Бедность Бедность обыкновенно более спасает душу, а богатство для многих служит к тому препятствием; бедность находит всякий, а богатство не в нашей (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 142). Знай, что скудость в вещах приближает тебя к Богу (прп. авва Исаия , 60, 206). Нищета, при истинном самодовольстве, для целомудренных предпочтительнее всякого наслаждения (свт. Василий Великий , 5, 112). Источник. Мы, бедные, отличаемся от богатых – свободою от забот: наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами, не зная беспокойств и будучи свободны, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены (свт. Василий Великий , 5, 190). Источник. ...Беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 799). Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее; это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. Одолеть бедного не так легко, как богатого, потому что последний со всех сторон представляет к этому случаи как диаволу, так и коварным людям и бывает рабом всех, по великому множеству дел (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. ...Бедность нисколько не служит препятствием к гостеприимству... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 190). Источник. ...Бедный, как человек свободный... есть лев, дышащий огнем, имеет душу отважную и, отрешившись от всего, легко делает все, что может принести пользу церквам, хотя бы нужно было обличить, хотя бы укорить, хотя бы потерпеть множество бедствий для Христа... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 197). ...Бедному бедность не может быть препятствием к милостыне по причине его душевного богатства (свт. Иоанн Златоуст , 47, 342). ...Бедный, свободный от роскоши, невоздержания и беспечности, употребляя все время на рукоделия и праведные труды... от этого в душе великое любомудрие... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366). Бедный, почивающий в недрах Авраама, удостоился похвалы не за то, что был беден, но за то, что с благодарением переносил бедность (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бедные могут обогащать богатых... Богатые - обеднять бедных... Как различно произносит мир эти слова! Неверующие за ними подразумевают эксплуатацию бедных богатыми. Верующие во Христа, живущие во люди видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый план: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать более материально-богатого человека. И наоборот: неблагополучный, в нравственном смысле, богач, конечно, " обедняет " , духовно опустошает соприкасающегося с ним бедного человека. Ибо каждый не только " за всех виноват " , но каждый на всех влияет, независимо от своего социального положения. В мире же постоянно, невидимо для глаз поверхностного сознания, ходят, перекатываются Друг через Друга волны нравственных и духовных энергий отдельных людей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводниками света Христова или тьмы. Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию. Существо христианского духа есть свобода от всякого пристрастия к тленному богатству, и во Христе освобождённым, свободным духовно как от скупости эгоистической, так и от зависти эгоистической, может быть всякий человек, независимо от своего социального положения. Бедность, которая живет завистью и дышит убийством, не есть благословенная евангельская бедность. Это есть ужасная бедность. Также и смиренный обладатель богатства, считающий себя лишь " управляющим " (см. Лк. 16) этого богатства, принадлежащего Творцу, и справедливо владеющий им, приобретающий милостивое отношение к миру через него " , конечно, не может быть причислен к тем богатым, о которых Спаситель сказал, что " горе " им. Нет, таким богатым не горе, а радость, и - радость вечная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/261/...

