Методы педагогической работы по усвоению религиозных знаний. Духовно-нравственное воспитание и преподавание вероучительных знаний детям в церковно-приходской воскресной школе Особенности духовного воспитания дошкольников, детей младшего школьного возраста, подростков юношества. Формы, методы и методики проведения занятий по вероучительным дисциплинам с различными возрастными категориями детей. Стандарт необходимых вероучительных знаний и церковных навыков для воскресных школ. Анализ программ, пособий по духовно-нравственному воспитанию и православному образованию. Преподавание Основ православной культуры Цели и задачи изучения православной культуры. Специфика преподавания ОПК. Примерное содержание учебных курсов по ОПК. Характеристики основных учебно-методических комплексов по ОПК. Специфика культурологического подхода в преподавании ОПК. Использование мультимедийных пособий в преподавании ОПК. Особенности преподавания христианской этики в воскресной школе для детей Поиск смысла жизни и вера в Бога. Ответ на вопрос о смысле жизни в философиях и религиях мира. Ответ на вопрос о смысле жизни в Ветхозаветной религии. Декалог как основа нравственности человечества. Христианское понимание смысла жизни. Нагорная проповедь. Евангельский закон любви. Свобода человека. Покаяние как свободный выбор нового пути (притча о блудном сыне). Основные страсти человека. Основные добродетели человека. Этика человеческих отношений. Достоинство личности. Образ Божий. Этика общественного служения. Подвиг. Миссиология Богословское понимание миссии Церкви. История миссии. Организац и я ми с сионерской деятельно с ти в епархиях Ру с ской Церкви. Организация ми с сионерской работы на уровне прихода. Основные ас п екты мис с ионер с кой работы. Приход с кая ш кола и ее просветительно-миссионерская деятельность. Сектоведение Понятие о секте. Секты протестантского происхождения. Восточные, неоиндуистские и неоязыческие секты. Псевдорелигиозные тоталитарные объединения. Сатанинские секты. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Церковь и нация.

http://mitropolia.spb.ru/docs/primernaya...

Мих[аил] Горев. 28/ХI–27 г. Сытинский туп[ик] д. 3, кв. 5. Тел[ефон] 5-44-30.   36   25 августа 1940 г.—Из «Регистрационного бланка» члена ВКП(б) М. В. Горева   ЦК ВКП(б)/Организационно-инструкторский отдел. Регистрационный бланк члена ВКП(б). Партбилет 3636357. Основание выдачи партбилета: [Вз]амен испорченного 2359839… «26» августа 1940 г. Первичная парторганизация; райком, горком, область, край, республика: 95-я средняя школа/Октябрьский РК г. Харьков/Харьковская обл[асть] УССР. Горев-Галкин Михаил Владимирович… Член ВКП(б) с января 1919 г. Принят Центральным РК г. Москвы. Перерыв с 7/II – 1935 г. по 22/VIII – 1938 г… 11. Образование — в каких учебных заведениях учился, где, когда, окончил ли: Окончил Петербургскую Введенскую классическую гимназию в 1903 г. Окончил Военно-медицин[скую] Академию в г. Петербурге в 1909 г. Окончил Петербургский университет в 1913 12. Основная профессия и специальность а) по образованию: преподаватель соц[иально]-эконом[ических] дисцип[лин]/стаж 11 б) по опыту работы: Антирелигиозник/стаж 22 13. Род занятий с начала трудовой деятельности:   С какого времени (месяц, год) По какое время (месяц, год) Название предприятия, учреждения (название местности); род занятий или должность VIII-1903 VIII-1906 Военно-медицин[ская] академ[ия] (г. Петербург)/студент IX-1906 XII-1906 Ссылка (г. Уфа)/под надзором полиции I-1907 VIII-1909 Военно-медицинская академия (г. Петербург)/студент IX-1909 VII-1913 Университет (г. Петербург)/студент VIII-1913 IX-1914 Колтовская церковь (г. Петербург)/священник IX-1914 XII-1914 Череповецкий монастырь (г. Череповец)/ I-1915 XII-1917 Колтовская церковь (г. Петербург)/священник XII-1917 V-1918 Совнарком (гг. Петербург – Москва)/консультант по вопросам, связанны[м] с религиозными организац[иями] VI-1918 I-1921 Наркомюст (г. Москва)/эксп[е]рт; зам[еститель] зав[едующего] 8-го I-1921 XII-1922 Комиссия по изъятию церковных ценностей при ЦК РКП(б) (г. Москва)/член Комиссии XII-1922 VI-1926 С[оюза] в[оинствующих] ССС[Р]; редакция газеты [«]Безбожник[»] (г. Москва)/редактор газеты; зам[еститель] председателя

