Действительно во всем этом достойно внимания то, что когда мы видим, как все это происходит, выдвигаемые аргументы того времени и даже цитаты из ветхозаветных Писаний и их толкования все выдержаны в строго монотеистических тонах. Мы уже рассмотрели ключевые тексты Павла 2267 . В некоторых из них Павел говорит об Иисусе как «Сыне» по отношению к «Богу», в других – о Боге как «Отце» в отношении Иисуса. И, конечно, есть места, где постепенно он соединяет эти понятия воедино, и неудивительно, что в этих же местах всегда рядом стоит и воскресение: Ибо если, будучи врагами, мы были примирены с Богом чрез смерть Сына Его, тем более, примирённые, будем мы спасены в жизни Его… Ибо все, водимые Духом Божьим, являются Божьими детьми. Ибо вы не приняли духа рабства, снова к страху, но приняли дух усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сам Дух свидетельствует с духом нашим, что мы – дети Божьи. Если же дети, то и наследники: наследники Божьи, сонаследники же Мессии, если мы действительно с Ним страдаем, чтобы с Ним же и быть прославленными. … Потому что кого Он предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего, чтобы быть Ему первородным между многими братьями… Тот, Кто Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как вместе с Ним не дарует нам и всего? 2268 Эти отрывки обретают свой смысл, только если, называя Иисуса «Сыном Божьим», Павел имеет в виду, что Иисус – тот, кто послан Богом, от Бога, не только как вестник, но как само воплощение Его любви. Посылать кого–то иного вряд ли было бы сильным доказательством отдающей себя любви 2269 . То же говорится и в Послании к Галатам: Я распят со Мессией. И живу больше не я, но живет во мне Мессия. А что я теперь живу во плоти, то живу в вере в Сына Божья, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня… …Наследник, пока он младенец… находится под опекунами и домоправителями до срока, предназначенного отцом. … Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины, родившегося под Законом, чтобы искупить подзаконных, чтобы нам получить усыновление. А так как вы – сыны, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, Духа взывающего: Авва, Отче! Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник чрез Бога 2270 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Здесь же наоборот: аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, – слава Отца является не только причиною 34 , но и предшествующим по времени славе Сына Человеческого моментом ( и абие прославит Его, т.е. вскоре после собственного прославления в Нём, но не одновременно). Уже этого одного достаточно, чтобы признать различие славы Сына Человеческого, о которой говорилось ранее (в стихе 31) и той, о которой говорится теперь (стих 32-й). То-же обстоятельство, что о первой славе говорится в прошедшем времени, а о второй – в будущем, окончательно подтверждает действительность указанного различия. 35 Итак, прославившее Бога, и прославившееся в этом выполнении идеи творения своего, человечество, в лице Сына Человеческого, удостояется славы и от Самого Бога. Бог Отец прославил Сына Человеческого, воскресив Его от мёртвых ( Деян. 2:31–32; 3:15; 4:10; 5:31; 10:40 13:30; 17: 31: Рим. 4:24; 8:11; 10:9 ; Еф. 1:20 ) 36 , посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, всё покорив под ноги Его ( Еф. 1:20–22 ср. 1Кор. 15:27 ; Евр. 8:1 ), дав Ему всякую власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ) и имя, выше всякого имени ( Флп. 2:9 ). Эта слава Сына Человеческого была именно следствием крестных заслуг Его, как Он изъяснял по воскресении св. путникам эммаусским: надлежало Христу пострадать и войти в славу Свою ( Лк. 24:26 ). «Видим, писал и Ап. Павел: что Иисус за претерпение смерти увенчан славою и честию» ( Евр. 2:9 ). Первая слава Сына Человеческого была основанием второй: слава страданий и смерти, слава совершеннейшего служения славе Отца, следствием своим имела славу воскресения и прославления на небе. 37 А в лице Сына человеческого небесною славою увенчано и всё человечество. Воскрес в Божественной славе Господь, но вот и всем христианам пишет Апостол: вы воскресли со Христом ( Кол. 3:1 ); с прославленным телом Он вознёсся на небо, но и все христиане должны иметь надежду на Него, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится ( ) (Быт. 22, 13–14). Это словосочетание означает: «Господь усмотрит». Имеется в виду: «Господь выберет себе это место». И здесь будет благовещать Ангел Божий, являясь к тому или иному пророку, здесь Агнец Божий (Христос) будет свидетельствовать об истинах Божьего закона. Это особое место, оно будет наполнено небожителями – не один Ангел, много ангелов. Сказано: … лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт. 28, 12). На всех стенах храма кругом были сделаны потом резные изображения херувимов, чтобы люди понимали, что это за место, на всех стенах храма кругом (2 Цар. 6, 29). У нас даже, у православных христиан, в храмах нет такого количества изображений, сколько их было в Иерусалимском храме. В то же время эти слова, «Иегова-ире» («Ягве-ире»), означают, что Господь усмотрит того ЕДИНСТВЕННОГО Агнца, жертва Которого будет принесена за весь род человеческий. Этот Агнец – Господь наш Иисус Христос. И вы знаете, что когда Иоанн Креститель увидел Сына Божьего на Иордане, он воскликнул: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Жалел ли Авраам своего сына? Конечно, да! Бог Отец – любит ли Он Своего Сына? Да! Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и сама Любовь, объединяющая Отца и Сына («любовь обоих») , имеет Жизнь сама в себе – это Дух Святой, как учит Августин Блаженный и Григорий Двоеслов. Но сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (то есть отдал в жертву – О.С.), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). То есть все эти события, связанные с Авраамом и Исааком и даже с этими двумя отроками, предполагаемым Измаилом и предполагаемым Елиезером,– это символические действия, раскрывающие суть событий, которые произойдут значительно позже и будут связаны с Богом Отцом и Богом Сыном. И с той жертвой, которая была принесена у подножия горы, там, где с ослом остались эти два отрока, ибо Голгофа – за холмом Иерусалимским, за стенами города, там, где отроки остались с ослом (это очень символическое выражение). Ибо Христос пришел умереть не за праведных, а за грешных. Он пришел в этот мир, чтобы умереть за стенами Иерусалима, там, где люди находятся на таком низком, животном уровне, там, где с ослиным упрямством совершается грех. Осел в Писании – это символ сверхпохотливости, особенно в пророческих текстах. Но и это животное, начало дикости, Сын Божий укротит, оседлает, то есть внесет в план Своего домостроительства Благодати Спасения. Сказано: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).

http://pravoslavie.ru/109426.html

Но для чего тяжкая заповедь и гнев со стороны Отца? Для чего страдание и жертва со стороны Сына? Для того, чтобы Сын, совершившись, сделался для всех послушных Ему (Отцу) виновником спасения вечного ( Евр. 5:9 ). Итак Бог Отец желал жертвой Сына Своего спасти мир. Действительно, по словам Евангелиста, Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своею единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 . Ср. 1Ин. 4:10 ). Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? ( Рим. 8:32 ) спрашивает апостол Павел. И что этот за мир, к которому Бог питает такую любовь, ради которого приносит Он столь великую жертву? Это враги Божии, люди-грешники, за которых умер Христос ( Рим. 5:6 – 10 ). По уверению того же Апостола, сила этой любви Божией до того необъятна, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8, 37, 39 ). Кратко скажем: Бог Отец, посылая в мир Сына Своего на страдание, в сущности, Сам приносит жертву по любви к миру, потому что предает Сына возлюбленного. Далее, Он приносит эту жертву любви ради мира, который этой любви не заслужил. Наконец, жертва приносится для спасения и счастья этого грешного мира. Смотрите, какую любовь дал нам Отец ( 1Ин. 3:1 )! Но что побуждало Бога Отца к принесению этой жертвы? Как праведный, Он должен был наказать грешников; но в силу любви самое наказание сделалось выражением благоволения Бога Отца. В первой главе послания к Ефесенам раскрывается мысль, что Бог Отец верующих избрал в Иисусе Христе прежде создания мира и предопределил их усыновить Себе чрез Иисуса Христа. Таким образом мысль или предопределение о спасении людей приписывается Богу Отцу. По какому побуждению предопределил? По благоволению воли (ст. 5), говорит Апостол. И так Бог Отец принес Сына Своего в жертву для спасения людей единственно по Своей благости, по Своей любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Он избрал Авраама и сделал его отцом множества народов. Он ниспослал Сыну Своему с небес огонь для истребления Содома и других проклятых городов. Отец небесный избрал Иакова и водил его все дни его жизни. Он привел Израиль в Египет, и Он же вывел Свой народ оттуда, явив Свою великую мощь в казнях египетских и разорванном Красном море. Он, как орел, носил Израиль на крыльях в пустыне и заключил с ним Ветхий Завет у Синайской горы. Отец дал закон Израилю рукой Сына Своего в силе Духа Святого. Он прогнал великих царей, разбросал нечестивые народы от лица народа Своего и дал ему во владение святую землю. Он поставлял Израилю судей и царей. Бог Отец обещал Давиду, что Сын Божий станет Сыном Давида, вечным Царем над домом Израиля. Он Словом Своим посылал пророков