Обратиться с подобными вопросами именно к александрийскому, а не другому какому-либо патриарху, побуждало кн. Лобанова-Ростовского главным образом то соображение, что пример александрийского патриарха, если бы он оказался склонным к некоторым уступкам в пользу униатов, мог бы благотворно подействовать и на других его собратов, между прочим, и на антиохийского патриарха, так что представитель униатов, викарий Гавриил Джибара, имевший прибыть в Константинополь для переговоров по этому делу, не встретил бы уже тех непреодолимых затруднений к воссоединению униатов с православною церковью, какие дотоле препятствовали исполнению этого благочестивого дела. Надежды нашего посланника в Константинополе на александрийского патриарха вполне оправдались. Блаженнейший Калинник, в беседе с Аргиропуло, выразил свою полную готовность даровать униатам все уступки, совместные с достоинством церкви и неприкосновенностью ее догматического учения. При этом патриарх Калинник напомнил о том, что он, еще в бытность свою в Египте, заботился о возможном облегчении участи гонимых мельхитов и не без успеха ходатайствовал пред французским генеральным консулом Собатье о прекращении насильственных мер, к которым западные агенты в Александрии прибегали для побуждения униатов к принятию нового (разумеется, григорианского) календаря. Выразив, таким образом, свое полное сочувствие желанию униатов воссоединиться с православною церковью, патриарх Калинник высказался далее в том смысле, что вопрос об условиях принятия униатов в лоно православной церкви может быть окончательно решен только вселенскою патриархиею. Сущность воззрения самого блаженнейшего Калинника на этот предмет заключалась в следующем. Когда представители сирийских и египетских униатов прибудут в Константинополь и предъявят полномочия от своего народа на искреннее и совершенное воссоединение с православною церковью, без всякого упоминания о независимой мельхитской церкви, то восточные патриархи должны будут прибегнуть к посредничеству русской императорской миссии для довершения этого благого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Эта грамота с уверением, что причина громадного долга патриархии – тяжелые турецкие поборы и подати, которые разоренные неудачною войною турки налагают теперь на патриархов, и что в разорении патриархий косвенно виноват даже русский царь, военные успехи которого побудили турок возненавидеть подчиненных им христиан, как единоверных царю; эта грамота, написанная непосредственно после того, что писали о беспорядках в патриархии разные лица и сам Иоанникий, является прекрасным образчиком тех бесцеремонных отношений, какие дозволяли себе восточные патриархи в своих сношениях с Москвою. Понятно, что очень невысокое представление о личных качествах Константинопольских патриархов должно было составиться у русских на основании тех известий, которые доходили до них о происходящем в Константинопольской Патриархии. Из донесений как самих патриархов, так и разных агентов московское правительство не только узнавало о том, что в Константинопольской Патриархии царят подкупы, интриги и всевозможные неправды, но что там для уничтожения своего соперника практикуются и убийства и что некоторые патриархи действительно потеряли жизнь из-за происков других патриархов, их соперников. Так, патриарх Иерусалимский Феофан сообщал в Москву, что патриарха Кирилла Лукариса убили из-за наветов его соперника, нового Константинопольского патриарха Кирилла Веррийского. В 1640 году иверский старец сообщал в Москве, что в мутьянской земле не стало Александрийского патриарха Митрофана, а каким образом случилась ему смерть, того он подлинно не ведает, но в мутьянской земле всякие люди говорят, что его окормили отравою по повелению Кирилла, нового патриарха Цареградского. То же самое подтвердил и черный критский священник Феофан, в это же время прибывший в Москву. Он заявил, что Веррийский потому отравил Александрийского патриарха, что его хотели сделать на место Кирилла Цареградским патриархом, а что Митрофан доподлинно отравлен, это говорил ему, Феофану, доктор мутьянского воеводы. В 1643 году патриарх Парфений Старший писал в Москву, что Кирилл «убил блаженнейшего того старого патриарха Кирилла» 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Патриархи хотели послать Мелетия к царю с каким-то тайным поручением, и чтобы дела, для которых они призывались, были приготовлены до прибытия их в Москву, на что они и спрашивали разрешения. Между прочим, они были очень обрадованы царским приказанием, чтобы, для поспешения их приезда в Москву, им следовать от Саратова сухим путем. Но патриархи озабочены были своими делами, – они оставили патриаршие престолы без разрешения турецкого правительства и теперь не знали, что делается в их патриаршествах 268 . 