26 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1го, 3го, 5го и 7го гласов поется тропарь, глас 1й: «Днесь спасение миру бысть…», при воскресной службе 2го, 4го, 6го и 8го гласов – тропарь, глас 2й: «Воскрес из гроба…» (ср.: Типикон, гл. 2я; Часослов). 27 Отпуст праздника Обрезания: «Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш…», не произносится. 28 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 279–280. 29 Воскресный кондак рядового гласа Октоиха в богослужении данного дня опускается. Ср.: Типикон, 1 января, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 279–280. 30 Ср.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 3, 5; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 57; Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 346. 31 Практика замены на 1м часе кондака «Взбранной Воеводе…» на кондак праздника не относится к великим недвунадесятым праздникам (Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, память апп. Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы). 32 О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 18. 33 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 365–366), чтения святителя читаются под зачало с чтениями праздника Обрезания. 34 Аллилуиарий Недели пред Просвещением (глас 8й) содержит один стих: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. В тех случаях, когда по Уставу на Литургии в Неделю пред Богоявлением назначается только один аллилуиарий Недели пред Просвещением, можно считать допустимым, в соответствии с устоявшейся практикой троекратного пения Аллилуия и возглашения при этом двух стихов, разбить единственный стих данного аллилуиария на два стиха – 1й: Боже, ущедри ны и благослови ны; 2й: Просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Ср.: Типикон. Венеция, 1545. С. 79; Апостол. Афины, 1987. С. 421. Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

1560 Его, т. е., змея или диавола. Слово 39, На пришествие Господне и т. д. Рус. пер. ч. 3, стр. 30. 1562 О том, что в явлении антихриста дьявол будет подражать пришествию Сына Божия на землю, учили Кирилл Иерусалимский (15 Оглас. слово § 11), Ефрем Сирин (слово 39-е в русском переводе), Блаженн. Феодорит (Сокращённое изложение божественных догматов. Гл. 23). Но с особенной подробностью проводит параллель между Христом и антихристом Св. Ипполит (Сказание о Христе и антихристе, § 6). 1563 Так учили: Св. Ириней (Пять книг против ересей. Кн. 5, гл. 30, § 2), Св. Ипполит (Сказание о Христе и антихристе, §§ 14 и 15). 1564 Книга об антихристе Опровержение старообрядческого об антихристе учения. Труд единоверческого священника Иоанна Малышева. 1892 г., стр. 35. 1567 Епископ Патарский, из сочинения которого Андрей Кесарийский заимствовал много мыслей, и учению которого о последних временах он сочувствовал и следовал, как это видно из многих мест толкования Андрея на Апокалипсис. 1571 Полемические подробности против раскольников по вопросу о происхождении антихриста можно читать в упомянутом сочинении г. Нильского, в главе 2-й: «О рождении антихриста и жене, от которой он родится». Стр. 99–146. Но при чтении сочинения Нильского должно знать, что Слово в неделю мясопустную, помещённое в славянском Соборнике, или Сборнике поучительных слов, и приписываемое Св. Ипполиту, на самом деле последнему не принадлежат и не есть сочинение святоотеческое, а потому и все основания, приводимые раскольниками из этого Слова в пользу своего учения об антихристе, а равно и опровержения этих оснований г. Нильским не заслуживают никакого внимания и должны бы быть совсем выброшены из книги. Г. Нильский, пиша свою книгу, не знал о подложности этого Слова. Принимая его за сочинение Ипполита, он с явными натяжками истолковывает в духе православия неправославные, благоприятствующие раскольническому лжеучению об антихристе, изречения этого Слова. Неблагодарный и ненужный труд! 1575 Haereticarum fabularum Compendium. Lib. V, cap. 23. – В первых четырёх книгах этого сочинения Феодорит изобличает ереси; в пятой и последней излагает православное учение. Эта пятая книга носит особое заглавие: Сокращённое изложение божественных догматов. Под этих специальным заглавием мы и цитируем эту книгу, составляющую сочинение в сочинении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вход с Евангелием. Во время входа на Божественной литургии не следует возглашать диакону или иерею велегласно: «Господу помолимся», чтобы