П.Г. Проценко Биография  епископа   Варнавы (Беляева) Содержание Предисловие Глава 1. От детства к юности. Родина Родители епископа и его рождение Сельская школа Предзнаменование Под сенью родительского дома Крестный Гимназия Неожиданный выбор будущего пути Встреча со старцем Глава 2. Годы «внешней» учебы и внутреннего искуса Студент Обретение старца. О. Алексей Зосимовский Студенческое братство «Схолия» Паломничество в Святую Землю накануне историческаго обвала Защита диссертации и окончание «внешней» учебы Педагогическая деятельность под гул приближающейся катастрофы Глава 3. Революция. 1917–1920 Поиск спасения «Миротворец». Начало катастрофы в Церкви Благодатные встречи и знамения Глава 4. На епископской кафедре. 1920–1922 Хиротония и первые опыты пастырского врачевания душ Собирание паствы Первые нестроения. Столкновение с главой епархии «Отпуск» Погружение в пастырскую работу. «Окормления» Буря гонений, обрушившаяся на Церковь Глава 5 Уход. Июль-декабрь 1922–1933 Принятие юродства Затвор, или оазис в пустыне Дом как последнее убежище Жизнь в затворе и творчество Основы искусства... жизни Дом и община На краю мира Пустыня каменная – Москва Глава 6. Арест. Лагерь. Сибирь. 1933–1948 Суд кесаря Передача Концлагерь (или откуда начинается рай?) «Трифон едет!» Непрозрачный обитатель г. Томска Глава 7  В русском Иерусалиме. 1948–1963 Дом обетованный Старчество владыки Старческая педагогика Постоянное молитвенное усилие Отношение к мирским делам и заботам Отношение к казенной работе Внутреннее и внешнее в духовной практике Россия «Дяди Коли» Малая Церковь Тупики одиночества Глава 8 Последний этап. 1963 Последний этап     Биографическое исследование посвящено необычной судьбе епископа, юродивого, автора аскетических и агиографических произведений, деятеля церковного Сопротивления в Советской России Варнавы (Беляева) 1887–1963). По излюбленной дороге русских странников – ведущей в Небесный Иерусалим – однажды отправился и гимназист Николай Беляев , будущий епископ Варнава (1887–1963). Странствие его длилось более полувека. Епископ Варнава принадлежал к тому поколению молодых церковных деятелей России, которое вступило в пору своего расцвета накануне революции и было почти полностью уничтожено. Епископу одному из немногих – выпало уцелеть и физически, и духовно. Описанию его жизненного пути – Христа ради юродивого и подпольного писателя, аскета и старца, летописца и «светописца» эпохи – посвящена эта книга. На ее страницах появляются Патриарх Тихон, старцы Зосимовской пустыни, священник П. Флоренский и философ А. Лосев , писатель Б. Садовской и другие известные люди, с которыми пересеклась судьба епископа. Книга обращена к широким читательским кругам, заинтересованным в узнавании правды о истории своей родины и о судьбах Русской Православной Церкви в период гонений на веру. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

ДА – Духовная Академия ДС – Духовная Семинария ЖМП – Журнал Московской Патриархии ЛДАиС – Ленинградская Духовная Академия и Семинария МГУ – Московский Государственный университет МДАиС – Московская Духовная Академия и Семинария МП – Московская Патриархия ОВЦС – Отдел внешних церковных сношений РПЦ – Русская Православная Церковь СПбДА – Санкт-Петербургская Духовная Академия ТСЛ – Троице-Сергиева Лавра 251 Нилус Сергей Александрович (1862–1929), духовный писатель. Окончил юридический факультет Московского университета, служил следователем на Кавказе. Выйдя в отставку, пережил глубокую личную драму, вследствие чего обратился ко Христу. В 1907–1912 по приглашению Оптинских старцев жил у стен монастыря, собирая материалы об истории обители. Дважды был арестован (1924 и 1927). Автор книг: «Великое в малом», «Святыня под спудом», «Близ есть, при дверех», «Сила Божия и немощь человеческая», «На берегу Божьей реки». 