4 Августа к патриархам, для нахождения при них в качестве приставов, посланы были полуголовы московских стрельцов Борис Пазухин и Лука Изъединов, а подьячий Порфирий Оловеников послан с денежною казною на расходы для патриархов; к Мелетию послана царская грамота с милостивым словом и похвалою за его труды, нужду и утеснение, которые он перенес в пути, за что назван в грамоте многострадальным и сказано опять, чтобы он патриархов обнадеживал царскою милостью; также и к патриархам посланы царем грамоты с выражением радости по случаю благополучного приближения их к Москве и с уведомлением о получении от них грамоты, писанной из Астрахани, – «Ныне, яко предпутие возжеленного зрения – писал Алексей Михайлович к антиохийскому патриарху – честнейшия твея святыни епистолию любезно прияхом и духовным рачением, яко доброплодного корене благоуханную ветвь, целовахом царски, пред Царем царей Вседержителем Богом веселящеся, яко возжеленное нашей державе пречестнейшее вашея святыни здравие слышахом, мысленно вашу пастырскую и во истину святую главу лобызающе, отче любезне, блаженнейшего вашего и ангелоподобного архиерейства духовные перси целующе и твердостному твоему подвигу светолепно трудолюбствующу удивляемся 269 ». Также и к александрийскому: «Кто бо толикого долгошествия доброподвижную святыни твоея добродетель исчести возможет? ... Кто многоглаголивых многое поношение и тоежде частое от безумных людей святыни твоей правды ищущей нанесенное извествовати смеет? Апостольским бо священным стопам, священне последствуя, толик путь шествовати изволил еси, ведый яко много труждающимся многое от Бога мздовоздаяние имеется, его же да сподобит Вышний Законоположник и Подвигоположник, яко вселенского судию и пастыря бодрого и мудрого и святых чести достойного 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Со своей стороны, и наше правительство считало себя нравственно обязанным хлопотать о возвращении патриарших престолов Паисию и Макарию не только перед турецким правительством, но и перед константинопольским патриархом. В этих видах государем написана была от 11 августа 1668 года особая грамота к константинопольскому патриарху Мефодию, в которой он заявляет, что александрийский патриарх Паисий прибыл в Москву «не ради некоих временных вещей и суетных, ниже собрания ради тленнаго имения, но умирения ради некоих церковных вин, таковаго ангелоподобнаго мужа требовавших исправления», что, вознамерившись теперь возвратиться на свою кафедру, «престола его архиерейскаго в восприятии боголюбезныя твоего преблаженства помощи и братскаго утешения требует», так как стало известно, что во время отсутствия Паисия его кафедру занял самовластно некий архиерей, «забыв страх Архиерея превышняго и суд страшный, по делом комуждо воздающий». Царь просит Мефодия: «желаем убо, отче всеблаженнейший, да по священных правил определениям, вышеимянованному архиерею кир Паисию престола его восприятие руководствуеши, и в прочих его святых требованиях, яко лепо нам христианом, помоществуеши, ведый онаго мужа священнолепнаго и многотруднаго между великих государств не враждотворца, но миротворца быти, тщашася присно о спасении душ человеческих… Усугубляем предложение, якоже лепо пречестному блаженству вашему: помоществуй святейшему оному кир Паисию, мужу многих похвал достойному, но и блаженнейшему оному и всесвятейшему кир Макарию, Божия града Антиохии и всего востока патри- —87— арху, иже по святых своих трудех из нашея державы в 6 день июня настоящаго лета к восприятию высокостепеннаго си престола Божиею помощию пути вдадеся, идеже мощно и лепо преблаженства твоего вспоможение да сотвориши». 