Ровнер А. Третья культура. – СПб.: Медуза, 1996. С.181-201. Родников Н. Учение Блаженного Августина о взаимном отношении государства и церкви. – Казань, 1898. Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско-католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. С.43-49. Романов Л.Н. К вопросу о философских истоках музыкальной культуры раннего христианства//Музеи в атеистической пропаганде. – Л., 1988. Рубин А. Августин//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.  – Т. 1. Рудаков А.П. Краткая история христианской Церкви. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. С.75-79. Садовский Д. Блаженный Августин как проповедник: Историко-гомилитическое исследование. – Сергиев Посад, 1913. Сайкина Г.К. Человек в " Исповеди " Августина//Социальная философия как наука и учебная дисциплина: Современное видение. – Казань, 1994. Селиверстов В. Августин в русской интеллектуальной традиции//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).  Серафим (Роуз), иеромонах. Приношение православного американца. – М.: Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, Калифорния; Российское отделение Валаамского общества Америки, 2003. С.627-682. Серафим (Роуз). Вкус истинного православия. Блаженный Августин, еп. Иппонский//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).    Серафим (Роуз). Вкус истинного православия: Блаженный Августин, епископ Иппонский. М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1995. Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.55-59. Сидоренко А.К. Космология блаженного Августина//Историко-философский ежегодник. – Екатеринбург, 2002.

http://bogoslov.ru/person/2529560

Блаженный Августин, епископ Иппонский. Проповеди Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 От переводчика. Блаженный Августинепископ Иппонский, учитель Церкви. Родился в Африке, в городе Тагасте. Образование получил в Карфагене. Пройдя сложный путь духовного становления — одно время примыкал к манихеям, позднее его мировоззрение определяла философия неоплатонизма, — в 386 г. Августин под влиянием святителя Амвросия Медиоланского обратился в христианство и принял Святое Крещение в Медиолане накануне Пасхи 387 г. Вскоре умерла его мать Моника. Скорбь сына трогательно изливается в знаменитой “Исповеди”. Раздав все, что осталось от матери, Августин по возвращении в Тагаст ведет жизнь аскета. В 391 г. он посвящен в сан пресвитера, в 395 г. стал епископом. Умер блаженный Августин во время осады Иппона вандалами. Блаженного Августина высоко чтят все христианские исповедания. Им написано множество творений (по свидетельству его ученика Поссидия, около тысячи), из которых наиболее известны “О граде Божием”, “Исповедь”, “Христианская наука”. В то же время он был выдающимся проповедником. Если большинство его богословских трактатов было написаны по заранее определенному плану, то многие из проповедей явились результатом мгновенного вдохновения, духовного озарения, они — живое движение пастырского сердца. Блаженный Августин всегда стремился к тому, чтобы его проповеди были понятны и назидательны. Он говорил: “Пусть лучше меня порицают грамматики, чем не понимает народ”. Гомилетическое наследие Блаженного Августина традиционно относится к лучшим образцам латинского патристического красноречия. Проповедь 59. О Молитве Господней От переводчика . 59-я проповедь Блаженного Августина посвящена Молитве Господней. Это катехизическое поучение произнесено накануне Пасхи и обращено к оглашенным, ожидающим принятия Святого Крещения в день Светлого Христова Воскресения. I Вы прочли наизусть, во что должны веровать, вы услышали, чего должны просить в молитве. Так как невозможно было призвать Того, в Кого не уверовали, по слову апостола, “как призывать Того, в Кого не уверовали” (Рим 10:14) 1 , вы прежде выучили Символ, где содержится правило веры, одновременно краткое и великое: краткое по числу слов, драгоценное по весомости содержания. А молитва, которую вам сегодня было поручено запомнить и прочесть наизусть на восьмой день, как вы уже слышали при чтении Евангелия, Самим Господом была передана Его ученикам и от них дошла до нас, “ибо по всей земле проходит звук их” (Пс 18:5). II

http://pravmir.ru/blazhennyj-avgustin-ep...

