Глава I Ты спрашиваешь: как кто-нибудь может быть совершенен и как должна жить вдова, оставшаяся без детей. Об этом же и в Евангелии спрашивает учитель закона: Учитель, что сделать мне, чтобы иметь жизнь вечную? Господь отвечает ему: соблюди заповеди. Он говорит: какие? Иисус сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. И когда тот сказал: всё это сохранил я, Иисус присовокупил: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 19:16–21 ). Поэтому и я отвечу тебе словами Господа нашего: если хочешь быть совершенной и поднять крест своей и следовать Господу Спасителю и подражать Петру, который говорит: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою ( Мф. 19:27 ): – иди и продай все, что имеешь, и дай бедным и иди вслед Спасителя. Не сказал Христос: дай детям, дай братьям, дай родственникам, которых если бы имела ты, то и тогда справедливо должно было бы предпочесть им Господа, но сказал: дай нищим, еще более дай Христу, Который питается в лице нищих, Который, быв богат ради нас, сделался нищим и Который говорит в тридцать девятом псалме: Я же беден и нищ, но Господь печется о мне ( Пс. 39:18 ). О Нем же и начало тотчас следующего сорокового псалма: блажен, кто помышляет о бедном [и нищем] ( Пс. 40:1 ). Потребно разумение, чтобы после блаженства разумения познать, кто есть нищий и убогий. Без сомнения не тот, кто живет в бедности и нечистоте, и однако не удаляется пороков, но те нищи и убоги, о которых апостол говорит: только чтобы мы помнили нищих ( Гал. 2:10 ), для облегчения которых Павел и Варнава трудились в церквях язычников, чтобы были сборы в первый день по субботе и приношение это спешили не чрез других переслать, а сами передавали тем, кои оставили свои имения Христа ради, которые потерпели гонения и сказали своему отцу и матери, женам и детям: «не знаем вас» ( Втор. 33:9 ). Они исполнили волю Отца и послушали Господа Спасителя, который говорит: ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф. 12:49–50 ), и это я говорю не в том смысле, как бы я запрещал творить милостыню бедным иудеям или язычникам или нищим какого бы то ни было народа, но в том, что мы должны неверным предпочитать бедных из христиан и верующих, и между самими христианами есть большое различие, грешник ли бедный или святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Да, братие, Лазарь был человек ветхозаветный. Но ведь и в ветхом Завете Божественное Откровение научало людей веровать в Бога, Творца мира и Промыслителя, признавать бытие ангелов святых и духов злобы, ожидать по смерти всеобщего воскресения и праведного воздаяния за дела. Был в ветхом Завете еще один важнейший предмет веры, вера в грядущего Мессию, Искупителя. Эта вера, была спасительна и для ветхозаветного человека. Ею ветхозаветные праведные люди «побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:33–38 ). Такова сила веры была и у ветхозаветных людей богоизбранного еврейского народа. Праведные мужи ею были сильны. Только укрепляемые верою, они с мужеством переносили озлобления, мучения, побиения и смерть. Приточный Лазарь, ею же воодушевленный, терпеливо сносил свое бедственное положение. Он чаял утехи в будущей жизни. Горька была судьбина его, рассуждая по разуму человека мира сего: терпел он бедность, болезнь тяжкую и голод. Был праведный Иов на земли. Господь Бог попустил ему терпеть бедствия и болезнь после многих лет благополучия и довольства. Вот что говорил он, находясь в крайне бедственном положении: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим, во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом ( Иов.2:10 ). И бедный Лазарь подобно Иову не даде безумия Богу, не роптал, не бранил счастливцев мира сего, не завидовал. А почему? потому, что верою ожидал за терпение воздаяния в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Действительно, она – виновница благ, и об ней-то упоминает он здесь в другой раз, внушая всем нестяжа­тельность; говоря выше: «и никто ничего из имения своего не называл своим», здесь говорит: «не было между ними никого нуждающегося» ( Деян.4:34 ). 