авторов. Троичен и богородичен, поющиеся на полиелее на «Слава» и «И ныне», принадлежат пападическому мелосу, часто эти песнопения исполняются со своими кратимами. Используются сочинения тех же мелургов, что и для полиелейных песнопений. На менее продолжительных В. б. вместо троична и богородична могут исполняться 2 последних воскресных тропаря из блаженн 1-го гласа кратким ирмологическим напевом, с небольшими изменениями в словесном тексте (реже вместо этих песнопений поется просто «Аллилуия» «кратко-пространным» напевом). Воскресные тропари по непорочных поются пространным ирмологическим напевом Петра Пелопоннесского, 1-го плагального гласа. Степенные антифоны 4-го гласа исполняются пространным ирмологическим напевом, либо «карейским» распевом по устной традиции, либо в версии Петра Пелопоннесского или др. дидаскалов. Песнопения «Слава... Молитвами апостолов» и «И ныне... Молитвами Богородицы» поются пространным ирмологическим напевом на тот же глас, что и Пс 50. Катавасии либо все поются пространным ирмологическим напевом, либо 1, 3 и 9-я - пространным ирмологическим, а с 4-й по 8-ю - кратким ирмологическим напевом. Стихи «Всякое дыхание» и «Хвалите», как правило, исполняются пространным стихирарическим напевом протопсалта Иакова. Славник на хвалитех поется либо пространным стихирарическим напевом протопсалта Иакова, либо особым распевом Петра Филанфидиса. Богородичен обычно поется так же, как славник, однако «Преблагословенна еси», как правило, поется кратким ирмологическим напевом. Великое славословие исполняется в виде «кратко-пространных» сочинений на разные гласы следующих дидаскалов: протопсалта Иакова, Петра Пелопоннесского, Георгия Сарандаэкклисиота (2-я пол. XIX в.), Феодора Фокейского, протопсалта Петра Византийского (1808), протопсалта Георгия Виолакиса (ок. 1820-1911), Кириазиса Хрисополита (кон. XIX - нач. XX в.), протопсалта Даниила, хартофилакса Хурмузия (1770-1840), протопсалта Григория и Космы Мадитского (нач. XX в.). С кон. XX в. в мон-рях наблюдается тенденция возвращения в обиход нек-рых древних пространных песнопений, вышедших из литургической практики.

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже благолепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобие, моли Христа Бога спастися душам нашим. «Слава», кондак, глас 4-й, подобен «Явился еси...» " И ныне», Богородичен: Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не прéзри грешных молений гласы. Но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Господи, помилуй (12 раз). Честнейшую Херувим.., Слава, и ныне. Далее священник творит отпуст малый и изодеяется от священных одежд. Диакон после потребления Святых Даров, как и священник, читает молитвы по причащении, снимает священные одежды и убирает в надлежащее место все священные сосуды и облачения. Окончив Божественную службу, священнослужители умывают руки и после поклонения престолу исходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию. Вседневные поются в седмичные дни, когда Типикон не назначает блаженн на литургии. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмология. Изобразительные антифоны поются во все воскресные дни и в те седмичные дни, когда бывает праздник Богородичный или святого с бдением, или полиелеем, или великим славословием, или если святому указаны блаженны, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных) и в Ирмологии. Праздничные антифоны поются во всю Неделю (седмицу) Пасхи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду. Устав об антифонах и пении их см. далее. 21 Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя ликами (хорами). Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и праздничные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Пропуск тропаря и богородична его или только последнего по Великом славословии.    Свободное отношение к соединению двух тропарей, а также тропарей и кондаков на часах.     На Литургии    Почти полное игнорирование антифонов по вся дни.    Сокращение праздничных антифонов до двух стихов.    Сокращение блаженн и полное игнорирование стихов к ним или тропарей от канонов.    Беспорядочное исполнение тропарей и кондаков по входе.    Пропуск аллилуария.    Игнорирование Уставных указаний о соединении апостольских и евангельских чтений на литургии при совпадении памятей.    Неправильное произношение отпустов в конце литургии, равно как и в конце других служб.     е) Добавочные части.    Сокращая число служб, практика наша иногда осложняет их добавочными частями. Наиболее частое применение добавочных частей мы слышим при поминовении усопших. Отводя из седмицы Субботу, как преимущественный день для совершения моления об усопших, Церковный Устав и в прочие будние дни назначает краткие молитвословия и песнопения за умерших, молитвы на полунощнице; тропарь и кондак. Но есть дни праздничные, когда Уставом запрещается поминовение умерших. Наша практика не хочет знать этого: мы не только слышим ектеньи на литургии в каждый праздник, но можем указать и случаи заупокойных канонов на воскресных утренях.    храмов ссылаться на пример свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста, якобы сокращавших чин литургии, так кк содержащее данное известие Слово о предании Божественной Литургии, приписываемое патриарху Проклу, в действительности этому аавтору не принадлежит и совершенно не подтверждается древними греческими рукописями наших литургий: эти списки говоряят лишь о том, что названные отцы не составили полного чина литургии, а написали для нее лишь несколько главных молитв. Лучше в даанном случае сослаться на пример преп. Феодора Студита, который допустил значительные послабления в строгом палестинском уставе для своейц обители, где условия монашеской жизни приближались к мирской жизни, так как ее братия занята была многими довольно тяжелыми физическими работами”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3471...

