«Литература превратится в изучение учебника». Учитель Михаил Павловец — о единой программе 18 августа, 2023. Дарья Кельн Что изменится в школах С 1 сентября 2023 года российские школы перейдут на Федеральную общеобразовательную программу по русскому языку и литературе. Минпросвещения утвердит единые учебники для каждого класса. Как это изменит уроки литературы, «Правмиру» рассказал Михаил Павловец, доцент Высшей школы экономики и учитель словесности в Лицее ВШЭ. «Правильные» интерпретации классики В гуманитарном образовании есть две огромные проблемы. Первая — все учителя признают, что программа перегружена. Произведений много, но никакое из них исключить из «обязательного перечня» невозможно. И как только начинают спорить, что вынести из программы, начинается вербальная поножовщина — люди ссорятся, разрывают отношения, но уступить ни одного произведения не в состоянии.  Вторая — это проблема, как понимать эти произведения. Какая интерпретация «правильная», а какая нет.  Уже были скандалы на ЕГЭ. Например, девочка пишет, что Катерина Кабанова — это герой с сильным характером (персонаж «Грозы» А. Островского. — Примеч. ред.), а ей снижают баллы. Сочинение проверяют два православных эксперта. Они считают, что нельзя считать сильным человека, который изменяет мужу и кончает жизнь самоубийством.  Введение единого учебника радикально решает обе проблемы. Во-первых, он будет содержать в себе только «правильные» интерпретации. Только они, скорее всего, будут приниматься на экзамене, а любые другие будут считаться неправильными. Во-вторых, список обязательных произведений можно не пытаться сокращать, потому что их теперь… читать необязательно! Изучить «Войну и мир» за пять часов Раньше как было — если ты прочел «Войну и мир», это еще не значит, что ты ее знаешь. Вдруг тебя спросят, как звали брата Анатоля Курагина, или попросят прочитать наизусть фрагмент из романа? Это огромная проблема. Ты читаешь произведение, тратишь огромное количество сил и времени, а что тебя могут спросить, не знаешь. 

http://pravmir.ru/literatura-prevratitsy...

В кризисе понятия чести плохо то, что выйти из него нельзя. Честь — это готовность уплатить свои денежные долги? Или же она означает, что человек не считает, что денежные долги на самом деле так важны? По-видимому, и то и другое. Вопрос еще и в том, что именно люди чести считают по-настоящему важным. Когда мы размышляем о чувстве чести обитателя средиземноморской деревни, то думаем прежде всего не о легкомысленном отношении к деньгам, а о его настоящей одержимости девственностью до брака. Мужская честь основана даже не столько на способности мужчины защитить своих женщин, сколько на способности защитить их сексуальную репутацию, ответить на любой намек на непристойное поведение матери, жены, сестры или дочери так, как если бы речь шла о прямом физическом нападении на него самого. Это стереотип, но он отчасти оправдан. Один историк, который изучал полицейские отчеты XIX века о поножовщине, составлявшиеся на протяжении пятидесяти лет в Ионии, обнаружил, что практически всякий раз драки начинались тогда, когда один мужчина публично намекал, что жена или сестра другого — шлюха . Так чем обусловлена эта неожиданная одержимость сексуальной собственностью? Это не похоже на то, что имело место в Уэльсе или Ирландии. Там самым большим унижением было, когда вашу сестру или дочь заставляли стирать чужое белье. Почему распространение денег и рынков вызывало у стольких мужчин такую тревогу относительно секса? Это сложный вопрос, но, по крайней мере, можно представить, почему переход от человеческой экономики к торговой может вызывать некоторые нравственные дилеммы. Что происходит, например, когда деньгами, которые прежде использовались для устройства браков и улаживания вопросов чести, начинают оплачивать услуги проституток? На самом деле данная перемена отражает широко распространенную в мире модель. Тех, кому нравится думать, будто успехи науки и технологии, накопление знаний, экономический рост, одним словом «прогресс человечества», непременно ведут к большей свободе, возмущает, что для женщин все было ровно наоборот, по крайней мере до недавних пор.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Так вот, наши дрались с молотовскими. Драки на моей памяти не кончились никаким увечьем – до рукопашной не доходило, с одной стороны, но метательные орудия были страшные – прутами электродными друг в друга швыряли. Почему никому глаз не выбили, не знаю. Когда выбегали мальчишки постарше и парни, противная сторона, та, где в тот момент больших не было, тут же обращалась в бегство. В общем, жизнь была замечательная. – Вы дрались хорошо, уверенно? – Я, наверное, нет. А некоторые хорошо. Во всяком случае, всегда были какие-то люди, которых я остерегался, которые могли избить. Жизнь была правильная – до поножовщины, не помню, чтобы доходило. В поселке Подбельского, в Синицыном проезде, где обитали остальные Котрелевы, водились настоящие бандиты, и то люди жили мирно… Вот измерение мирной жизни: во время войны раскопали плоскую часть оврага под картошку – уже в нежилом пространстве, метров 500-600 за линией сараев (она отгораживала наш мир от оврага). И я не помню случаев, чтобы кто-то у кого-то выкопал картошку, хотя никаких сторожей не было. Мы, мальчишки, если шли жечь костер, могли куст или два у кого-то выдернуть, но это не вредило общему урожаю. А так, чтобы как во время перестройки, выкопать все поле или перестрелять коров – такого не было. Люди то ли Бога боялись, то ли еще какими-то принципами руководствовались, но не выкапывали. Потом по соседству появилась солдатская часть, совсем небольшая, но даже солдатики – люди молодые и вечно голодные, и то не баловались. В поселке, где на Синицыном проезде жили мои дядья и бабушка, тоже раскопали целое поле под огороды. Но бабушка, будучи замечательным представителем русской мещанской культуры, картошку не сажала. Она презрительно относилась к картошке, сажала горох, редиску, укроп и всякие прочие вещи, не свойственные пролетарскому множеству. И этим гордилась. Как только начиналась травка, она варила суп из лебеды, но не от голода – а потому, что профессор Казанский говорил, что это очень полезно. Бабушка была владимирской. Когда-то дед приехал в Москву из Смоленска и, заняв должное место в жизни, нашел себе жену во Владимире. Правильным образом нашел – поехал, познакомился, посватался. Всё в высшей степени вызывает у меня уважение. Так что во мне не хватает северной русской крови, южная и западная есть.

