Пройдя через тюрьмы в Петровце и Пожаревце, спустя месяц после заточения, 5 марта 1943 года, он был переведен фашистами в монастырь Войловица, где  тогда находился владыка Николай (Велимирович). А 13 марта 1943 года он, вместе со святым владыкой Николаем и другими заключенными, служил там Литургию. После Второй мировой войны он был клириком Белградско-Карловацкой епархии, в  1947 году был переведен в Браничевскую епархию в монастырь Горняк, а через два года – вновь становится клириком Белградско-Карловацкой епархии. Здесь епископ  Виссарион,  викарий  Его  Святейшества,  возводит  его  в  сан  игумена, чтобы по благословению патриарха Гавриила в тот же год направить его настоятелем монастыря Печская Патриархия.   Новому игумену пришлось восстанавливать  разрушенные братские  корпуса. В то время в монастыре находилось больше десяти семей беженцев и партизанский штаб. Из воспоминаний старца Фаддей: «Очень я там намучился, коммунисты задавали много забот и трудностей, чинили препятствия везде, где могли. Но, слава Богу, с Божией помощью мы все  преодолели...» Из жития старца Фаддея: «Много лет спустя он рассказывал одному из своих духовных чад, как в то время, из-за трудных обстоятельств и напряженной внутренней борьбы против искушений страхом, унынием  и  многопопечением,  он  пережил  два  тяжелых  нервных  срыва  –  его  била  сильная дрожь, во всем теле была страшная слабость. «Я понял это как предостережение Божие, как знак, что я должен изменить образ жизни, научиться жить, отстраняясь от любой много заботливости, я понял, что все мы излишне беспокоимся о себе, и только когда человек полностью предастся воле Божией, он сможет пережить беззаботный, радостный покой». Шесть последующих лет он нес крест настоятельского служения в Печской Патриархии, уча всех своих ближних, всех приходящих к нему предаваться в руки Божий, «единственному Носителю наших мучений, тревог и слез». В 1955 году по благословению патриарха Викентия и по слабости здоровья старец Фаддей возвращается из Печи в Браничевскую епархию, где  в течение  нескольких месяцев исполняет обязанности приходского священника. В 1956 году его вновь назначают настоятелем монастыря Печская Патриархия, где он остается до 1957 года. И после, в общей сложности, одиннадцать лет, проведенных в Печском монастыре (три года в составе братии и восемь лет как настоятель), он опять возвращается в Белградско-Карловацкую митрополию и оттуда – в Браничевскую епархию, где его назначают настоятелем монастыря Горняк. К этому он получает и два прихода из шести деревень. Смиренным клириком Браничевской епархии он так и оставался до своей блаженной кончины в 2003 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И это только малая часть всех искушений, которые отец архимандрит покрывал своей безмерной любовью. А было их много горьких и болезненных, но отец архимандрит отвечал только любовью. Один монах, который когда-то был губернатором, начальником округа — а это большая должность в России, любил выпить. Бывало так, что уйдет из монастыря в село, и целыми неделями его не было. А игумен должен был его искать и возвращать в монастырь. Он пьет и пьет, а отец архимандрит не скажет ни одного слова в упрек о том, что он делает. Ни одного. Все покрывал любовью как будто ничего не было. Я видел, что он терпит и страдает из-за всего этого, но никому ни одного слова не сказал. В церковь на богослужение всегда приходил первый и становился на игуменское место. Видно было, что он подавлен, но он никому ничего не говорил, все возлагал на Господа. Никогда никого не наказывал. Ни о ком ничего плохого даже не подумал. Ни на кого не взглянул с укором, как будто ничего и не было. Всякого любил таким, какой он есть, и молился Богу, чтобы Он его просветил. Жизнью своей поучал и стремился всякого своим примером привести на путь спасения. Действительно, исключительная душа была отец архимандрит Амвросий, полная любви и умиления. Жаль, что болезнь слишком рано увела его с этого света. Здесь, в монастыре, я однажды почувствовал, что все люблю. Какая-то чудесная несказанная радость охватила все мое существо. Я почувствовал некий невыразимый мир. Все люблю и больше не могу сердиться. Жалею все, что страдает. Каждую минуту могу заплакать из-за человеческого горя и страдания. И это продолжалось, пока не упокоился блаженнопочивший игумен Амвросий. Пока отец архимандрит Амвросий был жив, все было хорошо. А когда он упокоился, братия стала возмущаться. Иеромонах Лука и отец Теофан написали протокол братства, который подписали отец Антоний, отец, Серафим, отец Роман и старец Марк. С этим протоколом отправились к владыке и сказали, что братство отца Луку выбрало игуменом, и владыка поставил его игуменом. Как раз в это время Браничевский епископ Иоанн был перемещен в Нишскую епархию, а здесь был поставлен владыка Вениамин, который не имел истинного представления о внутреннем состоянии братства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2865...