Декрет имп. Анны Иоанновны. 1730 г. (Свято-Пантелеимонов мон-рь) Подавляющее количество древних (до XVIII в.) слав. рукописей А.- болг. и серб., восточнослав. малочисленны (менее 10%), из нотированных ранее XV в. датируются лишь Стихирарь кон. XII в. и Ирмологий нач. XIII в. (Хиландар. 307 и 308). Поэтому ранний слав. рукописный фонд А. представляет интерес в первую очередь для истории южнослав. лит-р и книжной культуры, а также для изучения древнейшего периода церковнослав. лит-ры и языка, связанного с деятельностью равноап. Кирилла-Константина и Мефодия и их ближайших учеников. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в хранилищах А. исследователями был обнаружен ряд древнейших (XI в.) слав. рукописей (глаголические Зографское и Мариинское Евангелия , кириллические Зографские и Хиландарские листки , содержащие соответственно «Книгу о постничестве» свт. Василия Великого и Огласительные поучения свт. Кирилла Иерусалимского), а также уникальные и редкие тексты, созданные в IX-X вв., в позднейших списках («Проглас Евангелия» св. Кирилла-Константина Философа, служба равноап. Мефодию свт. Константина, еп. Преславского, в составе Добриановой и Драгановой Миней XIII в., древнейшее Житие св. Наума Охридского в Прологе кон. XV - нач. XVI в. (Зограф. 47), Житие свт. Панкратия, еп. Тавроменийского, в переводе X в. пресвитера Иоанна (РНБ. Q. п. I. 33), и др.). В кон. XX в. этот перечень пополнился службой св. ап. Андрею Первозванному, написанной Наумом Охридским ( Кожухаров С. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски//Литературна история. 1984. Кн. 12. С. 3-19). С А. происхождением или бытованием связаны мн. древние списки сочинений кон. IX - нач. X в. («золотого века болгарского царя Симеона») - трактат «О письменах» Черноризца Храбра (РНБ. F. I. 376, 1348 г.), Евангелие учительное Константина, еп. Преславского (Хиландар. 385, 1344 г.; Вена. Нац. б-ка. Слав. 40, нач. XIV в.), его же трипеснцы на Успение Пресв. Богородицы (Париж. Нац. б-ка. Слав. 23, сер. XIV в.) и цикл блаженн бельческого (мирянского) погребения (София. НБКМ. 960 - Зайковский Требник 1-й пол. XIV в.; ГИМ. Син. 307 и 324 - серб. Требники 1423 и 1402-1427 гг.), Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского (ГИМ. Син. 345, 1263 г.), составленные по повелению царя Симеона Изборник (Хиландар. 382, 1-я треть XIV в.) и Златоструй (Хиландар. 386 и 382, нач. и 1-я треть XIV в.; ГИМ. Воскр. 115-бум., сер. XIV в.) и др.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

По 6й песни: кондак «Душе моя…» (обычно поется и в храме народ преклоняет колени) и икос. Сразу после икоса поются «Блаженны» с тропарями (на практике чаще хор поет только стихи «Блаженн», а чтец читает тропарь; в некоторых приходах два чтеца все читают без участия хора: один читает только стихи, другой — тропари). По 9й песни: «Достойно есть..» на практике не поется (хотя Устав прямых указаний насчет этого не содержит). Светильны великопостные гласа. Окончание утрени — по великопостному чину. Молитва преподобного Ефрема Сирина произносится с 3мя поклонами (указаний насчет сокращения поклонов нет, это – популярная и повсеместная практика). На часах Кафисмы на 1м часе нет (!), на остальных часах кафисмы читаются без пения (т.е. «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропари великопостные читаются без пения и без поклонов. По «Отче наш…» кондак Великого канона «Душе моя…». Молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами (на 1м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). Отпуст в конце 1го часа вседневный. Уместно поминание на отпусте преподобных Андрея Критского и Марии Египетской, так как в службе (в каноне) есть посвященные им песнопения.   