L. d " Achéry. P., 1723. Vol. 1. P. 641-703; PL. 149. Col. 635-778). Поэтому 2-я книга труда Ульриха имеет подзаголовок «Об образовании новициев» (De disciplina noviciorum - Paris. lat. 18353 (II). Fol. 36v). Согласно Ульриху, новицию предстояло провести только 1 ночь в гостинице для паломников, после чего он должен был присоединиться к братии. Его главным внешним отличием от облатов и от тех, кто уже принесли обеты, было отсутствие кукуля (cucullus). В «Монашеских установлениях» (Constitutiones), составленных Ланфранком , архиеп. Кентерберийским (1070-1089), на основе тех обычаев, к-рые были собраны мон. Бернардом, говорится, что желавшего вступить в мон-рь сразу принимал начальник гостиницы, а затем новиций представал перед аббатом и капитулом. Получив тонзуру и монашеские одеяния (кроме кукуля), он участвовал в богослужении и в общей трапезе, но везде находился на особом месте, спал в отдельном помещении (cella novitiorum) или в общем дормитории. Им руководил магистр новициев. Этот период продолжался неопределенное количество дней, пока наконец не совершалось окончательное принесение обетов (Decreta Lanfranci monachis Cantuariensibus transmissa/Ed. D. Knowles. Siegburg, 1967. P. 85-89). В «Статутах» Петра Достопочтенного (1146/47) было введено ограничение на прием облатов в мон-ри Клюнийской конгрегации и определен срок Н.- 1 мес., к-рого, по мнению составителя, было достаточно для испытания намерений того, кто хотел стать монахом (Statuta Petri Venerabilis Abbatis Cluniacensis IX (1146/47)/Ed. G. Constable//Consuetudines Benedictinae Variae (saec. XI - saec. XIV). Siegburg, 1975. P. 71-72). В XIII-XIV вв. в бенедиктинских источниках больше внимания уделяется возрасту и уровню образования желавших вступить в мон-рь. Напр., магистры искусств (т. е. выпускники ун-тов) и католич. священники, которые решали стать членами бенедиктинского ордена, фактически освобождались от Н. (Documents Illustrating the Activities of the General and Provincial Chapters of the English Black Monks, 1215-1540/Ed.

http://pravenc.ru/text/2577791.html

Бурбонов, королем Неаполя и Сицилии стал испан. инфант Карл (впосл. испан. кор. Карл III), что привело к очередному конфликту между Папским престолом и испан. Бурбонами. Папа Римский Климент XII отказался признать коронацию инфанта Карла без совершения инвеституры (Неаполитанское королевство считалось вассалом Папского престола). В марте 1736 г. в Рим были введены испан. войска, и под военным давлением папа был вынужден пойти на уступки. В мае 1738 г. он совершил инвеституру неаполитанского кор. Карла, признав т. о. законной его власть в Неаполитанском королевстве. Урегулированию отношений между Папским престолом и итал. государствами способствовала внешняя политика папы Римского Бенедикта XIV (1740-1758), носившая компромиссный характер: папа заключил конкордаты с Сардинским и Неаполитанским королевствами (1741), герцогством Миланским (1745). В ходе войны за «австрийское наследство» (1740-1748), завершившей территориальные переделы в И. в XVIII в., Папский престол придерживался нейтралитета, что позволило сохранить Папскую область в прежних границах, хотя часть легатств была оккупирована австрийскими войсками. В 1751 г. по настоянию австрийской имп. Марии Терезии папа Бенедикт XIV упразднил Аквилейский патриархат, разделив его территорию на 2 архиеп-ства (Гориция на территории Свящ. Римской империи и Удине на территории Венецианской республики). С сер. XVIII в. в итал. гос-вах распространяются идеи Просвещения , к-рые у итал. мыслителей (Ч. Беккариа, П. Верри, Д. Караччоли и др.) были соединены с традициями Ренессанса и гуманизма, в т. ч. с критическим отношением к Папскому престолу и католической Церкви. Реформы просвещенного абсолютизма, проведенные в нек-рых итал. гос-вах, как и в др. европ. странах, сопровождались подчинением институтов католич. Церкви светской власти. «Просвещенные» монархи, как правило, устанавливали т. н. placet regium и exequatur, т. е. право назначения епископов визирования документов Папского престола, не вступавших в силу на территории их владений без королевского разрешения, упраздняли инквизицию и церковную цензуру, ликвидировали юридическую независимость клириков, проводили секуляризацию мон-рей и монастырского имущества.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