 См. примечание 19.  Варнава (Настич, 1914–1964), епископ Хвостанский, родился в городе Гэри штата Индиана в США в семье сербских эмигрантов из Старой Герцеговины, вместе с родителями переехал в Королевство СХС, в Сараево. С раннего детства стремился к монашеству. В 1937 г. с отличием окончил богословский факультет Белградского университета; в 1940 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиаконы. Во время Второй мировой войны находился в Сараево, отказался примкнуть к раскольничьей Хорватской Православной Церкви. По окончании войны рукоположен в иеромонахи, в 1947 г. избран викарным епископом с титулом Хвостанский и хиротонисан. За критику действий коммунистических властей в 1948 г. арестован, обвинен в «шпионаже в пользу англо-американцев» и осужден сроком на 10 лет. Отбывал тюремное заключение в Зенице в строжайшей изоляции, подвергался унижениям и издевательствам. В   1949 г. во время этапирования в другую тюрьму поезд потерпел крушение, в результате которого у епископа Варнавы были сломаны обе ноги и рука. После больницы переправлен в Белград, далее во Введенский монастырь, где провел в лежачем положении около года. В 1951 г. условно отпущен на свободу, пребывал в монастыре Гомионица, церковноначалием почислен на покой. В марте 1954 г. на прошение о возвращении к архипастырскому служению получил отказ. Затем жил в монастырях Крушедол и Беочин. Скончался при невыясненных обстоятельствах. В 2004 г. канонизирован Сербской Православной Церковью в лике священноисповедников.  Фаддей Витовницкий (Томислав Штрабулович, 1914–2003), архимандрит — один из наиболее почитаемых современных старцев Сербской Православной Церкви. Родился в селе Витовница в Браничевском округе Сербии. В юности жил в русско-сербском монастыре Мильково, где находились монахи из Ново-Валаамского монастыря и Оптиной пустыни, здесь познакомился и вместе проходил послушания с иеромонахом Иоанном (Максимовичем). Выучил русский язык, много читал на нем духовную литературу. В 1935 г. в монастыре Горняк пострижен в монашество и рукоположен в иеродиаконы, затем в иеромонахи (1938). Во время Второй мировой войны был в заключении и в пересылках по различным монастырям. С конца 1970-х гг. начал принимать народ, находясь в монастыре Витовница. Скончался в доме своих духовных чад — семьи Грубор в Бачка-Планка.

http://pravoslavie.ru/78695.html

Вслед за учреждением епископии последовало расширение ее канонических полномочий; в 1203 году она стала Тырновской архиепископией. В период 1186–1203гг. в подчинение Тырновскому предстоятелю перешли 8 епархий, отпавших от Охридской архиепископии: Видинская, Браничевская, Средецкая, Вельбуждская, Нишская, Белградская, Призренская и Скопская. Царь Калоян (1197–1207), брат Петра и Иоанна Асеня I, использовал сложное положение, в которое попали византийский император Алексей III Ангел (1195–1203) и Патриарх Иоанн V Каматир (1191–1206) в связи с 4-м крестовым походом и захватом в 1204 году Константинополя латинянами. Константинопольский Патриарх был вынужден признать Тырновского как церковного главу и предоставить ему право рукополагать епископов. Кроме того, Тырновский архиепископ, используя ситуацию, присвоил себе аналогичные права и в отношении Охридского диоцеза: архиепископ Василием были поставлены архиереи на вдовствующие епископские кафедры Охридской архиепископии. Одновременно царь Калоян вел переговоры с Римским папой Иннокентием III о признании за ним царского достоинства. Условием коронации Калояна папа ставил церковное подчинение Риму. В сентябре 1203 года в Тырнов прибыл капеллан Иоанн Каземаринский, вручивший архиепископу Василию посланный папой палиум и возведший его в ранг примаса. В письме от 25 февраля 1204г. Иннокентий III подтвердил назначение Василия «примасом всей Болгарии и Валахии». Окончательное утверждение Римом Василия ознаменовалось его помазанием, совершенным 7 ноября 1204 года кардиналом Львом, и вручением ему знаков высшей церковной власти и «Привилегиума», определявшего каноническое состояние Тырновской архиепископии и полномочия ее главы. Уния с Римом служила средством достижения определенных политических целей, и, когда в международном аспекте она стала препятствием дальнейшего повышения ранга Болгарской Церкви, от нее отказались. Большинство исследователей считает, что заключение унии представляло собой формальный акт и ничего не изменило в православной