с Папским престолом, однако между кор. Филиппом V и папой Климентом XI, осудившим попытку испан. короля вернуть итал. области, которые были утрачены по Утрехтскому договору (т. н. война четверного альянса, 1717-1720), сохранялись напряженные отношения. В 1734 г. испан. войска завоевали Неаполитанское королевство; королем Неаполя и Сицилии стал сын Филиппа V инфант Карл (впосл. испан. кор. Карл III). Военное давление со стороны И. заставило папу Римского Климента XII искать примирения с испан. Бурбонами. Папа был вынужден согласиться с требованием Филиппа V назначить администратором Толедского архиеп-ства и возвести в достоинство кардинала 8-летнего инфанта Луиса Антонио, однако отказался признать инфанта Карла королем Неаполя и Сицилии без совершения над ним светской инвеституры (Неаполитанское королевство считалось вассалом Папского престола). В марте 1736 г. в Риме начались волнения из-за насильственного призыва в неаполитанскую армию жителей Папской области; для подавления волнений в город были введены испанские войска. Заключенный в нояб. 1737 г. конкордат урегулировал отношения между Папским престолом и И., в мае 1738 г. папа совершил акт инвеституры Карла во владение Неаполитанским королевством. Конкордат 1737 г. носил декларативный характер: в нем заявлялось о намерении папы оставлять в И. часть ренты с вакантных бенефициев, о согласии на сокращение числа духовенства и об ограничении права церковного убежища. Условия соглашения не соблюдались, и 11 янв. 1753 г. папа Римский Бенедикт XIV и испан. кор. Фердинанд VI заключили новый конкордат (действовал до 1833), утвердивший за испанскими королями право «всеобщего патроната»: монарх предлагал кандидатов на епископские кафедры (кроме Леона и Овьедо, которые оставались в подчинении Папскому престолу), а также получал ренту с вакантных бенефициев. В качестве компенсации испан. корона выплатила Папскому престолу 37,5 млн реалов. Заключение конкордата 1753 г. позволило испан. монархам приступить к ограничению финансовых прав Церкви в пользу государства.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В раннее средневековье город был опоясан рим. стенами и имел 2 центра, связанных с церквами св. Руперта и св. Петра (чьи культы появились в В. из Зальцбурга в Каролингскую эпоху). До X в. В. находилась под властью венгров. Постепенное возрождение австр. земель, а вместе с ними и В. начинается с 976 г.- образования баварской Восточной марки и утверждения в ней власти маркграфов (с 1156 герцогов) Бабенбергов. В 1137 г. В. впервые названа городом. В 1137 (1142?) г. Генрих II Бабенберг при поддержке еп. Пассау Регинберта приступил к строительству ц. св. Стефана, патрона В. Герц. Генрих II Язомирготт (1156-1177) выбрал В. в качестве своей главной резиденции. Он построил дворец по образцу регенсбургского и основал 1-й мон-рь с монахами шотл. происхождения (c 1418 бенедиктинский). Город быстро развивался, в кон. XII в. возвели новые мощные стены, и городской ареал был зафиксирован примерно на 650 лет. В 70-х гг. возникли первые купеческие сообщества горожан, а в 90-х гг.- евр. торговые сообщества. К 1200 г. В. становится 2-м по величине после Кёльна городом Римско-Германской империи . После перенесения Леопольдом VI Бабенбергом герцогской резиденции в В. в нач. XIII в. и провозглашения ее в сер. XIV в. Рудольфом IV Габсбургом столицей герцогства, город приобрел значение важного духовного и религ. центра. Существует т. зр., что уже Генрих II Бабенберг перенес в 1156 г. герцогскую резиденцию в В., а в 1172 г. в нек-рых источниках она называется «civitas metropolitana» (столичный город). При герц. Леопольде VI полностью кодифицируется городское право. К этому же времени относится первое упоминание герба В.- одноглавого орла (с 1461 - двуглавый орел). В 1237 г. имп. Фридрих II занимает город в ходе борьбы с герц. Фридрихом II Бабенбергом. В. стала имперским городом и получила широкие привилегии. В 1238 г. город опять на короткое время перешел к Бабенбергам, но после пресечения династии подчинился дому Гогенштауфенов и стал резиденцией имперского штатгальтера (управителя), а позднее маркграфа Германа Баденского, супруга Гертруды Бабенбергской. После его смерти Австрия с В. перешла под власть Пржемысла II Отакара, буд. кор. Чехии. В борьбе Отакара с Рудольфом I Габсбургом В. выступила на стороне Чехии. В 1276 г. Альбрехт I Габсбург подчинил ее и расширил бабенбергские и штауфенские привилегии. В 1282 г. впервые был упомянут бургомистр города. Господство Габсбургов в В. было непрочным, о чем свидетельствуют восстания 1287-1288 и 1308 гг. Рудольф IV Габсбург в 1365 г. основал в В. ун-т, а также капитул каннониката св. Стефана.