Беседа 2 Ин.1:1 . В начале было Слово... 1. Внешние философы в сравнении с св. Иоанном. – Бедность и неученость его и в то же время несравненное превосходство его над первыми. – 2. Варварские народы, восприяв христианство , научились любомудрствовать. – 3. Против учений философов и особенно против учения о переселении душ. – 4. Почему Иоанн говорит о Боге-Сыне, не касаясь Бога-Отца. – В чем истинное любомудрие? – 5. Ум не может одновременно размышлять о нескольких предметах. – С каким вниманием следует читать Евангелие св. Иоанна. 1. Если бы Иоанн хотел сам с нами беседовать, или говорить нам что-либо свое, от себя, то нужно было бы сказать о роде его, об отечестве, о воспитании. Но так как не он, а сам Бог через него вещает роду человеческому, то исследовать это представляется мне излишним и неуместным. Впрочем, может быть, это и неизлишне и даже весьма нужно. Когда узнаешь, кто он был, откуда и от кого происходил, и каков был сам по себе, потом услышишь его глас и все его любомудрие, – тогда ясно увидишь и то, что Евангелие было не собственным его произведением, но делом боже­ственной силы, которая действовала в душе его. Итак – какое же было его отечество? Отечества у него не было почти ника­кого; он происходил из бедного селения, из страны самой в то время презренной, которая не имела в себе ничего хорошего. Книжники в унижение Галилеи говорили: «рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» ( Ин.7:52 ). Унижает ее и истинный израильтянин, говоря: «из Назарета может ли быть что доброе?» ( Ин.1:46 ). Будучи из такой страны, Иоанн не происходил и из какого-нибудь замечательного в ней места, и не был там известен по своему имени. Отец его был бедный рыбарь, до того бедный, что и детей своих приготовлял к тому же ремеслу. А вы знаете, что ни один ремесленник не захочет добровольно сделать своего сына наследником собственного ремесла, если только не будет принужден к тому крайнею бедностью, особенно, если ремесло его низко. Но нет беднее, нет презреннее, невежественнее рыбарей; впрочем и между ними одни выше, а другие ниже. Апостол и в этом отношении занимал самую последнюю степень. Он и не в море ловил рыбу, а трудился в одном небольшом озере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Нищие духом Нагорная проповедь Христа – средоточие христианства – веры, которая, по слову апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие». «Блаженны нищие духом». Ложность или неточность толкования этой заповеди и в самом деле способна обратиться и «безумием», и «соблазном». Для людей, далеких от Церкви, слова о «нищих духом» звучат скандально: если христианство – религия слабых и убогих, а я не таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время от времени вызывает безумие в виде так называемой «концепции спасения через грех»: не согрешишь – не покаешься; не покаешься – не спасешься; следовательно, не согрешишь – не спасешься. Между тем, уже простой философский анализ понятия духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его ясного определения. Этот анализ состоит в различении нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого. Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые «нулевые» потребности – в питье, пище, лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает. Именно поэтому его имя – жажда, его бытие – борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность и сопротивление личного достоинства, заставляя искать необходимое – то, чем можно восполнить роковую недостаточность быта, а в случае духовной нищеты – ущербность бытия. Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения. Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах...

http://pravoslavie.ru/50564.html

священник Александр Кандарицкий Отдел первый. Предварительные понятия Краткий очерк из истории христианской церкви 1. Ереси и секты в первые века с, лежитъ сей на и на мнгимъ во и въ преркаемо ( Лк.2:34 ). Господь наш Иисус Христос , во время земной своей жизни, в продолжение последних трёх с половиной лет, проповедывал своё Божественное учение устно. И многие из апостолов, после сошествия на них Святого Духа в день Пятидесятницы, до конца дней своих проповедывали веру во Христа Спасителя устно же, а только некоторые из них передали жизнь, чудеса и учение Христовы письменно; всё это написанное составляет Новый Завет и называется Священным Писанием. А то, что не записано проповеданного Христом и апостолами, например: относительно порядка христианского богослужения, таинств и прочего, а записано современниками апостолов, или мужами апостольскими, и другими древними отцами и учителями церкви, называется Священным Преданием. Христианское вероучение, заключающееся в Священном Писании и Священном Предании, должно быть принимаемо и усвояемо каждым верующим без изменения. Изменение или искажение правильного вероучения называется ересью. Но ещё при жизни апостолов и затем в последующие времена появлялись лжеучители, которые, «отвергаясь искупившего их Господа» ( 2Пет.2:1 ), «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают» ( 1Тим.1:6–7 ) (см. указания на них: 1Ин.2:19 . Откр.2:14–15 . 