Обширнейшим источником сведений об этом служат, во первых, творения блаженного Августина , епископа иппонского (395–430 г.). Должно сказать, впрочем, что так как блаженный отец, неоднократно излагая в своих беседах символ, ни разу не привел его чтения с полною раздельностью; то в прямом извлечении символа из его творений почти неизбежен произвол. Чтобы не подвергнуться этой опасности, мы приведем поэтому здесь все чтения символа блаженным Августином со всеми перифразами, с какими они у него изложены. Таким образом каждый в состоянии будет сам судить о том, как именно буквально читался символ веры при Августине в церкви иппонской, – не полагаясь без нужды на чужое руководство. Так в слове «о Вере и Символе», которое блаженный Августин говорил и написал, бывши еще пресвитером иппонской церкви, в 393-м году, символ веры приводится, вместе с объяснением его содержания, в последовательном ряду параграфов следующим образом. «Итак, веруя в Бога Отца Вседержителя, веруем также во Христа Иисуса, Сына Бога Отца unigenitum, то есть, Единородного, Господа нашего (пар. 3) исповедуя Его рожденным чрез Духа Святого от (ex) девы Марии (пар. 8). Он смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестный (Филипп. 2:8). Таким образом мы веруем в Него, при Понтии Пилате распятого и погребенного (пар. 11). Веруем также, что Он в третий день воскрес из мертвых (пар. 12). Веруем, что возшел на небо (пар. 13). Веруем также, что оттуда придет в благопотребнейшее время и будет судить живых и мертвых (пар. 15). В довершение богодарованной нам веры исповедуется за тем Дух Святой, не низший по природе Отца и Сына, но, так сказать, единосущный и совечный (пар. 16). Веруем и во святую Церковь , именно вселенскую, так как иначе и еретики, и раскольники, называют свои общества также церквами (пар. 21). Веруем и в оставление грехов (пар. 22). Тело наше воскреснет, по безобложной христианской вере. По воскресении тела, освободившись от условий временного существования, мы будем наслаждаться с неизреченною радостью и непреложно без истления вечною жизнью (пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

Беседа 10. Об обязанностях детей исполнять заповеди. (Как одна из переходных мыслей к этой беседе: нам теперь легче исполнять заповеди, сам Бог помогает нам при их исполнении, а святые люди подали пример их исполнения. Что тут трудного, например, нам с вами, дети, в праздник сходить в церковь, а было время, когда исполнить эту заповедь Божию было чрезвычайно затруднительно. Рассказываем о единстве храма для всех сынов израилевых и о трудностях путешествия в Иерусалим). В эту же беседу может войти ознакомление детей с молениями о помощи, с молитвами пред началом и по окончании дела. Беседа 11. Беседа о Божией Матери, как образце для нашей жизни, Рождестве Богородицы и Введении ее во храм. Беседа 12. Благовещение. • Беседа 13 . Молитва: Богородице Дево, радуйся. • Беседа 14. Рождество Христово. • Беседа 15. Беседа об Ангелах и знакомство с молитвою Ангелу Хранителю. • Беседа 16. Сретение Господне. • Беседа 17. Крещении Господнем. О св. Троице и молитве в честь ея. О св. богоявленской воде. • Беседа 18. Весьма кратко и по картинке: о жизни Христа Спасителя после Крещения, о Его чудесах и учении. • Беседа 19. Молитва Господня. • Беседа 20. Преображение Господне. • Беседа 21. Воскрешение Лазаря. • Беседа 22. Вход Господень в Иерусалим. • Беседа 23. Страдания и смерть Христовы. • Беседа 24. Воскресение Христово. • Беседа 25. Явление воскресшего Господа ученикам. • Беседа 26. Вознесение Господне. • Беседа 27. Сошествие св. Духа на Апостолов. • Беседа 28 и 29. Ознакомление с молитвою Духу Святому. • Беседа 30. Успение Божией