253 См.: Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит. Указание пути в Царствие Небесное: Беседа Высокопреосвященного Иннокентия, бывшего С [еверо]-Американского и Алеутского, потом митрополита Московского и Коломенского. [Загорск], 1990. (Репр.). 63 с.: ил. 254 Варсонофий (Плиханков ; 1845–1913; память 1/14 апреля, 11/24 октября), преподобный старец Оптинский, схиархимандрит. В миру служил полковником. Поступил в Оптину в 1891 по благословению преподобного Амвросия. Ученик преподобного Анатолия (Зерцалова) , затем обращался к преподобному Нектарию. Духовный наставник преподобного Никона (Беляева) , старца Оптинского. В 1912 был назначен настоятелем Старо-Голутвина подмосковного монастыря с возведением в сан архимандрита, где и скончался. О нем см.: Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина пустынь, 1995. 463 с. (Преподобные Старцы Оптинские). 255 Варнава (Николай Николаевич Беляев; 1887–1963), епископ Васильсурский. Родился в Москве. В 1911 поступил в МДАи принял монашеский постриг. В 1915 иеромонах Варнава направлен преподавателем в Нижегородскую ДС. В 1920 архимандрит Варнава посвящен в епископа Васильсурского (Печерского), викария Нижегородской епархии. В 1922 правящий Нижегородский архиерей перешел к обновленцам, а епископ Варнава удаляется на покой, в затвор, и принимает подвиг юродства, занимаясь писательскими трудами. В 1933 арестован, в 1936 освобожден. До 1949 проживал в Томске, остальное время в Киеве, где скончался и был погребен.В 1908 году Николай Беляев посещает Оптину пустынь, где желает остаться у преподобного Варсонофия. В это время у Старца был другой послушник Николай Беляев (1888–1931) – будущий преподобный Никон Оптинский исповедник. Николая Беляева-старшего в Скит не приняли.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Для того, чтобы должным образом оценить нагромождение о. Всеволодом вкупе с С. Бычковым целой горы натяжек, подмен и прямой фальсификации, рекомендуем нашим читателям обратиться к двухтомнику «Неизвестный Нилус» (М. «Православный Паломник». 1995), где можно получить информацию, исходящую не из домыслов, а из архивных документов. В высшей степени замечателен в этой связи выход недавно в свет и первого тома «Основ искусства святости» (Нижний Новгород. 1995) епископа Варнавы (Беляева , 12.5.1887 † 6.5.1963). В этом известном труде Владыка подробно разбирает «чудную повесть» (так он называет «Беседу»): «...Особенно проста, наглядна, душеспасительна, благоуханна знаменитая беседа по этому же вопросу другого невествоводителя спасающихся душ, родного нам по крови и чуть ли не современника – духоносного аввы Серафима, Саровского чудотворца. Эти духовные маргариты перешли к нам в наследство благодаря записи их Николаем Александровичем Мотовиловым, «служкой Серафимовым», как он сам любил называть себя. Все в них драгоценно, важно, отлично, ничего бы не хотелось опускать» (с. 21). «Все, описываемое Мотовиловым, – пишет он далее, – воспринималось им ясно, в твердой памяти и здравом рассудке и, следовательно, даже с научно-психологической точки зрения, является достоверным фактом» (с. 351–352). Текст «Беседы» епископом Варнавой самым тщательным образом был поверен Священным Писанием: «К текстам Священного Писания, отмеченным в рукописи Мотовилова кавычками, подставлены цитаты из Библии мною; также мною подчеркнуты слова Писания, употребленные преп. Серафимом в беседе, но не отмеченные в рукописи как таковые. К ним также я подготовил цитаты из Библии» (с. 351; текст комментированной «Беседы» – с. 21–27). Быть может, все сказанное заставит предприимчивого Бычкова отказаться от намеченных им новых прискорбных шагов, заявленных им все в том же предисловии: «К разбору «Беседы» отец Всеволод так и не успел приступить. Во французском издании опубликованы несколько страниц – первый приступ к теме. В настоящем издании мы опускаем их, поскольку надеемся в ближайшее время опубликовать подлинник «Беседы». Лишь после публикации документа многие спорные проблемы обретут ясность» (с. 9). взаимопонимание, разумеется, вовсе не случайно. И дело не в том, что книга католика, ставящая под сомнение почти все сказанное преп. Серафимом Саровским , продается и широко рекомендуется для чтения в «православном храме» одного из неообновленцев. Дело в самом духе. О. Георгий, например, пишет: «Меня шокировала – я этого не скрываю – культурно упрощенная форма беседы преподобного Серафима с Мотовиловым. Речь часто некультурная, некрасивая…» («Новая Европа», 1993. С.72).