«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Никита Стифат. Творения Никита Стифат известен как полемист, особенно с латинянами. Развивал мистическое богословие, в линиях своего учителя — Симеона Нового Богослова, т. е. с акцентом на обожении. В собрание творений Никиты Стифата вошли: его письма, Исповедание веры», «Три сотницы деятельных, естественных и гностических глав», «Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова», «Трактат о рае». Сочинения Исповедание веры 1. Решившийся любомудрствовать о Божественном и человеческом должен и учить здраво и правильно, и жить достойно и чисто, чтобы жизнь не противоречила учению грубыми делами и поступками. Тогда слово учения, свободное от оков страстности, устремилось бы прямо к цели, а дело жизни сопутствовало бы слову, всегда согласное с ним и ни в чем ему не противное. 2. Таким должно быть слово, и, как мне кажется, это недалеко от истины. Я же, желая огласить для всех свое исповедание, страшусь двойной ответственности, чтобы не упустить что–нибудь важное и в том и в другом; ведь я, лишенный по нерадению и слова, способного разорвать злосчастные оковы, и святой жизни, и не пренебрегающий видимым как достойным осмеяния, не знаю, как я приступлю к словам и к премудрым словам Божественных Писаний. Но чтобы нас не сочли хулителями Божественных даров и не уличили в том, что мы по зависти, как неразумные рабы, закапываем талант, и еще из–за вредных людей, которые чувствуют слово и охотятся в погоне за выражением, я бы сказал, излишне усердно, пугая тех, у кого слова идут от простой и открытой души, — вот и мы предпочли жизни учение, в котором мы рождены и вскормлены и достигли такой глубокой старости, и его–то и предлагаем познать тем, кто желает учиться у нас. Итак: 3. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, безначального и вечного, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, единородного, рожденного бесстрастно и вечно от Самого Бога и Отца — и мы не знаем другого начала, как только Отца — и исповедую Его как Свет от Света и Бога истинного от Бога истинного, и единосущного, и совечного Отцу. И в Духа Святого, исходящего вечно от Бога и Отца, постигаемого как Свет, и Бога истинного, пребывающего с Отцом и Сыном, совечного и единосущного Им и имеющего ту же природу, сущность и силу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Разделы портала «Азбука веры» Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:8 ) Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. ( Ин. 1:18 ) Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ( Ин. 14:7-9 ) Несмотря на Божие Вездеприсутствие, Бога невозможно видеть физическим зрением, поскольку Бог не имеет в себе того, из чего состоит видимый мир. Бог есть Дух ( Ин.4:24 ). Бог имеет особую природу, не имеющую аналогий в тварном мире. Духовный мир закрыт от абсолютного большинства людей в этой жизни. Но ждать осталось недолго, каждый человек, рано или поздно, увидит тот мир.  «У скончавшегося, как у новорожденного дитяти, открываются очи, когда он становится вне настоящей жизни, – очи души, говорю я, коими он зрит подлинную природу сущего; открывается слух… открываются уста… раскрывается вкус… дается сила осязания…» св. Григорий Нисский Наряду с физическим, существует духовное зрение. Духовным (внутренним) зрением Бога видят бесстрастные свидетели – святые . Преподобный Симеон Новый Богослов : Все те, которые видят только телесными очами и только этот чувственный свет, слепы суть; и им ни о чем другом не должно заботиться, как о том, чтоб отверзть умные очи души своей, и увидеть невечерний Божественный свет. Неспособность ощущать проявления чего-либо не значит, что незамеченное нашими чувствами отсутствует. Иначе мы будем наивно ограничивать реальность лишь своим личным, далёким от совершенства, чувственным восприятием. В частности, мы не видим телесными глазами не только Бога, но и вполне материальные вещи и явления, такие как субатомный мир, статическое напряжение. Также мы не видим свой собственный ум (в существовании которого едва ли кто сомневается) и т. д. Далеко не вся информация приходит через зрение, есть ещё разум, чувства (мы же не видим тепло, запахи, звуки, вкус).