1Тим.6:20–21 . Гал.2:4 . Тит.3:10 . Деян.8:9–10 ). С одной стороны, являлись еретики иудействующие, которые стремились слить христианство с иудейством, даже с предпочтением последнему, а с другой – язычествующие, желающие помирить христианство с языческим религиозным мировоззрением. Впоследствии возникали ереси, возросшие собственно на христианской почве. Предметом последних служит главный догмат христианства о троичности лиц Божества. I).Epemuku иудействующие, иначе называемые евиониты (от еврейского слова евион, что значит бедный, называвшиеся так или от бедности их общества, или от бедности умственной, духовной), и по крещении признавали решительно необходимым соблюдение Моисеева обрядового закона, считая поэтому апостола Павла, восставшего против сего, отступником от веры ( Деян.21:21 ). Они отвергали Божественное достоинство Иисуса Христа и считали Его простым человеком, получившим Божественную силу при крещении, и видели в нём великого пророка подобно Моисею, пришедшего основать новое иудейское царство. Таким образом, главного догмата христианства об искуплении человечества Господом Иисусом Христом от греха, проклятия и смерти у евионитов не было. Все ереси евионитского или иудейского направления имеют ту общую черту, что, не отвергая совершенно божественного высшего начала во Христе, понимали это божественное особенно: божественность в лице Иисуса Христа у них является чем-то внешним, случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

9. Добрые пастыри Христовой церкви (Примеры) I. Святой Павлин, епископ Ноланский. Этот святитель отличался великим христианским милосердием. Раздав все свое имение бедным, он, наконец, упросил одну вдову, которая желала получить от него денежную помощь для выкупа из плена единственного сына ее, отдать его, епископа Павлина, в выкуп за сына. Вдовица никак не соглашалась на такое неожиданное и необычайное предложение, но святитель Павлин убедил ее, наконец, отдать его вандалам в выкуп за сына. Сострадательный старец, исполнявший должность садовника у вандальского князя, скоро приобрел у него расположение к себе и по устроению Промысла Божия, спустя несколько времени, был отпущен на свободу со множеством пленных христиан. Ученик св. Павлина, еписк. Ноланского, Ураний так описывает пастырскую жизнь его: «Св. Павлин старался быть более предметом любви, чем страха; гнев не возмущал покоя души его; если надобно было показать строгость, он растворял ее кротостью. Бедный не отходил от него без того, чтобы не быть выслушанным; для всех у него готов был отеческий совет, для всех нуждающихся готова помощь; щедрость его к бедным доводила его самого до бедности. Перед смертию, когда он уже приобщился Св. Таин, ему сказали, что за платье для бедных требуют 40 сребреников, он отвечал с улыбкою: будет заплачено, и через несколько часов присылают ему из другого места 50 сребреников. Павлин возблагодарил Бога, расплатился и мирно скончался в 431-м году» (Из кн: «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского , январь 23 день, стр. 228 – 9). II. Св. Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, прозванный церковью Великим за свои заслуги, родился в 329 году по Р. X. от благочестивых и знатных христианских родителей. Первые годы своего детства он провел в доме своей благочестивой бабки Макрины, которая посеяла в его душу первые семена христианской веры и благочестия. Когда св. Василию минуло семь лет, родители взяли его к себе в дом для дальнейшего развития ума и сердца. Укрепив в душе его истинную веру, развив в его сердце пламенную любовь к Богу и ближним, благочестивые родители св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890). Часть 1 Архимандрит Серафим (Богоявленский) Архимандрит Серафим (Богоявленский) – один из удивительных церковных деятелей XIX века, чье имя незаслуженно забыто за годы смуты минувшего столетия. Он служил и полковым священником, и, долгое время, настоятелем домовой церкви Матросской военной богадельни на Сокольничьем поле в Москве, и настоятелем московского Сретенского монастыря. Архимандрит Серафим первым организовал в 1871 году публичные народные чтения и общенародное церковное пение, которое по его примеру распространялось и во многих других городах и селах нашей обширной России. К нему