Ярославль. Церковь Варвары великомученицы Варваринского прихода. Церковь Иконы Божией Матери Знамение Варваринского прихода /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:1668. Год утраты:1932 (разобрана) Архитектор:Шустов А. Е.(1741-1742 интерьеры, внутреннее убранство). Сопляков А. И.(1742-1743 интерьеры) Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, улица Советская, 6/10 Координаты: 57.629903, 39.892412 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь, образец ярославского зодчества XVII в. Построена в 1668 на средства купца С. В. Добрынина. Крупный четырёхстолпный пятиглавый храм на подклете с боковыми папертями и столпообразной шатровой колокольней у северо-западного угла. Главный престол Знаменский, второй престол в алтаре Варваринский, южный придел Симеона Персидского, северный - Прокопия Устюжского. Закрыта в 1920-х, разобрана в 1931-1932. На её месте жилой дом. Находилась на углу ул.Пробойной (ныне Советская) и Варваринской (ныне Кедрова). Каменный пятиглавый холодный храм на подклете с галереями был построен в 1668 на месте древней деревянной церкви выходцем из Новгорода Симеоном Васильевичем Добрыниным, впоследствии оставившем мир с иноческим именем Сергий. Престолов в храме было четыре: главный в честь Знамения Божией Матери, в алтаре во имя Великомученицы Варвары, с южной стороны Симеона Персидского и с северной - Прокопия Устюжского. Стенная живопись Варваринской церкви была выполнена в период с 18 мая 1742 по 24 сентября 1743 артелью ярославских художников под руководством Алексея Иванова Соплякова. К северо-западу от главного храма на средства прихожан в 1715 была построена теплая церковь во имя Великомученицы Екатерины с приделом в алтаре в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1811-1812 Варваринская церковь была придворной по случаю пребывания в Ярославле Великой Княгини Екатерины Павловны (дочери императора Павла I) с супругом генерал-губернатором Новгородским, Тверским и Ярославским принцем Георгием Петровичем Ольденбургским.

http://sobory.ru/article/?object=35011

Понемногу привыкаю к своему новому положению, но служить как следует и доселе еще не выучился. А страшно приносить Жертву Бескровную за других и о своих невежествиих. Дела по семинарии пока идут хорошо; все трудятся усердно; все умиротворяется. Дал бы Бог, чтобы и впредь было так. Одна беда: нет у меня таких хороших сотрудников, как в Вологде. Один помощник инспектора перешел в преподаватели , а другой очень уж фальшивый, а надзиратель (тоже новый) еще юн и неопытен . Инспектор не шьет, не порет, все играет на скрипке… беда и только! Всюду приходится поспевать самому. Прощайте! Будьте здоровы и возмогайте о Господе. Искренно вас любящий и уважающий иеромонах Николай, и. д. ректора Могил[евской] Дух[овной] Семинарии».   Протоиерей Антипинской ц[ерви] г[орода] Вологды.   См. выше. Достойно есть. Александр Виссарионович Толстиков (ок. 1869 – 04.08.1897) — сын псаломщика Усть-Вымской Благовещенской церкви, окончил Вологодскую духовную семинарию (1891), священник Подъельской церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. См. Толстиков Александр Виссарионович//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=601 ; ВЕВ. 1897. 19. С. 281. См. выше. Худяков Иван окончил Вологодскую духовную семинарию (1890) по 1 разряду. С 26.08. 1890 диакон Подосиновской Богородской церкви Никольского уезда Вологодской епархии. ВЕВ. 1890. 19. С. 306. Попов Григорий Вологодскую духовную семинарию (1888) по 1 разряду. С 26.2.1889 диакон Енангской Воскресенской церкви Никольского уезда Вологодской епархии. С 30.12.1895 священник Теплогорской Богородской церкви Устюжского у. 11.1.1904 перемещён к Христорождественской церкви г. Устюга. 25.11.1909 назначен председателем Устюжского отделения Совета Стефано-Прокопиевского братства. См. Попов Григорий//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=7127 Вероятно, Кубасов Александр – окончил Вологодскую духовную семинарию (1888), с 23.07.1888 псаломщик Вохомской-Троицкой церкви, 06.12.1891 священник Вохомской Флоро-Лаврской церкви Никольского уезда Вологодской губернии. Умер 25.04.1893. См. Кубасов Александр//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=7098