Изобразительны «Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи…» ( читается без поклонов ). По «Отче наш…»: кондак Великого канона «Душе моя…». После «Боже, ущедри ны…» священник говорит молитву преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами, затем чтец : «Аминь», «Всесвятая Троице…». Отпуст вседневный (такой же, как в конце 1го часа). Последней особенностью данного дня является обязательное совершение ради Великого канона литургии Преждеосвященных Даров, которая сама по себе особенностей не имеет. Особенности в службе великого канона в случае переноса его на вторник 5-й седмицы  Как уже было отмечено, если в среду или четверг 5й седмицы Великого поста случится Благовещение Пресвятой Богородице или храмовый праздник, то служба Великого канона переносится на вторник. Этот вариант как раз случилося в текущем 2022 году, далее в текущем XXI веке Благовещение попадет на среду или четверг 5й седмицы еще пять раз: в 2033, 2038, 2044, 2049 и 2060 гг.

http://azbyka.ru/stoyanie-mariino

Единородный Сын и Слово Божие! Безсмертный, благоволивший для нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечившийся, распятый же и Своею смертию смерть победивший, Христос Бог, Единый из Святой Троицы, прославляемый также, как Отец и Дух, спаси нас. Что нужно сказать о пении сей песни на литургии? В самом начале литургии вспоминается Рождество Христово. Песнию же Единородный Сыне вспоминается Крещение Христово, и именно то, когда при Крещении Бог Отец гласом с неба засвидетельствовал о крестившемся Господе Иисусе Христе, что Он есть Сын Его возлюбленный. Что известно о происхождении песни: Единородный Сыне? Эта песнь введена в церковное употребление в VI веке греческим императором Юстинианом, для торжественного прославления Иисуса Христа, как Единородного Сына Божия, Единосущного Богу Отцу, в опровержение ереси Нестория, который учил, что Иисус Христос рожден не Богочеловеком, но простым человеком, а потому и деву Марию называл не Богородицею, но Христородицею. Что называется Блаженными? Блаженными называются изречения Иисуса Христа о блаженстве, обещанном за известные добродетели, напр, за смирение, милосердие, терпение и пр. ( Мф.5:3–12 ). Прочитайте некоторые из блаженн . Во царствии Твоем помяни нас, Господи, егда (когда) приидеши, во Царствии Твоем. Блажени нищие духом, яко (потому что) тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Кто такие нищие духом? Как нищие телесно, т. е. бедные, не имея собственных средств к жизни, ждут от других и просят у них этих средств; так и нищие духом, имея в сердце убеждение, что все, что имеют, у них от Бога, и что ничего доброго они не могут сделать без помощи Божией, вменяют себя за ничто и во всем прибегают к милосердию Божию. Словом: нищие, это – унижающие себя, смиренные. Что значит, что нищие духом получат Царство Небесное? То есть, получат блаженство вечное на небе с Богом и святыми. Кто такие плачущие? Плачущие, это – те, которые сокрушаются и плачут в раскаянии о грехах своих, т. е. сокрушаются и плачут о том, что грехами своими оскорбляют Бога и заслуживают Его гнев. Еще под плачущими разумеются здесь несчастные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

В Евергетидском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-589) тропари на Б. для пения на литургии указываются почти каждый день. В непраздничные дни назначаются Б. дня или гласа (т. е. Октоиха). В праздничные дни на Б. обычно назначается 3-я песнь утреннего канона, но в ряде случаев (1, 6, 9, 26 сент., 6, 18 окт., 16, 30 нояб., 27, 30 дек., 12, 25 янв., 24 февр. и 29 июня, а также в Неделю св. отец перед Рождеством Христовым) вместо 3-й песни назначена 6-я. Вместе 3-я и 6-я песни указаны лишь 23 апр., в день памяти вмч. Георгия Победоносца. 26 окт. и в неделю 7-ю по Пасхе указана 1-я песнь; 4 и 27 янв., 12 авг., в субботы мясопустную и сырную - 4-я; 10 авг.- 5-я; 28 и 31 дек., 13 янв.