и открывал им волю Свою Духом Своим. Отец небесный наказывал отступивших иудеев, а когда они каялись, то прощал все беззакония их. Когда же настала полнота времен, Отец Небесный исполнил Свой замысел, который был у Него до начала времен. По жалости и любви к погибшему человечеству Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. По Его воле Сын воплощается от Девы Марии силой Святого Духа. Отец небесный всегда пребывал со Христом и во Христе, так что даже Сын Божий говорил: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Все время Отец прославлял Сына Своего, а Сын – Отца Своего, и в это взаимное прославление вводятся христиане. Но вершиной славы любви и послушания становится Крест. По воле Бога Христос умер позорной смертью и принес в дар Отцу выкупленное от греха и дьявола и очищенное Его кровью человечество. В ответ на предельное Христово послушание Отец ответил предельным явлением Своей славы: на третий день после крестной смерти Он воскресил Сына Своего и на сороковой день вознес Его человеческую природу на небеса. Там Отец посадил Христа во плоти по правую сторону Своего величия, чтобы Его воля осуществлялась пронзенной рукой Сына Божия. Милосердый Отец в небесах принимает вечное ходатайство Сына Своего и смотря на Его раны умилостивляется о тех, кто верит во Христа и носит Его имя. Первым плодом этого ходатайства является рождение Церкви – Тела Христова, когда по просьбе Сына Своего Бог послал апостолам Святого Духа. Так, новый и последний народ Завета – Православная Церковь – и сейчас пребывает под непрестанным, внимательным взором Отца Небесного. И это не случайно. Ведь каждый христианин, погружающийся в воды Крещения, входит в глубины Божественной Жизни и становится усыновленным сыном или дочерью Бога. А Небесный Отец никогда не позволит своим детям губить себя в свое удовольствие. Он нежно и могущественно учит и заботится о Своих неразумных созданиях.

http://azbyka.ru/prostymi-slovami-o-tajn...

Почему? Потому что он не пожалел своего сына. Но давайте сравним эти слова с тем, что сказал о Боге Апостол: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим.8:32 ). Смотри, с какой великой щедростью Бог соревнуется с людьми: Авраам принес в жертву Богу смертного сына, который не был убит; Бог ради людей предал смерти бессмертного Сына. Что мы на это скажем? «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» ( Пс.115:3 ). Бог Отец ради нас не пощадил Сына Своего. Кто из вас, по вашему мнению, когда-нибудь услышит, как ангел говорит: «Теперь я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего» ( Быт.22:12 ), или дочь твою, или жену, или не пожалел денег, или славы мира, или мирских устремлений, но презираешь все это, все почитаешь «тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса» ( Фил.3:8 ), что продал имение твое и раздал нищим и следуешь за Словом Бога (ср. Мф.19:21 )? Кто из вас, по вашему мнению, услышит от ангелов что-нибудь подобное? А Авраам услышал эти слова, ему было сказано: «Не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». 9 . Далее сказано: «И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в кусте рогами своими» ( Быт.22:13 ). Я полагаю, мы уже говорили выше, что Исаак символизирует Христа. Но этот овен также, как кажется, олицетворяет Христа отнюдь не в меньшей мере. Теперь имеет смысл узнать, как соответствует Христу Исаак, который не предан смерти, и овен, который убит. Христос есть «Слово Божье», а «Слово стало плотью» ( Ин.1:14 ). Таким образом, одно во Христе свыше, другое – от человеческой природы и утробы девы. Поэтому Христос страдает, но во плоти, и претерпевает смерть, но смерть плоти, образом которой является овен, как и Иоанн сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Но остается «в нетлении» ( 1Кор.15:42 ), истинное Слово есть Христос в духе, и образ Его – Исаак. Поэтому и Сам Он – жертва и священник. Ибо в духе Он приносит жертву Отцу, а в плоти – Его Самого приносят в жертву на алтаре креста, потому что сказано о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), и также: «Ты священник вовек по чину Мельхиседека» ( Пс.109:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Принесение Исаака в жертву Богу Быт. 22 Как ни тяжело было испытание, которому подвергался Авраам, когда он вынужден был лишиться своего побочного сына Измаила, но вскоре ему предстояло еще более тяжкое испытание, которое, в случае непоколебимости его веры и послушания, должно было окончательно закрепить за ним высокое звание отца верующих. Явившись в восьмой раз Аврааму, Господь сказал: «Авраам!… возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:1–2). Тяжелую ночь провел Авраам, получив откровение о жертвоприношении своего единственного любимого сына. Но сила веры и послушание воле Божией восторжествовали над всеми другими чувствами Авраама. Рано утром он наколол дров для всесожжения, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг и отправился в землю Мориа. Уже третий день они были в путь, а Господь все не указывал места для всесожжения. Страшные муки переносило сердце Авраама. Три дня он в душе своей приносил Исаака в жертву, три дня Исаак был для него как бы умершим. Наконец, Авраам увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Когда они подошли к подножию горы, Авраам повелел слугам ожидать внизу, а сам с Исааком стал подниматься на вершину. Сын нес дрова, а отец в одной руке держал горящую лучину, а в другой — острый нож. По дороге Исаак спросил: «Отец мой!…вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил: «…Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22:7–8). Когда они пришли на место, указанное Богом, Авраам открыл сыну волю Божию о нем, построил жертвенник из камней, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник. Исаак, услышав, что по повелению Божию он должен стать жертвой всесожжения, добровольно и беспрекословно подчинился Его святой воле. Послушание Исаака здесь равняется вере Авраама, и оба они проявляют героизм духа и непоколебимость веры в Бога. Авраам взял уже нож и поднял руку, чтобы заколоть сына, как услышал, с неба голос: «Авраам!… не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:11–12). Авраам опустил руку с ножом. Он исполнил волю Божию, и в то же время его любимый сын Исаак остался живым. Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву, вместо своего сына Исаака. В виду такого безграничного послушания воле Божией Аврааму не только были повторены все прежние обетования, но и в первый раз они были подтверждены клятвой: «Мною клянусь, — сказал Господь Аврааму, — что так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего… то я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря». (Быт. 22:15–17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Свидетельству Отца о Христе соответствуют свидетельства Христа о Себе Самом как Сыне Божием. Вследствие восприятия человеческой природы со всеми ее слабостями Христос часто употребляет о Себе уничижительные выражения, например: «Отче, прослави Мя» ( Ин. 17, 5 ), «Узрите Сына Человеческого» ( Мф. 26, 64 ), «Отец больше Меня» ( Ин. 14, 28 ), «Ныне душа Моя возмутися» ( Ин. 12, 27 ), «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя оставил еси» ( Мф. 27, 46 ). В этих выражениях обнаруживается смирение Христа. Поэтому мы не имеем никакого основания считать Его свидетельства о Своем истинном Сыновстве проявлением высокомерной притязательности. Но Христос называет Бога Отцом Своим: «Всякое растение, которое не насадил Отец Мой, искоренится» ( Мф. 15. 13 ) или «Дом Отца Моего вы сделали домом торговли» ( Ин 2, 16 ). С другой стороны, Себя Самого Он называет Сыном Божиим: «Не послал Бог Сына Своего в этот мир, чтобы судить мир, но чтобы чрез Него был спасен мир» ( Ин. 3, 17 ) и «Веруешь ли в Сына Божия?» ( Ин. 9, 35 ). И в словах Христа местоимения «Мой» и «Свой» в приложении к Отцу указывают на принадлежность Сына Отцу как именно Его Сына. И этому свидетельству должно верить, потому что так повелел голос Отца с неба: «Того послушайте» (ibid. VI, 25). Что Христос разумел в этих словах Свое исключительное Сыновство по природе, видно из тех свойств, которые Он Себе приписывает. Он говорит: «Вся мне предана суть Отцем Моим и никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти». Если Сын так же непознаваем, как и Отец, если Ему предано все, а все не допускает никакого изъятия, если самые имена указывают на природу, то, несомненно, Христос свидетельствует о Своем истинном, природном Сыновстве. Наконец, Христос говорит о Себе: «Ни Меня не знаете, ни откуда Я не знаете (sic!), ибо Я не от Себя пришел, но истинен Тот, Кто послал Меня, Которого вы не знаете, но Я знаю Его, потому что исшел от Него и Он послал Меня» ( Ин. 7, 28–29 ). В этих словах дано исповедание истинного Сыновства Христа по природе. Христос говорит, что, в противоположность фарисеям, Он знает Пославшего Его, потому что от Него исшел. Если здесь разумеется творение, то оно приложимо и ко всем. И все в этом смысле от Бога. Почему же не все, а только Христос знает Его в силу того, что от Него исшел? Очевидно. исключительное знание Отца основывается на исключительном способе происхождения Сына путем естественного рождения (ibid. VI. 28). Далее, если Христос говорит, что Его слушатели не знают, «откуда Он», то этим опять указывает на необыкновенный способ Его происхождения, потому что происхождение из ничего путем сотворения факт всеобщий, не содержит в себе ничего неизвестного (ibid. VI, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Такая