страны. В XIV в. появляются стационарные литейные мастерские. Тогда же мастера-литейщики получали заказы на изготовление не только К., но и пушек, т. к. технологии литья тех и других были схожи. Эволюцию формы европ. литого К. можно разделить на 4 пересекающихся во времени этапа. 1) До нач. XIII в. была распространена чашеобразная округлая форма с равномерной толщиной стенок. Примером этого вида является К. из тосканского г. Канино (VIII-IX вв.), хранящийся в рим. Латеранском музее (см.: Rossi. 1890; Lehr. 1981). Для укрепления боевой части К. с X в. на нее снаружи стали накладывать металлический обруч. 2) С XI до сер. XIII в. бытовала форма К., близкая к цилиндрической («улей»), с толстыми отвесными стенками, лишь немного расходящимися и утолщающимися книзу. Этот вид К. и технологию литья при помощи формы, наращиваемой на горизонтальный деревянный шпиндель, описал монах-бенедиктинец Феофил Пресвитер (возможно, греч. происхождения) в трактате «Записки о разных искусствах» (ок. 1125). 3) В кон. XII - нач. XIII в. была разработана форма К., приближенная к конусу, с вогнутой для улучшения акустических свойств талией («сахарная голова»); верх К. сохранял форму чаши или улья; обруч, укрепляющий губу, стал частью отливаемого К., что увеличило резонанс его звучания. Горизонтальный шпиндель как основа для литейной формы был заменен вертикальным; усовершенствованная технология изготовления К. впервые описана итал. литейщиком В. Бирингуччо в кн. «Пиротехния» (1540). 4) В кон. XIII - 1-й пол. XIV в. появилась форма совр. европ. К., промежуточная между «ульем» и «сахарной головой», с более короткой по сравнению со 2-м видом талией. Звон этого К. стал богаче и звучнее. В сер. XV в. в Нидерландах пропорции К. были усовершенствованы с целью обеспечить октавные соотношения между основным тоном и главными обертонами: звуковой пояс был постепенно заужен в верхней части; голова приобрела плоскую верхушку и плечи, а его высота была уменьшена до размера максимального диаметра. Точное повторение удачных экземпляров К. стало возможным благодаря использованию шаблона их профиля. В 1642-1680 гг. в Нидерландах братья Ф. и П. Хемони выработали форму, профиль и пропорции К., необходимые для их точной звуковысотной настройки.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

472 Бенедикт XIV (1675–1758) – папа римский с 1740 г. В миру – Просперо Ламбертини. Происходил из старинного дворянского рода. Получил гуманитарное образование, является автором трудов по каноническому праву, в том числе «О беатификации и канонизации слуг божьих» (1734). Известен определенной терпимостью к процессам, происходившим в общественной жизни в эпоху Просвещения. Ш. Монтескье назвал его «папой ученых». Находясь в дружественном общении с просветителями, развивал науки в Риме. Им основаны папские литургическая и археологическая академии, кафедры точных и естественных наук в университете, в том числе для профессоров-женщин. Он оказывал помощь ряду художников и ученых (напр., А. Муратори). При известной терпимости к проявлениям инакомыслия – янсенизму, протестантизму, просветительской литературе, его понтификат отмечен и репрессивными мерами: в 1751 г. опубликована булла антимасонского содержания, в 1753 г. осуждены труды Вольтера. Подписанные Бенедиктом XIV конкордаты с рядом европейских государств (Испанией, Португалией, Савойей, Неаполем) отразили уменьшение влияния пап на политику национальных Церквей. 