- вместе 5-я и 6-я песни. В период Пятидесятницы (кроме Светлой седмицы) на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня. В неск. местах содержатся указания, что песни утреннего канона на Б. должны предваряться пением ирмоса. Соединение на Б. тропарей праздника и Октоиха дозволяется очень редко. Неск. раз Евергетидский Типикон указывает пение праздничных Б. (на великие праздники или их попразднство: 8, 10 и 15 сент., 8 и 9 янв., 3 и 4 февр., 7, 13, 23 и 29 (в честь Иоанна Предтечи) авг.), а 21 нояб. (Введение Пресв. Богородицы во храм) назначает 3-ю песнь утреннего канона, упоминая при этом практику пения праздничных тропарей. В афоно-итальянских редакциях Студийского устава предпочтение отдается не изобразительным, а кафедральным антифонам на литургии. По Мессинскому Типикону ( Arranz. Typicon. P. 14-66, 113, 259-285), Б. на литургии в праздничные дни бывают не всегда; если они есть, на них поется 6-я песнь утреннего канона. Тропари на Б. праздников и Октоиха никогда не соединяются. В период Пятидесятницы по будним дням на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня, а по субботам - 6-я песнь из праздничного канона. Назначение тропарей на Б. иногда сопровождается фразой «ντ τν μακαρισμν» (вместо блаженн), что можно понимать как указание на отмененную практику пения особых праздничных тропарей на Б. Во мн. местах рукописи Мессинского Типикона указания о пении в праздничные дни 6-й песни канона были стерты и позже др. почерком добавлены указания о пении праздничных Б. В южноитал. Типиконе мон-ря Патирион назначено пение праздничных тропарей на Б. в дни Воздвижения Креста, памяти ап. Андрея Первозванного, Богоявления, Введения, памяти ап. Иоанна Богослова, апостолов Петра и Павла, Успения ( Пентковский, Йовчева. С. 47).

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

Однако даже если это так и четверг 5-й седмицы действительно на каком-то этапе истории был посвящён воспоминанию землетрясения, всё равно остаётся вопрос: какова связь между памятью о землетрясении и чтением Великого канона? На этот вопрос возможный ответ предлагает наш современник протоиерей С. Правдолюбов, автор фундаментального исследования, посвящённого Великому канону. «В 790 году Константинополь пережил бедствие – случилось страшное землетрясение. Именно в те дни, во время константинопольского землетрясения, Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причём не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Рукопись канона хранилась у монахинь монастыря Святого Патапия (святой VII века, память 8 декабря) в Константинополе. Они вышли на площадь, боясь быть погребёнными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Этот текст очень понравился всем, и уже потом его стали употреблять в церковном богослужении» 398 . Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днём, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Уже со 2-й половины IX века мы имеем надёжное свидетельство (относящуюся к этому времени Триодь Р.А. И.К. 109, хранящуюся в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге), что в это время канон вошёл в употребление именно в четверг 5-й седмицы 399 . Нельзя не отметить и тот факт, что в IX веке канон был хорошо известен в Церкви: в частности, преподобный Феодор Студит заимствовал из Великого канона ирмосы для своего канона на Неделю мясопустную. Правда, какое-то время положение канона в годичном круге было неустойчивым: отдельные памятники XI века содержат указания о чтении канона в неделю 5-ю поста или по частям на протяжении 5-й седмицы 400 . Вероятно, только в XII–XIII веках повсеместно утверждается традиция его пения именно в четверг 5-й седмицы; в частности, в Типиконе Евергетидского монастыря (XII в.) ясно сказано о пении канона, а также 24 стихир и «Блаженн» именно в четверг 5-й седмицы 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Блаженны» на 12: Октоиха на 4, рядовая песнь канона праздника (в предпразднство – 3-я песнь канона) на 4 и 6-я песнь святого на 4. Если святой не имеет «Блаженн», то читаются «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и канона праздника рядовая песнь (в предпразднство – 3-я песнь) на 4. По входе: – в храме Господском: тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника; – в храме Богородичном: а) в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого Минеи; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника; – в храме святого: тропари воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Однако если святой не имеет прокимена (и всего остального), то в попразднство