Война с Римом 66-74 гг. привела к краху сложившейся системы управления Палестиной, к-рая из прежде квазиавтономной части имп. пров. Сирия с царем, клиентом императора, во главе превратилась в полноценную имп. провинцию. С разрушением храма евреи потеряли права легальной религии. Их обряды с т. зр. рим. права стали рассматриваться как сугубо домашние, приватные. Вместо полшекеля на храм был установлен ежегодный налог в 2 динария (дидрахма) в пользу fiscus iudaicus (иудейской казны), к-рый собирался со всех, кто продолжали жить по-иудейски ( Suet. Domit. 12. 2). Т. о., для рим. властей в данном случае имела большее значение именно религия, а не этническое происхождение (см. подробнее об истории евр. идентичности в античности - Cohen S. J. D. 1999). Это решение, вероятно, сыграло ключевую роль в отделении иудеев от христиан и др. течений, возникших в период Второго храма (подробнее см. ст. Иудеохристианство ). Евреям было запрещено селиться в пределах Иерусалима. Земли богатых иудеев были частично конфискованы. В 130 г., во время визита имп. Адриана в Палестину, Иерусалим был переименован в Элию Капитолину (возможно, это произошло уже после восстания Бар-Кохбы - Euseb. Hist. eccl. IV 6. 14). В результате 2-й войны (132-135) надежд на скорое восстановление храма не осталось (хотя иудеи продолжали в это верить; ср. одно из ранних свидетельств: «Да будет воля Его, чтобы Дом был отстроен в скорости в наши дни» (Мишна. Тамид. 7. 3)). Тем не менее общей верой последователей иудаизма было то, что Тора и Завет по-прежнему действуют (2 Варух и 4 Езд). Подверглись ли гонениям иудеи, не участвовавшие в восстании Бар-Кохбы, и были ли к.-л. запреты именно в отношении иудейской религии, точно неизвестно. Поскольку имп. Антонин Пий разрешил совершать обрезание рожденных в иудействе (Dig. 48. 8. 11), но категорически запретил обрезание прозелитов, исследователи предполагают, что какие-то репрессивные меры в отношении иудеев в целом были введены при имп. Адриане. Хотя считается, что евреи в Палестине составляли преимущественно сельское население, крупные иудейские общины сохранились и получили развитие в таких городах, как Тивериада (Тиверия), Сепфорис, Диосполь (Лидда, Лод), Кесария Приморская, Скифополь (Бейт-Шеан), Птолемаида (Акко), Тир, Сидон и др. Более того, вплоть до V в. евреи, видимо, составляли большинство населения Палестины (римляне не провели столь массовой депортации евреев, как вавилоняне). Известно ок. 500 имен раввинов, живших в Палестине предположительно во II-III вв.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИШНА [евр.   мн. число   арам.   (  ) - букв.- повторение], главный сборник законодательных положений (галахот), базовый корпус раввинистического учения. История составления М. Традиционно считается, что М. была записана и отредактирована в 1-й четв. III в., при патриархе Иехуде ха-Наси, но раввинистическое предание особо подчеркивает роль в процессе составления М. в I-II вв. раввина Акивы (или Рабби) и его учеников Меира, Шимона бар Йохая, Иехуды бар Илая и Иосии (Иосе бар Халафты) (Вавилонский Талмуд. Сангедрин. 13b). Язык М.- это т. н. мишнаитский еврейский (миш. евр.), с редко встречающимися арам. фразами. Евр. глагол корня   в миш. евр. означает «повторять», «заучивать (запоминать)», а также «обучать, преподавать то, что было передано в устной форме, путем неоднократного повторения» ( Bacher ET I:194). Арам. эквивалентом глагола   является   (см. словарные статьи в DJPA:585; DJBA:1218-1221), слову   соответствует арам.   (  ). В обоих словарях релевантные значения   описываются как «учить (обучать) таннаитской традиции», «обучаться таннаитскому учению (заучивать положения таннаитской традиции)», «повторять по памяти, цитировать вслух таннаитское предание». Таннаями называют учителей (раввинов), деятельность которых была известна от начала талмудической эпохи до окончания редактирования М. Иехудой ха-Наси ок. 200 г. Возникновение М. как и всей раввинистической традиции в целом связывают с деятельностью таннаев, восприемников и передатчиков устного предания, к-рое появилось во время деятельности 2 фарисейских школ в I в.