А что делают вестники, то делается, собственно, не ими, а тем, кто посылает их, ибо они делают это по повелению и вместо пославшего их. Значит, и апостолы возвещали Евангелие не только по повелению, но и вместо Иисуса Христа; иначе говоря, они возвещали его во имя Иисуса Христа. Для подтверждения Своей проповеди Господь творил великие чудеса. Подобно Ему творили чудеса и апостолы. Так, вскоре после сошествия Святого Духа апостол Петр исцелил нищего хромого, сказав ему: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи». А когда удивленный этим народ стал думать, будто апостол своею силою совершил это чудо, то Петр вразумил его и сказал, что не своею собственною силою он исцелил хромого, а «ради веры во имя Иисуса Христа». Значит, апостол был только орудием, посредством которого Сам Иисус Христос совершил это чудо. Таким образом, если мы говорим, что апостолы проповедовали и творили чудеса во имя Иисуса Христа, то этим выражаем, что они поступали так вместо Иисуса Христа и по вере в Него. Если бы они именно не имели веры в Иисуса Христа, то не могли бы и проповедовать во имя Его. Равным образом, если бы они не верили обещанию Спасителя о даровании им власти творить чудеса, то не могли бы творить и чудес во имя Его. Теперь становится отчасти понятным и то, что значит молиться во имя Иисуса Христа. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, мы приведем здесь следующий пример из жизни одного человека, который просил другого во имя же человека. В некотором месте жил один человек, впавший в великую бедность. Между тем к известному сроку ему непременно нужно было иметь некоторую сумму денег. В таком положении он пришел к своему священнику. Последний охотно желал помочь ему, но, не имея и сам в то время денег, посоветовал ему обратиться с просьбою к одному зажиточному человеку, жившему в том же месте. На это бедняк заметил: «я бедный человек, и богач тот не знает меня; потому я не смею идти к нему и сомневаюсь, чтобы он помог мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Аминь.  . БЕСЕДА 64 1. Что это значит, блаженный Петр: " оставили все " ? Уду, сети, корабль, ремесло? Это ли разумеешь ты под словом: " все " ? Да, отвечает он. Но не честолюбие заставляет меня говорить так. Я хочу этим вопросом обратить людей бедных (к Господу). Так как Господь сказал: " если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах " (Матф. 19:21), то, чтобы кто из бедных не спросил: что же, если у меня нет имения, значит, я и не могу быть совершенным? — для того Петр предлагает вопрос свой Иисусу, чтобы ты, бедный, знал, что бедность твоя нимало не вредит тебе. Петр спрашивает для того, чтобы не от Петра узнал ты истину, и сомневался (он и сам тогда был еще не совершен и не имел Духа), но чтобы, получив ответ от Учителя Петрова, был твердо уверен в ней. Как поступаем мы, когда, предлагая мнения других, часто усваиваем их себе, так поступил и апостол: он вместо всей вселенной предложил Иисусу этот вопрос. Свою участь он знал ясно, как это видно из того, что о нем было прежде сказано. Получив еще на земле ключи Царства Небесного, он тем более мог быть уверен в наследии благ. Но смотри, с какой точностью отвечает он на требования Христовы. Христос требовал от богатого двух вещей: чтобы он отдал имение свое нищим, и чтобы последовал за Ним. Поэтому и апостол указывает на эти же два действия: на оставление имения и последование за Иисусом. " Вот мы " , говорит он, " все и последовали за Тобой " . Оставление всего было нужно для последования: последование через оставление сделалось удобнее, и за то, что они оставили все, были исполнены надежды и радости. Что же отвечает Христос? " Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мной, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых " (Матф. 19:28). Итак, что же? И Иуда будет сидеть на престоле? Нет. Как же Христос говорит: " сядете и вы на двенадцати престолах " ? Как обещание это исполнится? Внимай, как и каким образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Бедный человек испугался, пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе . Страждущий под тяжестью бедности и мщения, он падает к ногам равного себе, просит отсрочки времени для уплаты долга. Он надеется, что его товарищ отнесется к нему не с мечом римского языческого судьи, но по закону Божию. Закон Божий говорит, что ближний наш, т.е. всякий человек, есть брат наш; что его должно жалеть, любить, как самого себя. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга ( Мф.18:30 ). Таким образом, неимущий человек оказался, говоря словом Спасителя, произнесенным в другой раз к смиренным, бездомным, беззащитным Своим ученикам, «овцой посреди волков» ( Лк.10:3 ). Слишком опасно положение овцы в присутствии волка. Слабость и беззащитность овцы противопоставляется силе, дерзости и алчности волка, и потому жизнь овцы ежеминутно в опасности. Жестокосердый и сребролюбивый человек заточил товарища в темницу. Так человек делается суровым и жестоким, когда забывает о прощении, полученном от Бога. Забвение собственной виновности делает его в отношении к другим безжалостным, взыскательным, иногда свирепым. Человек, не сознающий своего греха, расположен с такой же крайней строгостью судить других, сколько бывает снисходителен и потворствует самому себе. Тяжело, больно сердцу слушать, когда люди, общественным положением поставленные на более или менее высокую ступень, сами рабы похотей, истязуют товарищей, равных им по происхождению, по воспитанию, а может быть, и образованию и превосходящих их в смиренной доле нравственностью. Увы! Эти надменные люди в отношении им подчиненных поступают совершенно противоположно наставлениям святого ап.Павла, который внушал своему сотруднику в деле служения Церкви щадить им пасомых, никогда не забывая о том, что мы сами некогда были несмыслены, упрямы в заблуждении, были рабами похотей и различных страстей ( Тит.3:1–3 ). У евангелиста Матфея в 1 главе читаем о добром деятельном бедном Иосифе такие слова: «Иосиф, муж Марии, будучи праведен, и не желал огласить Ее» ( Мф.1:19 ). Вот скромный, великодушный человек; проще сказать: «Это – человек!

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Бен-Сира призывает уступать, когда можно, властным и богатым, хотя он знает, что есть ситуации, когда уступать нельзя 501 ; как бы то ни было, не следует иметь с держателями власти и богатства ничего общего, не надо полагаться на их милость. «Когда властный будет тебя приглашать, уклоняйся». Когда бен-Сира говорит о вражде между богатыми и бедными – а говорит он об этом много и выразительно, – легко почувствовать, что его собственное место – не между богатыми. «Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника – с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным? Пища для львов – онагры в пустыне; так и для богатых корм – бедные. Отвратительно для надменного смирение; так отвратителен для богатого бедный» 502 . Перед нами два параллельных ассоциативных ряда: «бедность» – «смирение» – «благочестие» и «богатство» – «надменность» – «грех». Это, впрочем, нимало не мешает бен-Сире советовать построже относиться к рабу 503 . И все же совет этот чуть иначе выглядит в контексте всей книги, ибо точно в таких же выражениях, если не более энергично, наш автор рекомендует не давать поблажки сыну 504 и легкомысленной дочери 505 , – но также и своей собственной душе, своему «я»: «Кто приставит к помыслам моим бичи и к сердцу моему назидание мудрости, дабы они не щадили проступков моих и не потворствовали заблуждениям моим?» 506 Для бен-Сиры весь мир – огромная школа, и человек имеет все основания пожелать себе, чтобы его как следует «школили» в этой школе; но школу тогда никто не мыслил себе без розги. Мы говорили о контрасте между эллинским и ближневосточным отношением к сфере дидактики. Наряду с контрастом, однако, поспешим отметить и сходство, выявившееся в эллинистическом синтезе и предопределившее византийский синтез. Сходство это состоит прежде всего в особой предрасположенности к восторгам школы, к тому, чтобы видеть в «учении» как таковом ценность превыше всех ценностей. Перед мудростью должны отступить на задний план и воинские добродетели, и простосердечная «душевность»: как ближневосточный человек, так и эллин лелеют не «душевное», а «духовное» 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Блаженное состояние! Сладкая и любезная рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие!.. Рабство Христос, Сын Божий, выкупил нас Себе от диавола и темной его власти. Выкупил не серебром и золотом или другой какой тленной ценой, но Своею Кровью. Крови ради нас Своей не пощадил, пострадать и умереть не отрекся, чтобы нас искупить и Себе присвоить. И хотя сатана лестно завладел было нами и поработил себе, но Христос, Господь наш вступился за нас, и избавил от горького рабства, и присвоил Себе, и сделал нас рабами Своими. И мы при Крещении святом, когда вступали в христианство, отреклись от врага этого, от всей гордыни его, от всех злых дел его и обещали Искупителю нашему Иисусу служить. И вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор. 6, 19–20 )… О воистину великая цена, бесценная цена дана за нас! Воистину не свои мы, а купленные рабы Христовы! Христу, как Господу нашему, купившему нас, служить должны, волю Его творить и заповеди Его исполнять. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор. 5, 15 ). Говорит Господь: всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин. 8, 34 ). Творящий блуд – раб блудной похоти; упивающийся и объедающийся – раб чрева, его бог – чрево ( Флп. 3, 19 ). Любящий серебро и золото – раб маммоны, маммоне служит ( Мф. 6, 24 ). То же думай и о прочих страстях. Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб ( 2Петр. 2, 19 ). Сколь же это тяжкая и мерзкая работа! Более тяжкая и подлая, чем служить человеку, ибо лучше человеку всякому, и самому мучителю, как созданию Божию, служить, чем греху и грехом диаволу. О, если бы эту работу бедный грешник увидел! Признал бы себя беднее пленников, каторжных, заключенных в темнице, окованных и прочих бедных и телесно страдающих людей. Но тем более беден, что этой бедности своей не понимает. Ибо страсть ослепляет разумное око. По преступлении заповеди Божией в раю прародители наши и с ними мы, чада их, все сделались рабами греха и пленниками диавола, потеряли духовную свободу и царское духовное благородство, подпали греховному тяжкому рабству и попали под власть диавольскую, и гордился над нами, как страшный исполин и мучитель над пленными. От этого тяжкого рабства и диавольского пленения и власти искупил нас Христос, Сын Божий, искупил же не тленным серебром или золотом, но драгоценной Своею Кровию ( 1Петр. 1, 18–19 ); цену за нас, пленных драгоценной Кровью Своей подал, поэтому называется и есть Искупитель, Освободитель и Избавитель человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Блаженны нищие духом. Нищий есть самый бедный, беспомощный человек. Его кормят Христа ради. Он знает, что у него нет ничего, всем кланяется, у всех просит помощи. Почему же Спаситель обещает царство тем, кто в душе своей нищ? Потому что Он любит смиренных, тех, кто почитает себя последним из людей, никогда не гордится и сознается в своих недостатках. Такие смиренные люди, чувствуя, что им нельзя исправиться без помощи Божией, усердно просят у Него небесной помощи и от души каются в своих грехах. Эти нищие духом уважают в других людях не их знатность и богатство, а их доброту и душевные качества. 0ни готовы всегда смиренно служить ближним. Спаситель Сам всегда подавал нам пример смирения. Он благоволил родиться в бедном семействе, терпел оскорбления и обиды, умыл ноги Своим ученикам и говорил, что Сын Человеческий «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для избавления многих». «Кто хочет быть первым между вами, – сказал Он Своим ученикам, – пусть будет всем раб». Это значит, что мы все усердно и смиренно должны трудиться на пользу ближнего, не ожидая за то ни наград, ни даже благодарности. Господь всегда особенно любил несчастных, страждущих людей. Он говорил: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я вас упокою». Сколько раз Спаситель во время Своей земной жизни помогал несчастным, исцелял больных, утешал страждущих! Он и теперь подает чудные утешения тем, кто к Нему обращается в горестях. Когда мы страдаем от тяжкой болезни или бедности, когда теряем тех, кого любим, когда нас люди преследуют или обижают, где нам искать утешения и отрады? В Божественном учении Спасителя, в теплой молитве, обращенной к нашему Господу, Который, живя на земле, Сам много страдал. Много есть несчастных детей, но они не забыты Богом. Если ты несчастный сирота, у которого нет ни доброй матери, ни нежного отца, знай, что Господь, Отец небесный, видит твои слезы и одиночество. Если ты болен и не можешь играть с товарищами, не унывай, но будь уверен, что Господь видит твои страдания. Молись Ему, и Он тебя утешит, даст тебе силу и терпение, и если Ему угодно и для тебя полезно, то исцелит тебя.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

