Великое и будничное повечерия    Типикон Шио-Мгвимского монастыря XIII в. дает чин для великого повечерия (малое не упоминается) почти буквально тождественный с нынешним; разница в 1-й части: «Господи помилуй 40 раз, священник говорит: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». Пред тропарями «Невидимых враг» замечено «есть впрочем еще и иные тропари повечерия»; пред второй частью замечено: «и начинаем ночную службу великого повечерия». Рядом с теперешними двуми видами повечерия славянск. Иерусалимские уставы XIV-XVI в. и первые печатные часословы (Краковский 1491 г., Московский 1652 г.) имели еще 3-й вид, средний между великим и малым, под именем «обычной павечерницы». Состав его: первая часть нынешнего великого повечерия от пс. 90 и все нынешнее малое повечерие без символа веры; на первом тропарь из Минеи с богородичным, на втором седмичные тропари и нынешние «Боже отец наших», вместо «Иже на всякое время» во 2-й части молитва «Нескверная, неблазная». При этом великое повечерие назначалось для всех потов, когда поется аллилуиа, обычное для будней, а малое для суббот, недель и полиелеев. (с. 431) Полунощница     Полунощницы древнейшие чисто Студийские уставы не признавали, судя по тому, что ее не упоминает Ипотипосис и Студийско-Алексиевский устав. Последний имеет соответствующую полунощнице службу только для великого поста. Студийско-Алексиевский устав в великой пост присоединял к вел. повечерию безымянную службу, по составу напоминающую отчасти нынешнюю полунощницу, отчасти 3-ю часть великого повечерия: «О павечерници в великий пост. Ведети есть, яко весь пост, егда великая павечерница поеться, по скончании ея и по 6 (?) псалм и по СВ. Боже абие начинают Блажени непорочни не в глас ни в стихи разделяють, но всеъ единогласно глаголющем; по сем поеться Св. Боже, тажь Слава в вышних и тропарь Оком милосердым и др. тр. Век мой коньч. и богор. Рожейся нас ради; посем глаголет молитву Манасии, ейже нач. Господи Вседержителю и другую молитву сию Дажь нам Владыко, мол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

787 Беллармин. там же, стр. 366, чл. 9. Вечным наказанием одного осуждения мучатся дети, умершие некрещенными; временное наказание одного осуждения было долею ветхозаветных праведников; вечное наказание осуждения и чувства есть наказание для находящихся в аде; временное же наказание осуждения и чувства предназначено для находящихся в чистилище. Беллармин. там же. 788 Фома Аквинат. Сущност. христ. Вер. кн. 4, разд. 30, вопр. 1, чл. 2; а по мнению Бонавертуры, наказания сии не тягчае всякого наказания, но величайшее наказание чистилища тягчае величайшего наказания настоящей жизни, хотя иное наказание его легче какого-нибудь наказания, бывающего в сей жизни. 793 Истину сего невольно сознают латины. Посему, чтобы сообщить означенному рассуждению благовидность, утверждают, что павшим на брани воинам отпущена была вина, а не наказание. Но утверждать это значит искажать событие; ибо Иуда послал принести жертву за грех и притом умерших: след. он уверен был именно в том, что им не была отпущена вина, а где в священном Писании грех означает одно временное наказание, которое должны понести люди для удовлетворения правде Божией, мы не знаем. 795 Тертуллиан. Прот. Маркиона, гл. 6: твор. стр. 320. Венеция, 1701 г. Ориген. Бесед. 