XIII (по старому каталогу 1303). Рукопись на латинском и голландском языках; писана на пергамине превосходным готическим почерком, на 63 листах. Содержит в себе Некрологиум и летопись аббатства Эльтенского. Начало рукописи и конец писаны по-голландски, а с л. 3–40 идет календарь латинский. Начальные буквы каждого месяца в календаре писаны киноварью и голубцом; числа месяца и некоторые имена святых, вероятно особенно чтимых, – киноварью. Под всяким днем календаря сделана приписка, в которой отмечено то или другое событие, касающееся до монастыря или совершившееся в нем. Приписки эти весьма кратки и писаны различными почерками. Судя по всем внешним признакам, надобно полагать, что рукопись относится к XIV веку. Достоин замечания кожаный переплет ее, по углам обложенный медью, с длинными застежками и с прочными на досках медными же гвоздями. – 32,2 X 24. XIV (по старому каталогу 1305). Содержит: [Лл. 1–1 об. Изречения в стихах и прозе для монахов. Лл. 2–2 об. Вступительные статьи к мартирологию. Л. 2 об. Под датой 1459 г. сентября 9 похвала в стихах св. Бенедикту; здесь же число бенедиктинских монастырей. Л. 3. Бенедиктинский разрешительный чин. Лл. 3–10 об. Статуты папы Бенедикта XII. Л. 10 об. Стихи в честь мучеников, о чтении мартирология и календарное к святцам пояснение. Лл. 11–58. Святцы, полные с 1 января по 31 декабря; на листе 54-м отрывок из другой мартирологии, рукописи. Лл. 58 об. – 59. Евхаристическия правила. Лл. 59–79 об. Правила бл. аббата Бенедикта. Л. 79 об. Прибавление. Лл. 80–82 об. Привилегии ордена. Лл. 83– 84 об. Евхаристическия правила. Лл. 85–86 об. Постановления о монашеских орденах. Л. 87. Стихи о восстановлении старанием магистра Вильгельма Кроненберга на средства г-жи де Pie (de Rye) монастыря corona variae Mariae в 1382 г. Здесь же записи: благословити венец лета и пр., со скрытым 1377 или 1385 годом; о годе основания «серого» ордена (1099), имени Марии Девы. Лл. 88–95. Правила цистерианского ордена. Рукопись, на пергамине, XV в., на 95 листах. Лл. 1 об. – 10 об. писаны в два столбца, одним или двумя почерками, после 10 листа писано несомненно другим почерком, гораздо более красивым, во всю страницу, с линейками. С л. 58 об. опять в два столбца; с л. 80 другим, худшим почерком.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Донаторская композиция с аббатом Бернардом I. Роспись апсиды в ц. Сан-Либераторе-а-Маелла (пров. Пескара). 2-я пол. XIII в. Донаторская композиция с аббатом Бернардом I. Роспись апсиды в ц. Сан-Либераторе-а-Маелла (пров. Пескара). 2-я пол. XIII в. Для возрождения монашеской жизни в М.-К. аббат Бернард I составил комментарий на Устав св. Бенедикта ( Bernardi I... In regulam S. Benedicti expositio. 1894), получивший распространение среди бенедиктинских монахов и в 1340 г. переведенный на франц. язык (Paris. fr. 17250). По просьбе монахов М.-К. он написал также «Монашеское зерцало», где объяснялись значения обетов неизменности места монашеского подвига (stabilitas), верности призванию (conversio) и послушания (oboedientia), к-рые Бернард I считал основой бенедиктинской духовной традиции. Stabilitas, как первостепенное качество монаха и необходимое условие аскетического подвига, понималась как духовное постоянство (mentis perseverantis constantia) и как неотлучное пребывание в монастыре. Указывая на важность общежития, аббат уподоблял мон-рь не только райскому саду, где цветут добродетели, но и саду Гефсиманскому, где люди вслед за Христом отрекаются от мира и вступают в борьбу со страстями. С т. зр. Бернарда I, для монахов, соблюдающих обеты, в монастыре открываются врата спасения. Аббат М.