Знаменательное для меня лето кончилось общим съездом в Монфоре около Парижа (12–23 сентября). Я участвовал на нём в последний раз как секретарь Движения. Много перемен произошло за восемь лет. Движение перестало быть содружеством небольшой, горящей верой молодёжи, руководимой и поощряемой старшими представителями русской религиозной мысли. Оно распространилось, включило в свой состав и не студенческую молодёжь и лиц среднего поколения. Его культурный уровень понизился, но зато оно стало доступнее широким кругам церковного общества. Оно имело значительный успех в Прибалтике, особенно в Эстонии, где нашло благоприятную почву для своего развития среди русского населения, проникнув там даже в среду крестьянской молодёжи. Съезд в Монфоре имел иностранных гостей, болгарина, профессора Стефана Цанкова (1881–1965), православного чеха отца Жидека. Многочисленную делегацию из Эстонии возглавлял епископ Иоанн Печерский. Присутствие нерусских православных было ценным свидетельством единства православного мира. Оно указывало также, что литургический подход к работе с молодёжью, открытый нами, завоевал себе признание и вне эмигрантских кругов. В последний день съезда, когда его участники делились своими впечатлениями, я тоже выступил с речью, благодаря всех за то, что получил за годы совместной деятельности. Мой уход из секретариата совпал с сокращениями бюджета. Восьмой съезд был поэтому переломным не только для меня, но и для многих других. Следующий съезд был созван лишь в 1933 году. Он собрался уже в иной атмосфере, возникшей в Европе, благодаря победе Гитлера в Германии. В Париже мои сотрудники по Движению устроили мне тёплые проводы. Покинув Францию 9 октября, на следующий день я был в Оксфорде. Открылась новая страница моей жизни. 4. Оксфордский университет (Работа для получения докторской степени. 1930–1932 год.) (Н.М. Зернов) Я попал в Оксфорд в первый раз в 1926 году. Я был тогда случайным посетителем, недавно пережившим крушение великой империи и очутившимся в знаменитом центре христианского гуманизма. Вековые устои в нём оставались непоколебимыми, жизнь продолжала течь по своему привычному руслу. Я не мог привыкнуть к этому контрасту. Оксфорд казался мне обречённым на уничтожение 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В связи с этим хотел бы пожелать, чтобы греческий народ, всегда отличавшийся стойкостью в исповедании православной веры и не раз доказавший свою верность Христу, и впредь перед лицом любых испытаний и новых вызовов секуляризации продолжал непоколебимо хранить отеческие традиции благочестия, в которых были воспитаны многие предшествующие поколения. В этом плане особенно важна образовательная работа Церкви, духовное воспитание молодежи. — Делается ли достаточно шагов политическими руководителями для сближения двух наших народов, например в области паломнического туризма, или существуют еще преграды? — Паломнические связи между нашими народами имеют давнюю историю. Русские люди всегда особенно стремились посетить места, связанные с земной жизнью Господа, Божией Матери, апостолов, святых. «Небесные» монастыри Метеоры, Святая Гора Афон, остров Патмос с пещерой святого Иоанна Богослова — вот далеко не полный перечень тех мест Греции, куда столетиями не иссякает поток паломников из России. В свою очередь, благодаря изменениям в нашей стране, святыни Русской Православной Церкви стали доступны для посещения паломникам из Греции. Среди наиболее почитаемых греческими паломниками русских обителей — Троице-Сергиева Лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь. Прошло еще не так много времени с тех пор, как после значительного перерыва эти паломнические связи между нами вновь стали возможны. Поэтому существуют, конечно, определенные трудности. Мне думается, что теплые отношения между нашими братскими странами и интерес к знакомству с духовным наследием друг друга могли бы подвигнуть власти к признанию особого статуса паломничества, отличного от статуса обычного туризма. — Каковы Ваши взаимоотношения с Архиепископом Христодулом? Совсем недавно появлялись в греческой печати провокационные статьи даже о том, что между Вами сформирован «союз против Вселенской Патриархии». Правда ли все это, и от кого могут исходить такие утверждения? — О наших отношениях с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Христодулом могу сказать, что они всегда были проникнуты взаимным уважением и братской любовью во Христе. С особой теплотой вспоминаю состоявшийся пять лет назад визит Его Блаженства в Русскую Церковь. От нашего личного общения у меня остались самые благоприятные впечатления. Кроме того, что Его Блаженство — человек большой эрудиции и многогранного таланта, он являет пример доброго пастыря, полагающего «жизнь свою за овец» (Ин. 10:11) и мудро управляющего вверенной ему Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/184045.htm...