2275 Но только лишь посылкой грамоты к патриарху Константинопольскому государь не ограничился, а от своего имени написал еще грамоту к тому патриарху александрийскому Иоакиму, который занял было престол уехавшего в Москву Паисия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Народ Аминь. Священник Мир всем. Народ И духу твоему. Диакон Молитесь о царе. Народ Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Священник же молится: Владыка Господи Боже, Отец Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, молимся и просим Тебя, сохрани царя нашего в мире, и мужестве, и правде. Покори ему, Боже, вся­кого врага и противника; возьми оружие и щит и восстань на помощь ему (см. Пс. 34, 2 ). Даруй ему, Боже, победы, чтобы нам иметь мирные помыслы, и для святого имени Твоего, чтобы и нам в тишине дней его проводить тихую и спокойную жизнь, во всяком благочестии и честности, благодатью, и щедротами, и человеколюбием Единородного Твоего Сына, – гласно, – через Которого и с Которым Тебе слава и держава, с Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Народ Аминь. Священник Мир всем. Народ И духу твоему. Диакон Молитесь о папе 872 и епископе. Народ Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Священник Владыка Господи Боже, Вседержитель, Отец Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, молимся и просим Тебя, Человеколюбивый, Благий, сохранить 873 святейшего и блаженнейшего архиерея нашего папу (имярек) и преподобнейшего епископа (имярек). Сохрани нам их на многие годы в мире, исполняющими вверенное Тобой святое первосвященство по святой и блаженной воле Твоей, верно преподающими слово истины, со всеми православными епископами, пресвитерами, диаконами, иподиаконами, чтецами, певцами и мирянами, со всею полнотой Святой и Единой Соборной Церкви, даруя им мир, и здоровье, и спасение. Молитвы же их, которые они совершают о нас и мы о них, прими, Господи, на святой и небесный и мысленный жертвенник Твой. А всякого врага Святой Церкви Твоей покори под ноги их скоро, благодатью, и щедротами, и человеколюбием Единородного Твоего Сына, – гласно, – через Которого и с Которым Тебе слава и держава, со Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Народ Аминь. Священник Мир всем. Народ И духу твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Со своей стороны, и наше правительство считало себя нравственно обязанным хлопотать о возвращении патриарших престолов Паисию и Макарию не только перед турецким правительством, но и перед Константинопольским патриархом. В этих видах государем написана была от 11 августа 1668 года особая грамота к Константинопольскому патриарху Мефодию, в которой он заявляет, что Александрийский патриарх Паисий прибыл в Москву «не ради некоих временных вещей и суетных, ниже собрания ради тленнаго имения, но умирения ради некоих церковных вин, таковаго ангелоподобнаго мужа требовавших исправления», что, вознамерившись теперь возвратиться на свою кафедру, «престола его архиерейскаго в восприятии боголюбезныя твоего преблаженства помощи и братскаго утешения требует», так как стало известно, что во время отсутствия Паисия его кафедру занял самовластно некий архиерей, «забыв страх Архиерея превышняго и суд страшный, по делом комуждо воздающий». Царь просит Мефодия: «Желаем убо, отче всеблаженнейший, да по священных правил определениям, вышеимянованному архиерею кир Паисию престола его восприятие руководству еши, и в прочих его святых требованиях, яко лепо нам Христианом, помоществуеши, ведый онаго мужа священнолепнаго и многотруднаго между великих государств не враждотворца, но миротворца быти, тщашася присно о спасении душ человеческих... Усугубляем предложение, якоже лепо пречестному блаженству вашему: помоществуй святейшему оному кир Паисию, мужу многих похвал достойному, но и блаженнейшему оному и всесвятейшему кир Макарию, Божия града Антиохии и всего Востока патриарху, иже по святых своих трудех из нашея державы в 6-й день июня настоящаго лета к восприятию высокостепеннаго си престола Божиею помощию пути вдадеся, иде-же мощно и лепо преблаженства твоего вспоможение да сотвориши» 10 . Но только лишь посылкой грамоты к патриарху Константинопольскому государь не ограничился, а от своего имени написал еще грамоту к тому патриарху Александрийскому Иоакиму, который занял было престол уехавшего в Москву Паисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Представители ОВЦС посетили Посольство Польши в России и почтили память членов польской делегации, погибших в авиакатастрофе под Смоленском 12 апреля 2010 г. 18:28 12 апреля 2010 года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) , исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарёв и сотрудник ОВЦС В.