разделы   рассылка  распечатать Надежда Кеворкова Мало кто ожидал такой быстроты от нашего епископата В Москве начинаются переговоры о воссоединении Московского Патриархата с Русской Православной Церковью за границей Источник:  Газета Сегодня впервые после 75-летнего раскола в Россию прибывает официальная делегация Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) для переговоров о воссоединении с Московским Патриархатом. Приглашение от имени Патриарха Алексия II президент Путин передал лично главе РПЦЗ митрополиту Лавру во время своего визита в США. На первом этапе переговоров в Москву приезжает делегация во главе с митрополитом Берлинским и Германским Марком, сам же первоиерарх РПЦЗ прибудет в Москву в январе. Накануне визита самый известный в России зарубежный священник РПЦЗ Виктор Потапов (Вашингтон), много лет проработавший на радиостанции " Голос Америки " и читавший курс лекций о православии в ЦРУ и Пентагоне, поделился со специальным корреспондентом ГАЗЕТЫ Надеждой Кеворковой ожиданиями и опасениями зарубежной паствы по поводу грядущего объединения Церквей. – Чего можно ожидать от переговоров в Москве? У вас есть ощущение, что они реально могут привести к воссоединению? – События осуществляются молниеносно – мало кто ожидал такой быстроты от нашего епископата. Это, с одной стороны, вселяет тревогу – народ не совсем подготовлен к такой стремительности развития событий. Но и надежду тоже – многим кажется, что мы должны восстановить молитвенное общение с Московской Патриархией. Надеюсь, что наши епископы заключат поэтапные договоры: сперва – молитвенное общение, а дальше уже можно говорить и об административном объединении. Но не все сразу – постепенное сближение лучше всего. – Вы не опасаетесь расколов в зарубежной пастве? – Думаю, что не все согласны с тем, что объединяться надо непременно. Но многим русским людям за рубежом надоело состояние изоляции. 70% наших новых прихожан – это выходцы из России последних 20 лет. У них семьи в России, родственники. Они имеют на нас известное влияние. К тому же в России произошли громадные изменения – и в политическом, и в духовном плане. Мы не можем их игнорировать. Сейчас благоприятные условия для начала диалога.

http://religare.ru/2_7374.html

По-видимому, усиленное стремление людей нашего времени к взаимообщению и объединению, проявляющееся в разных видах и способах, есть естественный протест и реакция против излишней индивидуализации или эгоистической обособленности, чрезмерное усиление которой есть плод односторонности умственного развития и особенно одного из проявлений этого развития – крайнего разделения труда, чрезвычайной специализации его. Но не может быть сомнения и в том, что общение между людьми и самыми отдаленными друг от друга народами усилилось и расширилось благодаря изобретенным в наш век способам быстролетного и удобного передвижения людей и передачи их слов на огромных пространствах воды и суши. Вот что говорит об этом одно важное лицо, о котором у нас будет речь дальше. «Для возстановления согласия, равно как и для распространения Евангелия переживаемое нами время кажется особенно благоприятным вследствие того, что в умах с особенною силою живет сознание человеческаго братства, и никогда ни в каком веке человек не стремился с таким старанием к тому, чтобы узнать подобных себе и придти им на помощь; поезда и корабли с невероятною быстротою пробегают огромныя пространства земли и моря, представляя неоценимыя удобства не только для торговли и изследований ученых, но также и для распространения Слова Божия от восхода до заката солнца» 8 . На этом удивительном конгрессе вместе сидели, по-видимому, мирно беседуя и беспрекословно и беспрепятственно провозглашая свои религиозные верования, греческий православный епископ, римско-латинские епископы и патеры, англиканские епископы и священники, лютеранские и реформатские пасторы, учители разнообразных протестантских сект, еврейские раввины, буддийские бонзы, мухаммеданские муллы, индусские брамины. Это было в своем роде как бы вавилонское смешение и языков и религий. Правда, ни к каким практическим последствиям этот конгресс, как и следовало ожидать, не привел. Религии остались по-прежнему каждая сама по себе. Между представителями их, бывшими на конгрессе, не только не воспоследовало сближения и примирения, но даже, не смотря на принятые предупредительные меры, не смотря на утонченную деликатность в обращении, исконно недоверие, нерасположение и враждебность представителей одних религий к представителям других религий, все-таки прорывались наружу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Но, мне кажется, нужно еще доказать, что положение евреев в Новгороде к 1470 г. было настолько благоприятно, что могло обеспечить успех проповеди иудейства, а пока это не доказано, остается гипотеза Е. Е. Голубинского , – что ересь обязана своим распространением тому обстоятельству, что Схария явился очень умелым пропагандистом и, обратив в иудейство двух священников – Дионисия и Алексия, действовал уже чрез них, не занимаясь сам активной пропагандой. 