На долю современных ученых выпадает, следовательно, скромная роль быть пока лишь издателями многочисленных трудов сего иерарха. Эту то скромную роль и взял на себя почтеннейший труженик И. Саккелион, издавший, как сказано выше, несколько его трактатов и писем. Самое видное и первое место занимает в этой брошюре превосходный и обширный трактат архиепископа Никифора «о молитве святых, когда, по учению боговдохновенного Писания и богоглаголивых апостол, Церковь апостольская Господа вашего Иисуса Христа стала считать святых ходатаями пред Богом», занимающий едва ли не половину всей брошюры (стр. 1—42). Непосредственно за ним следует не менее интересный и обширный трактат того же архиепископа в ответ на вопрос иеродиакона Кавсокаливита Неофита: «справедливы ли слова Писания: во всю землю изыде вещание их (Псалм. XVIII, 4) и т. д. и в другом месте: За упование отложенное вам на небесех, еже прежде слышасте в словеси истины благовествования, сущаго в вас, якоже и во всем мире, и есть плодоносно и растимо (Колосс. I, 5 — 6)», адресованный им в особом письме от 25 августа 1773 года, которое издателем предпослано в брошюре самому ответу архиепископа. Никифор Феотоки дает из Лейпцига в том же году октября 30 дня своему ученику ответ утвердительный. Здесь знаменитый иерарх российской Церкви обнаруживает не только глубокое знакомство с словом Божиим, но громадную эрудицию по наукам естественно-географическим. В его ответе цитуются путешествие по Сибири нашего путешественника Х?Ш столетия Крашенинникова немецкое путешествие по Камчатке Стеллера, итальянское «путешествие по свету» (Giro del mondo), изданное Иоанном Франциском Carreri в Неаполе в 1699 году. В последнем сочинении, между прочим, автор описал Мексику и другие местности нового материка и доказывает ту мысль, что христианство было известно в Америке раньше 1492 года, т. е. того времени, когда знаменитый Колумб сделал открытие этого материка. Доказательство свое он основывает на теории, хорошо ныне известной, о связи материков старого и нового в том месте, где ныне находится Берингов пролив, который образовался по причине действий вулканических подземных сил, разорвавших эти два когда-то соединенные материки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ссылка на «пророков» означает привлечение Никоном новых источников: книгу пророка Иеремии («якоже Еремия пророк рече») и вновь Псалтирь («иже искусом сам увде, написа», «во ином псалм пишет»). Следующие затем настойчивые обращения Никона к царю строятся как парафраза и пересказ библейских текстов, заимствованных из Пятой книги Моисеевой и книги Иисуса Навина: «Сего ради и Бог отрину и посрами тя, и не изыде в силах твоих, и возврати тя вспять при вразх твоих (ср.: Втор. 28:25 ), и ненавидящий тя разхищаху себ, яко овцы снди разсял есть я (ср.: Втор. 28:31 ). И быхом поношение сосдом своим, подражнение и поругание сущим окресть (ср.: Втор. 28:33 ), и быхомъ в притчю во языцех и покиванию в людх (ср.: Втор. 28:37 )... Не тако Иисусъ Наввин: егда украде Ахарь от возложения Господня сосуд злат и ризу и пятьдесят дидрахмъ сребра (ср.: Нав. 7:21 ), и прогнвась Господь на Исраиля (ср.: Нав. 7:1 ), егда послан в Ган (ср.: Нав. 7:2 ), и убиша от сынов Исраилевыхъ тритцать шесть мужей (ср.: Нав. 7:5 ), но сам прежде посыпав главу пеплом и вси князи его (ср.: Нав. 7:20 ), Дóндеже умоли Господа» 9, л. 251–252). Полемический накал приводит к увеличению доли авторского слова; отказ от цитат предоставляет автору возможность привлекать другие художественные средства для эмоционально-дидактического воздействия на адресата. В полемических целях Никон использует приёмы антитезы и иронии, которые свидетельствует о высоком эмоциональном состоянии самого повествователя. Приём антитезы служит Никону для обличения поступков самого царя: «Ты же елико сотворил еси за Божиею помощию, не дал еси хвалы Богу, яко же прежде бывшии царие по всякой побде воздаваху хвалу Господеви Богу; овии святыя церкви построили, овии святыя монастыри. Ты же ничто же таково сотвори, но и старыя церкви созданныя и монастыри обнищав и ограбив! И не Бога прослави прежде, но сам себе паче мры превознесе», для описания бедственного положения простого народа и характеристики времяпровождения царя и его людей: «И ни се смирено быхом, веселящеся, яко младенцы несовершении в разум, за зайцы и за волки упражняющесь на ловитвы, оставя дло Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

