Список сокращений. МДА – Московская духовная академия. ОР РГБ –Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Мельков А.В. Протоиерей Александр Горский и Московская Духовная Академия//URL: http://www.mpda.ru/site_pub/1109194.html (Дата обращения: 04.03.2016). Об этом же явлении в студенческой среде того времени пишет в своих воспоминаниях проф. Н.Ф. Каптерев, см. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Васильевич Горский. Из моих личных воспоминаний.//Академия у Троицы 1814-1914, Сборник. М., 1914 г. С. 499-501. Александр Дмитриевич Беляев (1849–1919), профессор догматического богословия. Вел каждодневно дневник с 1875 по 1919 г. Суть воспитания, по Макаренко, состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата. Воспитательный коллектив являлся органичной частью общества и в специфической форме воспроизводил общественные отношения, активно включавших в них детей. Социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяла каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждала гражданские чувства.//История развития студенческого самоуправления в отечественной высшей школе/Библиотека РГУ имени С. А. Есенина//URL:  http://library.rsu.edu.ru/p6687/(Дата обращения: 17.03.2016). Краткие воспоминания о Московской Духовной Академии в период 1876 – 1880 гг. Студента семидесятых годов.//Академия у Троицы 1814-1914,Сборник. М., 1914 г. С. 191 К сожалению, такое часто бывало, как пишет один из воспитанников. «Бывали случаи, когда о негодности стола мы вынуждены были заявлять инспектору и даже ректору. Но заявления эти обычно не имели действительного значения. Эконом был (из иеромонахов Лавры) совершенно с какими-то оловянными глазами и относился к нашим интересам очень спокойно. Иногда мы его порядочно бранили».//Краткие воспоминания о Московской Духовной Академии в период 1876 – 1880 гг. …С. 194 Г[осподи]н Виноградов обвиняется во 1-х в том, в 22 сего ноября, быв позван Г[осподи]ном Инспектором, (два слова неразборчивы) дежурного старшего, делает ложное донесение, по следующим пунктам:

http://bogoslov.ru/article/5269001

а) вопреки заявлению огромного большинства о недоброкачественности рыбы, поданной к обеду, он заявил, что рыба была очень сносна; б) он, Виноградов, объявил вопреки правде, [что это] было делом только партии, а не всех студентов; в) когда инспекцией было высказано предположение, что подобные заявления студентов – дело праздного ума некоторых, разгоряченного винным паром, (Господин инспектор [внушил] Виноградову ту мысль, что большинство [студентов], которыми [заявлено] было официально о неудовлетворительном [состоянии] стола). Виноградов не только не опроверг инспектора, а напротив вполне [поддержал его], высказав с ним [согласие]//Беляев А.Д. Дневники за 1876 – 78 гг.//ОР РГБ. Ф. 26 Картон 1.Ед. хр. 1. Л. 159. Беляев А.Д. Дневниковые записи (отрывки) 1875-1876 гг.//ОР РГБ. Ф. 26. Картон 1.Ед.хр.7. Л. 2 об. По воспоминаниям Н.Ф. Каптерева, наказание могло длится и дольше, до двух месяцев. «Он, виновный, должен удалиться на два месяца с курса, жить вне его, где хочет: может ехать домой, может нанять временную квартиру в Посаде и, наконец, может сказаться больным и два месяца прожить в академической больнице. Никто из товарищей в течение этих двух месяцев не имеет право ни о чем говорить с ним ни подавать ему руки – он в течение этих двух месяцев как бы не существует. Виновному, однако, разрешалось следующее: он может ходить на лекции и слушать их, но только не имеет при этом права разговаривать с товарищами, он может даже явиться к товарищам на курс, но только в том случае, если уму нужна для его занятий какая-либо книга или справка, только в этом исключительном случае каждый товарищ обязан или дать ему требуемую книгу или сказать, у кого она находиться, но никакие другие разговоры с ним не допускались. По истечении двух месяцев он должен был вступить во все свои студенческие права». См. Каптерев Н.Ф. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Васильевич Горский. Из моих личных воспоминаний.//Академия у Троицы 1814-1914, Сборник. М., 1914 г. С. 500 -501.