6 на кн. Исход. на. 14: твор. т. 2, стр. 148. Париж, 1733 г. Св. Иак. низиб. Письм. о вере: христ. чтен. 1839 г. ч. 4, стр. 291–293. Св. Васил. велик. Толков. на пр. Исаию: твор. ч. 2, стр. 29. 203. Москва, 1845 г. Св. Григор. богосл. Слов. 2: твор. ч. 1, стр. 14. Москва, 1851 г. Св. Амврос. медиол. Толков. на 1 посл. к коринфянам: твор. ч. 2, л. 196, изд. 1516 г. Св. Златоуст. (Слов. увещат. к Феодор. падшему: христ. чтен. 1844 г. ч. 1, стр. 414–415. Бесед. 9 на 1 посл. к коринфянам: ч. 1, стр. 156–160. Спб. 1858 г. Бл. Иероним. Прот. Иовиниана: твор. т. 4, ч. 2, стр. 214–216. Париж, 1706 г. Бл. Феодорит. Изъясн. псалм. 7: твор. 2, стр. 43–44. Москва, 1856 г. Толков. на 1 посл. к коринфянам: твор. т. 3, стр. 133. Париж, 1642 г. Св. Кирилл, александр. Слов. на исход. души: христ. чтен. 1841 г. ч. 1, стр. 213–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

участка–могилы: 14–2. Х: 20. У:10. Быков Вл–р Петр. 8/20.7.1872–1936.6.09. духовный писатель ? автор «Тихих приютов» (1913), быв. изд. «Спиритуалиста»? Апушкины Конст. Конст. 26.10.1898–1965.10.6 и др. Лебедева (Быкова) 1899–1943 участка–могилы: 14–3. Х: 17. У:8. Мечёв Алексий, сын регента Чудовского хора Алексея Ив., 17.03.1859–1923, 22.06 протоиерей ц. Николы на Маросейке, дух. старец. там же: Анна Петровна 2.09.1965–1902.29.08 Евфросиния Никол. 28.12.1890–1959.06.02. Алексей Сергеевич 23.10.1921–1988.21.06. участка–могилы: 14–4. Х: 19. У:8. Фамарь (Марджанова Тамара Александровна) 1.04.1869–10.06.1936 игумения Сераф.–Знам. М–ря на ст. Перхушково подвижница милосердия участка–могилы: 14–5. Х: 20. У:7. Дефендова Ольга Серафимов. (2 белых креста, за ними Евгения Андр-на † 1968) 1864–1960, 27.05 участка–могилы: 14–7. Х: –10. У:22. Любимов Ал–др Вас., 1887–1952 прекр. баритон (бол. теми, гранитн. крест) и Валентина Петровна Любимова 7.02.1892–1982,12.12 (участок с Евг. Андр. – Ир. А. Габр.) протодиак. (с 1942 в Лефорт, ц., с 1913 – псалм., с 1917 – диак. в Новод. М–ре, в 1933–39 у Ильи Обыден. участка–могилы: 14–8. Х: 15. У:–23. Гузняков Борис и др. и его жена и др. (поворот перед п–ком Перхоровичу) 7.8.1932–1996, 03.01 наст. ц. " Всех скорбящих...», где служил 35 лет, (до этого – в провинции), скрипач, препод, в МДА. участка–могилы: 14–9. Х: 15. У:–16. Штраус Дм. Адольф. и др. Штраусы † 10.05.1985 участка–могилы: 14–10. Х: –-7. У:15. Рыбчинский Евфимий Ал–др. (свернуть с гл. алл. за большой могильный монумент со ступенями, за ним – вторая ограда с ажурным металл, крестом) 14.04.1866–1940,30.11 Протоиерей. По ок. Киев ДС служил на Украине, с 1891 полк, св–к, с 1911 в Кроншгадтск. соборе, с 1918 в Новодевич. М–ре до 1929 г. ? (III–XII 1922 г. под арестом), в ц. 7 Вселенск. соборов, в Благовещ. на Бережках, немного в Хамовниках, священник-нелегал ИПЦ, В 1910 г. ок. юрфак ИМУ и служил в Мин–ве финансов. В 1921–22 гг. слушал курсы Правосл. Народ. Ак.7 прислуживал в ц. Кира и Иоанна у о. Сергия Битюгова. С 6.3.1922–диакон. С 9 .9.1923 645]; В 1924–1930 гг. и. о. наст. Знаменск. ц. в Шереметевском пер.;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Тоя бо ради праматерняя клятва потребися и Адам от вчных уз свободися, и Богъ к нам примирися! Тогда бо Ияковля лствица утвердися, Богу хотящу по ней снити 9 и человком путь сотворити къ небесным, и человцы со аггелы во едино быша. Не ктому, якоже тогда, со Ияковом древле борется, 10 ибо Творец Ияковль на землю сниде, погибшую драхму взыскати хотя 11 и Отцу принести. Тмже пророцы тогда возрадошася, своему пророчеству збытие