Матери. • Беседа 31. Беседа о святых их мощах, и молитвенном заступлении за нас. Молитва святому, имя которого носим, и краткое жизнеописание его. • Беседа 32. Воздвижение креста Господня. • Беседа 33. О крестном знамении, сложении перстов и поклонах. Почитание Креста Господня и св. икон. Изложенную программу можно сокращенно выразить так: предметом религиозных бесед должны быть три христианские добродетели: вера, любовь и надежда. Есть Бог, — это корень веры, с которым человек родится на свет; есть Спаситель Иисус Христос, — это семя всей любви Божией к нам и нашей к Богу, положение также благодатью в душу возрожденного, но требующее пробуждения к жизни со вне; есть жизнь вечная, — это пища надежды, без которой невозможно возрастание семени христианства в душе верующего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

649. Похвальное слово святому мученику Роману. 1864. II. 293. 650. Беседа о том же святом мученике. 1864. II. 305. 651. Похвальное слово св. мученику Варлааму. 1864. II. 314. 652. Похвальное слово св. священномученику Игнатию Богоносцу . 1864. II. 327. 653. Похвальное слово египетским мученикам. 1864. II. 346. 654. Беседа первая против Аномеев о непостижимом. 1864. II. 355. 655. Беседа вторая против Аномеев о непостижимом. 1864. II. 372. III. 385. 656. Беседа третья против Аномеев о непостижимом. 1864. III. 393. 657. Беседа четвертая против Аномеев о непостижимом. 1864. III. 411. 658. Беседа пятая против Аномеев, о непостижимом. 1864. III. 433. 659. Беседа шестая против Аномеев, в память блаженного Филагония. 1864. III. 454. 660. Беседа седьмая против Аномеев, о единосущном. 1864. III. 470. 661. Беседа восьмая против Аномеев, о просьбе сынов Заведеевых. 1864. III. 496. 662. Беседа девятая против Аномеев, о четырехдневном Лазаре. 1864. III. 516. 663. Беседа десятая против Аномеев, о молитвах Христовых. 1864. III. 525. 664. Беседа одиннадцатая против Аномеев, о согласии Нового Завета с ветхим в учении об Иисусе Христе. 1864. III. 548. 665. Беседа двенадцатая против Аномеев, о тридцативосьмилетнем расслабленном. 1864. III. 562. 666. Слово на новый год. 1865. I. 3. 667. Беседа на день Рождества Христова. 1865. I. 22. 668. Слово на рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. 1865. I. 44. 669. Беседа в день крещения Христова. 1865. I. 59. 670. Беседа первая, о предательстве Uyды. 1865. I. 76 . 671. Беседа вторая, о предательстве Uyды. 1865. I. 95 672. Беседа о кресте и разбойнике. 1865. I. 101. 673. Беседа о кладбище и кресте. 1865. I. 124. 674. Слово на святую Пасху. 1865. I. 135. 675. Беседа первая на неделю св. Пасхи. 1865. I. 137. 676. Беседа вторая на неделю св. Пасхи. 1865. I. 149. 677. Беседа в день вознесения Господа нашего Иисуса Христа. 1865. I. 167. 678. Беседа первая в неделю св. Пятидесятницы. 1865. I. 186. 679. Беседа вторая в неделю св. Пятидесятницы. 1865. I. 209.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главы 17-20 содержат повествование о царе Иосафате . В Книгах Царств ему не уделяется большого внимания, основной акцент ставится на истории Ахава и его династии, добавляются и рассказы о пророках Илии и Елисее (3 Цар 16. 29 - 22. 40; 4 Цар 1-9). Летописец расширяет свой текст более чем в 2 раза по сравнению с текстом Книг Царств. История Иосафата - одна из самых подробных в П., длиннее только рассказ о Езекии (2 Пар 29-32). Очевидно, для Летописца период правления Иосафата имел большое значение ( Japhet. 1993. Р. 743). Далее следует рассказ Летописца о времени правления нечестивых Иорама и Охозии (2 Пар 21-22). Иорам представлен отрицательно, и в этом отношении его образ не имеет параллелей в истории монархического периода (Ibid. Р. 805-806). Повествование об Охозии заканчивается сообщением о его смерти от руки Ииуя как о возмездии за нечестие (2 Пар 22. 