http://bogoslov.ru/article/5269001

Лысые Горы (Старая Бахметьевка). Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:1990. Обустроена в здании дореволюционной постройки. Адрес: Россия, Саратовская область, Лысогорский район, п. Лысые Горы, ул. Советская, д. 5 Координаты: 51.531546, 44.817949 Проезд:автобусы из Саратова на Лысые Горы, Калининск, Аркадак, Самойловку, Балашов, Воронеж до ост. Лысые Горы Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Современные Лысые Горы – это в прошлом четыре отдельных населённых пункта: село Лысые Горы (Дмитриевское), одноимённый пристанционный посёлок, деревня Графщина (Графчина, Заверниха, Архангельское, Рельня, Головино) и село Старая Бахметьевка (Бахметевка, Ивановка, Рельня, Наумовка). Бывшее владельческое село Лысые Горы сегодня расположено на юге посёлка. Основано в 1730-х годах, между первой и второй ревизиями. Главное название было дано по близлежащей горе, второе – по престолу церкви. Тщанием действительного статского советник Григория Ивановича Орлова в 1743 году в Лысых Горах была построена церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского. За более чем ста лет существования церковь, видимо, пришла в ветхое состояние, и в 1875 году тщанием землевладельца А. Беляева была построена новая церковь. Её здание было деревянным, имело колокольню и престол во имя Дмитрия Солунского, как и у первого храма села. В 1904 году тщанием землевладельца Фёдора Петровича Бартенева церковь была внутри оштукатурена, расписана и сделана тёплой. В период Советской власти в середине 1930-х годов Дмитриевская церковь была закрыта и впоследствии разрушена. 9 сентября 1990 года в одном из старейших зданий Лысых Гор, которое само по себе является историко-архитектурной достопримечательностью, был освящён временный храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Бывший каменный особняк был отремонтирован и реорганизован под нужды храма, при котором открылась воскресная школа. В 800-х метрах от этой церкви по ул. Мира около ФОК «Олимпик» в 2009 году начато строительство новой каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=23937

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 100-летию со дня блаженной кончины, 180-летию со дня рождения и тезоименитства святого праведного отца Иоанна Кронштадтского посвящается праздник «Прииди и виждь», который по благословению Патриарха Кирилла пройдет в Санкт-Петербурге с 31 октября по 2 ноября. Его основными организаторами стали Иоанновский ставропигиальный монастырь Санкт-Петербурга и приход собора Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте. Форум впервые соберет в северной столице России у гробницы великого молитвенника Русской Земли представителей храмов всего мира, ему посвященных. По словам руководителя праздника, старшего священника Иоанновского монастыря протоиерея Николая Беляева, верующие будут молиться, чтобы «наше разрозненное служение на просторах России и за ее пределами стало служением одной большой Иоанновской православной семьи — Иоанновского братства». Девиз праздника «Прииди и виждь» означает, что каждый может увидеть, как под молитвенным покровом великого кронштадтского пастыря живут и служат приходы Русской Православной Церкви. Приглашение участвовать в торжествах уже приняли 93 епархии и 144 храма. Главными событиями форума 1 ноября станут Божественная литургия в Иоанновском монастыре и торжественное заседание в петербургском бывшем Народном Доме с вручением почетного свидетельства о присвоении планете номер 16395 имени «Иоанн праведный». В Кронштадте 2 ноября состоится крестный ход от Владимирского собора, места 53-летнего служения «дорогого батюшки», к месту освящения возрожденного храма-часовни Тихвинской иконы Божией Матери. «Вода живая», 26.10.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-10-26/1...

