Следующий воскресный день, о проведении которого апостолами мы имеем сведения, был день сошествия Святого Духа и вместе с тем еврейский праздник Пятидесятни цы. В этот праздник закон запрещает работать, повелевает созывать народ на священное собрание ( Лев. 23, 21 ; Чис. 28, 26 ) и приносить особенно многочисленные жертвы. Но апостолов в этот день мы видим собравшимися в своей Сионской горнице еще до третьего часа дня (по-нашему – девятого), когда именно и происходило священное собрание. Они, конечно, не перестали исполнять Закон Моисеев, но, по-видимому, этот день решили посвятить своим собственным, новозавет ным, воспоминаниям о совершившемся в этот день Воскресении Иисуса Христа и размышлению о его последствиях (ср.: Деян. 2, 24–26 ). И Господь еще раз отличил этот день от прочих дней недели, ниспослав на апостолов и бывших с ними Святого Духа. И на этот раз день стал днем светлого торжества и блаженства, особенно тесного общения с Богом и священной радости, днем сошествия на них Духа Святого, днем пропове ди об Иисусе Христе, когда все заговорили на иных языках ( Деян. 2, 4 ), когда Петр своей одухотворенной речью обратил около 3000 душ ( Деян. 2, 14–41 ). Свидетельства, относящиеся к 57 и 58 годам, говорят о праздновании воскресения как об утвердившемся обычае. Когда апостол Павел в 58 г. после третьего своего миссионерского путешествия ехал в Иерусалим, где ему предстояли узы, по пути он остановился на неделю в Троаде и здесь «в первый же день недели, когда ученики собрались для Преломления Хлеба, Павел ... беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» ( Деян. 20, 7 ), и в горнице, где они собрались, было много светильников ( Деян. 20, 8 ). Итак, торжественное и продолжительное общественное богослужение со множеством светильников, совершение Таинства Евхаристии (ибо в Священном Писании Нового Завета оно обычно подразумевается под термином «Преломление хлеба») и поучение слову Божию – вот способ празднования первенствующими христианами воскресного дня. Д. Смирнов .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Конь вороной: надо быть достойным болезни! Не пасите самих себя. Беседа 14. Социальные проблемы – дело рук вампиров-богачей. Нищета как свидетельство святости. Конь бледный: гнев Божий. О «зверях земных». Падение «звезд» и «смокв» Беседа 15. Бабушки-садуккейки. Печать Божия или печать антихриста? Беседа 16. Он снял седьмую печать… Чернобыль – свечка дьявола. Почему погибли динозавры. Бичевание любви. Беседа 17. Антихрист. Идейные шлюхи, 8 марта и беременный епископ. Саранча – «голуби мира». Московский зомби. Беседа 18. Семь громов. Времени уже не будет. «И я взял книжку и съел ее». Беседа 19. Измерение духовного роста. «Две маслины» – международные террористы. Новый Содом. Беседа 20. Священная Римская империя – Евросоюз. Кого бодает красный дракон? Чем дьявол заставит заниматься епископов. Армагеддон. Как победить? Отравленная вода. Беседа 21. Зверь из моря. Барс, медведь и лев. Кодирование сознания. Не давайте детям чупа-чупсы! Мать моя, иже на Небесех… «Агнец» из-под земли. Победят телевизоры. Штрих-код и борьба с наличными. 