9). В МТ данный отрывок, однако, является частью рассказа, в к-ром уже говорится об узурпаторе Гофолии (2 Пар 22. 2-12). Летописец показывает т. о., что царствование Охозии было злополучным с самого начала из-за рокового союза, заключенного с Северным царством ( Johnstone. 1997. Р. 116). В версии истории о гос. перевороте, совершённом первосвящ. Иодаем, и о правлении Иоаса (2 Пар 23-24) у Летописца важное место занимают левиты, которые не упоминаются в 4 Цар 11-12 ( Japhet. 1993. Р. 827). Изображение Иодая обладателем царской власти (2 Пар 22. 11; 23. 1; 24. 16), по-видимому, отражает ситуацию времени жизни самого Летописца ( Johnstone. 1997. Р. 133, 143). Только благодаря Иодаю династия Давида не прервалась (Ibid. Р. 123) и на престол Иудеи был возведен Иоас. Однако после смерти Иодая Иоас отступил от Бога и даже убил прор. Захарию , сына Иодая (2 Пар 24. 17-22), за что был наказан сирийцами, ставшими «орудием гнева» в руке Божией ( Kalimi. 2005. P. 88). Иоас и последующие цари, Амасия (2 Пар. 25) и Озия (2 Пар 26), сначала слушают праведных советников и поэтому достойны благословения от Господа, затем отступают от Него и несут суровое наказание.

http://pravenc.ru/text/2578974.html

Беседа 10. Об обязанностях детей исполнять заповеди. (Как одна из переходных мыслей к этой беседе: нам теперь легче исполнять заповеди, сам Бог помогает нам при их исполнении, а святые люди подали пример их исполнения. Что тут трудного, например, нам с вами, дети, в праздник сходить в церковь , а было время, когда исполнить эту заповедь Божию было чрезвычайно затруднительно. Рассказываем о единстве храма для всех сынов израилевых и о трудностях путешествия в Иерусалим). В эту же беседу может войти ознакомление детей с молениями о помощи, с молитвами пред началом и по окончании дела. Беседа 11. Беседа о Божией Матери, как образце для нашей жизни, Рождестве Богородицы и Введении ее во храм. Беседа 12. Благовещение. Беседа 13. Молитва: Богородице Дево, радуйся. Беседа 14. Рождество Христово. Беседа 15. Беседа об Ангелах и знакомство с молитвою Ангелу Хранителю. Беседа 16. Сретение Господне. Беседа 17. 0 Крещении Господнем. О св. Троице и молитве в честь нее. О св. Богоявленской воде. Беседа 18. Весьма кратко и по картинке: о жизни Христа Спасителя после Крещения, о Его чудесах и учении. Беседа 19. Молитва Господня. Беседа 20. Преображение Господне. Беседа 21. Воскрешение Лазаря. Беседа 22. Вход Господень в Иерусалим. Беседа 23. Страдания и смерть Христовы. Беседа 24. Воскресение Христово. Беседа 25. Явление воскресшего Господа ученикам. Беседа 26. Вознесение Господне. Беседа 27. Сошествие св. Духа на Апостолов. Беседа 28 и 29. Ознакомление с молитвою Духу Святому. Беседа 30. Успение Божией Матери. Беседа 31. Беседа о святых их мощах, и молитвенном заступлении за нас. Молитва святому, имя которого носим, и краткое жизнеописание его. Беседа 32. Воздвижение креста Господня. Беседа 33. О крестном знамении, сложении перстов и поклонах. Почитание Креста Господня и св. икон. Изложенную программу можно сокращенно выразить так: предметом религиозных бесед должны быть три христианские добродетели: вера, любовь и надежда. Есть Бог, – это корень веры, с которым человек родится на свет; есть Спаситель Иисус Христос , – это семя всей любви Божией к нам и нашей к Богу, положение также благодатью в душу возрожденного, но требующее пробуждения к жизни со вне; есть жизнь вечная, – это пища надежды, без которой невозможно возрастание семени христианства в душе верующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Maly...