Я. Матияшин посетили Посольство Польши в России. Они возложили цветы, оставили запись в книге соболезнований и лично выразили соболезнования представителям Польского государства в связи с гибелью 10 апреля под Смоленском высокой польской делегации во главе с Президентом Польши Лехом Качиньским. Среди погибших были представители католического и православного духовенства Польши. Священнослужители Русской Церкви передали послу Республики Польша в Российской Федерации Ежи Бару и чрезвычайному посланнику Томашу Туровскому искренние соболезнования от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона . Находясь с официальным визитом в пределах Александрийской Православной Церкви , Святейший Патриарх Кирилл направил свои слова сострадания и сочувствия польскому народу на имя исполняющего обязанности Президента Польши Бронислава Коморовского, Предстоятеля Польской Православной Церкви   Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы , председателя Польской епископской конференции архиепископа Пшемысльского Юзефа Михалика. Обращаясь к Е. Бару, игумен Филипп выразил глубочайшее сопереживание народу Польши, которое испытывают сегодня чада Русской Православной Церкви в России, на Украине, в Беларуси и других странах: «Мы скорбим вместе с вами, молимся о погибших. В эти дни многие православные верующие приносят цветы к представительствам Республики Польша, ставят свечи в храмах, совершают молитвы. Думаю, что мы сможем правильно пережить эту трагедию только в том случае, если сделаем все, чтобы в будущем ненастья никогда не возвращались в отношения между нашими народами». Отец Филипп напомнил, что еще 7 апреля в Катыни «наши люди были объединены в пасхальной молитве о жертвах репрессий и в радости взаимопонимания, а сегодня мы переживаем общее горе поверх национальных границ». Заместитель председателя ОВЦС также напомнил о совместной работе Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви в Польше над документом о примирении русских, украинцев, белорусов и поляков, которая была начата несколько месяцев назад. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1135938.ht...

Вот с каким восторгом отозвался на эту хиротонию Патриарх Антиохийский Герасим в личном письме новопоставленному митрополиту от 7 февраля 1889 года: «Извещаемые и ранее благою молвой о безупречном и верном служении любезного Вашего Высокопреосвященства со многим на всякое время благоугождением Господу в возлюбленном вертограде Его, мы питали к Вам все возрастающую любовь и отнюдь не изнемогали испрашивать для Вас всяческих благ и спасения от Всеблагого Бога. Когда же и нас достигли... вожделенные и благие известия об избрании Вашем на высшую степень архиерейства и посвящении в митрополита Пентапольского честными руками достопочтенного во Христе брата Нашего и сослужителя, Святейшего и Блаженнейшего Патриарха Александрийского Господина Софрония, известия сии стали для нас причиной преизобильной радости и веселия и величайшую доставили нам усладу. Посему, возлюбленный брат Наш ο Господе, веселясь душой ввиду обоих сладостных поводов – во-первых, возведения тебя в высшее достоинство архиерейства, каковое полагаем праведным и подобающим воздаянием доселе бывшего доброусердного твоего служения Святейшей Церкви Александрийской, и, во-вторых, получения нами в дар от тебя двух превосходных сочинений, ясно свидетельствующих о твоей опытности и искушенности в Священном Писании , желаем через послание сие братски тебя облобызать и тем выразить наше поздравление, сердечно моля призвавшего Вас на высокое сие служение и возвеличившего Свою милость на Вашем Высокопреосвященстве Пастыреначальника Христа во всякое время укреплять Вас спасительной и всемощной силой и благодатью для безупречного прохождения высочайших и наиважнейших архиерейского сана обязанностей». Став митрополитом Пентапольским, святой Нектарий исполнял все прежние обязанности. Новое свое положение он ознаменовал лишь еще большим усердием и самоограничением, ибо «ввиду финансовых затруднений» Патриархии (о чем впоследствии говорил сам 79 ) не получал жалованья и не имел других сколько-нибудь постоянных доходов. Особого упоминания заслуживает его деятельное участие в подготовке к пятидесятилетию архиерейской хиротонии Патриарха Софрония, лишний раз доказывающее, сколь глубоко почитал он своего благодетеля. Вот что писал он как «уполномоченный председателя греческой общины Каира председателю греческой общины Александрии Г. Аверофу»:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Потом, когда сам я получил способность понимать, и разум с летами усовершился, обошедши много суши и моря, если находил кого ходящим по преданному правилу благочестия, то брал его себе в отцы и делал путеводителем души своей в