473 Лев Х (1475–1521) – папа римский с 1513 г. В миру Джованни Медичи, сын правителя Флоренции Лоренцо Великолепного. Кардинал с 1489 г. В 1511 г. легат в Болонье. В основе его политики лежало стремление упрочить влияние семьи Медичи. Расточительность Льва X привела к финансовому краху, который он пытался преодолеть широкой продажей индульгенций, что вызвало особое недовольство в Германии и спровоцировало выступление М. Лютера. В 1520 г. Лев Х отлучил Лютера от Церкви. В 1516 г. заключил конкордат с Франциском I, что расширило права короля над французской церковью. Лев Х прославился как меценат. Климент VII (1478–1534) – папа римский с 1523 г. В миру Джулио Медичи, двоюродный брат Льва X. С 1513 г. архиепископ Флоренции и кардинал. Пытался лавировать между французским королем Франциском и императором Карлом V, боровшимся за господство в Италии. Климент VII создал с Францией в 1526 г. Коньякскую лигу, но в 1527 г. заключил мир с императором, войска которого, выйдя из повиновения, разграбили в мае 1527 г. Рим. Папа попал в плен и в ноябре заключил новый мир. С помощью императора в 1530 г. во Флоренции была восстановлена власть изгнанных в 1527 г. Медичи. Нерешительная политика Климента VII способствовала распространению Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

4 Теория «заместительного страдания» была наиболее широко разработана Ансельмом Кентерберийским в его труде «Почему Бог стал человеком?» и оказала глубокое влияние на средневековую сотериологию. 5 Это почитание было введено и распространено францисканцами начиная с XIV века. Его форма была утверждена папами Климентом XII и Бенедиктом XIV и в 1792 году распространена последним во всей Католической церкви. 6 Надо отметить, что в Православной Церкви она всегда имела определенные границы. Страсти Христа можно найти только в форме фресок в некоторых церквях в рамках иконографической «программы», посвященной сценам из жизни Христа. 7 См., например, знаменитую книгу Фомы Кемпийского «О подражании Христу» (в частности, II, 12), которая оказала огромное влияние на благочестие христиан на Западе. В духовной традиции Православной Церкви также присутствует в некоторой мере идея подражания Христу, но она, как правило, принимает форму подражания добродетелям Христа. 8 Это течение, которое получило свое развитие в XVII-XIX веках на Западе, существует еще и до наших дней в некоторых традиционалистских католических движениях, таких, например, как «Opus Dei». Оно повлияло и на некоторых авторов в православных странах, в частности в России, Румынии и Греции, которые в тот же период попали под сильное католическое влияние. 9 Критический анализ этого неизвестного в Православной Церкви феномена можно найти в работах митр. Антония (Блюма) и архиеп. Василия (Кривошеина) : Antoine (Bloom), archevêque. Les stigmates//Messager de l’Exarchat du Patriarche russe en Europe occidentale, 44.1963. P. 192–203; Basile (Krivochéine), archevêque.Quelques mots supplémentaires sur les stigmates//Ibid. P. 203–205. Согласно этим двум авторам, речь идет о феномене не харизматическом, а психосоматическом, связанном с воображательной медитацией, как правило, имеющей своей основой «реалистичное» представление распятого Христа. 11 Разумеется, стремление к удовольствию присуще природе падшего человека и как таковое оно присутствует у всех людей всех эпох. Но в нашу эпоху оно приняло форму социальной экзальтации и коллективного культа под влиянием общества потребления и его экономических субъектов в погоне за прибылью. Методы, которые в наши дни употребляет реклама, являются лучшим тому подтверждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Католич. св. Доменик де Гусман. Роспись базилики Сан-Доминико в Болонье. XIV в. Католич. св. Доменик де Гусман. Роспись базилики Сан-Доминико в Болонье. XIV в. Появление нищенствующих орденов было, с одной стороны, тесно связано с личностями их основателей, но при этом стало формой, с помощью к-рой церковные власти смогли сохранить мирянские движения в лоне Церкви. Первые последователи св. Франциска Ассизского, организуясь в общины (см. в ст. Конвент ), вели странствующий образ жизни и отказывались от строительства монастырей. Движение изначально носило миссионерский характер. Поскольку 13-й канон IV Латеранского Собора запрещал основывать орден с новым уставом и требовал выбирать из уже существующих, устав францисканцев был утвержден только со 2-й попытки благодаря поддержке кард. Уголино ди Сеньи (папы Григория IX). Еще при св. Франциске внутри движения наметились 2 течения - конвентуалов и спиритуалов, различавшихся во взглядах на собственность: одни считали, что орден должен жить исключительно на подаяние, др.