клир отвечал: «Господи, помилуй», а вход должен происходить во время чтения или пения 3-го антифона или Блаженн, и «Господу помолимся», как и молитва входа, говорится вполголоса. Такой же вход бывает на вечернях, на которых читается Евангелие. Так вход совершался в Большом Успенском соборе в Москве, да и Служебник и Чиновник ясно указывают говорить «Господу помолимся» едва слышно. Входное: «Приидите, поклонимся... Во святых дивен Сый поющия Ти: аллилуиа» (единожды). По входе тропари храму Христову или Богородицы, дню и храму святого, святому рядовому; затем кондак храму Христову, дню, храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – кондак храму Богородицы, а если его нет, то «И ныне» – «Предстательство христиан». Если среда или пятница, то тропари «Спаси, Господи», затем храму Богородицы и храму святого и рядовому святому; кондаки дню «Вознесыйся на Крест»; храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храму Богородицы (храму Христову в эти дни тропарь и кондак не полагаются). Если же храм только Христов, то тропари храму, дню, рядовому святому; кондаки дню, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храму Христову. Если же храм только святого, то по входе тропари дню, храму святого, рядовому святому; кондак в среду и пяток дню, а в прочие дни храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню; если положено святому, то после дневного читается и святому, Аллилуиа – пред Евангелием одному святому. Показанный здесь общий порядок вседневного служения является образцом для всех дней недели, кроме воскресенья, если в эти дни не случится праздника Господня, Богородицы, великого святого и храмового, имеющих бдение и полиелей. б) Служение святому, имеющему знак на 6 или славословие 9-й час по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

344 Дело в том, что сами стиховные стихиры Октоиха являются по своему содержанию заупокойными и исполняются только в том случае, если на утрене поется «Аллилуия» и совершается служба о усопших. 345 Иногда по Уставу перед стихирой «Славы» добавляется стихира святого с ее особым припевом (например, 1 ноября, 2 ноября, 3 ноября, 17 ноября, 18 января). 346 Иногда в дни памяти двух святых Типикон назначает чтение Блаженн обоим святым (например, 15 января, 18 января и др.) В этих случаях Блаженны читаются на 8 следующим образом: Блаженны первому святому из 3-й песни канона на 4 и 2-му святому из 6-й песни канона на 4. 347 Для малой вечерни стихиры праздника можно брать из чинопоследования службы данному празднику. 348 Стихиры праздника в период попразднства следует брать из чинопоследования службы данного дня, а не из службы, совершающейся в самый день праздника. Если в Минее под одним числом имеется несколько различных служб, то стихиры праздника чаще всего находятся в службе малому святому, память которого совершается в данный день. Только в том случае, если стихиры праздника отсутствуют в службе данного дня (как, например, в попразднство Богоявления), следует петь стихиры праздника из службы самого праздника. 349 В дни празднования памяти некоторых полиелейных святых Типикон указывает петь на стиховне стихиры праздника с их припевами (например, 21 декабря, 11 января, 9 августа) 350 Данный порядок пения приведен на основании последования 16 августа (праздник Нерукотворного Образа), хотя согласно Общей Минее вместо тропаря праздника следует петь тропарь «Богородице Дево...». 351 Если в чинопоследовании службы святому праздничный седален отсутствует, его можно заменить седаль-ном по одной из кафизм, или (в попразднство) прочитать ипакои самого праздника. 352 Очевидно, что если в службе святому имеется два светильна, то следует читать 1-й светилен святого (один раз), «Слава» – 2-й светилен святого; «И ныне» – праздника (предпразднства). 