3. А что это происходило не от знамений только, но и от их желания, показывают Сапфира и Анания. Не словом только, но и силою они засвидетельствовали о воскресении, как и Павел говорит: «и слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор. 2:4 ). И не просто: силою, но – «великою силою». И хорошо сказал: «и великая благодать была на всех их», потому что благодать – в том, что никто не был беден, то есть, от великого усердия дающих никто не был в бедности. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя; и (отдавая) все, не (считали) за свое. Они изгнали из среды себя неравенство и жили в большом изо­билии; притом делали это с великою честью. Так они не смели отдавать в руки (апостолов) и не с надменностью отдавали, но приносили к ногам их и предоставляли им быть распорядителями и делали их господами, так что издержки делались уже как из общего (имения), а не как из своего. Это предохраняло их и от тщеславия. Если бы так было и теперь, то мы жили бы с большею приятностью – и богатые, и бедные. Как бедным, так и богатым было бы приятно. И, если угодно, мы изобразим это, по крайней мере, словом, если не хотите (показать) делом, и от того уже получим удовольствие. Правда, это весьма ясно и из того, что было тогда, так как продающие не делались бедными, но и бедных де­лали богатыми. Но изобразим теперь это словом: пусть все продадут все, что имеют, и принесут на средину, – только словом го­ворю; никто не смущайся – ни богатый, ни бедный. Сколько, думаете, было бы собрано золота? Я полагаю, – с точностью сказать нельзя, – что если бы все мужчины и все женщины при­несли сюда свои деньги, если бы отдали и поля, и имения, и жилища (не говорю о рабах – их тогда не было, быть может, отпускали их на волю), то, вероятно, собралось бы тысяча ты­сяч литров золота или лучше сказать даже два и три раза столько.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Думаю, что такое же условное прощение получает и всякий приходящий на исповедь. Сила совместной молитвы Все заповеди Иисуса, все беседы Его с учениками клонились к уничтожению вражды между людьми и к объединению их взаимной любовью для образования Царства Божия на земле. Заповедуя немедленно мириться с обидчиком и тем прекращать зарождавшуюся вражду, Христос тут же объясняет Апостолам, какая сила заключается в дружбе, любви и единомыслии. Истинно... говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 19-20). Говоря так, Иисус разумел не всех вообще называющих себя последователями Его, не всех говорящих Ему: Господи! Господи! — но лишь исполняющих волю Отца Его Небесного. Поэтому не все просящие получают просимое, но лишь достойные того, достойные называться сынами Отца Небесного; только им, всегда и во всем творящим волю Божию, дано будет все, чего бы они ни попросили, так как Христос всегда пребывает с ними. Выражения о всяком деле, чего бы ни попросили — подтверждают мысль о том, что эти слова Иисуса относятся не ко всем вообще, а только к истинным, по праведности своей, христианам, так как только им можно было обещать исполнение просьбы о всяком деле, ибо лишь они не решатся просить о деле, противном воле Божией. Когда Иисус окончил эту беседу с Апостолами, Петр попросил разъяснения относительно пределов всепрощения: сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Мф. 18, 21). Об обязанности всегда прощать согрешившему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф. 18, 23). Не пробегай без внимания это изречение, но открой мне судилище то и, вошедши в свою совесть, подумай о том, что сделано тобой во всю жизнь. Если ты богат — подумай, что отдашь отчет: на блудниц истратил ты деньги или на бедных, на тунеядцев и льстецов или на нуждающихся, на распутство или на человеколюбие, на удовольствие, лакомство и пьянство или на вспоможение несчастным? И не в одной только трате потребуют у тебя отчета, но и в приобретении имущества: праведными ли трудами собрал ты его или хищением и лихоимством, получив ли родительское наследство или разоривши домы сирот и расхитивши имущества вдовиц? И не богач только, но и бедный даст отчет — в бедности: благодушно ли и с благодарением ли перенес бедность, не впал ли в уныние, не подосадовал ли, не возроптал ли на Божий Промысел, видя другого в роскоши и удовольствиях, а себя в нужде? Как у богача потребуют отчета в милостыне, так у бедного в терпении, или, лучше, не в терпении только, но и в самой милостыне, потому что бедность не мешает милостыне; свидетель — вдовица, положившая две лепты и этим малым вкладом превзошедшая тех, которые положили помногу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