666 –число зверя. Беседа 22. Жениться или не жениться? Жизнь как песня. Стань одним из 144 тысяч. Вавилон – зона духовного риска, выйди из него. Держи дистанцию! Архистратиг Михаил против Люцифера. Где ты будешь находиться в ближайшие миллиарды лет? Беседа 23. Зомби. Как родиться второй раз? Какая бывает благодать. Жатва началась: 100 человек в минуту. Вырывающие душу. Доведи до конца. Войны последнего времени. Беседа 24. Бокал вина для пророка Илии. Черное пламя ада. Почему евреи хорошо живут. Почему у обезьян не отваливаются хвосты? Исполняем две песни в сопровождении гуслей. Осторожно, двери закрываются! Беседа 25. Семь чаш гнева. Двери ада заперты изнутри. У бесов нет порядка. Лучше не будет. Экологический кризис и московский хлебушек. Фараоново упрямство. Восток надвигается на Запад. Идеологические жабы. Хозяин идет – не расслабляйтесь. Армагеддон. Три части Иерусалима. Беседа 26. Жена, сидящая на звере. Вино блудодеяния. Духовный иммунитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Содержание От автора Беседа 1. Самая таинственная Книга. Знаки пришествия антихриста. Еврейский вопрос. Беседа 2. Чье откровение получил Иоанн Богослов? «Нечто неудобовразумительное». Единственный Свидетель. Читающий и слушающий. 70-летние девочки. «А где об этом сказано в Писании?» Семь Асийских церквей – это все христиане. Беседа 3. Первенец из мертвых. Легитимная власть. «Аксиос!» Альфа и Омега. Невменяемая юность. Библейские проблемы. Семь исторических периодов Церкви. Ангелы-Хранители исторических эпох. Чемоданные христине. Беседа 4. Ефесская церковь. Земные ангелы церквей. Лжеапостолы. Первая любовь. Первая ересь, николаиты. Движение светильника. Беседа 5. Смирнская Церковь. Ангел Смирнской Церкви – святой Поликарп. Сборище сатанинское. О богатстве подлинном и мнимом. Быть верным до смерти. Вторая смерть. Беседа 6. Пергамская Церковь. Где живет сатана. Что делать, когда заболит зуб. Целомудрие веры. Сокровенная манна и белый камень. Беседа 7. Фиатирская Церковь. Тайна любви. Сначала похвали, а потом укоряй. Лучше плохо начать, но хорошо кончить. Как два монаха поругаться не могли. Иезавель. Полезные болезни. «Что имеете, держите, пока приду…» Беседа 8. Сардийская Церковь. О богатстве земном и мертвости духовной. Не ленись! О сватовстве. Как чистить сердце. Беседа 9. Филадельфийская Церковь. Кто истинен, тот и свят. Город любви. Жизнь в кредит и глобальное людоедство – как это вытерпеть. Беседа 10. Лаодикийская Церковь. Приятно ли пить теплую воду в жаркий день? Бедный, но жадный. Праведный грешник или грешный праведник. Что такое покаяние и чем оно отличается от исповеди. Беседа 11. Если потребуется, Бог встанет со Своего трона и спустится, чтобы помочь тебе. Сколько рук у Бога? Не будь занудой! Праведному Церковь не нужна. Святые и мы – одно Тело. Какой молитвослов был у апостолов. Беседа 12. День открытых дверей на Небесах. Кто достоин снять печати? Твое «личное дело» – в надежных руках! Беседа 13. Конь белый: с дьяволом не играем! Конь рыжий: прошло лето, наступает зима – копите хлеб духовный.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Слово в похвалу Диодору, Епископу Тарсийскому (ibid. т. II). Ж. Сочинения Златоуста – во время епископства 398-го года. Беседы против Аномеев – 11-я и 12-я. Беседа о расслабленном, спущенном через кровлю ( Марк. 2, 1–12 ) (На раз. м. Св. Пис. т. II). Беседа на слова: «Отче Мой! аще возможно, да мимо идет от Мене чаша сия». Мат. 16, 39. (ibid). Беседа на слова: «вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое». Рим. 8, 28 . (ibid). Слово против клириков, живших вместе с девственницами (Сл. и бесед. на разн. сл. т. II). Слово против девственниц, живших вместе с клириками (ibid). Два слова по случаю перенесения мощей Св. Ап. Фомы (ibid). Беседа о Св. Священномученике Фоке (ibid). Беседы на послания к Колоссаям. 399-го года. Две беседы по случаю бегства консула Евтропия (ibid). Беседа в присутствии Готфов (ibid). Беседа против зрелищ (ibid). Беседа по случаю ссылки Сатурнина и Аврелиана (ibid). 400-го года. Слово по возвращении Св. Иоанна Златоуста из Азии в Константинополь (ibid). Слово по случаю возвращения епископа Севериана (ibid). Беседы на послание к Солунянам. 