В Издательстве Сретенского монастыря готовится к печати книга «Цветы пустыни» – сборник рассказов, записанных со слов монаха-пустынника Александра (Блума, 1941–2016), о его жизни в монастырях Святой Земли, о промыслительных встречах с ныне прославленными святыми подвижниками и простыми благочестивыми мирянами. Его повествования уводят читателя в увлекательный и только отчасти известный нам мир монашеской жизни, стремящейся постепенно и неизбежно в вечность. Каждый рассказ этого небольшого сборника по-своему назидателен, поучителен и трогателен. Предлагаем несколько глав из него. Монах Александр (Блум)      Мустафа В пустыне вблизи монастыря святого Харитона находилась маленькая арабская деревня по названию Хизма. Предки жителей этой деревни были разбойниками. Они были мусульмане и не испытывали радости, когда я, православный монах, проходил через их деревню. Это повторялось и в другой деревне – Анате. Одного из арабов в Хизме звали Мустафа. Он был один из самых богатых в деревне. У него было большое стадо коз, около 150 голов. Поскольку в пустыне трудно найти корм для скота, он взял за правило пасти своих коз на монастырских землях, а также обдирал для них листья с оливковых деревьев. Он относился совсем безжалостно к монастырским деревьям, которые и так были хилыми, и не обращал никакого внимания на мои протесты. Ничего не помогало – ни угрозы, ни просьбы. Он продолжал свое злодействие. Когда я шел по пустыне в полицию, то в своем сердце услышал голос: «Я – Судья, оставь это Мне» Наконец мое терпение окончательно лопнуло, и я решил обратиться в вифлеемскую полицию. Но когда я шел по пустыне, то в своем сердце услышал голос: «Я – Судья, оставь это Мне». Но я не прислушался к внутреннему голосу, а продолжал путь в полицию, которая находилась в христианском квартале Вифлеема. Полицейские очень внимательно выслушали меня, но пожали плечами и сказали: «Господь ему судья» – и отказались мне помочь. И действительно, чем они могли бы помочь мне? Но у Господа уже было готово наказание для злодея.

http://pravoslavie.ru/100042.html

2. Антоний (Блум), митрополит. Человеческие ценности в медицине//Антоний (Блум), митрополит. Труды. М.: «Практика», 2002. С. 27-36. 3. Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984–1985. М., 1986. 4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. 5. Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: Отчий дом, 2012. Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: Отчий дом, 2012. С. 188. Антоний (Блум), митрополит. Человеческие ценности в медицине//Антоний (Блум), митрополит. Труды. М.: «Практика», 2002. С. 33-34. Антоний (Блум), митрополит. Вопросы медицинской этики//Антоний (Блум), митрополит. Труды. М.: «Практика», 2002. С. 39. Антоний (Блум), митрополит. Человеческие ценности в медицине//Антоний (Блум), митрополит. Труды. М.: «Практика», 2002. С. 33. Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984–1985. М., 1986. С. 82. Комментарии ( 1): Дмитрий Фрейденфельд, Санкт - Петербург 27 октября 2017г. 00:06 Самоубийство - грех? В любом акте самопожертвования есть элемент самоубийства. Взойдя на крест Иисус тоже согрешил? Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

http://bogoslov.ru/article/5571141

