вселенской империи, где правление князьями и народами возложено на папу, гос-во сотрудничает с Церковью, а папа и император действуют вместе при главенстве папы. Т. о., Г. заложил основы автократической политики папства, последовательно проводимой позднее папами Иннокентием III и Бонифацием VIII . Г. считал себя главой христ. универсума. В концепции «григорианского папства» место имперской идеи имп. Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы. Одним из документов, наиболее полно отражающим программу понтификата Г., является приписываемое ему соч. «Dictatus рарае» (Диктат папы, букв.- установления, тезисы, слова папы), состоящее из 27 изречений, включенных в регистр сочинений Г. между письмами от 3 и 4 марта 1075 г. В несистематической, очень лаконичной и почти безапелляционной форме они утверждают исключительность Римской Церкви и положение в ней папы (эта исключительность подчеркивается частым использованием слова solus и его производных). Согласно «Dictatus papae», только Римская Церковь была основана Самим Господом (1), она никогда не заблуждалась и не будет заблуждаться, по свидетельству Свящ. Писания (22); только тот, кто пребывает в единстве с Римской Церковью, может называться католиком (26); наиболее важные дела др. Церквей должны предоставляться на рассмотрение папе, и тот, кто апеллирует к нему, не может быть судим кем-либо еще (20-21); никто не может судить папу (19); только Римский епископ может называться вселенским (universalis) (22); ни один местный (generalis) Собор не может быть созван без папской санкции (16); только папа может низлагать епископов, не дожидаясь решения Собора, а его легат может делать это в противовес мнению епископов на Соборе, на к-ром он председательствует (3, 4, 25); папа вправе низлагать императоров (12); по решению папы епископы могут переводиться с одной кафедры на другую (13), а архиеп-ства и еп-ства могут быть разделены или объединены (7); папа обладает исключительным правом использования имперских инсигний (8), его ступню должны целовать все государи мира (9); папа может освободить подданных от присяги лицу, впавшему во грех (27).

http://pravenc.ru/text/166757.html

Гильдебранд при выборе имени - Григорий VII - ни в малейшей степени не пытался почтить память Григория VI, скончавшегося в изгнании в Кельне, секретарем которого он был, а взял себе имя в честь папы Григория I Великого. Продолжатель дела Григория I - средневековый монах - осуществил на папском престоле программу утверждения универсальной вселенской власти, имя которой папство. Григорий VII, следуя своей исторической концепции, опирался на идеи Святого Августина, Григория I и Николая I, но пошел гораздо дальше их, захваченный идеей вселенской империи, управляемой папой. Целью Григория стало осуществление «Civitas Dei» («Страны Бога»), создание такой христианской вселенской империи, где правление над князьями и народами возложено на папу, но где и государство сотрудничает с церковью, а папа и император действуют вместе при главенстве папы. Примат папства при Григории VII был реализован во всех отношениях. С его понтификатом завершился длительный исторический период развития католической церкви. Одновременно он заложил основы для осуществления мировластных целей наиболее выдающихся пап средневековья - Иннокентия III и Бонифация VIII. Григорий VII в период своего правления распространил принцип верховной власти пап и на политическую жизнь. Это практически означало, что папа считает себя главой христианского универсума, которому обязаны повиноваться и светские князья. В концепции григорианского папства место имперской идеи Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы. Программа понтификата Григория VII была изложена в документе под названием «Диктат папы» («Dictatus papae»), составленном, по всей вероятности, в 1075 году. В сущности, это была Великая хартия папства. Прежде достоверность сборника решений об авторитете папы ставилась под сомнение, в настоящее время считается, что автором сборника был Григорий VII. 27 основных положений «Диктата папы» излагают следующие мысли: 1. Только римская церковь была основана самим Господом. 2. Только римский папа вправе называться вселенским.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

