181). 152 Denzinger. Ritus orientalium. I, 185. Интересно отметить, что в обряднике патриарха Александрийского Гавриила лампада с елеем при совершении таинства помещалась перед образом блаженнейшей и святейшей Марии и подле нее евангелие и крест. Ibid. 11, 483. 167 Но на такой позиции, соответствовавшей первоначальному положению дела, возжжение светилен не удержалось.. Когда в чинах елеосвящения прочно утвердились чтения из апостола и евангелия, возжжение светилен стало твердо приурочиваться к этим чтениям. 172 Софийская библиотека. 1063, 1065, 1070, 1096. Публичная библиотека (собрания Погодина). 308. Библиотека Академии наук. 16.7.27. 173 С возжжением светилен и в славянских чинах св. елея наблюдается та же история, что и в греческих, т.е. вместо возжжения их на освящении елея утвердилась практика зажжения их на чтениях из апостола и евангелия. 174 Так говорит о практике древних христиан греков Теодульф, архиеп. Орлеанский. Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. 1, 845–7. 179 В рукописях Софийской библиотеки 1054 (л. 1), Московской Синодальной библиотеки 373 (л. 83), Порф. Успенск. (Публичной) библиотеки 582 и др. 180 В рукописях Софийской библиотеки 841, 1063, 1067, 1070, 1093, Публичной библиотеки из собраний Погодина 308, библиотеки Академии наук 21.2.1, 33.4.11 и др. 184 Из венецианского издания евхология 16 в. нам известны издания 1558 и 1564 гг. с таким замечанием. 185 Рукописи Софийской библиотеки 1053 и 1054 (л. 1), Московской Синодальной библиотеки 373 (л. 89 об.). 197 Ordo ex ms. Pontificali Anglicano monasterii Gemmeticensis, annorum circiter 900. Ordo ex ms. Pontificali Prudentii episcopi, qui ante annos 850. Ordo ex antiquo libro Sacramentorum insignis ecclesiae S. Gatiani Turonensis ante annos 800 scripto. Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. 1, 841, 847, 851. 200 Не стоит ли употребление пшеницы и даже, вина в таинстве елеосвящения в зависимости от освящения пшеницы, вина и елея на праздничной утрени? Освящение елея в 10–13 вв. иногда также совершалось за утреней и для таинства елеосвящения и даже, вполне возможно, одновременно и для сакраментального и для общего употребления. Не повлекло ли это обстоятельство того, что когда вместе с елеем стали освящаться за утреней пшеница и вино, то последние вещества стали присоединяться к елею и в том случае, когда освящение его совершалось для таинства? Вино в этом случае могло примешиваться к елею, а пшеница служить подставкой для лампады. 201 Ordo ex ms. Pontificali insignis ecclesiae Salisburgensis, annorum 600. Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. 1, 902. Читать далее Источник: К истории православного богослужения : Ист.-литург. и археол. исслед. о чине таинства елеосвящения : С 4 прил. древнеславян. ред. чина елеосвящения/Иеромонах Венедикт (Алентов). - Киев : Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва папы Римского, 2004. - 616, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

13 декабря 1712 г. Самуил из Рахити писал патриарху Хрисанфу, что он согласен на предложенное Косьмою условие, тем более, что христиане Каира обещали произвести необходимый для этого денежный заем, но необходимо, чтобы обязательство Косьмы было заявлено письменно и обеспечено в своем осуществлении, так как его действия причиняют большой соблазн и много вредят престолу. Однако почти весь 1713 г. прошел в заботах и хлопотах о таком займе, пока в октябре этого года покровитель Косьмы, патриарх Кирилл IV, не отказался от вселенского престола. 7 ноября 1713 г. константинопольским патриархом был избран Киприан II, который в январе следующего года оправдал Самуила и объявил состоявшееся при Кирилле IV извержение его из сана неосновательным и совершенно антиканоническим. Это постановление послужило залогом дальнейшего мира в пределах Александрийской церкви, как это видно из писем патриарха Самуила, отправленных блаженнейшему патриарху Хрисанфу 263 . В марте 1713 г. Самуил получил от султана новый берат, который окончательно и упрочил его на александрийском престоле 264 . Косьма же 7 марта 1714 г. был избран на константинопольский патриарший престол 265 . Будучи вселенским патриархом, он обнаружил большое благородство характера и незлопамятность в отношении к Самуилу Капаисули, вступив с ним в обычное каноническое общение и с большою предупредительностью оказывал ему внимание, когда Самуил в конце 1714 г. приехал в Константинополь 266 267 . И. Соколов 3 Историк сообщает, что «первое» патриаршество Косьмы в Александрии продолжалось пять лет (Τ μετ τν λωσιν, σ. 264, 277–278), но точно не определяет, на какие именно годы падает это патриаршество Косьмы. А на основании имеющихся в его труде хронологических данных, очень спутанных и сбивчивых, невозможно с определенностью и вообще установить дату «первого» патриаршества Косьмы в Александрии. По нашему же мнению, раскрытому выше, патриаршество Косьмы в Александрии было в действительности только одно, именно в 1723–1737 годах. Что касается «перваго» патриаршества Косьмы, которое историк Ипсиланти различает от второго, оно, по справедливому определению одного греческого писателя, было «разбойническим», так как Косьма занял александрийский престол при жизни законного патриарха, – поэтому, как не каноническое, не может признаваться самостоятельным церковно-историческим актом и заслуживать наименования «первого патриаршества» (Μαθς, Κατλογος ιστορικς τν πρτων πισκπων κα τν ’εθεξς πατριρχν τς ’εν Κωνσταντινονπλει ’Αγας και Μεγλης το Χρστο Εκκλησας, σ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