607 Но эта гипотеза лишь «более или менее», по словам самого акад. Голубинского, 608 может объяснить «трудно понимаемый факт», и потому остается не более, как гипотезой. Не лучше ли объяснит «трудно понимаемый факт» гипотеза Руднева, при которой естественнее допустить приближение христианина к иудейским воззрениям хотя бы чрез посредствующую стадию «христианского вольномыслия»? Я хочу только, в выводе из всего сказанного, заключить, что, если мнение о том, что учение жидовствующих было чистым иудейством, имеет за себя важные данные и таких серьезных защитников, как м. Макарий и акад. Голубинский, – то и мнение Руднева о том, что в ереси присутствовал элемент рационализма, христианского вольномыслия, не было до сих пор опровергнуто неоспоримыми доводами и имеет поэтому право на существование. 609 Третье мнение о происхождении ереси старается сблизить ересь с теми культурными движениями, которые происходили в это время в юго-славянских странах. На возможность такого сближения вскользь указывал акад. А. И. Соболевский еще в 1903 г. 610 Более обстоятельная попытка принадлежит Ф. М. Ильинскому, автору статьи: «Русские богомилы XV века», 611 в которой под богомилами автор подразумевает именно жидовствующих. Главные положения статьи г. Ильинского заключаются в следующем. Исследователи слишком мало обращали внимания на личность одного из видных покровителей ереси – дьяка Курицына; с другой стороны, в попытках определить причины ереси обращались преимущественно к Западу, или ж личности Схарии, или к «русскому народному духу». Автор считает необходимым «заглянуть на православный Восток, в Грецию и в славянские соседние земли и посмотреть, что там происходило.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К тому же побуждало автора и самое название сочинения: в труде, который горделиво выдается как бы за лидийский камень, на котором в совершенстве испытывается всякое учение веры, или за скалу, на которой крепко утверждена истина, сильная для отражения всяких нападений и заблуждений, игнорирование латинских разностей от православия является важным и непростительным недостатком 693 . Чем же объяснить его? Тем, по мнению автора, что митрополит Стефан Яворский питал твердые и несомненные симпатии к латинству: он учился в католических школах и вместе с учением заимствовал обычаи, характер и наклонности латинян 694 . Доказательством этого служит его способ полемики с лютеранами в «Камне веры»: по обычаям и правилам своих учителей он произвольно и не без фальши из лютеранского учения выбирает пункты для полемики и потом свободно опровергает их; приводя свидетельства из св. Писания и св. отцев церкви, он смело придает им свой смысл, благоприятный для его мнений, а бесцеремонностию в обвинении противников, остротою злоречия, за отсутствием лучших средств для борьбы, и предвосхищением себе победы – он не только повторяет, но и превосходит своих учителей – латинян; «вообще – не своим, но их умом писал и на чужом осле пахал» 695 – замечает автор о Яворском. Таким образом, последний был для латинян человеком, весьма полезным и вполне пригодным для их дела – распространения католического влияния в России, которое было тем более желательно для приверженцев папства, что в царствование Петра I они не находили благоприятных условий для своей деятельности в России. Благосклонный прием, который был оказан русским Государем протестантам, беспокоил католиков и вызывал в них неприятные чувства: для противодействия протестантам католики и воспользовались благорасположением к ним Яворского и чрез него излили свою ненависть к первым 696 . Служа интересам католической пропаганды и возбуждая русских против протестантов, Яворский своею тайною целию ставил порвать добрые отношения между теми и другими и тем подготовить почву для сближения православных с латинянами. Известно, что в юго-западной России как православные, так и протестанты, одинаково терпят притеснения от папистов и ведут с ними борьбу общими силами: своим сочинением Яворский и имел в виду разрушить этот взаимный союз православных и протестантов, поселить между ними вражду и ненависть и чрез то облегчить для католиков их задачу – подчинить своему влиянию тех и других. А что это опасение – не напрасное и не ложное, показывают то сочувствие, с которым книга Яворского была принята в католической среде, и усердие, с которым паписты стараются распространить ее в возможно широкой степени 697 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Чтобы хоть сколько-нибудь загладить в глазах русского правительства свою вину, Вселенская Патриархия и вся вообще высшая иерархия восточно-православной церкви сама искала благоприятного повода к тому, чтобы снова сблизиться с Русской Миссией (дипломатической – А.