- Шаммайя и Гиллеля. Расцвета раввинистическое движение достигло только после восстания Бар-Кохбы, и произошло это в школах Галилеи (Уша, Бет-Шеарим, Сефорис, Тиверия). Фактически после этой даты была разработана большая часть М. Затем в окончательной редакции под рук. Иехуды ха-Наси (ок. 200 г.) положения М. были представлены в единообразной формулировке. Корпус М., однако, продолжал меняться еще целое поколение после раввина Акивы, о чем среди прочего свидетельствует упоминание его имени в спорах с др. таннаями, а также упоминание его сыновей. Промежуточные ступени развития М. едва ли можно реконструировать. Однако можно оценить относительный «вес» вклада в М. различных школ и отдельных раввинов. Важнейшие таннаи М.- современники и оппоненты раввина Акивы и раввина Ишмаэля (каждый из 2-го поколения таннаев, ок. 90-130 гг.) и круг их учеников. Особенно часто в корпусе называются ученики раввина Акивы; объяснить это можно тем, что большую часть традиции М. восприняла от этой школы. Важнейшими учениками раввина Акивы считаются раввин Меир (сначала он был учеником раввина Ишмаэля, затем раввина Акивы; упом. в М. ок. 300 раз), раввин Иехуда бар Илай (упом. в М. ок. 600 раз) и раввин Элиезер (упом. в М. ок. 400 раз).

http://pravenc.ru/text/2563848.html

В др. месте автор говорит об иудеях: «За то, что они постоянно воюют, храм их разрушен врагами, и теперь подданные их врагов восстановят его» (16. 3). Из контекста ясно, что имеется в виду конкретное историческое событие - разрушение иерусалимского храма римлянами в 70 г. Стих «предаст Господь овец пасомых, хлев их и столб их на истребление» преподносится как цитата из Свящ. Писания, хотя такие слова в Писании не встречаются (ср.: Ис 5; Иер 15. 1-9; Мих 4). Его вольное изложение, вероятно, говорит о том, что фраза редактировалась под конкретное событие. Скорее всего, здесь подразумевается строительство римлянами храма Юпитера на развалинах иудейского храма в Иерусалиме, предпринятое по приказу имп. Адриана в 130 г. и вызвавшее иудейское восстание Бар-Кохбы (132-135). То, что храм иудеев, будучи разрушен, должен был превратиться в языческий храм, полностью развенчивало в глазах автора послания саму идею земного материального храма. Поскольку в В. а. П. говорится о начале «восстановления» храма, но не упоминается о восстании Бар-Кохбы, во время которого строительство было остановлено, послание может быть датировано временем между 130 и 132 гг. Существенным для датировки является стих 11. 9, в к-ром можно увидеть цитату из сир. Апокалипсиса Варуха. Т. о., нижней границей датировки В. а. П. может быть признано 1-е - 2-е десятилетие II в. Место возникновения В. а. П. определить значительно сложнее. Большинство исследователей считают, что оно создано в Египте (в Александрии), поскольку отсюда происходят древнейшие известия о нем (Климент Александрийский, Ориген, Синайский кодекс). Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что метод интерпретации Свящ. Писания в В. а. П. близок к александрийской традиции (небуквальное понимание Пятикнижия, аллегоризация мельчайших деталей текста, подчеркивание Божественной природы Иисуса). Однако такой способ толкования не был характерен только для Египта и обнаруживается у мч. Иустина Философа и у Тертуллиана. В Послании говорится, что «каждый сириец и араб и все священники идолов» являются обрезанными, и далее упоминается егип. обряд обрезания жрецов (9. 6). Александриец Филон уточняет, что обрезание ценится высоко у разных народов, в особенности у египтян ( Philo. De specialibus legibus. I 2). Если Филон особо выделяет египтян, то автор послания упоминает о них как бы в дополнение, что не подкрепляет версию о его егип. происхождении (K. Wengst). Кроме того, он пользовался извлечениями только из 4 библейских книг, что поразительно мало для того, кто жил в Александрии.