http://pravenc.ru/text/150177.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БЕАТИФИКАЦИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Беатификация (лат. beatificatio) — в Римо-католической церкви процедура причисления к лику блаженных , этап, предшествующий канонизации , или санктификации, установлению общецерковного почитания святости почившего праведника. В Православной Церкви точный аналог беатификации как ступени свидетельства о святости перед канонизацией отсутствует, но отчасти ее напоминает акт причисления человека к чину местночтимых святых. В римо-католичестве разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой Урбаном VIII . Четкие канонические требования к процедуре беатификации установил папа Бенедикт XIV . Процесс предусматривает проверку ортодоксальности сочинений «кандидата» (если таковые имеются), оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей, а также засвидетельствование чудес, совершенных по заступничеству «потенциального» блаженного (это требование необязательно только для мучеников). С XVII века Рим окончательно концентрирует в ведении св. престола все составляющие процесса беатификация, изымая их из ведения епархиальных археиреев. Лишь в самое последнее время появились признаки того, что подобная ситуация будет меняться и папа оставит целиком за собой исключительно акты канонизации. Сначала в Ватикан представляется так называемое positio — достаточно обширное досье на «кандидата» в блаженные, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь и факты чудотворений (по большей части — неожиданных исцелений тяжелобольных). Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания как сторонников беатификации, так и ее противников, тех, кто не верит в чудеса, совершенные «кандидатом» (до XIX века таких «противников» даже назначали, именуя их « адвокатами дьявола »). Если процесс завершается в пользу «кандидата», досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по делам святых , где его анализирует уже так называемая медицинская комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди.

