Б. Объяснение некоторых наиболее употребительных церковных молитвословий 1. Беседа на слова: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» В другие дни этою молитвою обыкновенно предначинаются церковные поучения; а в настоящий день самое содержание поучения будет состоять из объяснения этой молитвы. Ибо в кратких словах: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, заключается существо нашей веры и основание всех наших обязанностей. Этой молитвою, каждый раз как произносим ее, мы свидетельствуем свою веру во единого Бога, в трех Лицах прославляемого. Единство Божие исповедуем, когда говорим: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а не говорим: во имена Отца и Сына и Духа, ибо слова Отец и Сын и Дух Святый, изображают не многих богов, но три Лица единого, беспредельного, святого, всесовершенного, всеблаженного Бога. Отца, Сына и Духа Святаго – каждое слово, изображающее особое Лицо Божества, должно напоминать нам то, что мы знаем о Нем из божественного откровения. Говорим: во имя Отца – и должны благоговейно помышлять, что Бог Отец, первое Лицо Святой Троицы, от вечности предопределил и во время сотворил мир видимый и невидимый, человека и ангелов, и Его волею и силою все содержится в бытии и все управляется. Его волею и силою и мы сотворены по образу Создавшего нас. Бог Отец, как всеведущий, всеблагий и премудрый, предвидел падение человека, предопределил послать в мир единородного Сына Своего для спасения рода человеческого – и в определенное время послал Своего Сына в мир, для искупления и примирения человека с Собою. Бог Отец, по совершении сего примирения вследствие ходатайства единородного Сына Своего, Иисуса Христа, послал с небес Всесвятаго Духа Утешителя, да будет Он в церкви Христовой до скончания мира, устрояя спасение людей. Бог Отец дал Сыну всякую власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ), дабы Он при скончании мира и произвел суд всему миру ( Ин. 5:27–29 ). Говорим: в имя Отца и Сына, и наименование Сына напоминает нам, что сей Сын есть второе Лицо Святой Троицы, единородный и единосущный, единославный и сопрестольный Богу Отцу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 9: гл. 1 (Ин.14:11)]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1908. Т. 2. 6. С. 225–240 (1-я пагин.) —225— ниям. Присоединяет именно вот что: «но как мы, – говорит, – будучи в Нём, имеем несмешанную с Ним ипостась, таким же самым образом и Сын, находясь в Отце, имеет сущность, различную от Нерождённого Бога». Что говоришь, глупец? Таким образом, не учиняет ли на Сына уже явную хулу? Разве теперь кто скажет, что мы стараемся взвалить на голову богоборцев напрасную клевету? Вот ясно не усвояют Ему совсем ничего большего пред земными тварями и приведёнными к бытию. Я, хотя и с большим отвращением к тому, что осмеливаются говорить эти жалкие люди, постараюсь показать это, опять имея в виду ту цель божественного писания, что как скоро отрицают Сына, вместе отрицают и Отца, и, в конце концов, оказываются безбожными и не имеют надежды в этом мире, по написанному ( Еф.2:12 ). Что мы говорим правильно, истинным свидетелем за нас выступить боголюбивый Иоанн, написавший следующее: «отрицающей Отца и Сына, – всякий, отрицающий Сына, и Отца не имеет, – признающий Сына, и Отца имеет» ( 1Ин.2:22–23 ). Весьма справедливо и в надлежащем соответствии с рассуждением нашим предлагает нам Духоносец своё созерцание. Так как он знал, не по названию только, но, напротив, по самой действительности, что называется быть отцом по природе, то поэтому и говорит, что один (Отец) необходимо отрицается с другим (Сыном). Ведь с тем, кто по природе есть и мыслится отцом, всегда соединяется и представление и указание на происшедшее от него порождение, и с истинно и действительно рождённым сыном мыслится и лицо родителя. Вместе с тем, как кто познает