За тем Апостол яснее раскрывает великие благодеяния Бога Отца, говоря: 13. Иже избави нас от власти темные, и престави в царство Сына любве Своея. Возблагодарим Бога Отца «избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Своего». Власть тьмы – это власть диавола. Он, ниспадши с неба чрез противление Богу, как сам лишился света небесной славы, так и между человеками, со дня падения наших прародителей, старается распространять тьму греха, заблуждений и пороков. Тьма греховная наследственно от первых прародителей, Адама и Евы, распространилась на весь род человеческий, и не было никакого выхода из этой области тьмы до пришествия на землю Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Только Отец небесный и мог совершить это избавление рода человеческого от темной власти диавола чрез единородного Сына Своего: всеблагим попечением Бога Отца поставлены мы в царство возлюбленного Сына Его. По Его великой любви к человекам, единородный Сын Его, Иисус Христос пришел на землю, и устроил благодатное царство, для спасения человеков, т.-е. создал святую Церковь , в которой все призываются ко спасению, и в которой для всех доступно спасение чрез веру в Иисуса Христа, Спасителя мира. В царство Сына любве Своея, или: «в царство возлюбленного Сына Своего». Иисус Христос именуется возлюбленным Сыном Бога Отца для означения Его Божеского величия и Его единосущие с Богом Отцем, как Сам Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем, Иисусе Христе, на Иордане и на Фаворе, посылая глас с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Сии слова имеют одинаковое значение с словами: единородный Сын Божий, сый в лоне Отчи. Далее, Апостол кратко показывает тот дивный способ, которым Бог Отец благоволил ввести нас в царство Сына Своего, присовокупляя. 14. О немже имамы избавление кровию Его, и оставление грехов. «В котором мы имеем искупление кровию Его, и прощение грехов». По благости Бога Отца, единородный Сын Его Иисус Христос Своими страданиями и крестною смертию искупил нас, человеков, от проклятия и вечного осуждения, и силою заслуг Своих дарует нам отпущение грехов. В другом послании святый Павел раскрывает это великое Божеское благодеяние в следующих словах: «Все согрешили, и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, сделанных прежде» ( Рим.3:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша. Те, которые научились веровать во Единого Бога, Отца Вседержителя, должны веровать и в Сына Единороднаго. Ибо «всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» ( 1Ин. 2:23 ) и «никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын открыть восхощет» ( Мф.11:27 ), а «кто не верует в Сына, не узрит жизни, но гнев Божий пребудет на нем» ( Ин. 3:36 ). И так, прежде всего, мы веруем, что Он есть Единый Господь, нераздельный от Отца по существу Своему, как Сам о Себе свидетельствует: «Отец во Мне и Я во Отце. Я и Отец едино есмы» ( Ин. 14:10; 10:30 ). Едино по Существу, а не Лицами, едино по власти и хотению, ибо не два Бога, но Един. Никогда Бог Отец не был без Бога Сына, потому и назван Он Рожденным прежде всех век. Тайна же Его Божественного рождения недоступна уму человеческому, еще менее Слову, ибо не так, как бренное человеческое слово временно рождается от ума, родилось предвечно безначальное Слово Божие из существа Отчего. «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово» ( Ин. 1:1 ), говорит Св. Писание. И мы ли проникнем более Евангелиста? Тот же Апостол называет еще «Сына Божия Сущаго с лоном Отчем Единородным» ( Ин.1:18 ) и сие повторено в Символе, составленном из слов Писания: ибо Один только есть Сын Божий по естеству. Те же, которые между человеками называются сынами Божьими, носят такое имя по благодати усыновления, как верные и избранные. Но и сия благодать даруется им чрез Единородного, ибо «тем, которые прияли Его, верующим во имя Его, дал власть соделываться Божьими». ( Ин. 1:12 ) С Божественными именами Господа поставлены и человеческие имена Его, Иисуса Христа, чтобы постепенностью самых имен возводить нас к тайне воплощения. Первое имя Иисус значит по-еврейски Спаситель, и дано было Ангелом, возвестившим Его рождение: «ибо Он спасет людей своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). Второе – Христос означает Помазанника и взято от подобия помазания, коими освящались у евреев Цари, Первосвященники и Пророки, ибо все три достоинства равно свойственны Иисусу. Но в высшем духовном