стекались тысячи людей (и в Матросскую богадельню, и в Сретенский монастырь), чтобы участвовать в общенародном пении Божественной литургии. Благодаря ему был издан «Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря» и началась реставрация фресок собора. Библиотекарь Главного архива Министерства иностранных дел в Москве Иван Федорович Токмаков в своей книге «Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря» писал: «Архимандрит Серафим назначен 21 февраля 1884 года из иеромонахов московского Богоявленского монастыря, с возведением в сан архимандрита; до того времени Серафим (в миру протоиерей Димитрий Григорьевич Богоявленский) был двенадцать с лишком лет настоятелем при церкви Императорской Екатерининской богадельни в Москве» . В Чтениях Общества любителей духовного просвещения за 1880 год сохранились автобиографические воспоминания тогда еще протоиерея Димитрия Григорьевича Богоявленского о своем детстве, о службе полковым священником, о преподавании в военных учебных заведениях и деятельности в качестве настоятеля Воскресенской церкви при Екатерининской богадельне. Ниже публикуются его воспоминания. Происхождение мое очень незавидное. Отец мой был бедный причетник села Алексина Ковровского уезда Владимирской губернии, имел восемь человек детей. Рождение в такой бедной и многочисленной семье что могло обещать мне впереди, какая перспектива могла рисоваться в будущем, кроме горькой нужды и различного рода лишений и недостатков во всем. Так оно и было. Годы моего детства протекли мирно, безмятежно, в младенческой бессознательности бедного положения моих родителей, в обыкновенных забавах и играх невинного возраста. Счастливые были эти годы, доброе было это время! Не знал я, как и вообще все дети, ни нужды, не знал я ни горя, не имел никаких забот, кроме одной заботы, чтобы быть сытым, не быть голодным. Мрачную картину бедности моих родителей я нарисовать не мог: что они выбивались из сил, и как им было трудно прокормить и воспитать такую огромную семью, мне это не представлялось, до этого я не мог додуматься. Каждый день, набегавшись и наигравшись, я засыпал ночью так же сладко, как и дитя, растущее во всем довольстве и неге.

http://pravoslavie.ru/31770.html

Валентина Теплова Скачать epub pdf Личность, церковная и научная деятельность Георгия Ивановича Шавельского составляют на редкость единое целое. Протопресвитер Российской армии и флота, один из духовных столпов последних лет перед катастрофой 1917 года привлекает внимание историков как выдающийся церковный деятель начала XX в., принимавший участие в работе Всероссийского поместного собора Русской православной церкви 1917 – 1918 гг. С именем Георгия Шавельского связано вмешательство в «дело обращения галицийских униатов в православие» в 1915–1916 гг., коренным образом изменившее ход процесса воссоединения в Галиции и Буковине с.165–182; 4, с. 33–46]. Георгий Шавельский представляет интерес и как уроженец Беларуси, выходец из среды потомственного православного духовенства, осознававшего свою сопричастность к тем изменениям в жизни белорусского народа, которые произошли на рубеже XIX – начала XX вв. Есть основания полагать, что многие черты его церковной деятельности, отчетливо проявившиеся на фронтах Первой мировой войны, сформировались благодаря его пасторской деятельности в приходах Полоцкой епархии. Георгий Иванович Шавельский родился 6 января 1871 года в селе Дубокрай Витебской губернии, в семье белорусских крестьян, глава которой исполнял в приходском храме обязанности дьячка. Начальное образование будущий протопресвитер получил в Духовном Училище (1881– 1885), затем в числе лучших закончил курс Витебской Духовной Семинарии (1885–1891). Перед выпускником открывалась блестящая перспектива учебы в Духовной Академии. Однако бедность семьи не позволили воспользоваться открывшейся возможностью. Кроме того выпускникам семинарий, желавшим получить священнический сан, проходилось в течение нескольких лет трудиться в должности псаломщика или учителя начальной школы. Иногда этот срок мог быть семь и более лет. В августе 1891 г. Георгий Шавельский был назначен псаломщиком в весьма бедный приход Хвощнянской церкви Городокского уезда Витебской губернии, а уже в начале 1892 г. был переведен в село Усмынь, где одновременно являлся законоучителем народного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воинский долг христианина 26.08.2009 564 Время на чтение 4 минуты Самое время понять, что миротворство - не есть потворство злу, напротив, удаление зла самым радикальным способом. Не пресекаемые христианами злые, сатанинские силы водворяют в народе смуту и войну. Поэтому христианин-миротворец всегда с мечом и всегда готов отстоять Истину