Древнее «Преображение» – икона несотворенного света Что о чуде Преображения рассказал иконописец XV века, как гора Фавор стала храмом и зачем фигура Христа окутана голубым сиянием? Продолжаем серию рассказов Алексея Лидова, искусствоведа, византолога, академика Российской академии художеств, о знаменитых древнерусских иконах. Икона, которая сейчас находится в Третьяковской галерее, происходит из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском – домонгольский храм, перестроенный при великом князе Василии Дмитриевиче в 1403 году. Насколько можно привязывать икону именно к этой дате – вопрос не окончательно решенный, но ясно, что речь идет о созданной на Руси на рубеже XIV-XV веков большой храмовой иконе (184 на 134 см), которая, возможно, находилась на одном из предалтарных столбов.  Преображение. VI век. Из монастыря св. Екатерины, Синай Иконография Преображения начинает развиваться с VI века. Самое древнее дошедшее до нас «Преображение» сохранилось в алтаре базилики монастыря святой Екатерины на Синае. В том древнейшем изводе мы видим, что, в отличие от поздних вариантов, практически отсутствует изображение горы.  Согласно тексту трех синоптических Евангелий – от Матфея, Марка и Луки, «взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним… Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9:28-35). Христос предстает перед учениками в Своем божественном величии, в период пребывания Христа на земле Преображение воспринимается как важнейший пример Теофании (Богоявления). О том, что чудо произошло именно на горе Фавор, Евангелия не сообщают, но уже древнейшая традиция, начиная с III века, связывает событие Преображения именно с горой Фавор, находящейся в Галилее. И до сегодняшних дней и православными, и католиками именно гора Фавор почитается как важнейшее сакральное пространство чуда Теофании.  Вечно длящееся чудо

http://pravmir.ru/chudo-na-gore-chitaem-...

О том, как была окована рака преподобного отца нашего Феодосия Печерского Через некоторое время после кончины Феодосия захотел Георгий, сын Симона и внук Африкана, оковать гробницу преподобного отца Феодосия, что и сделал. Послал он одного из подручных бояр своих, именем Василия, из города Суздаля в богоименитый город Киев, в Печерский монастырь, чтобы оковать гробницу преподобного Феодосия, и дал ему Георгий пятьсот гривен серебра и пятьдесят гривен золота на окование гробницы преподобного. Василий взял деньги и нехотя отправился в путь; проклиная жизнь свою и день рождения своего, так говорил он в уме своем: «Что это задумал князь столько богатства погубить и какая награда ожидает его за то, что он окует гроб мертвеца, – но что даром получено, то даром и брошено. Хуже всех же мне одному, не смеющему ослушаться господина. Чего ради я дом свой оставил, для кого в этот горький путь иду? И от кого честь приму: не к князю я послан и не к иному вельможе. Что я скажу, или разговаривать, что ли, стану я с этим гробом каменным, и кто ответит мне? Кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он своим спутникам, и многое другое. Святой же явился ему во сне и кротко сказал: «О, чадо, я хотел тебя вознаградить за труд твой; но если не покаешься, тяжкие ждут тебя испытания». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него Господь за грехи его: кони все у них пали и все, что у них было, украли воры, кроме посланного с ними сокровища. Василий же открыл сокровище, посланное на окование раки святого, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на себя и на коней; и не уразумел он, что гнев претерпел за хулу свою. И когда приехал он в Чернигов, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукой пошевелить. Бывшие с ним положили его в ладью и привезли его под Киев, когда наступил уже вечер. И в ту же ночь явился ему святой, говоря: «Василий, не слышал разве ты Господа, говорящего: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Хорошо уразумел сын мой Георгий слова Господа, сказавшего: «Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника». Ты же за труд свой увенчан был бы, и такой славы никто еще не удостаивался, какую принял бы ты вместе с Георгием, ныне же всего этого лишился ты, однако не отчаивайся за жизнь свою. Но не иначе ты исцелишься, как покаявшись в согрешении своем: прикажи, чтобы отнесли тебя в Печерский монастырь, в церковь Святой Богородицы, и пусть положат тебя на гробницу мою, и ты будешь здоров, а истраченное тобой золото и серебро найдешь целым». И все это наяву произошло с Василием в ту ночь, а не во сне, когда являлся ему преподобный Феодосий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вне Церкви Христовой не бывает спасения. Беседа с игуменом Афонского монастыря Святого Павла архимандритом Парфением (Мурелатосом) Источник: " Русь Державная " – В наше трудное время, когда различные искушения подстерегают человека на каждом шагу, когда с каждым часом все с большей силой обрушиваются на него развращающие и опустошающие душу страсти и соблазны, многие люди забыли Бога. Верующие люди обращаются к Господу, к Пресвятой Богородице с мольбой, чтобы Они помиловали православный мир. Священники и монахи в России, на Святой Горе, повсюду, где есть очаги православной веры, усердно молятся за наш грешный мир... Как Вы считаете, Геронда, исходя из сегодняшней ситуации в мире, могут ли люди надеяться на счастливое будущее? – Конечно! Надежда никогда не должна исчезать! «Всякий, надеющийся на Господа, спасен будет», – говорится в Писании. Вне Церкви Христовой не бывает спасения. С верой мы обретем рай, спасение. Когда Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, Он сказал Своим ученикам: «Идите прежде к народу Израилеву и проповедуйте Воскресение Мое...» Однако же дом Израилев отошел от Господа, и не только не хотел слышать апостолов, но и тех, кто во Христа уверовал и проповедовал, предавал мучениям и смерти. Поэтому далее Господь говорит Своим ученикам: «Оставьте это погибшее стадо и идите ко всем остальным народам». И поэтому пошли апостолы во все концы земли проповедовать Истину Христову, Воскресение Христово, ибо иудеи потеряли все. Господь сказал Своим ученикам: «Идите к народам и проповедуйте, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И всякий, кто крестится, тот и спасен будет. Тот же, кто не будет веровать, тот погибнет. И когда будете стоять перед царями и правителями, не беспокойтесь и не думайте о том, что вы скажете, потому что Я буду говорить вместо вас». Таким образом апостолы Христовы, следуя заповеди Господа, шли и проповедовали Его Воскресение. Так и апостол Павел пришел к нам в Элладу в Афины. Вне Православной Церкви, вне того учения, которое она хранит, не бывает и не может быть спасения. Только в одной Церкви Христовой может быть спасение. Апостолы спрашивали Господа: «Учитель, когда будет Твое второе пришествие?». И Господь ответил им, что даже ангелы небесные не знают об этом, а только Отец Мой Небесный знает. Конечно, Он знал об этом, но не говорил по Своему смирению. И когда вы услышите, что идут войны или слухи о войнах, увидите знамение на небе и на земле, услышите о землетрясениях, страшных болезнях – это будет знаком начала. Господь говорит, что люди будут жить, как это было и во время праведного Ноя, когда женились, выходили замуж, беспечно проводили время. И вот тогда настанет конец этого земного мира, когда люди укоренятся во зле своем и отвергнутся любви Божией.