зряще! Тогда убо Давидъ, видв от смени его правнуку родившуся, 12 бряцая в гусли, 13 играя духом, глаголя: «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое!» 14 Тмже тогда не токмо пророцы, но и превышняя и земная тварь съпразноваше. Нын же паки присп новый празник честный Владычицы нашея Богородицы – честнаго ея образа иконы Одигитрия, 15 крпкия помощница, да познают вси, яко не токмо, егда в мире бяше, ходатайственое къ своему Творцу и Сыну показоваше, но и паче и по преславном своем преставлении от земных в небесная непрестанно милостивно нас присщая! 16 Тмже, оставльше начало словеси, на совершение ведемся шествующе; да коснемся иже о сих бесде, елико подастъ Святый Духъ, преже похваливше ваше усердие теплое. Толико бо к Церкви ваше тщание, паче же к чюдотворней Богородицынай иконе вра и моление, елико чадом к матери, елико жаждущему ко источнику, елико кораблю къ пристанищу. Толико и нас веселит преспяние ваше, яко ysy явити нам о семъ. Грх ради наших Богъ наказуя нас и наводя на нас милостивн праведный гнвъ свой, овогда гладом, овогда нашествием иноплеменных, иногда мором и межусобными бранми, овогда пожаром и прочими напастьми жития, и беды и тесноты, и недуги люты наводя на нас, – понужает же паче ленивыя и жестокия на благая и подобная и спасеныя пути. Се убо реченное пророком Давидом къ Господу: «Броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающимся к Теб многи раны». 17 И во ином псалм глаголетъ: «Аще оставят законъ Мой и в судбах Моих не пойдут, аще оправдания Моя осквернят и заповди Моя не сохранят, посщу жезлом безакония их, и ранами неправды их, милость же Мою не разорю от них». 18 Апостолъ: «Егоже любит Господь, того и наказует, бьет бо всякого сына, егоже приемлет. Аще без наказания, преблудодйчища есте, а не сынове». 19

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19:9). Климент Римский обращается с молитвою к Богу: «многомилостив и щедр (Господи), остави нам беззакония наши» ( 1Кор. 59 и 60 гл.), как бы воспроизводя аналогичную молитву Сираха (16:12–15). В Пастыре Ермы встречаются частые цитаты из этой книги (Вид. 3:7; Заповед. 1:1; Подоб. 5:3,5,6,7...). У Климента Александрийского (Paed. II, 7= Сир.7:15; 14:1 ; Paed. II, 6= Сир.20:5,8 ; Paed. II, 2= Сир.31:36; 31:38 ; Paed. I, 8= Сир.1:22 ; и мн. др.), Киприана Карфагенского (Test. II, 1. III, 6. Ер. 69= Сир.28:28 ; De immort. с. 13= Сир.12:7–9 ), Оригена (Cont. Cels. VIII, 50= Сир.10:23 ; Com. in Iohan.=Сир.31:16; 5:8), Афанасия (Προт Αр. II, 75. Толк. на Пс. 118:60 ...), Златоуста (De Lazar. II, 4), Ефрема Сирина (I, 83 II, 118 III, 100), Василия Вел. (Шестоднев. 6, 10 Толк. на Пс. 14, 44 ), Григория Нисского (О жизни Моисея и О надпис. псалм. II, 3. Толк. на Екклез. том. 3) и других отцов Церкви очень часто цитуется эта книга. 327 Кирилл Иерусалимский в 23-м огласительном поучении своем прославляет праведного человека характеристикой его у Сираха (34:9–15). Также и в других местах огласительных (6:4; 11:9; 13:8; 23:17) и тайноводственных (5:17) поучений цитует книгу Сираха. Епифаний обличает суемудрие и фантазерство еретиков, пользуясь словами Сираха: «высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй» (3:21–24). Этими очень характерными словами очень часто пользовались христианские учители и моралисты, чтобы остановить бесплодные, а иногда и вредные, порывы людей к излишнему и непосильному «мудрованию», порождавшему ересь и