-К. пытался обосновать духовную ценность бенедиктинской традиции в условиях кризиса «старого» монашества; при этом он черпал вдохновение из сочинений цистерцианца католич. св. Бернарда Клервоского и из доминиканской лит-ры ( Bernardi I Speculum monachorum. 1901) (подробнее см.: Tosti. 1888-1890. Vol. 3. P. 4-33; Saba. 1931; Mosher. 1973; Landry. 1982). Об изучении Устава св. Бенедикта в М.-К. свидетельствуют канонические комментарии монахов Николы да Фраттуры и Риккардо ди Сант-Анджело, составленные в нач. XIV в. (Cassin. 441, 445), и сделанный в XIV в. перевод устава на итал. язык (Cassin. 629). Учитывая историческое значение М.-К., «колыбели» бенедиктинского монашества, папская курия пыталась «реформировать» мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Архиепископы Г. обладали значительными каноническими правами и привилегиями: созывали провинциальные Соборы, утверждали избрание епископов на территории Польши, принимали от епископов присягу, проводили визитации еп-ств, имели право наказывать подчиненных им епископов. В 1207 г. папа Иннокентий III предоставил Гнезненскому архиеп. Генриху Кетличу и его преемникам право предношения креста (crux erecta) по всей Польше; в 1238 г. эта привилегия была подтверждена папой Григорием IX . После Кревской унии (1385-1386), положившей начало объединению Польского королевства и Литовского великого княжества , и католич. крещения Литвы (1387) архиеп-ству Г. были подчинены литов. католич. еп-ства. На Констанцском Соборе Гнезненский архиеп. Николай Тромба получил для себя и буд. преемников титул примаса Польши, в ведении к-рого была 2-я по значимости католич. митрополия в Польше -Львовская (Галицкая). 25 июля 1515 г. папа Лев X буллой «Pro excellento preeminentia» даровал архиеп. Яну Ласкому и его преемникам титул «прирожденный легат апостольского престола» (legatus natus Sedis Apostolicae). 22 сент. 1749 г. папа Бенедикт XIV пожаловал архиеп. Адаму Коморовскому и его преемникам право ношения кардинальского облачения на территории Польши. Архиепископы Г. играли важную роль в гос. жизни Польши. Они короновали польск. королей, сохранив это право и после перенесения в 1370 г. места коронации из Гнезно в Краков. Эта привилегия была подтверждена папским легатом (1375), королями Казимиром IV Ягеллончиком (1451), Сигизмундом I (1512), Сигизмундом II Августом (1550), Папским престолом (1589 и 1675) и конституциями сейма (1633, 1641 и 1736). Архиепископы Г. имели право благословлять королевские брачные союзы, короновать королев, совершать погребение королей и членов их семей. С XIV в. архиепископы Г. замещали польск. короля в случае его отсутствия; с 1360 г. они пользовались титулом «первый князь» (primus princeps); в 1411 г. кор. Владислав II Ягайло даровал им наименование «генеральный викарий нашего Польского королевства» (vicarius Regni nostri Poloniae generalis). На сейме в 1572 г. архиепископам Г. была предоставлена должность временного главы гос-ва в период междуцарствия (interrex). В обязанности входило уведомление о смерти короля правителей др. гос-в, ведение текущих гос. дел, прием иностранных послов, созыв элекционного сейма, назначение времени и места избрания короля, а также провозглашение, приведение к присяге и коронация нового короля. Архиепископы Г. обладали правом чеканить монету (с 1293; подтверждено в 1286, 1564 и 1666), основывать города и устанавливать в них рынки и ярмарки (подтверждено в 1550 Сигизмундом II Августом). Со времен Казимира III Великого (XIV в.) архиепископ Г. имел ряд судебных привилегий.