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 4. Таллиннская и Эстонская епархия (1945–1992) К 1945 г. ЭАПЦ лишилась 19 священнослужителей, репрессированных советскими карательными органами, из которых ни один не вернулся из заключения. Будем помнить их имена: Печерский викарный епископ Иоанн (Булин) – арестован 18 октября 1940 г.; священник Александр Филомафитский – арестован в 1940 г., скончался в 1941 г.; протоиерей Иоанн Коведяев – арестован в 1940 г.; протоиерей Валентин Смирнов – арестован 5 ноября 1940 г.; протоиерей Владимир Иродиопов – арестован в 1940 г.; священник Константин Хиоб – арестован 12 июня 1941 г., скончался в 1942 г.; диакон Симеон Карпин – арестован в 1941 г., скончался 16 июля 1941 г.; протоиерей Константин Колчин – арестован в июле 1941 г., скончался 18 июля 1941 г.; священник Иоанн Краав – расстрелян 7 июля 1941 г.; протоиерей Василий Ристкок – арестован в июне 1941 г., скончался 6 января 1942 г.; священник Иоанн Толстяков – арестован и убит в 1941 г.; священник Артемий Ваннер – арестован в 1941 г., скончался 7 августа 1943 г.; священник Николай Лейсман – арестован 13 июня 1941 г.; диакон Петр Козлов – арестован в 1941 г.; священник Иоанн Сергиев – арестован в 1941 г., скончался 22 марта 1943 г.; диакон Василий Астанин – арестован в 1941 г.; священник Леонид Лавров – арестован в 1944 г.; иеромонах Лин (Никифоров) – арестован в 1944 г.; священник Владимир Вихерпуу – арестован в 1945 г. Да упокоит Всемилостивый Господь в небесных селениях души Своих верных рабов! Таким образом, к середине 1940-х гг. ЭАПЦ утратила большую часть своего клира, и, несмотря на это, владыка Павел с присущим ему сознанием глубокой ответственности и архипастырского долга делал все возможное, чтобы упорядочить жизнь православной Церкви в Эстонии в специфических условиях Советского государства. Владыка Павел страдал тяжелым сердечным недугом, но это никак не отражалось на его повседневной деятельности, включавшей ревностное совершение богослужений, вдохновенную проповедь слова Божия, постоянное посещение приходов епархии и заботу о пополнении клира, о восстановлении разрушенных и пострадавших в военное время храмов. Архиепископ Павел возглавлял Эстонскую Апостольскую Православную Церковь полных шестнадцать месяцев до своей праведной кончины, наступившей в полночь 1 февраля 1946 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О присоединении еп. Поликарпа рассказывал мне архиеп. Алексий в 1941 г., когда он три дня гостил у меня в Холме, о том же рассказывал мне митр. Дионисий» (Пам " ятки. Enicmoляpha спадщина Ibaha (митрополита Iлapioha): 1907-1968. К., 2001. Т. 2. С. 310). Т. о. Иларион (Огиенко) опровергал позднейшие утверждения Поликарпа (Сикорского) о том, что он никогда не признавал власть Московской Патриархии, был противником экзарха Николая (Ярушевича), оставался верен идеям польск. автокефалии и др. Тарнопольско-Галицкая епархия просуществовала полгода. В соответствии с определением Московской Патриархии от 26 марта 1941 г. и указом от 28 марта 1941 г. изменилось епархиальное деление западноукр. областей. Была воссоздана Львовская епархия, в состав к-рой перешли 9 приходов бывш. Львовского воеводства, а также Почаевская лавра, наместник к-рой архим. Пантелеимон (Рудык) был хиротонисан во епископа Львовского с оставлением его в Почаеве (2 июня 1941 указом Патриархии еп. Пантелеимону была определена резиденция во Львове, куда он сразу же переехал, следующим наместником лавры стал архим. Панкратий (Гладков; впосл. епископ)). Архиеп. Алексию 28 марта 1941 г. «взамен отходящей Галиции» были переданы приходы Ровенской обл. с присвоением ему титула «Ровенский и Кременецкий». Было восстановлено Острожское вик-ство на