http://bogoslov.ru/article/6175170

Можно, конечно, считать фигурой речи подробности о гнавшихся «в нареченное место» учениках, но, учитывая, что подобные «художественные» приемы не характерны для житийной литературы вообще и для трудов Епифания Премудрого в частности, предпочтительнее поискать иное объяснение указанному несоответствию. Впрочем, вначале вспомним, кто был епископ Стефан и что, помимо общего биографа, связывало его с Преподобным Сергием. Зырянская Троица, икона, написанная святителем Стефаном Великопермским      Начало жизни святителя Стефана, епископа Пермского, голос которого через десятки и сотни километров ясно различал Преподобный Сергий Радонежский, приходится на 40-е гг. XIV в. Прекрасный, наполненный грозным светом мир православия с первых дней жизни окружал Стефана. В храме, где служил его отец Симеон Храп, хранилась чудотворная икона Благовещения Божией Матери, молясь перед которой юродивый Прокопий Устюжский отвел каменную тучу от города. Тяжелый метеорит, вызвавший смерч, упал тогда в нескольких верстах от Великого Устюга. Существует предание, что юродивый Прокопий Устюжский великую будущность крестителя Перми предсказал матери Стефана, когда той было всего три года. Он поклонился девочке в ноги и произнес: – Сие девица Мария грядет – матерь великого Стефана – епископа, учителя Пермского! Ну а Преподобный Сергий Радонежский поднимал в детские годы Стефана на холме Маковец «церквицу малую», которая была посвящена Пресвятой Троице, дабы, как сказано в его житии, «взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». Святитель Стефан Великопермский      Мы знаем, что, хотя Троицкие храмы возводились и раньше, они возникали, как смутные предчувствия того целостного явления Троичной идеи, которое раскрылось во всей своей глубине лишь молитвенному сознанию Сергия Радонежского. Прежние Троицкие храмы, даже если они изначально были воздвигнуты во имя Святой Троицы, должны быть рассматриваемы, как справедливо заметил Павел Флоренский, либо как исторические случайности, не входящие в планомерное течение истории, либо как смутные предчувствия того целостного явления, которое раскрывается лишь с XIV в. По творческому замыслу основателя, Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, становится прототипом собирания Руси в духовном единстве, в братской любви, центром культурного объединения Руси, в котором находят себе точку опоры и высшее оправдание все стороны русской жизни.

http://pravoslavie.ru/99635.html

М., 2005. С. 251); при этом юный облик И. в сочетании с его белыми одеждами вводит в композицию дополнительную тему чистоты и жертвы. Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские, предстоящие Спасителю. Икона. 1610 г. Мастер Афанасий (СИХМ) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские, предстоящие Спасителю. Икона. 1610 г. Мастер Афанасий (СИХМ) К этому памятнику близка пядничная икона, написанная в 1610 г. мастером Афанасием для Н. Г. Строганова (позднее в сольвычегодском Благовещенском соборе; ныне в СИХМ; см.: Иконы строгановских вотчин. 2003. Кат. 38). Здесь белое рубище святого более похоже на набедренную повязку, от к-рой отходит узкая лента, перекинутая через левое плечо и правую руку; это позволяет подчеркнуть аскетическую худобу И. и придать одухотворенность образу святого. Принцип противопоставления и взаимодополнения фигур 2 юродивых сохраняется и в более поздних произведениях, таких как пядничный образ 2-й четв. XVII в. из собрания Де Буара (Елизаветина). Иконописец, следовавший традициям искусства строгановских мастеров, показал изящество движений И. и складок его рубища, к-рое в отличие от ранних памятников в большей степени скрывает тело. Существовали и единоличные изображения святого, они становились образцами его иконографии. Подавляющее большинство таких произведений было сосредоточено в устюжской ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, где к 20-м гг. XVII в. существовал 2-й престол во имя И., устроенный до Смутного времени, скорее всего после установления местного празднования И. в 1547 г., но не позднее 1602 г. (считается, что в этом году на средства Строгановых был сооружен 2-престольный деревянный храм - предшественник существующего каменного; см.: Попов. 1862. С. 9). Эти произведения, вероятно в основном относившиеся ко 2-й пол. XVI - нач. XVII в., упомянуты в древнейшем сохранившемся описании ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, к-рое включено в писцовую книгу Вел. Устюга 1623-1626 гг. и в составленную в 1630 г. сотную с этой писцовой книги (см.: Устюг Великий.