Для устранения этой опасности папа налаживал все более и более тесные связи с франкской церковью. Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий (741-768), уже дал согласие на то, что папа сделает Бонифация архиепископом Майнца, ибо Пипин хотел завоевать германцев с помощью папы. Понимание ситуации побудило папу Захария в 751 году способствовать заключению последнего короля из династии Меровингов в монастырь и согласиться с венчанием на королевский трон Пипина, имевшего фактическую власть в стране, Пипин получил от папы узаконение своей власти и, воспользовавшись ею, поднялся над племенными и национальными отношениями. Христианская монархия правившего по милости Божьей Пипина и его семьи стала наследственной. Теперь папа вправе был ожидать от франкского короля вооруженной поддержки. В 751 году лангобарды захватили Равеннский экзархат. Не подлежало сомнению, что после Равенны наступит очередь Рима. Новый папа, Стефан II (752-757), организовал в Риме крестный ход. В дни, когда Рим оказался беззащитным, при папском дворе возник план: обратиться к франкам с просьбой о вооруженном вмешательстве. Втайне начался обмен послами между Стефаном II и Пипином. Стефан II в своих письмах с просьбами о помощи вновь и вновь напоминал франкскому королю, что королевскую власть тот смог получить и укрепить лишь с помощью папы. Пипин колебался потому, что лангобарды были ему нужны в борьбе против арабов, не говоря уж о той внутренней оппозиции, которая считала новую итальянскую политику короля неверной. Будучи в стесненном положении, папа, чтобы добиться решения, сам отправился к франкам. Стефан II был первым папой, который зимой 753/754 г. переправился через Альпы. В январе 754 года он встретился с королем вблизи Понтиона. Пипин принял папу с византийскими церемониями: он бросился перед ним на землю, а затем, как конюший, взял лошадь папы под уздцы, сопровождая гостя. Однако в церкви папа без всяких церемоний опустился на колени перед франкским королем и не вставал до тех пор, пока Пипин не пообещал ему оказать помощь против лангобардов. В соответствии с соглашением, которое означало союз между папством и феодальной монархией, Пипин и его преемники обещали защищать «права Петра»: отвоевать экзархат и восстановить положение, существовавшее до 680 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/441587/

Духа часто использовались папами для решения экономических и политических задач, к-рые стояли перед Папским гос-вом; с 1870 г. банк стал светским ( Ponti E. Il Banco di S. Spirito et la sua funzione economica in Roma papale (1605-1870). R., 1951). В 1625 г. франц. отд-ние ордена провозгласило себя независимым от Рима, было упразднено во время Французской революции 1789-1999 гг. В Венгрии и Португалии орден просуществовал до 1834 г., когда религ. конгрегации были секуляризированы. В Италии, после того как в 1656 г. папа Александр VII расформировал общину регулярных каноников при рим. госпитале Санта-Мария ин Сассия, поскольку к тому времени руководство госпиталя никак не было связано с Г. Св. Духа, а избиралось среди знатных горожан, орден стал приходить в упадок. Папа Лев XII предпринял попытку реформирования ордена, в 1829 г. он одобрил новый орденский устав и назначил нового главу ордена. Однако к 1841 г. в Риме к ордену принадлежало только неск. каноников, не занимавшихся госпитальной работой. Буллой папы Пия IX «Inter plurima» от 1 июля 1847 г. орден был упразднен. Г. Богоматери милосердия [франц. Hospitaliers de la charité Notre-Dame], орден, основанный в кон. XIII в. гр. Ги де Жуанвилем вместе с госпиталем в Бушромоне (еп-ство Шалон). Позднее им же был организован др. госпиталь - в Париже, переданный под упр. ордена Г. Богоматери милосердия. Папа Бонифаций VIII утвердил орден в 1300 г., изъяв его из юрисдикции местного епископа и постановив, что во главе каждого из госпиталей будет поставлен священник - член ордена, получивший всю полноту власти в управлении своим учреждением. Папа Климент VI буллой от 27 июля 1346 г. утвердил для ордена Устав блж. Августина. К XVII в. орден пришел в упадок. В 1631 г. кармелиты получили в управление мон-рь в Париже. В 1652 г. последний мон. ордена Алексис Ланго передал приорство Бушромон ордену францисканцев-терциариев. Официально орден был упразднен королевским эдиктом в 1672 г., его имущество передавалось ордену св. Лазаря. Г.