В Истории Царей описана некая женщина вдова, сильно тяготившаяся бедствием одиночества ( 4Цар.4:1 и след.). Осаждал ее заимодавец сребролюбивый и человеконенавистный, отнявший (у нее) в качестве залога детей, которых только и имела вместо всего мать. Когда же в безвыходное положение поставили ее неблагоприятные обстоятельства, и никто из имевших золото не оказывал сострадания, пошла она к тому, кто имел человеколюбие и веру. Это был Елисей пророк, муж бедный земными вещами, но изобиловавший невещественным богатством, – мудрец из земледельцев, бездомный, не имевший своего очага, носивший одно только платье, – недавно, правда, получивший наследство, но наследство – из дешевой милости и еще – невидимого благословения, ниспосланного с огненной колесницы ( 4Цар.2:14 ). И он-то именно не отослал просительницу без удовлетворения, не отказал в помощи на том основании, что не было у него просимого, и не сказал каких-нибудь малодушных и чуждых веры слов, как один из многих: откуда у меня деньги, чтобы заплатить (твой) долг? Но как превосходнейший врач, и при отсутствии лекарств, он нашел во вдохновенных мыслях врачевание для недуга и сказал: «что есть у тебя в доме, женщина» ( 4Цар.4:2 )? Припомни, не осталось ли там хоть немного чего-нибуд; ведь никто не бывает настолько бедным, чтобы уж совсем ничем не владеть. Когда же она сказала, что есть глиняный сосуд и в нем небольшой остаток масла, то он сказал: приготовь мне множество сосудов. Она приготовила, a он при ее помощи наполнил их, и – долг был уплачен заимодавцу. И женщина отошла, нашедши исход из бедности: так как весьма малое количество масла, о существовании у нее которого она сказала пророку, умножилось сверх ожидания, наполнило все приготовленные сосуды и тогда только перестало литься, когда уже не было сосуда для принятия его, так что дар был соразмерен с нуждой. По-истине масло это не было плодом растения, a было возращено Божиим милосердием. Это знание приобретайте, если можете, о вы, – от восхода солнца и до запада – цари, вельможи, богачи! Мудрецы мирской мудрости, стяжите дар пророка из земледельцев, – дар, который неотъемлемо оставался у получившего его, тогда как приобретения вашего старания подвержены безчисленным опасностям утраты и от разбойников, подкапывающих стены, и от тираннов-грабителей, и от доносчиков злоумышленных, и от моря потопляющего, и от земли, трескающейся расселинами. Но да будет надеждой и сокровищем для людей десница Божия, которая извела народ из Египта (Исх. гл. 14 и пр.), и в пустынной стране даровала изобилие благ, которая Аввакума представила к Даниилу( Дан.14:36 ), – которая спасла Измаила, исторгнутого из объятий матерних ( Быт.21:9 ), – которая помогала людям во все роды, – и которая, наконец, пять хлебов ячменных преисполнила как бы в огромную жатву ( Ин.6:9 ), дабы каждый хлеб наполнил желудки тысячи алкавших людей и сверх того – корзину остатков. – Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

В этих законах мы видим не холодное рассуждение государственного мужа, но теплое и любвеобильное сердце отца, пекущегося о своих несчастных детях среди более счастливых его братьев: когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; и виноградника твоего не обирай дочиста и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу ( Лев.19:9–10 ). Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп, не возвращайся взять его; когда будешь обивать маслину, не пересматривай за собой ветвей; пуст останется пришельцу и сироте, и вдове ( Втор.24:20 ). Если здесь запрещается имущему убирать все безусловно с полей и садов своих и по уборке приходить снова за забытым или уроненным, чтобы и неимущие имели свою долю в плодах земли; то в другом месте еще более – всякому бедному предоставлено приходить в поле и виноградник, когда они полны еще плодов, и есть или брать в руки сколько угодно, только бы не класть в корзину или сосуд и не жать серпом ( Втор.23:24–25 ). И этого мало: в седьмой и юбилейный годы запрещено было обрабатывать землю, чтобы дать отдых самой земле, рабочим животным и рабам (какая гуманность!), и в то же время, по божественному законодательству, все, уродившееся в эти годы само собой в полях и садах, становилось собственностью не владельцев полей и садов, а бедняков или добычей скота и зверей ( Лев.25:1–7 ). Если бедняку будет необходимость занять деньги в долг, то с него не должно брать прибыли, а вещи необходимые для хозяйства, например, жернова, запрещалось принимать в заклад ( Исх.21:25 ; Втор.24:6 ). Для получения залога не следует заимодавцу идти в дом бедняка, а ждать, когда он сам вынесет его, и принятую в залог единственную одежду у бедного нужно возвратить к ночи, чтобы бедный имел чем прикрыться от ночного холода во время сна: возврати ему залог при захождении солнца, чтобы он мог спать в одежде своей и благословил тебя ( Втор.24:10–13 ). Несмотря на все эти предупредительные законы против распространения и усиления бедности среди еврейского народа; все же неизбежно должны были появиться в еврейском обществе не только люди недостаточные, но и положительно не имущие ничего своего и могшие жить только даровым пособием других, то есть милостынею.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