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

9 дев. При школах имеются общежития почти для всех детей Всего в восьми миссиях 91 и 14 миссионерских приходов 99 в трех миссиях Таблица цифровых данных миссий, устроенных по образцу сибирских Название миссий Число станов Число церквей Число миссионеров Число обращений Число школ Число учащихся Число других учреждений Астраханская для Калмыков-ламаитов 3 и 2 поселка 5 миссионеров. 5 псаломщиков. Трудятся также приходские священники 7 миссионерских и 1 двухклассная для крещеных калмыков 2 приюта Ставропольская: 1) для Калмыков-ламаитов 2 миссионера. 2 псаломщика 1 приют 2) для Трухмян-магометан 1 молитвенный дом 1 приют 3) для горцев-магометан При женском Спасо-Преображенском монастыре При том же монастыре 1 миссионерствующий священник Пермская для Черемисов У каждого миссионера от 6 до 9 поселков с населением от 1½ до 4 тысяч обоего пола Женский монастырь с соборным храмом 1 архимандрит и 3 священника миссионера 12 и 1 при монастыре В монастыре 60 сестер, 1 приют для 15 девочек и 1 богадельня с 12 призреваемыми Оренбургская для Киргиз 3 и 10 русских поселков 8 и священники 10 русских поселков Екатеринбургская: для Вогулов ясачных, для Вогулов кочующих и Башкир-магометан 2 священника для разъездов по кочующим Вогулам Рязанская – противо-мусульманская Всего в шести миссиях 10 станов, 14 поселков и 1 миссия при монастыре 8 церквей, 2 монастыря и 1 молитвенный дом 29 миссионеров. Почти все владеют инородческими языками, а некоторые даже происходят из инородцев 5 приютов и 1 богадельня Количество просвещенных св. крещением за 30 последн. отчетных лет Годы Алтайская миссия Киргийская миссия Иркутская миссия Забайкальская миссия Енисейская миссия Якутская миссия Тобольская миссия Камчатская миссия Японская миссия Астраханская епархия Самарская епархия Казанская епархия Уфимская епархия Вятская епархия Пермская епархия Оренбургская епархия Рязанская епархия Ставропольская епархия 12.859 45.936 17.481 23.953 124.204 По прилагаемым таблицам можно судить, насколько успешно и плодотворно трудятся в настоящее время деятели русского миссионерского поприща.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

После татарского разгрома, особо тяжелого для Юго-Восточной Руси, митрополиты Киевские и всея Руси всё чаще бывают во Владимире. Однако, с 1274 года Владимирская епархия определенно была действующей и её архиерей пребывал в своёт титульном граде. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим окончательно переселился во Владимир, будучи утвержден в этом выборе явлением Пресвятой Богоматери. Хотя митрополит продолжал носить наименование Киевского, Владимирская епархия составила новую Митрополичью область, а отдельные Владимирские архиереи не назначались. Святитель Петр в 1325 году перенес митрополичью кафедру в Москву, но оставил Владимир в своём непосредственном управлении. Большая часть прежней Владимирской кафедры продолжила существование как отдельная Суздальская епархия, но Владимирский край разделил церковную судьбу Московской епархии вплоть до 1740-х годов. В 1352-1354 годах Владимирская епархия кратковременно существовала в виде наместничества - своего рода викариатства, которое занимал нареченный митрополитом святитель Алексий Московский . Указом от 16 июля 1744 года был вновь учреждена местная Владимирская епархия, на деле открывшаяся 10 февраля 1748 года. Указом от 6 мая 1786 года к ней была присоединена