http://drevo-info.ru/articles/764.html

В К. н. новой (особенно светской и паралитургической) музыки проявилась общая для западноевропейского позднего средневековья тенденция к обособлению музыкальной составляющей некогда единого тексто-музыкального целого. Отдельные звуки новой мелодии стали записывать одиночными невмами - пунктами и виргами (наподобие того, как это делается в школьной 5-линейной нотации), без учета фонетики, грамматики и синтаксиса распеваемого текста, а также безотносительно к распеву слогов (силлабическому или мелизматическому). Составные невмы, принятые в литургической традиции «плавного распева», в К. н. светской музыки почти не применялись. Особая тонкая разметка невменной рукописи, помогавшая певчим правильно осмысливать и грамотно озвучивать молитву (напр., т. н. эписема и весь комплекс ликвесцентных и орнаментальных невм, подробнее см. в ст. Невмы ), в такой нотации совершенно исчезла. С XIV в. в нотные рукописи систематически включались графемы, присущие мензуральной нотации (напр., символы темпуса/пролации); смешанная форма нотации делает совр. интерпретацию ритма в памятниках такого рода весьма проблематичной. Один из наиболее известных кодексов «с мензурализмами», к-рый находится в Британской б-ке (Brit. Lib. Add. 29987, ок. 1400), содержит ценную подборку инструментальной музыки (сальтареллы и др. средневековые танцы). К. н. имеет важное значение для церковной жизни, для изучения средневек. музыки и для развития совр. муз. исполнительства. В богослужении рим. обряда (примерно с посл. четв. XIII в. до II Ватиканского Собора) К. н. стала de facto канонической формой нотации григорианского пения. Не только «стандартные» певч. книги католиков (Антифонарий, Градуал, Гимнарий , Респонсориал и др. сборники), к-рые с одобрения Ватикана готовили ученые монахи Солемского аббатства (т. н. солемские издания), но и аналогичные орденские книги (напр., Антифонарии бенедиктинцев в Айнзидельне, цистерцианцев в Вестмалле, амвросианцев в Милане и т. п.) выпускались именно в К. н. То обстоятельство, что церковные распевы, записанные изначально безлинейными невмами, позже были переписаны квадратной нотой (то же неск. веков спустя случилось и в правосл. богослужебной музыке, когда песнопения знаменного и др. распевов, первоначально фиксировавшихся с помощью безлинейных нотаций, были переписаны в киевской нотации ), исследователи широко используют для ретроспективного изучения древнейших невменных манускриптов, к-рые сами по себе (вне сравнения с «квадратными» аналогами) не расшифровываются. Неопределенность ритма одноголосной (реже 2-голосной) светской и паралитургической музыки, записанной в К. н., дает основания для различных теоретических концепций и «аутентичных» исполнительских интерпретаций.

http://pravenc.ru/text/1684003.html

47 «A superioribus potestatibus vel a daemonibus». Ep. XI, 2. 48 «Omnem motum animi aliquid facere in corpore». IX, 3. 49 «Quae (vestigia) latenter cum agitata fuerint et contrectata... ingerunt nobis cogitationes et somnia». Ep. IX, 3. 50 «Ita quod suo motu animus fecit in corpore, ad eum rursus commovenum valebit». IX, 4 51 «Nam minus plene a te intellecta rescripto tuo mihi apparuit» M. IX, 5. 52 «At quod intellectum fugit, si saltem sensum non fugit, aestimare inde aliquid verisimiliter non usquequaque denegatur». Ep. XIII, 2. 53 «Ad hanc quaestiunculam indicimus ferias» (2); non ad nos istam pertinere quaestionem» (4). 54 «Nullam cum istis infernis umbris copules amicitiam». Ep. VII, 7. 55 Conf. IX, 6: «ipsum etiam fidelem catholicum... tibi servientem in Africa apud suos, cum tota domus eius per eum christiana facta esset...» 56 Ср.: Conf. V, 20. 57 «Nullo modo enim resistitur corporis sensibus, quae nobis sacratissima disciplina est, si per eos infictis plagis vulneribusque blandimur». Ер. VII (конец). 58 Впервые она была намечена в «De ordine». II, 16. 59 «Illa namque, quae de hoc mundo quaeruntur, nec satis ad beatam vitam obtinendam mihi videntur pertinere». Ер. XI, 2. 60 «Primo ut sit, deinde ut hoc vel illud sit, tertio ut in eo ipso, quod est, maneat». Ер. XI, 3. 61 De diversis qu. 83, 46. 62 «Ad eruditionem informationemque nostram gestum est». Ер. XII (конец). 63 Sheel. Die Anschauung Augustins uber Christi Persönlichkeit und Werk, S. 78. W. Thimmë «Doch ist es fraglich, ob man hier überhaupt von einer Erlosungslehre reden darf». L. c., 241. 64 Первые очерки учения об искуплении ( «юридически-павловского») находятся в позднейших частях «De libero arbitrio» III С.Х. «Admonitio» бенедиктинцев относит окончание этой книги к 395 г. 65 «Ne quaeras, cur ita sit: illa enim facilius, quibus impedior, quam cur impediar, exposuerim». Ер. XIV, I. 66 Possidius. Vita S. A. Aug. Cap. HI. Migne XXXII, 36. 67 «Magna secessione a tumultu rerum labentium... fiat in homine nihil timere». Ep. X, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3028...