но, яко знамя службы си, являют. В похвалу убо плоти пресвятыя изволил Господь сохранити тыя. 2 4102 Вина вторая – да кождо то знает, яко Божество в плоти пребывает, И яко Той же, сошедый с небесе, а не ин телом, из гроба воскресе. Божества знамя есть воскресение. человечества – язв сохранение. 3 Вина третия 4103 – дара ны 4104 являет Отцу, и за ны Ходатай бывает, И да известно выну то нам будет, яко пещися о нас не забудет. 4 Вина четверта. да мы возглядаем на язвы Его и любовь познаем. За ту же взаим да возлюбим Его. Искупителя и Спаса своего. 5 Вина пятая – язвы соблюдает, да я на Суде Страшном появляет Благим в утеху, злым в посрамление, овым в блаженство, сим в осуждение. 6 Имать же оны присно соблюдати. да, зряще знамя Его благодати, Благодарствие во век возсылаем, песнь победную Агнцу воспеваем. Яма Иже под другом си яму копает, сам многократно во ону впадает 4105 . 2 4106 Юже кто другу си яму копает, праведным судом сам в ону въпадает 4107 . Мардохееви древо готоваше Аман, но 4108 на нем сам повешен бяше. Пс 4208 Псалмопение Церковь Духом Божиим правима бывает и ничто же суетно верным уставляет. Между инеми 4209 чинми святых псалм чтение, инех же 4210 доброгласно и сладко пение Велми душеполезно верным уставися, тем, всякий человече верный, усладися. Первая же есть полза. яко любовь многу во сердцах ледей 4211 верных возбуждает к Богу. Вторая – яко тех же сердца съединяет, яко многих едино пение бывает. Третяя – яко сладость во сердцех родится, егда псалмопение говейно творится. Четвертая есть, яко силы подражаем небесныя, егда глас пения издаем Во славу Бога жива, ибо они Его выну славят пением, Здателя своего. 2 Псалмопение знамя есть мира 4212 любезна, упражнения 4213 ума жителя небесна. Печали сердечныя удобь прогоняет, а душу веселием чистым исполняет. В 4214 печалех убо ваших псалмы воспевайте, несуетными делы себе упражняйте. 3 Псалмопения полза во Церкви велика, зане же примиряет Богу человека Глаголанием хвалы, достойныя Тому, яко едину сущу Богу истинному.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   Когда и кем св. книги еврейские приведены в один состав, определенно сказать нельзя, но, вероятно, после книг Моисеевых другие книги постепенно присоединялись к ним с самого начала, по времени их происхождения. Следы такого соединения видны в самом Свящ. Писании. Вписав в книгу все слова закона, и передавая ее левитам для хранения. Моисей повелел положить ее одесную ковчега завета (Втор. XXXI:24 – 26). Преемник его, I. Навин, бывшие ему словеса или откровения и повеления Господни вписал в книгу Закона Божия, т. е. присовокупил к пятокнижию Моисееву (Нав. XXVI:26). Пророк Самуил, обнародовав оправдания царствия, вписал их в книгу, и положил пред Господом (1. Цар. X:25). Изложение последующих событий царств, по плану и распоряжению Самуила, продолжали преемники его – ученики пророческие, таковы: пророки Нафан и Гад, докончившие первую и составившие вторую книгу Царств (1 Цар. XXI, 1; 1 Парал. XXIX, 29 – 30); потом Ахия Силомлянин, Иоиль Прозорливец (2 Пар. IX:29), Самей, Аддо (2 Пар. XII, 15). Ряд таковых мужей беспрерывно продолжался от времен Моисея до времен Неемии. Окончательное же приведение свящ. книг в один состав последовало после плена, во времена Ездры и Неемии и последних пророков. Как известнейший своею ученостью книжник, сведущий в законе Божием, Ездра для того и отпущен был и с тем и прибыл в Иерусалим, чтобы изучать закон и учить народ закону (1 Ездр. VII:6, 10), и