значении: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие», – воспевает Давид. – «Для сего помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости более сопричастников Твоих» ( Пс. 40:8 ). А сие таинственное помазание, которое, по выражению Псалма, дается Богом Богу, изъясняет Сам Христос: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал и послал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать плененным освобождение и слепым прозрение, отпустить сокрушенных в отраду» ( Лк.4:18 ) От имени Христа проистекло и то новое имя христиан, которое обещал Бог верующим устами Пророка: «работающим Мне наречется имя новое, которое благословится на земли» ( Ис. 65:15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но если без пытливости принимаешь рождение (когда так должно выразиться) Сына, или Его самостоятельность, или пусть изобретет кто-нибудь для этого другое, более свойственное предмету речение (потому что умопредставляемое и изрекаемое превосходит способы моего выражения), то не будь пытлив и касательно исхождения Духа. Достаточно для меня слышать, что есть Сын, что Он от Отца, что иное Отец, иное Сын; не любопытствую об этом более, чтобы не подпасть тому же, что бывает с голосом, который от чрезмерного напряжения прерывается, или со зрением, которое ловит солнечный луч. Чем кто больше и подробнее хочет видеть, тем больше повреждает чувство, и в какой мере рассматриваемый предмет превышает возможности зрения, в такой человек теряет самую способность зрения, если захочет увидеть целый предмет, а не такую часть его, какую мог бы рассмотреть без вреда. Ты слышишь о рождении – не допытывайся знать, каков образ рождения. Слышишь, что Дух исходит от Отца – не любопытствуй знать, как исходит. Святитель Григорий Богослов ( 12, 168–173 ). Если бы Отец происходил Сам от Себя, то мог бы Он быть отделяем Сам от Себя, так что в одном могли бы мы представлять двух – одного предсуществовавшего и другого из Него происходящего. – Примеч. ред. Веруем в Единого Отца, начало всего и причину, не от кого-либо рожденного, но Такого, Который один только есть безвиновен и нерожден; в Творца всего, конечно, но в Отца по естеству одного только Единородного Сына Его, Господа же и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и в Изводителя Все святого Духа. И во Единого Сына Божия, Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, рожденного от Отца прежде всех веков, в Свет от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рожденного, не сотворенного, Единосущного Отцу, через Которого произошло все. Говоря о Нем: прежде всех веков, мы показываем, что рождение Его безлетно и безначально, ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, «сияние славы и образ ипостаси» Отца ( Евр. 1, 3 ), живая премудрость и сила ( 1Кор. 1, 24 ), Слово ипостасное, существенный, и совершенный, и живой «образ Бога невидимого» ( Кол. 1, 15 ), но Он всегда был с Отцом и в Нем, рожденный от Него вечно и безначально. Ибо не существовал когда-либо Отец, когда не было бы и Сына, но вместе – Отец, вместе – Сын, от Него рожденный. Ибо не мог бы быть назван Отцом Тот, Кто лишен Сына. А если Он существовал, не имея Сына, то не был Отцом; и если после этого получил Сына, то после этого сделался и Отцом, прежде этого не будучи Отцом, и из положения, в котором Он не был Отцом, изменился в такое, в котором Он сделался Отцом, что говорить – хуже всякого богохульства. Ибо невозможно сказать о Боге, что Он лишен естественной способности к рождению. Способность же к рождению – это рождать из самого себя, то есть из собственной сущности, подобного по природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

По тем же причинам Бог , создавший духов и людей, про которых знал, что они добровольно отвернутся от Него, избрал Себе в число апостолов Иуду, про которого знал, что тот предаст Его. 4. Говорить о том, что иноверцы, еретики и раскольники погибнут, является непростительной дерзостью, поскольку это решить может только Бог Повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину о том, что спасение только во Христе, и в Его Теле – Православной Церкви, православные христиане вовсе тем самым не «опережают Суд Божий», а рассказывают об этом Суде то, что уже о нём открыл Бог: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.15:6 ). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» ( Ин.3:36 ). «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца… Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём… Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.2:23; 5:10:12 ). Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нём никакой лжи. Вера Церкви в последний Суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа. Сторонники лжеучения о спасении вне Церкви лукавят, заявляя, что будто бы мы «решаем за Бога», если говорим о спасении только в Церкви. Это, что называется, «переносить с больной головы на здоровую». Потому что на самом деле когда мы говорим, что вне Церкви нет спасения, мы не решаем ничего за Бога, а просто повторяем то, что Бог уже решил и о чём в Своём Откровении уже сообщил. А вот как раз те, кто спорит с этой богооткровенной истиной, решают за Бога, поправляют Бога, а иногда и прямо говорят, что Он якобы соврал в педагогических целях – сказал про наказание просто чтобы попугать, а на самом деле потом всех помилует.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

    Была ли она ему всегда хорошей матерью? Сейчас вспоминалось все как-то в одном свете, под одним углом зрения. А ведь она и раздражалась на него, кричала...     «И было, после сих происшествий: Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе». Библейские слова пронзили Андрея. Когда-то, в студенческие годы, он слышал эту историю на лекциях по атеизму. Конечно, по мнению лектора, принесение Авраамом в жертву своего сына служит доказательством, неопровержимым доказательством... Ну что это за бог такой, который, требует доказательства преданности от своего избранника – Авраама, повелевает ему принести в жертву его сына. Единственного и возлюбленного. А еще при этом считается, что он, видите ли, (Он!) всемогущий и справедливый. Это ж издевательство какое-то!.. Авраам встал рано утром, наколол дров, взял сына своего и пошел на указанное место. «И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему... отец мой!.. вот огонь, вот дрова, где же агнец для всесожжения?» Чистому отроку не могло даже придти в голову, что он и есть тот агнец. Что отец его разложит дрова, свяжет его, своего сына, и положит на жертвенник поверх дров. «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего». А он, Авраам, о чем думал он? Какие мысли могли придти в голову ему, отцу, занесшему нож над своим ребенком?.. «Я проигрываю тебя, сын мой Исаак? Проигрываю с...» Нет! Никаких мыслей не могло придти Аврааму. Появись у него хоть малейшее сомнение, он тотчас сделал бы какой-нибудь неверный шаг. Вера, настоящая глубокая вера в настоящего Бога не допускает сомнений. Как не допустимо предположение: а что если бы Ангел Господень не остановил Авраама? Не сказал бы ему... Что сказал Ангел? «...теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего...». Ангел не сказал: сильна вера твоя, Авраам! Он сказал: ты боишься Бога!..

http://foma.ru/poka-ne-umer-syin-moj-opy...

И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря, в котором не может жить ничто живое. Жена же Лотова, когда убегала из города, оглянулась назад, на Содом, и тотчас превратилась в соляной столп. Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни - оглянулась, задержалась, - и сразу превратилась в соляной столп. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. " Бытие " : гл. 18, 16-33; 19, 20. Принесение Исаака в жертву Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына. Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией. Бог явился Аврааму и сказал: " возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу " . Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь. На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: " Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения? " Авраам ответил: " Господь усмотрит Себе агнца " . И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: " Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Итак, Писание говорит о Боге и Боге, но не о двух богах, об одном и одном, но не о двух и не об одном, так как Отец и Сын вместе не одно, а едино. Этот способ выражения показывает, что единство Бога не есть численное, но единство родовой общности и подобия природы. У Отца и Сына одинаковая природа, именно природа Божественная, в силу врожденности Сыну Отчей природы. И имя этой природы есть Бог 2347 . Так как природа вообще у вещей того же рода одна и та же, то она не счисляется в наименовании этих вещей, не допуская множественного числа, а потому две вещи с одной и той же родовой природой называются не двумя вещами, а одной вещью той же природы. «Имя, – говорит Иларий, – обозначающее каждую