Поздравительное слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора в связи с юбилеем Предстоятеля Русской Православной Церкви 21 ноября 2016 г. 23:24 Предстоятель Александрийской Православной Церкви принял участие в торжественном акте по случаю юбилея Святейшего Патриарха Кирилла, прошедшем в Москве 21 ноября 2016 года. «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5. 9). Дорогой и возлюбленный Брат и Сослужитель, Ответственность каждого пастыря как перед Богом, вверившим ему своих словесных овец, так и перед паствой, взыскующей водительства на пути ко спасению, не ограничивается словами. В любом случае слова лишены смысла, если не сопровождаются делами. Именно дела вызывают то пламя, что возжигает сердце. Дела придают внешнее выражение вере, которую привил нашему существованию Создатель посредством Своего Единородного Сына, руководствуясь единственно Своей любовью к нам. Дела Вашей жизни как свидетельство о Христе излучают любовь Божию и согревают сердца Вашей паствы, претворяя в жизнь наставление Апостола языков. Ибо они проявляют себя носителями плодов Духа: благости, праведности и истины. Именно эти добродетели украшали Ваш путь в суровые годы политики подавления и духовного притеснения русского народа. Эти же добродетели освещали Вам путь в многотрудные годы церковного возрождения и духовного возрождения русского народа. Эти добродетели украшают Ваше пастырское служение в наши дни, когда множатся рифы и утесы в соленом море истории, сужая пролив, ведущий в Царствие Небесное. Это как раз те добродетели, что не позволяют Вам забыть трудные годы, обращая Вашу любовь и поддержку на древние Церкви колыбель христианства, пребывающие в землях, где сейчас вера преследуется, убеждения подвергаются испытаниям, а надежда изгоняется. Эти добродетели сподобили Вас различать смысл за внешними проявлениями, определяющими судьбоносный выбор для жизни множества людей Ближнего Востока. Эти просвещающие Вас добродетели побуждают Вас не ограничивать Вашу любовь, но распространять ее повсюду в духе единения в мыслях и чувствах и уделять ее всякому совершающему свой крестный  путь, не теряя при этом  воскрешающей надежды. Чтя своим присутствием по случаю Вашего семидесятилетия свидетельство Вашей добродетельной жизни, мы с радостью взираем на Ваше Святейшество. Наша благодарность отзывается в душах духовным ликованием, находя внешнее выражение в молитвенном настрое и выливаясь в пламенную молитву о том, чтобы Господь ниспослал Вам непоколебимое здоровье и неистощимую силу на благо Вашей паствы. Аминь! Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4692412.ht...

196 Устав – в сущности – воспроизводил «непоколебимую, древнюю и священную прономию» александрийского престола, вновь формулировал и регламентировал главные ее требования, применительно к определившимся историческим условиям, и органически объединял новую избирательную практику александрийского престола с прежнею ее традицией, как последняя выразилась в избрании первого патриарха нашей эпохи Самуила Капасули. Но как в начале XVIII-ro, так и в середине XIX в. возникло противодействие полному и совершенному восстановлению священной александрийской прономии, при чем орудием борьбы между Константинополем и Александрией явился архимандрит Евсевий Данкос. Победа, однако, клонилась на сторону Александрии, а патриарх Никанор, оказавшийся центральным деятелем Александрийской церкви в этот критический период ее истории, был все-таки и Константинопольской церковью признан – правда, после смерти – законным ее патриархом. Нил Пентапольский, «нареченный патриарх» александрийский, выступил в период междуцерковного столкновения защитником непоколебимой, древней и священной прономии александрийского престола и до известной степени подготовил будущее ее торжество, хотя сам и сделался жертвою возникшей борьбы. В опубликованных нами документах подробно раскрываются обстоятельства «наречения» Нила папою и патриархом Александрийской церкви 197 . А затем, на положение этого претендента александрийского патриаршества проливает свет и донесение российского генерального консула в Египте И. Лекса, отправленное 13/25 августа 1869 г. директору Азиатского департамента Министерства Иностранных Дел Π.Н. Стремоухову. Здесь сообщается, что после отречения патриарха Никанора от престола в пользу Нила, митрополита пентапольского, некоторые из членов греческой общины в Каире заявили протест египетскому правительству и требовали «уничтожения распоряжения блаженнейшего Никанора на основании принадлежащих им самим прав выбора патриарха». Правительство не обратило внимания на этот протест, «так как здесь никогда постоянных правил для выбора патриарха не существовало, и были примеры признания патриархами лиц, назначенных своими предшественниками».