расколы. Заповеди Сираха о почитании родителей, с их обещаниями и обоснованиями моральными (3:1–17), очень часто цитуются у отцов Церкви, у проповедников и моралистов. Изречение Сираха: помни последняя твоя, т. е., смерть и загробный суд, и во веки не согрешиши (7:30; 14:12), едва ли реже канонических изречений встречается в богословских, особенно гомилегических и моральных, христианских произведениях. Всякий современный богослов и читатель найдет в книге очень много чрезвычайно ценных поучений и уроков, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Таже начаша повдати блаженному Зосиме святительское благословение. Он же радостною душею прослави Бога, яко получи желание сердца своего. Павел же игумен освяти церковь священиемь во имя святаго Преображениа Господа нашего Исуса Христа – преподобный же велми возрадовася духом о величии Божии! И тако съ игуменом и братиею пниа и молитвы беспрестани възсылаху Богови и Пречистй Его Матери. И тружахуся постом и молением, купно же и ручным дломъ: овогда землю копаху, иногда же древеса на устрой манастырю сготовляху; иногда дров множество скуще готовляху, и росол морскый черплюще, и тако соль варяху – и даяху купцем, приходящим къ острову, и от них взимаху всяко орудие на потребу манастырскую, и в прочих длехъ тружахуся. Такоже и рыбную ловитву творяху в мори и по езером, бша бо на острове езера многы, числом яко 70 или множае. 137 Благоугодно бо б мсто то къ устрою манастырьскому! И тако от своихъ трудовъ и потовъ питаахуся. Б бо их число братии съ игуменом и съ блаженым Зосимою 20 и два; и б всм подвиг о обители, яко едина душа в разных телесх тщание. Видвше же бси себе поругаемы и уничижаеми от преподобнаго и от братии, иже с ним подвизающихся, и мног мятеж и смущениа приношаху всякими козньми, и лаянии, и призракы, и мятежными виды своих прелестий, и ничимже възмогоша вредити блаженнаго. Но паче инми злыми ухищренми възустиша на нь нкыя неразумныя человекы на погыбель душамъ их. Начаша людие многы пакости творити святому: преходящии морем населници – болярьстии людие и приказници раби – рыбную ловитву творяху на остров по езером, много оскорбляху преподобнаго. И зле належаще, не даваху рыбы ловити братии и злыми словесы нарчие дающе ему, глаголюще сице: «Почто ты, калугере, зд вселяешися? Се есть по отечеству наслдие наших болярь!» Такоже и корльстии людие преходяще, ловитву творяху на море округъ острова и по езером на остров, рекоша: «Се есть наша отчина, корльскыя земля» – и пакости многы творяще. Святый же рече: «Господи Владыко Человеколюбче! Яко же рече пророкъ Давидъ в третиемь псалм: „Господи, что ся умножиша стужающеи ми? Мнози въсташа на мя и глаголють души моей: нсть спасениа ему», 138 многы скорби наносять рабом твоим, уповающим на Тя». И рече к Герману: «Се, брате, на ны бсовское ухыщрение – злыхъ человекъ въстаниа». Отвщавъ Германъ, глаголя: «Отче святый, потреба терпнию и молитвам, но вм, яко не оставит Господь моление раб своих, боящихся Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все гнали их: цари, правители, простолюдины, свободные, рабы, народы и города, и не их только, но и тех, которые приняли их учение... Была общая война и против учеников и против учителей... И однако... они убедили и устроили Церковь. Как и каким образом? Силою Того, кто повелел им это; Он Сам был их руководителем; Сам делал всё трудное лёгким. Если бы божественная сила не содействовала, то это дело не получило бы ни вступления, ни начала. И как бы оно могло сделаться? Но Тот, Кто изрек: «да будет небо», – и совершил это на деле, Кто сказал: «да созиждется Земля», – и даровал ей бытие, Кто повелел: «да восияет Солнце», – и явил светило, Кто сотворил всё словом Своим, Тот насадил и эти церкви, и Его слово: «созижду Церковь Мою», – совершило всё это. Таковы слова Божии: они совершают дела дивные и чудные» (Прот. Иуд. и язычн. 