Отца, —226— он представляет, что тот родил, – а если узнает порождение, постигнет, конечно, и то, что оно родилось от какого-либо отца. Таким образом, чрез обоих (Отца и Сына) в слушателях возникает знание о том и другом. И кто отринул, что Бог есть истинно Отец, вместе должен, конечно, отрицать и рождение Сына. А кто опять не признаёт бытия Сына, тот вместе с Ним, конечно, уничтожит и знание об Отце. Когда таким образом нападающий на нас нечестивыми рассуждениями своими утверждает, что Сын имеет отличную от нерождённого Бога сущность, то разве не признаёт явно, что не существует самого Сына? А если нет Сына, то и Сам Отец уже не мыслится истинно отцом. Кого же Он будет отцом, если не родил? И мы сами утверждаем, что Сын отличается, но не от сущности, а от лица (προσπου) Отца, не как чуждый Ему по природе, что без сомнения кажется богоборам, но как существующий и мыслимый в собственном лице (νιδ προσπ) и в различии по собственному существованию (κατ δαν παρξιν τερτητι), ибо Сын есть, а не Отец. Но чтобы Он отличался (от Отца) по сущности, этого не утверждаем, но сами мы, если конечно мыслим право, никому либо из братьев не посоветуем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 11: гл. 3–6 (Ин.17:1–5)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 3. 9. С. 33–48 (1-я пагин.) —33— таинством (воплощения), переоблечься в первоначальную и существенную славу, спасши всю вселенную, и именно спасши к жизни и боговедению живущих в ней, показывая опять и в этом соблагоизволителем и сожелателем Отца. К Нему делает обращение, говоря, что Ему без сомнения подобает снова взойти в достоинство Его собственной природы. Восходит каким же образом? – Очевидно, как совершитель дел Божества и как являвшийся с плотию, не как слуга действенности кого-либо другого, но будучи силою и премудростью Бога и Отца. Так, а не иначе, должны мы думать, со властью совершал Он дела Божества. Всё ведь от Бога, однако-ж не без Сына. В самом деле, как Бог и Отец мог бы совершать что-либо, подобающее Ему, если бы во всём, в чём должно мыслиться проявление действенности, не соприсутствовала Ему и не содействовала с Ним Премудрость и сила Его, то есть Сын? Поэтому и премудрый Евангелист, виновник составления толкуемой книги, в начале её говорит, что «всё чрез Него стало, и без Него не стало ничего» ( Ин.1:3 ). Итак, так как понятие единосущности последовательно заставляет нас признавать, что всё от Отца, но конечно, чрез Сына в Духе, а умертвив смерть и тление и уничтожив владычество диавола, Он имел просветить всю землю световодительством чрез Духа и чрез это явиться уже действительно Богом по природе и истинным: то поэтому необходимо говорит: «Отче, прославь Твоего Сына, да и Сын Твой прославит Тебя». И никто, имеющий ум, не скажет конечно, что Сын просит славы у Отца, как, пожалуй, человек от человека, и со Своей стороны —34— обещает взамен давать. Весьма неприлично, а вернее – совсем безумно иметь такое представление о Боге. Но показывая славу Свою необходимейшею для Отца, чтобы признавался и единосущным, сказал это Спаситель. Как причиною бесславия для Бога и Отца должно служить то, если Он не имеет родившегося от Него и происшедшего Сына таким, каким подобает быть Богу от Бога по природе, так, полагаю, доставит Ему (Отцу) славу и похвалу, если Он имеет Своего Сына таким, каким Сам Он мыслится и называется. Прославляется поэтому Отец в славе Сына, как я говорил только что, сообщая славу тем, что посредством дел дается уразумевать, от кого и какого Отца родился Единородный, и взамен как бы получая её чрез то, что опять дается уразумевать, кого и какого Сына действительно Он есть Отец. Следовательно, достоинство славы, существенное и природное, должно переходить от Отца к Сыну, а от Сына к Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Бог Отец (греч. Θες Πατρ) – одно из Лиц ( Ипостасей ) Единотроичного Бога, Пресвятой Троицы , Причина бытия Сына и Святого Духа . Бог Отец единосущен Сыну и Святому Духу и равночестен Им. Почитая молитвенно Бога Отца, христиане почитают Его не как обособленную Божественную Ипостась , но как одну из Ипостасей Единого Бога: как Того, Кто неразделен с Сыном и Святым Духом. Чем отличается Бог Отец от Бога Сына и Бога Святого Духа? От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит, но Сам предвечно рождает ипостась Сына и предвечно (то есть бесконечно, вне времени, присущего нашему тварному миру) изводит ипостась Святого Духа. «Естество в Трёх, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом», – пишет свт. Григорий Богослов . Почему мы называем Бога – Отцом? Бог Отец является Отцом по отношению к Своему Единородному Сыну: Он рождает Его в вечности. Вместе с тем можно утверждать, что по отношению к усыновлённым Богом верующим Отцом именуется Триединый Бог. Почему в молитве Господней мы говорим не «Отче мой», а «Отче наш»? Иисус Христос является Сыном Божьим в особом, исключительном смысле этого слова: Он рождается Богом Отцом. Мы же созданы Богом и являемся Его детьми по благодатному усыновлению. Благодаря самоотверженной Жертве Иисуса Христа и мы имеем честь обращаться к Богу словами «Отче наш», в соответствии с евангельским свидетельством: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). Бог Сын и Бог Святой Дух действуют обособлено от Бога Отца? Или же действие Отца и Сына и Святого Духа едино? Действие Отца и Сына и Святого Духа едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Три Божественные Ипостаси – не три обособленных Бога, обособленных Действователя, но один. Отвечал ли Бог Отец Иисусу Христу?

http://azbyka.ru/bog-otec

Итак, изложенное в Уставе исповедание веры есть то самое, на котором основано белокриницкое священство. Но что же выходит? Старообрядцы, принадлежащие к австрийскому священству, содержат веру, изложенную в старопечатных книгах, т. е. православную, а священство приемлют имеющее основание своей веры не в старопечатных книгах, а в Белокриницком Уставе, где она изложена несогласно со старопечатными книгами. Этим они отличаются от старообрядцев, имущих бегствующее священство. А что исповедание веры в Белокриницком Уставе изложено несогласно старопечатным книгам, неправославно, вот тому доказательство. В Уставе исповедуется «яко Бог свет истинный искони совершен и непременен есть, точию до совершения дел своих бе в молчании, имея во уме Слово Сына своего, егоже по глаголу Андрея Цареградского в первом изречении: да будут вецы, нетленно родил, сиречь со присносущным Духом своим от сердца отрыгнул». Таково верование белокриницких старцев, изложенное в Белокриницком Уставе, поданном австрийскому правительству за их руками, утвержденное этим правительством и потому обязательное для всех белокриницкого происхождения именуемых епископов и попов: все они должны веровать, что Бог (Отец) до сотворения дел своих бе в молчании, и проч. Это есть учение еретическое. Говорится даже не просто, что Бог вначале был в молчании, но и указывается доколе был в молчании, – прямо сказано: «до сотворения дел своих бе в молчании»; этим изъявляется, что якобы до сотворения тварей Бог Отец не рождал Сына – Слово свое, разрешил же молчание именно на сотворение дел своих, то есть родил Слово – Сына после молчания на сотворение веков: «в первом изречении: да будут вецы нетленно родил» (Сына-Слово), значит, родил Его одновременно и совокупно с сотворением веков. В этом изложении веры белокриницких старцев, не только что отрицается собезначальное Отцу рождение Бога Слова, но и сводится Его рождение ко времени сотворения твари. Также и исхождение Святого Духа низводится к тому же времени сотворения твари: «Егоже (Сына) в первом изречении: да будут вецы, нетленно родил, сиречь со присносущным Духом своим от