Православия ревнителю и раскола искоренителю Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженне Православия ревнителю житий святых спасателю и о Русской земле молитвенниче, писаниями твоими нас услаждаеши, свирель духовная.. Димитрие блаженне Аргументируя эту правку, святитель Афанасий ссылался на старообрядческого наставника, поместившего в Журнале Московской Патриархии вполне благожелательную статью. «То обстоятельство, – писал епископ Афанасии. – что один из видных представителей старообрядчества не боится открыто указывать на заслуги Синодальной Церкви нельзя рассматривать иначе как шаг к сближению, который первыми делают старообрядцы. Не должны ли и мы с любовию пойти к ним навстречу? И одним из первых наших шагов в этом направлении должно быть исключение всяких резких выражений по отношению к старообрядцам там, где это возможно сделать. Из богослужения всякие резкие выражения по отношению к старообрядцам должны быть незамедлительно удалены» 125 . Священноначалие не поддержало этого предложения святителя Афанасия, и до сих пор в православных храмах тропарь святителю Димитрию поется в прежней «антистарообрядческой» редакции. Святитель работал над своими богослужебными книгами в те годы, когда на территории СССР изданий богослужебных текстов практически не осуществлялось. Поэтому те рукописи, которые сохранились в архиве, – это не окончательно подготовленные к изданию тексты, а черновые материалы. Трудно сказать, что из внесенных им исправлений епископ Афанасий сохранил бы в случае, если бы представилась реальная возможность довести эти книги до печатного станка. Понимая, что в ближайшее время Московская патриархия не сможет создать органа, подобного Сергиевской комиссии, епископ Афанасий работал на будущее, не сомневаясь в том, что когда-нибудь его труды окажутся востребованными. Он хотел, чтобы после его смерти все подготовительные материалы по исправлению богослужебных книг были переданы в библиотеку Московской духовной академии. «Собрание моих богослужебных книг, с моими заметками и исправлениями, – писал он архимандриту Сергию (Голубцову), – я предполагаю завещать Московской Духовной Академии. Может быть, когда-либо настанут времена более благоприятные и мое собрание облегчит подготовку к новому изданию круга богослужебных книг» 126 127 . После смерти Святителя часть исправленных им книг была разобрана и перепечатана на машинке, однако в библиотеку Московской духовной академии эти материалы так и не попали. Эти материалы остаются невостребованными до сих пор. Хочется верить, что и эта сторона наследия владимирского святителя дождется своих публикаторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

— А как обстоят дела во Франции? Сталкиваетесь ли вы с какой-то конкуренцией со стороны Экзархата русских приходов с центром в Париже, который подчиняется непосредственно Константинопольскому Патриарху? — Я бы так не сказал. За последние десятилетия выработался определенный modus vivendi в наших отношениях, и сейчас складывается вполне благоприятная ситуация, при которой мы довольно спокойно сосуществуем. Я знаю, что внутри Экзархата, среди русской части верующих и духовенства, есть сильное стремление к сближению с Русской Церковью, причем скорее с зарубежной ее частью. Это объясняется тем, что они опасаются за свою национальную и православную идентичность. Их тянут в сторону Константинополя или в сторону какого-то местного, европейского православия. Такого Православия еще нет, это только дело будущего. Во многих приходах, во всяком случае, я так слышал, насильственно насаждается французский язык как язык богослужения и проповеди, который приезжим из России совершенно не нужен. Конечно, французам или голландцам, принявшим Православие, легче понять богослужение на своем родном языке. Но необходимо поддерживать разумное равновесие между русскими верующими, которых сейчас полно в Европе, и аборигенами. В Германии мы во всех приходах пользуемся не только славянским, но и местным языком. И в Англии так же. И даже на Святой Земле иногда стараемся служить на арабском. Но в любом случае это должно быть разумно, должно соответствовать пастырской необходимости. А не так, будто кто-то спустил эту инициативу свыше. — Такое ощущение, что сейчас взаимоотношения двух великих Церквей — Московского и Константинопольского Патриархатов — приобретают очень сложный характер. Что вы думаете по этому поводу? — Мне кажется, что здесь Константинополь ведет какую-то борьбу, которая является нездоровой и не соответствует духу Православия. Они только позорят Православие перед лицом инославного мира. И это никому не на пользу. Они это делают по своим соображениям. В Европе, как и в Америке, и на Ближнем Востоке, только Русская Церковь вела активную пастырскую работу. С самого начала эта деятельность не была миссионерской, она превратилась в нее позже и далеко не повсеместно. Созданные русскими пастырями общины невольно обратили на себя взоры живущих вокруг неправославных людей и привлекли их к Православию. Претензии юрисдикционного характера со стороны Константинополя (подчеркну — юрисдикционного, а не церковного), стоило бы обсудить на Всеправославном Соборе. Необходимо выяснить, есть ли у Константинополя какие-то особые права в Церкви, на чем основаны его претензии управлять всей православной диаспорой, играть роль Восточного Папы в православном мире?