http://pravmir.ru/nikolay-kotrelyov-pamy...

Не очень-то подходил поселок Чуш и они поселку Аким с Колей, люди нервного, но бескорыстного нрава, да было угодно судьбе, чтобы родня Колиной жены, гулевая, нахрапистая, у которой уже двое молодцов-сыновей отбывали срок за поножовщину, оказалась уроженцами именно этого и никакого другого поселка. Ребятишки-племяши играли возле дома в лапту, узнали меня, бросились было навстречу и остановились в отдалении, нерешительно улыбаясь. Я подошел, поцеловал их в запыленные мордахи, чем смутил обоих до невозможности — эти младые сибиряки к нежностям не приучены. Схватившись за ручку чемодана, они упрямо его тянули, каждый в свою сторону. На окне колыхнулась занавеска, мелькнуло заспанное и оттого совсем узкоглазое лицо Акима. Он всплеснул руками и, босой, всклокоченный, вляпываясь пятками в куриный помет, вывалился из избы. Вот дак да! — колесил он мне навстречу и сокрушался на ходу: — Аэропорт одно свое: «Не знаем, когда самолет. Не знаем…» Ночь на реке полоскался, ухлопался. На половики прилег, и готово… Вот дак встретили гостя! Вот дак да! — Как Коля-то? — Увидишь сам. Коля пробовал подняться с кровати, делал он это чудно: сначала ловил в воздухе рукой конец невидимой веревки, пытаясь ухватиться за него и затем уж подтянуться, взнять себя. Раскидал по свету своих детей папа, развеял, но жесты его, привычки, особенно к вину, не во всех нас, но продолжились. Не поймавшись «за веревку», Коля опал на подушку, прижал к глазам руку, до того исхудалую, что она раздвоилась в запястье. — Вот… заболел, падла! Видно, помирать… Многое забудется, уйдет из памяти, но тот детски беспомощный жест, слова, грубостью которых брат хотел пришибить свою беспомощность, унизить болезнь, — останутся. И чувство вины останется, на этот раз особенно острое оттого, что брат моложе меня на десяток лет, я прошел войну и уцелел, в жизни видел много худого, но еще больше хорошего. А что видел он? С девяти лет таскался по тайге с ружьем, поднимал из ледяной воды сети, наживлял на ветру, на холоде переметы, рубил майны во льду, делал то, что не хотел делать наш развеселый папа, — кормил им брошенных детей и потому так страстно, порой слепо любил и баловал он своих ребятишек, словно за себя выплачивая им недополученную любовь или предчувствуя, что жить им в сиротстве, и не повторят ли они его долю, не натаскаются ль по свету, не надорвут ли здоровье, не собьются ли с пути?

http://azbyka.ru/fiction/car-ryba-astafe...