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Иное дело – отношение к нему вселенской патриархии, которая причинила много огорчений блаженнейшему Никанору при посредстве хитрого и ловкого местоблюстителя архимандрита Евгения, вкравшегося в доверие церковных деятелей в Константинополе и явившегося орудием в проведении их политики и в Александрии. Последняя по существу своему и по установившейся издавна традиции должна была выражаться лишь в содействии и помощи, но ни как не во вмешательстве во внутренние дела и не в нарушении прав автокефального достоинства Александрийской церкви. И, несомненно, вселенская патриархия поступила вполне правильно, сделавши распоряжение об отозвании архимандрита Евгения из Египта, как только ее отношения к Александрийской церкви стали уклоняться от традиционного принципа содействия и помощи, а местоблюстительство архимандрита Евгения стало приносить местной пастве вред, вместо пользы. А затем, действия вселенской патриархии по отношению к архимандриту Нилу Есфигменскому носят все признаки несправедливости; и пристрастия. Этот клирик был избран диадохом по желанию блаженнейшего Никанора и при участии большей части египетского духовенства. Если бы вселенская патриархия, вслед за патриархами Антиохии и Иерусалима, поддержала Нила и оказала ему и Александрийской церкви такую же помощь, какая раньше была оказана Евгению Ксиропотамскому, то в Египте, несомненно, водворился бы мир и местная паства не перенесла бы тех опасных и грозных потрясений, какие выпали на ее долю со времени избрания Нила и до окончательного водворения святейшего Софрония IV на александрийском патриаршем престоле. Правда, святейший Софроний был достойнейшим первоиерархом Александрийской церкви и сумел умиротворить местную паству и обеспечить ей достаточное благосостояние, но и печальная судьба Нила Пентапольского вызывает сожаление, так как и этот достойный клирик оказался только жертвой неправильной церковной политики и партийной борьбы. Нелегка была участь этого иерарха и после того, как в Константинополе на александрийскую кафедру был избран святейший Софроний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Восточные патриархи и архиепископ кипрский первоначально были настроены примирительно по отношению к болгарам и намерены были действовать в духе поддержания церковного мира и единения. Греческие патриоты со своей стороны пустили в ход все пружины, чтобы заставить иерархов подчиниться своим видам. Агитация их началась ещё в резиденциях упомянутых иерархов. Так александрийские греки старались шумными манифестациями устрашить блаженнейшего Софрония александрийского патриарха и заставить его быть враждебным к болгарам. Константинопольские греки тоже устраивали уличные демонстрации, сопровождавшиеся криками: да здравствует султан, да здравствует схизма! Кроме того, было представлено вселенскому патриарху прошение, подписанное пятнадцатью тысячами греков, о провозглашении схизмы на болгаре и на всех их последователей, даже если бы эти последние были целыми народами. Патриарх обещал просителям сообразоваться с их желаниями и на упрёки русского посла по этому случаю отвечал, что он не вправе умерять ревность православных по вере и препятствовать её проявлению. Не смотря, однако, на застращивание толпы и журналистов, восточные иерархи, прибывшие в Константинополь, долгое время оставались тверды в своих прежних намерениях. На приготовительном заседании собора они заявили, что провозглашение схизмы дело слишком важное, чтобы провозгласить её, не испытав предварительно всех средств примирения. Узнав о новых попытках соглашения между болгарами и греками, явилась к восточным иерархам греческая депутация с требованием немедленного провозглашения схизмы под опасением в противном случае подвергнуться самым крайним насилиям с их стороны. Благодаря этим угрозам, восточные иерархи присоединились к мнению вселенского патриарха и греческой партии, кроме только иерусалимского патриарха блаженнейшего Кирилла. Последний отказался подписать соборное решение о провозглашении болгар схизматиками, составленное под влиянием народных страстей. Зато он и подвергся за свою твёрдость в убеждениях и беспристрастие грубым оскорблениям со стороны нафантазированной толпы, кричавшей ему на улицах: Иуда, Каиафа, русский шпион! А по прибытии в Иерусалим, блаженнейший Кирилл быль объявлен сам схизматиком и низложен с престола своим собственным клиром, состоявшим из фанатиков греков (Теплов, 107–116.