Вследствие телесной немощи митрополита Московского Платона в тот тяжелый для России год Московской епархией управлял его преемник, викарий Московский и епископ Дмитровский, Августин. Красноречие преосвященного Августина и его способность постигать дух времени были отмечены государем. Еще в 1807 году император Александр Павлович пожаловал духовному витии драгоценную панагию. Столь сильное впечатление на государя императора произвело слово преосвященного по случаю торжества о заключении мира между Россией и Францией. В 1812 году, когда «враг восстал на ны», Александр I привлек известного церковного деятеля к составлению «молитвы в нашествии супостат». Жизнь преосвященного Августина (в миру Алексея Васильевича Виноградского, 1766–1819) интересна и поучительна для отечественной истории. Наше внимание к его личности было обусловлено тем, что в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике хранятся две его книги по русской истории. На изданиях – скромный книжный знак с надписью «Из библиотеки Августина Архиепископа Московскаго». Короткий миг, 53 года земной жизни преосвященного Августина, наполнен большим количеством свершенных им дел. Сначала были годы учебы в Перервинской семинарии, затем – в Московской Духовной академии. Все это время ему сопутствовал труд в овладении науками. Юноша усердно изучал российскую словесность. Но в школе он привык больше мыслить и писать по латыни, нежели по-русски. Его латинские стихи были признаны «золотыми». В этот же период Алексей Виноградский пробовал свои силы и в написании проповедей. Талантливый воспитанник был замечен митрополитом Платоном и до конца жизни иерарха русской церкви находился в его духовном окормлении. 16 января 1794 года Алексей Виноградский по благословению духовного наставника принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре. В монашеском чине наречен был Августином, именем одного из красноречивейших учителей церкви, вероятно, в честь Августина Аврелия , блаженного епископа Иппонского (353–430), память которого празднуется 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

22 липня 2007 р. 16:49 23 июля — день памяти преподобного Антония Печерского [Стаття] Основанная преподобным Антонием обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон. 17 липня 2007 р. 23:35 18 июля — день памяти преподобного Сергия Радонежского [Стаття] Архимандрит Кирилл (Павлов). Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 11 липня 2007 р. 22:35 12 июля — праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла [Стаття] «Апостолы Петр и Павел». Поучительное слово блаженного Августина Иппонского в день праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 7 липня 2007 р. 20:01 7 июля — рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». 1 липня 2007 р. 17:00 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского [Стаття] 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского. 26 января 1589 года по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