правах полусамостоятельной кафедры «под общим руководством экзарха», в состав Острожской епископии предполагалось включить 8-9 районов Ровенской обл. по усмотрению экзарха. Ровенско-Кременецкая епархия просуществовала до 18 авг. 1941 г., когда решением 1-го Почаевского Собора Автономной Украинской Церкви она была упразднена в связи с возобновлением Волынско-Кременецкой епархии. В ночь на 23 июня 1941 г. сотрудники НКВД в кременецком Богоявленском монастыре арестовали архиеп. Алексия, обвиненного в контактах с Варшавским митр. Дионисием, и прот. Леонтия Петропавловского. Архиеп. Алексий был этапирован из Кременца в Тарнополь, при отступлении советских войск брошен без сознания возле с. Лопушного (ныне Лановецкого р-на Тернопольской обл.), спасен крестьянами. 17 июля архиерей вернулся в Кременец. Прот. Леонтий оказался в ссылке в Сибири. 1941-1944 гг. С началом Великой Отечественной войны и оккупации Украины митр. Николай (Ярушевич) уехал из Луцка, 15 июля 1941 г. был назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом всея Украины. Указом от 17 июля 1941 г. митр. Сергий (Страгородский) назначил епископом Житомирским Василия (Ратмирова) , к-рый, по всей видимости, на кафедру не приехал, 27 авг. 1941 г. был переведен в Калининскую епархию.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

В список не внесен ввиду неясности его канонических полномочий. 1948 По прот. А. Горскому (Горский A. В., прот. Историческое описание Троице-Сергиевой Лавры. M., 1890. С. 124), первая дата иная: 12.1758. Вторая дата – дата кончины. 1950 Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины. Первый из Киевских владык стал именоваться также и «священно-архимандритом Киево-Печерской Лавры». 1959 Митрополит с даты назначения. По свящ. С. Петровскому (Ук. соч.), первая дата иная: 06.02.1882. Вторая дата – дата кончины. 1964 Епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Назначен указом Св. Патриарха Тихона (первая дата) после убийства митр. сщмч. Владимира до избрания его преемника (вторая дата). 1965 Митрополит с 28.11.1917. С 1919 г. находился на юге России, в эмиграции – с 1920 г. В апреле 1922 года в г. Сремские Карловцы (Югославия) возглавил оппозицию Патриарху Св. Тихону, оформившуюся в РПЦЗ. 1967 Митрополит с даты назначения. Завещательным распоряжением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 23.11(06.12)1925 указан (2-м) в числе Заместителей Патриаршего Местоблюстителя на случай внезапного прекращения своей деятельности последним. (От принятия и выполнения данного послушания отказался, ссылаясь на плохое состояние здоровья.) Вторая дата – дата кончины. 1968 Епископ Богуславский, затем епископ Таращанский, викарий Киевской епархии; в/у периодически и кратковременно. 1974 Митрополит. Вторая дата – дата последнего ареста. Скончался 28.10(10.11) 1937 во время допроса в Лукьяновской тюрьме г. Киева. 1976 Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (и Белоруссии). Покинул Киев с приближением немецко-фашистских войск, с трудом добрался до Москвы осенью 1941 г. Далее – номинально. Именовался бывшим Экзархом Украины и Белоруссии с нач. 1942 г. 1977 Епископ Львовский, архиерей Украинской временной церковной автономии, признававшей юрисдикцию Московской Патриархии. В уважение прав митрополита Николая (Ярушевича) в Киев был определен только временно управляющий иноепархиальный архиерей, каковым и был епископ Пантелеимон (Рудык).