II. В деле освящения нашего участвуют все Лица Пресв. Троицы: Отец, Сын и Святый Дух. Отец, которому молился Сын еще во дни служения своего на земле о верующих в Него; Отче святый…, святи их во истину твою ( Иоан. 17, 11. 17 ), и о котором писал потом Апостол Христианам: сам и Бог мipa да освятит вас всесовершенных во всем ( 1Сол. 5, 23 ). Сын, который для того и предал Себя за Церковь , да освятит ю, очистит банею водною в глаголе: да представит ю себе славну церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф. 5, 26. 27 ), – и, действительно, бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение ( 1Кор. 1, 30 ). Дух Святый, который потому и называется в преимущественном смысле святым ( 1Кор. 8, 6; 12, 3 и др.), что все освящает 429 ·, называется также Духом святыни ( Рим. 1, 4 ), совершающим святыню в нас ( 1Петр. 1, 2 ; 2Сол. 2, 13 ). Вообще же мысль об участии всех Лиц Пресв. Троицы в деле нашего освящения выражает св. Апостол, когда говорит: разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (1 Кор, 12, 4–6); или: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми ( 2Кор. 13, 13 ). И еще: егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию его, наследницы будем по упованию жизни вечныя ( Тит. 3, 4–7 ). Ту же мысль выражали и св. Отцы Церкви, например: Св. Василий великий : «Блаженный Павел, пиша к правоверующим, в одном месте сказал: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор. 13, 13 ). Ибо, когда все действуется Богом чрез Иисуса Христа в Духе, неотлучным вижу действование Отца и Сына и Святого Духа. Посему-то все святые – храмы Бога и Сына и Духа Святаго; в них живет единое Божество, единое Господство и единая Святость Отца и Сына и Святаго Духа, чрез единую святыню крещения» 430 . И в другом месте: «Дух во всяком действовании соединен и неразделен с Отцом и Сыном; вместе с Богом, который производит разделение действ, и с Господом, который производит разделение служений, сопребывает и Святый Дух, который полновластно домостроительствует в раздаянии дарований по достоинству каждого. Ибо сказано: разделения дарований…» и проч. 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Акты Латеранского Собора 649 г. 1. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, Отца, Сына и Святого Духа, Троицу в единстве и единство в Троице, то есть Единого Бога в трех единосущных Ипостасях и равной славы, и для Троих – одно и то же Самое Божество, природу, субстанцию, могущество, владычество, царство, власть, волю, действие, полновлястие, несотворенное, безначальное, беспредельное, незыблемое, сотворяющее создания и всеобъемлющее в Своем Провидении, да будет осужден. 2. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что Один из Святой, Единосущной и поклоняемой Троицы, Бог Слово сошел с небес, воплотился от Духа Святого и Пресвятой Приснодевы Марии, стал человеком, был распят и во плоти, ради нас и ради нашего спасения, добровольно замучен и погребен, воскрес в третий день, восшел на небеса и сидит одесную Отца, вновь вернется во славе Отца, во плоти, которую принял, и со Своей духовной душой, чтобы судить живых и мертвых, да будет осужден. 3. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что Пресвятая Мария, Непорочная и Приснодева, является Богородительницей, или Богородицей, поскольку Бога Слово, рожденного Богом Отцом прежде всех веков, Она в конце времен зачала особенным образом и истинно от Святого Духа, без человеческого семени, и родила непорочно, так, что Ее девство и после рождения осталось нетронутым, да будет осужден. 4. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, двух рождений одного и Единого Иисуса Христа, Господа и Бога ншего: одного – прежде всех веков, от Бога Отца, бестелесного и вечного, другого – от Святой Марии, Приснодевы, Матери Божией, телесного, в конце веков, и одного и Единого Господа и Бога нашего Иисуса Христа, единосущного Богу Отцу по Своему Божеству, единосущного человеческой природе и Своей Матери по Своему Человечеству, способного страдать во плоти, не могущего страдать по Своему Божеству, ограниченного в Своем теле, неограниченного в духе, одновременно сотворенного и несотворенного, земного и небесного, видимого и понимаемого, постижимого и непостижимого, чтобы человек, подпавший под власть греха, был полностью восставлен совершенным человеком, Который был также Богом, — да будет осужден.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4159...

