На иконе из Успенского собора Георгий выступает в образе храброго и стойкого воина, покровителя ратных людей. Особенно выразительно его лицо, сочетающее в себе свежесть юности с мужественной силой. Правильный овал лица обрамлен густой шапкой коричневых волос. Большие, пристально глядящие на зрителя глаза, темные, красиво изогнутые брови, прямой нос, сочные губы – все эти черты так трактованы художником, что придают лицу чисто архитектурную построенность. Кожа имеет очень светлый беловатый оттенок, переходящий на щеках в нежный румянец. От соседства с густыми зеленовато-оливковыми тенями и энергичной красной описью носа беловатый оттенок кожи приобретает особую прозрачность, придавая лицу сияющий характер. При взгляде на Георгия невольно вспоминаются те замечательные слова из «Сказания о Борисе и Глебе», которыми составитель этого сказания обрисовал внешность Бориса: «телмь бяше красьн высок. лицьм круглеме, плечи велице... очима добраама, весел лицьм... светяся цесарьскы, кренк телм. всячьскы украшен, акы цвьт цвьтый в уности своей...» Как и в древнерусской повести, так и на иконе воплощен поэтический идеал прекрасного юноши, находящегося в полном расцвете сил. Вход в Иерусалим. Икона (без полей). Сер. – 3-я четв. XV в.Новгород. 44х34 см. ГРМ Деисусный чин и молящиеся новгородцы. Икона. 1467г. 112х83,8 см. НМЗ Апостол Петр. Икона. 2-я пол. XV в. Новгород. 89х44 см. Музей икон в Реклингхаузене. Германия Особую стилистическую группу составляют три близкие по манере письма иконы, две из которых происходят из Новгорода. Первая из них – так называемое «Устюжское Благовещение». Согласно свидетельству столь авторитетного источника, как «Розыск дьяка Висковатого», икона была вывезена в Москву по приказанию Ивана Грозного из Юрьева монастыря в Новгороде. Точное время написания иконы остается спорным, т.к. она могла быть написана и вскоре после завершения постройки собора (1130г. или 1140г.), и некоторое время спустя. На иконе Благовещение дано в редчайшем иконографическом изводе – со входящим в лоно Богоматери Младенцем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Один мой заказчик как-то спросил, как я отношусь к тому, что на некоторых иконах Богородицу изображают с голубыми глазами. Я ответила, что таких икон не видела, но вполне допускаю. Я его также уверила, что на иконе, мной выполненной, точно не будет голубоглазой Божией Матери. Сейчас многие делают живоподобные иконы в стиле Васнецова, где может быть все что угодно — и голубые глаза, и русые волосы у Богородицы. Я также никогда не пользуюсь прорисями. Если будут просить икону в каком-то конкретном цвете, не смогу прислушаться — сделаю так, как считаю нужным. Еще всех предупреждаю, что на золоте не пишу. — Про Вас пишут, что Вам удается создавать икону XXI века. — Я никогда не стремилась что-то такое сделать, чтобы мои иконы стали узнаваемы, чем-то удивляли и поражали. Существует, к примеру, иконография Благовещения. В Третьяковке в первом зале представлены иконы домонгольского периода, среди которых есть Устюжское Благовещение, где фигуры Богородицы и Ангела даны враспор, то есть изображены очень крупными, занимая почти всю плоскость иконы. Это свойство домонгольских икон — когда плоскость иконы очень плотно заполнена. Если мы пройдем в другой зал, то увидим там иконы XVII века, где Благовещение будет облечено многими деталями: Богородица сидит на троне, вокруг Нее какие-то растения и многое другое. Так же как и в «Троице» Рублева, где изображена Чаша посреди Ангелов, и все. А в поздних иконах «Троицы» уже написаны рюмочки, чашечки, вилочки, кусочки еды. Но иконография сохраняется. И ты сохраняешь иконографию. У меня никогда не было желания как-то ее переосмыслить, подогнать каким-то образом под современность, мол, я художник современный и так вижу. Я пишу так, как чувствую. В «Дневниках» отец Александр Шмеман пишет, что в настоящем произведении искусства должны сочетаться закон и благодать. Закон — это умение и смирение, следование канону, а благодать возникает тогда, когда форма сливается с содержанием. Конечно, необходимо профессиональное умение, потому что когда человек делает что-то совсем беспомощное и говорит, что он так видит... Ну что тут скажешь. Мы знаем примитивные иконы — краснушки. Но в данном случае ты веришь, что это подлинное лицо народного иконописца, его ощущение. А когда современные художники, особенно дамы, начинают писать икону в примитивном ключе, и ты понимаешь, что они образованные, и поскольку осознанно это делают, вроде бы в этом их свобода проявляется, но этой работе не веришь, не воспринимаешь ее.