15 Некоторые писатели только буквально повторяли сказанное автором «Бесед» (Раскол обличаем. своею историею. стр. 14) 16 Истор. русск. церкв. пер. 3-й, стр. 131–132, по изд. 1857 г. Не излишне заметить, что здесь же (в примечании) послание к Афанасию, иноку и ктитору николаевской обители, находящееся в рукописи московской синодальной библиотеки которое в августовской книге Макарьевской четь-минеи и носит заглавие: «указ о трегубой аллилуйи», пр. Филарет называет произведением неизвестного; a в «Обзоре русской духовной литературы» (т. I, стр. 161, по изд. 1859 г.) он говорит, что сочинителем послания к Афанасию, ктитору великой лавры св. Николая, был Филипп Петров, дьяк архиеп. новгородского Геннадия. Такую же сбивчивость в суждении о рассматриваемом памятнике мы находим и у И. Беляева («О стоглавом соборе против раскольников, в прилож. к Чтен. моск. общ. люб. дух. просвещ. за 1875 г.). Считая указ о трегубой аллилуйи, помещенный в августов. книге четь-миней, произведением неизвестного, направленным против ктитора обители св. Николая, отыскавшего в 1542 году в сугубой аллилуйи мысль о воскресении божества и человечества (стр. 86), он на стр. 122 отделяет его от находящейся в той же книге четь-минеи статьи содержащей в себе «обличение ктитора обители св. Николая за сугубление аллилуйи». 19 Это видно из того, что почти все они, буквально повторяя Руднева, повторяли и его ошибки. Так напр., по словам автора «Рассуждения о ересях и расколах», в указе говорится, что обыкновение сугубить аллилуйю принесено в Россию митрополитом Исидором; тоже повторяют пр. Филарет черниговский , высок. Макарий, неизвестный автор статьи: «о стоглавом соборе» и о. Виноградов; между тем в указе нет об этом ни слова, и об Исидоре замечается только, что он «с папою римским и с епископы его» присутствовал на восьмом соборе «в граде Фрорензе фрязком». Точно также все указанные писатели утверждают, что в указе о трегубой аллилуйи сугубая аллилуйя называется обычаем латинским; между тем в указе прямо говорится, что сугубую аллилуйю Афанасий взял от греков, и нет ни слова об её латинском происхождении. Наконец, доказательством того, что не читал указа о трегубой аллилуйи и автор «Истинно древней и истинно православной Христовой церкви», служит то, что справедливое заявление «поморских ответов» о том, что в указе греки за двоение аллилуйи подвергаются поношению и хуле, он считает ложью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

