Недля о самаряныни (5-я по Пасхе). В пятую неделю воспоминается беседа Иисуса Христа с женой самарянской (см. о ней 20 мар.). Это событие, совершившееся во время еврейской Пятидесятницы, воспоминается в настоящую неделю потому, что оно является очевидным свидетельством Божественной славы воскресшего Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и сограждане ее, самаряне, убедились, что беседовавший есть воистину Спас мира – Христос ( Ин.4:41, 42 ). Черты указанной беседы, служащей предметом Евангельского чтения, воспоминаются в тропарях канона и стихирах утрени настоящей недели, а потому неделя эта и называется неделей о самаряныни. В лице жены самаряныни св. Церковь представляет пример восстания из глубины греховной грешников, ищущих спасения и готовых внять призывному гласу Божьему, повсюду непрестанно взывающему к ним о восстании духовном. Жена самаряныня, «терпящи зной премногих страстей», все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась обрести Спасителя, «седяща на кдадязи». «Хотя привлещи воистянну уловляему от сопостата врага и напоити ю водою живою», Спаситель удостоил жену самаряныню беседы с Ним, и во время этой беседы, напоминанием этой женщине о ее греховной жизни возбудив в ней искреннее раскаяние во грехах, Он соделал ее способной понять Его возвышенное учение о «спасительной воде» и возжег в ее сердце пламенное желание «прияти воду жизни, из Него изливаемую», «юже пивши», самаряныня «всем проповеда» Христа, «пришедша плотию, за еже спасти человека». Всем этим и внушается нам, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим св. истины и благодати и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устрояет их спасение, а чрез ни и спасение других. Кроме того, благовествуя нам в настоящую неделю в Евангельском чтении изложенное Спасителем в беседе с самарянкой Его учение о поклонении Богу духом и истиной ( Ин.4:23–24 ), св. Церковь научает нас, как мы должны молиться Богу, чтобы наша молитва была угодна Ему и спасительна для нас. 412

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На что еще обратить ваше внимание в предложенном чтении из Евангелия? Вот еще на что обратим внимание: когда Господь увидел плакавших и рыдавших родных и знакомых умершей дочери Иаира, Он сказал: не плачьте: она не умерла, но спит. Эти слова весьма для нас утешительны. Жизнодавец Господь называет смерть нашу сном. Почему? потому что будет общее воскресение мертвых, как бы общее пробуждение от сна, и это в силу Его смерти и воскресения: ибо «Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» ( 1Кор.15:20 ), как из-за Адама все умирают, так из-за Христа все оживут. Но что же последовало, когда Иисус Христос назвал смерть девицы сном (не умерла, но спит)? Смеялись над Ним, зная, что она умерла. Не удивительно: они не знали еще тайны воскресения. Но удивительно, как ныне могут некоторые глумиться, слыша о воскресении; когда воскресение мертвых сделалось для нас так несомненно, как несомненен нынешний день? Впрочем, не будем дивиться: так поступают христиане только по имени, но язычники по делам, рабы чрева, богатства неправедного, поклонники мира сего, для которых нет высшего удовольствия, кроме удовольствия гортани, вкушающей сладкие брашна и напитки, кроме удовольствия поклонения золотому тельцу. Но им и конец будет по делам их. А мы посмотрим на величественное зрелище, как Жизнодавец наш воскрешает дочь Иаира. Выслав всех вон из комнаты, где лежала умершая, кроме Петра, Иакова и Иоанна, да отца и матери умершей, и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И что же? Она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. Вот, братия, образ нашего будущего воскресения: подобный глас Сына Божия услышат мертвецы во второе пришествие Сына Божия и услышавши оживут, и «изыдут сотворившие благая в воскресение живота, а сотворившие злая в воскрешение суда» ( Ин.5:29 ). Вот вам урок о воскресении: затвердите его хорошенько; помните, что вы воскреснете. И только? Нет! и живите по-христиански, чтобы достигнуть блаженного воскресения: будьте воздержны, целомудренны, терпеливы, незлобивы, смиренны, снисходительны, милосерды, единодушны. Друг друга подвизайте; друг друга влеките в царство небесное. Аминь. 28. Беседа в неделю 24-ю по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