е. люди богатые да обратят свое внимание на слова Христовы о богатстве и на их смысл и значение. Мк.10:28 . И начал Петр говорить Ему: вот мы оставили все и последовали за Тобою. Се мы оставихом вся (вот мы оставили все) и в след Тебе идохом (и последовали за Тобою). Эти слова высказаны были апост. Петром от лица всех Апостолов, после того, как Иисус Христос сказал юноше, что требуется для большего совершенства и большей награды на небе, и после того, как юноша, услышав от Иисуса Христа требование отречения от богатства и имущества для сего, удалился от Него (ст. 21 и дал.). Оставили все, – все, что имели: и сети, и уды, и лодки, и бедные свои жилища, и родителей, и родных, т. е. показали такое же самоотвержение, какое показал бы богач, если бы отказался от своего богатства. У еванг. Матфея прибавляется при этом: Что убо будет нам (что же будет нам), т. е. какая награда, какое воздаяние будет нам за наше самоотвержение? Св. Златоуст замечает при этом, что не честолюбие заставило ап. Петра вопросить так Господа, а то, дабы и бедный, который мог подумать: если у меня нет имения, значит, я не могу быть совершенным, знал, что бедность его нимало не вредит ему. Апостол предложил вопрос от лица всех. Мк.10:29 . Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, Мк.10:30 . и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцев, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущей жизни вечной. Здесь перечисляются виды самоотвержения ради Христа и тем указывается, что должно предпочитать Христа и спасение своей души всему, и самому близкому, самому дорогому, а не то, чтобы действительно оставлять все, и удаляться всего, чтобы быть христианином. Удаление от всего, это – высший род совершенства, о котором можно сказать то же, что у св. Матфея ( Мф.19:12 ) сказано о безбрачии: не все вмещают слово сие, могущий вместить, да вместит, или о расточении богатства: если хочешь быть совершенным, и пр. Св. Златоуст, по поводу сих слов Христовых, прибавляет: „здесь говорит Господь еще и о гонениях. В то время отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Златоуст сравнивает земную жизнь с театральным представлением, а загробную – с тем, что происходит, когда представление заканчивается. Смерть открывает подлинное лицо каждого человека: [%Отошли оба туда, где предметы имеют истинный вид; театр закрылся, и маски сняты. На здешнем театре… иной представляется философом, не будучи философом; иной царем, не будучи царем… иной врачом, не умея управиться и с деревом, но только надев одежду врача; иной – рабом, будучи свободным; иной – учителем, не зная и грамоты… Но когда наступит вечер, театр закроется и все разойдутся; тогда маски сбрасываются, и кто в театре представлялся царем, вне его оказывается кузнецом; маски сброшены, обман прошел, открылась истина: и оказывается вне театра рабом, кто внутри его представлялся свободным… Так и в жизни, и при кончине. Настоящее – театр; здешние предметы – обманчивая внешность, и богатство, и бедность, и власть, и подвластность, и тому подобное; а когда окончится этот день и наступит та страшная ночь… когда будет судим каждый со своими делами, не с богатством своим, не с властью своею, не с почестями и могуществом своим, но каждый с делами своими – и начальник и царь, и женщина и мужчина… когда отброшена будет обманчивая внешность, тогда обнаружится и богатый и бедный 300 . В приведенном толковании земная жизнь предстает своего рода виртуальной реальностью, в которой каждому человеку отведена определенная роль, на каждого надета своя маска. Этот образ можно спроецировать на ту ситуацию, в которой оказался Сын Божий, когда стал человеком. Он попал в общество фарисеев и книжников, где все роли были распределены, где у каждого была своя маска: где молились, останавливаясь на углах улиц ( Мф. 6:5 ), принимали на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися ( Мф. 6:16 ), увеличивали воскрилия одежд, любили предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! ( Мф. 23:5–7 ). В это общество лицемеров Он вторгся – без маски и без роли – с