12–13:1:634–638). Следовательно, Церковь не обыкновенное человеческое учреждение: ее основание, распространение и утверждение ясно говорят о действии божественной силы. Иоанн Златоустый часто останавливает мысль своих слушателей на том, что с самого насаждения Церкви со всех сторон поднимались против нее великие и разнообразные войны, однако ничто не одолело ее: враги сокрушены, а Церковь процветает (Беседа на псалм. 128:5:402). «Пусть услышат Эллины, пусть услышат иудеи, – восклицает Иоанн Златоустый , – о наших делах и превосходстве Церкви» (Беседа на слова прор. Исаии. 4:2:6:406). Первоначальная история распространения Христианства служит, – по мысли Иоанна Златоустого , – лучшим опровержением взгляда, очевидно, распространённого в его время, «будто Церковь стоит твёрдо вследствие мира с царями: «Бог попустил ей терпеть гонения тогда, когда она была меньше и казалась слабее, дабы ты убедился из этого, что и нынешняя твёрдость ее зависит не от мира с царями, а от силы Божией» (Прот. иуд. 5:2:1:695). Этот факт чудесного утверждения Церкви при самых неблагоприятных условиях представляется до того ясным для всех свидетельством «истины великого дела», что Иоанн Златоустый видит в нём доказательство божественной и непобедимой силы Самого предсказавшего и совершившего его (Прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Последование вечернего благодарения, известное под именем τ λυχνικν, или ε χα το λυχνικου с первых времен Церкви имело уже определенный вид. По изображению книги Апостольских Постановлений, верные, каждодневно собираясь вечером, пели псалмы, особенно псалом 140-й, именовавшийся свитильничным, – по окончании псалма диакон произносил эктении об оглашенных и верных, священник же читал молитвы за тех и других 110 ; из песней особенно известна была песнь светильнячного благодарения: Свете тихий, которую уже Василий Великий называл древнею 111 . В таком виде и удержано последование вечерни, соединенной с великопостною Литургией, тогда как в прочие дни поста, когда не совершается Литургия Преждеосвященных частные моления об оглашенных, по общему чину вечернего Богослужения, оставлены 112 . В числе особенных принадлежностей вечернего Богослужения во дни Великой Четыредесятницы, заключаются чтения из ветхозаветных книг священного Писания. Издревле в течении Четыредесятницы читаема была книга Бытия, как можно заключать по беседам древних Отцов на сию книгу. Святой Василий Великий говорил в Четыредесятницу за вечерним Богослужением беседы на первые главы Бытия, известные под именем Шестоднева. Св. Златоуст говорил беседы на книгу Бытия в продолжении двух Четыредесятниц – в Церкви Антиохийской и Константинопольской. Свидетельство Сократа, что в среду и пяток в Александрийской Церкви читаемы были в Четыредесятницу Писания и изъясняемы учителями, позволяет вообще заключать, что беседы на книгу Бытия говорены были древними Отцами по поводу церковных чтений из сей книги 113 . Столь же