Суздальская епархия, кафедральным городом вновь объединенной Владимиро-Суздальской епархии стал Суздаль. В 1788 году к епархии была присоединена и Переславльская, а её название изменено на Суздальскую. При императоре Павле была проведена еще одна административная реформа надолго закрепившая местное церковное первенство за Владимиром - 31 июля 1798 года туда была перенесена архиерейская кафедра, а 16 октября 1799 года епархия вновь поименована Владимирской. С 1922 по 1936 год существовала одноименная обновленческая епархия и с 1925 года - григорианская. После восстановление Владимирской области в 1944 году границы Владимиро-Суздальской епархии совпадали с её пределами. 16 июля 2013 года из состава Владимирской епархии были выделены самостоятельные Муромская и Александровская епархии, после чего в ведении Владимирской кафедры остались городские округа Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров; ЗАТО Радужный, а также Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский и Суздальский районы в средней части Владимирской области. Одновременно Владимирская епархия была определена центром новоучрежденной Владимирской митрополии.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

3322. АНТОНИЯ (ФИЛЬКИНА), игумения. (Настоятельница Флоровского Вознесенского монастыря)/Прот. Л. Рохманюк. – 1987, 2, 18. 3323. АНТИПА (МИХАЙЛОВ), архим. (Успенский Псково-Печерский монастырь). Некролог. – 1989, 11, 30. 3324. АФАНАСИЯ, игумения. (Свято-Никольский женский монастырь в г. Мукачево).Некролог/Архим. Василий. – 1985, 4, 23. 3325. БОРИС (БАЛЕН-ДЕ-БАЛЮ), архим. (Одесский Успенский мужской монастырь).Некролог. – 1988, 9, 63. 3326. БОРИС (НИКИТЮК), архим. (Одесский Успенский мужской монастырь).Некролог/Игум. Иннокентий. – 1987, 3, 32. 3327. ВАРВАРА (ТРЕТЬЯК), игумения. (К назначению настоятельницы Толгского Введенского монастыря). – 1988, 12, 25. 3328. ВАРЛААМ (ЯКОВЕНКО), схиигум. (Почаевская Успенская Лавра). Некролог. – 1989, 10, 32 3329. ВИССАРИОН (МАТИЧИН), архим. (Курская епархия). Некролог. – 1987, 11, 44. 3330. ВЛАДИМИР (СТРИНАДКО), архим. (Черновицкая епархия). Некролог. – 1989, 5, 30. 3331. ГАЛАКТИОН (КАПАЦЫН), иером. (Кишиневская епархия). Некролог. – 1988, 1, 29. 3332. ГЕОРГИЙ (ТЕРТЫШНИКОВ), архим. (Троице-Сергиева Лавра). Некролог/Архим. Макарий (Веретенников) . – 1998, 12, 33. 3333. ГЕОРГИЯ (ЩУКИНА), игумения. (К назначению Настоятельницы Горненского монастыря в Иерусалиме). – 1991, 8, 20. 3334. ГЕРАСИМ (ПРОКОФЬЕВ), архим. (г.Москва). Некролог. – 1987, 8, 43. 3335. ГЕРМАН (КРАСИЛЬНИКОВ), архим. (Московская епархия). Некролог/Прот. В. Смирнов. – 1986, 5, 24. 3336. ГЛЕБ (ЛЕГЕЙДА), игум. (Ярославская епархия). Некролог. – 1988, 2, 32. 3337. ДАНИИЛ, игум. (Новгородская епархия). Некролог. – 1991, 3, 45. 3338. ДИМИТРИЙ (КРАСУЛЯ), архим. (Ворошиловградская епархия). Некролог. – 1990, 3, 46. 3339. ДИМИТРИЙ (ПОДЛЕСНЫХ), архим. (Ярославская епархия). Некролог. – 1985, 6, 26. 3340. ДОМЕТИАН (ТИРОН), иером. (Кишиневская епархия). Некролог. – 1985, 5, 29. 3341. ЕВГЕНИЯ (ОЗЕРОВА), игумения. (Аносинский Борисоглебский монастырь под Звенигородом). Некролог. – 1995, 11, 76. 3342. ЕФРЕМ (КЛЕНИН), иером. Последний ризничий Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря/А. Любавин. – 1998, 8, 34.