http://patriarchia.ru/db/text/6013384.ht...

И. была женой вяземского кн. Симеона, по-видимому состоявшего на службе у смоленского кн. Георгия Святославича. В 1404 г. Литовский вел. кн. Витовт захватил Смоленск, взял в плен супругу Георгия Святославича, арестовал смоленских князей, казнил или изгнал из города бояр. Кн. Георгий находился в это время в Москве, оттуда уехал в Вел. Новгород. Осенью 1406 г. или зимой 1406/07 г. Василий I пожаловал бывш. смоленскому князю «в кормление» Торжок. По сообщению поздней Архангельской летописи, приведенному Н. М. Карамзиным , смоленский кн. Георгий владел половиной Торжка, а др. половину города вел. кн. Василий I отдал вяземскому кн. Симеону, что свидетельствовало о равном статусе князей ( Карамзин. ИГР. Т. 5. С. 290. Примеч. 196). В Торжке между князьями произошел конфликт. Георгий Святославич насильно привел к себе И., «хотя с нею жити». Сопротивлявшаяся княгиня ударила Георгия ножом, князь остался жив. В ответ бывш. смоленский князь убил кн. Симеона, а его супруге «повеле осещи руки и ноги и в реку воврещи». Так описана гибель кн. Симеона и И. в «Сказании о Юрии Святославиче», в агиографических переработках повести и в ряде летописей. В Сокращенном летописном своде 1493 г. (ПСРЛ. Т. 27. С. 264-265), в Холмогорской (ПСРЛ. Т. 33. С. 94) и Устюжской летописях (ПСРЛ. Т. 37. С. 39 и 82) сообщается, что кн. Георгий сам убил обоих супругов; такая версия события была изложена Карамзиным. После преступления кн. Георгий, «не могии трьпети срама, и горкаго безверемянья, и безчестия, и студа» (ПСРЛ. Т. 6. С. 134), бежал в Орду, надеясь на покровительство хана Шадибека. Шадибек был свергнут 20 июля 1407 г., и Георгий отправился обратно на Русь. Он остановился в Веневе во имя свт. Николая Чудотворца монастыре на юж. окраине Рязанского княжества, где скончался после неск. дней болезни. Мц. Иулиания Вяземская. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (после 1815?) (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Торжке) Мц. Иулиания Вяземская. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (после 1815?) (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Торжке)