http://pravenc.ru/text/166293.html

Нижестоящая духовная власть подсудна только вышестоящей духовной власти, а высшая духовная власть в лице папы Римского подсудна только Богу. Подсудность же светской власти церковной основана на попечительстве церкви о соблюдении норм христианской морали, так что церковная юрисдикция охватывает все связанные с этими нормами дела. Духовная власть предоставлена людям и осуществляется людьми, однако по природе своей она – не земная, а небесная, так что всякий, кто противится ей, противится божественному установлению. Булла объявляла манихеем любого, кто дерзнет воспротивиться папской власти. Таким образом, король Филипп был провозглашен еретиком. «Мы торжественно заявляем, определяем и подтверждаем, – писал папа, заимствуя формулировку из трактата Фомы Аквинского Contra errores Graecorum, направленного против “схизматиков”-греков, – что подчинение римскому первосвященнику есть для каждого человеческого существа необходимое условие его спасения (subesse Romano Pontifici omni humanae creaturae (...) omnino esse de necessitate salutis)». Как отмечают исследователи, nana Бонифаций «просто не понял, что его представление о папстве препятствовало становлению светского монархического государства», поскольку был озабочен лишь укреплением собственной власти. Он не увидел тенденции к политической централизации и консолидации, которая становилась общей моделью развития. Ответные шаги Филиппа Красивого были обусловлены только желанием подавить папство и его политическую программу, которую он увидел в Unam Sanctam. 2 марта 1303 г. на новом собрании Генеральных штатов легист Гийом де Ногаре обвинил Бонифация VIII в ереси, симонии и непотизме и призвал защитить католическую церковь от недостойного папы путем созыва Вселенского собора для его смещения. Папа разрешил часть подвластных Филиппу земель от вассальной присяги и пригрозил Франции интердиктом, однако новые Генеральные штаты 13 июля 1303 г. одобрили позицию короля и присоединилось к призыву о созыве Вселенского собора. Внутри церкви против папы Бонифация выступили спиритуалы, осуждавшие роскошь папской курии и вмешательство папы в мирские дела, за что подверглись гонениям с его стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он же завоевал себе право верховной судебной власти над всеми христианами, не исключая и государей. Пользуясь этим правом, папы стали требовать предоставлять их суду царственных особ. Так папа Урбан II отлучил по суду от Церкви короля французского Филиппа, а Иннокентий III наказал своим вердиктом французского короля Филиппа Августа. Александр III (XII в.) издал постановление, чтобы на суд его переносились дела, относящиеся не только к ведомству трибунала церковного, но и светского, и притом не только важнейшие, но и незначительные. Папа Бонифаций VIII пошел еще дальше. Он утверждал, что так как всякое наше действие большей частью бывает причастно греху, поэтому ни один человеческий поступок не подлежит изъятию из ведения папского суда. Так как подчинение папскому суду уничтожало всякий след самостоятельности национальных Церквей и колебало авторитет всех других органов судебной власти, против него раздались на Западе горькие жалобы и протесты, но напрасно. Рим победил, проповедуя, что трибунал папы выше всякой земной власти, ибо власть папы по своей неограниченности равна власти Божией. Ставился даже такой вопрос: можно ли апеллировать от папского суда к суду Божьему, и ответ давался отрицательный именно на том основании, что «у Бога и папы суд общий». Для усиления верховной правительственной власти папы отвоевали у государей так называемое право «инвеституры», т.е. назначения епископов королевской властью, и хотя de jure Григорием VII и Иннокентием III установлено было свободное избрание епископов посредством капитулов, de facto распоряжался выбором епископов папа по своему желанию. Со времен Григория VII вошел в закон обычай, обязывающий епископов приносить торжественную присягу в верности папе, и, следуя этому обычаю, епископы и ныне клянутся «защищать, приумножать и распространять права, почести, преимущества и авторитет Святой Римской Церкви, государя нашего папы и преемников его, еретиков же, схизматиков и противящихся папе сколько возможно гнать и преследовать».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Под нажимом Карла Пьетро отказался короноваться в Перудже и пригласил кардиналов в Аквилею, что на границе Неаполитанского королевства. Не дожидаясь прибытия всех кардиналов, Карл настоял на коронации папы. Несколько дней спустя церемония была повторена с полным соблюдением традиций. Это был единственный случай в истории, когда папа был коронован дважды. 