В сопоставлении с этим учением Пелагий был еретиком. Он присваивал начало оправдания не Богу, но действию человека, который в себе самом находил первую причину благодати и спасения, а именно в добром пользовании своим свободным произволением. По этой системе, искупление не было уже необходимо; ибо если человек сам собою мог заслужить первую благодать, то мог заслужить и вторую, и само спасение. Когда блаженный Августин , епископ Иппонский, вывел эти очевидные и логические следствия из пелагианской системы, то в недрах Церкви никто уже не осмеливался открыто защищать ее; но некоторые богословы прибегали к тонкостям, чтобы тайно поддерживать учение, которое должны были анафематствовать, под опасением не быть более христианами. Чем более споры отличались горячностью, тем легче было возбуждать затруднения. Но тогда как одни присваивали человеческому действию слишком большое значение, другие осмеливались вдаваться в мнимое выяснение божественного действия и доходили до допущения непреоборимого определения, делавшего из падшего человека или привилегированное или осужденное Богом творение, причем его деятельность не принимала ни малейшего участия. Таким образом, этот фатализм не менее открытого или скрытого пелагианства был противоположен истинному христианскому учению. В средние века, схоластики на западе возобновили вопросы о благодати и свободном произволении, волновавшие Церковь в V веке. Их споры почти оставались заключенными в стенах богословских школ. Фома Аквинат, ставший великим учителем этих школ, не был пелагианином и поэтому своему отношению много способствовал сохранению довольно чистого православного учения об искуплении. Но так как доминиканцы держались учения Фомы Аквината, то иезуиты, их антагонисты, по принятому счастливо обычаю в их обществе, состоявшему в следовании своим самостоятельным путем во всех отношениях, должны были проповедовать другую систему. И вот появился иезуит, патер Молина со своей книгой: De concordia gratiae et liberi arbitrii (О соглашении благодати со свободным произволением). Доминиканцы вооружились против неё во имя Фомы Аквината. Отсюда возникли две школы: фомистов и молинистов, которые открыли между собой ожесточенную борьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Вскоре Августин переселился в Иппон. К тому времени он успел стяжать некоторую известность как защитник христианства и богослов. В 391 году, епископ Валерий, по настоянию местной общины, рукоположил его во священника. С тех пор отец Августин стал его верным помощником в деле распространения веры, много проповедовал, занимался толкованием Священного Писания и борьбой с еретическими заблуждениями. В 395 году, отец Августин был возведен в епископское достоинство, а после преставления епископа Валерия возглавил Иппонскую епархию и руководил ею вплоть до своей смерти. За несколько лет до кончины блаженный Августин избрал себе в преемника Ираклия. 28 августа 430 года сердце архиерея, измождённого лихорадкой, остановилось, и он предстал пред Лицом Высшего Судьи. Творческое наследие За годы пастырской деятельности из-под пера блаженного Августина вышли десятки сочинений различного характера. В качестве церковного писателя он хорошо известен и как проповедник, и как догматист, и как полемист. К сожалению, не всё, связанное с творчеством этого автора, можно принимать без оговорок. Одним из наиболее оспариваемых направлений его авторской мысли служит представленное им в полемике с пелагианами учение о роли Божественной благодати в деле спасения. Возражая учению еретиков о возможности избавления человека от скверны греха практически собственными силами, блаженный отец справедливо отметил, что без содействия благодати это в принципе не выполнимо, однако, увлекшись жаром полемики, он настолько минимизировал роль самого человека, что в дальнейшем это дало почву и повод для формирования нового учения, представляющего крайность, противоположную пелагианству: учение о предопределении Божьем (согласно этому учению, спасается лишь тот, кого предопределил ко спасению Бог). Другое спорное место в трудах Августина Иппонского связано с его воззрением о Святом Духе как о Духе Любви. В дальнейшей интерпретации эта точка зрения легла в основу учения Западной Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (суть этого учения такова: Отец любит Сына и, значит, изводит Любовь, но и Сын любит Отца и, следовательно, тоже изводит Любовь; поскольку Любовь — это Святой Дух, постольку и получается, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