В сопоставлении с этим учением Пелагий был еретиком. Он присваивал начало оправдания не Богу, но действию человека, который в себе самом находил первую причину благодати и спасения, а именно в добром пользовании своим свободным произволением. По этой системе, искупление не было уже необходимо; ибо если человек сам собою мог заслужить первую благодать, то мог заслужить и вторую, и само спасение. Когда блаженный Августин , епископ Иппонский, вывел эти очевидные и логические следствия из пелагианской системы, то в недрах Церкви никто уже не осмеливался открыто защищать ее; но некоторые богословы прибегали к тонкостям, чтобы тайно поддерживать учение, которое должны были анафематствовать, под опасением не быть более христианами. Чем более споры отличались горячностью, тем легче было возбуждать затруднения. Но тогда как одни присваивали человеческому действию слишком большое значение, другие осмеливались вдаваться в мнимое выяснение божественного действия и доходили до допущения непреоборимого определения, делавшего из падшего человека или привилегированное или осужденное Богом творение, причем его деятельность не принимала ни малейшего участия. Таким образом, этот фатализм не менее открытого или скрытого пелагианства был противоположен истинному христианскому учению. В средние века, схоластики на западе возобновили вопросы о благодати и свободном произволении, волновавшие Церковь в V веке. Их споры почти оставались заключенными в стенах богословских школ. Фома Аквинат, ставший великим учителем этих школ, не был пелагианином и поэтому своему отношению много способствовал сохранению довольно чистого православного учения об искуплении. Но так как доминиканцы держались учения Фомы Аквината, то иезуиты, их антагонисты, по принятому счастливо обычаю в их обществе, состоявшему в следовании своим самостоятельным путем во всех отношениях, должны были проповедовать другую систему. И вот появился иезуит, патер Молина со своей книгой: De concordia gratiae et liberi arbitrii (О соглашении благодати со свободным произволением). Доминиканцы вооружились против неё во имя Фомы Аквината. Отсюда возникли две школы: фомистов и молинистов, которые открыли между собой ожесточенную борьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Слова: “Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли” понимаются еще и так: Небо — это верующие, которые облеклись в образ небесного человека, то есть Христа. Неверующие же, носящие образ земного человека, называются землей. Поэтому, говоря: “Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли”, мы молим нашего Благого Отца: как уверовали в Тебя верующие, так и неверующие да уверуют. Тем самым мы учимся молиться за врагов наших. VI Ниже в молитве следует: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”. Просим ли мы у Отца потребное для тела пропитание, обозначая хлебом все необходимое, или понимаем под насущным хлебом тот, который вы примете из алтаря, правильным будет говорить: “Даждь нам днесь”, то есть в настоящее время. Хлеб необходим в сем веке, когда нам свойственно алкать. Когда же наступит иная жизнь и умолкнет голод, будет ли у нас нужда просить хлеб? А если иметь в виду хлеб, который, как я сказал, мы принимаем из алтаря, то опять же хорошо молиться, чтобы Бог его нам дал. Ведь о чем нам молить, как не о том, чтобы не допускать в себе всего того зла, которое отделяет нас от сего [Святого] Хлеба? Хлебом является и ежедневно возглашаемое слово Божие. Ибо не являясь хлебом для желудка, не есть ли оно хлеб для души? Когда же прейдет эта жизнь, мы не будем искать хлеба, которого ищет голод; не будет нужды принимать Таинство алтаря, ибо станем едины со Христом, Чье Тело ныне принимаем; не потребуется, чтобы говорились слова, которые мы теперь говорим вам, и чтобы читался кодекс [Священного Писания], ибо мы увидим Того, Который является Словом Божиим, Которым “все начало быть” (Ин 1:3), Которым окормляются, просвещаются, умудряются Ангелы, не взыскующие слов уклончивой речи, но пьющие Единое Слово, от преизбытка восклицающие похвалы и не оскудевающие в славословиях. Блаженны живущие в доме Твоем, они непрестанно будут восхвалять Тебя (Пс 83:5), — говорит Псалмопевец. VII К настоящей жизни относится и следующее прошение: “Остави нам долги наша”. В Крещении все ваши долги, то есть прегрешения, вам отпускаются, совершенно все. Но так как никто не может прожить здесь без греха, — ведь никто не может прожить на этой земле, если не без большого греха, из-за которого отсекаемся от [Святого] Хлеба, то вообще без прегрешений, а Крещение мы можем принять единожды, — то нам и дана эта молитва как источник ежедневного очищения, так что нам ежедневно отпускаются грехи, но только если исполняем, что затем следует [в молитве]: “якоже и мы оставляем должником нашим”.

http://pravmir.ru/blazhennyj-avgustin-ep...

