической достоверности эскиз воссоздаваемого образа был разработан на основании иконографии, известной по рисунку 1860-х гг. и фотографиям начала XX века. Двухчастный образ в верхней части содержит изображение Спаса Нерукотворного в иконографическом изводе «Спас на убрусе», плат поддерживают два ангела. Нижний сегмент занимает образ Богоматери Печерской с предстоящими святителями Петром и Алексием. Над воротами всех проездных башен Московского Кремля исторически располагались иконы, которые были особо почитаемы верующими, а некоторые из них считались чудотворными. В советское время они считались утраченными. Вопрос о возвращении надвратных икон на проездные башни Московского Кремля исследовался Фондом Андрея Первозванного с 2007 года. В результате проведенных архивных изысканий было обнаружено, что в киотах Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади иконы могли сохраниться. Для проверки этой версии в апреле 2010 года были проведены натурные исследования, которые подтвердили сохранность икон. Образы Христа Спасителя на Спасской и святителя Николая на Никольской башнях были бережно закрыты металлической сеткой с нанесенной поверх штукатуркой. Отреставрированные образы были вновь открыты в 2010 году.

http://patriarchia.ru/db/text/6054242.ht...

На Руси иконографический тип Богоматери на троне известен уже по чудотворному образу Киево-Печерского монастыря «Богоматерь Печерская» — с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Эта древняя схема использовалась и в иконах XVI века, например, «О Тебе радуется» (Успенский собор Московского Кремля) и «Богоматерь с Младенцем на престоле» (Государственный Русский музей), где монументальный престол заполняет почти все пространство иконы, его стены — ограда рая, а Богоматерь восседает на нем как Царица Небесная. Времена подъема духовной жизни, подлинного открытия Царства Божия, «приклоншегося земли», всежизненного приятия Откровения и дерзновенного обличения Невидимого и иконописи сменяются периодами упадка, утраты христологической перспективы жизни, смешения Царства Небесного с царством земным. В иконописи при этом утрачивается эпифаническая целостность языка, ослабевает христологическая символика. Впервые такое потрясение русская иконопись пережила на рубеже XVII—XVIII веков — во времена раскола, кризиса и искажения начал церковной жизни. Примером является икона «Азовской» Божией Матери, обретение которой связано с русско-турецкой войной 1735—1739 годов на Азовском море. Она датируется первой половиной XVIII века. На иконе в центре изображена Богоматерь Оранта с Младенцем на фоне двуглавого орла, герба Российской империи, и св. Георгий Победоносец, побивающий копьем змея, который символизирует Оггомаискую Порчу. По обе стороны от Богоматери — молитвенники за русскую землю, у ног Ее — русское воинство. В нижней части иконы изображены освобожденные и спасенные русские крепости и города на Азовском море. Яркая деталь композиции: лапы гербового орла из-за фигуры Богородицы словно преподносят Ей земные державу и скипетр. К этому же периоду относится, очевидно, и формирование Державного образа Божией Матери, где Она представлена сидящей на троне с Младенцем на коленях. На голове Ее корона, в руках — скипетр и держава. Иератическая застылость фигуры, тяжелый взгляд, жесткая симметрия композиции призваны восполнить утрату былого духовного величия. Не случайно предание помещает эту икону в Вознесенский женский монастырь Московского Кремля, а ее чудесное явление 2/15 марта 1917 года истолковывается как восприятие Богоматерью Верховной царской власти в день отречения от престола Николая II. Из «Дома Премудрости» Божья Матерь превращается в заместительницу дома Романовых. Знаменательно, что отсюда ведет свое начало небезызвестная секта «Богородичный центр», ныне именующая себя еще и как «Православная Церковь Божией Матери Державной».

http://e-vestnik.ru/church/iconografy_so...