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава первая Территориальное устройство и состав русских епархий южной и юго-восточной части бывшего Московского Патриархата в начале XVIII века. Епархии: I) Воронежская; присоединение к ней городов от Рязанской и Белогородской епархий. II) Рязанская епархия. Спор из-за вновь построенного на р. Медведице г. Петровска между Тамбовскими и Астраханскими владыками; приписка его вместе с прикрытой Тамбовской епархией (1701 г.) к Рязанской епархии, бывшей в управлении местоблюстителя Патриаршего престола м. Стефана Яворского . III) Коломенская епархия. IV) Крутицкая (Сарская и Подонская) епархия. V) Белгородская епархия и границы её с Воронежской в бассейне р. р. Икорца, Битюга и Осерда. VI) Астраханская епархия. VII) Казанская епархия. VIII) Вятская епархия. IX) Нижегородская епархия. – Азовская епархия. Неудачная попытка Петра присоединить к России г. Азов и учредить в нем, по настоятельному предложению иерусалимского патриарха Досифея, самостоятельную Азовскую епархию, даже митрополию с подчиненными епископами по городам. Неопределенность епархиальной подведомственности земель Донских казаков. Приписка их к Воронежской епархии (1718 г.). Приписка в 1719 году из Патриаршей области к Нижегородской епархии городов: Балахны, Юрьевца Повольского и Галицкого уезда по р. Унжу, но только по духовным делам, главным образом в целях противораскольнической миссии. Упорядочение великорусских епархиальных территорий посредством отписки городов от одной епархии и приписки их к другой, или посредством передачи полых населенных пунктов в управление того или другого епархиального архиерея для Петра было делом совсем неважным. Подобные дела он решал скоро и. если можно так выразиться, между делом, даже в походах. I Выразительным примером сказанного может служить разрешение давнишнего спора из-за городов и территорий между воронежским святителем Митрофаном и рязанскими митрополитами Павлом (1681–1686 гг.) и Авраамием (1688–1700 гг.). Спорными городами оказались города: Усмань с Толшевской пустыней, Демшинск, Романов, Белоколодск, Данков и Лебедянь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава вторая Присоединение прибалтийских областей (Корелии, Ингрии, Эстляндии и Лифляндии) к России. Основание Петербурга (1703 г.). Церковное управление в новом крае. Неосуществившееся предложение патриарха Досифея – поставить архиереев в Петрополе (Петербурге) и Нарве и ввести митрополичье управление в русской церкви. Своеобразный характер церковно-епархиального управления в С.-Петербургском крае (Ингерманландии), вверенном Феодосию Яновскому. Отношение Феодосия, как духовного управителя, к новгородским владыкам, которым он обязан был подчиняться, как епархиальным архиереям. Состав Петербургской церковной области. Ладожское и Корельское викариатства; отношение викариев к Новгородской митрополии и м. Иову. X. Новгородская епархия, её состав и границы в начале XVIII в. XI. Псковская епархия. Присоединение к ней Эстляндии и части Лифляндии. Церковное управление в г. Риге, под главной властью местоблюстителя. XII. Смоленская епархия. XIII. Тверская епархия. XIV. Ростовская епархия. XV. Вологодская епархия. XVI. Великоустюжская епархия. XVII. Холмогорская епархия. XVIII. Суздальская епархия. XIX. Патриаршая область. Постоянство их состава и границ. 6-го ноября 1711 г. Петр I, привыкший никому не уступать ни в чем, с тяжелым чувством, даже со слезами писал генералу Ф. М. Апраксину, что во избежание войны надобно отдать Азов и срыть Таганрог, «ибо зело злобны являются турки для неотдачи Азова». 117 Азов и Таганрог – эти опорные пункты на берегах Азовского моря, облитые русской кровью – пришлось уступить, повернув взор к Персии. Петр, однако, не пал духом. Он давно уже «ногой твердой» встал при другом море – Балтийском, откуда сам грозил шведам. Потери на юге были вполне вознаграждены на северо-западе приобретениями на берегах Балтийского моря. Ингрия с Корелией, Эстляндия и Лифляндия при Петре вошли в состав территории русского государства и церкви. В 1702 г. была взята у шведов крепость, некогда с именем Орешка принадлежавшая Новгороду и переименованная Петром в Шлиссельбург, в 1703 г. 16-го мая положено основание Петербургу, затем заложена крепость Кроншлот, на острове Котлине с южной стороны, в том же 1703 году Шереметьев взял города: Копорье, Ям, (Ямбург) и опустошил