Итак, не привязывайтесь к земному, обретя Отца, сущего на Небесах. Ведь вы должны будете сказать: “Отче наш, Иже еси на Небесех”. Поистине, к великому роду вы вознамерились присоединиться. У этого Отца братьями являются богатый и бедный, у этого Отца братьями являются господин и раб, у этого Отца братьями являются полководец и простой воин. На земле все верующие христиане имеют различных отцов, одни знатных, другие нет, призывают же Единого Отца, Который на Небесах. Если на Небе наш Отец, то и наследство нам уготавливается на Небе. Ведь Отец наш таков, что дарует нам в совместное с Ним владение [то, что Сам имеет]. И действительно, Он дает нам наследство, но не так [как обычно бывает, когда человек] умирая, нам что-либо оставляет. Ибо Он не уходит, чтобы мы унаследовали, но пребывает, чтобы мы присоединились. Теперь, когда мы узнали, у Кого просим, следует узнать и чего просить, да не оскорбим Такого Отца дурным прошением. III Итак, чего Господь Иисус [Христос] научил нас испрашивать у Отца, сущего на Небесах? — “Да святится имя Твое”. Какое же благодеяние мы испрашиваем у Бога, говоря: “Да святится имя Твое”? Ведь не может случиться так, чтобы имя Его не было свято. Имя Божие всегда свято; стало быть, не потому ли мы просим: “Да святится”, как не для того, чтобы нам самим через Него освятиться? Мы молим, чтобы то, что всегда свято, святилось и в нас. Будет и в вас святиться имя Божие, когда примете Крещение, но и после Крещения будете молить об этом, дабы то, что приняли, в вас пребывало. IV Следует затем второе прошение: “Да приидет Царствие Твое”. Будем мы просить или не будем, Царствие Божие приидет; стало быть, не потому ли мы просим, как с той целью, чтобы и для нас пришло [Царство], которое приидет для всех святых, чтобы причислил и нас Бог к числу святых, для которых приидет Его Царство? V В третьем прошении мы говорим: “Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли”. О чем тут речь? Подобно тому как Ангелы служат Тебе на Небе, так и мы да послужим Тебе на земле. Святые Ангелы, любя Бога, повинуются Ему, не прегрешают перед Ним, исполняют Его повеления. Следовательно, мы молимся о том, чтобы и мы смогли в любви исполнять заповеди Божии. Слова: “Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли” — могут быть поняты и по-другому. Небо в нас — душа, земля в нас — тело. Как тогда [истолковать]: “Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли”? Как мы вняли Твоим заповедям, так пусть будет нам послушна плоть наша, дабы из-за раздора между плотью и духом мы не оказались менее усердными в исполнении Божиих заповедей. Однако, дражайшие, когда плоть желает противного духу, как земля Небу, тогда пусть и дух возжелает противного плоти, дабы не возобладала земля над Небом. И если мы не можем упразднить этого несогласия, то откажем [плоти] в согласии.

http://pravmir.ru/blazhennyj-avgustin-ep...

– М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. I. Александр Мень. Свет во тьме светит (Проповеди). – М.: АО " Вита-Центр, 1991. Алексий Сидоренко. О влиянии философских концепций на космологию Блаженного//Проблемы истории и филологии. - Тобольск : Б. и., 2001. - С.49-52 Альбрехт М. фон. История римской литературы. От Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпох/Пер. с нем. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2005. – Т. III. – С. 1805 – 1852. Альбрехт М. фон. К пониманию музыки в Confessiones Августина//Древний мир и мы: Альманах. – СПб., 1997. – 1. Амвросий (Полянский), еп. Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина «О Граде Божием». – Тверь: Булат, 2003. (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви). Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику/Пер. с франц. – М., 1994. С.198-208. Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека/Пер. с англ. – Б.м.: София, 2000. Аничков Е. Очерк развития эстетических учений //Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков, 1915. – Т. 6. – Вып. 1. Аничков Е. Эстетика и христианство//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.  Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах./Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО " Аспект Пресс " , 1994.  – Т. 1. Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. (Мировая философия). Антоний (Мельников), митрополит. Блаженный Августин как катехизатор//Богословские труды. – М., 1976. – Сб. 15. Антонова Е.В. Августин//Философский словарь. – М.: Республика, 2001.  Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия.