http://pravenc.ru/text/154297.html

Вместе с разрушением храма исчезли почти все религиозно-политические группировки. Радикальные националисты погибли во время восстания; часть иудеев, не найдя ответа на вопрос о том, почему Бог допустил разрушение храма, отошла от иудаизма, либо став язычниками, либо обратившись в христианство. Единственной группой, способной влиять на религ. и политические процессы, оставались фарисеи, вошедшие в историю евр. традиции под именем таннаев («хранителей традиции»). Именно они в Ямнии и еще в неск. академиях после долгих споров создали законодательную систему, явившуюся основой Талмуда. Центром внехрамового иудаизма стали синагогальное богослужение и домашние ритуалы (см. ст. Иудаизм ). При императорах Траяне (98-117) и Адриане Публии Элии (117-138) положение евреев еще более усложнилось. Враждебность между евреями и др. народами, ухудшение экономического положения, апокалиптические настроения, усилившиеся после подавления восстания в Иудее, привели к волнениям в евр. диаспоре, особенно в Египте и Вавилонии. В Иудее также было неспокойно: постоянное военное присутствие, жестокость рим. властей, провозглашенный Адрианом запрет на обрезание ( Eshel. 2006) и обучение Торе в конце концов привели к восстанию Бар-Кохбы, продолжавшемуся с 132 по 135 г. Результатом этого восстания и последовавших за ним гонений стала массовая гибель иудеев ( Dio Cassius. Hist. Rom. 69:11-15; Вавилонский Талмуд. Авода Зара 17б-18а) и полное разрушение значительной части евр. поселений. На месте Иерусалима была построена рим. колония, названная Элия Капитолина (от 2-го имени имп. Публия Элия Адриана и капитолийских богов) (см. в ст. Иерусалим ). После поражения восстания Бар-Кохбы евреи не предпринимали попыток добиться независимости. Их жизнь сосредоточилась на религии (см. Иудаизм ). С. В. Бабкина Лит.: Общие работы. Unger M. F. Archeology and the OT. Grand Rapids, 1954; Albright W. F. From the Stone Age to Christianity. Garden City, 19572; idem. The Archaeology of Palestine. Harmondworth, 19602.

http://pravenc.ru/text/293912.html

1126 В малых мидрашах говорится: «Мессия пребывает на небе, в раю, ожидая того момента, когда он может сойти» на землю, а в таргуме псевдо-Ионафана к Мих. 4:8 сказано: «ты же Мессия Израилев, сокрытый по причине грехов общины Сиона, – к тебе возвратится царство». См. у J. Hamburger, Real-Encyclopädie II, S. 742. 1127 E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes II, S. 444: «Мыслило ли дохристианское иудейство Мессию человеком или существом высшего рода и приписывало ли ему предсуществование, – этого нельзя решить с полной уверенностью при нетвердости хронологии источников. Первоначально мессианские ожидания относились не к Мессии, как отдельной личности, но к теократическим царям из дома Давидова... В общем, Мессия понимался в качестве человеческого царя и владыки и только наделялся особыми дарами и силами». Ср. еще у Oehler † (v. Orelli) Art. «Messias» в «Real-Encyclopädie» von Herzog-Hauck IX (Lpzg 1881), S. 666 flg. 1128 Jesu Predigt in ihrem Gegensatz zum Judenthum. Ein religions-geschichtclicher Vergleich von Privatdoc. W. Bousset. Göttingen 1892. S. 108: «Возвышение Мессии на степень божественного достоинства было нечто совершенно отрывочное (etwas völlig vereinzeltes) в иудейской апокалиптике, и в ней нельзя указать принципиальных предположений для такой попытки». Н. Н. Wendt, Die Lehre Jesu II, S. 41: «Представление о Мессии, – как бы распространенным и излюбленным оно ни было у тогдашних иудеев, – однако же в национальных ожиданиях будущего не занимало совершенно твердого и необходимого места». 