бескомпромиссностью, радикализмом, готовностью отстаивать истину даже ценой собственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И мы читаем далее: Мф.10:42 . «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Но кто-нибудь (alius) может привести себе такое оправдание: ″Я встречаю препятствия в бедности своей, недостаток меня удерживает от того, чтобы быть гостеприимным ″ . Однако и такое оправдание Господь устранил весьма легко исполнимой заповедью, чтобы мы от всей души подавали чашу холодной воды» . Здесь Иероним говорит о том, что любая милостыня – есть милостыня, даже та, которая дается от крайней скудости и нищеты. Впрочем, может быть, только таковая и есть только милостыня. Ибо тот, кто дает от великого достатка, похоже, не дает ничего. Скорее всего, он своей «благотворительностью» покупает себе расположение людей для одному ему известных целей. Похоже, что подлинно духовно богатым может быть только бедный человек. Впрочем, не всегда бедность приносит человеку благословение, равно как и богатый не всегда может восприниматься погибшим. Нищий спасается смирением, а богатый – обнищанием. В Книге Притч.есть такая мольба: «суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: ″кто Господь?″ и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч.30:8–9 ).  Здесь мы видим, что есть крайности и в жизни богатого, равно как и в жизни бедного человека. Блаженный Феофилакт пишет: « Впрочем, чашу студеной воды подает и тот, кто вразумляет человека, пылающего огнем гнева и похотей, и соделывает его учеником Христовым: и сей, конечно, не потеряет награды своей» . Действительно! Накормить желудок и напитать душу – разные дела. Конечно, иногда путь к душе человека лежит через его желудок. Сказано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: ″идите с миром, грейтесь и питайтесь″, но не даст им потребного для тела: что пользы?» ( Иак.2:15–16 ). Но при этом нельзя, проявив заботу о плоти, не позаботится и о душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И Содоме говорится чрез Иезекииля: так как ты пресытилась хлебами, то возгордилась ( Иез.16 ). Но не только богатство, а и бедность искушает человека. Поэтому выше написано: Я испытал тебя в горниле нищеты ( Ис. 48:10 ), в котором был испытан и бедный Лазарь, который терпел нищету и вместе немощность ( Лук. 16 ). Ст. 11. Кого испугавшись, ты убоялась! Ибо ты лгала и не помнила обо Мне и не помышляли в сердце своем, тат пак Я молчал и как бы не видел, и [поэтому] ты забыла обо Мне. LXX: Кого устрашившись ты убоялась: и лгала Мне, и не помнила обо Мне. И не полагала Меня в уме своем и в сердце своем. Я видя тебя, Я буду презирать, и ты не боялись Меня. Так как ты, обладая полными житницами, полагаешься на богатство, не хотела просить Меня; то боялась весьма многих. Ибо ты не могла сказать: Господь мне помощник и аз воззрю на враги моя ( Пс. 117:7 ): и опять: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся ( Пс. 26:1 ). Если, вопреки сознанию своего ума, ты когда-либо захотела [сказать] это, то лгала. Ибо как могла призывать Меня ты, которая не помнила обо Мне и не помышляла о заповедях того, кто говорит: чти Господа, и укрепишися: кроме же Его не бойся иного ( Притч. 7:1 ). Ибо Я тот, который, но Симаху и Акиле, всегда молчал о грехах твоих и как бы не видел и, оставляя без внимания, пренебрегал преступления, делавшиеся тобою, чтобы ты возвратилась ко Мне если не чрез страх предо Мною, то чрез долготерпение, который не очами, а веждями испытываю сынов человеческих ( Пс. 10 ). А ты, напротив, позабыла обо Мне и заслужила того, чтобы услышать: забыла ecu закон Бога своего, забуду и Аз чада твоя ( Ос. 4:6 ), и еще: „они ходили обратившись против Меня, и Я буду ходить с гневом, обращенным против них». Об уме, который у Семидесяти соединяется с сердцем, не написано в еврейском, во это прибавлено, как пояснение того, что следует разуметь их. Писании вод сердцем. Ст. 12–13. Я объявлю о правде твоей, и делах твоих: они не помогут тебе. Когда ты будешь вопить, пусть спасут тебя собранные твои? LXX: Я объявлю о правде твоей и злодеяниях твоих, которые не помогут тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иаков, излагая эту практическую сторону христианства, напоминает, что оно узаконивает