Состав епископата Украинского Экзархата (Украинской временной автономии) времен оккупации, в 1941–1944 г., следующий: Алексий Громадский КРЕМЕНЕЦКАЯ 12(25)06.1940 12(25)11.1941 ЖИТОМИРСКАЯ 12(25)11.1941 25.04(08.05)1943 в/у КРЕМЕНЕЦКАЯ 12(25)11.1941 25.04(08.05)1943 Антоний Марценко КАМЕНЬ-КАШИРСКАЯ 15(28)10.1940 09(22)08.1941 ОДЕССКАЯ 09(22)08.1941 03.1944 Вениамин Новицкий ПИНСКАЯ 02(15)06.1941 08.1942 ПОЛТАВСКАЯ 08.1942 09.1943 в/у ХАРЬКОВСКАЯ 08.1942 09.1943 Дамаскин Малюта ЖИТОМИРСКАЯ 06(19)08.1940 ЧЕРНОВИЦКАЯ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ Димитрий Маган РОВЕНСКАЯ 29.05(11.06)1942 07.1942 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 07.1942 01.1943 ДОНЕЦКАЯ 01.1943 08(21)09.1943 Евлогий Марковский ВИННИЦКАЯ 10(23)07.1942 09.1943 Иоанн Лавриненко КОВЕЛЬСКАЯ 26.11(09.12)1941 (перешел в Белорусскую автономию 03.1944) БРЕСТСКАЯ Иов Кресович ЛУЦКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лидия Ивановна Соколова , секретарь Комиссии СПб епархии по канонизации святых Протоиерей Олег Миртов. «Влияние западничества на русскую историческую науку» «Вода живая» , 5, 2007. С. 38-41. А. Валентинов. Религия и церковь в СССР. М. 1960; И. Михалев. Церковь в прошлом и теперь, Казань. 1962. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955). М. 1999. С. Бернев. Псковская Православная миссия – факты и документы. Журнал «Жизнь и безопасность» 3-4, 2003. см. приложение. М.В. Шкаровский. «Русский вопрос. Русская церковь и третий рейх», М. «Вече», 2010. С. 439. в 1961 он выступал как свидетель по делу Я. Начиса. Архив ФСБ по Псковской обл. А-21135. Л. 365. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, Сб. документов. Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 10. Из отчета оперативной группы «А»… - о положении христианских конфессий в Прибалтике и Белоруссии за период с 16 октября 1941… Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сб. документов. Составители: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 554. митрополия. В нее вошли епархии Эстонии, Литвы и Латвии. М.В. Шкаровский. «Русский вопрос. Русская церковь и третий рейх», М. «Вече». 2010. С. 79. Прот. В.Виноградов – профессор МДА. Из Можайска, где он служил настоятелем местного храма, бежал с немцами. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сб. документов. Составители: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 48. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сб. документов. Составители: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 51. Сб. документов. Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, с. 328. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Составители: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 127-128. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Составители: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М. 2009. С. 329.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

Ann. Bert. 1964 – Annales de Saint-Bertin/F. Grat, J. Vielliard, S. Clémencet. Paris, 1964. Ann. Bert. 1991 – The Annals of St. Bertin/Transl. J. L. Nelson. Manchester, 1991. Ann. cap. Crac. 1872 – Rocznik kapitulny Krakówski/A. Bielowski//MPH. 1872. T. 2. Ann. Cap. crac. 1978 – Rocznik kapituy Krakówskiej/Z. Kozlowska-Budkowa 7/MPH NS. Warszawa, 1978. T. 5. Ann. Disib. – Annales sancti Disibodi/G. Waitz//MGH SS. 1861. T. 17. Ann. Gradic. – Annales Gradicenses/W. Wattenbach//MGH SS. 1861. T. 17. Ann. Hild. 1878 – Annales Hildesheimenses/G. Waitz. Hannover, 1878 (MGH SS