он действительно с особенною ревностию заботился о восстановлении истинного богопочитания и благочестия в народе, торжественно, в общих собраниях, читая и объясняя ему книги закона (Неем. гл. VIII и IX; 2 Ездр. VIII:7). Его-то, конечно, старанием собраны были в одно целое свящ. книги еврейские. В собрании и соединении св. книг в одно целое, вероятно, участвовал и Неемия, который, по свидетельству 2-й книги Маккавейской, устрояя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях (2 Мак. П, 13). Участвовали без сомнения и последние пророки. Об этом собрании и соединении св. книг при Ездре согласно свидетельствуют древние отцы и учители церкви: Ириней, еп. Лиоиский (прот. ересей кн. 3, гл. 21), Климент Александр. (Strom 1, 1), Тертуллиан (de habitu muliebri с. 3), Василий В. (письмо к Хилону), Златоуст (на посл. к Рим. VIII и на посл. к Евр.), Феодор. (предисл. к Псалм.). Иероним (прот. Гельвец.), и др. К этому же почти времени относят определение свящ. канона и иудеи. Они приписывают это великой синагоге, которая, по учению талмудистов, образовалась именно во дни Ездры; и поелику к этой синагоге они относят всех знаменитых мужей от плена вавилонского до Симона Праведного, то, по их мнению, канон был составлен Аггеем, Захариею, Ездрою, Неемиею и Малахиею, и в начале 3-го века до Р. Хр. в настоящую полноту приведен Симоном Праведным, последним председателем великой синагоги (Акад. лекц. митр. Исидора. – Введение в В. Зав. § 8. Ар. Мак. Введ. в Прав. Богосл., 1847 г., § 114, стр. 399).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

После 1967 года эта святыня стала недоступна для посещения паломниками вообще, поскольку здесь оказалась нейтральная пограничная зона между государством Израиль и королевством Иорданией и лишь два раз в год на Крещенский сочельник накануне праздника Богоявления и во вторник Страстной Седмицы, сюда ненадолго, на несколько часов пускают благочестивых паломников. С утра моросил легкий дождь и десятки автобусов приехали к месту Богоявления в Иорданской долине недалеко от монастыря св.Герасима Иорданского. После молебна в древнем монастыре св.Иоанна Предтечи в Иорданской долине, крестный ход к месту Крещения Господня возглавил Патриарх Иерусалимский Феофил III сопровождаемый многочисленным духовенством. Арабская молодежь со знаменосцами и барабанщиками начинает крестный ход. Бой барабанщиков арабской молодежи и пестрота знамен вносили особый колорит в праздничное шествие. С пением праздничных тропарей на арабском и греческом языках: Духовенство во главе с Патриархом Феофилом крестным ходом двигалось к месту Богоявления, где под навесом состоялся чин Великого освящения воды. После чего Патриарх спустился вниз к реке, где в святые воды Иордана был брошен деревянный крест и выпущены три белых голубя. После совершения этой традиции многие верующие отметили, что в реке, до этого спокойной, неожиданно стали появляться течения и водовороты. Течение вдруг поменяло свое направление. " Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять " ... Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? " Псалтирь 113 псалм. Православные паломники со стороны Израиля и Иордании в месте Богоявления на реке Иордан. Радость и торжество праздника ощущали многочисленные паломники не только с Израильской стороны, но и со стороны Иордании, где сейчас величественно возвышается недавно отстроенный прекрасный храм во имя св.влкм.Георгия Победоносца. По окончанию богослужения многочисленные паломники, переодевшись в белые крестильные рубахи, стали совершать омовение в святых водах реки Иордан, несмотря на разницу температуры окружающей среды и воды в реке. В Иорданской долине в этот день было примерно 25 градусов тепла, вода же как отмечали паломники была достаточно холодной, но, тем не менее, благодать святого места, покрывала все: и не совсем удобный спуск к реке, суету многочисленных паломников, прохладность воды, всем уже радостно пелся тропарь Богоявления.