Вера бо человека обновляет и от грехов и суеты мира отвращает, и к будущим, обещанным благам руководствует, и оная яко видимая ему представляет». Сокровище духовное, от мира собираемое. 139 гл. 375 стр. Твор. Тихона Зад IV т. Изд. 6. Москва. 1899 г. 378 Глубоковского проф. Благовестие христ. свободы и пр. 120 стр. «В этом качестве, говорит далее ученый истолкователь благовестия ап. Павла, вера отражает в себе самую сущность избавления Христова. Но Господь был в нем абсолютною любовью и по условливающему мотиву, и по фактическому методу, и по конечной цели Своего мессианского служения. Понятно, что вера, будучи истинно-христианской, обязательно действует из себя самой и без всякого внешнего понуждения любовью и именно любовью Христовою». 380 «Спасение, говорит преосв. Феофан, от добрых дел, но в добрых делах преуспеть, как должно, нельзя без веры. Вера подвигает на добрые дела, вера указывает их, вера приводит и к получению сил на делание добрых дел. Почему вера – пособница к делам добрым. Главное – дело, а она – пособие». Письма к одному лицу. Стр. 99. 381 Литература. – Григоревского М. С. Значение благодати Божией, веры и добрых дел человека для оправдания его пред Богом, по р.-католическому учению (Хр. Чт. 1906 г. авг. – окт.). Сергия еп Православное учение о спасении. 12–91 стр. по изд. Спб. 1903 г. Беляева Н. Я. проф. Р.-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Каз. 1876 г. (то же в Пр. Соб. 1874–1876 г.) Теодоровича Н. И. Уч. тридентского собора о первородном грехе и оправдании. Почаев. 1886 г. 68 стр. и след. Сильвестра еп. Ответ православного на схему старо-католиков о добрых делах (Тр. Киев. Ак. 1875 г. Янв.). 382 «Начало оправдания в возрастных, учит тридентский собор, исходит от предваряющей благодати Бога Отца чрез Иисуса Христа, которая призывает каждого из нас, без всякой заслуги с нашей стороны. Она располагает человека к обращению, возбуждает его и помогает ему обратиться; – а человек со своей стороны свободно соглашается (с благодатным возбуждением) и содействует благодати, так что когда Бог коснется (tangente Deo) сердца человеческого чрез озарение Духом Св., то нельзя сказать ни того, чтобы сам человек ничего вообще не делал (neque homo ipse nihil omnino agat), воспринимая то наитие (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Из старинных сочинений, в которых излагаются и опровергаются все или многие заблуждения латинян в вере и погрешности их в обрядах и в церковной дисциплине, кроме вышеупомянутых Апокрисиса, Сборника Василия, Палинодии Копыстенского и других, упомянем следующие: Мечец духовный, творение двух ученых Греков братьев Софрония и Иоанникия Лихудов, учительствовавших в Москве при Софье Алексеевне; Мечец был написан на греческом языке, но вскоре был переведен на язык Славянский; Исповедание веры Палладия Роговского, напечатанное в 18 т. «Древней Российской Вивлиофики» Новикова; Вопросы и ответы православному с папежником, – напечатаны в «Русской Исторической Библиотеке», 7 т., 2 кн. Не указываем сочинений, доселе остающихся в рукописи. Кроме того во всех вообще старинных богословских системах, из которых иные сохранились в рукописях, а другие напечатаны, были излагаемы и опровергаемы догматические заблуждения латинян. Из критико-библиографических трудов для ознакомления с древней православной полемической литературой укажем: Иеромонаха Августина Полемические сочинения против латинян, писанные в Русской церкви в XI и в XII в. в связи с общим историческим изысканием относительно разностей между Восточной и Западной церковью, в «Трудах Киев. Дух. Академии» 1867 г., 6 и 9; А. Н. Попова Историко–литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.) 1875 г.; А. Павлова Критические опыты по истории древнейшей греко–русской полемики против латинян; Преосв. Филарета Обзор русской духовной литературы. Из сочинений нового времени достойны внимания следующие: Богословие Обличительное Ректора Каз. Дух. Семинарии Архимандрита Иннокентия. Казань. 1859 г. (обличению латинской веры посвящена вся вторая часть); Халколиванова брошюра О римско-католической церкви. Самара. 1865 г.; статьи профессора Н. Я. Беляева в «Прав. Собес.» за семидесятые и восьмидесятые годы и посмертное издание последнего его труда: Основной принцип Римского католичества; А. М. Иванцова: О римском католицизме и его отношениях к православию. Ч. 1 и 2. Москва. 1869–1870 г.; Его же: О западных вероисповеданиях, – лучшее издание – третье. М. 1894 г.; Филарета М. М. Разности в вере между Восточной и Западными Церквами, в «Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв.» 1872 г. 2; его же другая статья о разностях догматических и обрядовых между В. и З. Церквами в том же журнале за 1874 г.; В. Краинскаго: О католицизме по католическим источникам. Киев, 1873 г.; Владимира Геттэ Папство схизматическое; Папство еретическое; оба сочинения с французского переведены на русский язык; Никанора, Архиепископа Херс., Беседа о том, есть-ли что еретическое в Латинской Церкви? Спб. 1889 г. Характер латинства раскрыт особенно в сочинениях Прот. А. А. Лебедева , А. С. Хомякова и других славянофилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2010 год ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ Пытаясь организовать православную подростковую структуру, даже самый энергичный руководитель столкнется со множеством трудностей. Чем заинтересовать тинейджеров? Как найти свободное время, которое в таком количестве «съедает» это начинание? Где взять помощников? Как достать финансирование? Лишь немногие энтузиасты находят ответы на эти вопросы. Пять лет назад по благословению протоиерея Николая Беляева мы с несколькими помощниками организовали при подростковом клубе «Спутник» Петроградского района молодежное объединение «Утренняя заря». До этого у меня уже был опыт работы с подростками: сначала, когда я работала преподавателем в колледже, затем, когда помогала руководителям православной молодежной организации «Свежий ветер» при клубе «Чайка». Теперь предстояло собрать все знания и умения воедино и попытаться сделать что-то «с нуля». У меня неплохо получается организовывать поездки (в силу основной профессии — журналиста — везде оказываются знакомые), общий язык с подростками находить тоже умею, но гораздо сложнее быть массовиком-затейником, а самая большая трудность, учитывая занятость в семье и на работе, — найти время для всего этого. Потому что мелких и крупных забот, как показал уже начальный период существования нашего объединения, оказалось очень много. Практика: радости и разочарования На нашу первую встречу подростков собралось немало. Мы знакомились, пили чай, строили планы. Хотя ребята очень стеснялись, но интерес друг к другу проявляли, и контакт состоялся. Вторая встреча — выезд в один из реставрируемых храмов города — прошла и того лучше. Мы собрались на Московском вокзале и прямо у памятника Петру I peшuлu в виде игры повторить, кого как зовут: встали в хоровод и, поднимая руку по кругу, называли свое имя и имя соседа. Потом в храме слушали экскурсию, подготовленную одним из мальчиков специально к этому дню, помогали очищать дорогу от камней, пили чай, беседовали с настоятелем, дружно шли обратно к метро. Все было так, как хотелось, так, как надо!