Скачать epub pdf О святом Вселенском первом соборе Предисловие Святой Вселенский [ 1 ] первый собор был созван в Никее Вифинской при Константине Великом в 325 г. по Рождестве Христовом. На нем присутствовали выдающиеся мужи: Александр Константинопольский; пресвитеры Витон и Викентий вместе с преподобным епископом Кордовы, или Кордубы, что в Испании, втроем представлявшие римского папу Сильвестра и Юлия 2 ; Александр Александрийский со своим сподвижником Афанасием Великим , в то время диаконом; Евстафий Антиохийский ; Макарий Иерусалимский; Пафнутий и Спиридон, Иаков и Максим – мужи, украшенные апостольскими дарованиями и мученическими ранами; и многие другие, по общепризнанному церковному преданию числом 318. Кроме них на Соборе присутствовало еще множество клириков, пресвитеров и диаконов. Собран же был этот Собор против Ария, который богохульствовал, говоря, что Сын и Слово Божие не единосущен Отцу и, следовательно, Он не истинный Бог , но тварь и создание [ 3 ] . Собор, продлившись три с половиной года 4 (хотя Геласий, в 256-м чтении у Фотия, говорит о шести с половиной годах) 5 , преподал общий и всем известный божественный и священный Символ нашей православной веры, в котором провозгласил Сына и Слово Божие истинным Богом, единосущным Отцу, т. е. имеющим ту же сущность и природу, что и Отец, а следовательно, ту же славу, власть, господство, вечность и все прочие подобающие Богу свойства Божественной природы. Символ гласит буквально следующее: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, т. е. из сущности Отца, Единородного, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного [ 6 ] Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради, человеков, и нашего ради спасения сшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и седящего одесную Отца, вновь грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого. Говорящих же, что было время, когда не было Сына, и что Он не был прежде рождения и произошел из не-сущих, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности или что он преложим или изменяем, – таковых анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь » [ 7 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

5. Ответ на тетрадку Швецова под заглавием «Несправедливость замечаний (архимандрита Павла) на первую главу книги Истинность старообрядствующей иерархии» В «Братском Слове» за прошедший 1888 год (т. 1, стр. 418–437) было напечатано мое краткое замечание на первую главу книги «Истинность», изданной Швецовым заграницей 21 , – именно на то, что Швецов говорит здесь в защиту содержащегося в Белокриницком Уставе неправославного учения о рождении Сына Божия от Бога Отца не прежде всех век, но совокупно с веками и на сотворение веков. В своем замечании я привел из Священного Писания , из определений Вселенских Соборов и из творений Св. отцов доказательства, что Сын Божий от Отца рожден прежде всех век, то есть прежде всякая времени, что Он собезначален родившему Его Богу Отцу, как воспевает и Церковь : «собезначальное Слово Отцу и Духови» (тропарь воскресен 5-го гласа). К сожалению, Швецов не только не вразумился приведенными в моей статье свидетельствами из Священного и святоотеческих писаний, не только не возвратился к православному исповеданию веры о рождении Сына, но и написал в возражение мне тетрадку под вышеозначенным заглавием, в которой тщится обличить меня самого в еретичестве и именно за то, что я признаю богохульством возводить какие-либо творения к рождению Единородного от Отца, а исповедую рождение Сына Божия прежде всех век. Но и сам Швецов не считает хулой исповедовать Бога Отца сущим прежде всех век, ибо Он совершен и непременен; а Сын Божий разве не имеет сего совершенства, почему исповедовать его рождение прежде всех век было бы хулой? Ясно, что Швецов проповедует новое богохульство на Единородного: Отца признает первовечным и совершенным, а Сына первовечным и, следовательно, совершенным не признает. Если бы он признавал Сына Божия совершенным Богом, то не признавал бы хулой приписывать Ему первовечное бытие. Эту свою тетрадку с таким богохульством на Единородного Сына Божия, соприсносущного Отцу и Духу, для большего распространения между своими приверженцами, Швецов оттиснул на гектографе и один экземпляр ее, чрез трех членов старообрядческого Братства под именем Честного Креста, прислал мне с такою надписью: «От автора замечателю».