http://azbyka.ru/kto-videl-boga

Скачать epub pdf Глава двадцать вторая «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Откр. 22:1 ). В сердцевине самого города, нового Иерусалима, протекает удивительно чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Престола Бога и Агнца. Что это за вода жизни? Это благодать Господа Бога, Духа Святого. Святой Дух – третья ипостась Святой Троицы. Дух Святой исходит от Бога Отца, а через Сына изливается на все творение. Как и предсказывали пророки, вода жизни – Дух Святой, Который излился теперь на людей. Дар, данный апостолам в день Пятидесятницы, станет явным после конца мира – этот дар и является сердцевиной, самой главной надеждой христиан. Почему он называется водой жизни? Потому что тот, кто выпьет этой воды, будет жить вечно. Эта вода жизни, вода бессмертия, наполняет человека так, что он уже больше не будет жаждать никогда. Как и сказал Господь: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). «Рекою, исходящею из Церкви, – объясняет святой Андрей Кесарийский , – называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла. А протекающая по горнему Иерусалиму полная воды Божия река есть исходящий от Бога Отца Дух Животворящий, напояющий чрез Ангела и высшие силы, именуемые престолами Божиими, и стогны святого города, то есть жителей его». Престолом Бога Отца и Его Сына являются высшие небесные силы, которые так и называются – Престолами. Часто на иконах их изображают в виде огненных колес или в виде колес с множеством глаз на ободьях. Это высшие небесные силы, первыми принимающие на себя излияния Святого Духа, и далее от них Он ниспускается на все творение. И вот здесь апостол Иоанн говорит, что видел «чистую реку воды жизни» ( Откр. 22:1 ). Река Божия наполнилась, как и обещал древний пророк, то есть достигла нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Третья заповедь Поучение 46. 1) Чему учит третья заповедь? 2) Что она предписывает? и 3) Что запрещает? Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 1) Третья заповедь учит не произносить имя Божие всуе или напрасно, то есть без должного благоговея или с оскорблением его. Под именем Господа Бога надобно разуметь все наименования, коими называем мы единого истинного Бога, так наименования – Творца Промыслителя, Святейшей Троицы, – Отца, Сына и Святого Духа, Иисуса Христа, Искупителя, Спасителя, Ходатая и примирителя, и другие. Под именем Господа Бога также надобно разуметь и Божественные свойства, как вечность, беспредельность, вездеприсутствие, всемогущество, всеведение, премудрость, святость, и другие. Как всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше есть от Отца светов ( Иак.1:17 ); поэтому, благо­говея к имени Господа Бога, мы должны с почтением говорить и о всяком даре Божием, о всем, в чем проявляется особенная благодать Божия, в чем особенно раскрываются совершенства Божии – премудрость, благость, святость, человеколюбие; таковы следующие священные предметы: слово Божие, спасительные Таинства, Святая Церковь , богослужение по установлению Апостольской Все­ленской Церкви, также – наименования преблагословенные: Богородицы, святых Ангелов, апостолов, пророков, мучеников, исповедников, святых отцов и всех ликов праведных. Все, что видим на земле и на небе, все это напоминает нам о Боге Творце и Промыслителе: поэтому и на все создания Божии должны мы взирать с благоговением к Создателю, всеблагому, премудрому, всеведущему и вездеприсущему. 2) Третья заповедь, повелевая не употреблять имени Господа Бога напрасно, предписывает две обязанности: благоговейно чтить имя Господа Бога, и избегать всякого неуважения к Божественному имени. Надобно знать и пом­нить, как должно чтить имя Божие, и как можно бесчестить или оскорблять имя Божие. Оказываем почтение имени Господа Бога, когда, про­износя имя Божие или представляя в уме, мы питаем в себе благочестивые мысли и чувствования, представляем Божественное вездеприсутствие и Его величие, и таким образом повседневно утверждаем себя в благочестии и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник Крещения — продолжение праздника Рождества Христова. Потому что как в том, так и в другом — явление Бога миру. Бог открывает Себя не сразу. Явиться — на греческом языке означает «просиять». Праздник — сияющего явления Бога. Мы знаем об откровении Бога на Синайской горе Моисею. Народ видел молнии, слышал раскаты грома, но Моисей, несмотря на свою молитву, не мог видеть лица Божия. Бог прошел перед ним, закрыв лицо, и Моисей видел Бога только созади. Как велико было его желание видеть Бога! Богоявление — страшное явление Бога. Разгадкой света и огня будут заниматься в изучении космоса астрофизики, изумляясь чуду материи. Но и они придут к выводу, что появление жизни на земле связано с невероятными взрывами, что само творение — взрыв, явление творческой силы Божией в огне, в невозможном непереносимом свете! Когда Бог являет Себя хотя бы в самой малой степени на земле — происходит страшное. И вот мы видим явление Бога в Рождестве — бесконечно кроткое, и призываемся постигнуть в словах Отца Небесного Сыну: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — что значит кротость Рождества Христова. Она не только исполнена любви, но обращена к ничего не имеющим людям. Благая весть о спасении возвещается нищим. В ночи Рождества — это прежде всего пастухи, пасущие чужой скот и уповающие во всем на Бога. Затем — волхвы, то есть звездочеты, — справедливо отвергнутые Израилем, но которые были подлинными искателями Бога. И они сподобляются познания не только Закона — того, в чем выражается Бог, — но явления всецелого Бога, во всей Его полноте. Небо раскрылось на Иордане, слышен Отчий глас, Дух Святой становится видимым, и Сын Божий слышен и видим. «Бог Господь и явися нам». А кто свидетели этого Богоявления? Понимаем ли мы, что те, кто пришел креститься, не принадлежали к числу мнимых праведников? Это были великие грешники, блудницы, люди, которые услышали проповедь Иоанна Предтечи и, признавая себя грешниками, захотели принять крещение. Слово «крещение» облечено для нас торжественностью таинства, в то время как оно означает просто «погружение». Это было очищение после греха, когда человек был в проказе, и надо было засвидетельствовать, что проказа исчезла. Священник говорил: «Иди, погрузись в воду, и через три дня ты будешь чист». Погружение совершалось после покаяния в великих грехах.