сердца отрыгнул». Таким образом Устав проповедует, что и Дух Святой так же, как и единородный Сын Божий, на сотворение веков, после молчания, «отрыгнут» Богом Отцом. Значит, по исповеданию белокриницких старцев в их Уставе, до сотворения веков не было Слова – единородного Сына Божия, не было и Святого Духа, не было, значит, Святой Троицы, был один Отец; да и Он не был Отцом, ибо не рождал еще Сына и не изводил Духа Святого. Вот каково верование, исповеданное в Белокриницком Уставе белокриницкими старцами! В нем не только Сын Божий и Святой Дух исповедаются не собезначальными Богу Отцу, но и самому Богу Отцу приписывается изменяемость, что Он аки бы из нерождающего, после молчания, пришел в рождающего, из не-Отца соделался Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

«Будем любить Его (т. е. Бога), потому что Он возлюбил нас», поучает св. апостол Иоанн. В этом заключается вся сущность христианства. Любовь Божия к нам – вот главный предмет христианского вероучения; наша любовь к Богу – вот основа христианского нравоучения, корень всех добродетелей. – «Бог любы есть». Любовь является внутренним содержанием божественной жизни. Бог Отец любит Сына и предвечно рождает Его. Бог Сын любит Отца и творит волю Его. Плод Их любви – Святой Дух, Который предвечно исходит от Отца. Внешним отражением внутренней полноты божественной жизни является мир: мир и человек вызваны из небытия к бытию по действию божественной любви. Но особенно обильно излилась любовь Божия в тайне искупления, когда «Господь не пощадил Единородного Сына Своего, но за нас предал Его» на смерть крестную. – Если Бог есть любовь, если все Его действия в мире суть плод любви, то только любящий может познать Бога. «Иисус Христос средоточие нашей веры, – скажем словами великого святителя русской церкви, – по любви принес Себя в жертву за спасение людей: как же можно уразуметь тайну сея жертвы, не зная силы любви? Благодать Духа Святого приходит от любви Бога Отца и Сына и производит сыновнюю любовь к Богу Отцу и Сыну: можно ли быть причастником сея благодати без любви? Любовь по сему самому есть ключ ко всем таинствам веры.» 2 – Но любовь человека к Богу является делом необычайным, превышающим человеческое разумение. Любить можно лишь то, что видел и знаешь. Как же можно любить Бога, Которого никто не видел и видеть не может и Который бесконечно возвышается над человеком? Св. Евангелист Иоанн поучает нас, что мы должны любить Бога потому, что Он, «первее возлюбил есть нас». Он первый явил нам доказательство своей любви к нам. Любовь Бога особенно выразилась в том, что он послал в мир Единородного Сына Своего. Зная о всех делах бесконечного милосердия и неизреченной любви Бога Отца, видевши Его возлюбленного сына, мы чрез это видели и познали Отца и должны любить Его. Так, в Боге и для Бога мы должны любить все творение Божие, насколько в Нем открылась «присносущная сила Его и Божество». Мы должны прежде всего любить своих ближних, потому что в них «божество» открылось в большей степени, чем в других тварях. И нельзя поэтому любить Бога и в то же время ненавидеть брата своего. «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть.» Нельзя даже, любя Бога, не милосердовать о тварях Его. «Блажен, иже и скоты милует.» Недаром величайшие носители духа христианской любви считали исполнением долга (любви) попечение о зверях земных. Как известно, недавно прославленный русской церковью преподобный Серафим Саровский кормил медведей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

