Ему в этом отношении надо помнить всегда указание Господа самарянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но… время… настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе»( Ин. 4, 21–23 ). Всем инокам «монастыря в миру» следует помнить указания старца о. Алексия М. о том, что здесь «нельзя применять внешние формы монашеской жизни, от которых всегда будет ущерб семье, которая непременно будет заброшена. Внутренняя духовная жизнь одинакова для всех. Можно жить монахиней (или иноком) и в миру (по духу), но внешние правила монастырской жизни в миру немыслимы, чего иногда не понимают духовники из монашествующих. Для иноков общежительного монастыря внешняя жизнь протекает иначе, чем у мирянина: все у них готово, на все свое время. Подражая монастырской жизни, инок в миру иногда может взять на себя непосильные подвиги, будет тянуться, тянуться, не выдержит, оборвется, и душа его начнет страдать. А в духовной жизни самое главное – чтобы никто и ничто по возможности не страдало. Страдание допустимо лишь тогда, когда дело идет о покаянии и является плачем о грехах своих». «Твое монашество – любить тех, с кем в жизни Господь тебя поставил. И в миру можно быть монахиней», – говорил о. Алексий одной из своих духовных дочерей. Есть разница в отношении к окружающим у инока в миру и инока, живущего в монастыре. Если в монастыре инока сравнительно мало касаются житейские скорби и нужды близких, то здесь, в миру, он окружен ими. По заповеди ап. Павла «плачьте с плачущими» – инок в миру не может уклоняться от участия в скорбях ближних. И если огонь любви у инока в монастыре направляется преимущественно на Бога, то здесь – в миру – он будет направлен в значительной мере и на страждущих «младших братьев» Христа. Словом, добродетель милосердия должна быть у инока в миру в полном своем развитии. Иначе он может быть осужден Господом за черствость и сухость своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Если все же во сне к нему приходили мечтания, святой, тотчас проснувшись, уходил к реке и погружался в ее воды, рыдая и стеная. Там, даже в самый разгар зимы, святой обычно прочитывал всю Псалтырь, стоя посреди ледяных струй и погружаясь в воду в конце каждого псалма . Какие труды, какие ежедневные битвы с врагом! И милосердный Господь, ведавший, что все мысли подвижника обращены к Нему, приходил на помощь Вандрегизилу, и сей блаженный муж, духовно обливавший Его святые ноги слезами и отиравший волосами головы своей (ср.: Лк. 7: 38), суровыми воздержаниями, которые длились порой неделями, победил ополчившегося против него врага. Боббио Видя упорство Вандрегизила в духовной брани, Господь послал ему в утешение вестника. Когда однажды ночью святой по обыкновению спал на циновке в своей хижине, ангел перенес дух его в монастырь Боббио, что в стране лангобардов, называемой еще Италией , и Вандрегизил увидел и окрестности обители, и ее строения. Когда ангел удалился от него, святой захотел узнать, как же назывался тот монастырь. Тут вспомнились ему слова из Евангелия: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33) и «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23), и преподобный решил последовать этим заповедям. И вот Вандрегизил отринул все, и, взяв с собой лишь трех молодых слуг и осла, никому не известным странником пошел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего (см.: Быт. 12: 1), даже не зная, какой дорогой следует идти. Но Господь через ангела указал ему нужный путь. Так прибыл он в монастырь, который видел во сне, и без труда сразу узнал ту самую обитель, в которую Божественной силой он был введен в видении. И он остался там на какое-то время. Монахам обители ясно было, что Вандрегизил воистину воин Христов, следующий по пути спасения, а вскоре им стало известно и его благородное происхождение. Господь часто открывал ему тайные события; однако сам Вандрегизил всегда старался оставаться в тени, скрывать свои добродетели и угождать одному лишь Богу, ибо хранил в памяти слова, сказанные Спасителем фарисеям, этим лжеслужителям: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши» (Лк.

