9-й час совершается так же, как и предыдущие (в понедельник на 9-м часе – 9-я кафизма) . Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час...». Стихи: «Да приближится молитва моя...»; «Да внидет прошение мое...». В конце 9-го часа, после «Боже, ущедри ны...», иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами . Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...», и начинаются изобразительны. Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг св. Четыредесятницы Изобразительны. После молитвы 9-го часа иерей, по традиции, облачается в фелонь, как на утрене . По обычаю, отверзается завеса царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем поются стихи блаженн с припевом к каждому стиху: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» – «Помяни нас, Господи...», на «И ныне» – «Помяни нас, Господи...». Затем медленно и громко (с тремя земными поклонами): «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный...». Стих: «Приступите к Нему и просветитеся...», «Лик Небесный...», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел...», «И ныне» – «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Кондаки на изобразительных: В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) – кондак храма, кондак дня (в четверг – два), кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». В храме Богородицы – кондак дня (в четверг – два), кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дня (в четверг – два), кондак храма, кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Примечание. Во вторник не следует произносить кондак храма Предтечи, а в четверг – кондак храма апостольского или свт. Николая, так как они заменяются дневными.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

Последование отпевания монахов отличается от отпевания мирских людей следующим: 1. Кафизма 17-я (непорочны) разделяется не на три статии, а на две, при этом припевы бывают другие, а именно: к стихам 1-й статии «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». К стихам 2-й статии (до 132 стиха) — припев: «Твой есмь аз, спаси мя». И со стиха 132 («Призри на мя и помилуй мя») — припев: «Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего» или «рабу Твою». 2. Вместо канона об усопшем поются воскресные антифоны степенны из Октоиха всех 8-ми гласов, и после каждого антифона по четыре стихиры, в которых воспевается крестная смерть Господа как победа над нашей смертью и возносится моление об усопшем. 3. При пении «Блаженн» поются особые тропари, приспособленные к обетам монашествующих. 4. При последнем целовании, из числа стихир: «Приидите последнее целование дадим, братие, умершему» некоторые стихиры (5—10) не поются, а прибавляются особые стихиры. 5. При выносе тела умершего монаха для погребения поется не «Святый Боже», а поются стихиры самогласны: «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна». 6. По пути на кладбище трижды останавливается шествие, и бывает заупокойная ектения и молитва. 7. В то время, когда бросают на гроб землю, поются тропари: «Земле, зинувши, приими от тебе созданнаго рукою Божиею прежде». В этих тропарях Церковь взывает: «раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче». А почивший как бы обращается к братии: «Духовнии мои братие и спостницы, не забудите мене, егда молитеся… и молите Христа, да учинит дух мой с праведными». И братия при этом творят 12 поклонов за усопшего, окончившего временную жизнь, которая образом своим имеет 12 часов дневных и ночных.   ОСОБЕННОСТИ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ИЕРЕЙСКОГО ПОГРЕБЕНИЯ   При перенесении тела усопшего священника из дома в храм и из храма на кладбище шествие такое же, как при крестном ходе. Гроб несут священнослужители. Впереди гроба — несут Евангелие, церковные хоругви и крест (при несении тела мирян — впереди только крест).

http://pravoslavie.ru/2305.html

5 Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени четверга Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 6 Поскольку служба, согласно Уставу, завершается поскору, допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску). 7 В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени четверга 5-й седмицы св. Четыредесятницы, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному. Например, прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания» на 1949–1957 годы предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш...» вместо тропаря «В храме стояще...» – кондак «Душе моя...». «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 88) и «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагают окончание утрени по образцу предыдущих «Богослужебных указаний», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545–546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40) на сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...», при этом по «Благо есть...» сохранять обычный тропарь «В храме стояще...», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять. Разногласия об окончании утрени связаны с разным толкованием слов Устава о совершении служб четверга 5-й седмицы поскору. Термин «поскору», использующийся Типиконом также при изложении богослужения Благовещения в будний день поста и богослужения полиелейного святого «во един от дней постных», касается следующих особенностей: а) сокращения количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина на утрене, часах и изобразительных с 16 до 3; б) отмены везде конечного Трисвятого;