богослужебной и обрядовой практике Болгарии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Протоиерей Момчило Кривокапич – В чем это выражалось? – Я преподавал не совсем по программе, я не начинал лекцию словами: «Сегодня я буду вам рассказывать, скажем, о литургической литературе». Я говорил: «Я расскажу вам то, что вы не сможете услышать от других, расскажу о тех практических вещах, с которыми я столкнулся как священник». И до сих пор мои ученики обращаются ко мне с практическими вопросами: «Как бы вы поступили в такой-то ситуации?» Я часто говорю, что святость заключается не в количестве знаний, наоборот. Сколько образованных церковных людей, но испорченных, грешных! Конечно, есть и такие, как наш митрополит Амфилохий, он блестяще образован, он великий богослов, но живет по-монашески, в гармонии, он на прямом пути к святости. – Отец Момчило, расскажите о ваших встречах с Патриархами Германом и Павлом. – Тут много воспоминаний, целыми днями можно рассказывать. Все было важно. Смотрите, между Патриархом Германом и отцом Иустином были разногласия. И всякий раз, когда служил Патриарх, отец Иустин не хотел служить, а ведь авва Иустин был святым, великим человеком, а не понимал миссии Патриарха Германа. Да, это действительно факт, что Патриарха Германа поставили коммунисты, а уже избранного Патриарха сместили. Это был человек святой жизни, но он не смог бы сделать того, что смог Патриарх Герман. – Расскажите, кто был избранным Патриархом. – Это был владыка Хризостом, епископ Браничевский, один из самых образованных архиереев нашей Церкви. У него было слабое здоровье, а Патриарх Герман был физически крепким человеком и прекрасным дипломатом. Конечно, его большим промахом было то, что он согласился на создание Македонской церкви. Патриарх Викентий был из-за этого отравлен. В 1958 году, когда было получено распоряжение о македонской автономии, Патриарх Викентий обратился к собору: «Я получил такую команду, но я против этого», – сказал он. Он поднял голос против и через семь дней был мертв, такие были времена. Мне приходилось балансировать: перед отцом Иустином не упоминать о Патриархе Германе, а при Святейшем не упоминать об отце Иустине

http://pravoslavie.ru/74426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛОЯН (Иоанн, Иоанница; † 1207), болг. царь (1196-1207). Младший из 3 братьев, основателей династии Асеней (уменьшительные имена, под к-рыми он известен - Иоанница и Калоян, т. е. «добрый Иоанн»). После заключения его старшими братьями Иоанном I и Петром мирного договора с Византией в 1188 г. К. был взят в качестве заложника визант. имп. Исааком II Ангелом (1185-1195) в К-поль. Вернувшись в Болгарию, стал соправителем старшего брата, Иоанна I, а после его убийства (1196) - соправителем Петра. Вступив на престол после гибели Петра и объединившись с родственниками Алексием (Иванко) и Добромиром Хрисом, К. объявил войну визант. имп. Алексею III Ангелу. Вначале К. потерпел поражение, но привлек половцев, родственников жены, и в условиях обострившегося противостояния Византии с Западом в 1202 г. заключил мирный договор с К-полем. Для укрепления международного положения Болгарии К. просил Рим признать законность его власти. Но получив в кон. 1199 г. ответ Римского папы Иннокентия III (1198-1216), болг. царь неск. лет не принимал выдвинутые папой условия - признать юрисдикцию Рима над Болгарской Церковью. Однако после заключения мира с греками и обострения отношений с Венгрией К. в 1202 г. направил в Рим еп. Браничевского Власия, диоцез к-рого находился на оспариваемой венграми территории, и попросил «царскую корону и достоинство, какие имели наши древние цари». Посольство также везло письмо главы Болгарской Церкви архиеп. Василия, выражавшего готовность перейти под папскую юрисдикцию в случае удовлетворения просьбы болг. царя. Первое посольство не достигло Рима, но 2-е, в составе пресв. Константина и конюшего Сергия, в кон. 1202 г. передало письма Иннокентию III и получило на них положительный ответ. В письме от 10 сент. 1203 г. К. впервые назван «светлым царем болгар и валахов», при этом папа желал его потомкам унаследовать не только царство, но «преданность апостольскому престолу на вечные времена». Подобное письмо было доставлено и Тырновскому архиеп. Василию, а прибывший в Тырново (ныне Велико-Тырново) осенью 1203 г. капеллан Иоанн Каземаринский вручил ему епископский паллиум.