7); и еще о труженике подвижнейшем, которого бес совратил в иудейство чрез сновидения (гл. 8). Подобная же повесть предлагается в Прологе на 9-й (22) день января. Молодой подвижник своевольно поселился в горную пещеру, принимал откровения от беса и поверил ему, что будет взят на небо, и, конечно, погиб бы, если б не сохранила его благодать и не внушила, хотя не с истинным расположением, открыть о том игумену… Заключение Итак, нет несчастнее, нет ближе к погибели того человека, который не имеет для себя руководителя на пути Божием, особенно, кто едва только отстал от худого образа жизни. Все приведенные нами свидетельства отцов-подвижников с совершенною ясностью убеждают нас, что старческое руководство необходимо для неуклонного следования по пути к духовному совершенству. А потому мы убеждены, что для подъема и укрепления монашеской жизни там, где она поослабла, следует прежде всего насадить старчество – пусть даже против желания обитателей этих монастырей. Ибо пройдет немного времени, и подчинившие себя руководству старцев увидят и поймут, ощутят на себе самих великую от него пользу. Дай Бог, чтобы это желание наше исполнилось поскорее. 10 Такой прием из чужих монастырей допущен преподобным по снисхождению к особым обстоятельствам того времени. Вообще же принимать из других монастырей не следует, так как монашествующие должны пребывать согласно обету в тех местах, в которых отреклись от мира (смотри 4-е правило IV Вселенского Собора) 23 «Сынове твои, обнищавшии, седяще на край всякого исхода, яко свекла недоваренная, исполнены ярости Господни, разслаблени Господом Богом» 24 Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем. Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб 31 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах 32 Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной. 39 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно. то, чему оно научило вас, в том пребывайте Читать далее Источник: Настольная книга для монашествующих и мирян/Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Псков : Псково-Печерский монастырь, 2021. - 304 с.Настольная книга для монашествующих и мирян/Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Псков : Псково-Печерский монастырь, 2021. - 304 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

– Но если бы в действительности во всей поднебесной один только твой сын был кривой, а все другие люди на земле видели обоими глазами, тогда что ты делал бы для его исцеления? – продолжал спрашивать Евдемона Епифаний. – Ничего другого, – сказал в ответ философ, – кроме того, что говорил бы с самим собой: нет во всем мире более несчастного человека, чем мой сын. – Не принимай в шутку сказанного мной, – сказал святой, – но дай мне для исцеления своего сына и увидишь славу Божию, – возразил святой. Взявши затем отрока, он трижды сотворил крестное знамение над глазом, и исцелил его. При виде такого чуда философ вместе с своим сыном уверовали во Христа. По достаточном научении правой вере Евдемон вместе со всем своим домом принял крещение от местного епископа. Та же слава о святом Епифании, которая приводила к нему множество народа, породила в епископах Египта желание силою сделать преподобного святителем какого-либо местного города. Но святой духовно прозрел в намерение епископов и сказал своему ученику: – Возвратимся, чадо, в наше отечество. И пошли оба в Финикию. На пути они зашли в монастырь великого Илариона, но старца в нем не застали: многочисленные посетители этого монастыря побудили его удалиться в одно пустынное место, находившееся в пределах Кипрского города Пафа21). Братия, рыдавшие по оставившем их отце, увидевши у себя святого Епифания, утешились в печали: сорок дней утешал он их. Затем, отправился в свой монастырь Спанидрион, где все радовались его возвращению. В тот год был голод в Финикии по причине засухи. Узнавши о возвращении великого чудотворца, множество народа пришло к нему в монастырь, усердно моля его испросить у Бога дождя, да даст земля плод свой. – Что вы меня утруждаете, – сказал им преподобный, – я человек – грешный. Но они долго и неустанно просили его. Наконец, святой, затворившись в своей келлии, стал на желанную молитву. И вдруг небо, доселе совершенно ясное, покрылось грозовыми тучами, из которых в течение трех дней лил сильный непрестанный дождь во всей Финикии. Тогда народ начал просить угодника Божие о прекращении дождя. По молитве святого он прекратился, и было в тот год великое изобилие плодов земных.