5) Его же. Изъяснение Евангелия в 9-ю неделю по Пятидесятнице, ( Мф.14: 22–34 ), «Воскресное чтение», 1810. Новейшие толкования в духовных 6) Ирод ( Мф.14:1–11 ). Библ. пол. сл. «Воскресное чтение», 1875. Вифсаида ( Мф.14:13 ). Там же. 1874. Иродия ( Мк.6:17–28 ). 1875. 7) А. Лашкарев. Святой Иоанн Креститель как проповедник при дворе Ирода ( Мф.14:3–4 ). «Странник», 1868. 8) Ирод Антипа, тетрарх Галилеи. «Воскресное чтение», 1820. 9) Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. «Воскресное чтение», 1881. 10) Соллертинский О мученической кончине св. Иоанна Предтечи. «Христианское чтение», 1886. 11) Темница св. Иоанна Крестителя. «Воскресное чтение» , 1818. 12) Прот. Руднев. Несколько мыслей по случаю праздника Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна. «Душеполезное чтение», 1868. 13) Рассказ об обретении главы святого Иоанна Предтечи. «Воскресное чтение», 1880, 1803. 14) Усекновение честной главы святого Иоанна Крестителя. «Духовная беседа», 1860. 15) Выписка из синаксаря на усекновение честныя главы св. Иоанна Предтечи. «Воскресное чтение», 1801. 16) Праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. «Воскресное чтение», 1829. 17) Объяснение тропаря на Усекновение св. Иоанна Предтечи. (О проповеди Иоанна Предтечи во аде: предмет проповеди, лица, цель и следствия). «Воскресное чтение», 1821. 18) Е.П. Ак-нов. На рубеже двух заветов. Личность Иродиады. Обличение Иоанном Предтечею незаконного брака и недовольство обличаемых. Поступательное движение против Иоанна Крестителя со стороны иудейских вождей в союзе с Ангиной и Иродиадой. Заключение Предтечи в Махерон. Местоположение Махеронской крепости и положение в ней Иоанна Крестителя. доступ к нему учеников его. Празднество в Махероне и мученическая кончина Иоанна Крестителя. «Странник», 1888. 19) Матфея 14:2, 15–16, 28 . Мысли епископа Феофана. «Домашняя беседа», 1871. Мысли на каждый день года по церковным чтениям. 20) Ст. 14–22. Чудесное насыщение народа. «Воскресное чтение», 1825. 21) Матфея 14: 22–34 . «Воскресное чтение», 1817.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

3,20), что есть исцеление души, и востани и ходи (23), что относится к плоти» (св. Григорий Нисский. Против Евномия. 2,13//Творения. Ч. 5. М., 1863, с. 351 и353). 494 св. Дионисий Александрийский. Послание Павлу Самосатскому, 7.//св. Дионисий Александрийский. Творения. – Казань, 1900, с. 152. 495 Св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 27//Творения. ч. 4. М., 1862, сс. 72-73. 496 «Исповедуем, что Христос воспринял все естественные и беспорочные страсти человека… Естественные и беспорочные страсти вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука» (Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 3,30). 497 Свт. Григорий Великий Двоеслов. Беседа 21,4//Избранные творения. М., 1999, С. 185. 498 Свт. Григорий Великий Двоеслов. Беседа 7,3//Избранные творения. М., 1999, С. 53. 499 Там же. Ср.:«Един еси единороден горе, един и доле тойже, без матере горе от Отца, и без отца из матере долу: в ней же воображся, в чуждее, Слове, обнищав, в моё смирившееся естество от греха» (Канон св. Мефодию Константинопольскому (14 июня). Богородичен по 8 песни). И молитва при облачении архиерея (возложение саккоса): «На рамех Христе заблуждшее взял естество». Обращаю внимание читателя на эти тексты в связи с тем, что в ряде публикаций последних лет суждение о том, что Христос воспринял человеческое естество в его падшем состоянии расценивается «как еретическое». Подробнее об этой дискуссии см. в моей статье «Охотничий азарт вместо богословия» в моем сборнике «О нашем поражении» (Спб., 1999). 500 Ср. богослужебное обращение к Марии: «Мать, Слову плоть взаимодавшая» – Песнь 8 канона на утрени Пятидесятницы. 501 иером. Филипп Гарднер. Догматическое содержание канона Великой Субботы//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. Мюнхен, 1998, 1, с. 8. 502 Там же, с. 7. 