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНЯК Горняк [серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви; до XVIII в. именовался Ждрело - по названию ущелья, в к-ром находится, на левом берегу р. Млава, между Петровацем и Жагубицей. Основание мон-ря связано с именем прп. Григория Нового , построившего здесь в 1378 г. ц. во имя свт. Николая Чудотворца; кн. Лазарь дал ему грамоту на основание мон-ря в честь Пресв. Богородицы, пожаловав обители 15 сел; патриарх Печский св. Спиридон грамотой от 16 мая 1379 г. (?) возвел мон-рь в статус ставропигиального (обе грамоты сохр. в поздних копиях (см.: В. Православно монаштво и ман-ри у Cpбuju. Милановац, 20022. С. 130)). В тур. источниках Г. упоминается с 30-40-х гг. XVI в. В этот период в мон-ре проживали 6-7 насельников. Согласно надписи на одной из книг ( Записи. Т. 3. С. 133), 29 дек. 1629 г. Г. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) . Во время австро-тур. войны мон-рь был разрушен, но сразу же после заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. игум. Максим начал его восстановление и открыл при нем школу. В 1788 г. мон-рь был сожжен турками, но жизнь в нем не прекратилась. В 1815 г. братия мон-ря во главе с игум. Досифеем (Новаковичем; с 1834 по 1854 епископ Тимокский) участвовала в восстании кн. Милоша Обреновича. При этом игумене было начато строительство нового соборного храма. В 1914 г., во время первой мировой войны, болгары вывезли из мон-ря все ценные предметы, а также 2 колокола. В начале второй мировой войны немцы разграбили и сожгли обитель; игум. Мардарий (Здравкович) умер в 1942 г. в концлагере. При проведении аграрной реформы в Сербии (1946) Г. был отнесен к 4-й категории мон-рей и ему было отведено 10 га пашен и 10 га лесных угодий. Обновление Г. в 1953 г. начал иером. Василий. В 90-х гг. ХХ в. мон-рь был обращен в женский. Главная церковь мон-ря была возведена в 20-30-х гг. XIX в. на фундаменте первоначального храма (посл. треть XIV в.). 3-нефная однокупольная церковь построена из известняка (отштукатурена) в традициях моравской школы. С зап. и юж. сторон к основному объему храма пристроены галереи (1847), с зап. стороны возведена 2-ярусная колокольня. Среди особенностей храмовой росписи (1847) - изображение Христа Доброго Пастыря, несущего на плечах вместо традиц. для этой иконографии агнца человека; на сев. столпе - портрет кн. Лазаря. 2 напрестольных образа написаны в 1839 г. худож. Живко, остальные иконы выполнены Слободаном Павловичем и Милисавом Йовичем в 1937 г. Резной иконостас сооружен в 1935 г. мастерами Т. Плебзевым и П. Матичем.

http://pravenc.ru/text/166239.html

Женский монастырь Горняк Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Горняк (серб. Манастир — монастырь Браничевской епархии, находится недалеко от города Петровац (на Млаве). С начала XVIII века монастырь получил своё имя по ветру, он дует между отвесными скалами каньона, в котором находится монастырь. Местные называют этот ветер «горняк», потому что он дует с гор. Содержание История [ править править код ] Монастырь Горняк был основан во второй половине XIV века князем Лазарем Сербским . Из грамоты тогдашнего сербского патриарха Спиридона , которая хранилась до недавнего времени в монастыре, известен год основания монастыря - 1378, но есть и другие источники, которые указывают 1380 год как год начала строительства монастыря Горняк. Монастырь находится в ущелье между двумя горами - Ежевац и Вукан. В целом, это часть очень старой области Браничево, границы которой обусловлены природным рельефом. Здесь есть множество находок, подтверждающих проживающие в этих местах поселений древних цивилизаций несколько тысячелетий до нашей эры, эта область признана самой первой в Сербии, где появились славянские племена, была она стратегически важной и во время правление царя Душана, поэтому и князь Лазарь уделял ей много внимания, возводил города, отправлялся сюда на прогулки и охоту. Как-то раз князь Лазарь охотился в этих местах, и его свита обнаружила отшельника, святого Григория Синаита (у него много прозвищ: Горняцкий, Молчальник (Исихаст), Новый, Новый Синаит, Синаит Младший, Ктитор и Каллиграф (Доброписец)). Встреча произошла на берегу бурной реки Млавы, но святой Григорий не захотел переходить через реку и разговаривать с князем. Но князь не бросал попыток поговорить со святым, хотя его возгласы заглушал шум горной реки. Но когда святой понял, что разговаривает с верующим человеком, святой по молитве своей ко Богу утихомирил реку, сказав: «Млава, помолчи!», и продолжил разговор с князем Лазарем в тишине. На месте этого разговора до сих пор чудесным образом не слышится журчание бедного течения реки Млавы, хотя стоит отойти на пару десятков метров, как звуки воды снова становятся всё сильнее.