Из догматических и догматико-полемических трудов Иеронима известны его сочинения против современных ему еретиков и переводы некоторых бесед Оригена и книги Дидима о Святом Духе. Но как богослов Иероним не имел большого влияния на последующее время. Он не был самобытным мыслителем. В своих богословских трудах он твердо держался церковной линии и всегда старался обосновывать свои взгляды на Священном Писании и церковном Предании. По красноречию и выразительности, по разнообразию стилистических форм Иеронима по праву называют «христианским Цицероном». Блаженный Августин, епископ Иппонский (354–430 гг.) Блаженный Августин , епископ Иппонский , родился в 354 году в Нумидийском городе Тагасте. Отец его Патриций был язычником, мать Моника – христианкой. Он получил хорошее образование сначала в родном городе, а затем в Карфагене. В самом раннем возрасте Августин от своей матери получил наставления в христианской вере. Но наставления эти не глубоко запали в его душу. В школе он стал с 16-летнего возраста вести порочную греховную жизнь. Благочестивая Моника приходила в ужас, видя гибель своего сына, и молила Бога о возвращении его на путь истины. Да и сам Августин среди удовольствий и пороков чувствовал упреки совести, и у него проявились порывы к духовным поискам, стремление найти истину. В ее поисках переходил он от одной философской школы к другой, но нигде не находил себе удовлетворения. Некоторое время увлекался ересью манихеев, находя в ней объяснение того дуализма, какой он переживал в собственной душе. В 383 году Августин покинул Карфаген и направился в Рим, откуда вскоре переехал в Медиолан (Милан). Став учителем красноречия в Медиолане, он из любопытства стал слушать проповеди Амвросия Медиоланского и увлекся ими. Благочестивая Моника воспользовалась таким настроением своего сына и стала убеждать его принять учение Христа. Однажды Августин услышал голос: «Возьми и читай». В руках Августина был Новый Завет , он открыл книгу и прочел первые попавшиеся слова: «...будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» ( Рим. 13:13 ), которые озарили его как упрек своему поведению. Так началось его перерождение. Приняв крещение в Медиолане, он вернулся на родину в Нумидию, где сначала был выбран пресвитером, а потом, в 395 году – епископом Иппонским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