http://pravoslavie.ru/49705.html

Раздай все? Бывает, что люди путают – и решают, что уже пора раздавать всё имение своё и следовать за Тем, о Ком они только-только прочитали в книгах. Сколько можно рассказать историй о пылких неофитах, которые чуть ли не на другой день после крещения ехали в монастырь, мечтая принять постриг! 15 июня, 2012 Бывает, что люди путают – и решают, что уже пора раздавать всё имение своё и следовать за Тем, о Ком они только-только прочитали в книгах. Сколько можно рассказать историй о пылких неофитах, которые чуть ли не на другой день после крещения ехали в монастырь, мечтая принять постриг! Все мы помним известный евангельский отрывок: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Вот это самое «раздай всё» является для нас идеалом христианской жизни. Мы примеряем его к себе, понимаем, что нам до него как до луны и огорчаемся, прямо как тот юноша, о котором идёт речь в этом отрывке: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» . Но, по-моему, мотивация такого огорчения бывает порой совсем иной, чем у евангельского юноши. А именно: «раздай всё» воспринимается как идеал этический , то есть относящийся к сфере межчеловеческих отношений. Людям кажется, что именно в этом и заключается высшая справедливость. Мол, нехорошо это, когда у меня есть велосипед, а у Васи нет. Стыдно мне перед Васей и перед своей совестью. Надо, чтобы у меня тоже велосипеда не было, тогда на душе станет легко. Виталий Каплан Заметьте – в этой мотивации ни слова о Христе. Здесь только о земном, только о социальном. И ещё здесь очень многое напутано. То есть тут намешаны и идея социальной справедливости, и идеал всеобщего равенства, и обычное человеческое милосердие, которое для христианина необходимо (но всё же недостаточно) – вспомним послание апостола Иакова: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь» , но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2:15-16).