28 июля, верхом на осле, Папа вступает в город, однако уже вскоре после своего прибытия в Неаполь, в ноябре 1294 года, Целестин почувствовал, что из-за чрезмерного увлечения мирскими делами его душа находится в опасности и направил кардиналам прошение об отставке. Когда стало известно о решении Целестина, в Неаполе начались волнения. Многочисленная процессия духовенства окружила замок, где жил папа, и со слезами просила его продолжить понтификат. Целестин дал уклончивый ответ, но 13 декабря созвал кардиналов, объявил им о своей отставке и рекомендовал собраться для выбора нового папы. Через девять дней, в соответствии с законодательством Григория X, кардиналы избрали нового Папу. Им стал Бенедетто Каэтани, взявший имя Бонифаций VIII. После случая Целестина V, мы подходим, таким образом, к последнему Папе, оставившему престол Петра. Анджело Коррер, сын венецианского патриция Николо ди Пьетро, Папа с 1406-го по 1415-й годы под именем Григория XII, отрекаясь от престола (но по требованию собора в Костанце), он пытался приблизить решение целого ряда сложных проблем, связанных с многолетней борьбой – юридической, военной и дипломатической – с антипапами Бенедиктом XIII, главой авиньонской группировки, и Иоанном XXIII (имя, которое впоследствии будет вновь использовано Папой Ронкалли), во время раскола в западной Церкви.  Во время конклава наряду с другими членами Коллегии Григорий XII дал обет в случае избрания отречься от тиары ради преодоления раскола, если авиньонский папа Бенедикт XIII сделает то же самое. В марте 1415 года он назначил Карло Малатесту своим представителем с правом созвать от его имени собор. Если бы соборное собрание приняло эту процедуру, то Григорий предстал бы как единственный законный Папа; речь шла о формальном признании, но оно было важным.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Последний период расцвета Б. д. связан с правлением династии Комнинов (1081-1185). Имп. Алексей I в кон. XI в. начал активное строительство в дворцовом комплексе во Влахернах, однако и он, и его наследники в XII в. продолжали использовать Б. д. как офиц. резиденцию. Старый Лавсиак был перестроен имп. Мануилом I Комнином и переименован в Мануилов триклин. Кроме того, был построен особый комплекс, оформленный в оригинальном вост. стиле, получивший название «персидский дом» (περσικς δμος). К кон. XII в. Б. д. начинает пустеть; в нек-рых местах дворцового района возникают свалки. Имп. Исаак II Ангел (1185-1195) использует строительный материал из старых зданий Б. д. для возведения в столице новой ц. св. Михаила, в т. ч. снимает бронзовые ворота Халка и часть украшений с Неа-Экклесиа и ц. св. Георгия в Манганах (Nik. Chon. P. 580-582). В апр. 1204 г., после захвата К-поля рыцарями 4-го крестового похода, район Б. д. был занят и разграблен отрядом Бонифация Монферратского, одного из предводителей крестоносцев. В период Латинской империи (1204-1261) Б. д. использовался лишь частично, наряду с дворцом во Влахернах. Большое значение у латинян приобрели ц. Богородицы Фара и мон-рь св. Георгия в Манганах. После освобождения К-поля, в эпоху Палеологов, Б. д. полностью опустел и в дальнейшем разрушался или разбирался для строительства новых зданий в столице; подвалы использовались как тюрьма. Уже в 1289 г. во время бури рухнул триклин Юстиниана II , однако часть церквей с уцелевшими реликвиями и святынями продолжала действовать до сер. XV в. Сохранял свое значение лишь комплекс в Манганах: еще в нач. XV в. мон-рь был богато украшен мрамором и мозаикой, здесь содержались различные реликвии, привлекавшие множество паломников, была широко известна дворцовая б-ка. Есть сведения о ремонтных работах и, возможно, нек-рых перестройках, проводившихся в Манганах при имп. Иоанне VIII Палеологе (1425-1448). После завоевания К-поля турками в 1453 г. район Б. д. превратился в жилые кварталы, где были построены многочисленные частные дома, мечети и улицы без всякого учета прежней планировки комплекса; при многочисленных строительных работах Б. д. продолжал разбираться. Ок. 1490 г. остатки дворца, как и частные дома, сильно пострадали в результате взрыва расположенного рядом арсенала. В 1609-1617 гг. в районе местоположения прежнего дворца Дафна и ц. св. Стефана после сноса частной застройки была возведена мечеть султана Ахмета I - Ахмедие (Голубая мечеть). В 70-х гг. XIX в. вдоль всего берега Мраморного м. и Босфора была построена железная дорога, в результате чего особенно сильно пострадали прибрежные комплексы Вуколеон и Манганы.