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 28 Листра – город в Ликаонии, древней стране в Малой Азии, к югу от центральной пустыни, на территории современной Турции. Город трижды посещался апостолом Павлом. 29 Литературный персонаж из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», входящей в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Солоха – мать Вакулы, ведьма. К ней с откровенными заигрываниями приходили и сельский голова, и дьяк, и Чуб – отец Оксаны, и сам черт. 32 Инвектива (от лат. invectivus – бранный, ругательный) (книжн.) – гневное выступление против чего-нибудь или кого-нибудь, оскорбительное выражение, брань, выпад. А также форма литературного произведения, одна из форм памфлета, осмеивающего или обличающего реальное явление, лицо или группу. 33 Архимандрит Киприан (в миру Константин Эдуардович Керн; 1899, Тула –1960, Париж) – православный священнослужитель (в юрисдикции Русской православной церкви за границей, затем Константинопольского патриархата), богослов, церковный историк. 34 Проценко Павел Григорьевич, составитель и комментатор трудов епископа Варнавы (Беляева ; 1887–1963), в частности «Основ искусства святости» в пяти томах (1995–2001). Автор книги-биографии еп. Варнавы «В Небесный Иерусалим: История одного побега», повести «Цветочница Марфа» (о судьбе русской крестьянки, погибшей в сталинском концлагере) и других. Составитель сборника «Мироносицы в эпоху ГУЛАГа» (2005). 38 Чернобыль, или чернобыльник – трава, разновидность полыни. Название города Чернобыль, где произошла страшная катастрофа на АЭС, происходит от названия травы чернобыльник. 42 Сатира как литературный жанр возникла в древней римской литературе. Это поэтическое произведение, в котором более или менее резко осуждаются и негодующее изображаются свойства и качества отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. 43 Памфлет (от англ. pamphlet) – разновидность литературного или публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ансамбль Троице Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития. В работе И. В. Трофимова принимал большое участие отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления. Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих покоев, частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращённым из небытия (однако разборка трапезной XVII—XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона. После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно с А. Г. Устиновым предложивший комплексный проект реставрации ансамбля лавры. В ходе реставрации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация продолжалась и в 1970-е годы — ряд объектов был воссоздан под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