шествии к Богу. И по благодати Призвавшего меня званием святым в познание Свое, сколько знаю, до сего часа не принял я в сердце ни одного слова, враждебного здравому учению, и никогда не осквернял души злоименною хулою ариан. Если же когда принимал в общение иных вышедших от этого учителя, то вступал с ними в сношение потому, что скрывали они болезнь во глубине души и употребляли речения благочестивые или не противоречили тому, что я говорил, и делал сие, не себе предоставляя весь суд над ними, а последуя произнесенным о них приговорам отцами нашими. Ибо от блаженнейшего отца Афанасия, епископа Александрийского, получил я послание 56 , которое имею у себя в руках и показываю, кто потребует, и в котором он ясно выразил: «Если захочет кто обратиться от арианской ереси, исповедуя веру, изложенную в Никее, такового принимать без всякого о нем сомнения». И поскольку представил мне участвовавшими в сем определении всех епископов македонских и ахайских, то, признавая необходимым последовать такому мужу, по достоверности давших закон, а вместе желая получить награду, обещанную миротворцам, исповедующих сию веру принимал я в число имеющих со мною общение. Справедливее же будет судить о деле моем не по одному или двоим из неправо ходящих во истине, но по множеству во Вселенной епископов, по благодати Божией пребывающих в единении со мною. Пусть будут спрошены епископы писидийские, ликаонские, исаврийские, обеих Фригии, из армянских со мною соседственные, македонские, ахайские, иллирийские, галльские, испанские, всей Италии, сицилийские, африканские, из египетских, соблюдающие здравую веру, и весь остаток сирских. Все они пишут ко мне письма и от меня получают также. И можете, как из писем, сюда приносимых, узнать, так опять из писем, отсюда к ним посылаемых, удостовериться, что все мы единодушны и единомысленны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

И вот мы посылаем с нашим архимандритом кир Мелетием настоящую известительную грамоту, равно и две копии, которые написали с тем, чтобы вы подписали их и по общему мнению и единодушному соглашению приняли и одобрили наш отеческий совет все без исключения – как священники и клирики, так и весь остальной избранный народ, ради выгоды и пользы престола (так как не будет ни расходов, ни долгов его высокопреподобия), а равно это будет полезно и вообще для всего состава прочих лиц престола. Если же не будет так и вы, будучи недовольны, не примете, то мы должны будем отречься в пользу человека чужого, и вы потом не сетуйте на нас. И об этом, – говорится в заключение послания, – благожелательно сообщается вам ради сведения 51 . В ответ на это послание духовенство и народ Александрийской церкви в том же 1766 году прислали в Константинополь свое письмо с таким надписанием: «Блаженнейшему, Божественнейшему и досточтимейшему отцу нашему, владыке и господину, папе и патриарху великаго города Александрии и судии вселенной, кир-кир Матфею воздаем рабское с совершенным благоговением и смиренное поклонение с лобызанием всесвятых его рук». Выразив пожелание, чтобы Господь защитил патриарха, сохранил его здоровым и благополучным на многие годы и даровал ему достижение всех благих и спасительных его стремлений, составители послания продолжают следующим образом. Так как ваше почтенное блаженство, отвечая на ранее посланное нами из Александрии общее прошение, сообщает нам о крайней своей слабости, происходящей от постоянной телесной болезни, и вместе с тем извещает нас, что не может прибыть для предстоятельства святейшего престола и иметь духовное о нас попечение и заботу, то мы глубоко были этим опечалены. Посему мы все, собравшись вместе, обсудили это и с немалым унынием и сокрушением совместно решили написать настоящее наше смиренное и просительное послание к вашему блаженству, в котором мы умоляем и горячо просим вас, чтобы вы, как любвеобильный отец наш и владыка, сжалились и помиловали нас и совершили свое отречение не в пользу чужою лица и вам неизвестного, но в пользу человека, близкого апостольскому александрийскому престолу и истинного сына вашего блаженства, высокопреподобнейшего архимандрита.., которого вы знаете, как хорошего и верного управителя, украшенного добрыми и прекрасными нравами, и вообще сказать, – вы признаете его способным к тому, чтобы предстоятельствовать, как должно, в делах патриаршего достоинства, благоустоять и управлять святейшим александрийским престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010