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Книга четвертая Глава 1 (74). О том, что было после воскресения После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти; разумею: тление, как голод, так и жажду, сон и утомление и подобное. Ибо, хотя Он и после воскресения вкусил пищу (см. Лк. 24, 43 ), но не в силу закона естества, ибо Он не взалкал; а в силу цели Домостроительства, давая уверение в истинности Своего воскресения, [утверждая] что это плоть, пострадавшая и воскресшая; из частей же естества Он не устранил от Себя никакой: ни тела, ни души, но имеет и тело, и душу, одаренную как разумом, так и умом, как способностью желания, так и способностью действования, и таким образом сидит одесную Отца, и Божески, и человечески желая нашего спасения и совершая, Божески – как промышление о всех вещах, так и сохранение, и управление, человечески же – помня о Своих занятиях, бывших на земле, и видя, и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо святая Его душа знает, что она и ипостасно соединена с Богом Словом и что она вместе с Ним встречает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа. И восшествие от земли на небо и нисшествие обратно суть действия тела, которое описуемо, ибо Он так опять к нам приидет, говорит Писание, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян. 1,11 ). Глава 2 (75). О сидении одесную Отца Далее, мы утверждаем, что Христос телесным образом сел по правую руку Бога и Отца, но о правой руке Отца говорим не в местном смысле. Ибо каким образом Неописуемый мог бы иметь правую руку, ограниченную местом? Ибо правая рука и левая принадлежат тому, что ограничено. Но под правой рукой Отца разумеем славу и честь Божества, в которой Сын Божий, как Бог и как единосущный с Отцом, находясь прежде веков, в последок дний воплотившись, пребывает и телесным образом, так как плоть Его прославлена вместе с Ним; ибо Он вместе с плотью Его приветствуется единым поклонением со стороны всякой твари. Глава 3 (76). Против тех, которые говорят, что если Христос – два естества, то вы или и твари служите, поклоняясь сотворенному естеству, или одно естество называете достойным поклонения, а другое – не достойным его

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Ответ на тетрадку Швецова под заглавием «Несправедливость замечаний» (архимандрита Павла) на первую главу книги «Истинность старообрядствующей иерархии» Источник В «Братском Слове» за прошедший 1888 год (т. 1, стр. 418–437) было напечатано мое краткое замечание на первую главу книги «Истинность», изданной Швецовым за границею, – именно на то, что Швецов говорит здесь в защиту содержащегося в Белокриницком Уставе неправославнаго учения о рождении Сына Божия от Бога Отца не прежде всех век, но совокупно с веками и на сотворение веков. В своем замечании я привел из священного писания, из определений вселенских соборов и из творений св. отцов доказательства, что Сын Божий от Отца рожден прежде всех век, то есть прежде всякого времени, что Он собезначален родившему Его Богу Отцу, как воспевает и церковь : «собезначальное Слово Отцу и Духови» (тропарь воскресен 5-го гласа). К сожалению, Швецов не только не вразумился приведенными в моей статье свидетельствами из священнаго и святоотеческих писаний, не только не возвратился к православному исповеданию веры о рождении Сына, но и написал в возражение мне тетрадку под выше означенным заглавием, в которой тщится обличить меня самого в еретичестве, и именно за то, что я признаю богохульством возводить какие-либо творения к рождению Единородного от Отца, а исповедую рождение Сына Божия прежде всех век. Но и сам Швецов не считает хулою исповедовать Бога Отца сущим прежде всех век, ибо Он совершен и непременен; а Сын Божий разве не имеет сего совершенства, так что исповедывать его рождение прежде всех век было бы хулою? Ясно, что Швецов проповедует новое богохульство на Единородного: Отца признает пёрвовечным и совершенным, а Сына первовечным и, следовательно, совершенным не признает. Если бы он признавал Сына Божия совершенным Богом, то не признавал бы хулою приписывать Ему первовечное бытие. Эту свою тетрадку с таким богохульством на Единородного Сына Божия, соприсносущнаго Отцу и Духу, для большаго распространения между своими приверженцами, Швецов оттиснул на гектографе и один экземпляр ея, чрез трех членов старообрядческого Братства под именем Честнаго Креста, прислал мне с такою надписью: «от автора замечателю».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 84. О благословенном родстве. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (по Апостольскому чтению) Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. ( Рим.6:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Апостольском чтении (см. Евр.2:11–18 ) мы с вами услышали благодатное признание о том, что Господь наш Иисус Христос, при всем Божественном величии и славе, не стыдится называть последователей Своих братьями, ибо, как пишет апостол Павел, и освящающий и освящаемые, все – от Единого. Страдания Господа сделали Его Спасителем всего рода человеческого. Приняв на Себя человеческую плоть, Христос обожил природное естество, тем самым приуготовив и наше обожение. Сын Божий и Сын Человеческий явил пример истинной безгрешности и праведности, к которым мы должны непрестанно в своей жизни стремиться. Под Единым же разумеем здесь Бога Отца, Который через Божественного Сына усыновил нас. Потому что, как сказано в Святом Евангелии, Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ). Что может быть более почетным и радостным для верующего человека, чем осознание себя не просто смиренным рабом, но и возлюбленным чадом Отца Небесного?! Но посмотрите, братья и сестры, какой дорогой ценой оплачено наше Божественное родство? Невыносимыми страданиями, Пречистой Кровью, пролитой на кресте, самой смертью Сын Божий соделал нас Своими братьями, преподал нам эту величайшую милость! Осознавая это, мы ни на секунду не вправе забывать, что по любви Своей Господь провозгласил и утвердил данное почетное звание, но, как учат отцы Церкви, существует и большое различие, между Творцом и созданиями Божиими. И сколько бы мы ни старались походить на Господа в жизненных устремлениях своих, мы никогда не сможем достичь желаемого, стать такими, как Бог, хотя все от Бога происходим, потому-то наше небесное родство должно понимать не как заслугу, а как дар Божий, по неизреченной Божественной любви к людям. Говоря словами блаженного Феофилакта Болгарского : « Освящающий , то есть Христос, и освящаемые , то есть мы, все – от Единого , то есть Отца. Но Он подлинно истинный Сын и из самого существа Отца, а мы – твари… Он освящает, мы освящаемся. Отсюда и тождество, и превосходство».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

С. Успенский Пятая заповедь Закона Божия Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли ( Исх. 20, 12 ) Материнская любовь Кто вас, детки, крепко любит, Кто вас нежно так голубит, Не смыкая ночью глаз, Все заботится о вас? Мама дорогая! Колыбель кто вам качает, Кто вас песней забавляет Или сказку говорит, Кто игрушки вам дарит? Мама золотая! Если, детки, вы ленивы, Непослушны, шаловливы, Как бывает иногда, Кто же слезы льет тогда? Все она, родная! Великодушие сына В царствование Петра Великого боярин Желябужский совершил тяжкое преступление, за которое закон осуждал его на смертную казнь. Суд приговорил его к положенному наказанию, и смертный приговор был уже подписан государем. Несчастный готовился к неминуемой смерти. Никаких средств не было к его спасению. Но он имел сына, который с самых юных лет отличался нежной любовью к родителям. Молодой человек, пораженный несчастьем отца и бесчестьем, которое выпало на все их семейство, решился пожертвовать своей жизнью ради спасения родителя. Встретив государя при выходе его из дворца, он бросился к его ногам и с рыданием сказал: – Государь! Отец мой нарушил долг свой против Бога и Отечества и приговорен к смертной казни. Не смею роптать на твой приговор, но дерзаю прибегнуть к твоему милосердию. Повели, великий государь, вместо моего отца предать казни меня. Я с радостью жертвую жизнью за виновника моей жизни. Государь! Не откажи мне в моем сердечном желании заплатить отцу за воспитание, избавить мать от потери мужа, братьев и сестер от сиротства и все потомство от срама. Государь, тронутый нежной любовью сына, ответил: – За воспитание такого сына прощаю отца. Сверх того, жалую тебя его местом и думаю, что ты лучше отца будешь исполнять его дело. Детская молитва до Бога дошла На самой глухой улице большого торгового села Лыскова стояла полуразвалившаяся хата. В ней кое-как ютился кузнец Степан с женой Лукерьей и четырехлетним сынишкой Васей. Называли Степана кузнецом только по старой памяти. Он давно перестал работать и из сметливого мастера превратился в оборванного, грязного пьянчужку. Недолго промаялась с ним Лукерья. С болезни да с горя померла, а Васю взяла к себе его тетка Дарья.