Равным образом, когда апостол призывает нас не высокомудрствовать, но стать единомысленными со смиренными, следует задуматься, в какую бездну гордости впадает человек, противящийся смиренному Богу, и сколь губительным для человека является нетерпеливо переносить то, что пожелал ему [ниспослать] Праведный Господь, если Бог терпеливо перенес то, что пожелал ему [назначить] неправедный враг. Аминь. Блаженный Августин, епископ Иппонский Толкование на Псалом сто двадцать пятый 423 Перевод с латыни С. Степанцова Предисловие переводчика Предлагаемый перевод толкования Блаженного Августина на Псалом 125, один из Песней восхождения, – не первое экзегетическое произведение выдающегося учителя Церкви на страницах журнала «Альфа и Омега». В 1(8) был представлен перевод ряда пасхальных проповедей Августина, связанных с огласительной практикой. Некоторые из них, например, «О молитве Господней», можно отнести и к жанру толковательной проповеди. В истории библейской экзегезы блаженный Августин занимает видное место как плодовитый автор толковательных произведений, а также как теоретик толкования, обобщивший герменевтический опыт нескольких поколений христианских писателей. Теория и практика изъяснения Писания нашла отражение в целом ряде его трудов разных периодов 424 : О Книге Бытия против манихеев, Об учителе, корпус Толкований на Псалмы, О Книге Бытия буквально (неоконченная книга), О Нагорной проповеди Господа, Разъяснение некоторых положений из Послания к Римлянам, Неоконченное разъяснение Послания к Римлянам, Разъяснение Послания к Галатам, О христианской науке 425 , Заметки на Книгу Иова, О согласии евангелистов, Об обучении оглашенных, О Книге Бытия буквально (12 книг), О Духе и букве, О граде Божием, Рассуждение на Евангелие от Иоанна, Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам, Беседы на Семикнижие, Разыскания на Семикнижие, а также в других трудах, письмах и проповедях. Развитие взглядов блаженного Августина на Писание и его им осмысление, особенности его экзегетико-проповеднической практики, его представления о каноне и текстологические предпочтения кратко и достоверно описаны в содержательной статье Дж. Боннера «Августин как исследователь Библии » – главе из «Кембриджской истории Библии» 426 . Эта статья – хорошее введение в проблемы Августиновой экзегезы. На русском языке частичное обсуждение этого круга вопросов можно найти в известной книге В. В. Бычкова «Эстетика Аврелия Августина », особенно в главе IX («Знак») 427 . Эти же труды помогут сориентироваться в библиографии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

От переводчика . Проповедь, перевод которой предлагается ниже (Проповедь 258, произнесенная в Большой базилике в день Господень), произнесена блаженным Августином около 410–412 гг., в первое воскресенье по Пасхе (латинское название dies octavus означает ‘восьмой день’). В восьмой день новокрещеные снимали свои белые одежды, покидали отведенное для них в храме место и присоединялись ко всему верующему народу. Это был праздник духовного взросления, вхождения в общину. Называвшиеся до этого infantes ‘младенцы’, они получали теперь имя fideles ‘верные, верующие’. После чтения Евангелия епископ обращался ко всему народу, в том числе и к новокрещеным, с кратким словом, в котором обычно разбирал текст 117-го псалма. Этот псалом звучал в храме, начиная с пасхальной утрени. Блаженный Августин использует в настоящей проповеди стихи из этого псалма, а также тексты Священного Писания: о краеугольном камне (Иер 51:25; Ис 28:16) приведено у апостола Павла (1 Кор 3:11; Еф 2:14,20,21), о камне, отвергнутом строителями (Пс 117:22), приведено у евангелиста Матфея (Мф 21:42; а также Деян 4:11; 1 Пет 2:6), о камне преткновения (Ис 8:14) приведено в 1 Пет 2:7, которые весьма часто становились в святоотеческой литературе предметом экзегетического комментария. Так, святитель Киприан Карфагенский объединяет эти тексты вместе ввиду их мессианского характера в книге второй “Свидетельств против иудеев” (Testimo­niorum contra Judaeos, cap. 16), наряду со многими другими местами Священного Писания, где содержится упоминание о камне. Блаженный Августин сосредотачивается на образе Христа как краеугольного камня, в котором сходятся две стены: одна стена — символ Церкви, первоначально состоявшей из иудеев, другая — олицетворяет Церковь, в которую вошли бывшие язычники. Являясь символом единства Церкви, этот образ служит блаженному Августину важным аргументом в полемике с донатистами 2 . В настоящей проповеди образ Христа как краеугольного камня сочетается еще с образом Христа как Света, разгоняющего тьму греховную.