еп. Инфлянтский (1765-1778), отказались принести присягу на верность имп. Екатерине II. Не захотел этого делать и титулярный епископ Карпасианский in partibus infidelium Тадеуш Бенедикт Феликс Товянский, вспомогательный епископ Виленского диоцеза для Белоруссии (1766-1773). Виленский еп. И. Я. Масальский предложил новую кандидатуру - каноника виленского капитула Станислава Богуша-Сестренцевича (подробнее о нем см.: Попов, Ганчар. 2012. С. 27-38) и обратился с просьбой о его поддержке к польск. кор. Станиславу Августу Понятовскому (1764-1795), а с прошением о скорейшем епископском рукоположении к папе Римскому Клименту XIV (1769-1774). Папский престол, стремясь сохранить контроль над российскими католиками, одобрил план, предложенный еп. И. Я. Масальским, по которому Богуш-Сестренцевич должен был стать викарием Виленского еп-ства. 12 июля 1773 г. папа Климент XIV назначил Богуша-Сестренцевича епископом Малльским in partibus infidelium, вспомогательным епископом Виленского диоцеза; рукоположение состоялось 3 окт. 1773 г. в кафедральном соборе в Вильне. Предполагалось, что на присоединенных к Российской империи белорусско-латв. землях будет создано 3 генеральных викариата, в каждый из к-рых войдут приходы, принадлежавшие ранее Смоленскому, Инфлянтскому и Виленскому католич. еп-ствам. Остальные приходы, находившиеся непосредственно в России, планировалось подчинить титулярным епископам in partibus infidelium. Такой принцип организации католич. структур в империи объяснялся как длительной традицией подобного деления, так и физической невозможностью одному пастырю управлять столь обширными территориями. Папский престол указывал на противоречие имп. указа от 14 (25 н. с.) дек. 1772 г. о создании католич. диоцеза на территории Российской империи каноническому праву католич. Церкви: Регламент 1769 г. фактически отрицал верховную власть папы Римского и право Папского престола быть единственной апелляционной инстанцией для всех католиков. Богуш-Сестренцевич предложил создать при епископе коллегию и передать ей функции Юстиц-коллегии.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Внешнее могущество Византии и когда–то вселенское, экуменическое ее значение было ко времени св. Григория Паламы сильно поколеблено. Слава ее потускнела. Наступил ее преклонный возраст, почти дряхлость. За плечами было блестящее и бурное прошлое. Еще в конце XI века, несмотря на тяжкий период междуцарствий, междоусобных войн и внутренних нестроений, ознаменовавших эпоху непосредственно после смерти императора Василия Болгаробойца (1025 г.) и до воцарения династия Комнинов (1081 г.) империя все же числила в своих пределах до 38 областей (фем), начиная от границ Армении и до Южной Италии, и от задунайских границ (Сирмия и Белград) до о.о. Кипра и Родоса. К началу XIV в. это пространство сократилось до очень скромных размеров. Варвары, славяне, армяне, грузины оторвали большие пространства. Турки железным кольцом стягивались со всех сторон около Византии. У людей более проницательных закрадывались опасения возможного близкого конца самой империи. В XIII в. Византия пережила свое трагическое пленение латинскими ордами крестоносцев. К началу XIV в. султанские владения еще более приблизились и стали угрожать непосредственно самому Константинополю. Император Андроник III Палеолог посылает в 1339 г. в Авиньон к папе Бенедикту XII посольство, состоящее из Варлаама, известного противника св. Григория Паламы и венецианского рыцаря Стефана Дандоло с просьбою о помощи против турок. Варлаам весьма искусно изощрял свои дипломатические способности, но в помощи от Запада ему было отказано папою. Опасность от турок становилась все более очевидною, но Промыслу было угодно избавить Византию на закате ее истории от нового разграбления крестоносными воинами. Достаточно было бы византийцам вспомнить зверства и кощунства крестоносцев 1204 г., сохранившиеся в трагических и жутких списаниях Никиты Хониата и Евстафия Фессалоникийского, чтобы благодарить Бога за избавление от возможности новых злодеяний, чинимых Христа ради западными лжебратиями. Византии уготовано было историческое возмездие от меча Магометова воинствующего закона. Тем не менее, подлинным драматизмом и жалостью веет от исторических свидетельств того времени, от предчувствия неотвратимой беды. В одном письме (приблиз. 