http://pravenc.ru/text/165185.html

Наиболее ранним переводом Устава является подстрочный перевод расширенной редакции на древневерхненем. язык, содержащейся в рукописи из Санкт-Галлена 916 (IX в.). Этот перевод обычно принято обозначать по начальным словам «Lose o sun». 1-й перевод на англосакс. язык, был сделан Этельвольдом (X в.), за ним последовало еще неск. анонимных переводов. С XII в. всеобщее распространение в Англии получил перевод, выполненный Винтенеймом. Переводы Устава на романские языки появились значительно позже и в большинстве являются анонимными: в XIII в.- неск. переводов на франц. и провансальский языки, в XIII-XV вв.- на каталон.; известен перевод XIV в. на португ. язык, сохранившийся в единственной рукописи из Алкобасы. С изобретением книгопечатания появились также переводы на итал. (Флоренция, 1493; Венеция, 1495) и польск. (1597) языки. Первые печатные издания переводов на нем. язык (80-е гг. XV в.) вышли на десятилетие раньше изданий лат. оригинала. На протяжении ср. веков Устав В. Н. неоднократно переводился на слав. язык. Впервые это произошло, вероятно, в Чехии (возможно, в Сазавском мон-ре ок. 1036) в связи с распространением здесь по инициативе еп. Пражского сщмч. Адальберта с кон. X в. бенедиктинских мон-рей. Данный перевод не сохранился; в пользу его существования может свидетельствовать известие хроники Козьмы Пражского о том, что после запрещения богослужения на слав. языке в Сазавском мон-ре (1097) новый аббат Детхард не нашел там иных богослужебных книг, кроме слав. (Kosmova kronika ceska/Prel. К. Hrdina, M. Bláhová. Praha, 1972. S. 219). До наст. времени дошел слав. перевод Устава, выполненный не позднее кон. XII в. в Хорватии, представленный пергаменным глаголическим списком кон. XIV в. (Загреб. Архив ХАЗУ. I а 74), происходящим из Роговского мон-ря на о-ве Пашман в Далмации (изд.: Ostojic I. Benediktinci u Hrvatskoj. Split, 1965. Sv. 3. S. 361-534; факсим.- Rogovskoga samostana sv. Benedikta. Regula (saec. XIV). Zagreb, 1985). Вопрос о возможной связи этого перевода с предположительно выполненным ранее в Чехии в лит-ре не рассматривался.

http://pravenc.ru/text/150223.html

(напр., на генеральном капитуле 1365 г.). В 1-й пол. XIV в. сформировались провинции ордена (Каталония, Арагон-Наварра, Валенсия-Мурсия, Прованс-Мальорка, Кастилия-Португалия); во главе провинции стоял избиравшийся на генеральном капитуле и утверждавшийся магистром старший командор (позднее чаще назывался провинциалом). Такая структура сохранялась до кон. XVI в. В 1317 г. орден насчитывал ок. 300 членов ( Brodman. 1986. P. 61-62). После реформ Рамона Альберта расширилась область деятельности М.: в XIV в. они стали активно участвовать в университетской жизни. К XV в. относятся сообщения о собственных учебных заведениях (studia) М. ( V á zquez N úñ ez. 1931). В 1305 г. буллой папы Римского Климента V все имущество, завещанное на освобождение пленных, но без особых указаний, передавалось М., а в 1373 г. члены ордена были освобождены от уплаты десятины. В 1320 г. М. были подчинены епископу Барселоны (выведены из епископской юрисдикции в 1399), а в 1341 г. папа Римский Бенедикт XII провозгласил свое право назначать главу ордена (впервые это произошло в 1345; данная практика прекратилась к 1401). Т. о., фактически орден был принят в непосредственную юрисдикцию Папского престола. В 1335 г. важным центром М. стала ц. Бонария в Кальяри (Сардиния). Орден понес существенные потери как во время эпидемии «черной смерти» (сер. XIV в.), так и в ходе кастильско-арагонской войны (1356-1369), когда перестали действовать мн. представительства М. на Пиренейском п-ове. Стараниями магистра ордена Понсьо де Барейи (1348-1365) было восстановлено покровительство арагонского королевского дома: подтверждались