Но тут Гипатия вскочила и каким–то странным жестом закрыла лицо, запустив пальцы в волосы. Казалось, тело ее сотрясали рыдания, но когда она снова взглянула на Рока, обнаружилось, что она хохочет. — Ах, какие же вы смешные! — проговорила она и, что было совсем не в ее стиле, со всех ног бросилась к двери и исчезла. — Этот смех похож на истерику, — немного смутившись, заметил Рок и растерянно обратился к маленькому священнику. — Понимаете, я считаю, что раз вы англичанин, то, во всяком случае, должны быть на моей стороне против разных этих латинян. Право, я не из тех, кто разглагольствует об англосаксах, но ведь есть же такая наука, как история. Всегда можно доказать, что цивилизацию Америке дала Англия. — Следует также признать, дабы смирить нашу гордыню, — сказал отец Браун, — что Англии цивилизацию дали латиняне. И опять у Рока появилось неприятное чувство, что собеседник в чем–то скрытно и неуловимо его опровергает, отстаивая ложные позиции; и он буркнул, что не понимает, о чем идет речь. — А как же, был, например, один такой латинянин, или, может, правильнее сказать, итальяшка, по имени Юлий Цезарь, его еще потом зарезали: сами знаете, как они любят поножовщину. И был другой, по имени Августин ] , который принес христианство на наш маленький остров. Без этих двух невелика была бы сейчас наша цивилизация. — Ну, это все древняя история, — раздраженно сказал журналист. — А я интересуюсь современностью. И я вижу, что эти негодяи несут язычество в нашу страну и уничтожают остатки христианства. И к тому же уничтожают остатки нашего здравого смысла. Установившиеся обычаи, твердые общественные порядки, традиционный образ жизни фермеров, какими были наши отцы и деды, — все, все превращается в этакую горячую кашицу, сдобренную нездоровыми чувствами и сенсациями по поводу разводов кинозвезд, и теперь глупые девчонки стали считать, что брак — это всего лишь способ получить развод. — Совершенно верно, — сказал отец Браун. — Разумеется, в этом я полностью с вами согласен. Но не будем судить слишком строго. Возможно, что южане действительно несколько более подвержены слабостям такого рода. Нельзя забывать, однако, что и у северян есть свои слабости. Может быть, здешняя атмосфера в самом деле излишне располагает к простой романтике…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Престижный шанс или изнурительный марафон. Что выигрывают и как проигрывают участники олимпиад Чем олимпиады напоминают ЕГЭ и почему ими не все довольны 18 октября, 2019 Чем олимпиады напоминают ЕГЭ и почему ими не все довольны До поступления еще целая жизнь, но ставки делаются уже сейчас, в октябре. Наступает пора олимпиад, призовые места в которых фактически дают одиннадцатиклассникам гарантию поступления в самые престижные вузы. По сути, олимпиады стали чем-то вроде замены ЕГЭ. Хорошо это или плохо? Преподаватель литературы, доцент ВШЭ и учитель лицея ВШЭ Михаил Павловец впервые стал членом жюри Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе в 2002-2003 гг. Участников отбирали пристрастно, уровень тогда был очень высокий. Члены жюри тоже были весьма авторитетны. Со временем количество участников олимпиадного движения стало расти, как и число самих олимпиад. – Тревожным звоночком лично для меня оказался момент, когда ввели так называемую апелляцию, – вспоминает Павловец. – Все стало как на экзамене. Если до этого между членами жюри и ребятами были очень уважительные отношения, то теперь это напоминало поножовщину или боксерский поединок. Тренеры, родители или учителя готовят их, полотенчиком обмахивают, потом на апелляцию заходит ребенок и начинает, буквально взяв за горло, выжимать из членов жюри дополнительный балл. Одновременно с этим начало падать качество олимпиадных заданий. Раньше они были остроумные, яркие, нестандартные, а теперь все больше формализуются и становятся похожи на ЕГЭ. Например, предлагалось проспрягать слово «какаду» так, как будто оно является глаголом 1-го лица единственного числа («какадишь»? «какадешь»?), определить спряжение получившегося глагола и обосновать выбор формы его инфинитива. Это задание вызвало, как рассказывает Михаил Павловец, вал жалоб и апелляций. Но это еще не самое противное. Хуже – доносы, которые давно не редкость. – Были очень странные письма на адрес администрации президента, в министерство. Дескать, неправильно отбирают авторов, предлагают анализировать тексты Набокова, «а он педофил», дают тексты Сологуба, «а он извращенец». Поразительно, что эти письма не выбрасывают в мусорную корзину, а начинают какие-то разбирательства.

http://pravmir.ru/prestizhnyj-shans-ili-...