1360–ых годов) Димитрий Кидоний пишет: «Если только падет империя, все народы будут рабами победителей, и эти последние не будут удовлетворены, если увидят Восток, падший в рабство, а другие народы Запада наслаждающимися мирным существованием. Они (победители) отомстят вместе с варварами тем, кто сможет им помешать… Пусть не думают, что их мечтания неосуществимы»   . Сколько раз впоследствии повторялась эта же историческая обстановка и сколько раз отдаленные народы и государства беспечно наблюдали расширение опасности, поглощение ею их соседей, но не шевелились им на помощь, в твердом уповании и наивной вере, что до них не дойдет. B. БОГОСЛОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

78. W. Thimmë «Doch ist es fraglich, ob man hier überhaupt von einer Erlosungslehre reden darf». L. c., 241. 64 Первые очерки учения об искуплении ( «юридически-павловского») находятся в позднейших частях «De libero arbitrio» III С.Х. «Admonitio» бенедиктинцев относит окончание этой книги к 395 г. 65 «Ne quaeras, cur ita sit: illa enim facilius, quibus impedior, quam cur impediar, exposuerim». Ер. XIV, I. 76 «Homo ille, quem deus suscepit longe aliter suscepit quam ceteros sanctos atque sapientes». Ep. XIV, 3. 79 «Communem patrem universi mortales, quas terra sustinet, mille modis concordi discordia veneramur et colimus». Ep. XVI, 4. 80 «Sed mihi hac tempestate propemodum videtur bellum Actiacum rursus exortum, quo Aegyptia monstra in Romanorum deos audeant tela vibrare minime duratura». Ibid. 82 «De vera religione», Сар. III. Платон, как ясно видно из конца текста, разумеется под «pecusmortuum». 83 с «Punicis libris, ut a viris doctissimis proditur, multa sapienter esse man data memoriae». Ер. XVII, 2. 84 «Deos vestros vult (Vergilius) intelligi hpmines fuisse. Legerat enim ille mysticam historiam vetusta auctoritate roboratam, quam etiam Tullius legerat, qui hoc idem in dialogis plus, quam postulare auderemus, commemorat et perducere in hominum notitiam, quantum illa yempora patiebantur, molitur» (3). 89 В самом деле, отсутствие при имени Августина в заголовке всякого титула ничего не доказывает: он слишком часто отсутствует и в его письмах священнического и епископского периода. «Elegantia» стиля, свойственная ранним произведениям Августина, в отношении к письму XX может вызывать законные сомнения. Наконец, указание на порядок, в котором письма XVIII- XX следуют за первыми пятнадцатью в некоторых старых рукописях, стоит только сопоставить с другим замечанием тех же издателей: «Inter quos (Mmss) nescimus an duos tresve reperias, qui inter se hac in re conveniunt... adeo ut ex illis nihil certum, nihil fixum ordinatumque possit constiti». Migne, стр. 33,17 и Praefatio.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Кармелиты возникли сначала как конгрегация еремитов на Св. земле, получив от лат. патриарха Иерусалима устав, по типу близкий к восточным. Однако в связи с эвакуацией крестоносцев с Ближ. Востока в Европу кармелиты вынуждены были изменить свой устав, облачения и переселиться из пустыни в города. При этом орден позиционировал себя как созерцательный и главной целью ставил прославление Девы Марии. Последний крупный нищенствующий орден августинцев-еремитов был создан из множества аскетических движений, проповедовавших бедность. Для них, как и для доминиканцев, большое значение имели проповедническая деятельность и образование. М. в позднее средневековье Упадок традиц. монашеских конгрегаций стал заметен уже в XIII в. Внутренние конфликты, упадок дисциплины, трудности в управлении собственностью постепенно привели к тому, что мн. мон-ри стали добровольно вводить ограничения на количество насельников, ставить сословные барьеры, не принимая в братию людей из низших слоев. Римские папы Григорий IX и Климент IV попытались своими декретами отрегулировать жизнь Клюнийской конгрегации, гранмотенсов , премонстрантов и цистерцианцев. 