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Однако действие харизмы Его Блаженства не ограничивалось только пределами его непосредственной Первосвятительской ответственности. В наш век обострения межэтнических и межцивилизационных противоречий почивший Предстоятель явил себя талантливым миротворцем. С присущим ему тактом он умел наладить добрые отношения с представителями самых разных культур и религий. Для нас же наиболее важным представляется отметить его постоянное стремление способствовать упрочению единства Православных Церквей. К взвешенному и авторитетному мнению Его Блаженства со вниманием прислушивались во всем православном мире, и он немало сделал для того, чтобы мир и братолюбие царствовали среди братьев по вере. Провожая " в путь всея земли " Блаженнейшего Патриарха Петра, мы с особой теплотой свидетельствуем о той искренней любви, которую новопреставленный питал к Русской Православной Церкви. Дважды Блаженнейший Владыка посещал наши пределы, и всякий раз эти визиты становились значительной вехой в развитии добрых дружественных отношений наших братских Церквей. Так было в 1998 году, когда было открыто Представительство Александрийского Патриархата в Москве. Так было и в начале этого года, когда Его Блаженство прибыл в наш град для получения высокой награды Фонда единства православных народов, которой он был удостоен за большой личный вклад в укрепление межправославного единства и упрочение православного присутствия на Африканском континенте. Мы благодарны усопшему и за те неизменные чуткость и внимание, которые он проявлял к духовным нуждам наших соотечественников в Африке. Посему, давая последнее целование Нашему возлюбленному и почитаемого сомолитвеннику и собрату, Мы обращаемся к нему словами богослужебного прокимна: " Блажен путь, в оньже идеши, брате, днесь, яко уготовася тебе место упокоения " . От всей Полноты Русской Православной Церкви приносим глубокие сердечные соболезнования архипастырям, честному клиру, монашествующим и всем верующим Александрийской Православной Церкви и просим для нее утешения у Всеблагого Утешителя Бога. Мы вместе с вами в вашем горе и в ваших молитвах об упокоении в райских селениях души новопреставленного Блаженнейшего Патриарха Петра. Да восприимет его Господь в Небесную славу Свою и сотворит ему вечную память.

http://pravoslavie.ru/11110.html

О вере же моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкою, блаженною женою, которая по происхождению ваша? Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые и сама она соблюдала, и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия. Потом, когда сам я получил способность понимать, и разум с летами усовершился, обошедши много суши и моря, если находил кого ходящим по преданному правилу благочестия, то брал его себе в отцы и делал путеводителем души своей в шествии к Богу. И по благодати Призвавшего меня званием святым в познание Свое, сколько знаю, до сего часа не принял я в сердце ни одного слова, враждебного здравому учению, и никогда не осквернял души злоименною хулою ариан. Если же когда принимал в общение иных вышедших от этого учителя, то вступал с ними в сношение потому, что скрывали они болезнь во глубине души и употребляли речения благочестивые или не противоречили тому, что я говорил, и делал сие, не себе предоставляя весь суд над ними, а последуя произнесенным о них приговорам отцами нашими. Ибо от блаженнейшего отца Афанасия, епископа Александрийского, получил я послание, которое имею у себя в руках и показываю, кто потребует, и в котором он ясно выразил: «Если захочет кто обратиться от арианской ереси, исповедуя веру, изложенную в Никее, такового принимать без всякого о нем сомнения». И поелику представил мне участвовавшими в сем определении всех епископов македонских и ахайских, то, признавая необходимым последовать такому мужу, по достоверности давших закон, а вместе желая получить награду, обещанную миротворцам, исповедующих сию веру принимал я в число имеющих со мною общение. Справедливее же будет судить о деле моем не по одному или двоим из не право ходящих во истине, но по множеству во Вселенной епископов, по благодати Божией пребывающих в единении со мною. Пусть будут спрошены епископы писидийские, ликаонские, исаврийские, обеих Фригий, из армянских со мною соседственные, македонские, ахайские, иллирийские, галльские, испанские, всей Италии, сицилийские, африканские, из египетских, соблюдающие здравую веру, и весь остаток сирских. Все они пишут ко мне письма и от меня получают также. И можете, как из писем, сюда приносимых, узнать, так опять из писем, отсюда к ним посылаемых, удостовериться, что все мы единодушны и единомысленны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Но патриарх