401-го года. Беседы на Деяния Апостольские. 402-го года. Беседы на послание к Евреям. 403-го года. Два слова перед отправлением в ссылку (На раз. сл. т. II). Беседа на усекновение главы Иоанна Крестителя и о Иродиаде (Маргар. 1764 г. стр. 512–516. Пред удалением Святителя произнесена беседа (по Монфокону т. III, стр. 415) не иная, конечно, как та, которую нужно считать таковою по догадке только. (Минь). Два слова по возвращении из первой ссылки (ibid). Беседа о жене – хананеянке (Бесед. на раз. м. Св. Пис. т. III). Беседы, произнесенные в Константинополе в неизвестное время: Беседа на слова: «аще алчет враг твой, ухлеби его» (На разн. м. Св. Пис. т. II). Беседа 1-я и 4-я на слова Пророка Исаии: «и бысть в лето, в оньже умре Озия царь» – Исаия VI, 1 – о серафимах. (На раз м. Св. Пис. т. I). Беседа на слова Ап. Павла: «но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать» – I Kop. VII, 2 – о браке (ibid т. III). Две беседы на слова Ап. Павла: «жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея» – 1Кор. 7, 39–40 – о брачной жизни (ibid).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Омилия о Православной вере. Беседа на спасительное Рождество Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Беседа на 17–е воскресенье Евангельских чтений по Матфею, говорящее о Хананеяныне. В ней же говорится и о человеческом несовершенстве и о достойном похвалы смирении. Беседа в день памяти Святаго Апостола и Евангелиста и Христу весьма возлюбленнаго Иоанна Богослова; в ней говорится и о любви к Богу и к ближнему. Беседа на второе воскресенье Евангельских чтений по Луке, говорящее: «Якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде»; в ней же говорится и против ростовщиков. Беседа на третье воскресенье Евангельских чтений по Луке, заключающее изложение текста о воскрешенном Господом сыне вдовицы; в ней же говорится и относительно того, что мы должны снисходить и сострадать друг к другу. Беседа на четвертое воскресенье Евангельских чтений по Луке, говорящее: «Изыде сеяй сеяти семене своего»; в ней же говорится и о том, что прежде этого сеяния, для того, чтобы оно было успешным, нам надлежит добрыми делами украсить свою душу. Беседа о том, что непрестанное общение с Богом путем молитвы и псалмопения является основанием и утверждением всякого блага и предотвращением и освобождением от всякого зла и от всякого злого состояния. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте. Беседа, говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся; в ней же говорится и о различных страстях и добродетелях. Произнесена сия беседа была в 10–е воскресенье евангельских чтений по Луке, которое является воскресением перед Неделей Праотцев. Беседа, произнесенная в Неделю Праотец; в ней же говорится и о тех, которые нерадят о слышании учения, ссылаясь на неблагоприятные обстоятельства и телесные потребности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

- Один пленник из Кипра, - говорил он, - находился в Персии в тяжком заключении. Родителям его, жившим на Кипре, было сообщено, будто он уже умер, так что они оплакивали его, как умершего. Трижды в год они стали справлять память о нем, делая приношения в церковь за его душу, для совершения Божественной службы. По прошествии четырех лет, сын их убежал из плена и возвратился домой. Родители, увидав его, удивились, подумав, что он воскрес из мертвых. Возрадовавшись его освобождению, они рассказали ему, что три раза в год совершали о нем поминовение. Они отвечали, что в день Богоявления, Пасхи и Пятидесятни-цы. Он же, услыхав сие, припомнил