http://pravicon.com/info-2321

Апостол Иаков Младший, Алфеев, называемый также Братом Господним, был первым епископом Иерусалимским, председательствовал на первом Апостольском соборе (51 г.), по свидетельству церковного предания, «был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос». Он мученически скончался в 63 г. по P. X. Предание говорит, что иудеи сбросили его с кровли Храма. В долине Кедрона, у юго-восточного угла городских стен, в ряду древних гробниц указывают также и гробницу апостола Иакова. Вправо от собора – вход во внутренние владения Патриархии, обычно закрытый для посетителей. В глубине двора находится бывший женский монастырь Св. Архангелов, расположенный, по преданию, на месте дома первосвященника Анны. По другому его называют монастырь Масличного Древа. В храме обители (XII в.) показывают помещение, бывшую кухню, где среди ножей и топоров провел несколько часов приведенный на суд к первосвященнику Спаситель – Агнец Божий. Здесь был вбит в землю кол, к которому слуги привязали Спасителя и били Его. ...И кто же первым поднял на Него руку? Тот самый расслабленный, пролежавший 38 лет в параличе, которого Господь исцелил у Овчей Купели. Архангелы у Небесного Престола в ужасе закрыли лица крыльями, чтобы не видеть поругания Сына Божия. Каждый из них уже готов был ринуться из заоблачных сфер, чтобы испепелить грешную землю и все, что на ней. Но: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16–17). Потому монастырь и назвали обителью Архангелов. Еврейский квартал Армянский квартал граничит с востока, как мы сказали, с Еврейским. После арабо-израильской войны 1948 г. Еврейский квартал, как и весь Старый Город, остался в зоне, отошедшей к Иордании. Многие его архитектурные памятники были разрушены во время уличных боев. Главной археологической достопримечательностью является здесь раскопанная археологом Н. Авигадом в конце 1960-х гг. центральная улица римско-византийского Иерусалима – Кардо Максимус. Она изображена уже на древнейшем плане Иерусалима – мозаичной Мадабской карте (сер. VI в.). Похороненная на долгие века под 4-метровой толщей культурного слоя, широкая торговая улица неплохо сохранилась, – достаточно было поднять ряды колонн с подлинными коринфскими капителями, освободить от позднейших пристроек ниши прежних торговых лавок, и древний город предстал в нестареющем своем великолепии. На отдельных участках улицы сохранились фрагменты рынка крестоносцев, с типичными сводами и стрельчатыми арками, на других, в застекленных люках, видны остатки стен эпохи Первого и Второго Храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Много и другого слышал ты от меня, грешного епископа Симона, который не достоин быть подножием святых Печерских черноризцев, с которыми, думаю я, честью не сравнится весь мир, и весь мир, если станет описывать – не может описать их чудес. Поистине, к ним говорил Господь: « Так да светит свет ваш пред людьми, чтоб они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). А нам как не стыдиться нарушения обещания нашего и перемены нашего жития, глубоко ниспадшего с высоты? Ведь у нас такие начальники и наставники! Они первые молитвенники и ходатаи за нас ко Творцу, подобны ангелам и венчались мученическими венцами, причтены к пророческим ликам. Из них я вспомню блаженного священномученика Кукшу и блаженного Пимена, постника прозорливого, как памятных всем во время жизни моей в монастыре. Не буду много писать тебе об иных святых; для пользы и подражания достаточно тебе будет того, что ты слышал из уст моих о первых преподобных этого монастыря. Если же беседа моя еще недостаточна, то пусть уверит тебя то, что я написал о тех, которые в позднейшее время угодили там Богу. Если же не поверишь и этому писанию моему, то если и из мертвых кто воскреснет, ты не поверишь. А такое событие было в святом Печерском монастыре, на блаженном затворнике Афанасии, который воскрес из мертвых и назвал три вещи, наиболее полезные братии: послушание, покаяние и кончину в святом Печерском монастыре. Если кто не верит этому, я не виновен. Нужно исполниться притче Господней ( Лк. 8:5 ): вышел сеятель сеять семя свое, и иное упало при дороге, другое на камень, иное же между тернием, а не каждое на добрую землю. Здесь Сам Господь повелел поминать о слышащих слово, сказанное на пользу, что не все принимают его с пользой, что и подкрепил он пророчеством Исаии: « Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат» ( Ис. 6:10 ). И еще тот же пророк сказал: « Господи, кто поверил слышанному от нас?» ( Ис. 53:1 ). Ты же, брат, не подражай злым. Я пишу это не для того, чтоб был поруган Бог, дивный во святых Своих, но чтоб приобрести тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7); и еще о труженике подвижнейшем, которого бес совратил в иудейство чрез сновидения (гл. 8).    