http://pravenc.ru/text/469408.html

иконе «Благовещение Устюжское» (нач. XII в., ГТГ). В небесном сегменте изображен Иисус Христос Ветхий денми , сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. Младенец в препоясании написан теми же тонами, что и мафорий. Правая рука Богоматери с пурпурной нитью поднята к груди, в опущенной левой руке Она держит моток пряжи, нить проходит параллельно фигурке Младенца, как бы придерживаемой у плеча правой рукой Богородицы. На синайской иконе кон. XII в. также рядом с Младенцем, параллельно фигурке, изображена нить, к-рая буквально иллюстрирует мысль об исткании «умной багряницы Еммануилевой» - плоти Христовой «от чистых и девственных кровей» Богородицы. Благовещение. Средник иконы с клеймами жития Богородицы из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Благовещение. Средник иконы с клеймами жития Богородицы из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Наряду с гимнографией на развитие иконографии Б. оказали влияние слова на Б. святых Григория Неокесарийского, Андрея Критского и Иакова Коккиновафского, не только разъясняющие смысл праздника, но и дающие богатый материал для иллюстрирования. Примером раскрытия в образах богословского содержания праздника являются миниатюры к 5-му слову Иакова Коккиновафского в 2 греч. рукописях 1-й пол. XII в. (Vat. gr. 1162; Paris. gr. 1208), где Б. предстает как промыслительное действие Св. Троицы. Вместо символического изображения небесного сегмента с исходящим из него лучом в миниатюрах представлена Св. Троица. Три ангела (без крыльев) с красными свитками в руках сидят на престоле в окружении сонма ангелов, у подножия престола - 4 херувима. Центральный ангел благословляет арх. Гавриила, слетающего в дом Богородицы. Затем, следуя тексту проповеди, изображены Б. у колодца, возвращение Богоматери в дом и 4 раза повторена сцена Б., развивающая тему постепенного постижения и принятия Богоматерью Божественной воли. Завершает цикл возвращение архангела на небеса к престолу Божию. В палеологовскую эпоху, в кон.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Царские врата. Середина XVI в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил. Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах. В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: «Вертеп, в нем же Христос хотя родитися». В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 108. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. М., 2001. С. 45. Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002. С. 43. Данилова И.Е. О византийской иконе XIV века «Благовещение» из ГМИИ им. А.С. Пушкина//Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. С. 39. См. подробное иконографическое исследование иконы: Щенникова Л.А. «Благовещение Устюжское»//Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1999. С. 246–263. Православная энциклопедия. Т. 5. С. 268-269. См. примеры, приведенные Н.А. Сперовским: Сперовский Н.А. Старинные русские иконостасы. Происхождение их и разбор иконографического содержания//Высокий русский иконостас. М., 2004. С. 44.