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Сербии обретены мощи подвижника XX века Иакова (Арсовича) 29.12.2014 По благословению епископа Браничевского Игнатия в монастыре Туман были обретены мощи почитаемого в Сербии подвижника благочестия XX в. отца Иакова (Арсовича) . Мощи найдены нетленными, сообщил французский православный сайт orthodoxie.com со ссылкой на сербские православные СМИ. Отец Иаков (в миру – Радое Арсович) был учеником святителя Николая (Велимировича). Он родился 13 декабря 1893 г. в селе Равна Гора в общине Кушичи. Получил среднее образование в Сербии, продолжил учебу в Парижском университете Сорбонна, где защитил докторскую диссертацию по философии. До 1928 г. служил в посольстве Королевства Югославии в Париже и был весьма далек от духовной жизни. Интерес к Православию пробудился у него во время отдыха в Врнячкой Бане, где он услышал выступления народных проповедников из т.н. «Богомольческого движения». После этого он разыскал святителя Николая (Велимировича), который был духовником «Богомольческого движения». Под его влиянием Радое Арсович решительно изменил свою жизнь: оставил дипломатическую службу и уехал к владыке Николаю в Македонию. Арсович работал в Охриде и Битоле как миссионер при владыке Николае до 1936 г., когда святитель был назначен епископом Жичским. Став монахом в 1938 г., Иаков (Арсович) жил в строгой аскезе, работал в типографии монастыря. Во время бомбардировки монастыря Жича в 1941 г. отец Иаков один остался в церкви, чтобы совершить службу, в то время как все другие монахи разбежались. Он продолжил свою деятельность духовного наставника после прихода к власти в Югославии коммунистов. В 1946 г. он вез из Белграда 8000 экземпляров молитвы «Отче наш», которые раздавал пассажирам поезда. За это его подвергли избиению коммунисты. Изувеченного монаха подобрали набожные крестьяне, позвавшие священника. Отец Иаков исповедался и причастился, после чего скончался. Среди местного населения он почитался как исповедник. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.12.2014 19:55:43

http://drevo-info.ru/news/18262.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Сербская Церковь может разорвать отношения с Румынским Патриархатом 06.06.2012 Сербская Православная Церковь выступила с критикой в адрес Румынского Патриархата . Одним из итогов прошедшего заседания Сербской Православной Церкви (СПЦ) стало следующее заявление: " Сербская Православная Церковь сохраняет литургическое и каноническое общение и сотрудничество с другими автокефальными Православными Церквами, но есть, к сожалению, одно исключение. Это неканоническая деятельность епископата и духовенства Румынской Православной Церкви на канонической территории других Православных Церквей и нашей " , - говорится в заявлении Архиерейского Собора СПЦ, проходившего в Белграде 15-23 мая, пишет в среду газета " НГ-Религии " . Как сказано в документе, некоторые епископы и священники из Румынии продолжают посещать города и села Восточной Сербии, в Тимокской и Браничевской епархиях, и без ведома и одобрения местных епископов Сербской Церкви совершают там богослужения, " подрывая таким образом самые основы православной экклезиологии и канонического порядка " . " Собор в очередной раз направил протест патриарху Румынскому Даниилу и возглавляемому им Синоду по поводу неканонических вторжений в области, находящиеся в юрисдикции Сербской Православной Церкви, - говорится в документе. - Если эти меры не помогут, Собор вынужден будет с глубоким сожалением последовать примеру Иерусалимского патриархата " . 9 мая 2011 года Иерусалимский Синод принял решение о прекращении евхаристического общения с Румынской Церковью из-за того, что румыны строят храмовый комплекс в Иерихоне, несмотря на публичные протесты патриарха Иерусалимского Феофила. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 06.06.2012 16:32:37 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни

http://drevo-info.ru/news/13116.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010