B. Герье. Зодчие и подвижники «Божьего Царства». Ч. I-я. Блаженный Августин . Москва. 1910. Сборник статей, посвященных И. М. Гревсу по поводу 25-летия его учено-педагогической деятельности. С.-Петербург. 1911. (Г. П. Федотов. Письма бл. Августина (Classis prima), стр. 107–138. А. А. Тэнтэл. К вопросу об «обращении» бл. Августина. Стр. 411–429). П. Никольский. Письма о русском богословии. Вып. I-й. С.-Петербург. 1904. А. Остроумов. Синезий, еп. Птолемаидский. Москва. 1879. Проф. Л. И. Писарев . Учение блаж. Августина, Еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань. 1894. Проф. П. П. Пономарев. Преосвященный Епископ Сильвестр, как ученый богослов. Казань. 1909. Проф. Н. П. Родников. Учение блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и церковью. Казань. 1898. Прот. Д. Садовский. Блаженный Августин , как проповедник. (Историко-гомилетическое исследование). Серг. Посад. 1913. К. Скворцов. Бл. Августин , как психолог. Киев. 1870. И. Четвериков. О Боге, как личном Существе. (Богословско-философское исследование). Киев. 1903. Проф. А. П. Лебедев . История вселенских соборов. Вселенские соборы IV и V веков. Сергиев Посад. 1896. Проф. В. В. Болотов . Лекции по истории древней Церкви. (Посмертное издание под редакцией проф. А. И. Бриллиантова ). С.-Петербург. 1907–1913. Чч. I–III и ч. IV-я, ныне продолжающаяся печатанием при журнале «Христ. Чтен.» (нач. с 1913 г. Мес. Май). История церкви в период вселенских соборов. Отд. 3-й. История богословской мысли. Русская литература, имеющая некоторое отношение к специальному учению бл. Августина о Св. Духе 10 . Проф. А. И. Бриллиантов (помимо его диссертации об Иоанне Скоте Эригене): К вопросу о бенедиктинских изданиях творений св. отцов. Христ. Чтен. 1908 г., стр. 1365–1378. Его же. Труды проф. В. В. Болотова по вопросу о Filioque и полемика о его «Тезисах о Filioque» в русской литературе. (Предисловие к изданию трудов проф. В. В. Болотова по вопросу о Filioque). Христ. Чт. 1913 г. Мес. Апрель, стр. 431–457 и отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Блаженный Августин , еп. иппонийский, родился (354 г.) в нумидийском городе Тагасте. Отец его, Патриций, был язычник; но мать, Моника, была христианка, обратившая ко Христу и мужа своего. Августин учился в г. Мадавре и Карфагене, и здесь сколько успевал в науках, столько же предавался разврату и даже увлекся учением манихеев. Это крайне огорчало благочестивую Монику: она не осушала глаз от слез, беспрестанно получая известия о нравственном падении сына, и постоянно молила Бога об его обращении. Окончив образование, Августин стал преподавать красноречие сперва в Карфагене, а потом в Риме и Медиолане. Любя от души красноречие, и слыша, что св. Амвросий медиоланский красноречиво проповедует в церкви, он начал из любопытства посещать храм и слушать Амвросия, – и тут истина незаметно проникала в его сердце. В нем закипела сильная борьба. Он слышал в себе голос: встань, исправься, – и лениво отвечал на этот зов: сейчас, еще минуту, одну минуту... Такое сильное влияние имели на него страсти и мирские привычки! Моника, узнав об этой борьбе, еще усерднее стала молиться, и в тоже время слезно просила Амвросия уберечь для Бога сына ее. – Августин принялся за чтение посланий ап. Павла, и душа его то порывалась к небу, то опять влеклась к земле. Измученный внутренней борьбой, однажды он пошел в сад и тут предался уединенной молитве: когда же, говорил он самому себе, в какой день последует мое обращение? Завтра? Послезавтра?.. Почему-же не сей час? Вдруг послышался ему певучий детский голос, повторивший несколько раз: возьми, читай, возьми, читай! Августин поспешил домой, открыл книгу посланий св. Апостолов, – и вот что первое в ней встретилось его глазам: «не предавайтесь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастью, ни распутству, ни ссорам, ни зависти, и попечений о плоти не простирайте до похоти» ( Римл. 13, 13. 14 ). С этой минуты с Августином произошла решительная перемена. Он крестился (387 г.) и сошел навсегда с кафедры словесности. Для Моники теперь исполнились слова одного святителя: «Быть не может, чтобы сын стольких слез матери мог погибнуть». Увидя обращение сына, она вскоре скончалась; а Августин, возвратившись на родину, продал имение, деньги роздал бедным, и, постригшись в монашество, три года провел в совершенном уединении. – Затем иппонский епископ Валерий рукоположил (391 г.) его в пресвитера, и вскоре Августин сделался его преемником, и в продолжение 35 лет был самым деятельным пастырем. Он ревностно боролся с донатистами, манихеями и пелагианами. Когда вандалы осадили Иппон,Августин молил Бога или избавить город от врагов, или его взять из этой жизни, – и Господь взял его к себе (430 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Воспоем Богу песнь любви/Пер.  с лат.: П. Сахаров//Истина и жизнь. – М., 1992. -   Время из бдений бл. Августин/Пер. с лат.: С.Скворцов; О Троице (Кн.1)/Пер. с лат.: М.Сергеенко; Исповедь [Фрагменты]/Пер. с лат.: С.Скворцов//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Избранные проповеди/Пер. с лат.:  Д.Садовский. – Сергиев Пасад, 1913. Исповедь/Пер.  с лат. и прим.: М.Е.Сергеенко//Богословские труды. – М., 1978. – Сб. 19. Исповедь//Психология памяти: Учеб. пособие для вузов: [Хрестоматия]/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 3-е изд. - М. : ЧеРо ; М. : МПСИ, 2002. - С.14-27 Исповедь//Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий – М.: Республика, 1990. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского/Изд. подгот. Столя­ров А.А. -  М.: Ренессанс, 1991. (Па­мятники религиозно-философской мысли. Вып. 1: Западная патристика). Исповедь. – М.: Гендальф, 1993. Исповедь. – М.: Канон+, 1995. Исповедь: Кн. Х//Одиссей-1989. – М.: Наука, 1989. Новая песнь//Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.  О благодати и свободном произволении/Пер. с лат.: О.Е. Нестерова//Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987.  О граде Божьем в 22-х книгах. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 1-4. (Репринт 1906 г.). О книге Бытия, против манихеев/Пер. с лат.: прот. А.Сидоренко и Е. Тельминый//Альфа и Омега. – М., 2004. – 1 (39).  О свободе воли: Кн. 2/Пер. с лат. и прим.: М.Ермакова//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1. О символе веры/Пер. под ред. А. Фокина//Альфа и Омега. – М., 2002. – 3 (33). О супружестве и похоти: (Главы из трактата)//Кризис цивилизации? – М., 1991. – Вып. 2. О Троице: (Книга I)//Богословские труды. – М., 1988. – Сб. 29.