503 Синаксарь в неделю мясопустную также говорит, что люди воскреснут «со своими телесы и душами всем к нетлению престихиованным» (Триодь постная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Итак, при разлуке с родными и близкими следует предать печаль нашу Господу, укрепляясь в вере в Его благой Промысл. «Како Господеви изволися» – Его Святая Воля! А слово – «востани», обращенное к юноше, сыну вдовы Наинской, не забудьте, дорогие мои, относится ко всем нам, во тьме греховной пребывающим, как призыв к пробуждению, к духовному бодрствованию, к жизни во Христе. Аминь. Беседа на неделю 20-ю по Пятидесятнице Сегодня мы слышали в Евангельском чтении, как Иисус Христос словом Своим воскресил сына Наинской вдовы. Слышали плач матери и радость ее. А вот на наших глазах растут дети и подростки – вооруженные инстинктами духовные мертвецы. Об этих детях редко услышишь плач матери; наоборот, слышишь похвалу и радость: подумайте, мой ребенок материально преуспевает и проч. Дорогие мои братья и сестры, воскресный день – это день Господень. А как проводит этот день большинство христиан? Вопреки 4-ой заповеди мы обычно посвящаем этот день удовольствиям, развлечениям, угощениям; одним словом: пьем, чреву угождаем, безотчетно болтаем и веселимся, часто красуясь собой, ничего или почти ничего не делая для воскрешения в себе духовных сил. Шесть дней мы трудимся, хлопочем и суетимся. В день воскресный, в день Господень идем в храм – обычно к середине или к концу службы. Зачем? Чтобы молитвой своей труд освятить, чтобы очиститься и духовно окрепнуть? Но для этого нужно не просто присутствовать в храме; необходимо сознательно и активно участвовать в богослужении. Ибо только сознательно участвуя в Литургии, мы воскрешаем души наши. Воскресный день – после нашего шестидневного пребывания в суете и в житейских хлопотах – дан нам для воскрешения души, для укрепления духовных сил. Мы воскрешаем наши души вдумчивой сосредоточенной молитвой. Молитва – домашняя и особенно храмовая-соборная – это одно из средств нашего воскрешения. В храме, как и в домашней молитве, надо вникать в каждое слово молитвы. А ведь многие в храме лишь телом присутствуют; духом они вне храма, их мысли за стенами храма блуждают. Мы наблюдаем в храме рассеянность и взрослых, и детей. Дети скучают, переминаясь с ноги на ногу; спешат присесть на стул или на скамейку; и не раз садятся, заложив ногу на ногу, подражая в этом некоторым взрослым... Что это – от усталости? О, нет! Это от скуки, это от мертвенности души! Подумайте, ведь это уже в детском возрасте!.. И растут на глазах родителей духовные мертвецы, живые трупы. Чем объяснить это страшное явление? Отсутствием христианской семьи – семьи как домашней церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Господь Иисус Христос, краеугольный камень и глава Церкви православной, да утвердит наш союз с вами, бр., нерушимо, да благопоспешит и тем, которые ищут соединения с Церковью, да вразумить и тех, которые еще любить разделения и чуждаются единения с нею. Аминь. священник Серапион Брояновский 7) Данкевич В., свящ. Поучение в 9-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1897. Июль-Август, кн. 2. С. 477–480 (Невозможно спастись вне веры и Церкви Православной) Основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). И какое бы, братие, благо было нам, если бы мы устроили свое спасение на краеугольном камне – Христе, дорожили сокровищем веры, не колебались всяким ветром учения, по лукавству человеческому, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ), и не губили бы себя разделениями и спорами! Но, увы! Подули иные ветры: доброе семя, посеянное Христом и Его апостолами, стало заглушаться плевелами разных лжеучений; возникли учения странна и различна, люди стали отвращать от истины слух свой, уклоняться к басням ( 2Тим.4:4 ) и избирать себе учителей, льстящих слуху их и потворствующих всем страстям их. Вследствие этого чрез них истинное учение Христово находится в поношении, даже имя Божие хулится у неверных ( Ис.52:5 ; Иез.36:20 ). Горечь сего положения увеличивается еще от того, что увлекающиеся учениями суемыдрых новомодных учителей, каковы, напр., наши штундисты, не сознают тяжести вины своей и думают, что они поступают по учению Христову, согласно с Словом Божиим. Но подумали ли сии несчастные о том, что учение Христа и апостолов не может себе противоречить? «Верен Бог, говорит Апостол, что слово наше к вам не было то да, то нет, ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, не был да и нет; но в Нем было все да ( 2Кор.1:18–19 ). Думали ли они о том, что «Бог не есть Бог неустройства, а Бог мира, что бывает во всех церквах у святых» ( 1Кор.14:33 )? Зачем же увлекаются разделениями и неустройствами и вносят их в здание Христово – Церковь Божию? Зачем успокаивают себя обманчивою уверенностью, что поступают по Олову Божию и учению Христову?