особые права М. при сборе пожертвований на выкуп пленных, М. получали привилегии, подобные тем, которые имели нищенствующие ордены, и многочисленные дарения (в частности, в 1400 г. им была подарена королевская придворная капелла св. Агаты в Барселоне, остававшаяся во владении М. до XIX в.). В свою очередь члены ордена не только занимались выкупом пленных, но и осуществляли дипломатические миссии по поручению арагонских монархов. В то же время восстановление королевского патроната и более активное участие светской власти в жизни ордена привели к ослаблению централизованной власти магистров.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Это совершенно верно, но из этого не следует, что послание не выражало действительного его мнения об ордене. Несомненно, папа пришел к убеждению, что орден сеет смуту и вредит процветанию церкви. Эту точку зрения разделяли и некоторые кардиналы, потому что со времени Бенедикта XIV иезуиты имели в священной коллегии немало ожесточенных врагов. Поэтому неудивительно, что курия бросила иезуитов на произвол судьбы. 16 августа послание было сообщено римским иезуитам и генерал Рикки был заключен в замок Святого Ангела. Здесь с ним обращались мягко; но ему так и не суждено было выйти на свободу, хотя его не могли обвинить в каком-либо преступлении. 22 ноября 1775 года он умер в тюрьме, став жертвой той ненависти и того недоверия, которые возбудил против себя орден во всей Европе. Климент XIV сошел в могилу раньше его, 22 сентября 1774 года. Иезуитов обвиняли в том, что они отравили его. Это давно уже опровергнутая басня. Но эта басня поучительна: она показывает, какие деяния могли приписывать иезуитам в конце XVIII века не только свободные мыслители, но и кардиналы римской церкви. Восстановление ордена Как встретили послание о роспуске ордена иезуиты и все христиане-католики? Орден подчинился ему с покорностью лишь там, где правительства привели послание в исполнение. При этом, конечно, не было недостатка в протестах и в самых невероятных попытках унизить и загрязнить память Климента XIV. Образованная Европа встретила уничтожение ордена с восторгом; народ почти всюду отнесся к нему безучастно. Кое-где слышались громкие жалобы монахинь и других ревностных сторонников культивируемого орденом благочестия. Но нигде, ни в Европе, ни вне ее, исполнение послания не встретило серьезного сопротивления со стороны масс. Создается впечатление, что орден везде потерял всякое доверие к себе. Общественное мнение не обнаружило никакого сочувствия к трагическому элементу его падения; оно отнеслось почти равнодушно к тем жестокостям, которые совершил Помбал. В несправедливостях, которым подверглись в разных местах иезуиты, видели справедливое возмездие или, по крайней мере, считали их необходимыми в интересах прогресса, «просвещения и добродетели».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

А. В. Васютин Церковная музыка на нем. землях в средние века развивалась в русле общих тенденций, характерных для Римско-католической Церкви этого времени. Началом ее истории принято считать появление на рубеже VIII и IX вв. на территории империи франков т. н. григорианского хорала - адаптированной версии «староримского пения» (одноголосных песнопений, принятых в это время в церквах Рима; см. ст. Григорианское пение ). В распространении григорианских песнопений, а также в последующем развитии новых жанров и форм средневек. церковной музыки ведущую роль играли нем. мон-ри. Так, велика была роль монахов бенедиктинского аббатства Санкт-Галлен (на территории совр. Швейцарии) в развитии практики тропирования (т. е. вставки в григорианские песнопения новых мелодических оборотов и фрагментов текста - тропов ); санкт-галленский мон. Ноткер Заика , автор многочисленных секвенций , собранных