http://pravenc.ru/text/149715.html

При Иннокентии III возрастает число абстрактно сформулированных nocmahobлehuй-consmimumiones, действие к-рых распространялось на всю католическую Церковь, и Д. с общими формулировками (см.: Liber Extra. X 1. 29. 27; X 1. 9. 10; X 5. 3. 32). 2. Судебные документы, в первую очередь папские мандаты (mandata), издавались в ответ на обращения в папский суд как в 1-ю инстанцию, на апелляции на приговоры, вынесенные местными церковными судьями, направленные в Папскую курию как в высшую судебную инстанцию. Они представляли собой папские рескрипты (rescriptum) с указанием делегированного судьи, к-рый должен будет рассматривать дело (они назначались не всегда), с изложением обстоятельств дела, разъяснением сложных правовых вопросов, послуживших поводом для обращения в Рим, и папского решения или определения по этому делу. 3. Д. также могли представлять собой пожалования, в к-рых папа, вынося решение или определение по к.-л. делу, в виде милости даровал просителю диспенсацию, изымая его из-под действия общего правила. В кон. XIII в. значительная часть Д. сблизилась по характеру с nocmahobлehuямu-consmimumiones, обращенными ко всем верующим и имеющими законодательную силу (таковыми являются мн. абстрактно сформулированные Д. папы Бонифация VIII , включенные в «Liber Sextus» 1298 г., а также нек-рые главы «Liber Extra»). В XIV-XV вв. количество Д. сокращается, что было связано с изменениями в системе папского судопроизводства, главным органом к-рого стал суд Римской Роты. Решения Римской Роты (decisiones Rotae Romanae) постепенно заняли место Д., став новым источником для ознакомления с актуальным папским правом. В общем потоке папских посланий сокращение доли Д. сопровождалось увеличением числа новых типов грамот: бреве , motu proprio . Структура и характер Прототипом Д. как вида папских грамот послужили позднеантичные имп. рескрипты. Большинство Д., особенно в развитое средневековье, принадлежало к числу т. н. litterae in forma communi, грамот, изготавливавшихся в папской канцелярии по куриальным формулярам; подобные грамоты получили широкое распространение.

http://pravenc.ru/text/171626.html

При папе Григории X партия Г. постепенно переориентировалась на франц. королевский дом. Папа, стремившийся к примирению партий, наложил на Флоренцию интердикт (1274) за нежелание прекратить преследования гибеллинов. Папа Николай III , напуганный ростом франц. влияния, попытался создать противовес французам, опираясь на гибеллинов. Он послал во Флоренцию своего легата кард. Латино деи Франджипане (1279-1280) с заданием уладить спорные вопросы в городе. После периода господства Г. (1267-1280) во Флоренции в янв. 1280 г. было создано смешанное правительство, опиравшееся на городские ремесленные цехи, но компромисс оказался неустойчивым. Партия Г. стала одной из главных орг-ций Флорентийской республики, к-рая принимала меры против тех, кого подозревали в гибеллинских симпатиях. Флорентийские Г., уничтожив гибеллинскую оппозицию, разделились на 2 партии - «белых» и «черных», группировавшихся соответственно вокруг семей Черки и Донати. К «белым гвельфам» принадлежала часть богатых горожан, «черные гвельфы» выражали интересы аристократических семей Флоренции. Отношения между представителями 2 партий быстро обострились, и после кровавого столкновения на пл. Санта-Тринита и в прилегавшем к ц. Св. Троицы квартале (1 мая 1300) вражда между партиями стала непримиримой. На нек-рый период «белые» одержали верх в борьбе за власть в республике. «Черные» обратились за поддержкой к папе Бонифацию VIII , к-рый вызвал им на помощь франц. отряд Карла Валуа, назначенного также командующим войсками католич. Церкви и губернатором Тосканы. 1 нояб. 1301 г. армия Карла Валуа, за к-рым следовало войско Корсо Донати, главы семьи Донати, вступила во Флоренцию. В 1302 г. «белые гвельфы» были изгнаны из Флоренции. Папа Бенедикт XI сделал попытки примирить Г. и гибеллинов, но после его смерти последовало «Авиньонское пленение пап» (1309-1378), усугубившее итал. усобицы. В 1310 г. герм. кор. Генрих VII вторгся в Италию, провозгласив своей целью заключение мира между партиями Г. и гибеллинов. Неаполитанский кор. Роберт и флорентийцы сумели ему противостоять. В 1312 г. Генрих VII был коронован императором и сумел завладеть рядом городов в Сев. Италии. После его смерти имперские наместники захватили власть в нек-рых городах. Угуччоне делла Фаджуола, в течение нек-рого времени синьор Пизы, сумел разгромить соединенные силы Неаполя и Флоренции в битве при Монтекатини (15 авг. 1315), что определило преобладание гибеллинов. В Милане Г. потерпели поражение, после того как Маттео Висконти, получив сан имперского викария (1311), стал графом Милана (1313). Объявив себя пожизненным синьором Милана (1317), он закрепил власть в Милане за представителями своего рода. Каструччо Кастракани, кондотьер (предводитель наемных военных отрядов), захвативший в 1316 г. власть в Лукке, а в 1325-1327 гг. при поддержке герм. кор. Людовика Баварского завоевавший значительную часть Тосканы, попытался последовать примеру Висконти. Но после его смерти Лукка снова стала гвельфской республикой.

http://pravenc.ru/text/161777.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010