Храм сей трехэтажный, светлый. В главном среднем храме солея или место богослужения и алтари возвышаются семью ступенями на 1 1 / 2 аршина (1,07 м). Престолов всех восемь. В среднем этаже главный в честь чудотворной иконы Владимирской Божией Матери; правый – в честь Покрова Божией Матери; левый – во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и Симеона Столпника. В верхнем этаже, или на хорах, правый – во имя святой мученицы Александры, антиминс на коем священнодействован и подписан в 1799 году Серапионом, епископом Дмитровским, викарием Московским; левый – во имя св. первомученика архидиакона Стефана, антиминс на нем священнодействован и подписан в 1791 году Платоном, архиепископом Московским. В нижнем этаже престол средний во имя Пресвятой Троицы, правый – во имя св. праведной Анны, левый – во имя св. великомученицы Екатерины 66 . Иконопись вообще здесь хорошая. Но лучшими в художественном отношении почитаются 10 икон: – местные пред главным алтарем – Спасителя и Богоматери; – святого благоверного князя Александра Невского; – также в главном алтаре особенного внимания заслуживает запрестольная икона в 9 аршин (6,4 м), изображающая сидящего во славе Спасителя: десницею Он благословляет предстоящих, в левой же руке – держава и скипетр; внизу иконы отчетливо нарисована Задонская обитель; – Спасителя и Богоматери в алтаре придела св. мученицы царицы Александры, на правой стороне хоров; – св. мученицы Валентины; – св. Марии Египетской; – жертвоприношение Авраама и – видение св. пророка Исаии. Некоторые иконы с надписями имен благотворителей. Для точного обозрения всего войдем, благочестивый читатель, вовнутрь сего величественного храма. Здесь, во-первых, подойдем к киоту за правым клиросом: в нем чудотворная икона Владимирской Богоматери – первое сокровище монастыря. Образ писан на доске корсунской иконописью 67 , высота его 9 1 / 2 вершка (43 см), ширина – 9 вершков (40 см); по сторонам изображения: с левой стороны – св. Димитрия Царевича, с правой – св. Василия Великого . Риза на иконе серебряная, вызолоченная, усердно украшена жемчугом и дорогими каменьями 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Файл 900.jpg:   Размер: 1241x1754, 2.18 MPix, 464 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (318) , (12) . Описание: Воплощение (в рост, с пророком Моисеем и патриархом Евфимием) XIII век. Египет. Монастырь Св. Екатерины на Синае 44,6 х 36,6 см дерево, темпера. Иконографическая справка: Иконографический тип " Богоматерь Влахернитисса " называется по одной из чудотворных икон Влахернского храма в Константинополе или в русской традиции " Богоматерь Знамение " по чуду от новгородской иконы XII века, и представляет Богоматерь Оранту с изображением Младенца Христа в медальоне на груди. Среди всех образов Богоматери с М[...] Файл 15110.jpg:   Размер: 848x1000, 0.85 MPix, 263 Kb. Дата: 2011-12-11, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (154) , (6) . Описание: Воплощение (на престоле, с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским). XVI век. Россия. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей -заповедник " Ипатьевский монастырь " . Реставрирована в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских в 1964 году. 39,1х 33,5 см. Дерево, темттерн; серебро, басма, золочение. Иконографическая справка: Изображение Богоматери с апостолом Филиппом и Ипатием служит прямой иллюстрацией " сонного ви[...] Файл 15111.jpg:   Размер: 829x1000, 0.83 MPix, 303 Kb. Дата: 2011-12-11, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (156) , (7) . Описание: Икона «Богоматерь Знамение» с приписными Ангелом-Хранителем и св. Стефаном. Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. Россия, конец XIX века. 33,5Х28,5. Файл 16419.jpg:   Размер: 833x1000, 0.83 MPix, 1089 Kb. Дата: 2012-03-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (186) , (3) . Описание: Икона «Знамение» в Знаменском монастыре в Москве Главную святыню Знаменского монастыря составляет чудотворная икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. Сначала она составляла фамильную святыню бояр Романовых, предков ныне царствующего дома. Перед ней молились прадеды, деды и родители царя Михаила Феодоровича. Перед ней воссылал свои моления ко Пречистой Деве отец этого царя — патриарх Российский Филарет Никитич, прося Царицу Небесную умудрить его юного сына, избранного на престол Российской державы[...]