Здесь надо дать короткое пояснение. В Америке «русской мафией» политкорректно называли преимущественно криминал с советскими корнями и принадлежностью к иудейскому вероисповеданию. Согласно данным ФБР, отец Феликса - Майк Саттер - Михаил Шиферовский - был связан с Семеном Могилевичем. Что же до сына, то в молодости он участвовал в поножовщине, затем в 1998 г. - в крупномасштабном мошенничестве с ценными бумагами в составе организованной группы из американских и российских граждан. В 2008 г. Саттер ушел из Bayrock, но в 2010 г. стал старшим советником в Trump Organization. В июле 2016 г. он сделал личный вклад 5400 долларов в кампанию Трампа. В ходе праймериз журналисты спрашивали Трампа о Саттере, Трамп ответил: «В молодости по глупости он участвовал в каком-то мелком эпизоде, но я хорошо знаю, что Феликс не является членом мафии». Согласно публикациям американских журналистов-расследователей, знакомства людей, подобных Феликсу Саттеру, с Д.Трампом - скорее не исключение, а правило. История масштабных банкротств, непрозрачность большинства компаний и, наконец, франчайзинговый характер вкладов привели к тому, что банки Уолл-Стрита в XXI веке практически перестали работать с Трампом. Нелюбовь банков Уолл-Стрита к Трампу и Трампа к ним видна из его книг и интервью. Приведу лишь два примера. «Я контратаковал банки, вынуждая их принять часть вины на себя, - писал он в книге «Мысли покрупному и не тормози!». - Я решил, что это должна быть проблема банков, а не моя. Меня происходящее ни чёрта не заботит. В одном банке я заявил открытым текстом: - Я вам говорил, что не следует ссужать меня деньгами. Я вам говорил, что сделка ни к чёрту не годится. Вы знали, что дерёте слишком большой процент. Может быть, я и шутил - а может, и нет ». В одном из интервью Трамп сказал: « Меня никогда не заботили убытки банков и проблемы уволенного персонала. Случилось то, что случилось. Они сами виноваты в плохой работе. Я не люблю неудачников». Точный размер состояния Дональда Трампа неизвестен никому, кроме него самого.

http://ruskline.ru/opp/2017/mart/4/tramp...

Когда играли братья Старостины, Яшин, Стрельцов, Бобров и стадионы заполнялись массово, когда спорт был огромным явлением в массовой советской культуре, не было фанатского движения, «ультрас» и поножовщины. Мне довелось, к сожалению, наблюдать, как вели себя киевские футбольные фанаты во время Майдана. Именно тогда я осознал, насколько умелой манипуляцией является создание и поддержание культа фанатских групп. Умелыми руками эта машина может быть направлена в очень страшную сторону. Турниры среди православных ребят и дворовые команды – полезное дело Но можно посмотреть на футбол и с другой стороны: турниры по футболу среди православных ребят и дворовые команды являются полезным занятием, помогающим молодым людям не валять дурака. Полезно, когда мы уводим человека с улицы и заводим его на стадион. Кроме того, коллективные виды спорта воспитывают в человеке чувство локтя, делают из «общей массы» команду. Команду людей, каждый из которых решает свою задачу, слушается тренера, работает на общий результат, – это очень ценные навыки, которые потом пригодятся в жизни. Всем детям начиная с подросткового возраста необходимо день и ночь повторять, что их главными друзьями являются книжка и турник. Именно так, потому что книжек без турника недостаточно, но и турник без книжки – уже не то. Только при наличии обоих компонентов может получиться рецепт того самого продукта, который должен стать любимым лакомством у нашей молодежи. Молодым важно понимать, что заниматься надо одновременно как воспитанием воли, так и ума, как духовным укреплением сердца, так и физической закалкой. Будете умными – будете сильными! Рейтинг: 9.4 Голосов: 177 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга Конькова 29 ноября 2015, 15:04 Спасибо!В поддержку своей дочери) легкоатлетки статья!:)Она одна, кажется, не употребляет ничего, даже мазями не пользуется до разогрева мышц.И пусть уже не в десятке бегунов по России.Зато здорова и дружелюбна!Спаси Господи. юрий 12 ноября 2015, 09:23