http://pravoslavie.ru/56436.html

При жизни преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Киеве был один богатый человек, пораженный проказой, который, лечившись от нее у лекарей и чародеев, не только от них от проказы избавления не получил, но здоровье его стало еще хуже, чем было до лечения. Тогда один из друзей стал уговаривать его, чтобы он шел в монастырь Печерский и у тамошних иноков просил себе молитв их об исцелении. Больному очень не хотелось идти в монастырь, и согласился он на это с большим трудом. Когда же он был приведен туда, игумен повелел напоить его водой из колодца преподобного Феодосия. По вкушении воды, больной, к изумлению всех, тотчас «воскипе, – сказано, – весь гноем за неверствие свое и смрад от него пошел такой, что все разбежались от него. Возвратился он домой плача и сетуя, многие дни не выходил из дома и восклицал: «Бесчестьем покрылось лицо мое! Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей ( Пс.68:8–9 )! И все это постигло меня за то, что я без веры приходил к преподобным отцам Антонию и Феодосию!«» Но прошло несколько еще времени, больной немного успокоился и, придя в себя, сказал: «Пойду в Печерский монастырь к преподобному Алипию и исповедаю, при посредстве его, перед Богом все грехи мои!» И как сказал, так и сделал. После исповеди преподобный сказал ему: «Хорошо ты сделал, сын мой, что перед моим недостоинством исповедал Богу все грехи твои! Мои слова подтверждает и Пророк, говоря: я сказал: «исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего»» ( Пс.31:5 ). Потом и еще Алипий много поучил прокаженного о спасении души, а затем ввел в Церковь , причастил Святых Таин, повелел умыться ему священной водой, и, после сего последнего, тотчас у больного спали с тела все струпья и он стал совершенно здоровым. Итак, братие, несомненно, что иногда потому мы не получаем после своей молитвы облегчения от болезни, что или приступаем к молитве об исцелении без веры, или молимся без усердия, или не заботимся перед молитвой об очищении своих скверн греховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Авва Иоанн , живший в горе, называемой Каламон, имел сестру, которая с детства посвятила себя святому подвижничеству. Она воспитала брата своего, этого авву Иоанна, и внушила ему, чтоб он, оставив суету мира, принял монашество. Вступив в монастырь, он не выходил из монастыря в течение двадцати четырех лет и не виделся с сестрою своею. Она же очень желала видеть, почему часто писала и посылала к нему письма, в которых просила посетить ее прежде исшествия ее из тела, чтоб ей утешиться в любви Христовой присутствием его. Иоанн извинялся, не желая выйти из монастыря. Честная раба Божия, сестра его, опять написала ему письмо, в котором было сказано: «Так как ты не хочешь прийти ко мне, — необходимо мне придти к тебе, чтоб по прошествии столь долгого времени я удостоилась поклониться святой любви твоей». Иоанн, прочитав это, очень опечалился и так рассуждал сам с собою: «Если я позволю сестре моей прийти ко мне, — это даст повод и прочим родственникам и знакомым моим навещать меня». Он решился — лучше сам посетить сестру. Он пошел к ней, взяв с собою двух братий, иноков своего монастыря. Когда они пришли к дверям уединенного дома, в котором жила сестра, — Иоанн сказал громким голосом: «Благословите! примите странников!» На голос вышла сестра его с другою рабою Божиею, отворила дверь и не узнала брата своего. Он узнал ее, но не сказал ни слова, чтоб она не узнала его по голосу. Монахи, бывшие с ним, сказали ей: «Просим тебя, госпожа и мать, повели нам дать воды для утоления жажды, потому что мы устали от пути». Им подана была вода, и они пили. Потом, сотворив молитву, возблагодарив Бога и простившись с рабою Божиею, возвратились в монастырь. По прошествии нескольких дней Иоанн опять получает от сестры письмо, в котором она приглашает его прийти к ней для свидания прежде кончины ее и для совершения молитвы в ее келлии. Он написал ей ответ и послал его с монахом монастыря своего. В ответе было сказано: «По благоволению и милости Христа моего я приходил к тебе, и никто не узнал меня. Ты сама выходила к нам, подала мне воды; я принял ее из рук твоих и пил, и, возблагодарив Господа, возвратился в монастырь. Довольно для тебя, что ты видела меня. Более не стужай мне, но моли о мне непрестанно Господа нашего Иисуса Христа» [ 1332 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Выборность в современных монастырях: практика и мнения В статье рассматривается история и современная практика избрания игумений женских обителей в греческих монастырях, а также предпринимается попытка рассмотреть возможность применения этой практики к реалиям жизни монастырей Русской Православной Церкви. Статья   В настоящей статье мы продолжим рассматривать устройство жизни греческих общежительных монастырей на примере их внутренних уставов. Достаточно подробно будет затронута тема поставления игумении посредством процедуры избрания. В рамках дискуссии вокруг второго проекта «Положения о монастырях и монашествующих» активно обсуждается возможность введения выборности в наших монастырях. И не просто обсуждается, мы ощутимо продвинулись вперед – в последней редакции «Положения» в одном из пунктов говорится о том, что игумена могут выбирать братия. Будет ли это осуществляться на практике в случае утверждения проекта Положения, и если да, то в какой форме?   В статье, кроме обзора процедуры избрания игумении в греческих монастырях, будет сказано несколько слов об отношении к выборности нашего священноначалия в лице митрополитов и епископов на основании их официальных отзывов, а также будет предпринята попытка в свете греческой монастырской практики сделать некоторые выводы относительно возможности введения выборности в монастырях Русской Православной Церкви. Выборность в греческих монастырях Существительные «избрание», «выборы» (κλογ) происходит от греческого глагола «κλγω», который в переводе на русский язык означает «избирать», «делать выбор». Выборность – предоставленная священноначалием возможность монашествующим самим избрать себе игумена (игумению). Сам принцип выборности на какое-либо служение имеет апостольское происхождение, что мы видим на примере истории поставления первых диаконов, как она описана в Книге «Деяний святых апостолов»: « 1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. 2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. 3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6, 1–6).