   Феодор, почтеннейший епископ трипольский, в первой Финикии приморской, сказал: «послание святейшего и благочестивейшего епископа Льва, согласно с правою и апостольскою верою, изложенною блаженнейшими и святейшими отцами, собиравшимися в Никее, и также 150-ю, собиравшимися в царствующем Константинополе — новом Риме, и с посланием блаженнейшего Кирилла, бывшего епископа александрийского, объявленным в Ефесе».    Апрагмоний, почтеннейший епископ тиосский, сказал: «я не вижу никакого различия между изложениями святейших отцов — 318-ти, собиравшихся в Никее, и 150-ти; но я знаю также, что с ними согласны послания блаженного Кирилла и святейшего и боголюбезнейшего Льва папы римского».    Коссиний, почтеннейший епископ иерокесарийский, в Лидии, сказал: «послание отца нашего и папы Льва согласно с 318-ю отцов наших, бывших в Никее, (также как) и первое деяние блаженного отца нашего Кирилла, бывшее в Ефесе, против Нестория, и (деяние) 150-ти, собиравшихся в благополучном (городе) Константинополе — новом Риме. По ним мы веруем и учим».    Евлогий, почтеннейший епископ филадельфийский, в Аравии, сказал: «я верую так, как изложили 318 святых отцов и собиравшиеся в царствующем городе, и как содержится в послании святейшего отца нашего Кирилла и в послании боголюбезнейшего архиепископа Льва; потому что они согласны с 318-ю; и я подписал его».    Епифаний, почтеннейший епископ кестрский, в Сирии, сказал: «послание святейшего архиепископа и отца нашего Льва не содержит в себе ничего меньшего (против) изложения, составленного 318-ю святыми отцами в Никее, и послания, написанного блаженной памяти Кириллом к бывшим в Ефесе, и 150-ти святых отцов, собиравшихся в благополучном Константинополе — новом Риме, и я подписал его».    Андрей, почтеннейший епископ сагарский, в Лидии, сказал: «я нахожу, что послание отца нашего папы Льва не содержит в себе никакой отмены от веры, изложенной 318-ю отцами, и от послания блаженного отца нашего Кирилла, и от деяний, составленных 150-ю отцами в славном Константинополе — новом Риме. По нему мы веруем и учим; и я подписал его».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4151...