http://moral.ru/witnesses/

Глава 17 1–26. Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа. 37 Прощальная беседа Христа с учениками закончена. Но прежде, чем пойти навстречу врагам, которые поведут Его на суд и мучения, Христос произносит торжественную молитву Отцу за Себя Самого, за Своих учеников и за будущую Свою Церковь , как великий Первосвященник человечества. Молитва эта может быть разделена на три части. В первой части (стихи 1–8) Христос молится за Себя Самого. Он просит о Своем собственном прославлении или о даровании Ему, как Богочеловеку, божественного величия, так как Он есть краеугольный камень Церкви, а Церковь может достигнуть своей цели только тогда, когда Глава ее – Христос будет прославлен. Во второй части (стихи 9–19) Христос просит за Своих учеников. Он молит Отца об охранении их от зла, царствующего в мире, и об освящении их Божественной истиной, ибо они представляют собой продолжателей дела Христова в мире. Мир только тогда получит в чистоте и во всей небесной мощи слово Христово, когда сами апостолы будут утверждены в этом слове и освящены его силою. В третьей части (стихи 20–26) Христос молится за верующих в Него. Для того, чтобы верующие во Христа могли осуществить свое назначение, составить Церковь Христову, они должны соблюдать между собой единение, и о поддержании этого единения между верующими Христос и умоляет Отца. Но прежде всего они должны быть в единении с Отцом и Христом. Ин.17:1 .  После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, «Иисус возвел очи Свои на небо» – см. комментарии к Ин.11:41 . «Отче! пришел час». Для Христа пришел час прославления, потому что наступил час смерти (ср. Ин.12:23 ). Победа над смертью, диаволом и миром уже, можно сказать, одержана Христом – настало время Сыну получить ту небесную славу, в какой Он пребывал до Своего воплощения (ср. стих 5). «Да и Сын Твой прославит Тебя». Христос и ранее прославлял Отца Своего (ср. Мф.9:8 ), как и Отец прославлял Христа прежде (ср. Ин.12:28 ). Но прославление Христом Бога Отца не доведено еще до совершенной полноты, пока Христос еще находится на земле, в ограничивающих полное проявление Его славы условиях существования. Только тогда, когда Он уже с прославленной плотью Своей снова воссядет на Божественном престоле, и возможно будет полное раскрытие славы Его и Отца, которая состоит в привлечении ко Христу всех концов земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 20. Всероссийский пастырь 1 Картины путешествий отца Иоанна по России и среди них поездка его в Крым к одру умиравшего императора Александра наглядно свидетельствуют о всероссийском значении кронштадтского пастыря. Это редко оспаривали и те, кто были далеки от признания его за святого, и даже прямые его противники. Но к этому надо добавить, что его известность простиралась за границы как православного, так и российского мира. К нему обращались не раз и лютеране, и католики, и евреи, и мусульмане, и караимы 79 , и другие. Свидетельства об обращении к нему иноверцев можно найти, например, в описаниях его крымской поездки. Иноверцев (нехристиан) отец Иоанн обычно расспрашивал об их нуждах и скорбях, не касаясь вопросов религии. В Крыму же принимал он и еврейскую депутацию, благодарившую его за пожертвования еврейской общине. Существует рассказ, что тогда же по молитве отца Иоанна исцелился больной татарин. Татарку, просившую об исцелении своего больного мужа, отец Иоанн спросил, верует ли она в Бога, и, получив утвердительный ответ, сказал: «Будем молиться вместе, ты – по–своему. 2 О некоторой своего рода универсальной известности отца Иоанна свидетельствуют еще, во-первых, письма и телеграммы, которые он получал из самых различных мест, во-вторых, переводы его произведений на разные языки и, наконец, отзывы о нем многих лиц. Выше уже было сказано, что почту, адресованную на его имя, возили бельевыми корзинами. Имеются еще свидетельства, что иногда число получаемых им писем и телеграмм достигало нескольких тысяч в день (даже до 6 тысяч). Едва ли не большинство их заключало просьбы помолиться об исцелении недугующих и благодарения за исцеления. К этому добавлялись прошения благословить начинаемое дело, разрешить трудный жизненный вопрос. Наконец, бывало и немало денежных переводов на благотворительные цели. Во многих биографиях отца Иоанна сообщается о все возраставшем с годами числе обращений к нему из-за границы. Приводятся иногда очень трогательные тексты некоторых из них. Так, два шведских мальчика в разное время просили об исцелении их матерей; французский епископ – о переводе ему 20 тысяч франков на выкуп сиротского дома из рук врагов религии, а французский же адмирал Жерве благодарил за присланный по его просьбе портрет отца Иоанна и заканчивал свое письмо нижеследующими словами: «Как вы высказали мне симпатии к Франции, дайте в ваших молитвах, угодных Богу, место моей родине».