http://bogoslov.ru/article/4294179

Давид — царь над всем Израилем Давид - царь над Израилем. Монастырь Дионисиат, Афон      Пришло время исполниться Божественному плану. Давид стал царем всего избранного народа. Он был помазан трижды: первый раз — в доме своего отца пророком Самуилом (см.: 1 Цар 16, 12–13), потом — в Хевроне как царь одного колена, а в третий раз — царем всего Израиля. Давид оставил столицей единого государства Хеврон. Этот город, находившийся на южной окраине царства, был средоточием колена Иудина. Поэтому у Давида родился план устроить новую столицу. Нужно было, чтобы она занимала центральное положение и находилась в середине земли евреев. Для этих целей был выбран город иевусеев — Иевус (название идет от сына Ханаана Иевуса). Завоеванный город был переименован и стал называться Иерусалимом. Царь выбрал для своего постоянного пребывания Сион (евр. — солнечный), один из четырех холмов, расположенный в южной части. Здесь царь воздвиг крепость, а позже дворец. Дом был построен из кедра. Сион становится символом постоянного Божественного присутствия. Слово Сион иносказательно стало прилагаться к Церкви (земной и небесной). Через пророка Исаию Господь возвещает о Сионе: И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима (Ис 2, 3; выделено нами. — Авт .). Сделав Иерусалим столицей, Давид перенес туда ковчег Господень. Он создал из этого города центр богослужения Истинному Богу. С этой целью он разделил детей Аароновых на двадцать четыре чреды соответственно двадцати четырем священническим родам: шестнадцать потомков Елеазара и восемь — Ифамара. Каждая из них должна была поочередно исполнять в течение седмицы священнические обязанности. Мы встречаем этот порядок во времена Спасителя. Об этом повествует Святое Евангелие. Отец святого Пророка и Предтечи Иоанна пророк Захария был священником из Авиевой чреды (см.: Лк 1, 5). Перенесение Ковчега Завета в Иерусалим. Монастырь Дионисиат, Афон     