http://pravoslavie.ru/15944.html

Но что мы плачем? Если мы оплакиваем его, то мы несправедливы, если же себя, то мы себялюбцы. Ибо он, поживши благочестно и боголюбезно, и хорошо напутствованный небесными средствами: покаянием, исповедью и общением Спасителя чрез божественную евхаристию, освободившись из этой юдоли плача и безчисленных, разнообразных и ужаснейших скорбей в ней, радуется ныне радостию неизглаголанною, в возлюбленных селениях Господа (Псалм. 83:1), обитая и сликовствуя праведникам и славословя трисвятою песнию непрестанно трисвятаго Избавителя своего. Плакать же о таком его благополучии и блаженстве – очевидная и несомненная несправедливость. А мы, скорбящие по причине лишения от него помощи, заступления и прочих услуг и утешения, оказываемся чрезмерно самолюбивыми, любя нас самих выше его. Образец скорби об умерших дал нам всеславный Павел, говоря: »не скорбите, яко же прочие не имущие упования« (1Фесалон. 4:13), почему печаль допустил, но чрезмерную скорбь о нем воспретил. Упованием же здесь называется упование вечной жизни, лишение которой у неверующих вызывает безутешную и безмерную скорбь, мы же бедные, богатящиеся ею, плачем благоутешно и в меру, ибо убеждены, что веруяй в мя (т.е. в Господа Иисуса), аще и умрет, оживет (Иоанн. 11:25) и что умирающий не умер, но прешел (точно: прейдет) от смерти в живот (глав. 5:24). Итак, возлюбленный мой Елевферий, ты и я, как люди, поскорбели, теперь же, как верующие и послушные апостольской заповеди, отрем капли слез и наш ум и нашу заботу обратим на иное. Ты посвяти свою заботу и попечительность о доме возлюбленнейшаго своего брата, будучи отцем его домашних, как он некогда был тебе, а я учрежу возлюбленному и милейшему блаженному другу моему Николаю помин и (принесу) недостойныя свои молитвы, прося, чтобы Всещедрый учинил душу его в селениях праведных, во светлостях святых и в ликостояниях ангелов. Аминь. Я кончаю, потому что снова навернулась у меня слеза. В другое же время я напишу тебе эпитафию, о которой ты просил меня, как только у тебя и у меня утишится боль печали, овладевшая нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

К первым принадлежат: 1) „Чин совершения вечерни Господней (The order for the administration of the Lord Supper or Holy Communion»), 2) „Чин совершения повседневного утреннего богослужения» и 3) „Чин совершения повседневного вечернего богослужения». Порядок совершения вечери Господней уже изложен мною при раскрытии учения американской церкви о таинстве причащения и потому я опускаю его. Что касается утреннего богослужения, то оно начинается произнесением отдельных стихов из Библии ( Аввак. 2:20 ; Псалм. 