http://pravenc.ru/text/1237847.html

«Троица»– Здесь мы тоже говорим об особой странице русского искусства, – рассказывает Елена Гувакова. – Промышленники и купцы Строгановы получают право беспошлинно торговать солью и развивать свои промыслы в Сольвычегодске, а в их иконописных мастерских складывается особый, отличающийся тонкостью и поэтичностью стиль, который впоследствии так и будет называться – строгановский. Они приглашали лучших мастеров со всей страны – московских, ростовских, новгородских, которые, следуя древним традициям, тем не менее, создают собственный стиль. Икона, о которой мы говорим, – подписная, ее сделал мастер Михаил. Известно, что он работал для Благовещенского собора в Сольвычегодске. С одной стороны, в иконе – осмысление опыта предыдущих поколений живописцев, с другой стороны, икона решается особенно изящно, деликатно, линии перетекают одна в другую, как бы танцующие фигуры удлинены. Смотрите, как выделен Ангел в центре – символ Христа: и роскошным троном, и победно вздымающимися крылами… «Благовещение с избранными святыми»– Что касается подписи, в коллекции Сысолятина содержится большое количество подписных и датированных значимых памятников, которые существенно расширят имеющуюся информацию и дадут наиболее полное представление о периоде расцвета того или иного направления или центра, – добавляет Наталия Горькова. А вот «Благовещение с избранными святыми» 1620-х годов, написанное другим мастером строгановской школы – Назарием Истоминым Савиным. На груди у Богородицы изображен образ Богомладенца, словно бы только воплотившегося в момент чуда Благовещения, то есть показан самый сакральный момент. Подобное звучит в двух знаменитых иконах XII века: византийском «Благовещении» из монастыря святой Екатерины на Синае и древнерусском «Устюжском Благовещении», которое хранится в Государственной Третьяковской галерее. Значит, мастер каким-то образом был знаком с высокими образцами иконописи и, опираясь на традицию, создавал образ уже в духе своего времени… «О Тебе радуется…»Тема русской святости звучит в монументальной иконе, в которой совмещено два сюжета: «О Тебе радуется…» и Шестоднев (середина XVII века, Ярославль). Там, кроме общехристианских святых (ветхозаветных пророков, Предтечи), во множестве изображены русские святые: князь Владимир, князья Борис и Глеб, русские преподобные.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/03/kakoi_...

Л. стал игуменом созданной им обители; был погребен около лестницы, ведущей на паперть Никольского храма (ВОКМ. 2151. Л. 27). В 1566 г., после чудесного явления святого больному устюжскому воеводе, к-рого «Сказание...» называет кн. Владимиром, состоялось обретение мощей Л. Прибыв в Коряжемский мон-рь, воевода приказал поместить мощи близ сев. стены Никольской ц. Над мощами устроили «палатку» (часовню). В связи с этими событиями был составлен тропарь Л. и установлен день его памяти (10 февр.) для служения панихид у гробницы святого. О том, что у гроба Л. пели только панихиды, неоднократно упоминается в тексте «Сказания...» (Чудо 1, 2, 6). Служба Л. появилась не позднее 70-х гг. XVII в. (ВОКМ. 2151. Л. 1-20; здесь же помещен текст молитвы святому, он дописан почерком XIX в.); ее создание связывают с именем еп. Александра ( Верюжский. Вологодские святые. С. 486; Власов. 2011. С. 15-16; изд.: Там же. 2011. С. 675-680). Чудо 1618 г. фиксирует формирование иконографии святого: в день памяти Л. во время панихиды святой явился старцу Иродиону: «...видел… мужа седа, а браду имея среднюю круглу, в риза стояша святолепна и ризы на нем многоценны… дороги и светлы, а сам образом светообразен, постным лицем…» (ВОКМ. 2151. Л. 33 об.- 35 об.). В 1658 г. М. И. Строганова и ее сын Ф. П. Строганов пожертвовали покров с изображением Л. на гробницу святого; на полях гладью были вышиты тропарь, кондак, летопись о святом и перенесении его мощей (Искусство строгановских мастеров: Кат. выставки. М., 1991. С. 148. 95; пелена хранится в Сольвычегодском историко-художественном музее, 600-п). По благословению и на средства еп. Александра 9 мая 1665 г. была заложена каменная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя свт. Николая, храм освящен накануне дня памяти Л.- 9 февр. 1671 г. (В каноне святому, составленном еп. Александром, сказано, что Л. посвятил свой храм празднику Благовещения). Место погребения Л. оказалось внутри новой церкви, у сев. стены, над ним была устроена гробница, украшенная позолоченной резьбой и покровом, подаренным Строгановыми (НМРК. 4117. Л. 208 об.).