http://patriarchia.ru/db/text/437706.htm...

К концу 1898 г. была закончена внутренняя отделка и состоялось освящение благолепного Александро-Невского храма с двумя церковно­-приходскими школами (мужской и женской) в предместье Вильнюса, именуемом «Новый Свет». В строительстве этого храма активное участие принимало Свято-Духовское Братство, во главе со своим председателем – архиепис­копом Ювеналием. В следующем 1899 г. была совершена закладка нового храма – церкви во имя Знамения Божией Матери – в другом пред­местье столицы – «Зверинце» или «Александ­рии». Основным подрядчиком в строительстве этого храма вновь было Свято-Духовское Братство. При этом, «как благоприятным реше­нием вопроса о приобретении земли под цер­ковь, так равно получением столь крупного пожертвования (инженер-технолог из Москвы И. Васильев пожертвовал 40 тыс. рублей, Св.-Духово Братство – 12 тыс., землевладелец В. Мартинсон – участок земли стоимостью в 50 тыс. и 6 тыс. рублей на устройство приходской школы при храме; прим. автора) на построение церкви Братство всецело обязано своему председателю, Высокопреосвященнейшему Ювеналию, принявшему на себя почти все хлопоты по первому делу, а равно переписку и хлопоты по приисканию жертвователя и полу­чению самого пожертвования» (34). В марте 1899 г., после ремонта, длившегося уже много лет, состоялось освящение Софийского собора в г. Гродно, сильно пострадавшего от пожара в 1892 г.. В августе 1899 г. при храме Александра Невс­кого в Новом Свете открылся самостоятельный приход. Строились церкви и открывались при­ходы и в сельской местности. Так, в 1899 г. был открыт новый приход в м. Гегобросты. По имею­щимся сведениям, в первый год управления архиеп. Ювеналия в епархии строительство 5 «каменных» церквей было осуществлено и 13-ти – начато. Что касается церковно-приходских школ, то при архиепископе Ювеналии их устройству и функционированию уделялось самое серьезное внимание. Только в г. Вильне (включая пред­местья) работали 5 церковно-приходских школ (Снипишская, две Новосветские, Зареченская, Закретская) в которых обучалось около 450 де­тей. Показательно, что более половины уча­щихся были иноверцами. «Это, несомненно, придаёт сугубо важное значение церковной школе, составляет особую миссию её – сближения и просвещения в духе Православия раскольников, сектантов и иноверцев; церков­ная школа строем и духом своим... сближает и примиряет их с Православной Церковью и служит таким путём службу культурную и мис­сионерскую», – отмечалось в связи с этим в «Литовских Епархиальных Ведомостях» (1899г.). Как на свидетельство неослабного внимания и прогресса в деле обучения, можно указать на то, в 1900 г. к началу учебного года Виленское монастырское (при Мариинском женском монастыре) училище было преобразовано в епархиальное 3-классное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От этих благочестивых воспоминаний и надежд на будущее Съезд перешел к существу дела, ради которого он и был созван. «Собравшиеся полагают, что греко-католическое духовенство Галицкой земли, национально и обрядово связанное с несоединенными братьями, живущими в Польше, прежде других имеет право на труд по соединению своих братьев; вот почему, выражая свое глубокое сожаление, что именно этому духовенству прегражден доступ к унийной работе среди собственных братьев, обращаются к Апостольскому Престолу, дабы во имя успеха среди несоединенных братьев: 1) греко католическое духовенство было допущено к унийной работе в Польше на тех землях, которыя занимают несоединенные (православные), и 2) чтобы была установлена отдельная иерархия византийско-славянского обряда для унитов с полной юрисдикцией на территориях унийной работы. Иными словами, Съезд хотел бы устранить на Волыни и Полесьи как раз тех, кто ведут эту работу, – иезуитов и католическое духовенство и заменить их духовенством греко-католическим. Я. Урбан на эти странныя притязания ответил указанием, что пожелание об отдельной иерархии было заявлено Съездом католических  епископов папе еще в октябре 1933 года. Иерархия эта предназначена, однако, не для галичан. Съезд повторяет всем надоевшия слова о том, что униатская работа должна вестись в атмосфере любви к православным. Цену этой любви православные в Польше отлично знают. И, наконец, Съезд заявил, что православная миссия в Галиции продиктована не религиозными требованиями. Между тем, униаты в Галиции, переходя в Православие, теряют все, приобретенное веками, в том числе храмы и имущества. Они попадают в разряд граждан третьего сорта, изменников польской национальной идеи. Спрашивается, по каким, кроме религиозных побуждений могут совершаться эти переходы? Подводя итоги Львовского съезда и оценивая его в общем