http://pravmir.ru/razdaj-vse/

Беседа 29. Дракон связан, не надо наговаривать на него. Тысяча лет со Христом. Два воскресения. Созидаем храм веры. Что брать с собой при конце света? Самый легкий способ разорить монастырь. Суд. Обидное слово «козел». Сегодня мы с вами будем читать 20 главу с 1 стиха и ниже. Очень важно для нас, что мы изучаем слово Божие. Когда мы изучаем слово Божие, созидается храм нашей веры. Если мы не будем заботиться о храме нашей веры, то наши каменные храмы не устоят, они будут разрушены. Но если мы будем заботиться о храме нашей веры и осознавать самих себя как лиц, отвечающих за ту благодать Божью, которая пребывает в наших сердцах, когда мы ответственно будем принимать призыв Серафима Саровского – стяжать благодать Духа Святаго в своем сердце, – тогда наша жизнь будет меняться в лучшую сторону. Итак, мы читаем 20 главу Книги Откровения с 1 по 3 стих: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» ( Откр.20:1–3 ). Прежде чем мы прочитаем истолкование Андрея Кесарийского на этот текст, надо сделать оговорку, что православная эсхатология – православное учение о кончине мира – принципиально отличается от того, как о кончине мира учат представители других христианских направлений. Поэтому надо очень внимательно отнестись именно к церковному прочтению этого текста. Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Бог наш Иисус Христос связал и избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну». Итак, Ангел, сходящий с неба, «который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей» , по истолкованию святых Отцов, – это Иисус Христос. Он сходит с неба, Он имеет ключ от бездны, Он имеет большую цепь в руке Своей. И, как Андрей Кесарийский поясняет, на Голгофском Кресте Сын Божий сковал силы зла. А сойдя во ад, Он, имеющий ключ от бездны, вывел из ада все те души, которые там находились, облистав ад сиянием Своего Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В своем Рождественском телеинтервью патриарх Ириней рассказал о проблеме Косова и возможном папском визите в Сербию 05.01.2018 В своем Рождественском телевизионном интервью для «ТВ Храм» Святейший Патриарх Сербский Ириней сказал: « Косово можно захватить и оккупировать, как это произошло сегодня, но сербы никогда не могут сказать, что они признают это, потому что то, что некогда было нам дано, потеряно навсегда. Мы не можем представить Сербию без Косово». По словам Патриарха Иринея, Косово — это Старая Сербия, которая породила всю остальную часть Сербии. Патриарх Ириней упомянул в своем интервью, что Сербская Православная Церковь надеется, что руководство Сербского государства также будет думать так же и выразит намерение предпринять большие усилия для сохранения Косово и Метохии в рамках Сербии. Сербский Патриарх добавил, что Косово и Метохия — это средоточие истории, культуры и духовности Сербии, напомнив, что древний косовский город Призрен в прошлом был столицей сербского народа, а Печская Патриархия была резиденцией Архиепископов и Патриархов Сербии. «Можем ли мы разрешить Патриархату Печа находиться в другом государстве? Народ, который осознают себя, свою историю и свою культуру, не может себе этого позволить», — сказал Патриарх Ириней. Предстоятель Сербской Православной Церкви напомнил, что «монастырь Дечани, церковь Матери Божией Ливишка (в Призрене), монастырь Грачаница и другие святые места являются собственностью народа, которые до вчерашнего дня разрушали и сжигали». Говоря о Сербии как стране, лежащей между Востоком и Западом, Патриарх напомнил, что Сербия является частью Европы, но в то же время — частью славянского мира. «Церковь и народ хотят мира со всеми, и этот контакт с миром и Россией рассматривается некоторыми как позиция между двумя стульями». «Но мы знаем, кто наши друзья», — сказал Патриарх Ириней.