- что при запрете личной собственности для всех членов у ордена может быть корпоративная собственность. Жен. ветвь ордена, основание которой связано с Кларой Ассизской , долгое время жила по «Уставу св. Бенедикта». Правила, составленные св. Кларой, были утверждены папой только накануне ее кончины, тем не менее до XV в. клариссы жили по разным уставам. Различие в положении 2 ветвей францисканцев объяснялось тем, что женщины не могли вести странствующий образ жизни и жить на подаяние. Булла Бонифация VIII «Periculoso et detestabili» (1298) обязывала все женские общины пребывать в затворе в монастырях. Особенностью всех нищенствующих орденов стало появление в их составе терциариев (3-й ветви) - мирян, разделявших идеалы ордена, но продолжавших жить в своих семьях. При жизни св. Франциска появились т. н. братья и сестры покаяния, или пенитенты. Нищенствующий орден «братьев проповедников» был основан св. Домиником де Гусманом для борьбы с альбигойцами . Поскольку сам Доминик изначально принадлежал к регулярным каноникам, для новой конгрегации он избрал «Устав блж. Августина», дополненный конституциями премонстрантов. Доминиканцы сразу сделали акцент не только на проповеди, но и на развитии образования, создав свою структуру учебных заведений (от начальных до высших). Ради получения образования доминиканцам было разрешено сокращать суточный круг богослужения, посты и свободно перемещаться, не пребывая в одном мон-ре. Каждому члену ордена полагалась отдельная келья для ученых занятий. Доминиканцы становились штатными проповедниками при соборных и приходских храмах в соответствии с 11-м каноном IV Латеранского Собора, часто были духовниками (в т. ч. в жен. обителях), а также инквизиторами (см. в ст. Инквизиция ).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

В 1653 г. появился последний новый орден с торжественными обетами (он же первый в Америке (в Гватемале)) - Вифлеемские братья ( вифлеемиты ). Он получил привилегии нищенствующего ордена с «Уставом блж. Августина». Во Франции, где мон-ри сильно пострадали в ходе религиозных войн (1562-1598), кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье попытался реформировать и объединить все бенедиктинские конгрегации под своей властью. За возрождение бенедиктинского устава активно выступали члены Конгрегации святых Витона и Хидульфа (ваннисты), находившейся в Лотарингии. Поскольку им трудно было взаимодействовать с франц. аббатствами, было принято решение о создании независимой франц. конгрегации мавристов , которые стали основным двигателем реформы, особенно после объединения с Клюнийской конгрегацией. Мавристы стали также оплотом ученого М. в Европе. Реформу цистерцианского ордена, внутри к-рого возникло разделение на традиционалистов и абстинентов (обсервантов), пытался провести апостольский визитатор кард. Ф. де Ларошфуко, противостоявший политике Ришелье (см. в ст. Клерво ). Поскольку в конечном счете победили традиционалисты, обсерванты, во главе к-рых встал аббат А. Ж. Ле Ботилье де Рансе, создали отдельную конгрегацию траппистов , в кон. XIX в. преобразованную в орден цистерцианцев строгой обсервации (т. е. строгого соблюдения устава). В 1732 г. Альфонсо Мария ди Лигуори была создана миссионерская конгрегация редемптористов (Св. Искупителя), основной целью к-рой было служение бедным. В 1749 г. в булле «Quamvis justo» папы Бенедикта XIV впервые официально было признано существование жен. общин апостольской жизни, отличных от монашеских (их члены не приносили торжественных обетов и не обязаны были пребывать в затворе), хотя папского одобрения они не получили. Во 2-й пол. XVIII в. положение мон-рей в Европе ухудшилось. Массовое закрытие мон-рей и конфискация монастырской собственности происходили в Баварии при курфюрсте Максимилиане III (1745-1777). В оставшиеся монастыри было запрещено принимать новициев. В Австрии имп. Иосиф II (1765-1790) также провел секуляризацию и запретил преподавать богословие в монастырях. Во мн. регионах Европы была прекращена деятельность иезуитов, а сам орден в 1773 г. распущен папой Климентом XIV.