равенство, 370 что бедного должно уважать наравне с богатым. Пред Богом богатство и бедность безразличны; точно также должны на них смотреть и верующие, а в людях видеть лишь ближних своих, которых повелено любить как самих себя. Если же кто имеет право на внимание, то скорее бедный, и ему-то следует помогать, потому что благотворительность к нему обязательна, а если не творить дел милосердия, то к чему же послужит вера? Вера тогда только может послужить ко спасению, когда выражается добрыми делами, а вера без дел – мертва.» Покажи мне веру твою без дел твоих: а я покажу тебе веру мою из дел моих.» Между христианами Иерусалимскими, которые все были из Евреев, находились также и фарисеи, уверовавшие в Иисуса Христа, но не оставившие той гордости, за которую Господь столь ревностно обличал их. Иаков намекает на них, говоря: 371 «Братия мои! немногие делаетесь учителями, зная, что мы подвергаемся большему осуждению». В доказательство тому Апостол излагает опасности, которым человек подвергается через язык. Учительство само по себе, конечно похвально и язык должен служить нам, чтобы славить и благословлять Бога, а также чтобы учить истине; но сколько бедствий от злоупотребления языком! Многие полагают, что могут и имеют право учить, истощаются в словах, а о добродетели не помышляют. «Мудр ли и разумен кто из вас, пишет Иаков, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью. Но если в своем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Таков характер истинно христианской Церкви; нетерпимость или суровую ревность она отвергает. Она никого не преследует и насилий никому не делает, потому что любит мир и милосердна; с ужасом отвращается она не только от крови и меча, проливающего кровь, но также от надменных и злобных распрей, и пребывает непоколебимой в истине, возвышая голос свой только на её защиту, она отвращается всяких нововведений, как лжи на истину, однажды принятую, и которую следует передавать без искажений последующим поколениям. По этим -то качествам познается Церковь , сохранившая дух Апостольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Ибо какие, вы думаете, перенес искушения бедный и покрытый струпьями в своем помышлении, когда он не имел хлеба и страдал от болезни, но перед собой видел богача, здорового и пресыщающегося, когда он терпел болезнь и холод, а этого видел веселящимся и одевающимся в порфиру и виссон; когда он страдал от ран, а этот вполне наслаждался благами; когда он нуждался, а этот не хотел давать?    Помыслим, братия мои, какой был в сердце шум искушений у бедняка, для которого была достаточным наказанием известная бедность, хотя бы он был и здоров; и наоборот, достаточно было бы и болезни, хотя бы у него было пособие? Но для большего искушения бедняка, его вместе приводили в изнеможение, — и бедность, и болезнь. И сверх того, он видел богача, проходящего с блистательной свитой, а себя всеми оставленным в болезни и бедности. Ибо о том, что никто не приходил к нему для посещения, свидетельствуют псы, которые охотно облизывали гной его. Итак, Всемогущий Бог из одного и того же обстоятельства произнес два суда, попустив бедному Лазарю лежать у ворот богача для того, чтобы и нечестивый богач умножал для себя отмщения суда, и испытанный бедняк возрастал к мздовоздаянию. Первый ежедневно видел второго, к которому не имел сострадания; он видел того, через кого был испытываем. Внизу два сердца, а сверху один Надзиратель, который и этого искушением приготовлял к славе и того терпеливо ожидал к наказанию. Ибо далее следует:    5. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его». Этот именно богач, находясь уже в своем мучении, ищет покровительства у того, кому в этой жизни не хотел оказывать милости. Ибо вот присовокупляется: «и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». «Перста своего в воде и остудит язык мой: яко стражду во пламени сем». О, какая тонкость в судьбах Божиих! О, как точно совершается воздаяние за добрые дела и злые! Выше ясно было сказано, что в этой жизни Лазарь желал крошек, падающих с трапезы богатого, и никто не давал ему; теперь о наказании богатого говорится, что он желает капли воды в уста свои с конца перста Лазарева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010