http://pravicon.com/icon-117-photo

Царские двери насквозь резные колончатые покрыты палевою краскою (позднее вызолочены). На них святые образа Благовещения и четырёх евангелистов с живописью. Над Царскими дверьми в резном сиянии образ Спаса Нерукотворного, на коем риза и венец серебряные кованые вызолочены. На венце и ризе вставлено несколько разных мелких камней. Над Царскими дверями - Тайная Вечеря и распятие с предстоящими, живописное, на нём риза и венец серебряные. Выше оного в середине коронование Богоматери, по сторонам 12 апостолов. Вверху всего иконостаса Восстание Христово от гроба. В алтаре, над престолом, балдахин на четырёх колоннах, покрыт палевою и белою краскою, в коем над престолом образ Господа Саваофа. Завеса царских врат малиновой саржи, крест на ней палевый ... серебряной насыпью. В церкви на левой стороне образ Всех Святых, а в середине - Спасителя. Риза на нём серебряная, вызолочена, 84 пробы 1823 грамма. Рама красного дерева... Перед иконостасом среди церкви три паникадила хрустальные наборные. Одно - 12, а второе - 8 подсвечников. Лампад медных посеребрённых пред местными образами - 8 и одна опускаемая. Подсвечников медных выносных три... За правым клиросом образ Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста и прочих святых. На нём риза и венец серебряные 84 пробы. За левом клиросом разных святых вверху с Животворящим Крестом. На нём риза и венцы серебряные 84 пробы. На хорах потолок расписан масляными красками, колонны под оными отделаны под мрамор. Освящены приделы в 31 октября 1813 года. Алтари приделов в длину по 5 аршин, в ширину по 6 аршин. Первый - во имя Архистратига Михаила. Второй - во имя Иоанна Крестителя. Иконостасы столярной работы с оклейкою красного дерева. В первом на Царских вратах образ Благовещения Богородицы и Архангела Гавриила. По правой стороне Царских врат образ Господа Вседержителя. Второй - Архистратига Михаила. По левую - образ Пресвятой Богородицы Утоление Печали. На северной двери изображение Ветхого Завета. Над Царскими вратами - Тайной Вечери. Во втором приделе по правую сторону образ Господа Вседержителя, Иоанна Крестителя. По левую - Пресвятой Богородицы. Над Царскими вратами Тайная Вечеря. На южных вратах Новая Благодать. Достопримечательностями Димитриевского храма являлись: святой престол в главном алтаре, все стороны которого сделаны из серебра с чеканным изображением страданий Господа нашего Иисуса Христа; чудотворная Владимирская икона Божией Матери в сребропозлащённой ризе, украшенной драгоценными камнями; Владимирская икона Божией Матери, называемая " Явленная " ; икона Успения Божией Матери, украшенная сребропозлащённой ризой с жемчугом и камнями, с 24 частицами мощей различных святых; серебряный вызолоченный крест с частицами мощей различных святых, привезённый И. И. Раевским из Киева и подаренный храму.