Выйдя на свободу в 1936 году еп. Варнава поселился вместе с Верой Ловзанской в Томске. Владыка много молился о том, чтобы Бог открыл ему, как жить дальше. И когда Вера Васильевна неожиданно от отца из Москвы получила письмо, в котором тот приглашал ее приехать, еп. Варнава решил, что надо воспользоваться этим. И в 1948 году они вдвоем поехали в Москву к Ловзанским и поселились у них. Но отцу Веры Васильевны не нравилось, что епископ проживает на иждивении дочери. К этому прибавилось еще и то, что ее мачеха, проживавшая с ними, со временем сделалась буйной психически больной. Поэтому им пришлось опять искать, куда переехать 43 . И дядя Коля (так некоторые называли еп. Варнаву) решил ехать в Киев, так как там было много верующих. В этот древний город они приехали 24.09.1948. После скитаний по разным углам им удалось снять в тихом месте пристройку к дому. Вера Васильевна работала и делала все по хозяйству. Жить они старались тихо, на службы ходили по разным церквям и монастырям, иногда епископ служил дома молебны, панихиды, на Пасху – заутреню, освящал куличи. Литургию, по-видимому, он не служил (если бы он служил литургию, то наверняка причащал бы и Веру Васильевну, а этого не было) 44 . Но есть свидетельство, что, по крайней мере, один раз его причащал лаврский старец схиархим. Прохор (Дубровский) 45 . Также он окормлял некоторое количество верующих. В 50-х годах у владыки начались проблемы со здоровьем, которые со временем становились все больше и больше, близилась смерть. За сорок дней до преставления он перестал читать и писать труды, стал готовиться к отходу в жизнь вечную. 6 мая 1963 года его земная жизнь прекратилась. Отпевал его священник Русской Православной Церкви Алексий Глаголев. Погребен он был в Киеве на Байковом кладбище 46 . В отношении статуса еп. Варнавы отметим, что епископского сана с него никто не снимал и не запрещал в служении, но он был выведен за штат. Отсутствуют также достоверные данные о его участии после ухода с кафедры в 1922 году в каких-либо раскольничьих организациях или соборах. В частности, об этом ничего не было известно его келейнице ин. Серафиме. Более того, многочисленные данные говорят, что он до конца жизни считал себя православным и принадлежащим к Православной Церкви 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В частности, изучать Киев, этот «русский Иерусалим» (по известному определению поэта), в его современных ракурсах. Здесь и умер 6 мая 1963 года. Если от 1940-х годов сохранились его разрозненные заметки и подробный, начиная с 1945 года, «Фотодневник», то с октября 1950-го начинают заполняться убористым почерком записные книжки. Всего появилось на свет 16 самодельных, сшитых собственноручно тетрадок размером с широкую ладонь. Они были заранее пронумерованы, но заполнялись вразброд 9 , постепенно разбухая, наполняемые не только новыми параграфами, но и подклеенными к ним материалами (газетные и книжные вырезки, фотоснимки, рисунки, чертежи, диаграммы, отрывки писем). Завершаются они июлем 1955-го. Однако тогда же фактически продолжились под другим названием – «Мелкий бисер» (далее – МБ), окончательно оборвавшись только в начале 1960-х. Миру – мир После победы над фашизмом в мире развернулась – с лета 1947-го – новая, «холодная», война между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Красная Армия, занявшая пол-Европы, натолкнулась на технологическое превосходство западного лидера – США, взорвавших (6 и 9 августа 1945 г.) ядерные бомбы в Хиросиме и Нагасаки. Американское атомное оружие спутало стратегические планы Сталина, грезившего о кардинальной переделке политической карты планеты. Англо-американские союзники хотели видеть СССР в новом послевоенном мире равноправным и сильным партнером. Однако советские экспансионистские планы очень скоро зародили у них сомнение в надежности договорных отношений с Кремлем и постепенно заставили искать противоядие в повсеместном военно-политическом противодействии советской угрозе («доктрина Трумэна»). Некоторое время Сталин надеялся-на возможность использования материальной помощи Запада, не подчиняясь при этом международным правилам и продолжая свою большую стратегическую игру по всему миру. Надо отдать должное генералиссимусу, технологиям военнопромышленным он противопоставил старое советское ноу-хау – агрессивную разведывательную стратегию и тактику, нажим по всему миру бойцов невидимого фронта и их многочисленных ставленников в западных демократиях. Это