вещь, указывает также и вещь того же рода, и таким образом это уже не две вещи, а одна вещь того же рода. Сын Божий есть Бог, и это выражено в имени. Не двух богов счисляет одно имя, так что для одной и безразличной природы есть одно имя – Бог. Так как именно и Отец – Бог, и Сын – Бог и так как Тот и Другой носят собственное имя Божией природы, то оба едино суть, ибо хотя Сын существует через естественное рождение (ex nativitate naturae), однако сохраняет единство в имени, и рождение Сына не вынуждает к исповеданию двух богов веру верующих, которая исповедует Отца и Сына имеющими как одну природу, так и одно имя» 2348 . В этих словах без всяких оговорок единство Отца и Сына уравнивается с единством всяких других вещей, принадлежащих к тому же роду. В рождении Сына от Отца указывается момент Его самостоятельного реального бытия, а в одинаковости имени Отца и Сына – момент Их единства: природа в Том и Другом одинакова и в этом смысле едина, а потому и имя для Отца и Сына – одно и то же. Если при единстве природы имя не допускает счисления двух богов, то это же имя, прилагаемое к отцам разной природы, такое счисление допускает. «Анафематствую, – говорит Иларий, – тех, которые говорят о трех богах, потому что соответственно истине природы эта сущность не приемлет числа наименований (не допускает множественного числа в наименовании), как обыкновенно допускает это в отношении к людям и ангелам, так как имя «бог» дается им в честь заслуги при различии субстанции между ними и Богом, и потому они многие боги». «В природе же Бога Бог один, однако так, что и Сын – Бог, потому что в Нем не отлична природа, и так как Бог из Бога, то не может не быть Богом Тот и Другой, у Которых по безразличию рода не различается сущность 2349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Но если ты скажешь, что в исполнении прошений мученика Стефана и апостола Павла есть одно дело Отца и Сына, то признай, что никогда не могло быть одного дела того и другого, кроме как через единство природы; так что и Отец, призванный Стефаном, увидел Себя в Сыне, и Сын, призванный Павлом, узнал себя в Отце. Но чтобы ты понял, что это есть апостольское учение, что мы можем призывать и Отца, и Сына, посмотри, как апостол рекомендует нам призывать благословенного Христа, когда пишет коринфянам так: во Христе Иисусе, называемым святыми, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте их и нашем. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1 Кор. 1, 1-3). Видишь ли, как для призывающих имя Господа нашего Иисуса Христа божественно испрашиваются у Апостола благодать и мир. Что же тогда остаётся, кроме того, что всякий, кто не призывает имя Господа Иисуса Христа, не может иметь от Него ни благодати, ни мира? Но тот, кто не получил благодати от Бога, несомненно, получит вечное наказание; и кто не принял мира от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, ни в коем случае не достигнет спасения. Ибо блаженный Павел в пророческой речи одобряет призывание Его имени, говоря: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13; Иоиль 2:32). Следовательно, согласно правилу истинной веры, в которой верят в единую сущность Святой Троицы, несомненно, что никакого разделения Отца и Сына не должно быть, независимо от того, призывают ли верующие Отца или Сына. . Но ни Отца, ни Сына не могут призывать те, кто посредством призывания, предлагаемого Отцу, не верят, что Сын по природе призывается вместе с Отцом. Ибо в этом и есть естественное единство Троицы, так что все послушание святой религии неразрывно представлено тем трем Лицам, в которых есть одна нераздельная и неизменяемая природа. Ибо в молитвах, которые единая истинная Церковь изливает к Богу, сохраняется единство природы и также различие Лиц: так что, когда молитва обращена к Отцу, Который есть начало Сына и Святого Духа, можно видеть, что Троица имеет одну природу; но в воспоминание Сына и Святого Духа пусть самый конец молитвы покажет истинную Троицу. Таким образом преодолевается вероломство Савеллия и Ария, в то время как в молитвах кафолической Церкви проповедуется истина единой природы, а также Трех Лиц.