http://pravoslavie.ru/484.html

Файл 16890.jpg:   Размер: 1030x1500, 1.55 MPix, 583 Kb. Дата: 2012-04-07, участник [ Mary ]. Рейтинг изображения: 3 (240) , (7) . Описание: Благовещение Устюжское. Конец XVI века. Дерево, левкас, темпера, серебро, камни, золочение, чеканка. 146 х 98 см. Место создания: г. Москва. Государственный исторический музей, Москва. Файл 33635.jpg:   Размер: 500x750, 0.38 MPix, 151 Kb. Дата: 2019-05-15, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (96) , (1) . Описание: Список Устюжского чудотворного образа в Святогорской пустыни (Свято-Успенская Святогорская Лавра, г. Святогорск, Донецкая область). Источник: Святогорский листок. 1888 г. В описании Святогорской пустыни конца XIX века, в перечне образов и святых мощей находим упоминание о списке этой иконы: «Икона Благовещения Божией Матери есть точная копия с чудотворного образа, находящегося в Успенском соборе Московского кремля. На сей иконе предвечный Младенец изображён в персях Приснодевы, воплотившимся в м[...] Файл 34052.jpg:   Размер: 864x1024, 0.88 MPix, 369 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (68) , (1) . Описание: Список чудотворной Устюжской иконы Благовещения. Свято-Успенская Святогорская Лавра, г. Святогорск, Донецкая область. " В 2001 году в обители начались первые работы над иконостасом центрального придела Успенского собора Святогорской Лавры, иконы для которого были написаны в г. Елец Липецкой области преподавателями и выпускниками иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. Одна из этих икон образ Благовещения Божией Матери, именуемый «Устюжским», выполненная мастером-иконописцем Зданович Анн[...] Файл 34053.jpg:   Размер: 657x800, 0.53 MPix, 207 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (112) , (1) . Описание: Икона «Благовещение (Устюжское)». Начало XII в. ГТГ. Просмотр с увеличением на сервисе проекта Google Arts & Culture (по поиску «Благовещение Устюжское»: The State Tretyakov Gallery. Ustyug Annunciation. 30th-40-th of the 12 century. Фактические размеры: w168 x h238 cm), а также на сервисе Яндекс.Карты (по поиску " Третьяковская галерея " зайти в Панорамы, а оттуда в музей и спуститься на 1-й этаж в залы " Древнерусское искусство " )

http://pravicon.com/icon-29

К с. 28. В лето 1668 апреля 23 дня на Устюге Великом близ соборной церкви около гроба святого и праведного Прокопия обложена каменная церковь , тщанием и радением гостя Афанасия, Федотова сына, Гуселникова, по приказу и обещанию брата его, гостя Василья Федотова, по названию Скорая-запись; а всякие потребности и наймы работным людям были употребляемы из собственного их имения, кроме чудотворцовы казны и подаяния градских жителей; а освящена в лето 1669 сентября в 18 день, в пяток; освящали: Архангельского монастыря Архимандрит Арсений, при нем три игумена, соборной церкви протопоп с братией и прочие священники и диаконы. К стр. 29 В лето 1700 марта в 3 день, в третью неделю поста великого, из Владимира Златовратского монастыря Игумен Иосиф произведен во Архиепископа чрез Святейшего Адриана, Патриарха Московского, в Устюг Великий. Сей Преосвященный, по степени третий, прибыл в Устюг Великий того же года октября в 11 день, в пяток; пас церковь Божию 19 лет; преставися же 1720 года января в 4 день; тело его погребено в Архангельском монастыре, в паперти под полом, на нижнем своде палатном, против церковных южных дверей; а при кончине своей, за болезнью, принял схимонашество. Родом был града Владимира. К стр. 30 В лето 1738 августа 7 дня Преосвященный Гавриил Архиепископ прибыл в Устюг Великий… Сей Преосвященный – усмотрел, что святого того чудотворного образа Благовещения Пресвятой Богородицы, из которого текло миро во дни святого и праведного Прокопия, Устюжского чудотворца, в той церкви соборной не имеется, понеже взят он был в Москву в прежние прешедшие лета: то потщася точную меру снять и точно изобразить подобие с того святого чудотворного образа и поставить на своем месте в Устюжском соборе, еже и бысть его старательством; привезеся бо той святой новопреписанный образ в Устюг Великий в 1747 году июля 3 числа Велико-Устюжского Архангельского монастыря Архимандритом Боголепов и поставися на своем месте, на котором и доныне видится; а по прибытии из Москвы, тому святому образу в Устюге церемониальная была встреча.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