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аще убо Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: как убо не с ним вся нам дарствует ( Рим.8:32 ). Крест ангелов слава и демонов язва. По немощи нашей греховной природы, окружаемые отовсюду врагами нашего спасения, все мы нуждаемся в руководстве и заступлении старших братий наших, святых ангелов; и они, по изволению Божию, посылаются на служение за всех хотящих наследовати спасение ( Евр.1:14 ); и у ангелов Божиих на небе о едином грешнике кающемся бывает радость несравненно большая, чем о девяти десяти праведниках, не требующих покаяния ( Лк.15:7 ). Если же только Крестом Христовым мы можем возвратить себе утраченную в Адаме славу образа Божия, то не есть-ли потому Крест Христов слава и ангелов? Слава детей или питомцев не есть ли вместе слава их родителей или наставников? С другой стороны, всё, что только может постигнуть в тайне крестной ум ангельский, проникающий в оную, не составляет ли для них нового ведения и, стало быть, не приумножает ли их внутренней славы? Равно всё, что только находят ангелы непостижимого в тайне крестной, всё это они тем более находят достойным непостижимого Бога, и сами просвещаются славою, как взирающие на видимое солнце озаряются его лучами. Ангелы же падшие в Кресте Христовом видят для себя погибель, поскольку дела их разрушены древом крестным. Диавол еще ходит, яко лев рыкая, иский кого поглотити, но Бог мира готов сокрушить его под ноги наша ( Рим.16:20 ), как скоро мы верою емлемся за Крест Христов: одно знамение креста прогоняет полки демонов силою пропятого Господа; посему-то силою Креста Христова святые подвижники не только сами противостояли козням диавольским, но нередко изгоняли бесов из других одержимых ими. Так, братие, достойно и праведно святая Церковь веселится и радуется о Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Крест Христов есть единственный путь к нашему оправданию пред Богом: ради его Господь хранит и милует нас и тварь служебную нам, чрез него душа наша украшается плодами Святого Духа. На нём держится благо обществ, славою его озаряются ангелы и от силы его падают демоны. Возблагоговеем же пред Крестом Господа нашего всем существом своим. «Очима, устами, душами, лицы и сердцем поклонимся вси пресвятому Кресту Жизнодавца Христа, Им же мир весь освящается». Аминь. Смирнов П. (пр.). Катехизическая беседа в 19-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1896. 9. С. 176–181

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Распри приводят не к благоустроению, а к разрушению. Где распря – там разделение, а где разделение – там разрушение: царство, разделившееся само в себе... не устоит ( Мф.12:25 ). Распри приводят не к свободе, а к порабощению. Римские владыки покорили себе некогда весь мир посредством разделения, держась правила, выраженного в изречении: разделяй и управляй. Значит, те, кто производит распри в обществе, в государстве, ведут общество и государство к разделению, а разделение – к порабощению и гибели, от чего да сохранит нас Бог. Итак, словами Апостола умоляем вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных... Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре ( Рим.16:17–18:20 ). Душа христианина – храм Святого Духа. Беседа в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, на Первое послание к Коринфянам, главу 3, стихи 9–17 Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живете вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы. ( 1Кор.3:9–17 ). В апостольском чтении настоящего воскресного дня говорится о высоком достоинстве апостольского и пастырского служения, об обязанностях пастырей и учителей Церкви и о высокой чести душ христианских, как храмов Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Об участи еретиков. Слово в первую неделю Великого поста//Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы//URL: (дата обращения: 15.01.2020). 