Эстляндию и сжег Везенберг, (Раковор), в следующем, 1704 г. взяты Дерпт (Юрьев) и Нарва (Ругодив); вслед за Нарвой сдался Иван-Город. В 1710 г. укреплен Кронштадт, на северной стороне Котлина. После Полтавской победы (1709 г.) военные дела Петра по берегам Балтийского моря пошли еще успешнее. В июне 1710 г. сдался Выборг и, по выражению Петра, была устроена крепкая подушка Петербургу; в сентябре сдался Кексгольм, и покорение Корелии, было закончено, в июле 1710 г. сдалась осажденная еще в 1709 г. Рига, в августе сдались Пернов 118 , Аренсбуг 119 – главный город острова Эзеля 120 , в сентябре – Ревель. 121 Таким образом, к концу 1710 года все пространство от северных берегов Финского залива до берегов Западной Двины было присоединено к России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Духовная Миссия в Корее. С 1917 по 1930 год Миссию возглавлял архимандрит Феодосии (Перевалов). В 1936 году митрополит Сергий командировал в Сеул иеромонаха Поликарпа (Приймака). В 1941 году он был назначен начальником Миссии с возведением в сан архимандрита.  В 1948 году он был отстранен полицейскими властями от управления Миссией и в июне 1950 года выслан за пределы страны. Имущество Миссии было передано во владение митрополита Американского Феофила. Недавно структура зарубежных представительств Московской Патриархии была преобразована и на сегодняшний день представляет собой следующее: Аргентинская и Южно-Американская епархия, Баденско-Баварская епархия, Берлинская и Лейпцигская епархия, Брюссельско-Бельгийская епархия, Венско-Австрийская епархия, Гаагско-Нидерландская епархия, Дюссельдорфская епархия, Корсунская епархия, Сурожская епархия, Патриаршие приходы в Канаде, Патриаршие приходы в США, Цюрихское викариатство, Представительство Патриарха Московского при патриархе Антиохийском, Представительство Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей, Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах. Японская Автономная Церковь представлена одним главой – митрополитом Токийским и всей Японии Феодосием. 7 Храмы и монастыри На 1 января 1918 года в России насчитывалось 1253 монастыря и скита. На каждый монастырь приходилось в среднем 70–80 приходских, домовых церквей и часовен, т. е. в общей сложности около 80.000 молитвенных зданий. Согласно Декрету от 20 января 1918 года, все молитвенные здания (храмы) стали собственностью государства. Осенью того же года начали “работу” особые комиссии по ликвидации церквей. За 4 года было закрыто или уничтожено почти 20.000 храмов. В 1922 году в Советском Союзе насчитывалось 60 тысяч действующих церквей (соборных, приходских, кладбищенских и домовых), 1313 монастырских храма и 4 лавры. За этот год Церковь потеряла еще 10 тысяч. Июнь 1923 года. Храмы Троице-Сергиевой Лавры в Загорске, в которых уже два года назад было прекращено богослужение, превращены в музей. В Свято-Троицком соборе открыто лежат мощи одного из величайших русских святых – преподобного Сергия Радонежского. Комсомольцы и комсомолочки хихикают, отпускают иронические реплики. Юноши демонстративно стоят в шапках. Рядом – сотни людей, не только русских, преклонив колена, молятся у поруганных мощей и благоговейно лобызают останки преподобного. Картина обычная для того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