1129 Для ветхозаветных неканонических книг ср. замечания в Sysmemamische Darstellung der Dogmatik und Moral der apocryphischen Schriften des alten Testaments von Karl Gottlieb Bretschneider. Erster Band, die Dogmatik enthalteud. Lpzg 1805. S. 342. 1132 P. Акиба – не вопреки притязаниям Бар-Кохбы (J. Hamburger. Real-Encyclopädie II, S. 90) – прямо говорил ему: «это есть царь Мессия»; (J. Hamburger ibid. II, S. 88. 761–762; I, S. 329; III, 2, S. 112 n. Anm. 1) и настолько был уверен в скором наступлении мессианских времен в период революции (132–135 гг.) при Адриане (11-е августа 117 г. – 10-е июля 138 г.), что к обычной пасхальной молитве прибавил пожелание, дабы Бог даровал совершить и другие праздники и торжества, которые будут ниспосланы Израилю для спасения. См. J. Levy: Chaldäisches Wörterbuch über die Targumim und einen grossen Theil des rabbinischen Schriftthums, zweiter Bnd, zweite Ausgabe (Lpzg 1876). 75b; Neuhebr. und Chald. Wörterbuch III, S. 272a. Даже после позорной казни Бар-Кохбы иудеи продолжали утверждать, что это был предтеча Мессии и своей войной подготовлял пришествие последнего, – что он погиб героем и лишь после него возможно явление Примирителя из дома Давидова: J. Levy : Neuhebr. und Chald. Wörterbuch III, S. 271a.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Второй раз Иерусалим был разрушен в 135 году, после неудачного восстания Шимона Бар-Кохбы. Не совсем, правда, неудачного – воодушевленные иудеи удерживали свою столицу целых три года, а многие даже поверили, что их предводитель и есть обещанный Мессия. (Есть небезосновательное предположение, что вот здесь-то дороги иудаизма и христианства разошлись окончательно – до этого момента христианство воспринималось как одна из мессианских иудейских сект.) Римский император Адриан такой наглости не потерпел, город в очередной раз разрушил, иудеям, да и христианам, запретил к нему даже приближаться, а на почитаемых местах установил языческие храмы. Между христианами и иудеями он разницы особой не видел – все одно варвары – так что осквернил не только место Иерусалимского Храма, где последователи Бар-Кохбы попытались восстановить свою святыню, но и христианские «ориентиры» – холм Голгофы и кладбище рядом с ним, где, очевидно, и находился Гроб Господень. Мстительный император установил там капище Венеры. Но почему-то мы в эту историю верим Иерусалима не стало. На его месте возникла римская колония Элия Капитолина, с которой у нынешнего Старого города Иерусалима общего гораздо больше, чем у Святого града времен Иисуса Христа. Сложно предположить, что почти двести лет спустя от даже самой крепкой человеческой памяти хоть что-то осталось. Где уж было сохраниться деревянным крестам, выброшенным на помойку? И тем паче какой-то особый хранитель преданий старины иудей Иуда, чьи бабушки и дедушки не могли входить в город больше одного раза в год, а в редкие посещения вряд ли интересовались Голгофой и свалкой с крестами – фигура совсем фантастическая. Предание об исцелении тяжелобольного и воскрешении умершего с помощью обретенного креста скептик даже не будет рассматривать. Обретение Креста святой Еленой. Художник Cola dell’Amatrice Но почему-то мы в эту историю верим. Сердцем верим. Что-то в душе на нее отзывается. Наверное, потому, что эта история – она про душу как раз и есть. Потому, что вся эта история – про покаяние и возвращение ко Христу. Вернее, об обретении Его. Он никуда от нас не уходил, Он все время стоял рядом с нами.

http://pravmir.ru/razgrebaesh-kuchu-muso...