http://bogoslov.ru/person/2529560

От переводчика . Проповедь, перевод которой предлагается ниже (Проповедь 258, произнесенная в Большой базилике в день Господень), произнесена блаженным Августином около 410–412 гг., в первое воскресенье по Пасхе (латинское название dies octavus означает ‘восьмой день’). В восьмой день новокрещеные снимали свои белые одежды, покидали отведенное для них в храме место и присоединялись ко всему верующему народу. Это был праздник духовного взросления, вхождения в общину. Называвшиеся до этого infantes ‘младенцы’, они получали теперь имя fideles ‘верные, верующие’. После чтения Евангелия епископ обращался ко всему народу, в том числе и к новокрещеным, с кратким словом, в котором обычно разбирал текст 117-го псалма. Этот псалом звучал в храме, начиная с пасхальной утрени. Блаженный Августин использует в настоящей проповеди стихи из этого псалма, а также тексты Священного Писания: о краеугольном камне (Иер 51:25; Ис 28:16) приведено у апостола Павла (1 Кор 3:11; Еф 2:14,20,21), о камне, отвергнутом строителями (Пс 117:22), приведено у евангелиста Матфея (Мф 21:42; а также Деян 4:11; 1 Пет 2:6), о камне преткновения (Ис 8:14) приведено в 1 Пет 2:7, которые весьма часто становились в святоотеческой литературе предметом экзегетического комментария. Так, святитель Киприан Карфагенский объединяет эти тексты вместе ввиду их мессианского характера в книге второй “Свидетельств против иудеев” (Testimo­niorum contra Judaeos, cap. 16), наряду со многими другими местами Священного Писания, где содержится упоминание о камне. Блаженный Августин сосредотачивается на образе Христа как краеугольного камня, в котором сходятся две стены: одна стена — символ Церкви, первоначально состоявшей из иудеев, другая — олицетворяет Церковь, в которую вошли бывшие язычники. Являясь символом единства Церкви, этот образ служит блаженному Августину важным аргументом в полемике с донатистами 2 . В настоящей проповеди образ Христа как краеугольного камня сочетается еще с образом Христа как Света, разгоняющего тьму греховную.

http://pravmir.ru/blazhennyj-avgustin-ep...

В конце 2001 года на русском языке вышла первая книга серии — “Новый Завет II. Евангелие от Марка”. Евангелие от Марка искони было в Церкви общепризнанным и пользовалось большим авторитетом. По широко распространенному раннему преданию Евангелие от Марка было написано под сильным влиянием проповеди апостола Петра. Папий, епископ Иерапольский, муж апостольский и ученик апостола Иоанна, называл евангелиста Марка истолкователем апостола Петра. Однако проводя подборку святоотеческих комментариев на Евангелие от Марка, редакторы столкнулись с затруднением, представляющим для истории экзегезы настоящую проблему. Дело в том, что, в отличие от Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на это Евангелие не осталось ни одного полного подробного комментария (кроме кратких работ блаженного Иеронима и Досточтимого Беды). При подготовке данного тома эта проблема была решена путем скрупулезного поиска и тщательной подборки отдельных замечаний и упоминаний о Евангелии от Марка, рассеянных в разных проповедях, письма и трактатах, а также обращением к толкованиям на параллельные места из других Евангелий. Комментарии в серии построены по следующему принципу. Текст Священного Писания разбит на смысловые отрывки (пе­рикопы). После каждого отрывка дается краткий обзор святоотеческих комментариев — основная мысль и имя автора. Далее приводится полный текст каждого комментария со ссылкой на наименование книги и на выходные данные ее издания. Приведем образец толкования 4 . МК 12:41–44 (жертва вдовы) И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. Обзор: Дар вдовы ценен не весом и не стоимостью, но желанием, с которым она его принесла (Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский, Беда Достопочтенный 5 ). Поэтому он заслуживает сравнения с персонажами и метафорами Царства, приводимыми в Писании (Августин Иппонский, Иероним Стридонский), и является примером для бедных, равно как для богатых (Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский), тем более что материальные блага есть свойство только здешнего мира (Павлин Нольский). Верующий же по определению богаче всех остальных (Иероним Стридонский), даже если он беден (Гегемон), однако в делах духовных важно двигаться постепенно: без переусердствования и постановки непосильных целей, что и будет принято, подобно дару вдовы (Евагрий Понтийский).