в бою. Непреложная истина Начало премудрости страх Божий, ибо живо в нас сознание, что за все совершенное надо платить. Ведь что такое судьба в христианском смысле этого слова? Суд Божий в земной жизни человека, суд Бога, воздающий человеку уже на земле по грехам и заслугам его. Святитель Иоанн Златоуст называет Страх Божий корнем благих. Единственный страх, который должен жить в душе, именно он - основа мужества, воинской отваги. Страх божий подвигает нас защищать слабого и противостоять неправде. Ведь не даром говорят: Смелым владеет Бог. С малолетства наставляли русских деды и отцы: Никого не бойтесь, одного Бога бойтесь. Все добродетели, которые постигает православный христианин, они не перед людьми носятся, это ведь не личины, не маски, они суть состояние человеческой души перед Богом. Откроем в Евангелии Заповеди Блаженства (Мф. 5, 3-12), которые исчисляют добродетели человеческие. Блаженни нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Вокруг выражения нищии духом столько сломано копий, столько споров, возбуждаемых врагами христиан, упрекающих нас в том, что-де Вера наша призывает к духовной бедности. Но слово нищий в славянском языке означает вовсе не бедный, его первоначальное значение происходит от понятия никнуть, то есть склоняться. Слово нищий родственно словам приникнуть, пасть ниц, опрокинуться навзничь. То есть нищии духом изначально значит приникшие духом своим ко Господу, склонившие перед ним собственную гордыню и своевольство. Другая заповедь: Блаженни плачущие, яко тии утешатся. Плачущие о своих грехах разумеются здесь, и это позволяет врагам Православия упрекать нас в унылости нашей Веры. Мы же в отпор можем сказать, что плач о грехах смывает самые грехи, и делает нас, православных, чистым, святым народом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Павел Безукладичный: «Мы прошли по местам, которые являются вехами в нашей истории» Сопредседатель Движения «За веру Православную» о завершившемся крестном ходе в честь св. Андрея Боголюбского 05.07.2012 1159 Время на чтение 5 минут Завершился большой международный Крестный ход , посвященный святому благоверному Великому князю-мученику Андрею Боголюбскому, участники которого с молитвой прошли по территории Украины, Белоруссии и России. Своими впечатлениями от Крестного хода делится в интервью «Русской народной линии» один из его организаторов, сопредседатель движения «За Веру Православную» Павел Безукладичный . Это был крестный ход из ряда мероприятий под названием «Единая вера, единая история, единый народ». Цель этого проста и понятна - максимально увеличить общение между людьми на сегодня разных государств. То, что мы символически каждый раз «режем» границы, вызывает всё больший отклик. Все люди нас встречают положительно, местные власти уже понимают, что мы никакие не экстремисты, а нормальные люди, патриоты, которые хотят жить в своей стране и жить хорошо. Тема восстановления исторической справедливости также сейчас важна, как никогда. В данном мероприятии мы напомнили людям о двух известных исторических личностях, о которых сейчас, к сожалению, забывают. Мы посетили могилу Багратиона в селе Сима нынешнего Юрьев-Польского района Владимирской области. Известный факт, что он был ранен в битве при Бородино и поехал в имение Голицыных, в село Сима, где умер и был похоронен. Место его первого захоронения находится в плачевном состоянии. Местные власти не могут добиться от чиновников Министерства культуры решения об установке памятного знака на этом месте. Надеемся, что своими действиями мы как-то поможем в этом деле. Если мы будем забывать своих героев, то и о нас скоро все забудут. Вторая историческая личность - это первый воспитатель Царя-Мученника Николая II генерал Данилович. Он похоронен в Черниговской области в очень бедном селе. Такой бедности я ещё не видел. Даже по сравнению с российскими деревнями это намного хуже. В Черниговской области полное запустение. Храмы все деревянные, похожие друг на друга, построены 200-250 лет назад, и до сих пор они стоят без ремонта, покосившиеся, некрашеные. Когда мы пришли в это село, называется оно Степаново, местные жители, узнав, что идет совместный Крестный ход из России и Украины, скинулись всей деревней, поставили новый крест и покрасили храм. Само желание встретить достойно крестный ход - это уже хорошо. Но храм настолько бедный, что иконостас как был сделан при Екатерине, такой и есть. Конечно, то, что мы крестным ходом пришли в эту деревню, стало событием для жителей. Сто лет там ничего подобного не было, оказывается, вот есть и такие места у нас.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/05/pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010