121:1; 18:15 и Фил. 1:3 ), и чина исповедания и отпущения грехов, уже изложенного мною при раскрытии учения американской церкви о таинстве покаяния. По окончании исповеди и прочтения „Отче наш...» поются или читаются псалом 94-й и другие псалмы, положенные на каждый день по уставу. Затем следует „первое чтение» мест из Ветхого Завета, положенных по календарю, пение или чтение славословия „Тебе Бога хвалим...», или песнь трех отроков, бывших в пещи Вавилонской: „благословите, вся дела Господня Господа..» ( Дан. 3:57–88 ). Потом совершается „второе чтение», заимствованное из Нового Завета опять по календарю, сопровождаемое пением или чтением Лк. 1:68–79 : „благословен Господь Бог Израилев»... или псалма 99-го: „воскликните Гоеподеви, вся земля»... После этого читается апостольский или никеоцареградский символ со вставкою слова filioque, произносятся краткие ектенийные возгласы и читается целый ряд коллект: а) коллекта дня, в коей испрашивается, чтобы Господь очистил мысли и сердца молящихся, б) коллекта о мире, в которой испрашивается, чтобы Господь избавил верующих от врагов, в) коллекта о благодати, в которой испрашивается, чтобы все наши деяния были управляемы промыслом божественным. Далее читаются несколько молитв: 1) за гражданскую власть, во главе с президентом, в которой испрашивается, чтобы Господь „благословил Своего раба – президента Соединенных Штатов... и исполнил его благодатью Св. Духа, дабы он постоянно следовал Его воле и ходил по Его путям...”; молитва за клир и народ, в которой испрашивается, чтобы Господь „излил животворный Дух благодати на епископов, священников и на все общины, вверенные их попечению, дабы они могли благоугождать Ему“...; молитва о соединении верующих, в которой испрашивается, чтобы Господь всех людей привел к познанию истины (христианской) и соединил их воедино.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Достойно Есть (Милующая) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Чудотворный образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») пребывает в удивительном, единственном в мире городе – в административном центре Афона , носящем имя Карея. Файл 12596.jpg:   Размер: 357x506, 0.18 MPix, 99 Kb. Дата: 2011-05-22, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (294) , (20) . Описание: Это Пахомий Великий.Он принял от Ангела,явившегося в образе схимника, устав постничества. Об этом рассказывается в первом икосе акафиста Всем преподобным отцем в подвизе просиявших. Файл 19684.jpg:   Размер: 2120x3100, 6.57 MPix, 1706 Kb. Дата: 2012-09-18, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (293) , (15) . Описание: Святыня находится в Успенском храме административного центра Святой Афонской Горы — Кареи. Согласно преданию, в X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалм[...] Файл 30104.jpg:   Размер: 699x1000, 0.7 MPix, 243 Kb. Дата: 2017-10-26, участник [ WOLAND ]. Рейтинг изображения: 7 (138) , (3) . Описание: Афонский отшельник перед обрахом Богоматери " Достойно есть " Россия, 1887 г. Название: Афонский отшельник перед обрахом Богоматери " Достойно есть " Место создания: Россия Время создания: 1887 г. Издательство, мастерская: Хромолитография Е. И. Фесенко, Одесса Материал: бумага Техника: хромолитография Размеры: 41,4х29,9 см Поступление: Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел) Инвентарный номер: ЭPГ.II-488[...] Файл 32397.jpg:   Размер: 1379x1920, 2.65 MPix, 714 Kb. Дата: 2018-08-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (129) , (3) .