и сказал: В те дни приходил ко мне в темницу со светильником некий величественный муж, оковы спадали с моих ног, и я был свободен. В остальные же дни я, как узник, снова прибывал в оковах. Блаженный Иоанн весьма опасался осуждать людей за грехи, в особенности иноков. Один раз ему случилось несправедливо осудить инока, и после этого он не принимал никаких доносов на них и не осуждал их. Про-исшествие заключалось в следующем. Один инок в течение нескольких дней ходил по Александрии с весьма молодой и красивой девицей. Видя сие, некоторые соблазнились, подумав, что он ведет с ней беззаконную жизнь, и сообщили о том святому патриарху. Последний приказал схватить обоих, подвергнуть телесному наказанию и запереть отдельно друг от друга в темнице. С наступлением ночи, инок явился патриарху во сне, показал ему свои сильно израненные от побоев плечи и спросил его: - Того ли ты хотел, владыко? Так ли ты научился у Апостола пасти стадо Христово не по принуждению, но добровольно 25? Поверь мне: ты обманут, как человек! С сими словами он удалился от него. Патриарх же, пробудившись от сна, размышлял относительно виденно-го, что бы оно значило, и, сознав свое прегрешение, сетуя и скорбя, сидел на постели. С наступлением утра, он дал приказание привести того инока, желая взглянуть, похож ли он на явившегося в сновидении. Инок пришел с большим трудом, ибо от множества ран едва мог двигаться. Патриарх, увидав его, помертвел, буд-то не в силах вымолвить ни слова, и только рукой дал ему знак сесть подле себя. Потом, придя в себя, он попросил инока, дабы он снял свою одежду и показал ему плечи, чтобы удостовериться, так ли он изранен, как видел во сне. Когда, после настоятельных просьб, инок стал снимать свою одежду, то все увидели, что он – евнух. Патриарх, видя его израненное тело, весьма сожалел о случившемся и, послав за оклеветавшими инока, отлучил их на три года от Церкви, у инока же просил прощения:

http://pravicon.com/info-2475

БЕСЕДА 20 на Еф. 5:22–24 . Счастливы муж и жена, друг друга любящие. – Сила любви. – Чего нужно искать в жене. – Добрые качества жены. – Супружеский союз – символ нашего единения с Христом. – Нужна снисходительность к недостаткам жены. – Как должен поступать муж в отношении к жене. – Советы бедным супругам. – Как нужно устраивать дом и семью. – Истинные достоинства молодой девушки. – Каких нужно выбирать жен и как относиться к ним. БЕСЕДА 21 на Еф. 6:1–3 . Пороки при царском дворе. – Восхваление монаха Юлиана. – При каких условиях богатство наносит вред. БЕСЕДА 22 на Еф. 6:5–8 . Об обязанностях слуг. – Разделение на господ и рабов, произошло вследствие греха. – Греховные деяния в Писании называются иногда миром. – Богатство и почести составляют оружие дьявола. БЕСЕДА 23 на Еф. 6:14 . Еретические учения о материи. – Собирающий сокровища на земле приготовляет пищу вечному червю. БЕСЕДА 24 на Еф. 6:14–17 . В чем состоит оружие христианина и с кем он должен бороться. – Об Анне, матери Самуила. ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ ПРЕДИСЛОВИЕ БЕСЕДА 1 на Фил. 1:1–2 . Названия епископа, пресвитера и диакона вначале были общие. – При совершении добродетели действует Бог и мы вместе с Богом. – Побуждение к милостыне. БЕСЕДА 2 на Фил. 1:8–11 . Любовь и дружба должны быть разумными. – Откуда происходить зависть. – Тягота от богатства. БЕСЕДА 3 на Фил. 1:18–20 . Любовь и твердость ап. Павла. – Роды жизни. – Любомудрие ап. Павла. – Кого из умерших нужно оплакивать. – Поминовение умерших при совершении таинств. БЕСЕДА 5 на Фил. 2:1–4 . О перенесении обид. – Нет ничего несвойственнее душе христианской, как гордость. БЕСЕДА 7 на Фил. 2:5–11 . Против маркионитов и Павла Самосатского. – Мы не почитаем Христа достойно, если не подражаем Ему в жизни. – Христианину подобает смирение.  