Управление древностей Израиля приступает к раскопкам пещер в пустыне в поисках свитков Иерусалим, 31 мая 2016 г.      Пещеры Иудейской пустыни располагаются на востоке от Иерусалима, поблизости от Мертвого моря, сообщает Седмица.ru . Цель запланированного исследования, которое будет осуществляться совместно с проектом Наследие Министерства по делам Иерусалима и при участии Мири Регева, министра культуры и спорта, произвести раскопки и «спасти» все еще ждущие исследователя фрагменты рукописей Мертвого моря от грабителей, которые незаконно извлекают древности из пещер. «Грабители уничтожают Землю Израильской истории, мы не можем этого позволить», отметил Мири Регев в пресс-релизе УДИ. «Свитки Мертвого моря – уникальное свидетельство существования Израиля две тысячи лет назад… нашим долгом является защитить эти уникальные сокровища, принадлежащие израильскому народу и всему человечеству». УДИ приступил к раскопкам Пещеры черепов в Нахал Цеелим, в вади (пересохшем русле реки или ручья) у Масады. Раскопки ведутся под руководством археологов Эйтана Кляйна, Ури Давидовича, Ройе Пората (Royee Porat) и Амира Ганора. Поскольку Пещера черепов расположена в 262 футах от вершины скалы и в 800 футах от вади, УДИ была вынуждена приступить к постройке специального подъемника. Все участники раскопок используют оборудование для доступа к месту раскопок. В 2014 году в Пещере черепов удалось задержать черных археологов, которые имели при себе артефакты римского периода (возраст около 2 тысяч лет) и времен неолита (возраст около 8 тысяч лет). В частности был изъят фрагмент древнего папируса, датированный 4 годом от разрушения Дома Израилева (139 год от РХ). Подразумевается подавление восстания Бар Кохбы. С пещерами Нахал Цеерим принято также связывать фрагмент древнего папируса, спасенного от воров в ходе точечной операции проведенной УДИ совместно с израильской полицией в 2009 году. Папирус датируется тем же 139 годом и был создан спустя четыре года после подавления восстания Бар Кохбы. Сама датировка документов представляется весьма необычной.

http://pravoslavie.ru/93825.html

Именно о моей позиции было сказано, что «эта эсхатология есть рецидив традиционно-израильского противления Святому Духу» (Игумен Варсонофий ([Хайбулин). Грядет ли благословенное время мира?//Православная Москва. М., 1996. 32–33   Так, авторитетнейший для иудеев рабби Акива поддержал восстание Бар-Кохбы против Рима в 132 г. и даже провозгласил, что Бар-Кохба и есть Мессия. Рамбам (Маймонид) пояснил: «Бар-Кохба действительно мог стать Мошиахом, если бы не совершил ошибки. Таким образом, можно считать, что рабби Акива не был не прав, Бар-Кохба просто не сумел реализовать имевшиеся у него возможности». (Полонский Пинхас, Китросская Мирьям. День плача, траура и поста//Лехаим. М., 1998. 7 (75). С.17). Из этого эпизода по крайней мере понятно, каким критериям должен соответствовать Мессия в иудаизме. Это не спаситель душ, но тот, кто дает власть еврейскому народу. Так это на его встречу предлагает Лобье выйти вместе с иудеями из Иерусалима?   Лобье П. де. Указ. соч. С.109 – 110.   Подробнее см. об этом главу «Православие и католичество в опыте молитвы» в моей книге «Вызов экуменизма» (М., 1997).   Неклесса А. И. Конец цивилизации, или Зигзаг истории//Знамя. М., 1998. С.168.   " " А может ли еврей стать президентом России? « – „Я не думаю, что умный еврей захочет быть президентом. Не еврейское это дело. Наше дело – бизнес, медицина, производство, искусство, средства массовой информации“» (Мирилашвили М. Только сумасшедший еврей захочет быть президентом России//Версия. М., 1998. 23). М. Мирилашвили – заместитель председателя Российского еврейского конгресса и при этом президент компании, носящей название… «Русское видео».   Неклесса А. И. Указ. соч. С.166 –167.   Введение в криптографию. Под общей редакцией заместителя заведующего лабораторией МГУ по математическим проблемам криптографии В. В. Ященко. М., 1999, с.62.   " Задача неотслеживаемости информации была поставлена в работах Шаума (Chaum) в начале 80-х годов. В то время эта концепция осталась практически незамеченной. Хотя, быть может, ситуация на самом деле обратная: идея была замечена и понята слишком хорошо, и определенные силы, по причинам, которые станут понятны ниже, сделали все, чтобы не дать ей дальнейшего развития.