Подобная же повесть предлагается в Прологе на 9-й (22) день января. Молодой подвижник своевольно поселился в горную пещеру, принимал откровения от беса и поверил ему, что будет взят на небо, и, конечно, погиб бы, если б не сохранила его благодать и не внушила, хотя не с истинным расположением, открыть о том игумену… Заключение    Итак, нет несчастнее, нет ближе к погибели того человека, который не    имеет для себя руководителя на пути Божием, особенно, кто едва только    отстал от худого образа жизни.    Все приведенные нами свидетельства отцов-подвижников с совершенною ясностью убеждают нас, что старческое руководство необходимо для неуклонного следования по пути к духовному совершенству.    А потому мы убеждены, что для подъема и укрепления монашеской жизни там, где она поослабла, следует прежде всего насадить старчество — пусть даже против желания обитателей этих монастырей. Ибо пройдет немного времени, и подчинившие себя руководству старцев увидят и поймут, ощутят на себе самих великую от него пользу.    Дай Бог, чтобы это желание наше исполнилось поскорее.    Такой прием из чужих монастырей допущен преподобным по снисхождению к особым обстоятельствам того времени. Вообще же принимать из других монастырей не следует, так как монашествующие должны пребывать согласно обету в тех местах, в которых отреклись от мира (смотри 4-е правило IV Вселенского Собора)    настанет рассвет    доброжелательный и кроткий    монашеский головной убор    расходовать    хранить, содержать    неудовлетворены    вялый, медлительный    беритесь    любой предмет, которым пишут, например, перо    каждый    довольствовать    делает бесчувственными    «Сынове твои, обнищавшии, седяще на край всякого исхода, яко свекла недоваренная, исполнены ярости Господни, разслаблени Господом Богом»    Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Я молилась непрестанно, потому что мои мысли были все время заняты сыном и тем испытанием, которое должно было начаться у него на следующий день. В то время как я молилась, вижу, в дверях спальни стоит старец – такой, как я его видела в книге, которую купила в тот же день! Но я не почувствовала волнения, и это было удивительно! У меня тут же потекли слезы радости и благодарности. Я увидела его во весь рост, в его монашеской жилетке без рукавов, в подряснике, с поясом, со скуфьей на голове, со скрещенными руками и с опущенными глазами, с его бородой, с его исхудавшим лицом. Маленького роста, смиренный. Он как бы говорил мне: «Я пришел, чтобы ты со мной познакомилась!» Он не спешил уходить, так что я успела как следует разглядеть его. Я его ясно видела. Я его ощущала. Он стоял прямо при входе в спальню, а сзади над ним висели иконы. Вглядываясь в его образ, я полюбила его как своего покровителя, и мне на ум непроизвольно пришли слова: «Отец Паисий, ты пришел ко мне, недостойной. Ты оказал мне честь, придя ко мне в дом! Знаю, чего бы я у тебя ни попросила, исполнится». Я позвонила сыну и сказала: «Вангелис, ты завтра очень хорошо сдашь экзамен. Я ходила в одно место, молилась и уверена в тебе». На следующий день я снова помчалась в монастырь, чтобы помолиться и поблагодарить старца. В тот же день, после полудня, как только я вернулась домой, раздался телефонный звонок. «Мама, – говорил мне Вангелис, – я сдал экзамен. Даже не просто сдал, а хорошо! Два экзамена, устный и письменный. – И продолжил: – «Мама, завтра снова иди туда, где ты была сегодня!» – «Я буду ходить туда, дорогой мой, каждый день» Единственные дни, когда я не ездила в монастырь, среда и пятница – монастырь был закрыт. В субботу у сына закончились экзамены. С нашим сыном произошло чудо. Он не просто получил диплом, но получил и высокую оценку. Потом я ему сказала: «Дорогой мой, я хочу, чтобы ты помнил только одно имя и молился ему. Говори: “Отец Паисий, помоги мне”, и он будет за тебя ходатайствовать. Когда ты приедешь в Грецию, я расскажу тебе больше».