http://bogoslov.ru/person/2529560

В свое время, в борьбе с донатистами, манихеями и пелагианами, особенно много, потрудился блаженный Августин : он оставил против первых до 10 особых сочинений, против вторых – до 14, опровергая манихейство, тем с большею ревностью и успехом, что некоторое время сам держался его заблуждений, против третьих – до 14 сочинений. Но, в споре с Пелагием, Августин сам, несколько, уклонился от истины Православия, когда без меры преувеличил повреждение и бессилие человеческой природы в делании добра, усилил воздействие благодати Божией на человека в ущерб его свободной воле (непреодолимая благодать) и допустил, едва ли, не безусловное предопределение одних к вечному блаженству, других – к вечному мучению. (Следует отметить, что этого недостатка сумел избежать его славный современник и сотрудник в обличении тех же пелагиан, пресвитер и подвижник, блаженный Иероним Стридонский (в Далмации ум. 420 г.), сочинения которого переведены и изданы в 9-ти томах в «Трудах Киевской Духовной Академии»). Если, впоследствии, пелагианское начало отразилось на римско-католической системе, то противоположное ему начало (так называемый, августинизм), со всеми своими крайними выводами, пронизало учение протестантов и, особенно, реформатов. Тем не менее, блаженный Августин , епископ Иппонский (в Нумидии, ум. 430 г.), был одним из знаменитейших архипастырей, богатейших по наследию писателей и, назидательнейших проповедников Западной Церкви. Удивительным образом совмещая в себе глубокое, живое и обильное чувство, и самый утонченный и логический рассудок, он создал собственную, самостоятельную систему латинского богословия, дав ему в своих писаниях направление и твердую опору, на многие последующие века. Вообще, блаженный Августин имел огромное влияние на умственное развитие Запада. Из его сочинений, особенно замечательна «Христианская наука» (в 4-х книгах), первый и прекрасный опыт священной герменевтики и, вместе, церковной гомилетики, изданная в русском переводе в Киеве еще в 1835 г. О ереси Нестория

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Что совершили св. Афанасий, Василий и Григорий на востоке, то сделал на западе епископ Медиоланский св. Амвросий (праздн. 7 декабря). Он был отцом и другом всех несчастных и угнетенных, красноречивым проповедником и бдительным стражем своей паствы. Его несокрушимая твердость была причиной падения арианства во всей Италии. Блаженный Августин В Африке ратоборствовал за православие в начале 5-го века иппонский епископ блаженный Августин , именно против ереси Пелагия, который учил, что человек в начале сотворен от Бога смертным и что люди прародительского греха не имеют. Св. Августин в юности был поведения зазорного, но, сохраняя в сердце семена добра, посеянные его матерью, он обратился на путь спасения, был избран в епископы и сделался великим учителем Церкви. Он в своих сочинениях опроверг ересь Пелагия. Иоанн Златоуст Христианская Церковь , со времени Константина сделавшись господствующей в Римской Империи, произвела благое влияние на нравы и жизнь народа. Но впоследствии, когда закон постановил, чтобы все подданные императора были христианами, в Церкви Христовой появилось множество таких людей, которые были христианами только по названию, а в сущности жили нередко хуже язычников. Против такой порчи нравов возвышали голос все лучшие пастыри того времени, и особенно св. Иоанн Златоуст . Этот святой муж еще пресвитером был известен не только своим красноречием, за которое получил название Златоуста, но также благочестием и строгой жизнью. Сделавшись констант. епископом, он с особенной ревностью стал преследовать языческую жизнь христиан. Он не щадил и сильных мира, обличал всенародно их пороки и указывал, что без любви к чистой жизни и без милостыни нет христианства. На беседы его стекались огромные толпы народа, который сильно полюбил своего святого архипастыря. Но ни святость жизни, ни любовь народная не спасли его от злобы и клеветы завистников и порочных людей: он дважды был изгоняем из столицы и умер в ссылке в 407 году. Память его празднуется янв. 27 и 30, сент. 14 и нояб. 13. Пять последних Вселенских Соборов