7. Святоотеческие соображения относительно того, почему Иисус Христос именуется Словом Евангелист Иоанн начинает свое Евангелие так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). Этим именем (Слово) евангелист называет второе лице достопокланяемой Троицы – Сына Божие, как видно из дальнейшей речи самого евангелиста ( Ин. 1:14 ). Открытое свыше Иоанну ( Апок. 19:11, 13 ) и известное отчасти прикровенно в Ветхом Завете ( Пс. 32:6 ; Прем. 18:15 ), это наименование Сына Божия. 1) выражает особенное отношение Сына Божие к Богу Отцу. «Поскольку рождение Сына есть рождение бесстрастное, потому евангелист и именует Его Словом, дабы из того, что есть в тебе, научит тебя тому, что превыше тебя. Как ум, рождающий слово, рождает без болезни, не разделяется, не истощается и не подвергается чему-нибудь, бывающему в телах: так и божественное рождение бесстрастно, неизреченно, непостижимо и чуждо деления» (Злат. ср. Феофил.) 2) Это – наименование показывает отношение Сына Божие, как Творца к твари. «Не погрешит в слове и тот, кто скажет, что Сын именуется Словом, как соприсущий всему существу: ибо что стоит не Словом?» ( Григорий Богослов III, 99). Сын есть содетельная и содержительная вина всего сотворенного; ибо Им создано все видимое и невидимое и все Им содержится (1Кол. 1:16, 17). 3) Наименование сие выражает отношение Сына Божие в частности к разумным тварям – людям, как сообщившего им откровение об Отце. «Сын называется Словом потому, что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом, и потому что являет Его» (Григ. Бог., там же). «Евангелист так наименовал Его и потому, что Сын пришел возвестить нам об Отце: «вся, елика слышах от Отца Моего, сказал вам»« ( Ин. 15:15 ) (Златоуст). «Он возвестил нам о свойствах Отца, подобно как и всякое слово объявляет настроение ума» (Феофил.). 4) Наименование сие указывает на совечность Сына Отцу: ибо «как нельзя сказать, что ум бывает иногда без слова, так и Отец и Бог не был без Сына» 97 (Феофил.). (Из «Толков. Еванг.», еп. Михаила, кн. 3, стр. 11, 12).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Бог един и троичен… В одном отношении В разных отношениях Лица Пресвятой Троицы… Единосущны Не единосущны Содержат по 1/3 Божественной сущности каждое, но вместе, втроём, — содержат эту сущность целиком Догмат о Пресвятой Троице формулируется следующим образом: … Существуют три Бога: Бог Отец, Бог Сын (Сын Божий) и Бог Святой Дух. Они единосущны Бог един по сущности и троичен по Лицам. Эти Лица: Отец, Сын, Святой Дух Бог един по сущности и троичен по Лицам, старшим из которых является Отец, а младшим — Святой Дух Если верно утверждение, что Сын (Божий) — Бог, то верно ли обратное утверждение, что Бог — это Сын? Не верно Конечно, ведь от перемены мест компонентов смысл постулата не меняется Если Отец рождает Сына и изводит Святого Духа, то можно ли утверждать, что Отец более совершенен, чем Сын и Святой Дух? Нельзя Как правильно говорить: «Бог-Отец родил Сына» или «Бог-Отец рождает Сына»? Сын уже существует; значит, правильным будет лишь изречение: Бог-Отец родил Сына Правильным является лишь утверждение: Бог рождает Сына Верно и первое, и второе утверждение, но при правильном их осмыслении Святой Дух исходит от… Отца и Сына Какие аналогии Святой Троицы использовались святыми отцами? Святые отцы учили о непознаваемости Бога и не использовали в этой связи никаких аналогий Исток ручья; ручей; поток, в который перерастает ручей Свет трёх свечей, зажжённых от одной Солнце; солнечный свет; излучаемое солнцем тепло Адам; Ева; Сиф Человеческий ум; рождаемое умом мысль-слово; дыхание-голос, посредством которого озвучивается мысль-слово Термин «Троица»… Заимствован Церковью из Священного Писания Создан искусственно Придуман отцами IV Вселенского Собора Божеские Лица… Не различаются между собой, так как Они равно совершенны Различаются образами бытия Божественное действие… Троично, ибо Бог троичен по Лицам Проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом Святой Дух в Церковном Предании именуется… Энергией Бога Отца Выразителем Бога Слова Выражения «благодать Пресвятой Троицы» и «благодать Святого Духа»…

http://azbyka.ru/quiz/pravoslavnoe-uchen...