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-18/

772 Владыка 28 мая 1838 г. писал о. Наместнику: „Забыл спросить эконома и, может быть, опять забуду, приехал ли Филарет в Лавру, как он обещал Консистории? Ко мне не являлся. А поискать его еще не было досуга“ (письмо 194; стр. 285). 7 июня 1838 тому же о. Наместнику Владыка писал: „Иеромонаху Филарету скажите, что если есть у него какое недоумение, пусть подождет меня, а между тем желательно, чтобы он служил, чему препятствия и прежде не было, если бы хотел, а теперь и подавно нет, когда он останется в таком устроении духа, в каком видел я его на сих днях“ (письмо 195; стр. 286). 773 Владыка 18 октября 1838 г. писал о. Наместнику: „Дело о земле я поручил обработать по законным формам Консистории, потому что Собор по неопытности не знал бы, что тут нужно“ (письмо 199; стр. 300). 21 февраля 1839 г. тому же о. Наместнику Владыка писал: „Возвратился ли Филарет и что он делает и что с ним делать, если не делает доброго и должного“ (письмо 217; стр. 311). 777 Об этих иконах и достопримечательностях монастыря см. в книге „Вышний Покров“, во многих других сочинениях и в „Дневнике студента-паломника на Афон“ А. Стадницкого. 783 Житие блаженн. отца нашего и учителя Мефодия архиеп. Моравского службы преподобн. отцем... СПб. 1895 г., стр. 83) 784 Конечно, наука должна быть свободною от национальных тенденций; не о том здесь речь. Разумеем только состав предметов, входящих в программу православных слав. школ, а не способ решения научных вопросов. Не только славянская филология, история и литература не имеет надлежащего изучения в школах, но даже и церковно-славянский богослужебный язык. 785 Словенских евангеликов, воспитанных на преданиях гуситов и чешских братьев, насчитывается до 650 000 душ. (Slov. Prehl. 1900 г., стр. 65). 786 Из периодических изданий наиболее распространены в обществе следующие: L’udové Noviny, Slovenské Listy, Narodnie Noviny, Slovensky Pohl’ady, Dennice, Casopis museálnej slovenskej spolecnosti и др. 787 Напр. издания женского словянского общества (сполка) „Zwena“ Slovenské piesne, собранные Степаном Мишиком и изданные в качестве приложения к Часопису музеальной словен. сполечности за 1898 г., Poucna citania, Vesela knirnika, Rozprávky pre deti. Dejiny evanj. cirkve dobrovnivskej, Citanie a evangelia na vsetky nedele, изд. католич. сполком св. Войтеха, Luterov vel’ky katechismus, symbolicke knihy cirkve evonj aug. vyznàni и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Судя по оговорке в Евергетидском Типиконе «Глаголем же и ирмос вместо «Древом»» («Древом» - это ирмос воскресных тропарей на блаженнах 2-го гласа), некогда существовал и цикл праздничных блаженн для В. В кон. IX или нач. X в. в Болгарии, в кругу ближайших учеников святых Кирилла и Мефодия, в рамках создания слав. Минеи Праздничной был написан канон В. 4-го гласа (нач.: «Приими, Владычице, внесения Ти пение») с анонимным акростихом по начальным буквам тропарей и богородичнов: «Приими Прячиста пяние принесения Твоего». Для того чтобы вместить акростих полностью, автор канона снабдил 8-ю песнь дополнительным тропарем, а 9-ю песнь - 2 тропарями (при 3 тропарях в песнях 1-7). В ряде списков переписчики сочли эти тропари избыточными и уравняли последние песни по размеру с остальными. Канон дошел в значительном числе списков (не менее 20), преимущественно в составе Миней Праздничных XIII-XV вв. (старшие из них в Скопской и Драгановой Минеях кон. XIII в.). С распространением Иерусалимского устава он вышел из употребления ( Кожухаров С. Преславски канон за Въведение Богородично (Към проблема «акростих - реконструкция на състава»)//Paleobulgarica. 1991. XV. N 4. С. 28-38). Лит.: Скабалланович М. Введение во храм Пресв. Богородицы. К., 1916. (Христ. праздники; 3); Goubert P. Influence des évangiles apocryphes sur l " iconographie Mariale (de Castelseprio à la Cappadoce)//Acta Congr. Mariologici-Mariani. Lourdes, 1958. Vol. 15. P. 147-164; Cothenet E. Marie dans les Apocryphes//Maria: Études sur la Sainte Vierge. 1961. Vol. 6. P. 71-56; Buck F. Are the ‘Ascension of Isaiah " and the ‘Odes of Solomon " Witnesses to an Early Cult of Mary?//Acta Congr. Mariologici-Mariani. Lisboa; Fatima, 1967. Vol. 4. P. 371-399; Langevin P. -E. Les Ecrits Apocryphes du Nouveau Testament et la Vierge Marie//Ibid. P. 233-252; Peretto L. M. Criteri d " impiego di alcune citazioni bibliche nel «Protovangelo di Giacomo»//Ibid. P. 274-293; Roschini G. M. I Fondamenti dogmatici del culto mariano nel «Protovangelo di Giacomo»//Ibid. P. 253-271; Peretto E. Apocrifi e pietà popolare mariana//Riv. Liturgica. 1998. N 2/3. P. 333-350.