Беседа 12 . Благовещение. • Беседа 13 . Молитва: Богородице Дево, радуйся. • Беседа 14 . Рождество Христово. • Беседа 15 . Беседа об Ангелах и знакомство с молитвою Ангелу Хранителю. • Беседа 16 . Сретение Господне. • Беседа 17 . Крещении Господнем. О св. Троице и молитве в честь ея. О св. богоявленской воде. • Беседа 18 . Весьма кратко и по картинке: о жизни Христа Спасителя после Крещения, о Его чудесах и учении. • Беседа 19 . Молитва Господня. • Беседа 20 . Преображение Господне. • Беседа 21 . Воскрешение Лазаря. • Беседа 22 . Вход Господень в Иерусалим. • Беседа 23 . Страдания и смерть Христовы. • Беседа 24 . Воскресение Христово. • Беседа 25 . Явление воскресшего Господа ученикам. • Беседа 26. Вознесение Господне. • Беседа 27 . Сошествие св. Духа на Апостолов. • Беседа 28 и 29 . Ознакомление с молитвою Духу Святому. • Беседа 30 . Успение Божией Матери. • Беседа 31 . Беседа о святых их мощах, и молитвенном заступлении за нас. Молитва святому, имя которого носим, и краткое жизнеописание его. • Беседа 32 . Воздвижение креста Господня. • Беседа 33 . О крестном знамении, сложении перстов и поклонах. Почитание Креста Господня и св. икон. Изложенную программу можно сокращенно выразить так: предметом религиозных бесед должны быть три христианские добродетели: вера, любовь и надежда. Есть Бог, — это корень веры, с которым человек родится на свет; есть Спаситель Иисус Христос, — это семя всей любви Божией к нам и нашей к Богу, положение также благодатью в душу возрожденного, но требующее пробуждения к жизни со вне; есть жизнь вечная, — это пища надежды, без которой невозможно возрастание семени христианства в душе верующего. Как конспект для родителей пришлось изложить содержание бесед в последовательном порядке и даже с разделением на принятую у нас единицу, называемую уроком, на деле же строго держаться системы последовательности далеко не всегда придется. Забота родителей выбирать для беседы такой предмет, который легче всего в данную минуту может быть понят и усвоен дитятею, который ближе всего отвечает его настроению; таким образом у одних родителей последовательность бесед будет соответствовать течению событий церковной жизни, у других какая-либо другая.

http://azbyka.ru/deti/dorevolyutsionnaya...

618. Беседа о псалмопении. 1863. II. 382. III. 382. 619. Беседа об утверждении евангелия. 1863. III. 395. 620. Беседа о том, что опасно и для поучающих и для слушающих проповедывать с угодливостью. 1863. III. 412. 621. Беседа о том, что нужно часто ходить в церковные собрания для очищения грехов своих. 1863. III. 431. 622. Беседа о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может. 1863. III. 446. 623. Беседа первая об утешении при смерти. 1863. III. 487. 624. Беседа вторая об утешении при смерти. 1863. III. 497. 625. Беседа о воскресении мертвых. 1863. III. 511. 626. Беседа первая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 540. 627. Беседа вторая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 551. 628. Беседа третья в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 559. 629. Беседа четвертая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 567. 630. Беседа пятая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 584. 631. Беседа шестая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 596. 632. Похвальное слово всем святым мученикам. 1864. I. 3. 633. Беседа о святых мучениках. 1864. I. 14. 634. Беседа в день святых мучеников. 1864. I. 29. 635. Беседа в память св. мученика Васса. 1864. I. 36. 636. Похвальное слово Мелетию, архиепископу антиохийскому. 1864. I. 47. 637. Похвальное слово святому Евстафию, архиепископу антиохийскому. 1864. I. 57. 