существенною принадлежностию великопостного Богослужения в древней Церкви было моление с коленопреклонепием. Евсевий Кесарийский в сочинении о Пасхе пишет: «(по прошествии Четыредесятницы) ни колен в молитвах не преклоняем, ни постом не утруждаемся... После Пасхи в течение седми полных седмиц празднуем Пятьдесятницу, достигши в меру возраста чрез предварительный сорокодневный подвиг шести седмиц пред Пасхою» 114 . Подобно Евсевию, говоря о коленопреклонениях, как необходимой принадлежности поста, св. Василий Великий так объясняет их значение: «каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что чрез грех пали мы на землю, и человеколюбием Сотворшего нас воззваны на небо» 115 . Сие коленопреклоненное моление соединялось с пением избранных стихов из псалма 140-го. Древность такого обычая видна из того, что в вышеприведенном месте из хроники Алсксандрийской сия часть Богослужения обозначается одним словом: да исправится ( τ κατερυθυνθ τω), без сомнения, как всем известная по особенному способу моления, с каким совершалось пение сего и следующих стихов упомянутого псалма. Вообще же о сем псалм св. Златоуст говорит: «много можно найти псалмов, приличных вечернему времени, но не потому избрали Отцы сей псалом, а как некое врачевство спасения, как очищение прегрешений, законоположили воспевать его» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Народи же, слышавше от проповдника таков подвигъ, возрадовашася духом о селиц тщании, велию вру усердно показаша, послдующе доброму совту, с честными кресты и со святыми иконами поидоша и со псалмопнии же и с каньдилы, якоже б им обычай. Такоже и воеводы, и гражане, мужи и жены с чады, от мала и до велика, и вси православные християне идоша во сртение до Камня и стретоша оны святыя иконы чюдотворныя со страхомъ и трепетомъ и со слезами. Святитель же, восприем на свое рамо со игумены Пречистыя Богородицы честную ону икону чюдотворную Умиления, несоша во град честно и боголюбезно во храмъ Пресвятыя и Животворящия Троица со псалмопниемъ и псньми духовными, молебная совершающи. Тако же провожаютъ до того же храму святаго Георгия. И от того часу пришествия ради многочюдесныя иконы Богоматере, и святыхъ небесныхъ силъ, и святаго Николы чюдотворца, и благоврнаго князя Всеволода, и всх святых ради, и боголюбезнаго ради тщания и молитвъ честнаго и всеосвященнаго собора, и всх православныхъ християн путныхъ ради трудовъ, и воздыхания, и слезъ дарова милостивый Господь нашь, славимый и поклоняемый во Троицы во единомъ Божеств, теплоту солнечную, и благорастворенный воздухъ, и дождь тих. И начаша расти рожь и яровой хлбъ и всякия плоды земныя; и жатву, и млачение, и сяние ржем и во всякомъ дле блаз, даже и до поздныя осени и все стройно. И о всем сем благодарихомъ милосердаго Бога и Пречистую Богородицу, теплую в скорбхъ помощницу, и небесныхъ предстателей, и скораго помощника святаго Николу чюдотворца, и святаго благоврнаго князя Гавриила, и всхъ святыхъ молебниковъ о род человечестем. Такоже в предъидущее лто 111 епископъ Генадий писанием же изоображаетъ и поспшествует; забывъ старость, яко исполинъ, тещи путь и со всеосвященным соборомъ, и власти, и нарочитыми града Пскова мужи, и жены, и малии и велиции, и ссущими младенцы, и, якоже во псалм речеся, «юноша и девы и старцы со юнотами». 