353 В период попразднства Типикон на каждый день назначает петь на Блаженнах определенную песнь праздничного канона: в 1-й день попразднства – 1-ю песнь, во 2-й день – 3-ю песнь (на Богородичные праздники – 4-ю песнь) и т. д. При этом если праздник имеет небольшой период попразднства (например, 4 дня – Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы), то Устав в этих случаях иногда назначает в один день сразу две песни канона (см., например, 23 и 24 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Менее чем в три года построены были здания, необходимые для иноческого общежития; для молитв общих собирались, вероятно, в трапезную храмину. Деревянный храм Св. Троицы, на том месте, где ныне стоит храм сошествия Св. Духа, освящен в 1417 г. 25-го сентября, в день преставления преп. Сергия 264 . Блаженн. Никон пользовался любовию и уважением князей. По просьбе доброго князя Владимира Андреевича, свидетельствовал он духовное завещание его о разделе удела между детьми 265 . Вел. князь Василий Дмитриевич чтил блаженного ученика преп. Сергия, как это показывают жалованные грамоты князя 266 . При Никоне обитель Сергиева приобрела несколько земель то вкладами, то покупкою 267 , а более льгот в ограждение покоя ее 268 . Преподобный всего более заботился об устроении душевного спасения в себе и других. Св. Исаак Сирин , коего поучения списаны были в обители еще при преп. Сергие, писал: «от воспоминания о мирских предметах хладеет горячность любви и душа впадает в суетные и безрассудные пожелания» 269 . Преп. Никон заботливо оберегал братию от этой душевной опасности. При нем и по его указаниям, в Сергиевой обители, кроме нескольких Богослужебных книг, списаны были: два списка Лествицы с главами Григория Синаита , поучения аввы Дорофея , Диоптра Филиппа пустынника с ответами аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия 270 . «Друг молчания, делатель бдения, образец целомудрия, неокрадаемое жилище молитвы» 271 , преп. Никон занимался преимущественно Богослужением, келейною молитвою, чтением книг, и к тому же побуждал братию. Сладостнейшею наградою трудам своим для обители признал преподобный открытие мощей великого учителя своего преп. Сергия. Это было при копании рвов для каменного храма Св. Троицы. Святые мощи на время поставлены были в деревянном храме. 2-го июля 1422 года. Каменный храм, как место покоя для мощей великого Сергия, созидался и украшался с благоговейною любовию и с усердными молитвами; св. мощи св. Сергия перенесены в новый храм при его освящении 272 . Потому-то храм св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В период Великого поста богослужения по особому чину (называемому великопостным) совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1м часом, 3го, 6го, 9го часов, изобразительных и вечерни (в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров). По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1м часом, а утром — 3й, 6й, 9й часы, изобразительны и вечерня (иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров). Накануне суббот во все седмицы (в том числе и в 1ю субботу поста,) совершаются великое повечерие (в 5ю субботу поста повечерие не служится) и утреня с 1м часом, в сами субботы — 3й и 6й час и литургия святителя Иоанна Златоуста . Какие отличительные особенности имеет утреня? Чем великопостные часы отличаются от обычных вседневных часов? Достаточно запомнить 6 основных отличий: Что можно сказать об изобразительных в седмичные дни поста? Изобразительны начинаются с пения «Блаженн», в конце которых совершается 3 поклона. Далее тексты Часослова на ряду. По «Отче наш…» – кондаки по Уставу, переход на поклоны. После 16-ти поклонов два варианта: А) если далее идет вечерня, то сразу вечерня без возгласа; Б) если литургия Преждеосвященных Даров, то на изобразительных совершается отпуст. Какие особенности имеет вечерня, совершаемая без литургии после изобразительных в понедельник, вторник и четверг? Что такое «конечное Трисвятое» и когда оно читается? «Конечным Трисвятым» Типикон называет добавляемую в окончание некоторых великопостных богослужений совокупность молитвословий от Трисвятого до «Отче наш..», с обязательным возгласом «Яко Твое есть Царство…» и чтением «Господи, помилуй» 12 раз (обратим внимание, что «Господи, помилуй» 12 раз всегда читается при конечном Трисвятом).

http://azbyka.ru/velikiy-post

Мещеринов же, елико в кроволиянии и казнех предъявленных 1161 отец труждашеся, толико и о оставших еще малых зело печашеся, ихже смерти предати не восхоте, но многими биеньми израни. В них же и Димитриа оного, кричавшаго со стены, привед, вопроси. Услыша тожде, яко государя царя уже жива несть, вельми изранив, броси в темницу, ругаяся. Се увидим пророчества его збытие. Сей Димитрий по смерти государев, от началника иного биен зело и в ссылку на Мезень осужден, и от многих ран, на пути везом, ко Господу блаженн отиде. Прочия же Мещеринов в разныя украйны Росийскаго царствия на заточение разсла. Инии же, в темнице седяще, умроша. И понеже киновии жилища опустошишася, келии испразднишася, болница