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/6/75...

Новые реформы в 60-е годы внесли в каждый почти уголок много нового. Под влиянием новых веяний изменился весь духовный облик передовых мыслящих людей. Многие стали на всё смотреть с новых точек зрения. Отсюда естественно возникает проповедь апологетического характера, представляющая собой оценку всего нового. С церковной кафедры проповедники говорят о науке, морали, религии, государстве, обществе, воспитании, общественной жизни и т. д. Словом, не было ни одного явления, на котором бы не остановили проповедники того времени своего внимания, не было явления не только в религиозно-практической области, не только в широко-учёной, но и в узко специальных областях. Современность так широко тогда понималась, как она более уже потом до сих пор не понимается (388, 391, 396, 402 и др.). Исчерпать в короткой заметке содержание сочинения г. Кутузова нельзя. Скажу одно: оно так серьёзно, вдумчиво, основательно написано, что я не много читал подобных сочинений. Автор проштудировал более 50 серьёзных сочинений. Представление исторической перспективы, идейных движений 60-х годов совершенно правильное. Язык литературный. Всюду автор сродняет исторические явления не хронологически, а идейно, генетически. Настоятельно рекомендую автору напечатать свой труд, который на литературном рынке встретят с благодарностью за правдивое, живое и поучительное освещение 60-х годов. Степени кандидата богословия за свой труд г. Кутузов заслуживает вполне“. 25 . Заслуженного ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Лозинского Николая на тему: „Оценка трактата о таинствах Лямота сравнительно с учением о таинствах православных и ультрамонтанских догматистов“: „Трактат о таинствах занимает весь четвёртый и почти весь пятый том пятитомного богословия Лямота, которое —117— озаглавливается так: „Cours de théologie ou explication de là doctrine chrétienne en forme de catéchisme par l " abbé d’ Arlan de Lamothe, archiprêtre de Bouglon“. Это богословие вышло в свет в годы с 1866 по 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1178  В связи с политикой греческих властей по эллинизации Афона и вытеснению оттуда Русских монахов (с 1912 г. Афон вошёл в состав Греции после длительного пребывания под властью мусульманской Турции). 1179  В 1875 году выборные иноки Русского Афонского Пантелеимоновского монастыря прибыли на Кавказ, в место, расположенное в 25 вёрстах от города Сухума, и избрали для построения новой обители развалины древнего храма Симона Кананита (подробнее см.: Православные Русские Обители. СПб., «Воскресение», 1994, стр. 667). 1181  «Беседы схиархим. Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми». СПб., 1991, стр. 58. 1184  Преп Варсонофий, архимандрит Старо-Голутвинский, память 1(14) апреля. О его положительном отношении к книге «На горах Кавказа» и её совместном чтении и беседах о ней с учениками см. также «Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) ». СПб., 1994, стр. 132, 138, 144, 147, 160, 163, 165, 166. 1186  В 1938 г. митрополит Вениамин (Федченков) , находясь в Балтиморе и занимая пост главы Патриаршей Церкви в Америке, написал Доклад о имяславии, по просьбе митрополита Сергия (Страгородского) , который тем самым хотел выяснить позицию по этому вопросу Митроп. Вениамина. В этом докладе есть такие слова: «В 1907 г. «На горах Кавказа» появилась в печати. А напечатана была эта книга после просмотра её и, следовательно, одобрения старцами Зосимовой пустыни (о. Германом, а это был человек высокодуховный, делатель молитвы Иисусовой, бывший в общении с Епископом Феофаном Затворником ) (...) Епископ Феофан (Быстров) (тогда ещё архимандрит) прочитал её, разумеется, основательно. И тоже не нашёл ничего соблазнительного». (Копию этого письма Митроп. Вениамина предоставил редакции П.Н. Роговой.) Старец Герман был заочно знаком с о. Иларионом, так как тот послал ему в 1911 г. письмо с просьбой о помощи и защите Кавказских пустынножителей (это письмо приводится ниже в приложении). 1187  «Беседы схиархим. Оптинск. скита старца Варсонофия с духовными детьми». СПб., 1991, стр. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010