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Петр. Чудное и в высшей степени изумительное дело! Григорий. О Единородном, Безначального Отца Сыне, написано: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . ( Ин 1.1 ); о силе же Его прибавлено: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин 1.3 ). Что же удивительного, Петр, если Само Слово, создавшее язык, возглаголало в них без языка? Петр. Да, твое замечание справедливо. Григорий. Эти епископы были тогда изгнаны из отечества и удалились в Константинополь. В то время как я был послан к императору по делам церковным, я встретил там одного старца епископа, который свидетельствовал, что сам видел, как уста их говорили без языка. Даже, отверзая свои уста, они громогласно говорили: «Смотрите, мы говорим, хотя и не имеем языков!» И, по его словам, желающие видели, что на месте вырезанных до корня языков оставалась как бы глубокая впадина в горле; и несмотря на то, что уста были пусты, слова образовывались вполне. Но как скоро один из них предался роскоши, то лишился чудесного дара. Так праведно судил всемогущий Бог, чтобы человек, вознерадевший о сохранении плотского воздержания, не мог и говорить без языка плотского. – Этих повествований об осуждении арианской ереси достаточно, теперь возвратимся к чудесам, недавно совершившимся в Италии. Глава тридцать третья. О рабе Божием Елевферии. Вышеупомянутый мною Елевферии, настоятель монастыря св. евангелиста Марка, находящегося в окрестностях города Сполетто, долго жил со мною в здешнем моем городском монастыре, но скончался в своем монастыре. Ученики его рассказывают, что он своею молитвою воскресил умершего. Он обладал таким смирением и сердечным сокрушением, что слезы, исходившие из очей столь кроткого и простого человека, имели великую силу пред Богом. Расскажу теперь об одном его чуде, в котором и сам он предо мною простодушно признался. Однажды во время пути, когда по наступлении вечера не было места где переночевать, он зашел в женский монастырь. В монастыре был малолетний отрок, который каждую ночь обыкновенно подвергался мучениям злого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Я вижу, что молитвы его весьма сильны у Бога. И Бог сделал это нам за тем, чтобы не печалился авва. Когда пловцы сделали это, корабельщик, говорит преподобному: ну, господин авва, по слову твоему выходи, и иди в монастырь свой, и помолись о нас, чтобы Господь, молитвами твоими, дал нам попутный ветер, да плывем в Св. Град 111 , и возблагодарим Бога за твои преподобные молитвы. И говорит раб Божий: воля Божья да будет. И сел в лодку и высадился в Андриак. И тот час подул опять попутный ветер, и судно поплыло в путь свой. И возблагодарили Бога и раба его Николая; ибо, как он сказал, так и вышло. Он отправился в монастырь свой а они поплыли в Святой Град, не повредивши совершенно парусов. Собрались же все на поклонение преподобному, узнавши о его прибытии. И было веселие и радость великая. И все славили Бога. В те дни, когда обсекали гору перед раковиною (алтарным выступом) св. Сиона, говорит раб Божий Николай: желание опять мне, пришло отправиться ко св. местам на поклонение честному Древу и св. Воскресению, и, если послушаетесь меня, отпустите ли мастеров каменотёсов. И говорит Артема, брат его: а что? мы разве уже не можем распоряжаться мастерами? и говорит им преподобный: не (можете). Мне Бог дал благодать эту; меня слушается камень, и как хочу, так и делаю. И говорят ему: отпускай, кого хочешь. И отпустил их. А когда отправился раб Божий к св. местам, посамовольствовал брат его Артема, шлет и зовет мастеров. И идут в горы. И хотели поворотить один камень, но не могли. И послав в село, созвал (Артема) 70 человек 112 . Целый день бившись около камня, они не могли (таки) повернуть его. Дабы сбылось слово преподобного, которое он сказал: (что) «без меня не можете сделать ничего» 113 . А по возвращении его из Св. Града, позвал он 12 человек 114 . Пошел и поворотил камень, и прославили Бога все слышавшие 115 , что сила Господня была в нем, и (что) не только люди, но и камни повинуются ему. И опять в один из дней приходят к нему в монастырь муж с женою из Зимуполя, и припадают к ногам 116 его, говоря: помилуй нас, раб Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

