Слово в день Святой Троицы. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Дабы нам сподобиться славить Бога единого в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, на небе с ангелами, должно нам, слушатели православные, неленостно славить Его на земле, пока мы – в теле. И достойно, чтобы был прославляем Создатель от Своего создания, Отец – от милых детей Своих, Сын – от любимых друзей Своих, Дух Святой – от верных рабов Своих. Ибо Отец возлюбил нас, как Своих детей: тако возлюби Бог мир, и даде нам область чадом Божьим быти ( Ин. 1:12; 3:16 ). Сын возлюбил нас, как Своих друзей, и душу Свою положил за нас: больше сея любве никтоже имать ( Ин. 15:13 ). Дух Святой возлюбил душу нашу, как обрученную Себе невесту, обручих вас деву чисту ( 2Кор. 11:2 ). Итак, достойно слово, чтобы дети славили Бога Отца, как своего Создателя, приведшего от небытия в бытие, – избавленные братия славили бы Бога Сына, не стыдящегося нарицати нас братией, – благие и верные рабы славили бы Бога Духа Святого, Господа всяческих, Егоже щедроты на всех делех Его. Подобает нам, слушатели благочестивые, не словом только славить Бога в Троице, но самым делом. А как мы должны славить Бога делом, сему научает нас учитель языков, Святой апостол Павел, пиша к Коринфеянам: прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор. 6:20 ). Поучимся же в нынешней беседе, как в телесех наших и в душах наших славить Бога единого в Троице – Отца и Сына и Святого Духа. Ты же, Пресвятая Троице, Боже наш, помози нам славы ради имене Святого Твоего! Мы, воистину, недоумеваем славить Бога Отца, Его же трепещут херувимы, славославят все ангелы. Святые ангелы, как воспевает о них св. Митрофан, творец Троичных канонов, «говеют зело неприступного Света и песни непрестанно вопиют», – говеют зело, т. е., со стыдом и страхом предстоят Богу, окружая престол Божий. Так-то и человек в теле своем должен славить Бога. Благоговение вышних тех богохвальцев описано у святого Исайи: тот Пророк видит Господа Саваофа седящего на престоле высоком и превознесенном, а серафимы стоят вокруг Него; у каждого из них – по шести крыл; двумя крылами покрывают лица свои, двумя ноги, а двумя летают и взывают ( Ис. 6:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Каждого письма от отца Павла мы ожидали как Суда Божьего Рассказывать о том, кем был для нас отец Павел Троицкий, мне придётся немножко издалека. Я с детства воспитывался в атеистической среде, хотя мои родители были очень хорошими людьми, но в Бога они не верили, поэтому я тоже не знал, что есть Бог и был уверен, что Его нет. 28 января, 2015 Рассказывать о том, кем был для нас отец Павел Троицкий, мне придётся немножко издалека. Я с детства воспитывался в атеистической среде, хотя мои родители были очень хорошими людьми, но в Бога они не верили, поэтому я тоже не знал, что есть Бог и был уверен, что Его нет. Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон Воспоминания  об отце Павле (Троицком) Рассказывать о том, кем был для нас отец Павел  Троицкий, мне придётся немножко издалека. Я с детства воспитывался в атеистической среде, хотя мои родители были очень хорошими людьми, но в Бога они не верили, поэтому я тоже не знал, что есть Бог и был уверен, что Его нет. Когда я пришёл к вере, я увидел вокруг себя верующих людей, которые жили очень по-разному. И тогда один знакомый сказал мне: «Ты поезжай под Ригу, там есть такое место Елгава, и в этой Елгаве есть подворье женского Рижского монастыря. Там есть архимандрит Таврион, и познакомившись с ним, ты поймёшь что такое живое Православие». Когда я съездил к отцу Тавриону, я действительно понял, что такое живое Православие. Я не буду рассказывать про  отца Тавриона, это тема отдельного рассказа, но скажу, что когда я приезжал от отца Тавриона в Москву и бывал на службах, то мне казалось, что священники служат словно в замедленной съёмке. У отца Тавриона служба была очень динамичная, очень быстрая, наполненная какой-то удивительной силой и благодатью. А в Москве было впечатление, что служба идёт очень медленно, очень неторопливо, очень как-то вяло, слова произносятся тихо, негромко, причём не то, чтобы негромко и молитвенно, а как-то формально. У отца Тавриона служба совершалась так, что она захватывала — такое было впечатление, что отец Таврион брал нас всех за руку и тащил, буквально тащил, а не вёл. Тащил за собой в Царство Небесное. Такой образ у меня создался, когда я размышлял, чем отличается служба у отца Тавриона от обычных московских служб.

http://pravmir.ru/kazhdogo-pisma-ot-otca...