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

Вскоре Августин переселился в Иппон. К тому времени он успел стяжать некоторую известность как защитник христианства и богослов. В 391 году, епископ Валерий, по настоянию местной общины, рукоположил его во священника. С тех пор отец Августин стал его верным помощником в деле распространения веры, много проповедовал, занимался толкованием Священного Писания и борьбой с еретическими заблуждениями. В 395 году, отец Августин был возведен в епископское достоинство, а после преставления епископа Валерия возглавил Иппонскую епархию и руководил ею вплоть до своей смерти. За несколько лет до кончины блаженный Августин избрал себе в преемника Ираклия. 28 августа 430 года сердце архиерея, измождённого лихорадкой, остановилось, и он предстал пред Лицом Высшего Судьи. Творческое наследие За годы пастырской деятельности из-под пера блаженного Августина вышли десятки сочинений различного характера. В качестве церковного писателя он хорошо известен и как проповедник, и как догматист, и как полемист. К сожалению, не всё, связанное с творчеством этого автора, можно принимать без оговорок. Одним из наиболее оспариваемых направлений его авторской мысли служит представленное им в полемике с пелагианами учение о роли Божественной благодати в деле спасения. Возражая учению еретиков о возможности избавления человека от скверны греха практически собственными силами, блаженный отец справедливо отметил, что без содействия благодати это в принципе не выполнимо, однако, увлекшись жаром полемики, он настолько минимизировал роль самого человека, что в дальнейшем это дало почву и повод для формирования нового учения, представляющего крайность, противоположную пелагианству: учение о предопределении Божьем (согласно этому учению, спасается лишь тот, кого предопределил ко спасению Бог). Другое спорное место в трудах Августина Иппонского связано с его воззрением о Святом Духе как о Духе Любви. В дальнейшей интерпретации эта точка зрения легла в основу учения Западной Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (суть этого учения такова: Отец любит Сына и, значит, изводит Любовь, но и Сын любит Отца и, следовательно, тоже изводит Любовь; поскольку Любовь — это Святой Дух, постольку и получается, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Итак, братья мои, предупреждаю вас: вы будете детьми Бога, а не какого-то великого человека. Разве начальник провинции соизволит усыновить кого-либо из вас? А Божия благодать всех делает Его детьми. Вы будете произносить эту молитву ежедневно после Крещения, и даже главным образом после Крещения. Собственно молиться этой молитвой до Крещения вы и не будете: до восьмого дня это будет чтение наизусть, а не молитва; будете ею молиться после Крещения, ибо кто же может говорить “Отче наш”, не будучи рожден. Итак, поскольку вы будете произносить эту молитву ежедневно, убеждаю вас, по Божией благодати сыновей моих, а по Отцу [Небесному] братьев моих: когда кто-либо оскорбит вас или прегрешит против вас, а [затем] придет, исповедует свой грех и испросит у вас прощения, тотчас от всего сердца отпустите ему, дабы не удалиться вам от нисходящей от Бога милости. Ведь если вы не отпускаете, то и Он не отпустит вам. Смотрите, что говорит вам Бог: “Справедливо [именно] у Меня вы просите прощения, ибо Я согрешать не могу. И вот когда во Мне нельзя найти никакого греха, Я прощаю, вы же простить не желаете. Хорошо, Я уступаю, не прощайте. Но тогда живите так, чтобы Я не обрел в вас ничего заслуживающего наказания”. Бог разрешает тебе воздать человеку, который тебя оскорбляет, но просит милости. Тот был врагом, но, испрашивая прощения, разрушает вражду. “Нет, — говоришь ты, — желаю отомстить”. Остерегись, как бы в тебе самом не нашлось основания для мести; ты ли, человек, пребывающий во грехе, хочешь, чтобы был наказан грех? Смотри, как бы не наказал тебя Тот, в Ком нельзя найти греха. Таким образом, это прощение относится к теперешней жизни, ибо грехи где совершаются, там и отпускаются; в иной жизни они за неимением отпускаться не будут. VIII После того мы молимся, говоря: “Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого”. Тот впадает в искушение, кто сочувствует искусителю. И действительно, в теперешней жизни полезно быть искушаемым, но не полезно впадать во искушение. Когда тебя искушают, стремясь соблазнить деньгами на какой-либо дурной поступок, ты искушаем, но [именно как человек] честный. И если не дашь согласия, будешь найден невинным. Советую тебе: осуди [в душе] сребролюбие — и деньги не соблазнят тебя. Затвори дверь перед искушением и задвинь засов — любовь Божию. А сделать это возможно лишь с помощью Того, Кого призываем в молитве. Люди искушаются различными способами: одни искушаются посулами, другие — угрозами; чтобы тот, кого не удалось совратить посредством соблазна, был совращен посредством устрашения. Но человек, который укрепляется в Боге и на устах которого Бог слышит слова: “не введи нас во искушение”, побеждает дурные пристрастия, побеждает пустые страхи.

http://pravmir.ru/blazhennyj-avgustin-ep...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010