БЕСЕДА 10 на Фил. 3:1–3 . Обрезание плотское и духовное. – Любовь к деньгам убыточна. – Против роскоши. – Бедность – залог царствия. БЕСЕДА 11 на Фил. 3:7–10 . В чем истинное приобретение для христианина. – Грех удаляет от Бога, добродетель приближает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Святой Златоуст об этом    Где милосердие, там спасение, непричастное мучению; где милосердие, там нет суда; где милосердие, там оправдания не требуются (Слово о Давиде пророке и Павле апостоле, на слова Пс. 50: «Помилуй мя, Боже»).    Милость и милостыня — сердце добродетелей (Беседа 48 на евангелиста Матфея, гл. 13).    Если милосердие хотим творить, нужно только благое произволение (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл. 15).    Какими будем к ближним своим, таким и Бог будет к нам (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл 10).    За милосердием все благое последует (Беседа 19 на Послание к римлянам, гл. 11).    Ничто так Богу не любезно, как милосердие (Беседа 4 Послание к филиппийцам).    Милосердный тот, кто свое расточает, и все свое щедро дает (На псалом 3).    Нет никого столь знатного и славного, как милосердный (На псалом 3).    Через милосердие приобретается спасение (На псалом 122).    Милостыня на Суде защитит ее подающего, и не будет ему осуждения (На псалом 3).    Приятнее Богу услышать милостыню, сотворенную нищим, чем песнь Давидову (На псалом 12).    Сила милостыни бессмертна, нетленна, неугасима (На псалом 111).    Руки, оскверненные грабительством, обидой и сребролюбием, очищай милостыней и милосердием (На псалом 140).    Милостыня, убогому поданная, Христу дается (Беседа 88 на евангелиста Матфея, гл 27).    Милостыней все душевные болезни угашаются (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл 1).    Милостыня — вечной жизни ходатайница (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл 15).    Не погибает сокровище, если дашь милостыню: если же не дашь, погибнет (Беседа 20 на евангелиста Матфея, гл 6).    Если даешь милостыню, затвори двери твои: тот, кто приемлет ее, пусть один только и знает о ней (Беседа 72 на евангелиста Матфея, гл. 17).    Беззаконно собрал ты — законно расточи; неправедно собрал — праведно расточи (Беседа 5 на евангелиста Матфея, гл. 1).    Большого удивления будешь ты достоин, если, находясь в нищете, щедрее богатого окажешься (Беседа 64 на евангелиста Матфея, гл. 19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Добрый муж, щедро дающий, он расточил, дал нищим. Правда его пребывает во век века (Пс. 111: 5, 9).   Святой Златоуст об этом Где милосердие, там спасение, непричастное мучению; где милосердие, там нет суда; где милосердие, там оправдания не требуются (Слово о Давиде пророке и Павле апостоле, на слова Пс. 50: помилуй мя, Боже). Милость и милостыня – сердце добродетелей (Беседа 48 на евангелиста Матфея, гл. 13). Если милосердие хотим творить, нужно только благое произволение (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл. 15). Какими будем к ближним своим, таким и Бог будет к нам (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл 10). За милосердием все благое последует (Беседа 19 на Послание к римлянам, гл. 11). Ничто так Богу не любезно, как милосердие (Беседа 4 Послание к филиппийцам). Милосердный тот, кто свое расточает, и все свое щедро дает (На псалом 3). Нет никого столь знатного и славного, как милосердный (На псалом 3). Через милосердие приобретается спасение (На псалом 