rer. Germ. [T. 8]). Ann. Hild. 1941 – Die Jbb. von Hildesheim/Übers. von E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 53). Ann. Magd. 1859 – Annales Magdeburgenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Magd. 1941 – Die Jbb. von Magdeburg (Chronographus Saxo)/Übers. von E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 63). Ann. Ottenb. – Annales Ottenburani/G. H. Pertz//MGH SS. 1844. T. 5. Ann. Palid. – Annales Palidenses/G. H. Pertz ll MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Pegav. – Annales Pegavienses et Bosovienses/G. H. Pertz//MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Quedl. 1839 – Annales Quedlinburgenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1839. T. 3. Ann. Quedl. 1941 – Die Jbb. von Quedlinburg/Übers. von E. Winkelmann. Berlin, 1941. 3. Aufl. (GDV. Bd. 36). Ann. Quedl. 2004 – Die Annales Quedlinburgenses/M. Giese. Hannover, 2004 (MGH SS rer. Germ. T. 72). Ann. Saxo 1844 – Annalista Saxo/G. Waitz//MGH SS. 1844. T. 6. Ann. Saxo 1941 – Der sächsische Annalist/Übers. E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 54). Ann. Saxo 2006 – Die Reichschronik des Annalista Saxo/K. Nass. Hannover, 2006 (MGH SS. T. 37). Ann. Vindoc. – Annales Vindocinenses/L. Halphen//Recueil d’annales angevines et vendomaises. Paris, 1903 (СТЕН. T. 37). Annolied 1895 – Das Annolied/M. Roediger//MGH SS vem. 1895. T. 1/2. Annolied 1946 – Das Annolied, hg. von M. Opitz, 1639. Diplomatischer Abdruck/W. Bulst. Heidelberg, 1946.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13. С. 73-97; 14. С. 118-154; 15. С. 85-100; 16. С. 91-121; 1982. 17. С. 91-114; 18. С. 104-124; Васильева О. Ю. С именем Дмитрия Донского//ЖМП. 1990. 5. С. 45-50; она же. РПЦ в политике Сов. гос-ва в 1943-1948 гг. М., 1999; Одинцов М. И. Гос-во и церковь в России: ХХ в. М., 1994; он же. Религ. организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; он же. РПЦ в ХХ в.: История, взаимоотношения с гос-вом и обществом. М., 2002; Кашеваров А. Н. Гос-во и церковь: Из истории взаимоотношений Сов. власти и РПЦ: 1917-1945 гг. СПб., 1995; Кондакова Н. И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. М.; Рязань, 1995; Религ. организации Сов. Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Мат-лы «круглого стола», посвящ. 50-летию Победы, 13 апр. 1995 г. М., 1995; Шкаровский М. В. РПЦ и Сов. гос-во в 1943-1964 гг.: От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995; он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995; он же. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; Яковлев А. Н. «По мощам и елей». М., 1995; Якунин В. Н. За веру и Отечество. Самара, 1995; он же. Положение и деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; он же. Внешние связи Моск. Патриархии и расширение ее юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; он же. РПЦ на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; Православная церковь на Украине и в Польше в ХХ ст., 1917-1950: Сб. М., 1997; Цыпин. История РЦ; Чумаченко Т. А. Гос-во, правосл. Церковь, верующие, 1941-1961 гг. М., 1999; Власть и церковь в СССР и странах Вост. Европы, 1939-1958: Дискуссионные аспекты: Сб. ст. М., 2003. М. И. Одинцов Рубрики: Ключевые слова: КОМИССИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА при ЦК РКП(б) - ВКП(б), орган партийно-гос. власти, ответственный за религ. политику в СССР в 1922-1929 гг. АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/Великая ...