Весьма многие люди жалуются на свое положение и на свои внешние обстоятельства. а) На что именно ? Жалуются и ропщут очень часто на бедность, на низость звания, на нужды и заботы, на ничтожное вознаграждение за труды, на воображаемое пренебрежение, на худые времена и т. д. Жалобы, например, на худые времена никогда не умолкают; однако по прошествии времени оказывается, что одному приходится лучше, а другому несколько хуже. При дороговизне хлеба можно сделать наблюдение, что жалуются даже те, которые извлекают из того выгоду и т. д. б) Что говорит уже против этого человеческий разум ? Он должен сказать, что очень многие люди сами несколько виноваты в своем неблагоприятном положении. Он должен сказать, что нужно сравнивать свою участь не с теми, которые, по-видимому, поставлены выше и лучше нас, а с теми, которые ниже и хуже нас. Бедный так охотно глядит на богатого, не думая, что одно богатство не делает еще счастливым, и что люди состоятельные часто также несут свой крест и имеют много скорбей. “Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много ” (Притч. 13:7), т. е. один кажется богатым, и однако ничего не имеет, а другой выглядит бедным, а имеет великое богатство. Обремененный тяжелым и продолжительным дневным трудом взирает с завистью на того, кто работает ежедневно только несколько часов. Но разве ленивец счастлив? Не в труде ли — главный источник счастья? Разум говорит, что следует помогать самому себе и утешаться, обращая внимание на лучшие стороны своего положения, вместо худших и т. д. в) Как погрешают против Бога и веры в Него ? При таком ропоте и жалобах грешат против Слова Божьего: “ от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? ” (Притч. 20:24). “ Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает ” (1 Цар. 2:7). “ Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит ” (Псал. 36:5). “ Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику ” (Псал. 54:23). “ Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу ” (Рим. 8:28).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МИЛОСТЫНЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Милостыня - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь нуждающимся людям. О милостыне в Библии Новый Завет Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад ( Лк. 6, 30 ). Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6, 1 -4). Ветхий Завет Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это ( Притч. 3, 27 ) Святые отцы о милостыне Свт. Иоанн Златоуст : Велика сила милостыни... Бедные - врачи наших душ, благодетели, предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное, облегчаешь бедность и примиряешь себя с Владыкой . Нам надлежало бы творить милостыню уже потому, что она - прекрасное дело, и из сострадания к нашим братьям, а не ради обещанных Владыкой наград. Но так как мы не в состоянии мыслить возвышенно, то будем творить милостыню хоть из-за награды, отнюдь, впрочем, не ища славы от людей, чтобы нам сверх растраты денег не лишиться и награды. Но скажешь, как я могу подавать милостыню, когда я беден? Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден. Богатый, опьяненный обилием богатства, пламенеющий жесточайшей горячкой и одержимый ненасытной страстью, желает увеличить свое имущество, а бедный, не зараженный этой болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть . Считай же милостыню не за расход, а за приход, не за ущерб, а за приобретение, потому что через нее ты больше получаешь, нежели даешь. Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную, даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия, даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное, даешь блага погибающие, а получаешь блага постоянно пребывающие . Редакция текста от: 15.06.2013 21:52:44 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/24731.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010