1. Решившийся любомудрствовать о Божественном и человеческом должен и учить здраво и правильно, и жить достойно и чисто, чтобы жизнь не противоречила учению грубыми делами и поступками. Тогда слово учения, свободное от оков страстности, устремилось бы прямо к цели, а дело жизни сопутствовало бы слову, всегда согласное с ним и ни в чем ему не противное. 2. Таким должно быть слово, и, как мне кажется, это недалеко от истины. Я же, желая огласить для всех свое исповедание, страшусь двойной ответственности, чтобы не упустить что-нибудь важное и в том и в другом; ведь я, лишенный по нерадению и слова, способного разорвать злосчастные оковы, и святой жизни, и не пренебрегающий видимым как достойным осмеяния, не знаю, как я приступлю к словам и к премудрым словам Божественных Писаний. Но чтобы нас не сочли хулителями Божественных даров и не уличили в том, что мы по зависти, как неразумные рабы, закапываем талант, и еще из-за вредных людей, которые чувствуют слово и охотятся в погоне за выражением, я бы сказал, излишне усердно, пугая тех, у кого слова идут от простой и открытой души, - вот и мы предпочли жизни учение, в котором мы рождены и вскормлены и достигли такой глубокой старости, и его-то и предлагаем познать тем, кто желает учиться у нас. Итак: 3. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, безначального и вечного, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, единородного, рожденного бесстрастно и вечно от Самого Бога и Отца и мы не знаем другого начала, как только Отца и исповедую Его как Свет от Света и Бога истинного от Бога истинного, и единосущного, и совечного Отцу. И в Духа Святого, исходящего вечно от Бога и Отца, постигаемого как Свет, и Бога истинного, пребывающего с Отцом и Сыном, совечного и единосущного Им и имеющего ту же природу, сущность и силу. 4. Исповедую это от юности, верую в единосущную Троицу единочестную, единосильную и единодержавную, составляющую единое Божество и Господство, хотя три Лица и Ипостаси не сливаются и не смешиваются в одно лицо. Исповедуя эту Троицу в Единице и Единицу в Троице, верую в Троицу в трех Ипостасях и в Единицу по единой сущности и по Божеству. Так я исповедую единого Бога в трех Ипостасях и единого Господа. Ибо я не отношу к единому Божеству трех господств и не ведаю иного Бога вне трех Лиц, и не знаю других трех единосущных Лиц Троицы вне единого Бога, которые суть Отец, Сын и Святой Дух, но считаю, что всесвятая Троица состоит не из сущностей и природ, или из различных божеств, или трех господств, но из Ипостасей и разумных и совершенных особенностей, существующих ипостасно каждая сама по себе. А различаю Ее по Лицам, то есть по Ипостасям, хотя Она и пребывает нераздельной и несекомой по сущности, то есть по природе и по Божеству. Но я не мыслю в Троице ни трех божеств, ни трех природ, ни трех сущностей, ни трех богов, превосходящих в чем-либо друг друга. И тех, кто думает иначе, придаю анафеме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/583/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Во что мы верим? (Объяснение символа веры) В данной книге святитель Николай Сербский размышляет над строками Символа веры — самого краткого и емкого исповедания христианской веры. Символ веры читается крещаемым (или крестными) перед таинством Крещения, Символ веры поется верующими на Божественной литургии. основы православной веры   Святитель Николай Сербский   во что мы верим? (объяснение символа веры)   СИМВОЛ ВЕРЫ Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Верую во единаго Бога… Кто сеет семя доброе по целине? Одаренный словом так не делает. Одаренный словом сделает по Слову Божьему. Он сначала раскорчует ниву, расчистит ее от бурьяна и тогда только посеет семя доброе. Нива — это душа человеческая, бурьян — многобожие, доброе семя — вера во единаго Бога . Сегодня вам кажется, что веровать в одного единственного Бога совершенно естественно и просто, а верить во множество богов смешно и странно. Но так было не всегда. Были времена, когда на всем свете только несколько человек верили во единаго Бога ; затем наступили другие времена, когда только один народ веровал во единаго Бога . И все остальные народы, народы-язычники, смотрели с презрением богача на этих монотеистов, потому что у них только один Бог, будто бы этого слишком мало. А верующие в одного Бога между тем с удивлением и сожалением смотрели на идолопоклонников, потому что те, имея много, не имеют ничего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Б. Объяснение некоторых наиболее употребительных церковных молитвословий 1. Беседа на слова: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» В другие дни этою молитвою обыкновенно предначинаются церковные поучения; а в настоящий день самое содержание поучения будет состоять из объяснения этой молитвы. Ибо в кратких словах: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, заключается существо нашей веры и основание всех наших обязанностей. Этой молитвою, каждый раз как произносим ее, мы свидетельствуем свою веру во единого Бога, в трех Лицах прославляемого. Единство Божие исповедуем, когда говорим: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а не говорим: во имена Отца и Сына и Духа, ибо слова Отец и Сын и Дух Святый, изображают не многих богов, но три Лица единого, беспредельного, святого, всесовершенного, всеблаженного Бога. Отца, Сына и Духа Святаго – каждое слово, изображающее особое Лицо Божества, должно напоминать нам то, что мы знаем о Нем из божественного откровения. Говорим: во имя Отца – и должны благоговейно помышлять, что Бог Отец, первое Лицо Святой Троицы, от вечности предопределил и во время сотворил мир видимый и невидимый, человека и ангелов, и Его волею и силою все содержится в бытии и все управляется. Его волею и силою и мы сотворены по образу Создавшего нас. Бог Отец, как всеведущий, всеблагий и премудрый, предвидел падение человека, предопределил послать в мир единородного Сына Своего для спасения рода человеческого – и в определенное время послал Своего Сына в мир, для искупления и примирения человека с Собою. Бог Отец, по совершении сего примирения вследствие ходатайства единородного Сына Своего, Иисуса Христа, послал с небес Всесвятаго Духа Утешителя, да будет Он в церкви Христовой до скончания мира, устрояя спасение людей. Бог Отец дал Сыну всякую власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ), дабы Он при скончании мира и произвел суд всему миру ( Ин. 5:27–29 ). Говорим: в имя Отца и Сына, и наименование Сына напоминает нам, что сей Сын есть второе Лицо Святой Троицы, единородный и единосущный, единославный и сопрестольный Богу Отцу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Молитва Символ веры — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. 19 января, 2013 — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Молитва Символ веры — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Что такое молитва «Символ веры»? Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни. Текст молитвы «Символ веры» По-церковнославянски По-русски  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.  Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.  И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.  Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.  Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.  И воскресшего в третий день согласно Писаниям.  6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