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Св. Амвросий, архиепископ Медиоланский († 397). Великий учитель Западной церкви, церковный и политический деятель, писатель, гимнограф. Прп. Марк Подвижник (IV в.). Ученик св. Иоанна Златоуста . Подвизался в Египте. Писал духовно-аскетические сочинения. Прп. Исидор Пелусиот († 436). Ученик св. Иоанна Златоуста . Родился в Александрии и подвизался в Египте. В его письмах содержится много толкований на различные места Писания. Блаженный Августин , епископ Иппонский (354 – 430 гг.). Величайший святой отец Западной церкви. Чрезвычайно плодовитый богосло, толкователь Св. Писания. Толкуя Писание, блаж. Августин использовал все известные в его время методы экзегезы. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435). Западный подвижник и богослов, по духу и образованию принадлежал Востоку. Слушал проповеди Иоанна Златоуста . Писал наставления для подвизающихся в монашестве. Прп. Исихий Иерусалимский († 432). Ученик св. Григорий Богослова , палестинский подвижник. Толковал Св. Писание. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский († 444). Великий учитель. Церковный деятель первой половины V века. Догматист и экзегет. Истолковал почти всё Св. Писание. Боролся с несторианской ересью. Блаженный Диадох, епископ Фотики и Иллирийской (вторая половина V в.). Известен словами подвижническими о жизни духовной. Стефан Фиваидский, время его жизни и подвижничества относят к V веку. Прп. Иоанн Лествичник , игумен Синайский (483 – 563 гг.). Подвизался в Синайском монастыре, знаменит своим непревзодённым сочинением «Лествица», в котором излагает путь духовного восхождения человека в виде тридцати ступеней (добродетелей) по числу лет Спасителя. Прп. Максим Исповедник , монах († 662). Крупный византийский богослов, излагавший христианское догматическое и нравственное учение в системе эллинистического мышления. Учитель церкви, противоставший монофелитской ереси. Прп. Исаак Сирин , епископ Ниневийский (VII в.). Подвижник, глубокий учитель духовно-созерцательной жизни, мистик. Описывал духовные состояния, о которых другие отцы обычно ничего не писали. Писал на сирийском языке. Некоторые исследователи полагают, что он был несторианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

– М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. I. Александр Мень. Свет во тьме светит (Проповеди). – М.: АО " Вита-Центр, 1991. Алексий Сидоренко. О влиянии философских концепций на космологию Блаженного//Проблемы истории и филологии. - Тобольск : Б. и., 2001. - С.49-52 Альбрехт М. фон. История римской литературы. От Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпох/Пер. с нем. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2005. – Т. III. – С. 1805 – 1852. Альбрехт М. фон. К пониманию музыки в Confessiones Августина//Древний мир и мы: Альманах. – СПб., 1997. – 1. Амвросий (Полянский), еп. Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина «О Граде Божием». – Тверь: Булат, 2003. (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви). Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику/Пер. с франц. – М., 1994. С.198-208. Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека/Пер. с англ. – Б.м.: София, 2000. Аничков Е. Очерк развития эстетических учений //Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков, 1915. – Т. 6. – Вып. 1. Аничков Е. Эстетика и христианство//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.  Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах./Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО " Аспект Пресс " , 1994.  – Т. 1. Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. (Мировая философия). Антоний (Мельников), митрополит. Блаженный Августин как катехизатор//Богословские труды. – М., 1976. – Сб. 15. Антонова Е.В. Августин//Философский словарь. – М.: Республика, 2001.  Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия.

http://bogoslov.ru/person/2529560

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010