Н.) и поспешила воспользоваться для того присутствием преосвященного Кирилла в Константинополе. Преосвященный Кирилл, предупрежденный о том Русским посольством, со своей стороны поспешил содействовать сближению представителей высшей иерархии Греческой Церкви с русским правительством и нашим посольством в Константинополе» 17 . Представившись Святейшему Кириллу и Блаженнейшему Кириллу (Патриархи и Константинопольский, и Иерусалимский оба носили имя «Кирилл»), наш преосвященный начальник Миссии посетил и виднейших членов Константинопольского Синода митрополитов Никомидийского, Ефесского, Кизического и Халкидонского. Все иерархи старались больше говорить о нуждах Греческой Церкви, однако некоторые из них высказывали и свои добрые чувства к России, к Русской Церкви и лично к епископу Кириллу. «Кизический митрополит Иоаким, один из виднейших членов Синода, засвидетельствовал пред преосвященным Кириллом от лица своего и всей Греческой Церкви самую искреннюю благодарность Св. Синоду за отправление на Восток столь достойного представителя Церкви Греко-Российской. Он присоединил к этому надежду, что хоть цель посольства его не относится собственно к Константинополю, тем не менее, присутствие его на Востоке принесет благодетельные плоды для всей Греческой Церкви, как оно уже дает им возможность возобновить сношения с Русским посольством. Сношения эти, прибавил митрополит, происходили иногда на самой короткой ноге, но при изменившихся обстоятельствах должны были принять более осторожный характер, но должно смотреть не столько на действия, сколько на внутренние побуждения. Почти то же самое и в тех же почти выражениях говорил с преосвященным Кириллом и Халкидонский митрополит. Он дополнил только мысль своего предшественника замечательной оговоркой, что Патриархия и прежде обращалась по необходимости к политической Миссии и всегда находила в ней верную поддержку и защиту; теперь же присутствие на Востоке русского епископа доставит им двойную опору и утешение. Для того, чтобы выразить еще положительнее духовную радость Греческой Церкви по поводу этого события, Халкидонский митрополит прибавил, что в уповании на Бога, делающего и невозможное возможным, он не теряет надежды видеть некогда преосвященного Кирилла в числе членов своего Константинопольского Синода» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

На основе эмоциональной близости вырастает и  дальнейший психический обмен, создается взаимодействие умов, создается единство в действиях. Тайна социального сближения может быть найдена в нашей эмоциональной отзывчивости или употребляя уже приведенный выше термин — в  эмоциональном резонансе. Когда вы идете по улице и увидев собравшуюся толпу присоединяетесь к ней, то вас побуждает к этому эмоциональное движение — любопытство, интерес. Мы вступаем членами только в те корпорации, которые нам чем-нибудь нравятся, чем-нибудь нас привлекают; сила и крепость социальных связей в прямой мере и зависят от силы наших чувств в отношении к ним. Нам изначально присуща способность эмоциональной отзывчивости. Одно уже  присутствие людей влияет на нас. Все мы знаем, что, когда во время интимной беседы с другим человеком входит третий, — интимная беседа становится невозможной. Одно присутствие третьего лица нам мешает,  нас волнует, вообще действует на нас эмоционально. Мы не можем быть безразличны по отношению к людям, они эмоционально нас возбуждают. Это особенно ярко сказывается в скоплениях людей. Идите в театр и проанализируйте себя, — могли ли бы вы  так женаслаждаться спектаклем, если бы театр был пуст? Нет! Одним из важнейших источников наслаждения в театре является то, что мы переживаем сценическое представление вместе с другими людьми. Помимо того, что Мы, выражая наше удовольствие, переживаем его сильнее, можно сказать заново заражаемся им, когда видим удовольствие написанным на лицах других людей, — помимо этого само присутствие массы людей доставляет нам огромное наслаждение. Люди влекут нас к себе и быть среди людей — огромное наслаждение. Вот отчего так легко образуются всюду толпы; говорит же наша пословица, что «на людях и смерть красна». Все наши чувства переживаются- нами острее, когда переживаются сообща. Вот отчего мы любим делиться не только горем, но и радостью, — в социальных условиях открывается простор для жизни чувств,  создаются особенно благоприятные условия для их

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=997...