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 5 (Ин.4:34–5, 7)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 3. 10. С. 305–320 (1-я пагин.). (Продолжение.) —305— и Отцу: " Советом Твоим наставил мя еси и со Славою приял мя еси» ( Пс.72:24 ). Также и Волею Он называется в словах: «Господи, Волею Твоею подаждь доброте моей силу» ( Пс.29:8 ); ибо красоту святых, то есть силу ко всякой добродетели, укрепляет живая и ипостасная Воля Отца, то есть Сын. А что Он есть и Сила, опять можешь уразуметь отсюда: «заповеждь, говорит, Боже, Силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси нам» ( Пс.67:29 ). Здесь ясно можешь видеть, что благоволением Бога и Отца воплотилась Его Сила, то есть Сын, чтобы укрепить то тело, которое нам Он соделал, ибо если бы не обитал в нас ( Ин.1:14 ), то природа плоти совсем не совлеклась бы бессилия от тления. Итак, Сам Сын, будучи благою волею Отца, совершает дело Его, являясь спасением для верующих в Него. Но быть может скажет кто на это: если Сам Сын есть воля Отца, то какую же волю послан Он исполнит, ибо исполняемое должно быть другим, отличным от исполняющего? Что же ответим на это? Действительно, употребление (разных) имен требует различия обозначаемых предметов, но по отношению к Богу оно часто не различается и существо Высочайшей Природы позволяет иногда не употреблять здесь такой точности, ибо о ней говорится не так, как она есть во всей истине, но как в состоянии выражать язык и слышать человеческое ухо. Ведь видящий в гадании ( 1Кор.13:12 ) и говорит гадательно ( 2Кор.12:4 ). Иначе что станешь делать, когда Простой является пред нами двойственным по Своей природе, а именно в Его словах об Израильтянах: «и чад своих проводили чрез огонь, еже не заповедах им и не взыде —306— на сердце Мое» ( Иер.32:35; 19:5 ). Неужели необходимо быть другому сердцу у Бога? И как в таком случае Он уже может быть мыслим нами простым? Итак, хотя и по-человечески говорится что о Боге, но понимать надо так, как приличествует Богу, и ограниченность нашего языка не должна наносить вред сущей над всеми Природе. Посему и Сын, если окажется говорящим о воле Отца как бы о какой-либо другой, то ты благоусмотрительно не делай различия, относя к слабости слова невозможность сказать что-либо большее, ни иначе выразить обозначаемое.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийскиий, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 6: гл. 1 (Ин.8:54, 9:2)]/Пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1905. Т. 3. 9. С. 385–400 (2-я пагин.). (Продолжение.) —385— этим свойством Своего Родителя, то есть существованием. Вот почему Он и выше Авраама и пророков. Они померли, как земнородные от смертных отцов. А непостижимо Произшедший от существующего (Отца) всегда прославляется от Своего Отца, не как нуждающийся в славе, ибо Он царь всякой славы ( Пс.23:10 ), но как имеющий преимущество быть рождённым от вечного Отца и поэтому будучи вечен и Сам, существенно обладает достоинством Родителя. Таким образом нет препятствий представлять славу Сына божеской и Отца называть славой Его, так как и Сам Отец прославляется подобным же образом от Сына не как нуждающийся в славе, но поскольку считается и имеет славу быть признанным за Отца такого Сына, то есть такого же, как Он, Бога. Вот почему и Сам Сын говорит к Отцу: „Отче, прославь Твоего Сына, да и Сын прославит Тебя“ ( Ин.17:1 ). Итак, слава человеческая есть полное ничто. Всё земное подлежит смерти, и именно по телу, хотя и восстанет. Но Единородный прославляется от Своего Родителя, как имеющий вместе со всеми другими благами и свойство Его существа. А каково отличие Его от всей твари, это показывает нам в немногих словах блаженный псалмопевец: „небеса погибнут, Ты же пребудешь, – и все как одежда обветшают, и как облачение изменишь их, и изменятся, Ты же Тот же, и лета Твои не прекратятся“ ( Пс.101:27–28 ). Тленно всё сотворённое и если ещё не истлело, то потому, что изволением божественным содержится для этого, нетленен же и вечен по природе Бог, обладающий этим не по воле другого кого-либо, как тварь, но всегда пре- —386— бывающий в своих благах, между коими есть и вечность 1531 . VIII. 54–55. Его же вы глаголете, яко Бог наш есть, и не познаете Его 1532 . Изобличает их, и притом весьма сильно, в том, что они имеют любовь к Богу на одних только голых словах, а на деле они весьма далеки от истинного ведения Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010