http://pravoslavie.ru/103813.html

Патриарх Иаков (Израиль) Борьба Иакова с Ангелом. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия      Исав возненавидел Иакова и после смерти отца хотел его убить. Опасаясь за сына, Ревекка советует Исааку послать Иакова в Месопотамию, чтобы взять жену. Исаак благословляет выбрать в жены одну из дочерей Лавана, брата Ревекки. Получив благословение, Иаков отправляется в Месопотамию. Он вышел из Вирсавии. Ему предстояло пройти долгий и трудный путь. Сначала нужно было пройти на север по Ханаану, потом через Иордан, Галаад, Васан; идти по направлению к Дамаску и далее — до Харрана, где жил Лаван. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает добродетели Иакова: «Посмотри же теперь на этого юношу, воспитанного дома, никогда не испытавшего ни трудностей путешествия, ни жития на чужой стороне, ни других каких-либо беспокойств, — поучись как совершает он путешествие, и поучись высокому любомудрию» (Беседы на книгу Бытия. 54. 3). Ночь застала его близ города Луз. Иаков положил под голову камень и лег ночевать. Ему было замечательное видение, имевшее высокий пророческий смысл. Он увидел во сне лестницу от земли до неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Иаков увидел на лестнице Господа, Который сказал: Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28, 13–15). Лестница от земли до неба была выражением тесной связи небесного и земного. Восхождение по ней Ангелов и нисхождение их означает, что они возносят за людей молитвы к Богу, ходатайствуют за них и низводят на людей милости Божии. Лестница Иакова. Монастырь Дионисиат, Афон      Это место из книги Бытия читается в качестве паремии на Богородичных праздниках. Лествица Иакова — это связь Неба с землею, человека с Богом. Совершеннейший образец такого соединения явила Пречистая Дева Мария. Она Сама стала той лестницей, которая возводит к Богу. Большинство ветхозаветных пророческих откровений имеет как общечеловеческий, мессианский смысл, так и ближайший (в пределах ветхозаветной истории). Видение Иакова имело и конкретную цель: укрепить праведника в многотрудном деле соучастия в планах Божественного домостроительства. Патриарх Иаков еще не знал, какие испытания его ждут. Господь заранее укрепляет его веру Своими обетованиями и обещает защиту. Иаков назвал это место Вефиль (евр. Бет-Эль — дом Божий).

http://pravoslavie.ru/103643.html

Погребение. Стража у гроба (см.: Мф 27, 55–66; Мк 15, 40–47; Лк 23, 50–56; Ин 19, 31–42)      Приближался вечер накануне субботы. Иудеи, не желая, чтобы мертвые тела оставались на крестах в субботу в пасхальный день, попросили у Пилата разрешения перебить распятым голени и тем самым завершить казнь, чтобы снять их тела. Воины, получив приказ, у первого разбойника перебили голени и у второго, но у Иисуса Христа (Которого увидели уже умершим) не перебили голеней: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. Так осуществился древний прообраз пасхального агнца — Писание предписывало не сокрушать его костей. Иосиф Аримафейский просит у Пилата тело Христа. Монастырь Дионисиат, Афон      Когда же настал вечер, пришел богатый человек из города Аримафеи, по имени Иосиф, который учился у Иисуса. Он пришел к Пилату и попросил разрешения взять тело Иисуса Христа. Пилат разрешил, и Иосиф взял тело своего Учителя. Вместе с ним был и Никодим (приходивший прежде ко Господу ночью) — он принес благовонный состав из смирны и алоя, литр около ста ( литра — мера веса около трехсот граммов). Иосиф с Никодимом обвили тело Христово чистой плащаницей с благовониями. Недалеко от Голгофы находился сад и в саду — новая гробовая пещера, принадлежавшая Иосифу, в которой еще никто не лежал. В том гробе и погребли Иисуса, привалив большой камень ко входу. Стража у гроба Господня. Монастырь Дионисиат, Афон      На другой день, несмотря на праздник и субботний покой, первосвященники и фарисеи собрались к Пилату. Они сказали ему: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот еще будучи в живых сказал, что после трех дней воскреснет. Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. И первосвященники с фарисеями приставили ко входу в гроб воинов из храмовой стражи и опечатали камень. 16 июня 2017 г. скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104466.html