http://pravicon.com/icon-97-photo

В псалме 44 описывается брак царя с некоею дщерию и ея подругами, а) Новозаветное учение указывает в сем царе Мессию ( Евр. 1, 8. 9 ). б) Церковь иудейская зрела в нем тоже лице. Не только парафраст халдейский и другие древние писатели иудейские, но даже Абенэзра и Кимхи следуя преданию, объясняют сей псалм о Мессии в) Самое содержание псалма заставляет не иначе, как о Мессии, разуметь его. Он (царь! соединяет правду с кротостию и повергает под власть Свою народ (ст. 5. 6),-соединение свойств по крайней мере весьма необыкновенное для царя обыкновенного и не осуществившееся в Соломоне (ст. 7. 8). Престол твой, Боже, вечен и не поколебим... помазал тебя, Боже, Бог твой елеем радости. Elohim очевидно есть одно лице с сильным, которому пророк поет хвалу (ст. 5),-·так и понимали все древние – LXX, Акила, Фоодотион, Симмах, халдейский парафраст. Имя Elohim есть имя Бога истинного, как это видно в сем же псалме, равно как и в других псалмах. В связи с тем, что сильный есть Элогим, вечный-непоколебимый престол Его представляется в собственном смысле вечным (ст. 11). Слыши дщерь и обрати ко мне ухо твое- так обращается певец к царице-невесте; и сего обращения никаким обыкновением нельзя объяснить, коль скоро будем видеть в сей царице только восточную невесту-царицу; напротив в несобственном смысле известно значение дщери Сионовой ( Ис. 4, 4 ). известен брачный союз Бога с народом Своим (см. пес. пес. Ис. 54, 5. 62, 6 . Иер. 3, 1 . Мат. 9, 15. Иоан. 3, 29 . Апок. 19, 7. 21. 2 ) и дщерь тира (ст. 12) конечно значит тир (ст. 15. 15). Девы-подруги, дщери царские (ст. 10) также приводятся к царю вместе с дщерью царицею в веселии и радости. Если не означают они, скажем словами Кимхи. «языческих народов, которые все приведены будут в повиновение Мессии», то составляют лица необъяснимые (ст. 17). Поставил их (сынов твоих) князьями по всей земле: так как слова: Kol haarez не значат по всей стране палестинской (§ 154); то здесь опять черта такая, которой нельзя приложить к наследникам самого сильного царя земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но замечательно, что даже для Петрова поста указывается повечерие короче: «6 псалм и С нами Бог и Бесплотное и Верую и Пресвятая Владычице и Святый Боже и Отче наш и Господи помилуй 12 и коньчают». В первом повечерии явно две части, второе не делится на части. Так как невероятно, чтобы в пост повечерие было короче, чем в полупраздничный период 50-цы, особенно в виду того, что Студийско-Алексиевский устав требует сокращенного повечерия не только для воскресных и праздничных дней, ни и, напр. для попразднества Вознесения, то д.б. там и здесь имеется в виду один чин повечерия и второй вид его – представитель его древнейшего типа, случайно оставшегося на страницах устава не поправленными, после осложнения его новыми вставками. Этот буднично-постный чин повечерия по Студ.-Алекс. уставу. сокращался для праздников и других льготных дней путем урезок начальных псалмов его ; именно: «в субботу вечером и в Господский праздник павечерница от С нами Бог и прочая и Господи помилуй 15, а от Вознесения Господня до всех святых от Живый в помощи и прочее». в первом случае след. опускались все начальные псалмы, и место их занимала песнь Исаии, во втором опускался ряд псалмов до 90 пс., который неизвестно, какое занимал место в их числе, последнее ли как ныне, или предпоследнее, как в Синайском Часослове VIII-IX в. Первого рода, т.е. более сокращенное, повечерие полагалось кроме воскресения и праздников в вел пятницу, на Вознесение вечером и д.б. в других аналогичных случаях; второе кроме попразднества Вознесения, под 1-ю субботу поста «праздника ради св. Феодора», под субботу ваий, в первые три дня Преполовения и д.б. в подобные полупраздничные дня . неизвестно, существовал (с. 425) ли кроме этих трехвидов повечерия еще особый вид его для великого поста; данные для решения этого вопроса заключаются только в след. замечании о службе великого понедельника: «мефимов же поетсь великый якоже и в пост»; судя по тому, что «Великая павечерница» полагалась в великий пост и под субботы, когда «пост не бывает», надо полагать, что великопостное повечерие не отличалось от будничного («исполнь»), как ныне не отличается повечерие малых постов от великопостного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010