                      -Владимир,  к вам вопрос.                       -Да. Это так, это верно. Нужно добавить еще, что средства массовой информации Украины назвали это спецоперацией Москвы. Вообще привоз даров на Украину они обозвали спецоперацией, тщательно подготовленной спецвойсками. Действительно, мы были в Киеве с 24 по 30 января. В Киево-Печерской лавре, где в одном храме мы спина к спине, можно сказать локоть к локтю с Игорем Ивановичем Стрелковым были вместе. Но были там исключительно, чтобы охранять святыню и тех отцов…                      -Обеспечивать порядок.                      -Да конечно, тех отцов из афонского монастыря, которые доставили эту святыню из монастыря Святого Павла.                     -То- есть вы туда прибыли как раз по приглашению этих святых отцов с Афона.                    -Да, еще раз напомню, что наместник этого монастыря очень долго молился и ждал волю божию: ехать или не ехать туда. Но в итоге все-таки поехали. Было очень много людей. Несмотря на то, что информация о том событии намеренно нигде не выставлялась. То есть такое событие впервые в истории, мы знаем.  За последние пять веков дары покинули Святую гору впервые. Но нигде не было информации. И, тем не менее, люди шли круглосуточно.                    -И у нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.                     -Могу ли я спастись? У меня в квартире очень много кошек. У меня на них уходит масса времени. Их надо кормить, чистить, если болеют - лечить, идти к врачу. Времени на молитвы у меня остается мало. Но даже я себе вообще не принадлежу. И я думаю: можно мне спастись? И выбросить их я не могу. Знаете, почему? Они такие же разумные животные, они все понимают. И как я возьму и выброшу их на улицу? Куда они денутся? Кто будет их кормить? Кто будет за ними ухаживать? И я просто не знаю, что мне делать?                       -Ваша проблема заключается в том, что вы плохо знаете священное Писание. В книге бытия (Быт.1, 28) сказано: «и благословил их Бог (то - есть Адама и Еву). И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. И владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

http://radonezh.ru/text/pochemu-cherez-s...

Итак, достигнув Святого Града и поклонившись святым местам, пришли они и в Гефсиманию, где было изображение Страшного Суда. Когда же юноша, остановясь пред сим изображением, смотрел на него со вниманием и удивлением, он увидел благолепную Жену, облеченную в багряницу, Которая стояла подле него и объясняла ему муку каждого из осужденных и давала при том некоторые другие наставления от Себя. Юноша, слыша сие, изумлялся и дивился, ибо, как я уже сказал, он никогда не слыхал ни слова Божия, ни того, что есть Суд. И так он сказал Ей: «Госпожа! Что должно делать, чтобы избавиться от сих мук?» Она отвечала ему: «Постись, не ешь мясо и молись часто – и избавишься от мук». Давши ему сии три заповеди, багряноносная Жена стала невидима и более не являлась ему. Юноша обошел все то место, ища Ее, полагая, что это была [обыкновенная] жена, но не нашел Ее: ибо то была Святая Мария Богородица. С тех пор юноша сей пребывал в умилении и хранил три заповеди, данные ему. А друг воеводы, видя, что он постится и не ест мяса, скорбел о сем за воеводу, ибо он знал, что воевода особенно берег сего юношу. Воины же, которые были с ним, видя, что он так себя ведет, сказали ему: «Юноша! То, что ты делаешь, неприлично человеку, хотящему жить в мире; если ты хочешь так жить, то иди в монастырь – и спасешь душу свою». А он, не зная ничего Божественного, ни того, что такое монастырь, и соблюдая только слышанное от оной Жены, сказал им: «Ведите меня, куда знаете, ибо я не знаю, куда идти». Некоторые из них были, как я сказал, любимы аввою Серидом и, придя в монастырь, привели сего юношу с собою. Когда же авва послал блаженного Дорофея поговорить с ним, авва Дорофей испытывал его и нашел, что юноша не мог ничего другого сказать ему, как только: «Хочу спастись». Тогда он пришел и сказал авве: «Если тебе угодно принять его, не бойся ничего, ибо в нем нет ничего злого». Авва сказал ему: «Сделай милость, прими его к себе для его спасения, ибо я не хочу, чтобы он был посреди братий». Авва Дорофей, по благоговению своему, долго отказывался от сего, говоря: «Выше силы моей принять на себя чью-либо тяготу, и не моей это меры». Авва отвечал ему: «Я ношу и твою, и его тяготу, о чем же ты скорбишь?» Тогда блаженный Дорофей сказал ему: «Когда ты решил таким образом, то возвести о сем старцу , если тебе угодно». Авва отвечал ему: «Хорошо, я скажу ему». И он пошел и возвестил о сем великому старцу. Старец же сказал блаженному Дорофею: «Прими сего юношу, ибо чрез тебя Бог спасет его». Тогда он принял его с радостью и поместил его с собой в больнице. Имя его было Досифей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010