Если бы даже не было этого, то для устранения самого колебания умов, происходящего от постоянных разглашений насчёт перемещения преосвященных, следовало бы оставить преосвященного Исидора на настоящем месте. Для слития воссоединённого духовенства и народа с древлеправославным необходимо нескольколетнее бессменное управление одних и тех же пастырей. Пребывание в Могилёве преосвященного Исидора полезно ещё и потому, что губернатор Энгельгардт действует с ним заодно во всех отношениях, чего не так-то можно ожидать при преосвященном Василии. Дело о Дудаковицкой церкви, в том виде, как оно кончилось, то есть, с присоединением к Православию не только крестьян, но и многочисленной шляхты, вовсе безвредно. Правда, что это обстоятельство употреблено будет враждебною партией для толков неприязненных – но люди сии для подобных толков всегда найдут поводы в каждом случае, действительном или выдуманном; Дудаковицкое ж дело полезно и самою сущностью и впечатлением, произведённым, на массу Римского духовенства – а едва ли впечатлите подобное может быть где безвреднее испытано, как по Могилёвской губернии. Желать, чтобы у нас обошлось без всякого неприятного происшествия, значит желать невозможного. Если мы останемся и в положении совершенно страдательном, то наши противники не оставят нас в покое: они сами будут затевать против нас дела и давать им вид неблагоприятный. Свежее доказательство в известном деле, будто в присутствии Минской консистории поколотили крестьянина, присланного на увещание. Ваше Сиятельство уже знаете, что здесь ни следа нет правды и всё выдумано известным Огинским, Весьма бы стоило, чтобы ему не спустили этого дела без строгого замечания. Милость Государя Императора по делу о Виленских преступниках едва ли не оказана втуне. Действия графа Мостовского уже обнаружили вредное направление – помянутый же выше случай доказывает, что и Огинский, столь легко очищенный и столько облагодетельствованный, едва ли не ободрён к интригам, вредным для правильного хода дел по западным губерниям. Преосвященный Антоний весьма соответствен для Минской епархии – и если бы он не был иногда небрежен, то есть старался более обдумывать распоряжения свои по епархиальному управлению, то здесь и желать бы ничего не оставалось. Духовенство, как древлеправославное, так и воссоединённое, обращается к нему с доверенностью. Весьма важно и то, что общее положение Римлян в нынешних пределах Минской губернии и положение личное управляющего Римскою епархией и губернского предводителя дворянства Ошторпа способствует наружному сближению их с преосвященным Антонием и весьма облегчает ход дел смешанных. Нынешний губернатор Доппельмайер, как бы для оправдания себя, весьма благоприятно действует в видах епархиального управления. Повторяю, что этого человека жаль потерять для здешних стран – если бы можно на него положиться, если бы он захотел быть полезным, то этот человек был бы неоценённый по своему savoir faire.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

При таких обстоятельствах нельзя не опасаться, что если предложены будут условия примирения, умеренно благоприятные для болгар, они не будут угодны грекам, а если предложат условия, угодные грекам, они не будут удовлетворительны для болгар. IV. После стольких между греками и болгарами споров, совещаний, попыток сближения, нет достаточной известности, чего та и другая сторона держится твердо, и чего менее твердо; и потому нет надежного основания даже для догадочного составления согласительных условий. V. России вверяют свое примирение болгары только филиппопольские. Положим, что Россия предложила филиппопольским болгарам способ примирения с патриархом, и они согласились. Но возможно ли сие частное примирение, когда дело касается организации всей церкви, именно, состава патриаршего синода, в котором болгары требуют определенного числа мест для своих архиереев? А можно ли надеяться, что филиппопольским болгарам последуют и другие, и особенно константинопольские, более сильные и более имеющие влияния на прочих? В высшей степени вероятна неудача. Но. конечно, не должно идти на встречу неудаче. VI. Кажется, у греков уже есть мысль, что Россия не беспристрастна, и более расположена к болгарам, нежели к ним. Мысль сия получит подкрепление, если предложится проект условия примирения, который грекам не понравится. Призываемые к миротворству должны остеречься, чтобы, чрез старание доставить мир другим, не приобрести неприязни себе. VII. Задача не так сокращенна, чтобы ее можно было понять и решить по краткой телеграмме. Кто предлагает средство мира? Духовенство, или народ, или оба вместе? Как