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАРЕР [нем. Blarer, Blaurer] Амброзиус (4.04.1492, Констанц - 6.12.1564, Винтертур, кантон Цюрих), церковный проповедник и деятель Реформации в Германии и Швейцарии. Принадлежал к весьма влиятельному патрицианскому роду, известному в г. Констанце с XIV в. Его брат Томас был одним из ведущих политиков города. В 1505-1513 гг. Б. учился в ун-те Тюбингена, где близко познакомился с юным Ф. Меланхтоном . Став в Констанце монахом-бенедиктинцем (1515), Б. к 1520 г. был уже приором мон-ря, но под влиянием сочинений М. Лютера в том же году вышел из мон-ря и, став церковным проповедником (1525), сыграл важную роль в утверждении в городе Реформации (1531). Он успешно полемизировал с католиками и пропагандировал протестантизм по Цюрихскому образцу, хотя ряд догматических положений У. Цвингли он не разделял. В 1528-1540 гг. Б. оказывал помощь в проведении Реформации швабским имперским городам Ульму, Эслингену, Меммингену, Исни, а также коммунам Вост. Швейцарии. Цвинглианские элементы Реформации, к-рые он пытался утвердить в 1538 г. в Аугсбурге, продержались недолго и постепенно были вытеснены лютеранством. Важную роль Б. сыграл в 1534-1538 гг. в Вюртемберге, где способствовал росту евангелической Церкви своим стремлением согласовать позиции последователей Лютера и Цвингли, воздействуя на новые порядки литургии, дисциплины брака, благотворительности, визитаций. Поражение протестантов в Шмалькальденской войне с имп. Карлом V привело к оккупации Констанца имп. войсками в окт. 1545 г. ивынужденномупереселениюБ. в Швейцарию (1548). Лишь в 1551-1559 гг. он снова стал выполнять обязанности пастора в подчиненном Берну г. Биль. Несмотря на переписку с Г. Буллингером, Г. Фарелем, Ж. Кальвином и др. видными деятелями Реформации, его влияние на церковную жизнь ограничивалось местными рамками. Сочинения Б., в к-рых заметно влияние крупных реформаторов, в частности М. Буцера, не внесли существенно нового вклада в теологическую проблематику. Они отличаются пастырским и полемическим содержанием, достоинствами выразительного и богатого языка. Б. оставил ряд духовных песнопений, к-рые имели широкое распространение, тем более что Цвингли, идеи к-рого пользовались в Вост. Германии большим влиянием, не проявлял внимания к этому вопросу.

http://pravenc.ru/text/149377.html

196. КЛИМЕНТ VI. 1342—1352. Пьер Роже де Бофор. Родился в замке Момон (возле Лиможа, Франция) в дворянской семье. Вступил в орден бенедиктинцев. Занимал должность архиепископа Руана, получил кардинальскую шапку. Был всесторонне образован, обладал прекрасными манерами и незаурядными дипломатическими способностями. После смерти Людвига Баварского признал избрание германским королем Карла IV. В 1347 г. Климент VI откупил Авиньон вместе с прилегавшими к нему имениями за 80 тысяч золотых флоринов у его владелицы Иоанны I, графини Прованса и Неаполя, и одновременно обеспечил молодой правительнице дорогу к неаполитанской королевской короне. Таким образом папа намеревался закрепить южные границы папского государства. Горячка, которая охватила многие города Италии, добивавшиеся независимости и республиканского устройства, коснулась также и папского Рима. В 1342 г. новоизбранного папу Климента VI приветствовал в Авиньоне от имени города Рима молодой Кола ди Риенцо, сын хозяина постоялого двора, талантливый оратор. Папа назначил его городским нотариусом Рима. Тремя годами позднее ди Риенцо стал вождем римского народного восстания и мечтал о возвращении Риму былого блеска. Его безграничное честолюбие вызвало в конце концов недовольство народа, который вынудил своего трибуна покинуть город. Климент VI, располагавший огромными доходами, оказался щедрым меценатом для людей искусства и писателей. В Авиньоне чувствовалось свежее дуновение нарождавшегося