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Около 100-го года в ежедневную синагогальную молитву (schvemone – esre) включены были такие слова: «и еретикам да не будет никакой надежды, и все, кто делает зло, да погибнут скоро и все да будут немедленно истреблены; и порази, и сокруши, и низринь, и смири скоро, немедленно, в наши дни. Благословен Ты, Господи, сокрушающий врагов и смиряющий надменных» (Schürer. Gesch. d. jüdisch. Volkes, Bd. II, S. 461). Введением этой формулы достигалось ежедневное проклятие еретиков. Эта мера должна была исключить еретиков от общения с правоверными иудеями в синагоге, так как, если еретик отваживался произносить эту молитву, то сам проклинал себя, а с другой стороны – удержать правоверных от уклонения в ересь. Кроме проклятия христиан в этой общей формуле проклятия еретиков, против них направлены были и нарочитые проклятия. Святой Иустин неоднократно упрекает иудеев в том, что они в синагоге проклинают тех, которые веруют, что распятый ими есть Христос, и стараются доказать, что Он распят как враг Божий и проклятый; они проклинают Его и верующих в Него (Dial. 16:47, 93, 95, 96, 108, 117, 137). Иудеи, конечно, готовы были подвергнуть христиан и кровавым преследованиям; это доказывают события из времени восстания под предводительством Бар-Кохбы. Святой Иустин говорит: « (иудеи) почитают нас врагами и противниками и, подобно вам (язычникам) убивают нас и мучат, когда только могут; в этом сами можете удостовериться. Да и в бывшей последней иудейской войне Бар-Кохба, предводитель иудейского возмущения, велел одних только христиан предавать ужасным мучениям, если они не отрекутся от Иисуса Христа и не будут хулить Его» (Apol. 1:31, 5). Но не имея права и возможности подвергать христиан прямым преследованиям, иудеи тем с большим усердием выступали в качестве обвинителей христиан пред Римским Правительством, как это было в процессе внуков Иуды и Симеона, сына Клеопы, или же возбуждали против них население, как об этом свидетельствует, например, Martyrium S. Polycarpi. Оно заключает в себе несомненно подлинные известия о событиях, которые описывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Однако другие соображения заставляют в этом усомниться и побуждают видеть в приведенных свидетельствах иудейских отголосок старой вражды к самарянам, – вражды, под влиянием которой взводились на самарян всякие преступления. Нельзя не согласиться с Аппелем, что гораздо более доверия заслуживают в данном случае свидетельства иудейской галахи. Но мы видим из этих свидетельств что раввины времени Адриана относятся к самарянам с уважением. Напр., р. Акиба, главный руководитель восстания, называет самарян „истинными чтителями Бога“ 594 . Вскоре после этого времени раввин Симон бен-Гамалиил о самарянах выражается так: „всякий закон который приняли кутийцы, они соблюдают гораздо более, чем израильтяне”; „кутийца во всех вещах нужно считать равным израильтянину» 595 . Такие благосклонные отзывы о самарянах, чрезвычайно редкие в иудейской литературе, всего легче объяснить тем, что во время восстания Бар-Кохбы и самаряне держали сторону иудеев. Юинболь даже думает, что зачинщик мятежа Бар-Кохба и р. Акиба были не иудеи, а самаряне 596 . И в преданиях самих самарян, за исключением указанного выше, время императора Адриана, действительно, отмечено, как время страшных гонений, и выделено в этом отношении из других периодов. И в кн. Иисуса, и в Летописях Абульфата рассказывается, что Адриан мстил самарянам огнем и мечем, распял на крестах представителей народа, уморил многих голодом, запретил обрезание и празднование субботы и сжег Неаполь 597 . В этих преданиях нельзя не видеть некоторого подтверждения предположения об участии самарян в восстании иудеев при Адриане. Такое же значение имеет и тот факт, что Адриан воздвиг на священной горе самарянской храм в честь Юпитера Сераписа, свидетельство о чем мы имеем на сохранившихся до нашего времени монетах Адриана 598 . Время преемника Адрианова благочестивого Антонина (138–161) было временем мира для самарян и в преданиях их сохраняются об этом времени лучшие воспоминания. Анналист Абульфат сообщает, что при Антонине самарянство процветало, „как во дни Иисуса Навина», и что со смертью этого императора „погибли счастье и слава» самарян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010