http://sobory.ru/article/?object=10918

10). Автор относит одни и те же сведения к разным иконам. В гл. 94 в качестве источника информации указывается сб. «Небо новое» и пересказывается описанное там «чудо с арапом» с тем изменением, что изображение Божией Матери характеризуется как произведение монументальной живописи, расположенное не на воротах, а на одной из стен: «...на стене церковной был образ Богородицын написан». В сб. «Солнце Пресветлое» сюжет об иконе, раненной арабом, дополнен новыми сведениями - о том, что она явилась на Кипре 2 июня 392 г. (МГУ НБ. 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 123). По другим источникам об этом событии ничего не известно. Более того, возглавлявший в то время Кипрскую Православную Церковь свт. Епифаний Кипрский известен выступлениями против иконопочитания. В обоих сборниках сохранилась вклеенная гравюра Тепчегорского с изображением Пресв. Богородицы с Младенцем на престоле и 2 предстоящих архангелов - композиция, описанная в сказании. Богоматерь сидит на низком престоле, без спинки, Младенец стоит на Ее коленях и держится рукой за край мафория; глава Божией Матери увенчана короной, архангелы с зерцалом и мерилом в руках предстоят престолу (МГУ НБ. 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 123 об.). В гл. 23 сообщается о К. и., которая явилась 12 мая 393 г., во время архиерейства свт. Епифания Кипрского (хронологическая близость позволяет предположить, что речь идет о вышеупомянутой одноименной иконе), и о том, что от нее происходили мн. чудеса; далее автор приводит сведения о др. кипрских святынях и о 24 (вместо 14) епископах (МГУ НБ. 293. Л. 45 об.- 46; ГИМ. Муз. 42. Л. 37 об.). Н. А. Кобяк отметила, что празднование этой иконе приурочено ко дню памяти свт. Епифания Кипрского. На сопровождающей сказание гравюре в сборнике Моховикова (МГУ НБ. 293. Л. 45 об.; в сборнике из ГИМ сохр. следы вклейки,- вероятно, гравюра перенесена к л. 59; еще один отпечаток гравюры представлен на неразрезанном листе с 12 иконами Божией Матери - ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. 30933) помещен другой Богородичный образ, происходящий с Кипра,- Киккская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/1684772.html

В основном объёме храма сохранилась масляная настенная живопись, близкая стилю модерн, выполненная в 1917 г. на средства потомственного почётного гражданина Василия Ивановича Кулакова (об этом свидетельствует надпись на южной стене храма). В лотках свода, разделённых орнаментальными полосами, написана Троица Новозаветная (восточный лоток), " Преображение " и " Вознесение " (на боковых лотках), и Богоматерь с младенцем (на западном) по образцу Врубеля во Владимирском соборе в Киеве. В основном объёме храма на западной стене развёрнута большая композиция " Покров Богородицы " , раскрывающая посвящение храма, а по сторонам арочного прохода в трапезную- " Притча о милосердном самаритянине " и " Явление Христа Марии Магдалине " . В простенках на уровне первого и второго света представлены образа избранных святых. На боковых стенах написаны крупные сюжетные композиции: на северной стене- " Христос и самаритянка " , на южной- " Христом среди учителей " . Живопись в трапезной исполнена в 1908 г. на средства потомственного почётного гражданина Ивана Афанасьевича Кулакова. В шелыге свода в круглых медальонах помещены изображения ангелов и херувимов, ниже сцены Богородичного цикла. На восточной стене над входом в холодный храм написаны Христос с предстоящими Богоматерью и Николаем Чудотворцем, а ниже, по сторонам арки на алтарных стенах приделов, - " Моление о чаше " и " Тайная вечеря " . Над западным входом - композиция " Воскрешение Лазаря " , по сторонам входа - апостолы Пётр и Павел. Живопись исполнена в академической манере, в орнаментальном обрамлении клейм использован мотив плетёнки и бегущей волны. Росписи в алтаре выполнены в недавнее время и художественной ценности не представляют. Главный иконостас храма нач. 19 в., исполненный в стиле зрелого классицизма, перевезён во Владимирский собор г.Нерехты. По материалам: " Памятники архитектуры Костромской области " , 11 выпуск, стр.230-233; Д.Ф.Белоруков, стр.247. Покровская церковь с. Кулиг каменная, с каменной колокольней и оградой, построена в 1794 г. на средства прихожан. Кладбище при церкви. Престолов три: в честь Покрова Божией Матери, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя св. Николая. Капитал церкви в билетах вечного вклада 150 руб.

http://sobory.ru/article/?object=13254

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010