С своей стороны и наше правительство считало себя нравственно обязанным хлопотать о возвращении патриарших престолов Паисию и Макарию не только пред турецким правительством, но и пред константинопольским патриархом. В этих видах государем написана была, от 11-го августа 1668 года, особая грамота к константинопольскому патриарху Мефодию, в которой он заявляет, что александрийский патриарх Паисий прибыл в Москву «не ради некоих временных вещей и суетных, ниже собрания ради тленного имения, но умирения ради некоих церковных вин, такового ангелоподобного мужа требовавших исправления», что вознамерившись теперь возвратиться на свою кафедру «престола его архиерейского в восприятии боголюбезныя твоего преблаженства помощи и братского утешения требует», так как стало известно, что во время отсутствия Паисия его кафедру занял самовластно некий архиерей, «забыв страх Архиерея превышнего и суд страшный, по делом комуждо воздающий». Царь просит Мефодия: «желаем убо, отче всеблаженнейший, да по священных правил определениям, вышеимянованному архиерею кир Паисию престола его восприятие руководствуеши, и в прочих его святых требованиях, яко лепо нам христианом, помоществуеши, ведый оного мужа священнолепного и многотрудного между великих государств не враждотворца, но миротворца быти, тщащася присно о спасении душ человеческих... Усугубляем предложение, якоже лепо пречестному блаженству вашему: помоществуй святейшему оному кир Паисию, мужу многих похвал достойному, но и блаженнейшему оному и всесвятейшему кир Макарию, Божия града Антиохии и всего востока патриарху, иже по святых своих трудех из нашея державы в 6 день июня настоящего лета к восприятию высокостепенного си престола Божиею помощию пути вдадеся, идеже мощно и лено преблаженства твоего вспоможение да сотвориши» 238 . Но посылкой грамоты только к патриарху константинопольскому государь не ограничился, а от своего имени написал еще грамоту к тому патриарху александрийскому Иоакиму, который занял было престол уехавшего в Москву Паисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Я получил тогда письмо блаженнейшего отца Афанасия, епископа Александрийского, которое и теперь имею в своих руках и которое готов показать всякому желающему. В нем он ясно обьявлял (φανερς διηγρευσεν) что, если кто пожелает отстать от арианской ереси и исповедует никейскую Веру, того принимать, не входя о нем ни в какие дальнейшие рассуждения, и уведомлял меня, что это правило (τοτου το δγματος) приняли все епископы Македонии и Ахаии. Я счел необходимым повиноваться такому мужу, положившись на достоверность законодателей, а с тем вместе желая заслужить награду миротворца, и принимал исповедавших никейскую Веру в общение. Но не по одному, или другому какому-нибудь, случаю надобно судить обо мне» 77 , и т. д. – Итак ни в Александрии, ни в Кесарии, не знали еще сначала о том, что между принимавшими никейскую Веру были духоборцы. Напротив несомненно, что это знал тогда св. Мелетий; а, следовательно, можно думать, что и рассматриваемое нами прибавление к символу в первый раз могло быть принято вследствие определения Антиохийского собора 383-го года, на котором многие арианские епископы под его председательством решили перейти в правосливие. Приводя послание этого собора с подписями епископов из Савинова сборника соборных деяний, Сократ Схоластик в другом месте своей Церковной Истории пишет: «Когда же некоторые спрашивали македониан: почему вы отделяетесь от акакиан», то есть, от аномеев, «если доселе имели с ними общение, как с вашими единомышленниками; то они через Софрония, епископа помпейопольского, отвечали: «западные страдают единосущием, а на востоке исказил веру Аэций, введши аномейство... По нашему мнению, к святой истине надобно идти средним между ними путем»... По сказанию Савина в сборнике соборных деяний, так отвечали македониане на вопрос чрез Софрония» 78 . Мы позволяем себе думать, что так как Македоний, Елевзий, Софроний и все, называвшиеся именем македониан, имели постоянное сношение с той частью епископов, из которых многие под влиянием св. Мелетия приняли православие 79 ; то и этот вопрос дан был им св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

Начался визит в Россию Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II 20 января 2012 г. 18:00 20 января 2012 года Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II прибыл в Москву с визитом. Блаженнейшего Владыку сопровождают генеральный секретарь Священного Синода Александрийского Патриархата архимандрит Пантелеимон (Арафимос) и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев). В столичном аэропорту Домодедово Предстоятеля Александрийской Православной Церкви встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , представитель Александрийского Патриархата при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий, архиепископ Истринский Арсений , духовенство Москвы. В числе встречающих также были Чрезвычайный и Полномочный Посол Арабской Республики Египет Алаа Эльхадиди, Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в Российской Федерации М. Спинеллис, президент Международного фонда единства православных народов (МФЕПН) В.А. Алексеев . Решением МФЕПН в 2011 году Предстоятелю Александрийской Православной Церкви была присуждена премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества», которая будет вручена 21 января нынешнего года на торжественной церемонии в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя . На встрече в аэропорту митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, приветствуя Блаженнейшего Патриарха Феодора, подчеркнул значение его трудов на благо укрепления межправославных отношений. В ответном слове Предстоятель Александрийской Православной Церкви выразил радость от прибытия в столицу Российской Федерации, упомянув, что впервые посетил Москву двадцать восемь лет назад. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1968386.ht...

Завершился официальный визит Патриарха Александрийского Феодора II в пределы Русской Православной Церкви 16 октября 2007 г. 20:20 16 октября завершилось пребывание Предстоятеля Александрийской Православной Церкви на Украине. В аэропорту «Борисполь» Блаженнейшего Феодора II, Папу и Патриарха Александрийского и всея Африки , провожали митрополит Киевский и всея Украины Владимир , управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан , чрезвычайный и полномочный посол Греции на Украине Харалампос Димитриу и другие официальные лица, сообщает сайт «Украина Православная» . Прощаясь, Александрийский Патриарх поблагодарил Блаженнейшего митрополита Владимира за радостную возможность посетить Украинскую Православную Церковь, ее святыни, вместе молиться, служить и свидетельствовать об Истине. Он благословил провожавших и пожелал помощи Божией Украине, ее Церкви и народу. Затем самолет с делегацией Александрийской Православной Церкви взял курс на Москву. В московском аэропорту «Домодедово» состоялась встреча Блаженнейшего Патриарха Феодора с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом . Участники встречи обсудили итоги десятидневного визита Предстоятеля Александрийской Церкви в пределы Русской Православной Церкви. В этот же день делегация Александрийского Патриархата вылетела рейсом в Египет. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/309812.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010