15 . Максимов Г. , свящ. «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники,– враньё». Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым//URL: http://www.pravoslavie.ru/79270.html (дата обращения: 15.01.2020). 16 . Мартин У. Царство культов. СПб., 1992. – 352 с. 17 . Официальное заявление Круга Языческой Традиции и Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры от 25 декабря 2009 года//URL: (дата обращения: 15.01.2020). 18 . «Приближается ваше избавление»!//Сторожевая башня. 2015:15 июля. 19 . Симеон Новый Богослов , прп. Слова и гимны. М., 2011. Кн. 2. – 720 с. 20 . Уайт Е. Великая борьба. Заокский, 2006. – 608 с. 21 . Феофан Затворник , свт. Второе письмо в Санкт-Петербург//Его же. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни (письмо 24). М., 2011:22. Форлайнс Ф.Л. Библейская систематика. СПб., 1996. – 272 с. 23 . Что думают ученые о «Велесовой книге»/Сост. А.А. Алексеев . СПб., 2004. – 238 с. 24 . Шиженский Р.В. Неоязыческий миф о князе Владимире//Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2009. Вып. 6:25. Шиженский Р.В., Тютина О.С. Самоидентификация славянских язычников: социальный портрет, государство и образ лидера (по данным полевых исследований)//Новейшая история России. 2016. 1:26. Яшин В.Б. Рецепция элементов шаманского комплекса коренных народов Сибири в современном русском неоязычестве//Общество: философия, история, культура. 2017. 2. 1 Строго говоря, протестантами принято именовать лишь лютеран, реформатов (кальвинистов) и англикан [ср.: 12, с. 310–311]. Поэтому прочие христианские деноминации (в том числе баптистов, адвентистов, свидетелей Иеговы и пятидесятников) следует считать сектами протестантского происхождения или неопротестантами. Читать далее Источник: Веселов Е.Г. Духовное родство неопротестантизма и неоязычества//Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2020. 7. С. 37-46. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Тогда как верующие, видя в святых апостолах посланников Христовых, оказывали им всякое послушание и подобающую их великому служению честь, принося к ногам их свои имущества на дела благовествования и благотворения, враги Христова Евангелия старались всячески противодействовать им, распространяя о них ложные слухи, называя их иногда всесветными обманщиками ( Деян.17:6 ), преследуя и даже убивая их. Так было сперва, во времена апостольские, так было потом – то же совершается и ныне. Не видим ли теперь, каким поношениям, оклеветанию и злословию подвергаются и преемники апостольского служения – пастыри и учители церковные? Отступники от веры, а иногда и мнимые сыны Церкви публично позорят их, выставляя на вид немощи некоторых из них, а иногда и выдумывая случаи уклонения от правил благоповедения и приписывая это всем членам церковного клира. Есть такие даже из среды верующих, ревнителей закона, этих современных книжников и фарисеев, мнящих через позор пастырей Церкви, как мнили убивавшие апостолов, службу приносити Богу ( Ин.16:2 ). Да не смущается этим совесть истинных чад Церкви, да не оскудевает вера в слова и обетования Христовы. Если есть между членами клира и немоществующие, то таковые всегда были и будут; помнить нужно, что сила Христова в немощи совершается: она одних терпит, других исправляет, иных прославляет. Мы, пастыри, хотя и скудельные сосуды, но носим великую благодать Христову, спасительную для всех человеков ( Тит.2:11 ). И в лике апостолов были немоществующие, но Господь не лишил их Своей милости и благодати. Так было всегда, так бывает и ныне. Мы, служители Церкви, также не можем хвалиться ни силой, ни важностью, ни дарами благодатными, но только немощами. И мы будем хвалиться этими немощами, когда нас поносят, когда оставляют, когда наказывают нас голодом, холодом и презрением несправедливым, – будем хвалиться этим, да вселится в нас сила Христова. Об истинности евангельской вести. Беседа в Неделю 20-ю по Пятидесятнице Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010