http://pravoslavie.ru/87253.html

о.Олег Стеняев: - Если говорить и футболе. Есть общеизвестные даты. Прежде всего 217 год нашей Эры это матч между Кельтами и Римлянами, который проходил в Англии. Считается традиционно, что Англия родина футбола. Хотя не все народы с этим согласны. Например, в древне-японской традиции, в традициях Ближнего Востока, футбол это игра, которой научились полубоги от Ашуров т.е. от демонов, когда путешествовали по преисподним Ада. Там они играли головами грешников. Если говорит об Англии, то в 1313 году король Эдуард II запретил футбол в границах города, потому что были драки, разбитые стекла. Тогда это дорогое вещество. Кончалось часто поножовщиной. Но следующий король Эдуард III совершенно запретил футбол на территории Англии, потому что-то дико, как всё происходило в те времена, когда люди просто вооружались, разные группы болельщиков, когда они шли на матч и очень часто кончалось погромами, избиениями и смертоубийством. Только в 1660 году Карл II разрешил футбол в Англии и после этого запретов не было. Если говорить о древних корнях футбола, то мы знаем, что древние индейцы Северной Америки использовали игру футбол, как часть оккультного ритуала. Например, они ловили человека из соседнего племени, топор войны уже вырыт. Уже начинается военное действие с соседним племенем. Но чтобы война была удачной, этому человеку отрезали голову. Всё зашивали, чтобы она была более подвижна под ногами воинов и начинали гонять по полю голову, чтобы у каждого из этого племени на его мокасинах была кровь от противника, чтоб потом когда они пойдут реально убивать людей, оккультный, жестокий, колдовской обряд, он бы помог им тоже своими мокасинами попирать кровь своих противников. Подобное наблюдалось в Юго-Восточной Азии и среди монголов. Кстати, красное знамя, мало кто знает, но это тоже оккультный знак. Он возник среди Древних монголов, когда они осуществляли военные действия. Они брали пленного, отрубали ему голову и ткань делали красной его кровью. Во время битвы они поднимали вверх кровь поверженного противника и шли вперед, т.е. это не знамя, которое указывало для древних на кровь погибших защитников Отечества. Нет, это выставлялось диким совершенно образом кровь врага на вид. А Серп и Молот, я интересовался в своё время, написал статью, это ещё было в Советские времена, она была опубликована у Григоряна. Серп и Молот это известный колдовской обряд, который сохраняется в Африке до сих пор, когда одно племя враждует с другим, то берется Серп и Молот скрещенные и кладутся на землю в сторону соседнего племени, чтобы всех их срезать, как серпом срезают пшеницу и размозжить им головы, так как молотом раскалывают кокос и орехи.

http://radonezh.ru/text/kak-voznik-futbo...

Да, я понимаю, сейчас пошел шквал вопросов про эту меру и границу. Вот где эта граница? Я уже ответственен или нет? Что можно, а что нельзя? Где я уже представляю собой опасность, а где нет? И нет этой границы, это очень сложно. Мы не можем не выходить в магазин, например, в общем, это всегда вопрос. Он же вообще не только сейчас, это вопрос вообще в жизни. «А где я, где Бог? Где моя мера ответственности? Где воля Бога? Как это соотносится? Как соотносится воля Бога и воля человека? Где человек рулит?» Это как в притче про виноградник. Когда владелец виноградника дал этим виноградарям — «Притча о злых виноградарях» — дал виноградарям виноградник во владение и сам отлучился. Так отлучился, что вообще никак не участвовал в жизни виноградника. Все дал, заборчик дал, источник воды дал, давильню дал, все дал, виноград дал: «Пожалуйста, ребята, я вам все дал. Вы там, пожалуйста, возделывайте. А иногда я буду приходить, может быть, часть плодов у вас брать». Только часть плодов, не все плоды, а часть плодов. Причем, причитающуюся ему часть плодов. Не более. «И вы, пожалуйста, там как-то сами возделывайте все это». Вот тоже интересно. И отлучился, сказано. Отлучился и как-то не вмешивается. И когда виноградари ругаются между собой, или хотят присвоить себе все это хозяйство, или хотят убить всех этих посылаемых слуг, он продолжает не вмешиваться. Вот тоже, каков наш Бог? Мне кажется, что эти ситуации сегодня и часть ваших вопросов, спасибо за них, они ставят тоже нас перед вызовом о том, каков Бог? Каков Он? Когда мы говорим про меру ответственности, про вмешательство Бога, про Его волю, про то, почему Он попускает или нет, и так далее. А каков Он? И снова, и снова я тогда приглашаю себя и вас вглядываться в Евангелие, искать Его там. Как он раскрывается? Почему хозяин не вмешивается в виноградник? Безобразие, с ума посходили виноградари, устроили поножовщину там. А он не вмешивается. Он опять и опять посылает слуг, говорит: «Ребята, часть плодов можно мне?» Они опять агрессивны, опять убивают. И это продолжается до бесконечности. Тоже интересная деталь: «А, мы надеялись было, что Ты Тот, Кто избавит. Тот, Кто должен нас избавить».

http://predanie.ru/book/220200-koronavir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010