Деятельность В. по повышению образовательного уровня клира (создание школ, предсеминарий и семинарий) имела большое значение для укрепления авторитета католич. Церкви. В 1633 г. В. вместе с св. Луизой де Марийак основал «Конгрегацию дочерей милосердия». Он стал своего рода «министром благотворительности» Франции и, имея благодаря своим связям доступ к высшим гос. должностным лицам, охотно пользовался их поддержкой при создании благотворительных учреждений. В. был с кор. Людовиком XIII в последние часы его жизни, а после его смерти кор. Анна Австрийская ввела В. в состав регентского совета при малолетнем Людовике XIV . Нахождение на столь высоком посту позволило ему значительно расширить благотворительную деятельность и развернуть миссионерскую работу за пределами Франции. Важным направлением деятельности В. была борьба с янсенизмом и квиетизмом . 21 авг. 1729 г. В. был беатифицирован папой Бенедиктом XIII , папа Климент XII 16 июня 1737 г. провозгласил его святым. 19 июля стало днем литургической памяти В. В конгрегации лазаристов отмечалось также и 27 сент.- день кончины В. После литургической реформы 1969 г. днем памяти святого оставили только 27 сент. В 1885 г. папой Львом XIII св. В. был объявлен небесным покровителем всех благотворительных начинаний в католич. Церкви. Члены конгрегации дочерей милосердия св. Венсана занимались образованием бедняков, обеспечивали опеку сиротам и старикам, каторжникам на галерах, оказывали помощь раненым на полях сражений. За пределами Франции дома этой конгрегации впервые появились в Польше (1652). На 1 янв. 2002 г. численность конгрегации составляет 22 736 сестер и 2603 обители в 93 странах. В мае 1833 г. в Париже студенты Сорбонны во главе с А. Ф. Озанамом основали Конференции св. Венсана де Поля. В 1835 г. это движение структурно оформилось в Общество св. Венсана де Поля. Э. Байи, первый председатель об-ва (до 1844), составил его устав. До революции 1917 г. оно активно действовало в России. В наст. время численность об-ва превышает 600 тыс. чел. в 123 странах мира.