23-й канон II Лионского собора 1274 г. запретил принимать новых членов во все ордены, к-рые появились после IV Латеранского собора, что означало их фактический запрет. Утверждены были только 4 нищенствующих ордена (францисканцы, доминиканцы, кармелиты и августинцы-еремиты). В 30-х гг. XIV в. ряд реформистских булл для монашествующих был издан Бенедиктом XII (напр., буллой «Fulgens sicut stella» (12 июля 1335) папа запретил цистерцианцам разделять общий дормиторий на индивидуальные кельи; буллой «Summi magistri» (20 июня 1336) ограничил сроки обучения бенедиктинцев в Парижском ун-те; были изданы буллы для францисканцев («Redemptor noster», 28 нояб. 1336) и регулярных каноников («Ad decorum», 15 мая 1339)). Серьезный удар европ. мон-рям был нанесен во время эпидемии чумы в сер. XIV в. Опустошительной оказалась и Столетняя война. Упадок дисциплины проявлялся в том, что мн. мон-ри стали добиваться от римских пап привилегий на ослабление поста, в частности на вкушение мясной пищи вне периодов Адвента и Великого поста. В эту эпоху более тысячи мон-рей перешли в режим комменды . Наиболее острая критика, предвосхитившая протестант. критику М., в этот период встречается в произведениях Дж. Уиклифа . Лишь отдельные конгрегации сохраняли свой авторитет в народе (картузианцы, целестинцы , Биргиттинский орден ). Распространение Devotio moderna сместило акценты с внешних форм благочестия на более индивидуальные внутренние. Стала развиваться практика духовных упражнений.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

неким магистром Григорием, возможно, англичанином по происхождению ( Gregorius Magister. 1970). Широкий характер практика паломничеств в Рим приобрела после введения «юбилейных годов» (см. «Annus Sanctus»). Сохранились описания паломничества во время 1-го «юбилейного года» (1300) итал. горожанина Гульельмо Вентуры ( Ventura G. Chronicon Astense//Rerum Italicarum Scriptores/Ed. L. A. Muratorius. Mediolani, 1727. T. 11. Col. 192) и франц. монаха-бенедиктинца Жиля ле Мюизи ( D " Haenens A. Gilles li Muisis, pèlerin de la première Année Sainte (1300)//Bull. de l " Institut Historique Belge de Rome. Brux., 1957. Vol. 30. P. 31-48). С кон. XIV в. в Зап. Европе получают распространение «Книги индульгенций» (Libri indulgentiarum), в которых перечисляются индульгенции , полагающиеся за посещение различных рим. святынь. Часто к таким книгам прилагались описания «диковин Рима» и маршрутов в Рим из разных частей Европы. «Книги индульгенций» составлялись не только на латыни, но и на национальных языках, напр., среднеангл. текст «Stacyons of Rome» ( Hulbert. 1923). Другие И. Устойчивая традиция составления И. сложилась в Сантьяго-де-Компостела. Древнейший и наиболее авторитетный путеводитель для паломников в Сантьяго-де-Компостела - это заключительная 5-я книга в составе «Книги св. Иакова» (сер. XII в.), сборника текстов агиографического, литургического и псевдоисторического характера (Liber S. Jacobi. 1944). В этом И. перечислены не только основные маршруты в Сантьяго-де-Компостела, но и удобные гостиницы, источники пресной воды, указаны предполагаемые дорожные издержки. Приведена информация о др. христ. святынях, встречающихся по дороге, дано подробное описание кафедрального собора с гробницей ап. Иакова Зеведеева. Большинство сохранившихся до наст. времени описаний паломничества в Сантьяго-де-Компостела датируется кон. XIV-XVIII в. Наиболее интересные тексты принадлежат гасконскому дворянину Номпару II, сеньору де Комону (1417), англ. ученому и клирику Уильяму Уэю (1456), нем. монаху-сервиту Герману Кёнигу (1495) (The Pilgrimage to Compostela. 2000). Начало 5-й кн. «Liber peregrinationis» в составе «Liber S. Jacobi». Сер. XII в. (Santiago de Compostela. Archivo de lo cathedral. Codex Calextinus. Fol. 192)