Псалом 9 Пс.9:1 . В конец, о тайных сына, псалом Давиду. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Сию надпись нынешние Евреи читают так: Победителю о смерти сына, разумея чрез сие смерть или погибель Авессалома, сына Давидова. Иные переводят: о смерти неразумнаго, разумея чрез то смерть Голиафа, безумнаго Филистимскаго исполина, что в смысле повествовательном и справедливо. Но понеже псалом сей заключает песнь торжественную и радостную, Давид же не радостию, но печалию объят был, когда услышал о смерти сына: сего ради мним, что в смысле буквальном, Давид благодарит здесь Бога за одержанную над врагами победу, и за поражение главнейшаго неприятеля Голиафа, или кого-либо инаго: в смысле же таинственном, беседует о единородном Божием Сыне, Иже утаив Свое Божество в человечестей плоти, победил диавола, и все воинство его. Мы, оставя первое знаменование, яко всем известное, протолкуем псалом по второму, тем паче, что в надписи положено слово: о тайных Сына, что и Апостол Павел в послании к Колоссаем нарицает тайною от век сокровенною ( Кол. 1:26 ). С сим разумом можно согласить и Еврейскую надпись – о смерти Сына, когда чрез сие разуметь будем смерть Христа Сына Божия, Иже смертию Своею преславно победил князя тьмы, сиречь диавола. Пс.9:2 . Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя. Предлагает содержание псалма, котораго предметом имеет быть хваление Бога ради чудесных дел Его. Оныя слова: всем сердцем, означают, что вещь, которую хвалить имеет, есть из всех величайшая, и потому достойна всеми силами и всем сердцем хвалима быть. Подобне и оныя слова: повем вся чудеса, являют, что вещь которую хвалить хощет, толико обширна, что все чудныя дела Божия собою объемлет. В самом деле, таково было искупление человеческаго рода, в немже возглавляются всяческая, яже на небесех и яже на земли, по изречению Апостола Павла, Еф. 1:10 . Пс.9:3 . Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, вышний. То же самое изъясняет иными словами, аки бы рекл: исповемся Тебе веселяся и радуяся, яко да будет веселие в сердце, а радость во внешнем движении тела, и таки всем сердцем и всеми душевными и телесными чувствы повем чудеса Твоя, и воспою имени Твоему, о Всеблагий и Всевышний Боже! Таково есть свойство благодарного духа. Он воспевает песни Благодетелю, и хотя не видит Его, но песнопением изъявляет Ему признательность свою. Тако и пророк творит. Поскольку Бога лицем к лицу видеть не могл, творит песни Ему, посредством песнопений сопребывая Тому, и мняся видети Его. И якоже любящие возглашают похвалы любимым, и имена их всюду возвещают: тако и сей: пою, глаголет, имени Твоему, Вышний, нарицая Вышним, возвышает свое земное вещество к оному превыспреннему Существу, и сего ради непрестанно и повсюду произносит Его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Седмица 7-я по Пасхе Воскресение. О единосущии Отца и Сына Неделя святых отцев Первого Вселенского Собора (325). Ин.17:1–13 Сегодня, в воскресенье перед праздником Троицы, – память святых отцов Первого Вселенского Собора. Перед праздником Троицы мы прославляем тех, кто обличил арианскую ересь и научил нас православно исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Арианство родилось, как рождаются все лжеучения. Гордый ум говорит: «Я не могу этого понять, а значит, этого не может быть». И Арий стал учить, что истинный Бог – лишь Бог Отец, а Сын только подобен Ему. Это учение более понятно для ума, и оно увлекло многих. Когда-то Апостол Павел сказал пастырям Церкви: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Так потом и пошло, и во все времена приходилось оберегать Христовых овец от лютых волков. Именно от волков. Кто привносит ложь в учение о Боге, тот поистине губит души. Всякая ложь о Боге уродует всю духовную жизнь, и незаметно направляет человека совсем в другую сторону. И святые Отцы Церкви на Первом Вселенском Соборе не свое личное мнение противопоставили мнению ариан, но тщательно рассмотрели Божественное Писание. А там во многих местах и прямо, и косвенно говорится о единосущии Бога Отца и Бога Сына. Вот и сегодня мы читали слова молитвы Сына к Отцу. Казалось бы, если молитва, значит, молящийся ниже того, кому молится. Но вспомним, какими словами молился Иисус, например, перед воскрешением Лазаря: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» ( Ин.11:41–42 ). Еще прежде просьбы – уже благодарит, как будто все, о чем Он собирается просить, уже совершилось. Так и в сегодняшней молитве. Сначала Он говорит: «Отче! …прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». То есть прославление Сына – условие прославления Отца. И тут же продолжает: «Я прославил Тебя на земле». «И ныне прославь Меня Ты, Отче». А здесь – прославление Отца – условие прославления Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010