http://pravmir.ru/blazhennyj-avgustin-ep...

Но не одного Савла Господь обратил внезапно если не явлением ему, то внезапным исправлением сердца его. Был великий святитель блаженный Августин, епископ Иппонский. Юность и молодость свою он проводил нечисто в развратной товарищеской среде, и его, подобно апостолу Павлу, Господь внезапно остановил проповедью св. Амвросия, епископа Медиоланского — и стал он, благодаря этому обращению, одним из великих отцов Церкви, одним из великих святых Божиих. Но не думайте, что только с великими, как Павел и Августин, бывало такое внезапное обращение. Знаю, что и многих из вас Господь неожиданно останавливал на путях греховной жизни вашей, если заблудились вы и служили страстям своим, а не Ему, Великому Богу. Останавливал Он вас внезапными потрясениями, внезапным разрушением всего строительства жизни вашей. Как паутину, рвал Он все, все, что строили вы в погоне за земными благами. Останавливает Он нас внезапно тяжкими болезнями, лишением имущества, потерей жены и всех детей — Он потрясает нас, как потряс Савла, как потряс блаженного Августина. Вот этому научитесь от блаженного Павла. Если у вас случится внезапно тяжкое потрясение, какое-нибудь несчастье, тяжкая болезнь, подумайте, почему послал вам Господь это. Посмотрите в сердце свое, пристально посмотрите, не найдете ли в нем нечистоты, скверны, не надо ли вам покаяться. Вот чему научает вас грех апостола Павла. А какое поучение вынесем из тяжкого и ужасного греха апостола Петра — из отречения его трехкратного от Господа Иисуса Христа? Вы знаете, что св. Петр был самым пламенным учеником Господа Иисуса Христа, он был всем сердцем предан Ему. Он с пламенным воодушевлением следил за всеми делами Господа Иисуса. Когда Господь пошел по водам озера Генисаретского к ученикам Своим, терпевшим бедствия от бури, когда увидели Его ученики и приняли за призрак, и Господь успокоил их словами: «Не бойтесь! Это Я» , Петр воспламенился и просил Господа Иисуса повелеть прийти к Нему по водам. И повелел Господь, и пошел к Нему Петр по водам, и вдруг обуял его страх, маловерие, и начал утопать, и взмолился к Господу Иисусу: «Спаси меня: погибаю!» И протянул руку Господь, и спас его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Задворный В.Л. История римских Пап. T. 1. М., 1995; Т. 2. 1997. Зелинский Ф.Ф. Возрожденцы (Цицерон и Августин). СПб., 1922. Иванцов-Платонов A.M. Ереси и расколы первых трех веков христианства Ч. 1. М., 1877. Илькевич П. Древнехристианские апологеты и их значение в христианской Церкви. Загорск, 1961. Канонические евангелия/Пер. с греч. В.И. Кузнецовой; Под ред. С.В. Лезова и С.В. Тищенко. М., 1993. Кибардин Н.П. Блаженный Августин , епископ Иппонский, как воспитатель клира. Казань, 1915. Карсавин Л.П. Святые Отцы и Учители Церкви. М., 1994 (Париж, 1926). Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984. Кремона К. Августин из Гиппона: Разум и Вера. М., 1995. Кремплевский А. История пелагианства и пелагианская доктрина. Казань, 1898. Лашкарев П. Об отношении древней христианской Церкви к римскому государству. Киев, 1873. Лебедев А. Епископия и церковный приход в древности. М., 1904. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом . М., 1994. Лосев С. Св. Амвросий Медиоланский как толкователь Священного Писания Ветхого Завета. Киев, 1897. Мазурин К.М. Тертуллиан и его творения. М., 1892. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика М., 1979. Мень А.В., протоиерей. Мировая духовная культура, христианство, Церковь : Лекции и беседы. М., 1995. Мусин А. Церковь . Общество. Власть: Опыт патрологического исследования СПб.; Петрозаводск, 1997. Норт Дж. История Церкви от Дня Пятидесятницы до нашего времени. М.. 1993. Остроумов С. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блаженного Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства II века. М., 1886. Павлович А.Л. Христианская Церковь в Римской империи в первые два века (до 170 года): К вопросу о гонениях на христиан. СПб., 1894. Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991. Певницкий В. Святой Лев Великий и его проповеди//Труды Киевской Духовной Академии. 1871. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     Слушайте дальше:  “А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность”  ( Римл. 4:5 ).      Слова  “оправдывает нечестивого” , конечно, нельзя понимать так, будто Господь Бог оправдывает, одобряет нечестивого; считает, что так и должно поступать. Конечно, нет, нет!      