поются прокимены, аллилуиа и причастны воскресный и праздника. Апостол и Евангелие – рядовые и святого (если святой не имеет чтений, то читаются только рядовые Апостол и Евангелие). Задостойник праздника (только в попразднство). §6. Литургия Святителя Василия Великого В сравнении с литургией святителя Иоанна Златоуста , проскомидия и литургия оглашенных на литургии святителя Василия Великого почти не имеют особенностей (на проскомидии поминается святитель Василий Великий как святой, «егоже есть литургия»). Потому все особенности касаются литургии верных, что вполне понятно, так как это самая древняя часть литургии. Вот отличительные черты литургии святителя Василия Великого : 1. Начиная с ектении об оглашенных, в последовании литургии святителя Василия Великого употребляются другие тайные молитвы священника. 2. Вместо Херувимской песни два раза в году поются другие песнопения: в Великий Четверг «Вечери Твоея Тайныя…» , а в Великую Субботу – «Да молчит всякая плоть человеча…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Возобновление древнего Студийского монастыря Константинополя в результате деятельности преподобного Феодора (VIII–IX века) стало фактором, сильно повлиявшим на развитие византийского и русского (до XIV–XV веков) монашеского богослужения, которое определялось студийскими обычаями 67 . 2. 1. Студийский Ипотипосис (IX век) Древнейшей известной записью Студийского Устава является «Ипотипосис» (ποτπωσις καταστσεως της μονης των Στουδον – Начертание с Богом установления святейшего Студийского монастыря; IX век) 68 . О празднике Пятидесятницы Ипотипосис содержит предписание об отмене в это воскресенье песнопений Октоиха и утреннего воскресного Евангелия. На вечерне в день праздника впервые упоминаются три коленопреклонения, кроме того, на ней и на утрене следующего дня не стихословятся кафизмы: на вечерне после 103 псалма сразу Господи, воззвах , а на утрене после Бог Господь с тропарем – канон и два чтения. В седмицу после праздника отменяются часы. В субботу перед Пятидесятницей указывается поминовение усопших по чину Мясопустной субботы (с исхождением к месту погребения братии, где пением стихир дня заканчивается утреня) 69 . От Пасхи до Пятидесятницы в случае отмены часов колена не преклоняются, но канон об усопших по субботам может петься. 2. 2. Евергетидский Типикон (XI век) Типикон монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) XI века 70 в предместии Константинополя, относящийся к студийской традиции, но испытавший на себе сильное литургическое влияние палестинской монашеской практики, указывает, следуя студийскому ипотипосису, в субботу перед Пятидесятницей службу усопших. В отличие от указаний современного Устава, на вечерне под субботу на Господи, воззвах и на стиховне не указывается славник, и назначается прокимен дня вместо аллилуиа. На παννυχς 71 , совершаемой «на гробах» (то есть в усыпальнице) поется, положенный ныне на повечерии, заупокойный канон 6 гласа, сопровождаемый седальном и кондаком с икосом по 3 и 6 песнях 72 . Заканчивается «паннихис» ектенией с 40-кратным Господи, помилуй и отпустом. На утрени вместо Аллилуиа поется Бог Господь с нынешним тропарем и богородичном. Далее стихословятся Непорочны с заупокойными тропарями и исполняется нынешний седален Покой, Спасе наш… и чтение о усопших Златоуста. Канона два: дневного святого на 4 и нынешний триодный на 8. По 3 песни седален – Воистину суета , по 6 – нынешний кондак и икос. По 6 песни параекклисиарх отправляется в усыпальницу, зажигает там лампады и приготавливает все необходимое для службы, и при пении эксапостилария Иже и мертвыми и живыми все исходят «на гробы», где и оканчивается утреня пением на 6 хвалитных стихир (4 мученична гласа и 2 стихиры с Господи, воззвах ), 3 стиховен и тропаря Глубиною мудрости . Литургия в субботу совершается в храме, а другим иереем – в усыпальнице. Вместо Блаженн 4 песнь канона триоди. Прокимен и Аллилуиа нынешние. Заупокойные чтения присоединяются к дневным только в усыпальнице.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010