638. Похвальное слово св. великомученице Дросиде. 1864. I. 72. 639. Похвальное слово св. мученику Юлиану. 1864. I. 93. 640. Беседа в память св. священномученика Фоки. 1864. I. 112. 641. Беседа в память святого священномученика Вавилы. 1864. I. 126. 642. Беседа о святом священномученике Вавиле. 1864. I. 136. 643. Похвальное слово св. мученикам Иувентину и Максиму. 1864. II. 219. 644. Похвальное слово св. мученицам Виринее и Проскудии и матери их Домнине. 1864. II. 241. 645. Беседа в память тех же святых мучениц. 1864. II. 259. 646. Похвальное слово св. мученице Пелагее. 1864. II. 266. 647. Беседа в память той же святой мученицы. 1864. II. 278. 648. Похвальное, слово св. мученику Лукиану. 1864. II. 282.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 33    А нечестие Манассии показала и книга Царств. Ибо превзошел не только злочестивых царей, но и те народы, «ихже,» — как сказано, — «истреби Господь от лица сынов Израилевых» (2 Пар. 33:2). Он понес и наказание за нечестие, потому что предан царю Ассирийскому и связанный отведен в Вавилон. Но бездна человеколюбия и для него отверзла источники милосердия. Сказано: «и егда озлоблен быстъ, взыска лице Господа Бога своего, и смирися зело пред лицем Бога отец своих, и помолися к Нему; и услыша вопль его, и возврати его во Иерусалим на царство его; и позна Манассиа, яко Господь той есть Бог» (2 Пар. 33:12—13). Так, наказание приносит пользу желающим оной. Ибо чего не имел Манассия на царском престоле, то приобрел в рабстве. И по освобождении от рабства, сказано о нем, «отъят боги чуждыя и идолы от дому Господня, и вся олтари, яже созда в горе дому Господня и во Иерусалиме, и изверже вся вон из града. И паки воздвиже олтарь Господень, и пожре на том жертву спасения и хваления» (2 Пар. 33:15—16). Даже и народ научил благочестию. Сказано: «заповеда Манассиа Иуде, да служат Господу Богу Израилеву» (2 Пар. 33:16). Но Писание дает также видеть и несовершенство народа, потому что писатель присовокупил, что «еще людие жряху на высоких» (2 Пар. 33:17). Но что на высоких приносили жертвы истинному Богу, и здесь ясно сие показывает история, ибо присовокуплено: «обаче Господу Богу своему.» Глава 34    Повествуемое об Аммоне и Иосии объяснили мы в Четвертой книге Царств. Глава 35    Но требует исследования, почему Иосия, когда кивот находился во Святая Святых, повелел левитам очиститься, чтобы внести святой кивот в дом Господень. А сие видно и из последующего: «и поставиша кивот святый в дому, егоже созда Соломон сын Давида царя Израилева» (2 Пар. 35:3). Думаю, что или царь Ассирийский, взяв город при Манассии, или который-либо из злочестивых царей, царствовавших после Езекии, т. е. или Манассия, или Аммон вынес кивот изнутри храма; после же них, узнав о сем, Иосиа снова поставил кивот на собственное его место. Бытописание сие опять наименовало пророками Асафа, Емана и Идифума. Сказано: «по повелению Давида, и Асафа и Емана и Идифума пророков царевых» (2 Пар. 35:15). А словом «кересим»: как предполагаю, означается род прорицания, ибо поставлено оно вместе со словами «чревовещатели», «ведцы» и «ферафимы». Такова же была добродетель царя Иосии, что пророк Иеремия написал о нем плач и отдал оный певцам и певицам ежегодно воспевать, совершая память Иосии (2 Пар. 35:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2898...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Арх. Михаил и Иисус Навин. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Арх. Михаил и Иисус Навин. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. [Евр.   греч. Μιχαλ], арх., архистратиг небесных сил. Имя Имя Михаил, вероятно, является одним из древнейших сев.