самоотверженная любовь к Богу проявлялась в Иисусе Христе и прежде. Так, когда Иисус Христос с опасностью для Себя изгнал из храма торгующих, то ученики Его вспомнили при этом слова псалма: ревность no доме Твоем снедает Меня ( Пс. 68:10 ; ср. Иоан. 2:17 ). С другой стороны, взаимная любовь Отца к Сыну дает Сыну крепкую уверенность, что воля Отца есть воля благая, что требуемая Им жертва, как бы ни была она тягостна, есть жертва необходимая и спасительная, что этою жертвою приобретается любовь Отца. Потому любит Меня Отец, говорил Иисус Христос, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее ( Ин. 10:17 ). Вообще принесение Иисусом Христом крестной жертвы из послушания Богу не означает того, чтобы жертва была принесена по принуждению. Где действует взаимная любовь требующего жертвы и приносящего жертву, там нет места принуждению. Действительно, апостол Павел говорит об Иисусе Христе, что Он предал Себя за нас в приношение и жертву Богу ( Ефес. 5:2 ). Сам Иисус Христос пред смертью сказал: Я отдаю жизнь Мою; никто не отнимает её у Меня; но Я Сам отдаю ее ( Ин. 10:17, 18 ). Вот пример того, как взаимная любовь совершает величайшие подвиги. – Но в крестной жертве Иисуса Христа обнаружилась не только любовь Сына к Отцу и Отца к Сыну, а также любовь Бога Отца к людям и любовь Сына Божия к людям. Любовь Бога Отца к людям побуждала Его найти средство для их спасения. Это средство, и притом единственное, заключалось в крестной жертве Богочеловека. Бог Отец потребовал от Сына принесения этой жертвы из побуждения любви к людям. Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ). Бог Свою любовь к мам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (5, 8). И не только доказывает, но и проявляет Свою любовь в высочайшей степени: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного ( Ин. 3:16 ). Слово так указывает на особенную силу и напряженность любви Божией, проявленной в предании Сына Божия на смерть Отцом. Хотя Бог Отец, побуждаемый правдою, наказывает грехи рода человеческого смертью Богочеловека; но, в сущности, наказывающая правда становится орудием любви Божией к миру, в сущности, не гнев Божий за грехи людей, а любовь Божия к людям повлекла Сына Божия на крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Таков смысл начальных слов Символа веры : «Верую во единаго Господа Иисуса Христа». А теперь от господства Христова мы должны перейти к исповеданию веры в Него как Сына Божия. Символ веры. Сын Божий Во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Такова та часть Символа веры , в которой издревле исповедуют христиане свою веру в Иисуса Христа, как бы отвечая на неизменный, через все века к ним обращенный вопрос: «Кто для вас Иисус Христос, в чем состоит ваша вера в Него?» В прошлой беседе я остановился на первом утверждении – на именовании Христа Господом. Уже в этом слове, говорил я, заключена и выражена вера в божественность Христа. Христос потому и Господь мира и жизни, что Он свыше, а не снизу, потому что этот мир – Его мир, а жизнь мира – Его дар. Сегодня мы переходим к развитию, углублению и уточнению этой веры в последующих выражениях Символа. Назвав Христа Господом, Символ веры далее называет Его Сыном Божиим Единородным, т.е. единственным. И тут мы подходим к самой главной, центральной тайне христианской веры. Слово «тайна» я употребляю совершенно сознательно, ибо для нас бесконечно важно, что вера в Христа как Сына Божия – не плод человеческих догадок, умственных построений и выводов, но именно тайна, которую Он Сам открыл нам. И мы верим в Него как в Сына Божия Единородного прежде всего потому, что верим Ему, Его словам. А Он сказал, и слова эти записаны в Евангелии: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ). И еще: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). И, наконец: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Такие примеры могут быть многократно умножены, но и этих достаточно, чтобы убедиться: Сам Иисус Христос в Своей проповеди называл Себя Сыном Божиим, и не в том только смысле, в каком могут зваться так все люди, сотворенные Богом, а в том единственном и исключительном, какой содержится в слове «Единороднаго», т.е. единственного, и усилен последующими словами: «От Отца рожденнаго прежде всех век». Так учил о Себе Сам Христос, и, следовательно, эту веру мы принимаем от Него Самого, и верим Ему, Его словам, Его учению о Себе, а потому – верим в Него. Именно тут проходит черта между теми, кто эту веру принимает, ею живет, и теми, кто ее отвергает на том основании, что Христос, хотя и принес людям замечательно возвышенное, поистине божественное учение, но Сам Он – человек, а не Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010