Ренессанса. Папа отдал Петрарке доходы канониката в Пизе и поручил ему собирание произведений классиков для папской библиотеки. Благодаря щедрости папы развивалось творчество выдающегося художника Симоне Мартини (1284 — 1344) — предтечи Возрождения. В Риме Климент VI организовал изучение классических языков: греческого и цицероновской латыни. В Авиньоне он созвал комиссию ученых-астрономов, которые были призваны провести коррекцию действующего юлианского календаря, введенного в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем. Мерам папы по преобразованию Авиньона в столицу культуры, искусства и науки помешала занесенная с Востока «черная смерть» — чума, которая в середине XIV в. собрала ужасающий урожай. Вследствие эпидемии и вызванного ею голода погибла треть населения Европы. «Черная смерть» не обошла и Авиньон. Папа и курия закрылись во дворце. Одним из следствий эпидемии было усиление религиозных движений мистико-фанатического характера. Одни призывали к погромам еврейского населения, которое обвинялось в насылании заразы. Другие, так называемые бичующиеся, проводили публичные покаяния в форме паломничества и процессий полуобнаженных бичующих друг друга людей. Буллы Климента VI решительно осуждали обе практики и обязывали духовенство брать евреев под защиту. Однако не везде это распоряжение выполнялось духовенством и церковными иерархами. В 1350 г. в Авиньоне был торжественно отмечен очередной юбилей рождества Христова.

http://sedmitza.ru/lib/text/442499/

Енё Гергей Путь пап от Авиньона до Констанца. Папство в период позднего средневековья (XIV–XV вв.) В связи с разложением средневекового общества папству пришлось отказаться от политического и идеологического универсализма над христианским миром. В рамках развивавшихся сословных монархий родился носитель национальной идеи – буржуазия, экономическое развитие которой дало о себе знать во всем обществе, а также в сфере идеологии и общественного сознания. На заре новой эпохи папство, находившееся в подчинении у французской политики, также обуржуазивается. Григорианское папство реализовывало внутрицерковный абсолютизм путем подчинения себе светской власти. Авиньонские же папы 1305–1377 годов соединили идею папства-чиновника с папством-банкиром. Источником их светской власти станет не политическая, а экономико-финансовая деятельность, которая не знает ни государственных, ни даже идейно-идеологических границ, ни тем паче религиозно-моральных препон. После Авиньона, означавшего не плен, а защиту, папство, вовсе не желающее порвать с эпохой средневековья, теряет свой универсальный характер и внутри церкви, более того – свою абсолютную власть. Папа как церковный монарх вынужден действовать в соответствии с законами сословного общества, подобно светским правителям. Возможность временно осуществить внутрицерковную сословность предоставил Великий западный церковный раскол, когда в духе конциляризма, возникшего из соединения народовластия и принципа сословности, собрание вселенской церкви было поставлено над папой. Авиньонские папы на службе французского короля После смерти Бонифация VIII в Риме вновь вспыхнула борьба между семействами Орсини и Колонна. Новый папа Бенедикт XI (1303–1304), бывший до восшествия на престол доминиканским монахом, не смог сохранить равновесие в условиях борьбы различных интересов. Он снял с Филиппа IV анафему и окончательно примкнул к Франции. Римляне, по всей вероятности, были не в восторге от нового поворота и, подстрекаемые Орсини, изгнали папу, который перенес свою резиденцию в Перуджу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Требование индекса заключается в том, чтобы книгу, подвергшуюся запрещению, ни один католик не имел права ни читать, ни держать у себя, ни перепечатывать, под опасением отлучения; а если у какого католика уже находится запрещенная книга, то он обязуется доставить ее или местному епископу, или инквизиции, – последняя должна такие книги сжигать. Папа Бенедикт XIV в середине XVIII в. особой буллой определил