807 И толико народа изыде во сртение, яко николиже было, изъ окрестных градовъ, и весей, и селъ. И не б конца видти людии по пути спреди и созади во уреченное вещание крестохожения со иконами Пречистыя Богородицы и всх святых до храму славнаго страстотерпца Георгия, еже на Камн, на сртение чюдотворныя иконы Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго ея Умиления и Одигитрия, и великого чюдотворца Николы, и преподобных отецъ Антония и Феодосия Печерскихъ . Со страхомъ, и благоговниемъ, и трепетомъ, радостною душею честь и поклоняние со псалмопниемъ молбу приносяще, таже и святитель со игуменомъ восприемлютъ чюдотворную икону на рамо свое. Якоже и первие несяху ко граду, сицевым же образом и провожаютъ до того же храма святаго великомученика и побдоносца Христова Георгия, еже есть на Камн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, преблагой и милостивый Бог замыслил сотворить иной мир – земной 23 , как [о том] начинает повествовать великий Моисей, говоря: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). И вот я спрошу тебя, жидовин: отчего Моисей не начал описывать [творение] с ангелов, но, не упомянув ни словом о множестве вышних сил, начинает с неба и земли? Нам следует знать, что когда Иаков 24 поселился в египетской земле и сыны Израилевы там расплодились, то они обратились к египетскому многобожию: одни почитали богами небо и землю, другие – ветер, третьи – облака, четвертые воздавали честь Солнцу и Луне; некоторые почитали день, а другие – ночь; одни – мрак и тьму, другие – прах; одни боготворили источники и реки, другие трепетали перед огнём как перед истинным богом 25 . Все это они обожествляли по своему безумию и пустомыслию и, будучи в прелести, уклонились от истинного Бога 26 . Из-за этого-то божественный Моисей, оставив все вышнее, немедленно приступил к описанию [творения неба и земли], дабы сыны израильские оставили египетское безбожие 27 , ибо уши их полны египетских соблазнов. Потому и послан был к ним Моисей, как о том сказано в Писании: от Авраама до Моисеева исхода 430 лет, от исхода до Давида 640 лет. То же оубо Давидъ, тако же движымъ Свтымъ Духомъ выше, глаголати въ лв-мъ псалм, глагол: словесемъ Господенимь небеса оутвердишас, и духомъ (л.1г) оустъ вс сила ихъ. ты, жидовине, како божественый Давидъ: слово Сынъ, вижь же, ко собьство Духъ. Мы же оубо васъ проповдахе «âtäà " мь, ко въ трехъ собьствхъ, но божьство. Но и паки глаголеть Давидъ, оуказыва ны о Сыну Божии въ р-мь псалм, глагол: «выше исъ чрева преже Деньница родихъ т». Смотри же ты сего, жидовине, ко въ д день повел Господь свтиломъ быти на небеси – Солнцю, и Лун, и звздамъ. Се оубо Давидъ ны снй и паки речеть: «изъ чрева преже Деньница родихъ т». Вижь ты, жидовине, ко б Сынъ Божий съ Отцемь преже все твари. Но и паки приложа Давидъ въ ра-мь псалм: «въ начатокъ ты, Господи, землю основа и дла рукоу суть (л.2а) небеса, та погибнуть, ты же и вс, акы риза, и, ко одежю, и измнтс, ты же лта тво не оскудють». И Соломонъ паки вписа же глагол: «преже глубины створени бхъ оу него стой». Слышы же ты, жидовине: и Адама не бысть, Соломону кд быти, сирчь о бысть. Превыше же оубо всхъ страшно и грозно нача Богословъ, иже Сынъ громовъ: «искони б, рече, Слово, и Слово б Бога, Богъ б Слово, и се б искони оу Бога, и вс тмъ быша, и безъ него не бысть ничто же». Вижь же ты, жидовине, оубо страшную сию тайну. Инъ и превелиции наши свтии отци рша: преже всхъ вкъ, свтъ свта, Богъ истиненъ Бога истинна». (л.2б)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010