Они значат только, что и не делавших добрых дел, не исполнявших заповеди Его причисляет Господь к Своим, к достойным быть друзьями Его, быть близкими Ему, за правду их глубокой веры, прощая им грехи их по милосердию Своему и долготерпению.      Чтобы лучше запомнили вы это, приведу вам несколько примеров из жизни святых.      У Евангелиста Луки читаем о мироносице Марии Магдалине, что Господь наш Иисус Христос изгнал из нее семь бесов ( Лк. 8:2 ). Если так много бесов обитало в ней, то значит, она была очень грешна. Однако за пламенную веру ее в Господа Иисуса, за ревностную проповедь о Нем, она была так совершенно оправдана Им, что заслужила великое имя равноапостольной. Простил, простил ей Господь грехи ее многие за пламенность веры ее!      Одна из величайших святых Мария Египетская в молодости своей вела крайне развратную жизнь, но в великий праздник Воздвижения креста Господня она испытала величайшее, изменившее всю душу ее потрясение духовное в храме Иерусалимском. И ушла она в безлюдную Аравийскую пустыню, прожила в ней 47 лет тягчайшей жизнью. И этот великий подвиг ее, подвиг веры сделал ее ангелом во плоти.      Блаженный Иероним и блаженный Августин, епископ Иппонский, сами писали о себе, что молодость свою прожили очень нечисто; а Августин даже принадлежал несколько лет к ереси Манихейской. И тем не менее грехи их были прощены Богом, и своей святой жизнью и великими богословскими писаниями заслужили они великое имя Отцов Церкви.      Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, был язычником до 40 лет и жил развратно, но после великих трудов святительских получил блистающий небесным светом венец мученический.      Видите ли, как глубоко знает Всеведущий Бог сокрытые тайники сердец святых?      Ясны ли вам теперь слова Апостола Павла, что Бог оправдывает нечестивого за веру?      А Свое безмерное милосердие и долготерпение явил Он нам на трех страшных разбойниках: Варваре, Патермуфии и Моисее Мурине, обагренных кровью сотен людей.

http://blog.predanie.ru/article/i_prosti...

Право и обязанность проповедовать слово Божие в древней Церкви, как и в настоящее время, принадлежали главным образом епископам как преемникам апостольского служения, которым Господь дал заповедь: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу напоминает поставленным от него епископам о долге учительства. То же подтверждает и апостольское правило (58-ое). Пресвитеры, как получившие от епископа через рукоположение власть учительства, помогали епископам в деле проповедничества, а в малых церквах, где не мог быть епископ, они проповедовали вместо его. Так, св. Иоанн Златоуст , будучи пресвитером в Церкви Антиохийской, проповедовал при епископе Флавиане; блаженный Августин , будучи еще пресвитером, проповедовал при Иппонском епископе Валерии. В восточных Церквах, когда проповедовали пресвитеры в присутствии епископа, то сначала должен был проповедовать пресвитер, а потом уже епископ. Кроме епископов и пресвитеров, другие члены клира, даже диаконы, не могли публично проповедовать. Так, например, Иоанн Златоуст , несмотря на высокое образование и ораторский талант, когда был более пяти лет диаконом в Антиохии, то ни разу не был допущен на Церковную кафедру, пока не получил пресвитерства. Диаконам дозволялось только читать беседы епископов или прежних отцов в том случае, если епископы и пресвитеры по какой-либо причине не могли сами проповедовать. Так, в VI в. Григорий Великий , епископ Римский, обладавший слабым голосом и часто болевший, когда не мог сам проповедовать, то поручал диаконам произносить продиктованные им его поучения. Бывали, впрочем, исключения, когда диаконы произносили проповеди свои собственные. Такое исключение представляет св. Ефрем Сирин , диакон одесской церкви. Но Ефрем Сирин пользовался особым уважением на всем Востоке, его мудрые наставления почитаемы были современными епископами, а Василий Великий желал даже возвести его в сан епископа. Если и в других местах были такие диаконы, которым давалось право проповедовать, то это во всяком случае было редким исключением из обыкновенного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Св. Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) – Отец и Учитель Церкви, брат св. Василия Великого . Епископ города Ниса. Викентий Лиринский (? – 450) – настоятель Лиринского монастыря в Галлии. Автор «Памятных записок». Св. Иоанн Златоуст (ок. 350–407) – великий Отец и Учитель Церкви, знаменитый проповедник. Архиепископ Константинопольский, смещенный врагами с кафедры и отправленный в ссылку, по пути в которую он скончался. Литургия, совершаемая в Церкви, носит его имя. Блаженный Августин Аврелий (354–430) – богослов, епископ Иппонский. Главный представитель западной патристики. Св. Антоний Великий (ок. 250–356) – преподобный. Родоначальник христианского монашества. Св. Амвросий Медиоланский (330/340–397) – великий Отец и Учитель Церкви. Осия Кордовский (? – 359) – святитель испанский, епископ Кордувийский. Прожил более 100 лет. Миланский эдикт 313 года о веротерпимости, давший свободу христианству. Константин Великий (ок. 285–337) – император римский с 306 года. Даровал свободу христианству Миланским эдиктом. Основал новую столицу Константинополь. Коркунов Николай Михайлович (1853–1904) – юрист, доктор русского государственного права, профессор С. Петербургского университета. Автор книги «Русское государственное право». Т. 1–2. СПб., 1899–1901. Изд. 3-е. Суворов Николай Семенович (1848–1909) – канонист, профессор церковного права Императорского Московского университета. Автор «Курса церковного права». Т. 1–2. Ярославль, 1889–1890. Вальсамон Феодор – с 1193 г. антиохийский патриарх. Канонист Православной Церкви. Наиболее известным из его трудов является толкование на Номоканон патриарха Фотия. Курганов Федор Афанасьевич (1844–1920) – историк, профессор Казанской Духовной академии. Автор книги «Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи». Казань, 1880. Юстиниан (482 или 483–565) – византийский император с 527 г. Расширил границы империи. Провел кодификацию Римского права. Св. Феодор Студит (759–826) – знаменитый подвижник и писатель. Был главным борцом с иконоборцами. Автор Большого и Малого Катехизисов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Нет никакого сомнения в том, что было высказано самими апостолами и пятьдесят восьмое правило, которое читается так: «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людях и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще останется в сем нерадении и лености, да будет извержен». Первыми учителями христианской церкви после Спасителя были апостолы. Еще во время земной Своей жизни Христос, посылая Своих учеников по городам, говорил: «Ходяще проповедуйте, глаголюще: яко приближися царствие небесное» ( Мф.10:7 ). Потом, по воскресении Своем, торжественно облек их саном учителей всего мира: «Шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), «Шедше научите все языки... учаще их блюсти, вся елика заповедав вам» ( Мф.28:12,20 ). И апостолы обязанность учительства почитали главнейшею своею обязанностию. Апостол Павел говорит: «Аще благовествую несть ми похвалы, нужда бо ми на лежит, горе же мне есть, аще не благовествую» ( 1Кор.9:16 ). И никакой другой обязанности они так настоятельно не внушали пастырям церкви, как непрестанно учить пасомых. Апостол Павел заповедывал епископу Ефесскому, Тимофею, постоянно внимать себе и учению ( 1Тим.4:16 ), и заклинал его Богом и Господом Иисусом Христом и будущим судом Его, чтобы он проповедовал слово, благовременно и безвременно, обличал, запрещал, умолял со всяким долготерпением и учением ( 2Тим.4:1,2 ). Это право и долг епископа – неослабно учить свою паству – апостол расширяет особыми предписаниями, заповедуя епископу приготовлять и научить вере будущих учителей, которым сообщено от него в известной мере правило учительства ( 2Тим.2:2 ), и наблюдать за пресвитерами, как они исполняют свой учительский долг, поощряя особенно ревностных в исполнении его наградою сугубой чести ( 1Тим.5:17 ). После таких настойчивых внушений касательно учительства в апостольских посланиях уже несомненно, что и пятьдесят восьмое правило, полагающее наказание епископам и пресвитерам за пренебрежение обязанности учить пасомых, было высказано самими апостолами. Но по мнению Дрея, это правило не только не принадлежит апостолам, но и не может быть древним, так как в первые века не было примеров тому, чтобы пресвитеры постоянно проповедали. Так, когда епископ Иппонский Валерий поручил блаженному Августину в сане пресвитера произносить поучение в церкви, то это показалось другим епископам нововведением 158 . Хотя все это справедливо, но справедливо также и то, что святой Василий Великий и святой Иоанн Златоуст проповедовали, быв пресвитерами, первый в Кесарии, а последний в Антиохии. Вообще нужно заметить, что пресвитеры проповедали и в первые века, но только проповедали по особенному дозволению или уполномочию от епископов или вместо их самих 159 . Но если так, то и в этом случае нисколько не подрывается апостольское происхождение рассматриваемого нами правила, потому что такое правило может иметь силу даже тогда, когда пресвитер, получив дозволение от епископа проповедовать, станет пренебрегать таким дозволением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