Скачать epub pdf Общество Как решить противоречие, когда профессиональный (карьерный) рост мешает жизни в Церкви? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Как только человек лишился рая, труд стал необходимым занятием, которому он обязан посвящать значительную часть жизни: « В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» ( Быт. 3:19 ). Люди прошлых веков трудились не меньше нас. Некоторые виды работ требовали даже больше сил и времени, чем занятия современного человека. Жизнь крестьян, составлявших основную часть народа на Руси, проходила в постоянных утомительных работах. Но они молились больше нас. Душа должна жить духовно полнокровно. Еще Соломон говорил: « Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» ( Еккл. 6:7 ). И еще нас учит Писание: « Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав» ( Екк.8:5–6 ). Надо сугубо просить Бога о помощи и верить, что Господь силен соединить то, что по нашим человеческим меркам кажется трудно совместимым: жизнь по уставам Церкви и высокий профессионализм. Если человек понаблюдает за тем, как проходит день, то легко увидит, как много времени расходуется напрасно. У каждого свой способ потери времени: лишние звонки, продолжительные разговоры по телефону, чтение газет и проч. Непреложно Слово Божие: « Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Мы знаем, как много могли сделать люди, которые руководствовались этим духовным правилом. Например, А.В.Суворов, будучи фельдмаршалом и имея много обязанностей, строго соблюдал церковный устав. Когда мы совершаем то, что есть «едино на потребу», то с помощью Божией устраиваются и наши мирские дела. Почему Русская Православная Церковь, не поставит вопрос о переименовании улиц и метро в Москве? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря С Вашим мнением о необходимости изменений таких названий согласен. К сожалению, прошлое запечатлелось не только в топонимах, но и в сознании людей. Как противостоять нравственному разложению молодежи?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Речь епископа Онуфрия при вступлении на кафедру Старооскольского монастыря Скачать epub pdf 19/2 декабря 1929 года. Приветствую вас, возлюбленные братья и сестры, Богодарованная мне паства Старо-Оскольская, приветствую, как служитель Христов, как ваш Епископ. Призываю Божие благословение на все ваши добрые дела, слова и мысли, на всю вашу жизнь. Стою я на этом святом месте и вижу ваши взоры, устремленные на меня... Что вы ждете от меня? Что надеетесь услышать? Я думаю, не ошибусь, возлюбленные, если скажу, что больше всего вы ждете получить от меня какое-либо духовное утешение. Жизнь наша земная так печальна и так многоскорбна, мы все так исстрадались, что при всякой встрече с новым человеком мы тянемся к нему, чтобы он чем-либо нас обрадовал. И вы, возлюбленные, я вижу, спешите за нравственным подкреплением ко мне, вашему новому Епископу. Но чем утешу я вас? Думаете ли, что у меня меньше страданий, чем у вас? О, нет: служение православного пастыря, особенно епископа, – есть мученичество, как говорит Апостол о себе: “Я каждый день умираю”. Однако, вы правильно думаете, обращаясь за поддержкой духовной к нам, служителям Христовым. Мы можем и должны утешать вас, возлюбленные. Мы на то и посланы от Господа, чтобы укреплять и радовать дух ваш. Да, мы немощные, слабые, несчастные, мы позор для мира внешнего, мы терпим поношения и побои, скитаемся в изгнаниях и темницах, мы сор и прах, попираемый людьми. Но мы... посланники Божии, мы служители Христа Бога, Великого и Всемогущего Творца не только маленькой земли нашей, но и всех бесчисленных миров. Нам, православным епископам и пастырям, преемникам Апостолов, говорит Христос Богочеловек, как Он говорил Апостолам Своим: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века”. Не от себя мы будем возвещать вам, не свое учение человеческое – ограниченное и несовершенное, а будем благовествовать от имени Божия святые Богооткровенные истины. Утешать вас, долг, как об этом заповещал Господь еще ветхозаветным Своим посланникам: “Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш”. “Взойди на высокую гору, благословляющую Сион! Возвысь силою голос твой, благовествующий Иерусалим! Возвысь! Не бойся, скажи городам иудейским: вот БОГ ваш”.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010