http://pravenc.ru/text/150345.html

Auctoritate recognitum; in quo missae novissimae Sanctorum accurate sunt dispositae ed. Berolini». Одно из достоинств рассматриваемой книги заключается в том, что в отделе возгласов (benedictiones), для священнослужителя помещены и ноты к тексту, облегчающие и однообразно устанавливающие способ их произнесения. Для Китайцев, это особенно важно, практически полезно и необходимо; тем более, что и самые знаки пения весьма просты и в Китайских переводах понятны. Жаль, что не все, без изъятия, службы переведены на язык Китайский, но лишь иероглифами заменены слова Латинские; а этот-то текст и остается непонятен для народа и всех священнослужителей Китайцев, хотя нотная интонация и усвояется скоро. Подобным недостатком страдают Буддийские жрецы, переложившие с Санскрита множество молитв Китайскими иероглифами; этим объясняется значение машинальное самого чтения и пения, нередко заменяемое особой молитвенной машиной «курду». Значение этой машины, набитой изнутри письменными молитвами, таково: «чем читать и петь на непонятном наречии, то не лучше ли вертеть?» И действительно – Буддисты и Ламаисты уверены, что стоит лишь вернуть несколько раз курду – молитвенное колесо, как Бог услышит и исполнит желаемое; чем быстрее совершается это вращение колеса, тем сильнее почитается самая молитва. На Востоке, при сильно развитом внешнем символизме, восполняющем собою самый язык, по большей части, в его книжном виде недоступный для разумения массы народной, ритуал, сопровождаемый торжественностью его совершения и обстановки, имеет свое глубокое значение и влияние. Для Китайцев же, это одна из существенных форм в жизни разумной, правильной, disciplinaeque moras содействующей. Rituale Romanum, как особая Богослужебная книга составлена была при Папе Павле V-м, компилировавшем труды предшественников под главным руководством кардинала Юлия Антония, 1614 г.; с того времени, книга стала общеобязательной и употребительной в Церкви, особенно, после ревизии, произведенной Бенедиктом XIV. В этой книге содержится, главным образом, sacramentalia для священнослужащего, процессии и общие формы, предписываемые Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Теологи «новой» школы, Э. Норис, Д. Л. Берти (1696-1766) и Ф. Беллелли (1675-1742), отрицали не только реальность, но и саму возможность изначального существования чистой человеческой природы, т. е. не испытавшей воздействия благодати или же греха. Они видели присутствие благодати как в людях до грехопадения (соответственно обладающих здоровой и сильной волей, позволяющей самостоятельно, без участия т. н. действенной благодати, желать добра и творить добро), так и в падших. После грехопадения человек нуждается в «действенной благодати», освобождающей его волю от сковывающих ее низменных желаний, и в «достаточной благодати» (gratia sufficiens), помогающей сохранить приверженность добру на деле. Учение «новой» школы вызвало обвинения в ереси янсенизма со стороны испан. инквизиции (1742). Несмотря на заступничество папы Бенедикта XIV (1748), и позднее взгляды теологов «новой» школы вызывали сомнения, в частности у Пия VI и Пия XII , прежде всего из-за недооценки ими значения добрых дел для спасения. Лит.: Rondet H. Gratia Christi: Essai d " histoire du dogme et de théologie dogmatique. P., 1948. P. 319-322; Rojo F. Ensayo bibliográfico de Noris, Belleli é Berti//Analecta Augustiniana. 1963. N 26. P. 294-363; Zumkeller A. Die Augustinerschule des Mittelalters: Vertret. und philos.-theol. Lehre//Ibid. 1964. N 27. P. 167-262; idem. Erbsünde, Gnade, Rechtfertigung und Verdienst nach der Lehre der Erfurter Augustinertheologen des Spätmittelalters. Würzburg, 1984; Wild B. Die Augustiner. Freiburg, 1968; Luijk B. v. Le monde augustinien du XIII au XIX s.: (Atlas). Assen, 1972; Wernicke M. K. Kardinal Enrico Noris und seine Verteidigung Augustins. Würzburg, 1973; Rano B. The Order of Saint Augustine. R., 1975; Gindele E. Bibliographie zur Geschichte und Theologie des Augustiner-Ordens biz zum Beginn der Reformation. B.; N. Y., 1977; Gavigan J. Le Monache Agostiniane Italiane nell " Ottocento//Analecta Augustiniana. 1978. N 41. P. 353-429; Ayape E. Breve noticia de las monjas Agustinas Recoletas//Recollectio. 1979. N 2. P. 333-350; Tack Th. Women in the Augustinian Order//The Tagastan. 1983. N 29. P. 87-100.