позволило СССР, в условиях значительного военно-технического и экономического отставания, повести наступательные операции далеко за пределами своих традиционных сфер влияния и, легко нарушая договоренности с союзниками, добиться значительных политических побед. СССР форсировал процессы распада колониального мира (подчиняя освобождавшиеся страны своему влиянию), ослабления бывших великих европейских держав (Великобритании, Франции), усиливая свои позиции на Балканах, в центре и на юго-востоке Европы, в Юго-Восточной Азии. В 1946–1948 над Грецией (где шла настоящая гражданская война), Турцией и Ираном нависла угроза советизации. С помощью великого северного соседа континентальный Китай стал окончательно «красным» (январь 1949 г.), сразу же создав угрозу западным интересам в Азии, подминая под свое влияние соседние страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

2417 . Deichmann F. W. Einfuhrung in die christliche Archaologie. – Darmstadt, 1982; итал. изд.: Archeologia cristiana. – Roma, 1993 (введение в христианскую археологию Ф. Дайхманна; итал. изд. иллюстрировано). 2418 . Durliat J. Die ville antique a la ville byzantine. Le probleme des subsistances. – Rome, 1990. – 662 p. (капитальное исследование французского византиниста Ж. Дурлиа о проблемах снабжения и питания ранневизантийского города). 2419 . Ducellier A. et al. Byzance et le monde ortodoche. – Paris: Armand Colin, 1996. – 698 p. (лучшая коллективная монография о христианстве в Византии). 2420 . The Economic History of Byzantium. From the Seventh Throught the Fifteenth Century/Editor-in-Chief A. E. Laiou. – Washington, D. C.: Dumbarton Oaks Research Librarz and Collection, 2002. – Vol. 1–3. – 1205 p. (капитальный, во многом итоговый труд по истории византийской экономики VI-XV вв., написанный коллективом ведущих византинистов из разных стран; текст размещен в режиме открытого доступа на сайте исследовательского центра в Думбартон Оуксе: http://www.doaks.org/EHB.html). 2421 . Ensslin W. The Emperor and the Imperial Administration in Byzantium. An Intro- daction to East Roman Civilization. – Oxford, 1961 (классическая монография английского византиниста В. Энсслина об общих особенностях византийской императорской власти и государственной администрации). 2422 . Evert-Kappesowa H. Studia nad historia wsi byzantinskiej w VII-IX wieku. – Lodz, 1963. – 120 s. (книга польской византинистки Галины Эверт-Каппесовой о социально-экономическом развитии Византии в «темные века»; см. рец.: Каждан А. П.//ВВ. – 1965. – Т 26. – С. 283–286). 2423 . Foss C. Cities, Fortresses and Villages of Byzantine Asia Minor. – London: Variorum, 1996. – 366 p. (широко известная книга видного американского византиниста и археолога Клайва Фосса о городах и поселениях византийской Малой Азии; в 1986 г вместе с Дэвидом Винфильдом он издал книгу «Византийская фортификация»). 2424 . Frend W. H. C. The Archaeology of Early Christianity. A History. – Bodmin; Cornwell: Geoffrey Chapman, 1996. – XIX, 412 p. (одно из лучших и наиболее полных учебных пособий для студентов по истории археологического изучения раннехристианских памятников II-VII вв., написанное священником-протестантом из г Глазго Вильямом Френдом; на этом труде в значительной степени основана книга Л. А. Беляева о христианских древностях).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 Соболевский Алексей Иванович (26.12.1857–24.05.1929) – российский и советский лингвист, палеограф, историк литературы, славист, член Императорской академии наук. 23 Соболевский Сергей Иванович (13.08.1864–6.05.1963) – российский и советский филолог-классик, переводчик, преподаватель, профессор Московского университета, с 1928 г. член-корреспондент АН СССР. 24 Евсевий (Рождественский) (22.12.1886–5.11.1937) – в 1918 г. иеромонах, выпускник Казанской духовной академии, профессорский стипендиат; духовно окормлялся у старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова) (как и архиепископ Феодор (Поздеевский)) . С декабря 1917 г. – насельник московского Данилова монастыря; впоследствии архиепископ Шадринский, викарий Свердловской епархии. Прославлен в лике святых новомучеников Русской Православной Церковью Заграницей (1981 г.). 