Матфей и на чужбине жил заботами и думами о своей любимой пастве: будучи вдали от нее пространственно, он духовно был в единении с нею и обдумывал способы и меры, при посредстве которых возможно было наилучшим образом благоустроить положение Александрийской церкви и создать наиболее благоприятные условия для духовного преуспеяния паствы. Дело в том, что физические силы александрийского патриарха постепенно слабели и падали, а вместе с тем ослабевали и его энергия и деятельность. Поэтому призыв из Египта, обращенный к нему, был вызван вовсе не случайным и безотчетным промедлением патриарха в Константинополе, но его серьезною болезнью, побуждавшею кир Матфея к более решительному и неожиданному для его паствы делу. Горячее письмо ив Египта, пропитанное слезами и проникнутое любовью и благоговением, с одной стороны, глубоко обрадовало патриарха, а с другой – заставило его ускорить намеченное дело, дать решительный ответ и александрийскому духовенству и народу, и архимандриту Мелетию, настойчиво просившим его о возвращении к пастве, и поспешить с интимным намерением – отречься от александрийского патриаршего престола в пользу другого лица, достойного предстоятельства в Александрийской церкви. Патриарх Матфей давно уже думал о своем преемнике, и письмо александрийской паствы от 1766 года не застало его врасплох. Он все предрешил и многое уже подготовил для того, чтобы осуществить свой план – добровольно отречься от александрийского патриаршего престола и вверить его предстоятельству намеченного им Диадоха , архимандрита Киприана, отличавшегося многими моральными достоинствами и хорошо известного и александрийской пастве. О таком своем намерении патриарх Матфей сообщил вселенскому патриарху Самуилу и получил от него одобрение относительно намеченного кандидата. С планом блаженнейшего Матфея были знакомы и члены священного константинопольского синода и проживавшие в Константинополе архиереи и также изъявили со своей стороны согласие относительно предстоящей иерархической перемены. Характерно сообщение историка Сергия Макрея об обмене мнений между предстоятелями Александрийской и Константинопольской церквей в связи с отречением первого от своего престола и с возможным избранием намеченного им преемника. Этот обмен говорит в пользу братских отношений первоиерархов двух церквей п является выражением, с одной стороны, доверия и просьбы о помощи, а с другой – готовности оказать эту помощь и вывести из затруднительного положения. К тому же, в деле были заинтересованы и члены священного константинопольского синода и своим участием придавали соборный характер помощи александрийскому престолу, о которой просил сам предстоятель последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Так мы пишем и к святейшему нашему господину [патриарху Самуилу] и к святому и священному синоду, дабы впоследствии нас не признали и не осудили, как не повинующихся иному синодальному решению, т. е. избранию иного нового патриарха, помимо упомянутого, к тому же – с обычными всеми тяжелыми расходами и долгами. И в этом именно заключается просьба, а честная и богоугодная молитва вашего блаженства и благословения да будут со всеми нами в продолжение всей жизни, годы же вашего блаженства да будут от Бога весьма многочисленны и во всем счастливы. 52 Что касается послания, отправленного клиром и народом александрийского престола константинопольскому патриарху Самуилу, то оно имеет следующее надписание: «Святейший и досточтимейший владыка и архиепископ Константинополя, нового Рима, и вселенский патриарх, кир-кир Самуил со всем священным синодом и собранием высокопреосвященных и богоизбранных архиереев, ваше святейшество коленопреклоненно приветствуя, смиренно и рабски от сердца лобызаем священныя ваши ноги, прося Бога всех о многолетнем здоровье и мирном вашем пребывании на священнейшем вселенском патриаршем престоле для управления и устроения великой Христовой церкви и всего о Христе православнаго общества». Так как мы, – говорится далее в послании, – несколько времени тому назад написали блаженнейшему и досточтимейшему нашему владыке, патриарху Александрии кир-кир Матфею и посредством общего нашего прошения просили о вожделенном его пребывании здесь, на святейшем престоле, а он ответил нам, что вследствие постоянной телесной болезни его и слабости невозможно ему прибыть, но он желает принести отречение от патриаршего своего предстоятельства и на будущее время остаться на покое: то в силу этого мы, с великим унынием и немалою печалью собравшись вместе, все рассудили и решили написать просительные грамоты его блаженству и к вашему святейшеству вместе со всем священным синодом и собранием высокопреосвященных