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Внешнее могущество Византии и когда то вселенское, экуменическое ее значение было ко времени св. Григория Паламы сильно поколеблено. Слава ее потускнела. Наступил ее преклонный возраст, почти дряхлость. За плечами было блестящее и бурнее прошлое. Еще в конце XI века, несмотря на тяжкий период междуцарствий, междуусобных войн и внутренних нестроений, ознаменовавших эпоху непосредственно после смерти импер. Василия Болгаробойца (1025 г.) и до воцарения династия Комнинов (1081 г.) империя все же числила в своих пределах до 38 областей (фем), начиная от границ Армении и до Южной Италии, и от задунайских границ (Сирмия и Белград) до о. о. Кипра и Родоса. К началу XIV в. это пространство сократилось до очень скромных размеров. Варвары, славяне, армяне, грузины оторвали большие пространства. Турки железным кольцом стягивались со всех сторон около Византии. У людей более проницательных закрадывались опасения возможного близкого конца самой империи. В XIII в. Византия пережила свое трагическое пленение латинскими ордами крестоносцев. К началу XIV в. султанские владения еще более приблизились и стали угрожать непосредственно самому Константинополю. Император Андроник III Палеолог посылает в 1339 г. в Авиньон к папе Бенедикту XII посольство, состоящее из Варлаама, известного противника св. Григория Паламы и венецианского рыцаря Стефана Дандоло с просьбою о помощи претив турок. Варлаам весьма искусно изощрял свои дипломатические способности, но в помощи от Запада ему было отказано папою. Опасность от турок становилась все более очевидною, но Промыслу было угодно избавить Византию на закате ее истории от нового разграбления крестоносными воинами. Достаточно было бы византийцам вспомнить зверства и кощунства крестоносцев 1204 г., сохранившиеся в трагических и жутких списаниях Никиты Хониата и Евстафия Фессалоникийского, чтобы благодарить Бога за избавление от возможности новых злодеяний, чинимых Христа ради западными лжебратиями. Византии уготовано было историческое возмездие от меча Магометова воинствующего закона. Тем не менее, подлинным драматизмом и жалостью веет от исторических свидетельств того времени, от предчувствия неотвратимой беды. В одном письме (приблиз. 1360-ых годов) Димитрий Кидоний пишет: «Если только падет империя, все народы будут рабами победителей, и эти последние не будут удовлетворены, если увидят Восток, падший в рабство, а другие народы Запада наслаждающимися мирным существованием. Они (победители) отомстят вместе с варварами тем, кто сможет им помешать... Пусть не думают, что их мечтания неосуществимы» 50 . Сколько раз впоследствии повторялась эта же историческая обстановка и сколько раз отдаленные народы и государства беспечно наблюдали расширение опасности, поглощение ею их соседей, но не шевелились им на помощь, в твердом уповании и наивной вере, что до них не дойдет. Б. Богословская традиция.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Камальдульский мон-рь Санта-Мария в Бонаркадо на о-ве Саридия. Основан в 1-й пол. XII в. Камальдульский мон-рь Санта-Мария в Бонаркадо на о-ве Саридия. Основан в 1-й пол. XII в. В 1113 г. буллой «Gratias Deo» папа Пасхалий II установил прямое подчинение всех обителей, принявших устав К., приору мон-ря Камальдоли. Орден К. получил название Камальдульская конгрегация ордена бенедиктинцев; впосл. эта булла была подтверждена папскими постановлениями 1153 и 1184 гг. Наличие в конгрегации богатых и влиятельных мон-рей (напр., Сан-Аполлинаре-ин-Классе близ Равенны, Санта-Мария-делла-Берарденга близ Сиены, Санта-Мария-делла-Вангадицца в Бадия-Полезине), а также сосуществование обителей с разными укладами жизни способствовали развитию тенденции к децентрализации ордена в XIII в. В 1239 г. в Падуе был созван 1-й генеральный капитул К., реформировавший систему управления конгрегацией. Согласно постановлениям капитула, глава К. (pater ordinis) должен был