К., 1869. С. 120–121. 24 Такое убеждение профессора В. Ф. Певницкого созвучно мыслям блаженного Августина : «Кто хочет говорить к народу не только мудро, но и красноречиво (ибо нет сомнения, что соединение того и другого более принесет пользы), тому советую гораздо лучше читать, слушать и подражать ораторам, чем без пользы тратить время с учителями риторики: только надобно смотреть, чтобы те, коих читает или слушает по правдивой молве, и в самом деле были в слове своем не только красноречивы, но вместе и мудры». Августин Иппонский, блаж. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. СПб., 2006. С. 174. 28 Тем не менее, как пишет профессор Н. Барсов, в первые два века после Рождества Христова «в Риме общественно-гражданское ораторство процветало не менее, чем на Востоке; но в это время оно и там уже принимало тот характер, который был впоследствии причиною его упадка: пустая риторическая напыщенность, диалектически-софистическая виртуозность в содержании без внутренней силы убеждения, пошлый, неумеренный, чуждый искренности панегиризм – все эта качества римского мирского ораторства этого времени представляли полную противоположность той свежести и искренности мыслей и чувств, какими характеризуется первобытное христианство . Затем, и на Западе, как и на Востоке, первоначальный состав Церкви образовался, главным образом, из людей простых, вышедших из низших классов общества и потому не имевших и вкуса к изысканному ораторству. Да и вообще всем классам общества на Западе в это время наклонность к искусству и высшему интеллектуальному развитию не была настолько прирожденным свойством, насколько это было на Востоке...» Барсов Н. И. , проф. История первобытной христианской проповеди (до IVbeka). СПб., 1885. С. 145–146. 36 В отличие от святителя Григория, блаженный Августин оправдывал насилие в деле обращения неверных п еретиков. С целью обращения неверных он предлагал использовать мощь государственной власти. По его убеждению, «царь принуждает, епископ – убеждает».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

123 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 – после 220) – выдающийся карфагенский богослов. О его апологетических и полемических сочинениях, а также нравственных поучениях с похвалой отзывались многие духовные писатели, даже величали его самым замечательным из лат. учителей. Впрочем, в зрелом возрасте Тертуллиан уклонился в монтанизм – мистическое учение, ложно трактовавшее действие Святаго Духа, смешивавшее понятие о благодати Божией с восторженным или даже расстроенным состоянием человеческой души. «Поскольку же ошибочные мнения его по свойству своему таковы, что не могли далеко простирать вредного влияния на учение о нравственности, а веры они мало касались, между тем его ревность к истине и необыкновенные дарования поставили его в возможность писать столь же много, сколько и умно о различных предметах христианского учения, то и все сочинения его, при должной осмотрительности, могут быть употребляемы с пользою» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение... Т. 1. С. 159). 124 Священномученик Киприан, епископ Карфагенский († 258), – отец Церкви, принял христианство под влиянием Тертуллиана , управлял Церковью во время гонений на христиан. Его сочинения, посвященные главным образом устройству Церкви и принятию в общение отпавших от нее, проникнуты духом любви и кротости. Он же автор многочисленных апологетических и полемических сочинений; среди них: «Книги свидетельств против иудеев» (248), «О единстве Церкви» (251) и др. 125 Блаженный Августин , епископ Иппонийский († 430), – отец Церкви, ученик свт. Амвросия Медиоланского . Автор многочисленных полемических и апологетических трактатов, направленных против ересей, расколов и язычества (известнейший из них – «О граде Божием» [ок. 413–426]). Наилучшим памятником его проповеднического дара и духовно-нравственных исканий является автобиографическая «Исповедь» (397–401). Сочинения блж. Августина пользовались огромным авторитетом на Западе, но «обладая логическим рассудком и обилием чувства, учитель Иппонский не владел, однако, в таком же обилии метафизическим умом; в сочинениях его много остроумия и мало оригинальности в мыслях, много логической строгости, но не много особенных возвышенных идей. Самую высокую черту составляет в нем глубокое, искреннее благочестие, которым дышат все сочинения его» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение... Т. 3. С. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Изд-во им. Игнатия Ставропольского, 1997. Слово на текст " Отпущайте, и отпустят вам "http://Опыт тысячелетия: Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. – М.: Юристъ, 1996. Слово о разорении города Рима/Предисл. и пер. с лат.: С.А. Степанцов//Вестник древней истории. - М., 2001. с. 245-250. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским//Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято-отеческие и церковно-отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.). Творения (Том второй): Теологические трактаты/Составление и подготовка текста:  С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том первый): Об истинной религии/Составление и подготовка текста: С.И. Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том третий): О граде Божием (кн. 1-13)/Составление и подготовка текста:  С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том четвертый): О граде Божием (кн. 14-22)/Составление и подготовка текста: С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения Блаженного Августина епископа Иппонийского. - Киев, 1901-1915. Ч. 1-8. Творения. – М.: Паломник, 1997. (Библиотека отцов и учителей Церкви. – Кн. 5). Толкование на псалом 125-й/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//Альфа и Омега. -  М., 1997. 2(13). Толкование на псалом сто двадцать пятый/Пер.  с лат.: С.Степанцов//Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.  Цветы благодатной жизни. – СПб.: Библия для всех, 1997. Шесть книг о музыке. Книга первая/Пер. с лат.:  В.П.Зубов//Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения/Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. Энхидрион, или о вере, надежде, любви. – Киев, 1996. Фрагменты сочинений//Антология мировой правовой мысли в 5-ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв. Фрагменты сочинений//Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997. Фрагменты сочинений//Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.

http://bogoslov.ru/person/2529560

Вследствие телесной немощи митрополита Московского Платона в тот тяжелый для России год Московской епархией управлял его преемник, викарий Московский и епископ Дмитровский, Августин. Красноречие преосвященного Августина и его способность постигать дух времени были отмечены государем. Еще в 1807 году император Александр Павлович пожаловал духовному витии драгоценную панагию. Столь сильное впечатление на государя императора произвело слово преосвященного по случаю торжества о заключении мира между Россией и Францией. В 1812 году, когда «враг восстал на ны», Александр I привлек известного церковного деятеля к составлению «молитвы в нашествии супостат». Жизнь преосвященного Августина (в миру Алексея Васильевича Виноградского, 1766–1819) интересна и поучительна для отечественной истории. Наше внимание к его личности было обусловлено тем, что в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике хранятся две его книги по русской истории. На изданиях – скромный книжный знак с надписью «Из библиотеки Августина Архиепископа Московскаго». Короткий миг, 53 года земной жизни преосвященного Августина, наполнен большим количеством свершенных им дел. Сначала были годы учебы в Перервинской семинарии, затем – в Московской Духовной академии. Все это время ему сопутствовал труд в овладении науками. Юноша усердно изучал российскую словесность. Но в школе он привык больше мыслить и писать по латыни, нежели по-русски. Его латинские стихи были признаны «золотыми». В этот же период Алексей Виноградский пробовал свои силы и в написании проповедей. Талантливый воспитанник был замечен митрополитом Платоном и до конца жизни иерарха русской церкви находился в его духовном окормлении. 16 января 1794 года Алексей Виноградский по благословению духовного наставника принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре. В монашеском чине наречен был Августином, именем одного из красноречивейших учителей церкви, вероятно, в честь Августина Аврелия , блаженного епископа Иппонского (353–430), память которого празднуется 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

15. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (ум. 258), - отец Церкви, принял христианство под влиянием Тертуллиана, управлял Церковью во время гонений на христиан. Его сочинения, посвященные главным образом устройству Церкви и принятию в общение отпавших от нее, проникнуты духом любви и кротости. Он же автор многочисленных апологетических и полемических сочинений; среди них: " Книги свидетельств против иудеев " (248), " О единстве Церкви " (251) и др. 16. Блаженный Августин, епископ Иппонийский (ум. 430), - отец Церкви, ученик свт. Амвросия Медиоланского. Автор многочисленных полемических и апологетических трактатов, направленных против ересей, расколов и язычества (известнейший из них - " О граде Божием " [ок. 413-426]). Наилучшим памятником его проповеднического дара и духовно-нравственных исканий является автобиографическая " Исповедь " (397-401). Сочинения блж. Августина пользовались огромным авторитетом на Западе, но " обладая логическим рассудком и обилием чувства, учитель Иппонский не владел, однако, в таком же обилии метафизическим умом; в сочинениях его много остроумия и мало оригинальности в мыслях, много логической строгости, но не много особенных возвышенных идей. [...] Самую высокую черту составляет в нем глубокое, искреннее благочестие, которым дышат все сочинения его " (Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение... Т.3. С.35). 17. Папа римский Николай I (ум. 867) поставлен на рим. престол в 858 г, утвердил верховную власть Рима в Западной Европе и стремился подчинить своему влиянию и Восточную Церковь. В 863 г. на поместном Римском соборе он отлучил от Церкви Константинопольского Патр. Фотия; в свою очередь на Поместном Константинопольском Соборе Патр. Фотий отлучил от общения папу Николая Первого. 18. Святая (Священная) Римская империя была основана герм. королем Отгоном I, включала в себя Германию, Австрию, Чехию, Швейцарию, Северную и Среднюю Италию, земли Бургундии, существовала с 962 г. по 1806 г. и окончательно была уничтожена в ходе наполеоновских войн. Между императорами и рим. папами постоянно происходила борьба за инвеституру - право назначения на церковные и государственные посты в империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

Вероятно, что они были учениками аввы Лазаря Мурманского и подвизались в XV веке, потому что на­зываются также пришедшими из Греции, как и Лазарь. Мощи их почивают под спудом в храме упраздненной обители 858 . Память святого блаженного Оптата, епископа Мелевитского Оптат, епископ в Нумидии, прославился деятельною борьбою с донатистами – во второй половине IV века. Он успешно опровергал их в своих сочинениях, о которых с уважением отзываются Иероним, Фульгенций, Августин, епископ Иппонский (память 15 июня), ставя­щий Оптата наравне со святыми Киприаном, Иларием и Амвросием. Оптат в своем сочинении против донатистов определительно раскры­вает понятие об истинной Церкви Христовой и доказывает, что «от­деляющиеся от Церкви напрасно мечтают о спасении» 859 . Память святителя Митрофана, патриарха Константинопольского Племянник императора Проба (ум. 282 г.), современник Констан­тина Великого. Управлял Церковью десять лет с 316 по 326 год. Во дни его происходил первый Вселенский Собор, на котором он не при­сутствовал по причине старости (ему было около восьмидесяти лет); вместо себя посылал туда пресвитеров своих (из коих один, Александр, был ему преемником). Имел дар прозорливости и за 10 дней предсказал свою кончину. Преподобного Мефодия, игумена Пешношского. (См. о нем —14—го июня). Память святых Марфы и Марии, сестер Лазаря четверодневного Кроме сведений о святых Марфе и Марии, изложенных в Еванге­лии, а именно: в Евангелии от Иоанна (11, 1–45; 12, 1–8); от Матфея (26, 6–13); от Марка (14, 3–9) – известно, что по вознесении Иису­са Христа на Небо, когда, по убиении архидиакона Стефана, наста­ло гонение на Церковь Иерусалимскую и святой Лазарь, быв изгнан из Иерусалима, проповедовал Христа в разных странах, то и сестры его, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата, помо­гали Лазарю в благовествовании Евангелия. Время и место их мирной кончины осталось неизвестным. День пятый. Память преподобного аввы Дорофея Жил в царствование Анастасия, Юстина и Иустиниана и скон­чался около 620 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Ночь прошла, а день приблизился: и так отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света. Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» ... ( Рим.13:12–14 ). С этой минуты совершилась благодатная перемена с сыном Моники, вымолившей у Бога спасение его, и печаль матери в радость обратилась... В 387 г. он принял крещение от св. Амвросия Медиоланского . По смерти матери, Августин роздал всё имение бедным, принял иночество и три года провёл в уединении и строгих подвигах. В 391 г. Валерий, епископ Иппонский, против его воли посвятил его в пресвитера, а в 395 г. настоял, чтобы Августин был посвящён в епископа – викария его. Подготовясь многой молитвой, Августин вступил в звание проповедника, устроил монастырь с строгими правилами общежития, предал всего себя служению вере: то писал против манихеев, то занимался изъяснением священного Писания. По смерти Валерия в продолжение 35-ти лет был деятельным пастырем Иппонским, и словами и писаниями боролся с еретиками; старался действовать на них любовью, но жестокости и даже злодеяния донатистов заставили его укрощать их и строгими мерами, не допуская однако же смертной казни». Мы не жалуемся на них, мы не гоним их, – говорил Августин, – и для нас будет весьма больно, если страдания (которым они подвергают) рабов Божиих будут отмщены воздаятельными казнями». В 411 году начал действовать и против ереси Пелагия, но в сочинениях своих не называл его по имени – ради того, «чтобы оскорблённый противник не сделался неизлечимее». С терпением великим и твёрдостью вёл борьбу с Пелагием, который то был осуждаем в Риме, то находил себе защиту и оправдание. Мирно скончался блаженный Августин 28-го августа 430 г., во время осады Иппона Вандалами. Оставил после себя множество сочинений, число которых по удостоверению ученика и жизнеописателя его Поссидия простирается до 1030.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В пастырском учительстве всегда есть особенная необходимость, так как без него все средства, предлагаемые Церковью для спасения человека, могут остаться бесполезными . Именно поэтому апостол Павел называет проповедничество своей необходимой обязанностью: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» ( 1Кор.9:16 ). Своим ближайшим ученикам апостолы заповедали совершать дело церковного учительства с большим усердием ( 1Тим.4:13 ), а на пастырское служение избирать мужей искусных, способных и других наставлять в здравом учении ( Тит.1:9 ). Примеру Христа Спасителя и апостолов следовали святые отцы и учители Церкви, ревностно подвизавшиеся на ниве проповеди Евангелия и учившие паству истинам веры и христианской жизни. Многие из них, такие как св. Григорий Богослов , св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Двоеслов, св. Амвросий Медиоланский , блаж. Иероним Стридонский , блаж. Августин Иппонский, кроме личного примера, оставили письменные наставления о необходимости усердного проповедания божественных истин. Так св. Григорий Богослов в одном из своих поучений называет проповедание слова Божия первой обязанностью епископа и пресвитера, а св. Иоанн Златоуст видит в этом весь смысл священства . Большой ответственности подлежит пастырь, нерадящий о проповедании слова Божия и не стремящийся к искоренению пороков и различных недостатков своей паствы. Он ответит пред Богом за всех пасомых, которые умрут в беззакониях по его вине. «Тот, кто поставлен к домостроительству слова, — учит св. Василий Великий , — если вознерадит о том, чтобы возвещать слово, будет, по написанному, осужден как убийца» . Наконец, проповедническое служение настолько органично и существенно связано с пастырством, что последнее не мыслимо без него. «Кто пастырь, тот должен быть и учителем, и в церквах не должен брать на себя пастырства тот, кто не может учить пасомых», — говорит блаженный Иероним . Канонические постановления Вселенской Церкви содержат юридическую формулировку святоотеческих наставлений об учительстве как безусловной обязанности, пастыря. Одно из правил св. апостолов гласит: «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людех и не учащий их благочестию да будет отлучен; аще же останется в сем нерадении, и лености, да будет извержен» (58 правило) . В 19 правиле 6 Вселенского (Трулльского) собора (692 г.) канонически устанавливается пастырская обязанность проповедания слова Божия. «Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, — говорится в правиле, — поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов Богоносных отцов» .

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010