праздна возлежащих являшеся, пусты святыя церкви молящихся киновиат 1162 , пуст монастырь своих жителей показася, исполнишася окрестныя обители на отоце, наполнишася луды 1163 и морстии брези тлес мертвых висящих и на земли лежащих. Земля отока и камения обагрися неповинною кровию преподобных. Мещеринов, несыторачительство о имнии стяжав, яко обрет время, нача грабити вещи монастырьския и церковныя, яже древле благочестивии царие и князи и прочии от благородных сооружиша. Даже и до икон святых дерзаше. Тогда от оставшихся отец инок Епифаний, мужь благаго и постояннаго жития, казначейскую службу имый, возбраняше ему о Но сей не точию 1164 не престаяше, но и ключей прошаше, еже в казну ходити. И волею не получив, силою отъя. На Епифания же вины иныя обрести немогий, о благочестии истязоваше и о непущении царева воинства во обитель. Той же свободным гласом тако о благочестивых законех и церковных преданиях, яко предпострадавшии отцы, отвтствует. Разъярися мучитель, повел вельми бити его и биеннаго, за нозе оцепившим, вне обители в ров или на брег морский бросити и стрещи, Дóндеже умрет. Тако и блаженный, аще и послежде отец пойде, но тем же путем благочестия и страдания текий, оныя достиже и, радуяся, с ними небеснаго блаженства наслаждается. Но убо еже о разорении киновии, еже о страдании блаженных отец елико слышася и известися, толико преднаписася, нуждно прочее 1165 и о збытии проречения преподобных отец (сочетательне 1166 тако о умертвии государя царя, яко о смерти воеводы Мещеринова) вкратце слово изъявити, якоже достоверных усты и писаньми изобразися.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другая проблема, неизбежно возникающая при исследовании жанра канона, — это вторая песнь, введённая “создателем девятипесненного канона” Андреем Критским, воспринятая Германом и исчезнувшая уже в творчестве их преемников Иоанна и Космы. Минеи IX–XII вв., в которых вторая песнь содержится в половине — трети канонов 36 , показывают, что если вышеназванные авторы чётко придерживались своих принципов и первые два писали её всегда, а другие два — никогда, то у последующих гимнографов отмечается необъяснимая хаотичность в отношении её употребления 37 . Ещё одно интересное наблюдение заключается в том, что троичны, помимо служб Богоявления и Троицы, постепенно начинают появляться на 7-й и 8-й песнях канонов, ещё не называясь троичными, напр., тропарь 8-й песни канона мученика Исидора (14 мая) в МГ 5: “Слово и Духа со Отцем ясно, Исидоре всеблаженне, проповедал еси, единое существо и единое Божество, трем ипостасям единому Богу поклонившеся”. А в ирмосе 7-й песни канона Вознесения автор прямо связал образы трёх отроков и Троицы: “Троицы славу богочестнии отроци запечатлевше, печь паки огнем возгараемую в росу претворивше, и пояше возопили: благословен еси Боже отец наших”. И наконец, говоря об особенностях древних канонов, нельзя не упомянуть о девятой песни, некогда припевавшейся к песни Богородицы “Величит душа моя” и сохранившей структуру припевов на “Величит”. Каждый её тропарь в канонах праведного Иова, великомученика Георгия, мученика Христофора, Апостолов, Богоявления и т. д. в Тропологии МГ 5 заканчивался словами “Тя величаем” или “в песнех величаем”: “Тя, небеснаго и славнаго Царя, Егоже исповедали Апостоли, Христе, упразднившаго прелесть идольскую, в песнех величаем”, “Богоро­дицу по рождестве Деву Матерь света величаем”, “Крещеннаго в струях Иорданских Царя всех величаем”, “Отеческим гласом засвидельствованнаго Сына возлюбленнаго воспеваем” 38 . У авторов IX века уже редко встретишь эту структурную особенность девятой песни. К древнему и уже в Византии исчезнувшему гимнографическому жанру относятся “праздничные блаженны” (греч. maka­rismo…), тропари, припеваемые к стихам заповедей блаженств (Мф 5:3–12) на праздничной (не воскресной) литургии. “Празд­ничные блаженны” возникли, по мнению А. М. Пентковского, в монашеской богослужебной практике в Палестине в VIII в. и оттуда проникли в константинопольскую традицию, в богослуже­ние некоторых южно-итальянских обителей, на Древнюю Русь 39 . Среди авторов блаженн были песнописцы Андрей и Герман.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