27 янв. 1941 г. Медвецкий скончался, 30 янв. папский нунций в Берлине согласовал с нем. властями кандидатуру Малиновского в качестве главы Л. а. а. 5 февр. 1941 г. апостольская столица назначила Малиновского администратором Лемковщины. В Л. а. а. к тому времени было 142 священника и ок. 100 тыс. верных. В марте 1941 г. еп. Лакота писал нем. властям, что Ватикан собирается упразднить Л. а. а. и создать единую епархию для всего Генерал-губернаторства. В то же время Украинский центральный комитет требовал учредить 2 новых епископства: в Белзе и Саноке; в Саноке в целях украинизации Лемковщины предлагалось открыть укр. ДС. Реализации всех этих проектов помешало начало 22 июня 1941 г. Великой Отечественной войны . Летом 1941 г. воссоединились все приходы Л. а. а., в июле в пределах администрации насчитывалось 204 храма, в т. ч. 122 приходских, 72 «филиальных» (приписных) и 10 часовен. Возобновилась связь Л. а. а. с Галицкой униат. митрополией, эта связь стала более тесной, чем в польск. период. Глава администрации с 1941 г. постоянно направлял отчеты о своей деятельности Шептицкому, согласовывал с ним все решения. Малиновский проводил форсированную украинизацию, запрещал духовенству использовать этнонимы «русин» и «русак». При нем вместо католич. приветствия «Слава Иисусу Христу» в храмах Лемковщины было введено оуновское партийное приветствие «Слава Украине» ( Бадяк В. Peлiriйhi процеси на Лeмkibщuhi//Лeмkibщuha: Icm.-emhorp. дocлiдж. Льbib, 2002. Т. 2. С. 165-189). На территории Л. а. а. с 1940 г. имели место нападения польск. военизированных отрядов на тех лемковских клириков, к-рые были связаны с укр. орг-циями. Так, в апр. 1940 г. польск. партизаны убили настоятеля церкви в с. Шкляры Санокского повета Ярослава Щирбу. В дальнейшем имели место многочисленные убийства униат. священнослужителей представителями польск. антифашистского подполья. В июле-августе 1941 г. нем. администрация арестовала всех клириков Лемковщины и Перемышльщины, которые подозревались в «москвофильстве» или «старорусской ориентации». В числе первых были схвачены бывший канцлер и референт Л. а. а. свящ. Иоанн Полянский, бывш. узник Талергофа свящ. Евгений Хиляк и член капитула Владимир Мохнацкий, которые считались наиболее активными деятелями «русинского лагеря». Позже арестам подверглись еще 10 священников. Все они с 1941 г. до осени 1944 г. содержались в лагере в Кельце.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

Ссылаясь на свт. Григория Паламу, совр. правосл. богословы настаивают на том, что призвание человека не сводится к восприятию божественных действий, опосредованных тварными явлениями, процессами или событиями. Личностная открытость человека как образа Второго Божественного Лица - Господа Иисуса Христа - достигает предельной полноты в восприятии нетварных божественных энергий, сообщаемых Божественными Лицами, т. е. в обожении , рассматриваемом в правосл. антропологии как цель христ. жизни (ср.: 2 Петр 1. 4; 2 Кор 3. 18). Формулировки, характеризующие обожение как единение в человеческой личности природы человека и божественной природы в божественных энергиях, позволяют правосл. авторам утверждать онтологическую полноту обожения, избегая пантеистических и монофизитских коннотаций ( Lossky. 1944. P. 150-151, 179, 182; Мейендорф. 2013. С. 128, 227). 4. Уникальность, к-рая не только не нарушается личностной открытостью, но и тесно с ней связана, поскольку именно в открытости личностного образа бытия преодолевается своего рода поглощенность личности природой с ее родо-видовой структурой, повторяющимися индивидуальными признаками, количественной изменчивостью и всеобщей детерминированностью. В современной правосл. антропологии личностная уникальность часто оттеняется посредством ее сопоставления с условной различимостью индивидов. Так, митр. Антоний (Блум) указывает, что индивидуальные особенности любого человека не являются абсолютными, каждая из них всегда характерна если не для всех людей, то для группы лиц. Поэтому сами индивиды в конечном счете различаются лишь степенью или формами выраженности повторяющихся качеств ( Антоний (Блум). 2002. С. 290-291; ср.: Lossky. 1964. P. 96-97). Личностная уникальность означает инаковость личности, во-первых, по отношению к видовой природе, или сущности, во-вторых, по отношению к индивидуализированной природе или индивидуальности и, в-третьих, по отношению к др. личности. Подчеркиваемая в совр. правосл. богословии неповторимость каждой человеческой личности ( Staniloae. 1994. P. 126-127; Антоний (Блум). 2000. С. 175) достигает своего предельного выражения в ее отношениях с Богом ( Антоний (Блум). 2000. С. 178; Он же. 2002. С. 291).

http://pravenc.ru/text/2110630.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010