7 . ФЕОДОСИЙ. Упоминается в 1542 году. 8 . АЛЕКСИЙ. Упоминается в 1543 году, Февраля 17 дня. 9 . МАКАРИЙ I. Упоминается в 1543 году, Марта 16 дня. 10 . ИОНА. Упоминается в 1544 году, Февраля 21. 11 . САВВА. Упоминается в 1544 году. 12 . КИПРИАН. Упоминается в 1547 году. 13 . МАКАРИЙ II. Упоминается в 1564 году, Декабря 31. 14 . АКАКИЙ II. В 1567 году скончался в Москве. 15 . ЕВФИМИЙ. Он был в Москве на Соборе в 1580 году, Января 15. 16 . АФАНАСИЙ. Упоминается в 1660 году. В 1680 году удалён от Настоятельской должности. 17 . ДИОНИСИЙ. Упоминается в 1683 году. 18 . ГЕРАСИМ I. Упоминается в 1665 и 1697 годах. 19 . ФИЛИПП. В 1730 году подписался на Духовном Регламенте. 20 . ИЕРОФЕЙ. Упоминается в 1752 году, в Декабре. 21 . ФЕОФИЛАКТ. Настоятельствовал по 1790 год. 22 . ГЕРАСИМ II Ионин, предпоследний Настоятель Ферапонтова монастыря, по 1792 год. Ферапонтов Сольгалицкий монастырь То же, что Ферапонтов Благовещенский. Филиповская Знаменская пустынь Заштатная, в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии, находится близ города Устюга в полутора вёрстах к западу вверх по реке Сухоне на левом берегу оной на горе, называемой Яиковской, от которой и самая пустынь именовалась сперва Яиковской. Она основана в 1654 году неким монахом Пр. Филиппом 122 , и от его имени получила прозвание своё. Знаменской называется по соборной церкви во имя Знамения Богородицы, с приделом во имя Филиппа, Митрополита Московского. В переписных книгах 7186 (1678) года писана она с семью дворами половинными, ей принадлежавшими, а по первой переписи 1722 года с 101 душой работников и с 40 четвертями земли, а сенокоса на 6(?)5 копен. Настоятельство там исстари было и ныне есть Строительское. Строения в ней прежде были все деревянные, а ныне большей частью каменные. Настоящая Знаменская Церковь освящена в 1735 году, а Филипповский придел – в 1733 году. С 1809 года в этой пустыни Устюжской купеческой вдовой Анной Курочкиной выстроена каменная с погребами странноприимница и передняя часть каменной ограды со святыми воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1780 году императрицей Екатериной II на окончательное устроение и украшение собора пожаловано было 15873 рубля. Алтарь собора разделен на три части. Стены храма и столбы, поддерживающие своды, обнесены особыми иконостасами. Первоначальный иконостас был закончен к концу 1670-х годов, в его исполнении участвовали на ряду с устюжскими иконописцами и резчиками и иконописцы московской Оружейной палаты. При перестройке храма в 1731-1732 годах был создан новый иконостас куда вошли древние иконы. Чудотворный образ Божией Матери Одигитрии, принесенный в дар Устюгу ростовскими князьями и привезенный в 1290 году епископом Тарасием сгорел вместе с церковью в 1496 году, его заменил образ Успения Божией Матери, датированный 1496 годом — присланный Суздальским князем Семеном Борисовичем. В 1693 году на образ этот обратил свое внимание Петр Великий при посещении им Устюга и повелел убрать рукояти и поставить его по левую сторону царских врат (образ был выносной и имел специальные ручки для переноски). Образ Богоматери был обложен с обеих сторон серебряною ризою, чеканной работы. Вес серебра 23 фунта и 12 золотников. Венцы были украшены алмазами, яхонтами, топазами и другими драгоценными камнями, а так же крупным жемчугом и бурмитскими зернами. Бриллиантов и алмазов в ризе было 923 штуки. Данное украшение было сделано в 1805 году. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, стоящий по левую сторону пономарских дверей в иконостасе, копия чудотворного образа под названием «Устюжское Благовещение». Также в иконостасе находились иконы 1674-1676 годов написанные известным живописцем Оружейной палаты Семеном Спиридоновым Холмогорцем. Размещенные ярусами иконы были заключены в пышные резные рамы. Царские врата были украшены скульптурами евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (находятся в Государственном Русском музее) выполненные устюжскими мастерами. Дошедший до нашего времени иконостас относится к 1780 году. От предыдущих иконостасов он отличается тем, что практически двухъярусный, так как иконы праздничного и деисусного чина не составляют самостоятельных рядов, это своего рода украшенная алтарная стена с обильной резьбой. Своеобразные боковые части иконостаса, далеко заходящие на южную и северную часть, скорей всего относятся к 1790-м годам. В нишах в строгих рамах помещены своего рода портреты архиереев.

http://sobory.ru/article/?object=00246

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010