42, col. 677–684), представляющее собою отрывочное изложение положений омийской догматики. Епископ Максимин, последний представитель влиятельной группы омиев (ученик второй генерации западного арианства). Между Августином и Максимином в 428 г. (Migne, s. 1., t. 47, col. 30) состоялся публичный диспут, записанный нотариями (Collatio cum Maximino, arianorum episcopo). Августин в том же 428 г. (Migne, s. 1., t. 47, col. 30) написал против него сочинение Contra Maximinum arianum. – Омии, признающие, по их словам, Сына Божия Богом не по имени только, но и по природе, неоднократно изобличаются Августином или в политеизме, или в непоследовательности. Омийство, признававшее, по Августину, двух богов (Contra serm. arian. с. 1, n. 1. Migne, t. 42, col. 683. Collatio cum Maximin. nr. 11. Migne, t. 42, col, 714), не могло иметь силы после, глубокомысленных доводов великого западного богослова, поставившего своей задачей раскрытие учения о нераздельном соединении Лиц Св. Троицы. –Творение Августина «Contra Maximinum arianum» было последним его сочинением против арианства, и два года спустя после его издания, т. е. в 430 г., наш великий учитель и защитник Православной Троицы в мире отошел в вечность. – (Сведения о вышеназванных арианах, как идейных, литературно-догматических противниках бл. Августина, и о его учено-богословских полемических трудах этого класса заимствованы нами, главным образом, из диссертации В. Н. Самуилова. История арианства на латинском западе СПб. 1890. Стр. 130–143 и 180–192. См. еще Ceillier, op. cit., t XI, § VII, pp. 644–652. Nirschl, op. cit., Bd II, S. 458. Fessler-Jungmann, op. cit., t. II, 1, pp. 349–352. Bardenhewer, op. cit., S. 426). 67 О письмах блаж. Августина см. в Сборнике: «К двадцатипятилетию учено-педагогической деятельности Ив. М. Гревса. СПб. 1911». Г. П Федотов. Письма блаж. Августина. (Classis prima). Стр. 107–138. 78 Augustini sermones, classes IV. Migne, tt. 38 et 39. – Указание о русс. перев. некоторых проповедей и бесед бл. Августина см.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Думаю, что вправе мы так толковать эти слова разбойника и благодатный ответ ему Божественного Сердцеведа Иисуса. Потому вправе, что в житиях святых и в истории Церкви находим немало примеров столь же внезапного обращения к покаянию и исповеданию Христа Богом блудниц, развратников и страшных разбойников. Преподобная Таисия, впавшая в грубый разврат, была до глубины души потрясена словами жалости и слезами о ней преподобного Иоанна Колова, пошла за ним, куда повел он ее, и на первом же ночлеге под открытым небом преподобный Иоанн, внезапно проснувшись, увидел великий свет, восходивший на небо от только что умершей Таисии, сподобившейся Царствия Небесного за самое краткое покаяние. Один из великих отцов и учителей Церкви, блаженный Августин, епископ Иппонский, в юности был язычником и вел весьма развратную жизнь. Столь же внезапное и полное обращение, как у преподобной Таисии, произошло в нем, когда случайно услышал он проповедь другого великого святителя, Амвросия Медиоланского. Да будет же для нас потрясающим примером внезапное просветление души распятого со Христом разбойника и вспыхнувшая в его сердце любовь к сораспятому с ним Сыну Божию. Ибо, конечно, без пламенной любви к исповеданному им Господом не мог он сказать своих блаженных слов: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Не раз спрашивали, как найти веру. Запомните все вы, что вера в Бога рождается в сердце человеческом тогда, когда возгорится оно любовью к Спасителю нашему, претерпевшему за нас неописуемые крестные муки. Сперва полюбите Христа, всем сердцем прилепитесь к Нему, и тогда исполнится веры сердце ваше, стыдом о грехах своих, за которые взошел Христос на крест, исполнится оно и подвигнется к воплям покаяния, и воскликнет вместе с обращенным разбойником: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Аминь. 23 марта 1952 г. На пассии, пятнадцатое Низко опустилась на грудь святая голова в терновом венце… По этой главе били палками, и острые шипы терновника глубоко вонзались в нее. Кровь капала и стекала по лицу на запекшиеся губы. Она капает и сейчас…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010