избираться на капитуле представителями входивших в конгрегацию мон-рей, избранный кандидат становился также приором мон-ря Камальдоли. Представители главы ордена на местах - визитаторы и дефиниторы - следили за выполнением устава К. в обителях. Было принято решение о ежегодном созыве генеральных капитулов (регулярно они стали собираться, по всей видимости, только после 1271). В этот период оформилась богослужебная традиция К. В 1253 г. конвент ордена одобрил сборник чинов монастырских служб («Vetus ordo divinorum officiorum»). Основная часть сохранившихся рукописей богослужебных книг относится к XIV-XV вв. (исключение - пассионарий XI/XII в. (Vat. lat. 6074)). Первый печатный бревиарий К.- «Breviarium ordinis camaldulensis» - был составлен в 1484 г., самый ранний из известных миссалов - «Missale monasticum secundum ordinem Camaldulensis» - в 1503 г. В XIII-XIV вв. большинство монастырей конгрегации К. стали общежительными, связь между обителями с различными укладами жизни постепенно ослабевала. Реформа XIII в., децентрализовав управление ордена, не решила основных проблем, связанных гл. обр. с тем, что конгрегация состояла из чрезвычайно разнородных элементов. Попытки новой реформы ордена К. (наиболее активно в этом направлении действовал в 1431-1439 итал. богослов и гуманист Амброджо Траверсари ) не увенчались успехом, с XV в. началось разделение К. на неск. независимых конгрегаций.

http://pravenc.ru/text/1320187.html

Уклонение от реального руководства приходом, то есть абсентеизм, широкое распространение синекур и управление одновременно несколькими бенефициями – вот реальные плоды такой системы 817 . Повсеместной стала практика руководить сразу несколькими церковными областями, ни разу их не посещая (поскольку для выполнения соответствующих обязанностей использовались викарии). Перефразируя гневные слова современницы, Екатерины Сиенской, можно сказать, что в авиньонском дворце–крепости стоял адский смрад от царивших там злоупотреблений и коррупции. Как и следовало ожидать, в основу этой обширной системы распределения бенефиций была положена идея о том, что папа является «вселенским судией»; поскольку он обладает полнотой прямой судебной юрисдикции, у него есть право резервировать такие назначения (вплоть до приходских священников) по всему христианскому миру. Теоретически все местные права, в том числе выборы на церковные посты, перешли к папству. Личная независимость епископов или автономия епархий явно не составили проблемы для западного канонического права. Приоритет неизменно отдавался папской юрисдикции. Уже во второй половине XII столетия папские обращения к епископам о наделении кого–либо бенефицием приняли форму официальных приказов «de providendo» 818 . Прямое и универсальное право римского понтифика осуществлять церковные назначения было непререкаемым. Вновь повторим, что первый толчок развитию этого принципа был дан авиньонскими папами, которые стремились еще более расширить его целым рядом своих заявлений. К тридцатым годам XIV века фактически каждая церковная должность была зарезервирована за папским престолом. Одним из таких папских декретов (изданным в 1335 году Бенедиктом XII) все «патриаршие, архиепископские и епископские церкви, все монастыри, приорства, достоинства, приходы и должности, все каноникаты, пребенды, храмы и иные церковные бенефиции… будь они светские или духовные – любого вида, вакантные или которые в будущем могут стать вакантными», закреплялись исключительно за папой и находились в его распоряжении 819 . Светские власти в большинстве своем не особенно возражали или сопротивлялись очевидному расширению папских привилегий, ибо фактически, конкретные кандидаты по–прежнему нередко выдвигались светскими властями. Единственное отличие состояло в том, что к XIV столетию необходимо было получить утверждение кандидатуры папой и заплатить за него. Кроме того, местные власти не особенно беспокоились по этому поводу, поскольку в конечном счете могли разделить с папой денежное вознаграждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010