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Глава 3: о Духе Божием и Духе Святом Бог есть дух, и духовность есть самое существо Божие. Вместе с тем духовность в Боге, как духе, как бы нарочито приурочивается именно к Духу Св, Третьей ипостаси. Духовность Духа Св. как Третьей ипостаси, тожественна духовности Божией, но вместе с тем она от нее ипостасно как бы и отличается. Можно сказать, что Дух Св. есть и дух Божий, но нельзя сказать наоборот, что дух Божий есть Дух Св., ибо Бог есть дух во всем триипостасном бытии Своем, не только как Третья ипостась, но и Первая, и Вторая. Духовность присуща Первой и Второй ипостасям не меньше, нежели Третьей. Отец и Сын есть в равной мере дух, как и Дух Св., который во Св. Троице, однако, являет Ее духовность как Триипостасного Бога. И потому здесь мы имеем равенство – неравенство, отожествление – различение между духом Божиим и Духом Святым. Дух Св. осуществляет духовность Божию, однако ее в Себе не задерживая, Собой не исчерпывая и даже не определяя, ибо собственная Его духовность есть духовность и Отца, и Сына. Мы имеем здесь онтологическую пронизанность, взаимопронизаемость, но вместе и неслиянность Отца и Сына и Св. Духа – всей Св. Троицы, –которая есть дух –единый дух, но не дважды или трижды дух. И при этом каждая из ипостасей имеет Свою собственную духовность, точнее, обладает ею по-своему, но вместе с тем осуществляет ее во Духе Св., Который есть в этом смысле некая едино-тройственная ипостась, собою являет и в себе несет троическую прозрачность субстанции духа. Св. Дух есть дух Божий; дух Божий – дух Отца и дух Сына – есть Св. Дух, Который есть не только Св. Дух, как Третья ипостась, но и дух Божий. Эта прозрачность триипостасного духа делает неуловимой и неразличимой Его тройственность, которая, однако, составляет самую основу Его бытия. Не может быть духа моноипостасного – таковой и не есть дух, ибо дух есть не единоипостасно, но трииностасно или многоипостасно раскрывающаяся духовность. Дух Св. существует силою Отца и Сына, как ИХ любовь друг к Другу и как сама Любовь к Ним. В этом смысле Он не принадлежит Себе, не есть Свой, но есть Дух Отца и Сына, ибо вообще быть своим в замкнутости и ограниченности и несвойственно природе духа. Но это же время, как ипостась, Он есть личный, т.е. и в Себе заключенный Дух, Третья ипостась. Очевидно, эти определения не укладываются в дискурсивную схему, основанную на рациональном законе статического тожества, но его превосходят, ибо здесь мы имеем динамическое тожество, выражающееся в ряде статических нетожеств или тожеств нетожественного. Из этого основного свойства динамического тожества, при статическом различии, становится понятным тот основной факт, что мы одновременно говорим сами и имеем свидетельство Слова Божия о духе Божием и о Духе Св. как о чем-то различном и тожественном. Когда говорится о духе Божием, еще не говорится о Духе Св. Однако при этом мы по существу не можем ни различать, ни тем более противополагать духа Божия Духу Св., Третьей ипостаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