http://pravenc.ru/text/149979.html

9-й час совершается так же, как и предыдущие (в понедельник на 9-м часе – 9-я кафизма) . Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час…». Стихи: «Да приближится молитва моя…»; «Да внидет прошение мое…». В конце 9-го часа, после «Боже, ущедри ны…», иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами . Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны. Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг св. Четыредесятницы Изобразительны. После молитвы 9-го часа иерей, по традиции, облачается в фелонь, как на утрене . По обычаю, отверзается завеса царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем поются стихи блаженн с припевом к каждому стиху: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» – «Помяни нас, Господи…», на «И ныне» – «Помяни нас, Господи…». Затем медленно и громко (с тремя земными поклонами): «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный…». Стих: «Приступите к Нему и просветитеся…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел…», «И ныне» – «Верую…», «Ослаби, остави…», «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Кондаки на изобразительных: В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) – кондак храма, кондак дня (в четверг – два), кондаки рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». В храме Богородицы – кондак дня (в четверг – два), кондаки рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дня (в четверг – два), кондак храма, кондаки рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Примечание. Во вторник не следует произносить кондак храма Предтечи, а в четверг – кондак храма апостольского или свт. Николая, так как они заменяются дневными.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-07/

Все Божии святые: священные иерархи, Божественные пророки, сонмы преподобных, святые жены и остальные – прославились, угодив Богу делами добродетелей. Иерархи Христовы и собор преподобных, пророков и всех праведников вкупе, блистающие красотами добродетелей, достигли небесных селений (В субб. на литург., блаженн. [Глас 4,6. Октоих]). В Православной Церкви Богочеловек есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний ( Откр. 1, 8, 10, 17 ; Откр. 21,6 ). В ней действуют Богочеловеческие законы. Все, что есть человек, управляется и направляется Богом; все, что есть человеческое, управляется и направляется Божественным. В Церкви человек молитвенно всегда предстоит пред Богом. Как Богочеловеческий организм Церковь есть всегда дом молитвы. И как храм она есть дом молитвы. Каждый член Церкви есть богоподобная клеточка в Богочеловеческом теле Церкви. Спасение в действительности есть непрерывное переживание всей молитвенной жизни Церкви. Каждый христианин живет полной Богочеловеческой жизнью Церкви по мере своей веры и ее (Церкви) святых таинств, и святых добродетелей. Каждый верующий есть маленькая Церковь . Вся Богочеловеческая жизнь и все Богочеловеческие истины Церкви наиболее совершенно, ясно и глубоко проявляются в Богослужении, когда происходит молитвенное переживание всего Богочеловеческого, рождающее молитву. Богослужебная жизнь Церкви есть самое надежное Предание Церкви, живое и бессмертное Святое Предание. И в нем весь чудесный Богочеловек, Господь Иисус Христос, и с Ним, и Им, и за Ним все святые, от первого до последнего. Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом – всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее – прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское. Каждый принадлежит всем, и все – каждому по благодатной силе святой любви, рождаемой святой Богочеловеческой верой и вечно пребывающей всеми остальными Богочеловеческими добродетелями, и прежде всего молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