-зап. семитских имен: оно зафиксировано в клинописных памятниках из Эблы (совр. Телль-Мардих, Сирия) XXVI-XXV вв. до Р. Х. как Mi-ga-il ( Krebernik. 1996. P. 247). В переводе с древнеевр. языка оно означает «кто как Бог?», «кто подобен Богу?». Это имя носят несколько людей, упоминаемых в ВЗ: отец одного из соглядатаев, посланных Моисеем, чтобы они «высмотрели землю Ханаанскую» (Числ 13. 3; в синодальном переводе имя соглядатая передано как «Сефур, сын Михаилев» (Числ 13. 14)); два представителя колена Гадова (1 Пар 5. 13-14), один из к-рых жил, по-видимому, «во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского» (1 Пар 5. 17); прадед Асафа . родоначальника храмовых певцов (1 Пар 6. 39-40); военачальник из колена Иссахара, сын Израхии (1 Пар 7. 3); житель Иерусалима из колена Вениамина (1 Пар 8. 16); тысяченачальник из колена Манассии, перешедший на сторону Давида (1 Пар 12. 20); отец начальника племени Иссахара в царствование Давида (1 Пар 27. 18); сын иудейского царя Иосафата и брат царя Иорама (2 Пар 21. 2); живший в Вавилонии иудей, сын которого Зевадия принимал активное участие в движении репатриации вместе с Ездрой (1 Езд 8. 8). В Ветхом Завете В Ветхом Завете о М. говорится только в Книге прор. Даниила. В видении, бывшем «в третий год Кира, царя Персидского» (Дан 10. 1), Даниилу является величественный «муж, облеченный в льняную одежду»: «Тело его - как топаз, лицо его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей» (Дан 10. 5-6). Этот муж (возможно, это Гавриил, ср.: Дан 8.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

9); Зарай Ефиоплянин выступил с несметным войском против иудейского царя Асы, к-рого спасла от неминуемого поражения только пламенная молитва к Богу (2 Пар 14. 9-15); Сеннахирим, царь Ассирийский, «пришел... с намерением воевать против Иерусалима» (2 Пар 32. 1-2), но его с помощью Ангела Господня победил благочестивый царь Езекия (2 Пар 32); во время сражения с егип. фараоном Нехао погиб царь Иосия, к-рого оплакивал сам прор. Иеремия (2 Пар 35). В Е. п. к. и в Книге Неемии чужеземные правители, в первую очередь персид. цари, благосклонны к израильскому народу и к его религии: Кир издает указ о возвращении евреев в Палестину, передает им богатые дары для храма и захваченную ранее Навуходоносором храмовую утварь (1 Езд 1); Дарий разрешает возобновление строительства храма (1 Езд 6); Артаксеркс отправляет Ездру с богатыми дарами в Иерусалим, наделяя его широкими полномочиями (1 Езд 7) (единственным исключением является рассказ о том, как царским письмом были приостановлены работы по восстановлению храма - 1 Езд 4). Кроме того, в отличие от Е. п. к. в 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон иноземные правители изображаются не только враждебными израильскому народу, но зачастую и противниками Бога (см., напр.: 2 Пар 32. 8-19, где Сеннахирим уничижает Бога Израилева, сравнивая его с богами др. народов). 6. Употребление разных слов для обозначения одних и тех же реалий. Так, в 1-й и 2-й книгах Паралипоменон при описании приготовлений к совершению религ. ритуалов используется обычно глагол   (освящаться, посвящать себя - см., напр.: 2 Пар 31. 18); в Е. п. к. и в Книге Неемии в подобных случаях употребляется близкий по значению глагол   (см., напр.: 1 Езд 6. 20; глагол  , однако, 1 раз употребляется и в 2 Пар 30. 18, что, несомненно, ослабляет этот аргумент - Blenkinsopp. 1988. P. 49). Различие в обозначении первосвященника (    ,       - 2 Пар 31. 10;    ,     - Неем 3. 1) можно объяснить тем, что термины в Е. п. к. и Книге Неемии относились уже к послепленным реалиям, что подтверждает название в Е.

http://pravenc.ru/text/189575.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010