Объем и содержание темы «Иконография Богоматери» в исторической постановке. Библиография предмета Введение Библиография предмета I. Древнехристианская эпоха Образы Божией Матери в живописи римских катакомб и на рельефах саркофагов «Благовещение» и «Рождество Христово» Поклонение волхвов» в живописи римских катакомб «Поклонение волхвов» на римских и равеннских саркофагах и на солунском амвоне Изображения на группе мелких памятников Саркофаги церкви св. Енграции и киворий собора Сан Марко II. Образ Божией Матери «Оранты» и его отношение к «чину» «дев» и «диаконисс» в древней церкви Чин «дев» и чин «диаконисс» Изображения на стеклянных донышках сосудов из катакомб Развитие образов Богоматери и «священных дев» Изображения на медальонах, печатях, крестах и саркофагах III. Переходная эпоха первой половины V века. Эфесский собор 431 г. Мозаики церкви св. Марии Маджоре в Риме IV. Греко-восточный период христианского искусства. Роль Сирии и Египта в быту и искусстве эпохи. Мартирии. Паломничества V. Появление моленной иконы. Иконные типы Богоматери V и VI столетий в живописи и скульптуре и художественно-промышленных изделиях Икона Богоматери из собрания преосв. Порфирия Образ Богоматери Оранты в Острианских катакомбах и родственные ему образы Мозаики ц. св. Аполлинария Нового и базилики Евфразия «Помянная» икона в катакомбах Коммодиллы Кодекс Рабулы Иконная идеализация в евангельских сюжетах. Кафедра Максимина Ампулы Монца. Икона и крест из Латеранского клада Коптские и греко-восточные ткани Оклады и диптихи из слоновой кости. Выводы VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке VII. Иконные типы Богоматери греко-восточного и византийского происхождения в западных и восточных памятниках VII и VIII столетий и образы Божией Матери на стенах церкви Св. Марии Антиквы в Риме VIII. Памятники греко-восточной и византийской иконографии Божией Матери на романском Западе в VII–IX веках. Образ Божией Матери «Оранты» в ораториях IX. Исторические данные о почитании Богоматери в древнейшей Византии. Древний византийский стиль. Мозаики храма великомученика Димитрия в Солуни. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Прихожане Благовещенской церкви совершили паломничество в Тихвинский монастырь ноября 2014 Отправляясь в путь, никто из паломников не думал о том, что Тихвинская обитель может быть духовно связана с Благовещенским храмом.  Но, оказавшись в монастыре, они стали делать открытие за открытием. Первый монастырский храм, где оказались паломники, - знаменитая церковь " Крылечко " .  Здесь находится большая чудотворная фреска Божией Матери - копия явленной Тихвинской иконы. Обращают на себя внимание очи Божией Матери: вместо строгости и печали в них угадывается улыбка. Эта фреска была написана на внешней стене монастыря в XVII веке. К стене здесь было пристроено крылечко, и поэтому в народе образ стали называть " Богородицей на крылечке " . В XIX веке, после исцеления перед этим образом тяжко болящего тихвинца Александра Боровского, здесь был построен храм, и фреска Божией Матери оказалась внутри него.   В храме " Крылечко " паломников встречали певчие архиерейского хора, которые пропели песнопения " Помилуй мя, Боже " и " Отче наш " .  Прикладываясь к чудотворному образу, паломники обратили внимание на то, что слева от нее находится еще одна фреска. Оказалось, что на ней изображен святитель Тихон Задонский - небесный покровитель Благовещенской церкви на Васильевском острове: он освящал Благовещенский храм в 1762 году, и он же теперь встречал его прихожан в Тихвинской обители.  После главного события - молебна перед чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в Успенском соборе - паломников встретила экскурсовод Галина Соколова. Это был первый по-настоящему морозный день, и долго находиться на воздухе было трудно. Поэтому паломники вместе с экскурсоводом вошли в Крестовоздвиженский храм и именно здесь услышали рассказ о явлении Тихвинской иконы Божией Матери и основании обители. Явление чудотворной иконы Богородицы на скромной речке Тихвинке произошло в 1383 году - через три года после Куликовской битвы. А в то же самое время в Константинополе из Влахернского храма исчезла икона Богородицы, по преданию, писанная апостолом и евангелистом Лукой. Через семьдесят лет после этого  Константинополь был взят турками… Рухнула Византия - великая православная держава, Второй Рим, в то время как на северо-востоке укреплялся Третий. Именно сюда Божия Матерь пожелала перенести Свой чудотворный образ. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Браилов. Троицкий Браиловский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Виннице-Браиловский Свято-Троицкий монастырь, 1 класса, в местечке Браилове, в 25 верстах от города Винницы. Основан в 1848 году. Сюда переведены инокини из существующего с 1635 года благовещенского монастыря в городе Виннице. В соборном монастырском храме находится чтимая Браиловская икона Божией Матери, по преданию, пожертвованная в 1635 году основателем Благовещенского монастыря, вельможей Михаилом Крапивицким. Богоматерь на этой иконе изображена в короне с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правой рукою; изображение это начертано на холсте, наклеенном на кипарисной доске; живопись — в строго византийском стиле; празднование в честь этой святой иконы совершается 1 октября. В том же монастыре имеется другая Браиловская икона, принесенная сюда в прошлом столетии из Почаевской лавры и по своему изображению отличающаяся от вышеописанной иконы. При монастыре двухклассная школа и с 1898 года санитарные курсы для послушниц. В 1891 году близ села Рожка, Литинского уезда, в хозяйственной усадьбе монастыря — Рожецком монастырище (где прежде существовал православный женский монастырь, упраздненный в конце прошлого столетия с переведением иноков в Винницкий монастырь, которому передано движимое и недвижимое имущество Рожецкой обители), в память о чудесном событии 17 октября 1888 года, устроен храм во имя святого благов. князя Александра Невского, для преимущественной молитвы о здравии и благоденствии Государя Императора России и всего Царствующего Дома и для непрерывного чтения псалтири об упокоении погибших при крушении Императорского поезда; в этом храме две древних святыни: 1) сохранившийся от древнего Рожецкого монастыря Казанской иконы Божией Матери и 2) так называемая Рожецкая икона Божией Матери, бывшая заветною святынею древней Рожецкой обители; по упразднении ее она перенесена была в Винницкий монастырь, а отсюда возвращена в Рожок, в новопостроенный храм. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году "

http://sobory.ru/article/?object=23606

Е. Л. Конявская. К истории святыни Новодевичьего монастыря – Смоленской иконы Божией Матери   Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя «Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь» .  Главный храм обители– в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»– был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжем дворе «на десни стран от святыхъ двереи царскых» . Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и) с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и) с(ко)пъ Смоленьск» . Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет – упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг – победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском соборе . Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета. О том, что икона в какой-то момент оказалась в Москве в Благовещенском соборе Кремля, информация имеется в рассказе о ее возвращении по просьбе смольнян в Смоленск в 1456 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

Закрыть itemscope itemtype="" > Арын Орсариев: Пояс Божией Матери с нетерпением ожидали православные верующие региона Состоялось принесение ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы в Павлодарскую и Усть-Каменогорскую епархии Казахстана 26.05.2014 685 Время на чтение 7 минут Во вторник, 20 мая, самолетом Пояс Богородицы из Петропавловска был доставлен в Павлодар . В аэропорту ковчег со святыней встречали епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава с духовенством епархии, заместитель акима Павлодарской области А.А. Орсариев и руководитель управления по делам религий Павлодарской области Е.М. Рахимжанов, сообщает Патриархия.ru. Молебном Пресвятой Богородице в Благовещенском кафедральном соборе было положено начало поклонению честному Поясу. Почтить святыню прибыли многочисленные верующие. В среду, 21 мая, в день отдания Преполовения Пятидесятницы, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил в Благовещенском соборе Литургию. В завершение Литургии состоялось славление празднику святой Пасхи и молебен перед ковчегом с Поясом Богородицы. Глава Православной Церкви Казахстана обратился к собравшимся со словами поучения и окропил верующих святой водой. Епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава поблагодарил митрополита Александра за принесение на землю Павлодарского Прииртышья великой православной святыни. 21 мая в областном акимате состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с акимом Павлодарской области К.А. Бозумбаевым. Во встрече приняли участие: со стороны Православной Церкви — епископ Петропавловский и Булаевский Гурий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий; со стороны акимата — заместитель акима Павлодарской области А.А. Орсариев и руководитель управления по делам религий Павлодарской области Е.М. Рахимжанов. Глава региона поблагодарил митрополита Александра за визит в Павлодарскую область и духовный дар жителям Прииртышья — возможность совершить поклонение Поясу Божией Матери, которого с нетерпением ожидали православные верующие региона.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/25/ar...