в «Книге гимнов» (лат. Liber hymnorum, 884), считается основоположником этого популярнейшего в средние века жанра. Нем. происхождение имеют нек-рые значительные образцы литургической драмы, в частности моралите Хильдегарды Бингенской (1098-1179) «Чин добродетелей» (Ordo virtutum; включает в себя 82 простых напева). Хильдегарда прославилась также экспрессивными церковными песнопениями; 77 из них объединены в рукописное собрание «Стройное созвучие небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum), где они расположены согласно церковному календарю. Л. Зенфль. Гравюра. XV в. Л. Зенфль. Гравюра. XV в. После разделения в Х в. империи франков на зап. и вост. части на территории буд. Г. не возникло крупных культурных центров, сопоставимых с Парижем. Этим во многом объясняется консерватизм муз. практики в средневек. нем. церквах. Полифоническое пение было представлено в основном простейшими его формами, бытовавшими в устной традиции. Среди немногих поздних памятников, где зафиксирована эта практика в письменном виде, наиболее известна рукопись 314 из б-ки бенедиктинского мон-ря Энгельберг, составлявшаяся группой монахов в течение 2-й пол. XIV в. В ней содержится, в частности, неск. ранних образцов богослужебных песнопений на нем. языке.

http://pravenc.ru/text/529057.html

2026 Прекрасное издание гомилий на послания Павла на греческом языке (но без латинского перевода) недавно было опубликовано в связи с выходом The Oxford Library of the Fathers под заглавием: S. Joannis Chrysostomi interpretatio omnium Epistolarum Paulinarum per homilias facta, Oxon., 1849 – " 52, 4 vols. На английский перевод мы уже обращали внимание. 2027 Homiliae xii contra Anomoeans de incomprehensibili Dei natura и Orationes viii adversus Judaeos составляют первый, Homiliae xxi ad populum Antiochenum, de statuis, и шесть Orationes de fato et Providentia – второй том бенедиктинского издания. Гомилии «О статуях» переведены на английский язык в Oxford Library of the Fathers, 1842, 1 vol. 2028 Ad Theodorum lapsum; Adversus oppugnatores vitae monasticae; Comparatio regis et monachi; De compunctione cordis; De virginitate; Ad viduam juniorem, etc. – все в третьем томе бенедиктинского издания, вместе с vi Libri de Sacerdotio; также в сборнике Lomler, Chrys. Opera praestantissima. 2029 Эти послания – в tom. iii. Epistolae ad Olympiadem и ad Innocentium включены также в Lomler (pp. 165–252). Об Олимпиаде см. выше, §52, и особенно Tillemont, tom. xi, pp. 416–440. 2031 См. S. р. N. NiLi abbatis opera omnia, variorum curis, nempe Leonis Allatii, Petri Possini, etc., edita, nunc primum in unum collecta et ordinata, accurante J. P. Migne, Par., 1860, 1 vol. (Patrol. Gr., tom. 79.) 2032 S. Isidori Pelusiotae Epistolarum libri v, ed. Possinus (иезуит), воспроизведено также в Migne, Par., 1860. (Patrol. Gr., tom. 78, в том числе диссертация H. Ag. Niemeyer: De Isid. Pel. vita, scriptis et doctrina, Hai., 1825.) Неизвестно, был ли Исидор учеником Златоуста, но он часто упоминает его с уважением и, очевидно, был знаком с его произведениями. См. диссертацию Niemeyer, в Migne, р. 15 sq. 2033 См. выше, §6, и Tillemont, tom. xiv, 274 – " 76. Ученый, но суеверный и легковерный католический агиограф Албан Батлер (Lives of the Saints, sub Jan. 28) считает Кирилла невиновным и упоминает о молчании Ореста и Сократа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Последним римским папой периода Великого раскола был венецианец Григорий XII (1406-1415). Он искренне желал ликвидировать раскол и уже при вступлении на престол заявил, что готов отказаться от престола, если так же поступит и авиньонский папа. В это время авиньонская курия снова отличалась блеском и роскошью, но в политическом и материальном отношении в еще большей степени