и богоизбранных архиереев. В грамоте его блаженству, как знающему о печальном состоянии святейшего александрийского престола, мы горячо просили, чтобы он не отрекался (от престола) в пользу кого-либо чужого и неизвестного нам, дабы не увеличился долг, лежащий на святейшем этом престоле, так как он не может вынести его, да это невыносимо и для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Поэтому только в заключении акта отречения, составленного после соборного рассмотрения вопроса о наследнике патриаршего александрийского престола, блаженнейший Герасим вполне решительно и категорически высказывается относительно митрополита Самуила. Он называл его «диадохом законным и каноническим, одобренным, избранным и объявленным по Божественному благословению и определению и по общей любви и избранию». Иначе сказать, при избрании Самуила были соблюдены церковные законы и каноны – в смысле соборного, свободного и согласного его избрания, после предварительного рассмотрения его достоинств и сравнения намеченного кандидата с другими, на основании беспристрастного к нему отношения избирателей, которые и подавали свой голос без всякого постороннего влияния и давления, по внушению своей совести, по любви к церкви и ее установлелениям. В свободном и разумном голосе всего церковного собора, склонившегося в пользу митрополита Самуила, и выразилось Божественное благословение и определение. Усматривая в таком избрании волю Божию, патриарх Герасим, в присутствии всего собора, и вручил акт своего отречения избранному его преемнику, митрополиту Самуилу, с благожеланием ему и благословением. Этим актом и закончилось второе заседание каирского собора 1710 года, занимавшегося избранием нового патриарха в связи с отречением блаженнейшего Герасима от александрийского престола. Но процесс избрания Самуила Капасули этим заседа- данием не завершился. 22 января 1710 года в Каире состоялось третье и последнее заседание собора, на котором окончательно и был решен вопрос об избрании Самуила на александрийский престол. В виду временной смежности событий, это заседание лучше рассматривать именно как завершительный акт соборной деятельности, касавшейся избрания Самуила, – хотя в новом документе, подлежащем теперь нашему рассмотрению, оно и представляется до известной степени самостоятельным и независимым. Таким документом является протокол избрания Самуила, собственноручно им записанный в официальном кодексе александрийской патриархии. Протокол гласит следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Недостаток в деньгах и болезнь, лихорадка, два раза мучившая меня в Руссике, понудили меня уехать с Афона в Константинополь. На пароходе капитан вручил мне 196 полуимпериалов, составляющие мое жалованье с 1 мая 1858 по 1 мая 1859 года. Но невозможно мне было возвратиться на св. гору, да надлежало подумать и о своем здоровье. В Константинополе опять схватила меня лихорадка и помешала писать к вашему сиятельству. Оздоровев, я отправился в Иерусалим за своими пожитками и приехал сюда 19 февраля. По благоволению блаженнейшего патриарха Кирилла, помнящего заслуги мои, оказанные апостольскому престолу его, мне дано великолепное помещение в новых покоях его. Все здешнее греческое и арабское духовенство утешило меня своим любвеобильным и почтительным приветом. Библиотека и пожитки мои, кроме немногих обветшавших и пропавших вещей, сохранены очень хорошо. С начальником и с членами нашей духовной миссии здесь я виделся дважды. О молитвах и слезах моих на св. местах молчу. Возобновить личные сношения мои с коптским патриархом в Каире не надеюсь, потому что для поездки туда не имею лишних денег. Однако располагаю писать к его высокостепенству и после напоминания ему о приятном путешествии моем с ним в монастыри св. Антония и Павла Фивейского предложу ему догматическое воссоединение с православной церковью, предоставив ему на выбор именоваться блаженнейшим католикосом всего Египта и всей Эфиопии (Абиссинии и Шои) и воспоминать в обычных молитвословиях александрийского патриарха, или по-прежнему титуловаться блаженным патриархом этих стран и по единоверию возглашать во время богослужения имена четверопрестольных патриархов и священных синодов православных, ради самоглавенства (ατοκεφαλα) и независимости по примеру архиепископа кипрского и в избежание щепетильного вмешательства александрийского патриарха в управление его коптскими и абиссино-шойскими церквами, монастырями и школами. Что касается до ученых занятий моих в здешних книгохранилищах, то они уже начаты рассмотрением рукописного Евангелия на халдейском языке и снимкой почерка его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010