25 Евгений (Кобранов) (21.01.1891–19.11.1937) – выпускник МДА 1916 г. (со степенью кандидата богословия), оставлен профессорским стипендиатом; с конца 1917 г. священник церкви Девяти мучеников Кизических в Москве; с 1927 г. епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Прославлен в лике святых новомучеников Русской Православной Церковью Заграницей (1981 г.). 26 Имеется в виду так называемое «декретное время», которое вводилось в России постановлениями Совнаркома начиная с мая 1918 г. Зимой 1918/1919 г. «новое» время опережало местное солнечное время на час (стрелки часов были переведены на час вперед). 29 А. Д. Беляев проживал в доме настоятеля Вознесенской церкви Сергиева Посада протоиерея Николая Соколова на Рыбной улице, как раз против Пятницкой площади, располагавшейся у стен Лавры, где был городской базар (запись 25 сентября 1916 г.). 30 Возможно, Бобров Алексей Александрович (1844– ум. после 1919) – протоиерей, духовный писатель, благочинный города Мурома (1905–1919), знакомый А. Д. Беляева , приезжавший к нему из Мурома в августе 1917 г. Судьба его, начиная с 1919 г., неизвестна (по архивным данным в марте 1919 г. ушел на покой). Не исключено, что он мог переехать в Сергиев Посад.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

16 февраля 1920 года архимандрит Варнава посвящен в епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. Летом 1922 года, потрясенный тем, что правящий архиерей Нижегородской епархии архиепископ Евдоким (Мещеряков) присоединился к обновленчеству, епископ Варнава, отвергнув компромисс с отступниками, решает уйти в затвор для всецелой отдачи писательскому творчеству. Он принимает на себя подвиг юродства. Для властей он отныне – сумасшедший, а на самом деле, по благословению старцев, в домашнем уединении пишет книги и ищет пути сохранения церковной культуры в условиях нарастающих гонений на религию. Ил.51. «Цветущий вишневый садочек…». Мир, согретый молитвами подвижников. Под окном у «дяди Коли» кудахтанье соседских кур. Киев. Улица Никопольская, 24-а. Снимок и надпись на нем епископа Варнавы (Беляева) . 1959 г. Ил.52. Последний дом «дяди Коли» – епископа-юродивого – писателя – на этой земле. «Почему нам здесь так хорошо? А потому, что мы живем душа в душу…». Глиняная украинская хата. Улица, (снесена) Никопольская, 24-а. Киев. Димеевка. Осень 1963 г. Ил.53. «Дядя Коля» – ученик старца Гавриила – пишет новую книгу. Епископ-писатель Варнава (Беляев) в подполье. Автопортрет. Киев. 1950 г. Ил.54. Постоянно за работой – за письменным столом: «Лучше хоть что-нибудь, чем ничего». Епископ Варнава. Автопортрет. Киев. 1950 г. Ил.55. Во время прогулок по святым местам, бывшим загородным монастырям Киево-Печерской Лавры. Епископ Варнава. Автопортрет. Киев. Голосеево. 1950 г. ил.56. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…» ( Пс.140:2 ). Кадило епископа Варнавы (Беляева) . Передано инокиней Серафимой (Ловзанской), келейницей епископа, протоиерею Михаилу Макееву, Киевская епархия. С этого времени и по 1928 год он создает свой главный труд «Основы искусства святости». В конце двадцатых годов с горсткой молодых христиан уезжает в Среднюю Азию, пытаясь там устроить тайный монастырь в миру. В 1933 году в Москве арестован О ГПУ и по ст. 58 приговорен к трем годам лагерей. Срок отбывал в Бийских лагерях на Алтае, продолжая и здесь юродствовать. Лагерными врачами признан сумасшедшим, переведен в Мариинские лагеря, откуда – по разрешению из Москвы – освобожден в 1936 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010