http://pravmir.ru/simvol-very/

свящ. Иоанн Жилов Первая часть православного христианского катехизиса О вере. О символе веры Понятие о Символе веры ; происхождение его . Символ веры 34 есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане. Символ веры читается так: 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; 3. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася; 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; 1. Верую в одного Бога Отца, Вседержителя Творца неба и земли, всего видимого и невидимого; 2. И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, имеющего одно естество с Отцом, через которого все сотворено; 3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком; 4. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; 5. И воскресшаго в третий день по писанием; 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, егоже царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину святую, Соборную и Апостольскую Церковь . 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь. 5. Воскресшего в третий день по Писанию; 6. Восшедшего на небеса и сидящего по правую сторону Отца; 7. И имеющего опять прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца; 8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего через пророков;

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти священномученика Михаила Вотякова «Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви. Его надо изолировать» 17.06.2023 399 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру Ежегодно в небольшое пригородное село Чистопольские Выселки в республике Татарстан 18 июня приезжают гости из Москвы, Казани, Ульяновска и других городов. Некоторые из них именно здесь – в Свято-Троицком храме – узнали, что приходятся родственниками друг другу. А собирает их священномученик Михаил Вотяков, расстрелянный за веру в 1931-м году. Их общий предок и наш молитвенник. По молитвам отца Михаила Отец Михаил в кругу семьи «У отца Михаила было 9 детей, потому и потомков теперь немало. Они помнят своего святого родственника, чтут его. И стараются принять участие в богослужении и в общей праздничной трапезе в день его памяти», – рассказывает настоятель Троицкого храма священник Симеон Махортов. По его словам, потомки святого смогли найти свой путь в жизни, получить хорошее образование. Что само по себе чудо, ведь вместе с батюшкой пострадали и его близкие. «После расстрела отца Михаила в 1931-м году его старшие дети были высланы на поселение в Тобольск, супруга Анна с младшими детьми осталась в Чистополе. После тобольской ссылки дети разъехались по разным городам. Старший из сыновей отца Михаила, Александр, выбрал Челябинск. После Великой Отечественной войны в Челябинск приехала Мария – моя бабушка – со своими тремя дочерьми. Вслед за ними в Челябинск переехала Анна, супруга отца Михаила», – делится правнук святого Виталий Вячеславович Ганцев. Диаконн Михаил Вотяков с супругой АннойСемья новомученика смогла пережить гонения на Церковь, войну, разруху и голод, сохранив веру в Бога и надежду на Его милость. Несмотря на лишение гражданских прав супруги и детей, внуки смогли получить высшее образование и хорошую работу. И сохранить память о священномученике, передав ее потомкам. «Дети отца Михаила, несмотря на репрессии и частичные поражения в гражданских правах, сохраняли православные традиции. Невзирая на многочисленные переезды, в семье смогли сохранить фотографии отца Михаила, несколько икон и православных книг», – свидетельствует Виталий Вячеславович.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/17/pamyat...