http://pravenc.ru/text/2110689.html

Первый ярус: образ Вседержателя; образ Святителя Николай с подписью: „поновлен 1794 году " ; образ Благовещения Божией Матери; образ Жен Мироносиц; образ Знамения Божией Матери; образ Рождества Божией Матери с Рождеством Христовым и четырьмя святыми. На пономарской двери изображен Архидьякон Стефан. Второй ярус: двунадесятые праздники. Третий ярус: Апостолы. Все образа в иконостасе старинные, вероятно бывшие украшением деревянных храмов. В притворе поставлен образ Преподобного Макария Желтоводского, вероятно, бывший местным в одноименном приделе. Теплая церковь во имя Равноапостольских Жен Мироносиц. Каменный пятиглавый храм с золочеными крестами в два этажа, весь первый этаж занимали кладовые, а на втором этаже находилась церковь Жен Мироносиц. С западной стороны церкви пристроено каменное крытое крыльцо, ведущее на второй этаж в храм. Каменными простенками церковь разделена на алтарь, церковь и трапезу. Стены и своды всех помещений расписаны. В церкви на своде изображено Коронование Божией Матери, на стенах Евангельские события, в простенках и откосах окон разные Святители. Предалтарный иконостас столярный, выкрашенный белой краской, в четыре яруса, современен построению храма, украшен золоченой резьбой. Царские врата прорезные, наборные, золоченые с шестью стандартными клеймами Благовещения и четырех Евангелистов. Первый ярус, справа от царских врат: образ Воскресения Христова с ризой и венцами серебряными золочеными; образ Святых Жен Мироносиц с ризой и венцами серебряными; образ Трех вселенских Святителей с венцами и ризой серебряными. Слева от царских врат: образ Божией Матери Тихвинской украшенный серебром, жемчугом, разноцветными камнями среди которых был алмаз; образ Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с ризой и венцом серебряным; образ Святителя Димитрия Митрополита Ростовского. Второй ярус: по сторонам свода на восьми деках двунадесятые праздники. Третий ярус: по центру Господь Вседержатель с предстоящими Ангелами, Божией Матерью и Иоанном Предтечей; по сторонам на восьми деках двенадцать Апостолов, а так же Зосим и Савватий Соловецкие и Прокопий и Иоанн Устюжские. Четвертый ярус: по центру Божия Матерь, а по сторонам на шести деках Пророки.

http://sobory.ru/article/?object=22229

Наибольшую же сумму (200 руб.) на строительство часовни выделил никольский купец Илья Яковлевич Грибанов (совладелец Красавинской льнопрядильной фабрики). Чтобы не прекращать строительство, и сами соборяне «прибегли к самоотвержению» – «при содействии соборного старосты купеческого брата Андрея Соболева употребили собственной суммы до 700 руб». В 1855 году строительство часовни (за исключением иконостаса) было приведено «к совершенному окончанию». Скорее всего, именно в тот год были построены верхние ярусы часовни и сделана пристройка в виде алтаря. Часовня была каменной, трехъярусной: «нижний ярус квадратный в 4 сажени, на восточной стороне квадрата сделана пристройка, с уступом против квадрата, где предположено быть алтарю; над квадратом круглый ярус с 8 окнами, а на нем еще меньший круглый с 8 окнами, сквозной фонарь, увенчанный небольшой главой и невысоким железным крестом». Часовня имела «трои входные двери: с севера, запада и юга, с трехступенными крыльцами под навесами на каменных колоннах». Иконостас был построен в 1855–1856 годах, «по рисунку, рассмотренному и утвержденному Преосвященным Феогностом». Арсений Попов так его описывал: «Иконостас в часовне столярный: на месте царских дверей – икона Святой Троицы, по правую сторону образа – а) Вседержителя, б) Св. Прав. Прокопия в молении перед образом Благовещения Божией Матери, в) Св. Стефана Епископа Пермского и препод. Сергия Радонежского: по левую сторону – а) Благовещения Божией Матери, б) Св. Прав. Иона с препод. Феодосием Тотемским чудотворцем. Над местом для царских врат образ Божией Матери». 11 сентября 1856 года Котовальская часовня была освящена. «В 6 саженях на запад» от каменной часовни стояла шестигранная деревянная, «по преданию будто бы построенная на том камне, на который прав. Прокопий после тучи приходил молиться». По свидетельству Арсения Попова, в 1879 году камня этого уже не существовало, а о его судьбе сохранились лишь устные предания: «говорят, что из камня того сделано несколько мельничных жерновов для мельниц, которых в окрестностях на реке Стриге до семи, а осколки камня будто бы разнесены в продолжении столетий разными благочестивыми посетителями сего исторического места».