122). Милостыня на Суде защитит ее подающего, и не будет ему осуждения (На псалом 3). Приятнее Богу услышать милостыню, сотворенную нищим, чем песнь Давидову (На псалом 12). Сила милостыни бессмертна, нетленна, неугасима (На псалом 111). Руки, оскверненные грабительством, обидой и сребролюбием, очищай милостыней и милосердием (На псалом 140). Милостыня, убогому поданная, Христу дается (Беседа 88 на евангелиста Матфея, гл 27). Милостыней все душевные болезни угашаются (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл 1). Милостыня – вечной жизни ходатайница (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл 15). Не погибает сокровище, если дашь милостыню: если же не дашь, погибнет (Беседа 20 на евангелиста Матфея, гл 6). Если даешь милостыню, затвори двери твои: тот, кто приемлет ее, пусть один только и знает о ней (Беседа 72 на евангелиста Матфея, гл. 17). Беззаконно собрал ты – законно расточи; неправедно собрал – праведно расточи (Беседа 5 на евангелиста Матфея, гл. 1). Большого удивления будешь ты достоин, если, находясь в нищете, щедрее богатого окажешься (Беседа 64 на евангелиста Матфея, гл. 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

280. Поучение в пяток 1-й недели Великого поста//Там же. – 1981. – 281. Поучение о любви к ближнему//Там же. – 1981. – 10. 282. Слово в Великий Пяток на вечерне//Там же. – 1981. – 4:283. Истинное добро: [Отрывки из «Приношения современному монашеству " ]//Журн. Моск. Патриархии. – 1982. – 12. – С. 147–149:284. Беседа в понедельник первой недели Великого поста: Приготовление к таинству исповеди; Поучение в среду первой недели Великого поста: О вреде лицемерства//Там же. – 1984. – 3. – С. 1–28. 285. Беседа о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения//Там же. – 1984. – 8. 286. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Там же. – 1984. – 6. 287. Поучение в 27-ю неделю: Объяснение дневного Евангелия; Поучение в 28-ю неделю: Объяснение дневного Евангелия; Поучение в 31-ю неделю: Объяснение таинственного значения евангельской повести//Там же. – 1984. – 12. 288. Поучение в неделю Блудного Сына//Там же. – 1984. – 2. 289. Поучение о спасении//Там же. – 1984. – 9. 290. Поучение в неделю Жен-Мироносиц: О мертвости духа человеческого; О наказаниях Божиих; Поучение в неделю о расслабленном; Поучение в неделю о самарянине: О поклонении Богу духом и истиной; Поучение в неделю о слепорожденном: О самомнении и смиренномудрии//Там же. – 1985. – 4. 291. Поучение в субботу 32-й недели: О молитве; Поучение в 32-ю неделю; Поучение 1-е в неделю Мытаря и Фарисея: О характере Мытаря и Фарисея; Поучение 2-е в неделю Мытаря и Фарисея: О молитве и покаянии; Поучение в неделю Блудного Сына: О покаянии; Поучение в Прощеное Воскресенье: Условие при вступлении во Св. Четыредесятницу//Там же. – 1985. – 1:292. Поучение на слова: Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне, совершаются//Там же. – 1985. – 6. – С. 23–33. 293. О любви к Богу; О любви к ближнему//Там же. – 1986. – 9. 294 . Святитель Игнатий Брянчанинов о духовной жизни: [Отрывки из соч.: Поучение 2-е в двадесять пятую неделю: О любви к ближнему; Приношение современному монашеству; Поучение на слова: Вопль Содомский и Гоморский умножися ко Мне…; Слово в великий четверток на Литургии: О Святых Христовых Тайнах; Слово о келейном молитвенном правиле; О прелести/Предисл. и публ. Н. Ильичевой]//Журн. Моск. Патриархии. – 1989. – 5. – С. 56–60. – Библиогр.: с. 60. – Под ред. загл.: О цели и смысле жизни; О вере; О покаянии; О причащении; О молитве; О трезвении; О прелести; О смирении; О кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010