порядок, как должна вестись процедура рассмотрения книги, подлежащей запрещению. Этот, впрочем, не новый порядок в общем сохраняется до настоящего времени. Вот этот порядок: если известная книга обратила на себя внимание вредным содержанием (с папистической точки зрения), то она вручается особому цензору в Риме, называемому квалификатором или консультантом; этот изготовляет письменный отзыв о книге с указанием мест в ней, заключающих заблуждения. Книга с отзывом посылается прочим консультантам, заведующим делом рассмотрения опасных книг, и затем все эти консультанты собираются на заседание в понедельник и составляют определенное решение. Это решение вместе с книгой посылается кардиналам, которые, в свою очередь, в среду в заседании постановляют определение о книге. Это есть заседание индекс-конгрегации. Наконец, все акты представляются папе, и от него дело получает окончательное решение. Если книга принадлежит католическому писателю, то недостаточно того, чтобы о ней сделал отзыв один консультант: если первый консультант выскажется за осуждение книги и прочие консультанты согласятся с ним, то книга с отзывом, без упоминания имени составителя отзыва, передается еще другому цензору, по определению конгрегации. Если второй консультант выразит согласие с отзывом первого, в таком случае оба мнения посылаются кардиналам. А если второй консультант выскажет мнение, что книгу запрещать не должно, то назначается третий цензор книги, которому сообщаются оба отзыва, не упоминая имен их составителей. Если этот новый цензор соглашается с мнением первого консультанта, то дело переходит на рассмотрение кардиналов, а как скоро он соглашается со вторым консультантом, тогда дело рассмотрения поручается еще четвертому консультанту, и книга с этими отзывами переходит в руки кардиналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ж. де Карвалью-и-Мелу, маркиз ди Помбал, воспользовавшись вакантностью Папского престола после смерти папы Бенедикта XIV, объявил о конфискации имущества ордена в Португалии и ее колониальных владениях из-за неповиновения португ. и испан. властям, оказанного иезуитами при ликвидации их индейских редукций в Парагвае (т. н. Гуаранийская война; см. ст. Иезуиты ). Под предлогом инквизиционного расследования, проведенного по этому поводу близким к премьер-министру кард. Франсишку ди Салданьей да Гамой, Помбал также запретил иезуитам заниматься проповеднической деятельностью и закрыл иезуитские коллегии. К. попытался добиться отмены принятых решений, для чего поручил папскому нунцию в Лиссабоне архиеп. Филиппо Аччайоли провести переговоры с королевским двором, но в сент. 1758 г. состоялось покушение на португ. кор. Жозе I, соучастниками к-рого были объявлены некоторые иезуиты. В связи с их арестом и предстоящим судом 22 февр. 1759 г. К. направил королю послание, в котором указал на судебный иммунитет клириков, однако в апр. того же года получил ответ кор. Жозе I, где утверждалось, что преступления против короля должен рассматривать светский суд, а также сообщалось о намерении изгнать орден иезуитов из португ. владений. Длительные переговоры с Папским престолом, предлагавшим различные уступки (суд над замешанными в заговоре представителями ордена в обмен на отказ от изгнания иезуитов), не увенчались успехом. 31 июля 1759 г. 3 иезуита, обвиненные в заговоре против короля, были приговорены к смерти. В авг. того же года Помбал подготовил королевский эдикт, запрещавший всякую деятельность иезуитов в Португалии и ее владениях. В сент. и окт. большинство иезуитов было выслано на кораблях в Папское гос-во, оставшиеся заключены в тюрьму. Отказ К. признать действия португ. правительства привел к высылке папского нунция из Лиссабона (15 июня 1760), а также к полному разрыву отношений Португалии с Папским престолом, включая отказ от торговли с папскими владениями. В ответ из Рима был выслан посол португальского короля (7 июля 1760).

http://pravenc.ru/text/1841405.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010