За этот подвиг Господь обещает великую награду на небесах. При окончании «Блаженн» в северных дверях показывается светильник, диакон несет св. Евангелие, за ним идет священник. Став в царских вратах диакон, возвышая Евангелие, возглашает: «премудрость, прости!» входить в алтарь и полагает св. Евангелие на престол. Входит в алтарь и священник. В древней Церкви, с правой стороны алтаря, было отделение, называвшееся диаконик, где хранились разные священные вещи, сосуды, книги и также святое Евангелие. Когда наступало время читать Евангелие, диакон выносил его из диаконика на середину храма и читал его. Это и послужило началом входу, который называется малым в отличие от великого, во время которого переносятся святые Дары с жертвенника на престол, читая про себя молитву: «Владыко, Господи Боже наш! Ты, который в неб устроил разряды и сонмы Ангелов и Архангелов для прославления Своего, соделай, чтобы с нами вошли (в Алтарь) Ангелы, Которые бы вместе с нами служили Тебе и прославляли Твое милосердие. Потому что Тебе принадлежит всякая слава, честь и поклонение – Отцу и Сыну и Святому Духу». Малый вход изображает явление Господа, после Его крещения, сорокодневного поста и искушения, на проповедь . Поэтому св. церковь взывает к нам: приидите поклонимся и припадем ко Христу, (и вознесем к Нему теплую молитву) Спаси ны, Сыне Божий. Диакон, обращаясь к священнику, стоящему пред святым престолом, говорить: «Благослови, владыко – время трисвятого». Священник возглашает: «Яко свят еси Боже наш и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно»... не оканчивает возгласа. Между тем диакон, выйдя из алтаря, становится пред иконою Спасителя и говорит: «Господи! спаси благочестивые, т. е. православных, и услыши ны (нас)», и затем оканчивает возглас священника: «и во веки веков». В это время начинается пение «трисвятого». О происхождении этой песни известно следующее. В пятом веке, во время сильного землетрясения в Константинополе, жители вышли за город вместе со своим архиепископом и стали там совершать молебствие и просить Господа, чтобы Он избавил их от бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

6 Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не произносится. 7 Трипеснцы утрени четверга 5-й седмицы поются в свое время. См.: Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава. 8 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545), ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в качестве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т. к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 172–174). 9 Ср.: Триодь Постная, припев к дополнительному тропарю 2-го трипеснца на утрене седмичных дней; Типикон, 25 марта; Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 59. 10 Седальны Триоди (апостолов), глас 8-й: «Светила богозрачная…», «Апостольская двоенадесятице…», и Богородичен: «Непостижимаго Бога…» (см. по 3-й песни Великого канона) поются на утрене четверга 5-й седмицы. 11 Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 12 Поскольку служба, согласно Уставу, завершается поскору, допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску). 13 В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени Великого канона, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному. Например, прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания» на 1949–1957 годы предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш…» вместо тропаря «В храме стояще…» – кондак «Душе моя…». «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 88) и «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагают окончание утрени по образцу предыдущих «Богослужебных указаний», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545–546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40) на сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...», при этом по «Благо есть…» сохранять обычный тропарь «В храме стояще…», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Священныи архиереи Иоанн преподобному Еуфимию поручаетъ христоименитое стадо Христовых словесных овець паствити и наставляти на пажить духовных словес бесмертныя их душа нетленныя. Благочестивыи же князь блаженн[ом]у въдасть много злата и сребра на строение обители тоя, и на съграждение келиам, и на иныя нужныя 632 храмы, на упокоение иноческому жительству. Блаженыи же Еуфимие положи упование на Господа Бога Вседръжителя, нача 633 основание полагати не на песце, но на тверде камени, Господе нашем Исус Христе: не на злате, ни на сребре, но на слезах и на трудех великых, беспрестанных подвизех. В дне прилежнее подвизаася о съграждении монастырьстем, а в нощи безпрестаныя молитвы принося с слезами Господу Богу, и съгради кельи множество на собрание иноком, и събрася к нему в обитель зело множество братьства духовнаго о Христе. Приемлеть преподобныи благословение от епископа, начя здати церковь камену в имя преподобнаго отца нашего Иоанна Климакаса, сииречь списателя Лествици, и Божиею помощью съврьши ю. И святи ю священым архиереом, и украси ю чюдными иконами, и съсуды, и книгами, и всеми утварми церковными. И призда к неи трапезу камену, иде же братия збираются вкупе в зимныя дни на пениа и на ядениа. Създа же под трапезою погреб камен и пеколницу камену на потребу братьству всему. Събражеся к нему братьства в обитель и до трех сот, и не вмещахуся в каменую трапезу на пениа и на ядениа. Блаженныи же умысли поставити церковь древяну в имя иже в святых отца нашего Николы Мирликиискаго чюдотворьца, зовомыи в болници, и к неи пригради трапезу велию древяну на събраниа иноком, на пениа и на ядениа. И създа под нею погреб камен на потребу братьству тому, иже не вмещаются с братиами в каменую трапезу. Вся же храмы 634 , нужныя на монастырьскую потребу, съгради по чину их. Божиею же благодатию обитель та изобилована бысть всеми потребами монастырьскыми, подвизанием и молитвами преподобнаго Еуфимиа. Пасяше же добре христоименитое стадо в послушании, без роптаниа на вся службы монастырьские, в любви нелицемернеи, и целомудрии, и в нестяжании и не в мъшелоимъстве, и в безоименьстве 635 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010