http://sobory.ru/article/?object=21742

Алфавитный указатель икон Божией Матери, упоминаемых в месяцеслове Акафистная (12/25 января) Албазинская «Слово плоть бысть» – см. «Слово плоть бысть» Албазинская («Знамение») Александрийская (1/14 сентября) Андрониковская (22 октября/4 ноября; 1/14 мая) Арапетская (Аравийская) (6/19 сентября) Ахтырская (2/15 июля) Ацкурская (15/28 августа) Балыкинская (30 июня/13 июля) Барловская («Блаженное Чрево») (26 декабря/8 января) Барская (1/14 октября) Бахчисарайская (15/28 августа) Белыничская (12/25 апреля) «Беседная» (14/27 августа) Благовещение (Киевская и Московская) (25 марта/7 апреля) Благовещение (Устюжская) (8/21 июля) «Благодатное Небо» (6/19 марта) Боголюбская (18 июня/1 июля) Боголюбская (Зимаровская) (18 июня/1 июля; 31 марта/13 апреля) Боголюбская (Московская) (18 июня/1 июля) Богородско-Уфимская (6/19 июля) Борколабовская (11/24 июля) Браиловская (1/14 октября) «В скорбех и печалех Утешение» (19 ноября/2 декабря) «Взыграние» (7/20 ноября) «Взыскание погибших» (5/18 февраля) Виленская (15/28 февраля; 14/27 апреля) Виленская-Остробрамская (26 декабря/8 января) Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября) Владимирская (Заоникиевская) (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля) Владимирская (Красногорская, Черногорская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Оранская) (21 мая/3 июня) Владимирская («Умиление») (Псково-Печерская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Ростовская) (15/28 августа) Влахернская (7/20 июля) Влахернская (Грузинская) (15/28 августа) Волоколамская (3/16 марта) Воронинская – см. «Одигитрия» Воронинская «Воспитание» (5/18 марта) «Всеблаженная» (в Казани) (1/14 сентября) «Всех скорбящих Радость» (24 октября/6 ноября) «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (23 июля/5 августа) Выдропусская – см. «Одигитрия» Выдропусская Высочиновская – см. Казанская (Высочиновская) Вышенская – см. Казанская (Вышенская) Вязниковская – см. Казанская (Вязниковская) Гаенатская (15/28 августа) Галатская (4/17 июля) Галичская (Чухломская) (28 мая/10 июня; 20 июля/2 августа; 15/28 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоанна Власатого, а более известного московского блаженного, к-рый также именовался Ростовским. Древнейший сохранившийся образ И. входит в состав росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске, к-рая была исполнена в 1600 г. московскими иконописцами по заказу Н. Г. Строганова. Это фронтальное изображение, помещенное на откосе одного из окон придела ап. Иоанна Богослова в диаконнике собора (симметрично представлен седой юродивый, видимо Андрей Юродивый). И. выглядит немолодым, у него круглая голова, покрытое морщинами лицо, высокий лоб, вьющиеся русые волосы, к-рые спускаются на плечи. Святой в длинном охристом одеянии с отложным воротом (подобный ворот встречается и в др. изображениях); такого же цвета «ступни» на ногах и неправильной формы колпак, к-рый он придерживает левой рукой. В той же руке святой держит массивные четки и клюку. Одной из наиболее примечательных особенностей изображения является трактовка застежек «свиты» И.- массивных, черного цвета, больше похожих на элементы вериг, к-рые действительно носил блаженный. Выбор места для фигуры И. в алтарной части храма в отличие от расположения образов устюжских блаженных Прокопия и Иоанна на одном из столбов в наосе отражает разницу в почитании святых, но в целом появление образа И. в Благовещенском соборе свидетельствует об интересе Строгановых к новому столичному чудотворцу. Это объясняется неск. причинами: вниманием Строгановых к почитанию юродивых (о чем свидетельствует ряд памятников), восприятием И., родившегося в Вологде и нек-рое время жившего в Ростове, не только как новейшего Московского чудотворца и «преемника» Василия Блаженного, но и как Ростовского (Сольвычегодск входил в состав Ростовской епархии) и сев. святого, возможно, некоторыми чудесами (известно, что в год смерти И. у его гроба «Бог простил… Фому Анкиндинова сына, не видел очима полгода, а ныне он видит и живет на Покровке на Оникееве дворе Строганове»; Кузнецов. 1910. С. 419), а также «трудами», к-рые он совершал до прихода в Ростов: не исключено, что соляные варницы, где работал И., находились в Тотьме или в Сольвычегодске. Включение фигуры И. в роспись Благовещенского собора сопоставимо с включением тропаря и кондака ему в богослужебный сборник, к-рый в 1604 г. вложил в тот же храм Н. Г. Строганов (РГБ. Пискар. 445; Кузнецов. 1910. С. 474-475).