находилась под властью французского короля, чем в XIV веке. Авиньонские кардиналы после Климента VII избрали папой под именем Бенедикта XIII (1394-1423) испанца Педро де Луна. Но если Климент VII действительно пользовался поддержкой со стороны французского двора и высокоавторитетного Парижского университета, то его преемник в лучшем случае мог рассчитывать лишь на герцога Орлеанского и испанцев. После убийства в 1407 году герцога Орлеанского - под воздействием стремления Парижского университета к достижению церковного единства - французский король стал также приверженцем согласия. В таком духе в 1407 году в Савоне должны были пройти личные переговоры между римским и авиньонским папами о восстановлении единства церкви. Оба папы вошли в город во главе своих войск; одну часть города занял Григорий, а другую - Бенедикт. Святые отцы хотели сесть за стол переговоров с оружием в руках, но именно из-за этого их личная встреча так и не состоялась. Савонский спектакль однозначно показал, что папы, исходя лишь из добрых побуждений, не смогут договориться. Французский король осадил Авиньон, и Бенедикт XIII сначала бежал в Прованс, а затем к испанцам. Инициативу взяли в свои руки университеты и духовные ордена. Все более ширилось соборное движение, к которому примкнуло также большинство кардиналов обоих пап. Уже хотя бы потому, чтобы это движение не добилось успеха без них и тем паче - против них. Тогда Парижский университет, находившийся в зените своего авторитета, разработал четыре законных пути для преодоления кризиса. Папский престол окажется незанятым, если: римский и авиньонский папы по своей доброй воле взаимно откажутся от престола,

http://sedmitza.ru/lib/text/441638/

При этом назначается специальный релятор, который должен возглавить составление доклада о чуде (positio super miro). Сначала факт чуда, если речь идет об исцелении, должен быть рассмотрен на заседании специальной медицинской комиссии; затем он рассматривается комиссией экспертов-богословов. Доклад о чуде и мнения экспертов рассматриваются в ходе очередного ординарного собрания кардиналов и епископов Конгрегации, которые представляют свое решение на рассмотрение папы. После подписания соответствующего декрета папа отдает распоряжение об опубликовании бреве о беатификации достопочтенного и назначает дату церемонии причисления к лику блаженных. Для последующей К. причисленного к лику блаженных необходимо удостоверение хотя бы одного чуда, происшедшего уже после беатификации. При этом мученики не составляют исключения (для беатификации мученика наличия чудес не требуется), и процедура признания чуда происходит по той же схеме, что и при беатификации, начиная с диоцезальной стадии. Постановление папы о К. издается не в виде бреве (как в случае беатификации), а в форме буллы . В функции Конгрегации канонизации святых помимо руководства процессами беатификации и К. входит также рассмотрение возможности присвоения титула Doctor Ecclesiae - «Учитель Церкви» (при получении согласия Конгрегации доктрины веры) и вопросов, связанных с признанием подлинности мощей (апостольская конституция «Pastor bonus» от 28 июня 1988). В настоящее время титул «Учитель Церкви» присвоен 33 лицам. 20 авг. 2011 г. папа Бенедикт XVI в ходе своего визита в Испанию объявил о намерении присвоить этот титул Иоанну (Хуану) Авильскому († 1569), событие назначено на 7 окт. 2012 г. Св. Беда Достопочтенный. Миниатюра из «Liber Canononum». XI в. (Vat. lat. 1339. Fol. 12) Юридический термин canonizatio aequipollens был, по-видимому, введен кард. Просперо Ламбертини (буд. папа Бенедикт XIV) по аналогии с эквиполентной беатификацией. В его время было принято различать формальную беатификацию и эквиполентную беатификацию.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010