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в п. Ропша Царские места Санкт-Петербурга Протоиерей Аркадий Петровцев   00:14 12.06.2015 55258 Время на чтение 4 минуты Пригород Санкт-Петербурга - поселок Ропша - одно из немногочисленных поселений, предваривших строительство северной столицы на малонаселенной некогда северо-западной окраине России. По Столбовскому мирному договору между Швецией и Московским государством с 17 февраля 1617 года земли Вотской пятины, на которой расположена Ропша, отошли к Швеции. В состав государства Российского они были возвращены в ходе северной войны в самом начале 18 века. В период шведского владычества в Ропше и была построена лютеранская кирха на Княжьей горке, преобразованная Петром Великим в православный храм Благовещения Божией Матери около 1711 года.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/12/...

Вахитовский район. Кремль. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии - архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры. Поскольку еще в декабре 1552 года Иоанн Грозный предписывал известному псковскому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань, взяв с собой работников для построения нового каменного города (кремля), архиепископ Гурий озаботился строительством каменного Благовещенского собора, в возведении которого участвовало с 1556 по 1562 гг. 80 псковских мастеров. Построенный в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей, собор - памятник древнерусской архитектурной традиции крестовокуполного типа - первоначально представлял собой каменный пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами - Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. Главки древнего собора были с шлемовидными куполами. Еще в XVI-XVII вв. собор был украшен внутри фресковой живописью, следы которой сохранились в западной части храма даже после многочисленных пожаров XVII-XIX вв. В частности, в ходе реставрации 90-х гг. XX в. было обнаружено древнейшее фресковое изображение Казанской иконы Божией Матери (XVII в.). Каменная пятиярусная колокольня была пристроена в конце XVI в. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол древней Казани, его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). Под звонницей находился храм в честь святой мученицы Ирины, который по ветхости был в XVII веке закрыт, и возобновлен только в 1832 году на средства купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. Колокольня Благовещенского собора не сохранилась, будучи разобрана в 1928 году.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Двадцать пятый день. Поуч. 1-ое. Благовещение Пресвятыя Богородицы. (Не нужно искать известности). I. Величайшего из чудес и таинств был провозвестник архангел Гавриил: он был послан благовествовать Деве Марии воплощение от Нея Сына Божия. Но как скромно веление Божие было исполнено, и как таинственно благовещение дано! Куда прибыть намереваются, где будут витать, где желают встреченными быть цари земные, – все это заблаговременно в своем месте делается известно, и самые заботливыя начинаются там приготовления к достойному принятию высокого посетителя. Вот Царь неба и земли пришел воплотиться и вочеловечиться: и кто тогда это приметил? кто, кроме Пречистой Девы, ощутил минуту благовещения? Какиеделаны были торжественные приготовления к приятию Вечного в пределы времени, к явлению Бога безтелесного в девственной и чистой плоти? – Никаких. Тихому молчанию содержащу вся... всемогущее Слово Твое, Господи, с небес в средину погибельные земли сниде (Прем. Сол. 18, 14). Когда евангелисту Луке внушено было свыше повествовать о благовещении, ему, для последовательного описания, нужно было употребить некоторые частные указания, дабы поставить вне сомнения действительность этого чудесного события. Что же он указывает? «Послан был ангел Гавриил в Назарет». Одно имя этого города могло иудея вести к недоумению: зачем туда был послан ангел? Ибо сей город был у иудеев в таком презрении, что не редко они повторяли вопрос: «из Назарета может ли быть что доброе» ( Иоан. 1, 46 )? «Послан к деве, обрученной мужу, именем Иосифу», говорит евангелист так, как обыкновенно говорится о самых простых людях. Потом, хотя евангелист и присовокупил об Iocuфe, что он был «из рода Давидова»; но о Божией Матери только заметил: имя деве: Мариам. Для чего такая сжатость в описании? – Евангелист сказал сколько было нужно, чтобы не скрыть истины и открыть ту неизвестность, в которой пребывала Пречистая Дева. Если Иосиф обручник был из дома Давидова, то и Дева Мария также. Ибо роды колен иудейских не смешивались, и он, как потомок Давида, не мог обручиться с девою не из этого рода. Но евангелист не говорит