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Своего единственного сына Авраам с Саррой назвали Исааком. Нечего говорить, как они любили свое дитя, данное им Богом в их старости. И вот однажды, когда Исаак был уже отроком, Господь, желая испытать веру и любовь к Себе Авраама и его преданность воле Своей, сказал ему: «Возьми сына своего единственного, которого тыл любишь; пойди и принеси его в жертву всесожжения на одной из гор, о которой Я скажу тебе». И Авраам тотчас повиновался Богу. Он взял с собою слуг и все нужное для жертвоприношения, чтобы заколоть Исаака на жертвеннике и потом сжечь его. И пришли они к горе, которую указал Бог. На нее Авраам взошел один с Исааком. Дрова для жертвенника нес на себе Исаак, а в руках Авраама был огонь и нож. Он взял Исаака, положил на жертвенник и собирался уже заколоть, но Ангел удержал его руку, и он услышал голос с неба: «Не поднимай руки твоей на отрока. Я теперь знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего единственного для меня». Авраам оглянулся и увидел ягненка, запутавшегося в кустах рогами. Он взял его и принес Богу в жертву вместо сына. После этого Господь опять сказал Аврааму: «Так как ты не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я благословлю и умножу твое потомство, и благословятся в потомстве твоем все народы земные за то, что ты послушался Меня». Это было новое обещание Божие послать на землю Спасителя, который должен был родиться в потомстве Авраама. Авраам не пожалел для Бога в жертву своего единственного сына; не пожалел и Бог Своего единородного Сына в жертву за грехи людей. И как Исаак нес на себе дрова, орудие своей казни, на которых он должен был быть убит и сгореть, так и Спаситель Сам нес Свой крест, на котором был распят и умер. 10. Иаков-Израиль У Исаака и его жены Ревекки было два сына-близнеца –Исав и Иаков, получивший от Бога имя Израиль. Исаак, вместо Исава, благословил Иакова, как старшего, и от него пошел весь народ еврейский, или израильский. Однажды Иаков был в пути, отправляясь к брату своей матери, на дочери которого он впоследствии женился. Когда настала ночь, он положил под голову камень, заснул и увидел во сне лестницу, которая стояла на земле, касаясь своим верхом неба. A по этой лестнице сходили с неба и восходили на небо ангелы, и на верху ее стоял Сам Господь. Он сказал Иакову: «Я Господь, Бог Авраама и Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок морской, и в Семени твоем благословятся все племена земные». Эти слова о Семени, т. е. Потомке, через Которого придет благословение Божие всем народам, были опять обещанием о Спасителе. А лестница, которую видел Иаков соединявшей небо с землей, заранее таинственно изображала, Пресвятую Деву Марию, через Которую Господь, Сын Божий, сошел на землю. 11. Иосиф

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Седмица 7-я по Пасхе Воскресение. О единосущии Отца и Сына Неделя святых отцев Первого Вселенского Собора (325). Ин.17:1–13 Сегодня, в воскресенье перед праздником Троицы, – память святых отцов Первого Вселенского Собора. Перед праздником Троицы мы прославляем тех, кто обличил арианскую ересь и научил нас православно исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Арианство родилось, как рождаются все лжеучения. Гордый ум говорит: «Я не могу этого понять, а значит, этого не может быть». И Арий стал учить, что истинный Бог – лишь Бог Отец, а Сын только подобен Ему. Это учение более понятно для ума, и оно увлекло многих. Когда-то Апостол Павел сказал пастырям Церкви: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Так потом и пошло, и во все времена приходилось оберегать Христовых овец от лютых волков. Именно от волков. Кто привносит ложь в учение о Боге, тот поистине губит души. Всякая ложь о Боге уродует всю духовную жизнь, и незаметно направляет человека совсем в другую сторону. И святые Отцы Церкви на Первом Вселенском Соборе не свое личное мнение противопоставили мнению ариан, но тщательно рассмотрели Божественное Писание. А там во многих местах и прямо, и косвенно говорится о единосущии Бога Отца и Бога Сына. Вот и сегодня мы читали слова молитвы Сына к Отцу. Казалось бы, если молитва, значит, молящийся ниже того, кому молится. Но вспомним, какими словами молился Иисус, например, перед воскрешением Лазаря: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» ( Ин.11:41–42 ). Еще прежде просьбы – уже благодарит, как будто все, о чем Он собирается просить, уже совершилось. Так и в сегодняшней молитве. Сначала Он говорит: «Отче! …прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». То есть прославление Сына – условие прославления Отца. И тут же продолжает: «Я прославил Тебя на земле». «И ныне прославь Меня Ты, Отче». А здесь – прославление Отца – условие прославления Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010