Каждое письмо от отца Павла мы ожидали как Суда Божьего. Воспоминания об отце Павле (Троицком) Рассказывать о том, кем был для нас отец Павел Троицкий мне придётся немножко издалека. Большинство из вас наверное воспитывалось в православной вере. Или нет? Кто из вас с детства был православным, поднимите, пожалуйста, руки. А кто пришёл к вере после 15 лет? Кто пришёл после 18 лет? Ну, всё-таки большой достаточно процент, кто после 18. Итак, большинство из вас пришло к вере тоже в зрелом возрасте. Тогда вы, наверное, лучше меня поймёте. Я тоже с детства воспитывался в атеистической среде, хотя мои родители были очень хорошими людьми, но в Бога они не верили, поэтому я тоже не знал, что есть Бог и был уверен, что его нет. Когда я пришёл к вере, я увидел вокруг себя людей, которые имели веру, но жили очень по-разному. И мне тогда один мой знакомый сказал: «ты поезжай под Ригу, там есть такое место Елгава, и в этой Елгаве есть подворье... скит есть монастыря женского Рижского. Там есть архимандрит Таврион, и познакомившись с ним, ты поймёшь что такое живое православие. И я когда съездил к отцу Тавриону, я действительно понял, что такое живое православие. Я не буду сегодня рассказывать наверно про отца Тавриона, это не тема нашей сегодняшней встречи, но скажу, чтобы вы поняли: когда я приезжал от отца Тавриона в Москву и бывал на службах, то мне казалось, что священники служат как знаете в такой замедленной съёмке. У отца Тавриона служба была очень динамичная, очень быстрая, наполненная какой-то удивительной силой и благодатью. А в Москве было такое впечатление, что служба идёт очень медленно, очень неторопливо, очень как-то вяло, слова произносятся тихо, негромко, причём не то, чтобы негромко и молитвенно, а как-то формально. У отца Тавриона служба совершалась так, что она захватывала — такое было впечатление, что отец Таврион брал нас всех за руку и тащил, буквально тащил, а не вёл. Тащил за собой в Царство Небесное. Такой образ у меня создался, когда я размышлял, чем отличается служба у отца Тавриона от служб обычных московских.

http://pravoslavie.ru/51578.html

Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не воплоти родися от Отца прежде веков аще Давид пророк и глаголет: из чрева прежде денницы родих Тя, обаче то рождение не плотьское: но неизреченно и непостижимо бысть. Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его. Еда бо образ сотвори древоделя, или златарь слияв злато позлати и, или подобием сотвори Его. Подобие и святый Павел Апостол в деянии глаголет, во главе 17, зачало 40: род убо суще Божий, не должни есмы непщевати, подобну быти Божеству злату, или сребру, или камению и начертанию художну, и смышлению человека. Глаголет бо и Иоанн Дамаскинский: коим же, невидимаго и безтелеснаго и не описаннаго и не образнаго Бога, кто может сотворити подражание; пребезумия убо крайняго и нечестия образовати Божество. Подобие же возбраняет о сем и Святый Григорий Двоеслов; сего ради Саваофа, Иже есть Божество: и тое преждевечное рождение Единороднаго Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати во образех, отнюд не подобает и невозможно. И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако. Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту, Саваоф толкуется от жидовска языка, Господь сил: се Господь сил, Святая Троица есть, Отец и Сын и Святый Дух. Обаче аще и Даниил пророк глаголет: яко видех ветхаго денми седяща на судищи. И то не о Отце разумеется, но о Сыне, еже будет во Второе Его Пришествие судити всякаго языка страшным судом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440371/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010