диакон Сергей Исайчев В статье описаны наиболее важные пророчества, которые сбылись на Иисусе Христе, а также комментарии святых Отцов и учителей Церкви недвусмысленно говорящие о том, что имя Божие «Иегова» относится не только к Богу Отцу, но к Его Сыну и Святому Духу. Deacon Sergey Isaychev Penza Theological Seminary Jehovah is not only the name of the father The article describes the most important prophecies that have come true in Jesus Christ, as well as the comments of the Holy Fathers and the Fathers of the Church stating not ambiguously that the name of God “Jehovah” refers not only to God the Father but also to His Son and to the Holy Spirit. Одной из самых любимых и, пожалуй, главных тем, для Свидетелей Иеговы (далее СИ) является, конечно же, имя Бога. Вы встречаете на улицах улыбающихся проповедников, которые никогда не расстаются с журналами под названием «Сторожевая Башня», и которые обязательно покажут Вам цитату из Библии, где Бог именуется именем «Иегова». Но свидетелю вряд ли известно, что весь христианский мир «Иеговой» именует не только Отца, но и Единородного Сына Его – Иисуса Христа. Что же говорит Библия по этому поводу? Прежде всего, нужно оговорится, что мы ни в коей мере не утверждаем, что Иисус и Отец – это одна Личность – напротив, это две разные Личности, однако у них одно на двоих имя. Итак, что же говорит Ветхий Завет об имени Отца и Сына? Любопытно, что этим вопросом интересовался еще праведный Агур в книге «Притчей»: «Кто взошёл на небо, чтобы он мог сойти вниз? кто собрал ветер в пригоршни? Кто завязал воды в накидку? Кто установил все пределы земли? Знаешь ли как зовут его и как зовут его сына ?» ( Притч.30:4 , ПНМ 1 ). Вопросы Агура актуальны и в беседах со СИ, ведь они в свою очередь акцентируют внимание лишь на имени Отца, забывая про Сына. Итак, называет ли Ветхий Завет Иеговой Сына и Отца? Так, к примеру, в Ветхом Завете существует, цитаты, где «Иеговой» именуются две или даже три Божественные Личности. Примеры трёх личностей: Первый стих, который стоит рассмотреть, называется Аароново благословение:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iegova-e...

И.Е. Халколиванов Письма духовного отца к его духовному сыну, живущему в селении, в котором есть часть молокан, о вере и жизни христианской Источник Предисловие Предлагаемые здесь письма между духовным отцом и его духовным сыном, касаются, по преимуществу, заблуждений молоканских по предмету их верований, и частию имеют в виду и исправления некоторых, более общих, пороков в нашем простом народе. Издаются они в свет, согласно желанию духовного сына, и многих других, читавших эти письма, дабы доставить тем возможность читать их наибольшему числу людей, живущих среди молокан, и самим молоканам, для душевной их пользы. Дай Бог , чтобы действительно они были полезны нашим добрым поселянам. Дай Бог, чтобы очевидность истины воздействовала в сердцах заблудших к обращению их к тому, кто есть путь истина и живот ( Ин.14:6 ), и ко св. Соборной Апостольской церкви, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) – Утверждение во истине и желание всем душевного спасения вот побуждения, по которым издаются в свет настоящие письма. Кафедральный Протоиерей Иоанн Халколиванов. 27 марта 1863 года. Письмо 1 Духовный сын извещает духовного отца о благополучном прибытии его на новоселье, об удобствах жизни на новом месте и о том, что в числе жителей, по слухам, не мало есть молокан, и просит дух. отца молиться за него и утверждать его в истинах православной веры. Любезный Батюшка, Духовный мой отец! Вот я и прибыл к месту моего назначения. Благодарение Богу, и Царице Небесной и Святым Угодникам Божиим за сохранение меня и моего семейства в пути здравыми и невредимыми, и от всякой напасти свободными. Благодарение и вам, Батюшка, и низкий поклон от меня и всего семейства моего. Ибо мы уверены, что вы, Вашими святыми молитвами, весьма много способствовали нам мирно и благополучно достигнуть предела нашего странствования. На новоселии своем нашли мы много доброго и приятного. Церковь у нас в селе просторная, украшенная и с хорошим звоном. Батюшку, отца духовного, тоже хвалят, как человека умного и рачительного о пастве; земли, слышно, здесь довольно, и хорошего качества. Но сказывают, что довольно здесь молокан, которые зовут себя духовными христианами и которые, сказывают, весьма вредны Церкви Божией и православному народу. Верно, родимый мой отец духовный, добра без худа не бывает; растет и доброе семячко, растут с ним и плевелы! На Ваши святые молитвы я надеюсь, Батюшка, и прошу Вас вразумлять меня своими советами и наставлениями. Простите, Батюшка, и благословите заочно духовного вашего сына на новом месте моего жительства. Ответ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010