значительно число согласных на сие, и их влияние на прочих? Можно ли надеяться, что требующие теперь условий мира, по предъявлении сих условий, твердо будут их держаться, и явятся не в бессильном числе? Доколе нет никакого ответа на сии вопросы, дотоле нельзя сделать никакого шага по телеграмме. VIII. Какое же по сему делу, в настоящем его положении, может быть мнение? – Кажется, следующее: 1) требовать дополнительных сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Отрадно, что и Международный Фонд единства православных народов в важном деле консолидации православной общественности занимает лидирующие позиции, собирая под своей эгидой множество людей, призывая и побуждая их оказывать свою посильную помощь во благо всего православного сообщества», — отметил в своем слове Патриарх. Затем к собравшимся в зале обратился Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко, огласивший приветствие Президента России Владимира Путина , в котором глава государства высоко оценил деятельность Фонда. «Уверен, что инициативы Фонда единства православных народов будут и впредь иметь важное значение для сближения стран и народов», — говорится в послании. По традиции ежегодно вручается не более пяти премий. В 2007 году премия была присуждена архиепископу Афинскому и всея Эллады Христодулу , который по причине болезни не смог присутствовать на церемонии, в связи с чем было оглашено послание Синода Элладской Церкви , в котором содержалась просьба о перенесении церемонии вручения премии в части, касающейся блаженнейшего архиепископа Христодула, на более благоприятное для здоровья Предстоятеля Элладской Церкви время. Президент Республики Молдова В. Воронин, получая из рук Патриарха высокую награду, отметил, что «семь лет назад, в небольшой и разоренной Молдове, лишенной природных богатств и зримых материальных ресурсов, мы сказали себе, что наш путь утверждения независимости — это не борьба " против " , это борьба " за " , это борьба за внутреннее согласие, за расположение других народов и взаимопонимание с ними». «Православие — это наше общее сердце, это единая душа наших народов, объединенных не линией государственных границ, а линией той судьбы, которая направляет нас на вечную дружбу, на добрую память и признательность, — подчеркнул в своем слове глава Молдавии. — Верю в то, что новые времена обогатят наши отношения новыми духовными приобретениями, а самая яркая страница истории дружбы и партнерства Молдовы и России лишь только открывается».

http://patriarchia.ru/db/text/353714.htm...

Игнатьеву (русскому посланнику в Константинополе) о их (единоверческой) просьбе; но прежде тщательно формулировать содержание дела, дабы не случилось, что патриархи не точно поймут дело, мало им знакомое, и бросят на него не прямой взгляд, который поправлять труднее будет, нежели как в начале открыть прямой и точный вид дела» 1362 . Мы ничего не знаем о том, как велись в данное время сношения с восточными патриархами; только от Константинопольского посольства, как узнаем потом, получены были самые неблагоприятные сведения. Из Константинополя писали, что настроение восточной иерархии не благоприятствует успеху дела, что восточные патриархи едва ли согласятся признать двоеперстие и другие до-Никоновские обряды в смысле единоверия правильными 1363 . Насколько справедливы были эти опасения, неизвестно; во всяком случае, благодаря им, дело сношения с восточными патриархами и в означенное время приостановилось до более благоприятного будущего 1364 . III. Вопрос o так называемых жестокословных порицаниях на старые обряды Сущность и значение вопроса. Выяснение этого вопроса м. Филаретом в «Беседах к глаголемому старообрядцу». Официальное возбуждение им этого вопроса в 50 годах. Новое возбуждение этого вопроса самими единоверцами в 60 годах и участие в этом деле Московского святителя. В тесной связи с вопросом о клятвах Московского собора 1667 года стоит вопрос о так называемых «жестокословных порицаниях» на старые обряды, под которыми разумеются встречаемые в полемических и других сочинениях православных писателей неосторожные и слишком резкие отзывы об уважаемых старообрядцами преданиях и обычаях. Будучи порождением духа времени и допущенные в пылу полемического увлечения и в ответ на еще большие резкости и хулы самих раскольников, эти порицания, подобно клятвам собора 1667 года, стали со временем для раскольников одною из важных преград на пути к их сближению с церковью, одним из обвинений православной церкви и одним из нареканий на единоверие. Этими порицаниями не мало смущались и сами единоверцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010