благоприятно, Я. Урбан указывает на неправильную замену слова «русский» словом «украинский». Западно-русская Церковь , как униатская, так и православная, включали в себя не только Волынь и Подолию, но Вильно, Новогродек и Полоцк, и покрывать всю эту область термином «украинский», это, собственно, поступать против здравого смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прокимен, глас 6, пс. 38 Услыши молитву мою Господи, и моление мое внуши. [«Услышь молитву мою, Господи, и прими в ухо Твоё моление моё».] Стих: Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим. [«Я сказал: сохраню пути мои, чтобы не согрешить мне языком моим».] На вечерни стихиры на Господи воззвах Ныне время благоприятное, ныне день спасения, во множестве милости Твоея посети мою душу, и бремя беззаконий моих ослаби, едине Человеколюбче. [«Ныне время удобное, ныне день спасения. По множеству милости Твоей воззри на душу мою, и облегчи бремя грехов моих, единый Человеколюбивый».] Прокимен, глас 4, пс. 39 Милость Твоя и истина Твоя, выну да заступите мя. [«Твоя милость, Господи, и Твоя истина да защитят меня».] Стих: Терпя потерпех Господа, и внят ми. [«С терпением ожидал я Господа, и Он обратил на меня внимание».] Чтение из книги Бытия (5, 32 – 6, 8) изображает причину развращения первобытного мира в смешении благочестивого племени со злым, в увлечении плотскою, чувственною жизнью, и определение Божие об истреблении всего рода человеческого, потому что умножилось зло человека на земле и каждый усердно во все дни жизни своей заботится только о том, чтобы делать худое. Прокимен, глас 6, пс. 40 Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою. [«Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою».] Стих: Блажен разумеваяй на нища и убога. [«Блажен внимательный к нищему и убогому».] Чтение из книги Притчей (6, 20 – 7, 1) указывает на необходимость поучения в законе, «ибо заповедь закона есть светильник и свет, путь жизни, и наставление и научение». Затем премудрый предостерегает от сближения с чужими жёнами. «Может ли кто положить себе огонь за пазуху так, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить на угольях горячих так, чтобы не обожглись ноги его? Полна ревности ярость мужа замужней женщины и не пощадит он в день отмщения. Не оставит вражды ни за какую уплату и не согласится прекратить её, как бы ни велик был подарок».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Млечном пути в ГОЗ обнаружено крайне мало пригодных для жизни звезд, среди них в первых рядах – наше Солнце. Оно, как и Земля, удовлетворяет всем требованиям, необходимым для сохранения жизни в нашей звездной системе. Разве это – не чудо?! «Трепещи пред Ним, вся земля, ибо Он основал вселенную, она не поколеблется. Да веселятся небеса, да торжествует земля, и да скажут в народах: Господь царствует! Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем» ( 1Пар.16:30–32 ). Человечеству, судя по всему, удивительно «повезло» с местожительством. Но и в динамичном бытии солнечной системы, в целом благоприятном для земной жизни, совершаются, зачастую, таинственные происшествия. Например, падение и гигантский взрыв Тунгусского метеорита произошли в ненаселенном районе. Известны еще случаи падения менее грандиозных, но достаточно крупных космических объектов, однако всегда в безлюдные места. А вот более свежий эпизод. По данным Института земного магнетизма, ионосферы и распространения волн Российской Академии наук в конце октября 2003 года солнечная активность достигла аномально высокого уровня. Такого не наблюдалось за минувшие 80 лет. Солнечная буря столь возмутила атмосферу Земли, что вышли из строя два японских спутника связи. Международная космическая станция уцелела потому, что вовремя были убраны солнечные батареи. Так вот, наиболее опасные вспышки достигали своего максимума лишь тогда, когда оказывались обращенными мимо нашей планеты. Причем, если направление излучения приближалось к Земле, то оно, по непонятной причине, резко ослабевало. Но даже и в этом случае у всех земных измерительных приборов наблюдения не хватило технических возможностей для точных замеров, – их зашкалило. Еще один пример. В 2004 году астрономы наблюдали небольшой астероид диаметром около 10 метров, пролетевший на весьма близком расстоянии от Земли – всего 6500 километров. Наблюдатели в обсерватории Массачусетского технологического института назвали астероид именем 2004 FU162. Вначале он направлялся прямо к Земле. Но затем, по данным специалистов Лаборатории реактивного движения НАСА, при сближении с нашей планетой внезапно и резко изменил свое направление движения на 20 градусов, пролетев в итоге мимо нее.