http://drevo-info.ru/news/23170.html

Письмо XI. Игуменье о монахине, вышедшей из монастыря и раскаявшейся Провозвестники истины и слуги Божией благодати, с самого начала до наших дней изъяснявшие нам, каждый в своё время, спасительную волю Божию, говорят, что ничто так не угодно и не приятно Богу, как обращение людей к Нему через истинное покаяние. Желая его выказать божественнее остального Божественное Слово Бога и Отца – вернее же, первый и единственный знак бесконечной благости ( πρτον κα μνον τς περου γαθτητος γνρισμα) – неизреченным образом снисхождения соизволило посетить нас во плоти, совершая, претерпевая и изрекая то, что должно было нас, врагов и противников, отчуждённых от блаженной жизни, примирить с Богом и Отцом и возвести к ней. Христос не только чудесами исцелил наши болезни и оправдал нас во множестве страшных преступлений, страданиями приняв на себя наши немощи и смертью , как если бы ей был подвластен, уплатив безвинно наш долг, но ещё и многообразно поучал, дабы мы возжелали сравняться с ним в человеколюбивом нраве и совершенной любви друг к другу. Ради этого-то и восклицал Он: «Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ). И «не здоровые имеют нужду во враче, а больные» ( Мф.9:12 ). И говорил, что Он пришёл найти и спасти погибшую овцу ( Лк.15:4 ). И говорил, что послан к погибшим овцам дома Израилева ( Мф.10:6 ). А в притче о драхме ( Лк.15:8 ) Он прикровенно показал, что пришёл вернуть царский образ, погребённый под зловонной грязью страстей. И ещё: «Истинно говорю вам, что радость является на небе и на земле об одном кающемся грешнике» ( Лк.15:7 ). Ради этого впавшего в руки разбойников, лишённого всякого покрова и избитого до полусмерти Он укрепил вином и маслом, и перевязал, и посадил на собственного осла, и поручил содержателю гостиницы, и, дав достаточно денег, чтоб о нём заботились, пообещал на обратном пути дать и ещё, если будет больше затрачено ( Лк.10:30 ). Ради этого говорит Он, что всеблагой отец склонился к обратившемуся блудному сыну и обнял его, когда тот раскаялся и вернулся, и украсил великолепием отчей славы, ничуть не упрекнув за прошлое ( Лк.15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕВКИЙ ВРУНТИСИОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Левкий Врунтисиопольский ( V в.), епископ , исповедник , святитель . Память 20 июня . В миру Евтропий, родился в городе Александрии от благочестивых родителей Евдикия и Евфросинии. Мать умерла, когда отроку было 11 лет, а отец принял монашеский постриг в монастыре святого Ермия и взял сына с собой в обитель. Мальчик воспитывался под духовным руководством игумена Никиты и опытных монастырских старцев. Он оказался очень способным, прекрасно изучил Священное Писание. Евтропий рос тихим, кротким и послушливым отроком. Когда ему исполнилось 18 лет, скончался игумен Никита. Братия монастыря единогласно избрала игуменом Евтропия, хотя он еще не был пострижен в иночество . Считая себя недостойным руководить кем бы то ни было, Евтропий отказался. Семь лет монастырь святого Ермия оставался без настоятеля. За эти годы Евтропий, подвизаясь в монашеских подвигах, достиг высокой степени духовной жизни. Однажды Евдикий вместе с двадцатипятилетним сыном святым Евтропием отправился на праздник Успения Божией Матери в почитавшуюся всеми церковь Успения в окрестностях города Александрии. На праздновании присутствовал Еллий, епископ Елиопольский , со своим клиром. Одновременно он посетил монастырь, которым управлял игумен Феодор. В том же монастыре остановились и отец с сыном. Ночью Евдикию было откровение о его скорой кончине и о том, что его сын будет епископом и просветит светом Христовой веры город и землю Врунтисиопольскую в Италии. В этом видении Евтропию было предсказано новое имя - Левкий, означающее " Прииде на него Дух Господень " . В день праздника в церкви Божией Матери епископ Еллий услышал глас с Неба, благословивший Левкия на архипастырский подвиг, и приказал архидиакону спросить молящихся, кто носит это имя. Потом с любовью благословил святого Левкия и его отца.

http://drevo-info.ru/articles/10903.html

Послание 369(557). Монашествующим В настоящее время гонения на Христа в Его образе не только выдающиеся по своему положению или знаниям должны подвизаться, проповедуя и уча слово Православия, но и состоящие в числе учеников должны дерзновенно исповедовать истину и свободно заявлять о ней. Это не мои, грешника, слова, а божественного Златоуста, а также и других Отцов. А если господа игумены, задержанные царем, не поступили по указанному, хотя по своей степени и знаниям они превышают всех игуменов этой страны, а, наоборот, умолчали и, не ограничившись этим, хотя и это преступно, дали еще и подписку не собираться вместе и не учить, то это есть предательство истины, отречение от предстоятельства, разрешение послушников и братьев по чину. На запрещение иудеев учить о имени Христа апостолы ответили так: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян.4:19 ); и еще: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ). Вот как и в каком смысле им следовало говорить, чтобы через них прославился Бог, чтобы назидать православных, чтобы утвердить монастыри, укреплять томящихся в ссылках. Но что ж? Богу мы предпочитаем монастыри и страданиям за добро – земное благополучие. Где это: «буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» ( Пс.118:46 )? Где слова, – «я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь» ( Пс.39:10 )? Где слава и силы нашего чина? Когда император Анастасий начал здесь совершать нечестия, как горячо блаженные Савва и Феодосий сопротивлялись ему, защищая веру, с одной стороны, тем, что злочестивых в Церкви предали анафеме, с другой – послали царю письмо с протестом и с заявлением, что всякой перемене в установлениях они предпочитают смерть! Как передают, господа игумены говорят: кто мы такие? Во-первых, они христиане, которые теперь, конечно, должны говорить; во-вторых, монахи, которые должны быть совершенно неподкупными, как несвязанные с миром и свободные от него; наконец, они игумены, которые должны от других отгонять соблазн, «никому ни в чем не полагая претыкания, чтобы не было порицаемо служение» ( 2Кор.6:3 ), как говорит апостол. А они своею собственноручною подписью причинили именно такое преткновение и соблазн, а еще более – унижение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010