http://pravenc.ru/text/62636.html

Романья, однако именно с того времени начинается период постоянных гражданских войн и внутренней борьбы за власть, что привело к ослаблению общины и подчинению города папскому престолу. Особенно острой во 2-й пол. XIII в. была борьба между партиями гвельфов и гибеллинов , возглавляемыми влиятельными фамилиями Джеремеи и Ламбертацци. Эта борьба окончилась в 1274 г. победой Джеремеи и изгнанием 12 тыс. сторонников Ламбертацци из города. В XIII в. религ. жизнь Б. ознаменовалась появлением в городе представителей новых монашеских орденов, в первую очередь францисканцев и доминиканцев . Франциск Ассизский посетил Б. в 1220 г., между 1220 и 1224 гг. в Б. проповедовал Антоний Падуанский . В то время здесь существовало уже 2 францисканских мон-ря. Католич. св. Доминик провел в Б. последний год жизни (1220-1221), он был с почестями погребен там еп. Генрихом. Коммуна и сенат Б. сыграли большую роль в канонизации Доминика в 1222 г. К XIII в. относится также появление в городе орденов августинцев , кармелитов и доминиканок. В нач. XIV в. верховную власть в городе захватил банкир Ромео Пеполи, однако в 1321 г. он лишился ее и вынужден был провести остаток жизни в изгнании. Неск. годами позже коммуна Б. обратилась за покровительством к авиньонскому папе Иоанну XXII . В 1326 г. сюда прибыл папский легат кард. Бертран Пуже (итал. Бертрандо дель Поджетто), выстроивший в городе новую крепость, к-рая должна была стать военной опорой новой папской власти. Однако действия папского легата привели к открытому вооруженному восстанию против него (1334), кардинал вынужден был бежать во Флоренцию. Папа Бенедикт XII намеревался лично прибыть в Б. и устроить там свою резиденцию, но этому воспрепятствовал Таддео Пеполи, захвативший власть в 1334 г. Годы его правления стали периодом относительного мира и спокойствия в Б., он даже смог передать власть по наследству своим сыновьям Джованни и Джакомо, но они не справились с управлением и в 1350 г. продали синьорию Джованни Висконти из Милана, к-рый назначил в качестве подеста своего незаконного сына Джованни д " Оледжо.

http://pravenc.ru/text/149693.html

Не довольствуясь совращением мирян, иезуиты направили свою деятельность на базилиан, которыми наполнены были иезуитские школы и папские алюмнаты. За мерами убеждений, когда оне оказывались недействительными, следовали обыкновенно всякого рода насилия и принуждения. Особенно же успешным средством к окатоличению базилиан было дозволение латинянам вступать в базилианский орден. «Сие хитрое постановление, – писал м. Иосиф Семашко , – по наружности лестное для униатов, вскоре оказалось гибельным для сего обряда. Богатые феридуши монастырей, епископий и архиепископий, привлекли немедленно в униатский обряд достаточное количество людей знатнейших римских фамилий. Добрые монахи может быть радовались толикой деланной им чести: но вскоре без сомнения раскаялись». 1116 В XVIII столетии, при папе Бенедикте XIV, русские епископы возобновили свое ходатайство о восстановлении декрета папы Урбана VIII 7 февраля 1624 года. 1117 Папа призвал на совещание русских и латинских епископов. Латинские епископы настаивали, чтобы на переход испрашивалось позволение от латинских, униатские – чтобы от русских епископов. Но так как первые давали оное весьма легко, а последние весьма затрудняли дело, то обе стороны соглашались в том, чтобы предоставить разрешение на эти переходы апостолическому нунцию в Варшаве. Узнав об этих несогласиях, король Август III письмом просил папу не вводить по этому предмету ничего нового. 1118 Латинское духовенство употребляло все усилия, чтобы воспрепятствовать благоприятному для русских решению. Латинские епископы составили письмо, выпущенное под именем неизвестного автора, в защиту прав латинской церкви и представили римскому престолу и польскому правительству. 1119 В этом письме приводится 10 причин, по которым не следует возбранять русским перехода в латинский обряд, именно: 1) что латинская религия – есть господствующая в царстве польском и великом княжестве литовском, и мирянам латинского обряда не запрещено вступление в униатский базилианский орден; 2) что запрещением уничтожится уния между греческим и латинским обрядом; 3) что уния греков не истинная, но притворная; 4) запрещением умножится греческая религия и без того распространенная в тех странах и уменьшится латинская с опасностью для государства; 5) упадший греческий обряд опять усилится; 6) увеличится число греческих приходов и церквей; 7) апостольский престол более доверяет в этой стране испытанной верности латинян, нежели греков; 8) униаты, обращаясь с латинянами, более будут успевать в вере и добрых делах; 9) униатское простонародье, не зная разницы между унией и греческой церковью и посещая чествуемые русскими места (Киев), легко отпадает к греческой вере; 10) униаты легко привлекают к себе латинян и священники их крестят латинских детей в свой обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010