описания церквей бывш. Царёвского у. в границах Волжского благочиния Калачевской епархии). Однако систематическое выявление, учет и описание подобного рода документов в региональных хранилищах до сих пор не проведены. Описания епархий, XVIII - нач. XX в.: Архангельская епархия: Максимович Л. М. Подробное ист. описание Архангельской епархии//Любопытный месяцослов на лето от Рождества Христова 1795… М., 1795. С. 1-180. 2-я паг.; Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии/Сост., ред.: В. А. Смирнов. Архангельск, 1894-1896. 3 вып.; Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902; Варшавская епархия: Амвросий (Лотоцкий), архим. Церковно-ист. и стат. описание Варшавской правосл. епархии. Почаев, 1863; Владивостокская епархия: Разумовский А. Г. Владивостокская епархия за первые 5 лет ее существования (1899-1903 гг.). Симферополь, 1906; Владикавказская епархия: Попов И. Г. Владикавказская епархия в 1903 г.: Краткий стат. обзор. Б. м., б. г.; Владимирская епархия: Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1886. Т. 1: Александровский уезд; Добронравов В. Г., Березин В. М. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1893-1898. 5 вып.; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Краткие ист. сведения с прил. описей сохраняющихся в них древних предметов. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри; Волынская епархия: Теодорович Н. И. Ист.-стат. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1888-1903. 5 т.; Воронежская епархия: Описание Воронежской епархии//Воронежские ЕВ. 1867. 2. С. 51-57; 3. С. 75-79; 5. С. 139-147; 6. С. 191-197; 7. С. 219-227; 8. С. 261-269; 11. С. 354-360; 12. С. 385-390; 13. С. 436-441; 15. С. 493-498; 17. С. 556-564; 1868. 4. С. 118-128; Ист.-стат. описание церквей и приходов Воронежской епархии: Воронежский у.//Воронежская старина. Воронеж. 1904. Вып. 5. Прил. С. 1-96; Вып. 7. Прил. С. 97-182; 1909. Вып. 8. Прил. С. 183-213; Поликарпов Ф.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

С начала активного освоения русскими территории совр. Пензенской обл. в кон. XVI - нач. XVII в. регион в церковном отношении подчинялся Патриаршей области , в 1721-1742 гг. входил в состав Синодальной области , в 1742 г. был включен в состав Московской епархии . По решению Синода от 26 мая 1749 г. Краснослободская десятина передана Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ), Пензенская, Саранская и Инсарская десятины - Нижегородской епархии (см. ст. Нижегородская и Арзамасская епархия ), Верхне- и Нижнеломовская, Керенская десятины - Суздальской епархии . 16 окт. 1749 г. Пензенская десятина включена в состав Астраханской епархии (см. ст. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1750 г. туда же отошел Мокшан с приписными церквами. В 1758 г. большая часть территории региона вошла в состав возобновленной Тамбовской епархии (см. ст. Тамбовская и Рассказовская епархия ). В 1764 г. Нижегородской епархии передан Саранск. На протяжении 70-80-х гг. XVIII в. нек-рые села перераспределялись между епархиями. К 1788 г. храмы и мон-ри региона относились к юрисдикции Тамбовской, Астраханской, Казанской (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия ), Нижегородской и Рязанской епархий. К кон. XVIII в. территория региона была разделена между Тамбовской, Нижегородской, Астраханской и Рязанской епархиями. Пензенская епархия в 1799 г.- нач. XX в. Самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия была создана согласно резолюции имп. Павла I Петровича на докладе Синода от 16 окт. 1799 г. (ПСЗ. Т. 25. С. 813, 815-816, 818. 19156). В новую епархию из состава Астраханской епархии отошли 267 церквей, из состава Тамбовской епархии - свыше 300 церквей. Первый епископ Саратовский и Пензенский Гаий (Такаов ; 1799-1808, впосл. архиепископ) получил распоряжение пребывать в Пензе, где имелся пустовавший после упразднения Пензенской губ. в 1797 г. наместнический дом. В 1801 г. Пензенская губ. была восстановлена, 4 дек. 1803 г. епархия стала именоваться Пензенской и Саратовской, до 1828 г. в ее состав входили Пензенская и Саратовская губернии. На момент основания в Пензенской епархии было 615 приходских церквей, 11 мон-рей, включая нештатные (из них 8 мужских и 3 женских), ок. 2,5 тыс. священно- и церковнослужителей, ок. 1,7 млн прихожан.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010