http://pravenc.ru/text/469402.html

В середине первого яруса царские врата прорезные, золоченые с шестью клеймами – четыре евангелиста, Благовещение Пресвятой Богородицы и над ними Тайная вечерня. Справа от царских врат: образ Преображения Господня древний, богато украшенный серебром золоченым (нельзя утвердительно сказать, чтобы этот образ был тот самый, из которого в 1493 году текло миро, но он действительно древний, поновлен в конце XVII столетия при построении храма); образ Сретения Господня; образ Воскресения Христова; образ Живоначальной Троицы; образ Архидьякона Евила на дъяческой двери. Слева от царских врат: образ Божией Матери Страстная, украшенный серебром золоченым, жемчугом и алмазными вставками; образ Божией Матери Всех Скорбящих; образ Прокопия и Иоанна Устюжских; образ Святителя Николая; образ Архидьякона Лаврентия на пономарской двери. Остальные иконы принадлежат к первой половине XVIII столетия. Некоторые имели серебряные венцы и ризы. Второй ярус – по центру Воскресение Христово и два резных золоченых сидящих Ангела, а по сторонам на десяти деках двенадцать Господских и Богородичных праздников. Третий ярус – по центру Господь Вседержатель сидящий на престоле, а по сторонам на восьми деках Апостолы. Четвертый ярус – по центру Коронование Божией Матери, а по сторонам на восьми деках Пророки. Пятый ярус – по центру Отечество, а по сторонам на восьми деках Праотцы. Поверх иконостаса одиннадцать резных золоченых клейм – по центру Распятие Христово с предстоящими, а по сторонам Страсти Христовы. Церковь от трапезной отделена массивными стенами с двумя дверьми. Придел во имя святых Иоакима и Анны находился с южной стороны Преображенского храма. Свод и стены алтаря украшены несколькими живописными клеймами. Стены и свод придела выбелены. Предалтарный иконостас столярной работы, резной, карнизы и валики вызолочены по полименту. Царские врата решетчатые со стеклами по центру Благовещение Пресвятой Богородицы, по углам в золоченых клеймах четыре Евангелиста. Вместо местных образов в трех клеймах изображены: Спаситель, Божия Матерь и Богоотцы Иоаким и Анна. Над царскими вратами – Коронование Божией Матери, а по сторонам в резных золоченых клеймах: Василий Великий и мученица Евфимия. Образа принадлежат к XVIII веку.

http://sobory.ru/article/?object=03694

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010