При последнем целовании наш владыка патриарх прикладывался к иконе, творя крестное знамение прежде и после, благословил народ и возвратился на свое место, прочтя евангелие над головами родственников усопшего. Потом подходили священники по старшинству попарно, один справа, другой слева, одновременно делали земной поклон прежде и после (целования), и так до последнего. Затем подходили дьяконы, после них монахи, под конец бедняки. Присутствовавшие тут родственники усопшего стояли по обе стороны, и всякий раз как священник прикладывался к иконе, они давали ему милостыню в расшитом платке, каждому по его достоинству, также дьяконам, монахам и беднякам. Затем подходят вельможи, а за ними прочие присутствующие. Потом мы пошли пред похоронными носилками в церковь : впереди все священники попарно, затем наш владыка патриарх, а за ним носилки, за коими следовал народ, при чем певчие пели. Всякий раз, пройдя небольшое расстояние. клали носилки на землю и становились в ряд вокруг них: дьякон, с кадильницей в руке, возглашал: „помилуй мя Боже“ и пр., а наш владыка патриарх читал молитву за усопших. Потом носилки поднимали и шли дальше. Это не переставали делать, пока не принесли покойника на церковный двор к его могиле. Тут сняли его с носилок, положили в гроб, обитый внутри красным сукном, зарыли и ушли. Знай, что в этой стране родственники умершего соблюдают такой обычай: мужчины ходят постоянно с открытыми головами в продолжение 15 дней, женщины же и девицы только распускают волосы. Ни громкого плача, ни криков не бывает, но сдержанность и скромность. При чтении евангелия архиереем или священником над лежащим в носилках покойником женщины и девицы стоят на коленях под евангелием до конца чтения. После того как присутствующие дадут целование покойнику, женщины также подходят и целуют его со сдержанным плачем. На третий, девятый и сороковой день до конца года совершают мнимосинон (поминки). После того как служащим священникам и прочим бывшим в церкви роздали свечи, начали (службу) возглашением „помилуй мя Боже” и пением Блаженн попеременно, потом пели канон. Первым кадил наш владыка патриарх, потом служащие иереи. Он же прочел евангелие. По раздаче милостыни всем присутствующим, разошлись. Отпевание, подобное описанному, обходится во сто, двести золотых, менее или более. Некоторые после погребения или поминок приглашают присутствующих к трапезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напев блаженн, известный как саровский (Песнопения Божественной литургии/Сост.: мон. Лаврентия (Чернова). Золотоноша, 2000. С. 27-28), часто называется оптинским (На Божественной литургии/Сост.: Л. Лобыкин. М., 1992. С. 17-19). С невским напевом, происходящим из Александро-Невской лавры , опубликованы херувимская (Сборник духовно-музыкальных песнопений/Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1916. Сб. 19/Ред.: Г. Я. Извеков. Пг., 1916. 35; Песнопения Божественной литургии/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 49) и «Милость мира» ( Нафанаил (Бачкало), иером. Духовно-муз. соч. М., 1912. 6; Кастальский А. Д. «Милость мира»: Невская. М., 1898, 1992р). Из окрестностей С.-Петербурга происходит напев Сергиевой пуст. (см. Санкт-петербургская Троице-Сергиева мужская пустынь ) («Господь воцарися»: Прокимен//Несложные песнопения всенощного бдения для смешанного хора/Сост.: Г. Н. Лапаев. Тверь, 1997. С. 17-18). Возможно, в этой обители были созданы мелодии, обозначенные как «сергиев напев» (напр.: «Благослови, душе моя, Господа»//Сборник духовно-музыкальных песнопений/Изд.: П. М. Киреев. СПб., 1912. Сб. 1: На литургии/Ред.: Е. С. Азеев. 2) и «сергиевское» (напр.: «Взбранной Воеводе»//Там же. 1914. Сб. 9: Всенощное бдение/Ред.: В. А. Фатеев. М., 1914. 35; То же//Всенощное бдение/Ред.: Л. Лобыкин. М., 2000. С. 57; Херувимская песнь: Сергиевская//Обиход церковного пения/Сост.: Г. Н. Дубинин; муз. ред.: Т. Е. Неберо. М., 1997. С. 219-221). Напев Юрьева новгородского мужского монастыря опубликован для песнопения «Достойно есть» («Достойно есть». «О Тебе радуется». М., 2011. Ч. 2. 1). Возможно, этой обители принадлежит и юрьевский напев для стихов «Блажен муж» (Несложные песнопения всенощного бдения для смеш. хора/Сост.: Г. Н. Лапаев. Тверь, 1997. С. 8-10). Из певч. традиции Псково-Печерского мон-ря опубликована молитва «Царице моя Преблагая» (Берклей [Беркли] (Калифорния), 1963. (Нотная б-ка правосл. христианина; 61)). В рукописной лит-ре псково-печерской иногда называется «Милость мира», присутствующая в разных изданиях под названием «На разорение Москвы» (Песнопения Божественной литургии/Сост.: мон.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010