прямо о царском происхождении Девы Марии, очевидно, для того, чтобы сим умолчанием указать на глубокое Ея смирение, по которому всегда Она предпочитала жить в неизвестности, скрывать Свое достойнство, не делать гласною знаменитость Своего происхождения; да научимся и мы, по Ея примеру, ценить и любить скромную долю в жизни, неизвестность в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Местоположение монастыря Астраханский Благовещенский женский монастырь находится в Астрахани к востоку за белым городом в 120 саженях от реки Кутумы, протекающей по северную сторону оного. Монастырь расположен на возвышенном месте, обнесён каменною оградою, которой северная стена значительной вышины по причине наклонения ската горы к скверу, 64 сажень длины, восточная смежная с приходскою Крестовоздвиженскою церковию 34 с двумя небольшими при углах её каменными башнями, южная близ Армянского каменного Собора 59 и наконец западная, с коей граничит довольно обширная площадь простирается на 44 сажени. История монастыря Благовещенский женский монастырь был в Астрахани ещё в 1670 г. Но не только время его основания, но и прежнее место его неизвестны. На том месте, где теперь стоит Благовещенский монастырь с самого начала XVII в. основан был мужской Вознесенский монастырь. В 1604 г. чёрный священник Мисаил испросил у первого Астраханского Архиепископа Феодосия позволения за острогом на бугре подле убогого дома выстроить деревянную церковь для погребения странных и потом начал устроять здесь монастырь и собирать братию. Для содержания нового монастыря отведены были рыбные ловли в реке Кутумов от устья её из Волги до впадения в Балду. Церковь Вознесения освящена была 1620 г. Мая 25 1 . Подле монастыря стали селиться Русские, бежавшие из плена Крымского и Ногайского. Так как гражданское начальство записывало этих людей в стрельцы, то Игумен обратился с просьбой к Царю Михаилу Феодоровичу, чтобы эти поселенцы числились за монастырём как монастырские слуги. Царь Михаил Феодорович не только исполнил эту просьбу Игумена, но вместе предписал в 1617 г. Воеводе Астраханскому Князю Хованскому дозволить монастырю Вознесенскому собирать по 5000 пудов соли в год беспошлинно. В 1624 г. Мисаил испросил у Царя Михаила Феодоровича денежный и хлебный оклад для монастыря, который и выдавался наравне с монастырём Преображенским; а соли дозволено было сбирать десять тысяч пудов. В 1641 г. Игумен Вознесенского монастыря Герасим своею келейною казною стал строить каменную церковь Знамения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Москва. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове. Богоявленский Елоховский собор Карта и ближайшие объекты Во второй половине 15 в. Елохово было пригородным подмосковным селением с церковью Владимирской Богоматери, в приходе которой в 1468 г. родился знаменитый юродивый Василий Блаженный. В 1717 г. на месте деревянного храма был построен каменный с приделом Благовещения. В этом храме в 1799 г. был крещен А.С. Пушкин. Старый храм простоял до 1837 г., когда по проекту Е.Тюрина стал строиться ныне существующий. Освящение было 18 октября 1853 г. Купол и аттик над трапезной были сделаны в 1889 г. архитектором П.П. Зыковым. Главный престол освящен в честь Богоявления, южный придел - Благовещения Пресвятой Богородицы, северный - святителя Николая. Святыня - Чудотворная Казанская икона Божией Матери. В 1925 г. в Сретенье в храме служил литургию Патриах Тихон. Храм в годы советской власти не закрывался. После закрытия Богоявленского храма в Дорогомилове, бывшим патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя. Церковь в селе Елох была построена в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I. В 1799 г. в этом храме был крещен А.С. Пушкин, о чем свидетельствует обнаруженная во второй половине XIX в. запись в метрической книге. Современное церковное здание на месте более древнего храма возвели в 1835–1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Внутренняя отделка продолжалась еще в течение нескольких лет, и полное освящение храма состоялось в 1853 г. Купол и аттик над трапезной соорудили в 1889 г. (архитектор П.П. Зыков). Огромный классицистический храм, вмещающий несколько тысяч молящихся, имеет кубическую форму и увенчан пятью главами. Колокольня первой половины XIX в. имеет четыре яруса. Главный престол храма – во имя Богоявления Господня; приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (южный) и во имя святителя Николая Чудотворца (северный; создан в 1912 г., стены расписаны известным иконописцем В.П. Гурьяновым). В соборе находится пятиярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01857

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010