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Глава 3 Руфь просит у Вооза брака во имя закона ужичества. Руф.3:1 .  И сказала ей Ноеминь, свекровь ее: дочь моя, не поискать ли тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было? Ноеминь начинает хлопотать об устроении судьбы Руфи, о доставлении ей того «покоя» (евр. manoach), которого она давно желала обеим невесткам ( Руф. 1:9 , menuchah), – супружества и жизни под защитой мужа. Руф.3:2 .  Вот, Вооз, со служанками которого ты была, родственник наш; вот, он в эту ночь веет на гумне ячмень; Руф.3:3 .  умойся, помажься, надень на себя [нарядные] одежды твои и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; Руф.3:4 .  когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет; тогда придешь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что тебе делать. Ноеминь намерена устроить брак Руфи с Воозом на основании закона родства, или ужичества (ср. Чис. 27:1–11, 36:1–9 ), – так называемый брак левиратный (ср. Втор. 25:5–10 ), от которого, по ее мнению, Вооз не должен был отказываться (юридически) и не мог сделать этого (нравственно) ввиду известного обращения с Руфью (гл. II). Мера для сближения с Воозом, указанная ею Руфи, всецело отвечает правовым и нравственным понятиям древнееврейского уклада жизни, санкционированным законом, и никоим образом не может быть оцениваема с точки зрения европейских христианских понятий. (Ср. блаженного Феодорита , вопр. 2 на кн. Руфь: «Иные порицают и Ноеминь и Руфь, первую за то, что внушила, а последнюю за то, что послушалась и исполнила, т.е. спала у ног Воозовых»). Хотя буква закона ( Втор. 25:5–10 ) не говорит прямо об обязанности других родственников – не братьев – восстанавливать семя бездетно умершему путем левиратного брака, однако дух закона, без сомнения, налагал эту обязанность и на них, хотя позднейший буквализм раввинов не распространял этой обязанности даже на брата, родившегося после смерти умершего бездетным брата его (Мишна, Иевамот II, 1–2). Веяние хлеба в Палестине (ст. 2) в древности и теперь происходит перед вечером, так как около 4-х часов пополудни обычно дует благоприятный для сего ветер с Средиземного моря (W. Nowack, Hebraische ArshaoIogie, Bd, I, leipzig. 1894, S. 233–234). Омовение, умащение тела и возложение торжественных одежд (вместо, вероятно, «одежды вдовства» (ср. Быт. 38:14 ); по Мидрашу, S. 44, Руфь надела одежды субботние или праздничные) – эти действия Руфи по совету Ноемини аналогичны приготовлениям невесты к браку (ср. Иез. 16:9–13 ) и в данном случае были расчитаны произвести наиболее выгодное впечатление на Вооза. Той же цели имело служить, по мысли Ноемини, свидание Руфи с Воозом после трапезы последнего, когда «развеселится сердце его» (ст. 7), т.е. в хорошем расположении его духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  разделы   рассылка  распечатать В Совете Федерации считают, что визит патриарха Кирилла на Украину способствовал сближению двух стран Эти успехи предстоятеля РПЦ МП вызвали неприятие у украинского президента, считает первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Он также отметил, что визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину был успешным и способствовал сближению двух стран. " Это, судя по всему, вызвало неприятие у украинского президента, и он не имеет никаких средств в своем политическом арсенале, кроме как ухудшение отношений с Россией и демонстрация неуважения к российскому государству " , – сказал А.Торшин " Интерфаксу " , комментируя заявление президента РФ Дмитрия Медведева в отношении украинского руководства. В частности, Д.Медведев отмечал, что " вряд ли можно назвать благоприятными условия, которые искусственно создавались накануне, да и во время недавнего пастырского визита на Украину " патриарха Кирилла. По мнению сенатора, украинский президент Виктор Ющенко " проводит недальновидную политику, и совершенно правильно, что президент Российской Федерации поднял этот вопрос, поскольку наши отношения не могут развиваться в русле антироссийской риторики, в русле нагнетания антироссийских настроений на Украине " . По материалам:  Интерфакс-Религия СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Первый визит патриарха Кирилла на Украину ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 28.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 8 /Русофобия " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 25.04.2024 Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию? Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 21.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 7 /Экономика нацизма " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_67456.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010